Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБЕ"-"ЭНР")
ЭБЕОГЛУ́ (Ebeoğlu) Назиф Сулейман, кипрский турецкий современный писатель. Ром. «Люблю себя», «Борцы» (оба 1964). Стихи. |
ЭБЕ́Р (Hébert) Анн (р. 1916), канадская писательница (на франц. яз.). Поэтич. сб. «Грезы в равновесии» (1942), «Гробница королей» (1953), «Стихи» (1960). Сб. рассказов «Поток» (1950). Ром. «Камураска» (1970), «Дети шабаша» (1975), «Безумные Бассана» (1982). Пьесы. |
Э́БНЕР-Э́ШЕНБАХ́ (Ebner-Eschenbach) Мария фон (18301916), австрийская писательница. Сб. рассказов «Истории из жизни деревни и замка» (1883). Ром. «Дитя общины» (1887). Кн. «Афоризмы» (1880). ■ Рассказы, М., 1901. |
Э́ВАЛЬД́ (Ewald) Йоханнес (174381), датский писатель. Трагедии «Адам и Ева» (1769), «Рыбаки» (1779). Ист. и мифол. драмы «Рольф Краге» (1770), «Смерть Бальдра» (1775). Автобиогр. пов. «Жизнь и суждения Йоханнеса Эвальда» (177478). Оды, кантаты, лирич. стихи. |
ЭВГЕМЕ́Р, см. Евгемер. |
ЭВЕНКИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. |
ЭВЕ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. |
Э́ВЕНСМУ́ (Evensmo) Сигурд (191278), норвежский писатель. Ром. «Беглецы» (1945, п. 1962), утопич. ром. «Загадка нулевого года» (1957) и «Чудо в Блиндерне» (1966), историч. трилогия «Граница», «Летучие мыши», «Домой» (194751). Киносценарии («Только одна жизнь», 1968). Кн. «Большое тиволи. Норвежское кино за 70 лет» (1967). |
Э́ВЕРЛАНН́ (Øerland) Арнульф (18891968), норвежский поэт. Сб. стихов «Одинокий праздник» (1911), «Сто скрипок» (1912), «Голубая гора» (1927), «Я заклинаю тебя» (1934), «Красный фронт» (1937), «Мы все переживем» (1945), «Дымящая свеча» (1960). Новеллы, пьесы. Тр. по языкознанию. |
Э́ВИЯ́ (Evia) Хасинто де (р. 1620), эквадорский поэт. |
ЭВРИ́СТИКА в литературове́дении (от греч. heurískō отыскиваю, открываю), совокупность разного рода литературоведческих разысканий, как правило, частного характера: установление авторства, адресата письма, даты; раскрытие и объяснение литературной мистификации (см. Мистификации литературные); локализация (приурочение произведения или его источника к определенному месту); биографическое исследование, разыскание прототипов и т. п. В узком смысле термин «Э.» употребляется как синоним понятия атрибуция. Эвристическое исследование основывается на критическом изучении источников и использует все приемы исторического и литературного источниковедения, часто обращается к текстологии. Особую сферу составляет библиографическая Э. теория и методика библиографического разыскания на основе обобщения его опыта. Оно может быть элементарным (подбор литературы по к.-л. вопросу) и сложным, осуществляемым разнообразными способами (например, если надлежит установить: где напечатано к.-л. сочинение; кому принадлежит сочинение, заглавие которого известно; местонахождение подлинника; оригинал переводного сочинения и т. п.). Литература: Берков П. Н., Введение в технику литературоведческого исследования, Л., 1955; его же, Библиографическая эвристика. (К теории и методике библиографических разысканий), М., 1960. А. Л. Гришунин. |
