Литературный энциклопедический словарь
ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТУРКМЕ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература туркменского народа, сложившегося из древнейших ираноязычных и пришлых тюркоязычных племен, главным образом огузов. В ней выделяются две струи: иранская и тюркская. Этим обусловлено и то, что фольклор и древние памятники литературы (как на фарси, так и на тюркских языках) являются общими для туркмен и других тюркоязычных и иранских народов. Развивается на туркменском языке.

Фольклор. Богатый сказочный эпос туркмен, в котором представлены сказки о животных, волшебно-фантастические, бытовые, сохранил индо-иранские и тюркские начала. Из эпических жанров народного творчества наиболее развитым в художественном отношении является дастан. Основная масса туркменских дастанов обнаруживает элементы литературной обработки. Туркменские дастаны делятся на героические и романтические. Героический эпос имеет исключительно тюркскую (огузскую) тематику. Древнейший памятник героического эпоса — 12 сказаний, слагавшихся с IX по XV вв. и собранных в XVI в. неизвестным составителем в кн. «Китаби деде Коркуд». Романтический дастан «Шасенем-Гарып», героические дастаны «Юсуп Ахмет», «Саятлы-Хемра» тематически восходят к сказаниям «Китаби…». Сюжетными элементами связан с «Китаби…» и эпос «Кёр-оглы». Романтические дастаны — часто авторская обработка известных сюжетов восточных литератур (например, «Лейли и Меджнун», «Юсуф и Зулейха»). Авторские дастаны мало отличаются от произведений фольклора, что объясняется общностью судеб туркменского фольклора и письменной литературы. Ввиду сложившихся специфических общественно-политических условий Т. л., как и фольклор, вплоть до 20-х гг. XX в. распространялась главным образом изустно, что и послужило причиной глубокой фольклоризации и синкретизма литературных произведений.

Литература XI — 1-й половины XVIII вв. Туркмены были активными участниками военных походов Сельджукидов. Из их среды вышли многие известные поэты и философы, представители ранней сельджукской поэзии в Малой Азии, писавшие на персидском языке (Челеби Хусамеддин, XIV в., и др.). Поэтами были и султаны Сельджукиды Джалалиддин Мелик-шах (XIII в.) и его сын Санджар, писавшие в жанрах, характерных для персо-язычной литературы (газели, касыды и др.). И позднее при дворах Тимуридов (1370—1507) и Великих Моголов в Индии (1526—1858) писали на фарси туркмены по происхождению Хилали Чагатаи, Байрамхан Ханханан (писавший и по-тюркски) и его сын Рахимхан, Мирза Бархудар Туркман. До середины XVIII в. в Т. л. преобладала дидактическая поэзия, отразившая исключительно исламско-суфийскую догматику. Такая позиция соответствовала уровню социально-политического развития общества и была для своего времени прогрессивной. Язык этой литературы, среднеазиатско-тюркский (чагатаи), был далек от разговорного туркменского языка. На нем писал, в частности, поэт Азади, чьи сочинения близки к назидательной поэзии иранского средневековья. Назидательность оставалась характерной чертой литературы и в позднейшие периоды.

Литература 2-й половины XVIII — начала XX вв. Новые социальные условия, усиление политической активности туркмен, вступивших в противоборство с чужеземными захватчиками, привели к возникновению гражданско-патриотической поэзии. Появились полемические стихи, эпистолярная форма — переписка поэтов на различные темы, вплоть до научных и бытовых. Однако эта литература не отличалась особыми художественными достоинствами. Более зрелый характер носит полемика между поэтами Махтумкули и Дурды-шахиром, поэтическая переписка последователей и учеников Махтумкули — Сеиди и Зелили, цикл стихов Мискинклыча, посвященный его другу-поэту. Традиция поэтической переписки в Т. л. сохранилась до наших дней (например, переписка между поэтами Ата Салихом и Дурды Клычем). Поэты XVIII в. приблизили язык поэзии к разговорному языку масс, сделав свои произведения доступными для всех слоев общества, широко использовали народные формы стиха. Основоположником нового направления в Т. л. был Махтумкули. Его творчество разнообразно: патриотические, дидактические, любовно-лирические, сатирические, религиозные, философские стихи, стихи о природе, оды и элегии. Махтумкули первым в Т. л. использовал форму «гошгы» (см. Гошма). Наряду с этим он писал также в метре аруза, в традициях книжной поэзии Востока. В произведениях Сеиди и Зелили стали заметнее социально-политические мотивы (даже в таких жанрах, как пейзажная лирика), с особой силой прозвучала тема родины, долго остававшаяся ведущей. Значительный вклад в развитие Т. л. внесли поэты Андалиб, Шабенде, Шейдай, Магрупи, Гайиби.

Туркменские поэты XIX в. в основном писали лирические стихи. В дастане «Зохре и Тахир» поэт Молланепес использовал бытовавший в Средней Азии сказочный сюжет. Видными представителями литературы XIX в. были К. Абдысетдар, Кятиби, Мятаджи, Досмамед, К. Молланепес. Недовольство народных масс, вызванное угнетением и разрухой — следствием бесконечных войн, прозвучало в социальных сатирах поэта-бунтаря Кемине. Присоединение Туркмении к России привело к относительной стабилизации положения, но не улучшило условий жизни туркменских трудящихся. Выразителями народного протеста против социальной несправедливости явились последователи Кемине — поэты Байрам Шахир, Кёрмолла, Молламурт, Дурды Клыч и др. В сатирических стихах, написанных в традициях народной поэзии, они высмеивали власть имущих. После Октябрьской революции они встали на сторону Советской власти и своим творчеством способствовали построению нового общества.

Советская Т. л. В 1924 начала выходить газета «Туркменская искра», ставшая трибуной новой литературы. В произведениях туркменских писателей находили отражение все значительные события в жизни Туркмении; разрабатывались темы, связанные со строительством социализма (стихи Молламурта, Байрам Шахира). Наряду со старшим поколением в литературе начинала работать творческая молодежь: Ата Салих, Б. Кербабаев, А. Аламышев, Шалы Кекилов.

Художественная проза, постепенно освобождавшаяся от фольклорных условностей, зародилась в Т. л. лишь в 20-х гг. (Я. Насырли). С первыми рассказами на современные темы выступили во 2-й половине 20-х гг. Кербабаев, в 1-й половине 30-х гг. — А. Дурдыев и др. Героями литературы стали люди труда. Детищем революции в Т. л. явилась и драматургия: с первыми пьесами на туркменском языке выступили А. Каушутов и Кербабаев.

Реалистический творческий метод, которому следовали туркменские писатели 20-х гг., во многом еще сочетался с традиционной условностью, подражанием фольклорно-эпическим произведениям прошлого. В 1929 — 1932 были созданы стихи Молламурта, Дурдыева, Амана Кекилова, Ч. Аширова, Ш. Кекилова. В 30-х гг. основной темой стало колхозное строительство: пьесы Х. Чарыева, Т. Эсеновой, Дурдыева. В конце 30-х гг. появились историко-революционный роман «Из кровавых когтей» Х. Дерьяева, «Айна и Артык» (отрывок из романа «Решающий шаг») Кербабаева, поэмы А. Кекилова и О. Тачназарова. Совершенствовался жанр короткого рассказа (Н. Сарыханов). Расширилась тематика драматургии, развивавшейся вместе с национальным театром. Появились пьесы Каушутова, Дурдыева, К. Бурунова, Эсеновой на историко-революционные и исторические темы, пьесы социально-бытовые и лирические. В 1934 был создан СП Туркмении.

С первых дней Великой Отечественной войны 1941 — 1945 ведущей темой литературы стала война, подвиг советских воинов: стихи Ата Салиха, поэмы Ш. Кекилова, Насырли, П. Нурбердыева, повесть «Курбан Дурды» Кербабаева, стихи К. Курбансахатова, К. Сейтлиева, А. Алиева, рассказ «Судьба» Сарыханова, произведения Б. Солтанниязова, Х. Исмаилова, К. Ишанова, А. Ниязова и др. Убедительно и правдиво показывала Т. л. жизнь тыла, трудовые подвиги тех, кто обеспечивал успехи бойцов на фронте: роман «Мехри и Вепа» Каушутова, поэма «Девушка в белом халате» Д. Халдурды и др.

Восстановление мирной жизни, взаимоотношения людей в процессе социалистического строительства, дружба народов и интернациональная солидарность — основные темы послевоенной Т. л. В литературу пришли новые силы: А. Атаджанов, М. Сеидов, К. Курбаннепесов, А. Хаидов, Ш. Борджаков, К. Эзизов и др. Активно разрабатывалась историко-революционная тематика: поэма «Конец кровавого водораздела» Аширова, романы «Решающий шаг» и «Чудом рожденный» Кербабаева. Послевоенный период отмечен дальнейшим развитием драматургии (пьесы Г. Мухтарова).

В Т. л. 60—70-х гг. появились крупные прозаические произведения Б. Худайназарова, К. Кулиева, Атаджанова, Б. Сейтакова, Дерьяева. Дальнейшее развитие получили жанры повести и рассказа (Т. Джумагельдиев, Т. Курбанов, А. Таганов, Н. Джумаев, К. Тангрыкулиев и др.). Действующими лицами романов и повестей, стихов и поэм на современные темы (роман в стихах А. Кекилова «Любовь») стали рабочие и инженеры, сельская интеллигенция.

Литературная периодика: газета «Эдебият ве сунгат»; литературный и общественно-политический ежемесячный журнал «Совет Эдебияты» (с 1928), журнал «Ашхабад».

Издания:

Антология туркменской поэзии, М., 1949;

Радуга. Избранные произведения классиков туркменской литературы, Аш,, 1982.

Литература:

Самойлович А. Н., Очерки по истории туркменской литературы, в сб.: Туркмения, т. 1, Л., 1929;

Сосонкин И. Л., Из истории эстетической мысли в Туркменистане, Аш., 1969;

Кор-Оглы Х., Туркменская литература, М., 1972;

Очерк истории туркменской советской литературы, М., 1980;

Алиева С. У., Современная туркменская проза, М., 1981.

Х. Г. Короглы.

В начало словаря