ЭВФЕМИ́ЗМ (греч. euphēmismós, от éu хорошо и phēmi говорю), слово или выражение, употребляемое вместо непристойных или интимных; является более неопределенным, смягченным (вместо точных по значению). Первоначально были связаны с запретами (табу) из-за суеверий и предрассудков. Характерный пример Э. у Н. С. Лескова: «К тому же и обращение у Домны Платоновны было тонкое. Ни за что, бывало, она в гостиной не скажет, как другие, что была, дескать, я во всенародной бане, а выразится, что имела я, сударь, счастие вчера быть в бестелесном маскараде; о беременной женщине ни за что не брякнет, как другие, что она, дескать, беременна, а скажет: она в своем марьяжном интересе, и тому подобное». также Перифраз, Аллегория, Эзопов язык. Т. В. Вентцель. |
ЭВФОНИ́Я (от греч. euphōnia благозвучие), в ст. Фоника. |
ЭВФУИ́ЗМ (англ. euphuism), 1) изысканно-перифрастический слог английской литературы последней четверти XVI в., состоявший сплошь из фигур и образных выражений; его организующим принципом был синтаксический, лексический и фонетический параллелизм (романы Дж. Лили, вызвавшие появление термина, Р. Грина и ранние комедии У. Шекспира). Приемы эвфуистического стиля восходят к риторике средневековых латинских проповедей и трактатов (в свою очередь воспринявшей опыт классических риторов, особенно Горгия и Исократа), к итальянской литературе XIVXVI вв., наконец, к дидактическим сочинениям гуманистов позднего Возрождения (в т. ч. к прозе испанского гуманиста А. де Гевары). Э. способствовал обогащению языка английской литературы, ее сближению с другими европейскими литературами. Параллелью Э. может служить «карамзинизм» в русской литературе 17901810-х гг. 2) В широком смысле высокопарный стиль, перенасыщенный тропами, метафорами, перифразами. |
ЭГБУ́НА, Игбуна (Egbuna) Оби (р. 1938), нигерийский писатель (на англ. яз.). Ром. «Дело о женитьбе» (1964). Пьеса «Муравейник» (1965). |
Э́ГИЛЬ (ЭГИДЛЬ) СКА́ЛЛАГРИМССОН́ (Egill Skallagrimsson, т. е. Эгиль сын Грима Лысого) (ок. 910 ок. 990), исландский поэт-скальд. Поэма «Выкуп головы», поминальная («Утрата сыновей») и хвалебные («Песнь об Аринбьёрне») песни. |
ЭГОФУТУРИ́ЗМ, см. Футуризм. |
ЭГПА́РС (Ayguesparse) Альбер (р. 1900), бельгийский писатель (на франц. яз.). Сб. поэзии «Последние огни на земле» (1931). Ром. «Мертвая рука» (1938), «День за днем» (1940), «Час правды» (1947, п. 1972), «Мы идем за своей тенью» (1953, п. 1974), «Никудышное поколение» (1954), «Альбатрос опаздывает на три часа» (1967). Сб. новелл «По всей вероятности» (1962), «В потоке дней» (1972). Эссе. |
ЭГУ́РЕН (Eguren) Густаво (р. 1925), кубинский писатель. Ром. «Ла Робла» (1967). Пов. «Тени на белой стене» (1971, п. 1974). Сб. рассказов и новелл «Нечто о бледности, окне и возвращении» (1969), «Сыр не пища для ящериц» (1975), «Кто-то стучится в дверь» (1977), «Пингвины» (1979). |
ЭГУ́РЕН (Eguren) Хосе Мария (18821942), перуанский поэт. Сб. «Символики» (1911), «Песнь образов» (1916), «Стихи» (1929). Кн. очерков «Эстетические мотивы» (изд. 1959). |
Э́ДДА МЛА́ДШАЯ, Снорриева Эдда, произведение исландского прозаика и поэта Снорри Стурлусона, написанное в 1222 1225. Состоит из пролога и 3 частей. Содержит обзор языческих мифов (многие из них известны только отсюда), обзор двучленных (кенингов) и одночленных (хейти) поэтических обозначений (фигур), проиллюстрированных стихами скальдов, а также поэму Снорри Стурлусона, которая сопровождается прозаическим комментарием, близким по стилю схоластическим трактатам. Издание в русском переводе: Младшая Эдда. Послесловие М. И. Стеблин-Каменского, Л., 1970 (лит.). |
Э́ДДА СТА́РШАЯ, Эдда Сэмунда, Песенная Эдда, Эдда, сборник древнеисландских песен, бытовавших в устной традиции. Остается спорным время их возникновения. Сборник известен в рукописи XIII в.; его составитель неизвестен. Некоторые из песен сохранились и в других рукописях. В жанровом отношении представляют собой прорицания, изречения, мифологические действа и чистые повествования. Мифологические песни, самая знаменитая из которых Прорицание вёльвы, являются единственным в своем роде источником по исландской языческой мифологии. Героические песни, основанные главным образом на сказаниях, южногерманского происхождения. По идеологии и стилю песни Э. С., имеющие наслоения разных эпох, архаичнее эпических произведений других германских народов. Издание в русском переводе: Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях, М. Л., 1963. Литература: Мелетинский Е., «Эдда» и ранние формы эпоса, М., 1968. |
«ЭДЕБИЯТ ВЕ СУНГАТ» - «ЭДЕБИЯ́Т ВЕ СУНГА́Т» («Литература и искусство»), литературная и общественно-политическая газета. Орган СП и Министерства культуры Туркменской ССР. Выходит в Ашхабаде с 1958 12 раза в неделю на туркменском языке. |
Э́ДЖУОРТ́, Эджаворт (Edgeworth) Мария (17671849), ирландская писательница. Сб. дидактич. рассказов для детей «Родительский помощник» (1795; доп. изд., т. 16, 1800), «Ранние уроки» (1801; доп. изд., т. 12, 1809). Ром. «Замок Рэкрент» (1800, п. 1972), «Вдали отечества» (1809, п. 1972). |
Э́ЗЕРА́ (наст. фам. Киндзуле) Регина (р. 1930), народная писательница Латвийской ССР (1981). Чл. КПСС с 1963. Пов. «Баллада дятлового бора» (1968), «Отблеск солнца» (1969), «Ночь без луны» (1971); ром. «Колодец» (1972), «Невидимый огонь» (1976), тетралогия «Сама со своим ветром»: ром. «Насилие» (1982), «Предательство» (1984). Рассказы. ■ Человек с собачьим нюхом. (Избр. рассказы), Рига, 1978; Проза, т. 12, М., 1983. |
ЭЗИ́ЗОВ Курбанназар (194075), туркменский советский поэт. Кн. стихов и поэм «Мальчик и море» (1969), «Уверенность» (1971), «Меж землей и небом» (1973). ■ Два дерева. [Сб. стихов], М., 1972. ● Абдыев А., Сейитниязов Д., К. Эзизов. Библиографич. указ., Ашх., 1981 (на туркм. яз.). |
ЭЗО́ПОВ ЯЗЫ́К (по имени древнегреческого баснописца Эзопа), особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращались художественная литература, критика и публицистика, лишенные свободы выражения в условиях цензорского гнета (см. Цензура). Как реакция на запрет касаться определенных идей, тем, событий, имен, Э. я. выработал, например в русской печати (кон. XVIII нач. XX вв.), систему «обманных средств», приемов шифровки (и дешифровки) свободной мысли. Специфическую роль играли в них басенные образы, аллегорические «сказочные описания» (особенно у М. Е. Салтыкова-Щедрина, который и ввел в широкий обиход выражение «Э. я.»), полупрозрачные перифразы и псевдонимы (Сибирь у Н. А. Некрасова именовалась «Вестминстерским аббатством [место захоронения лучших людей Англии. Ред.] родины твоей»), скрытые аллюзии и более прямые намеки (например, на политические репрессии), ирония («исполненная такта», она была неуязвима для цензуры), различные соположения и контрасты. Обличения отечественной действительности вуалировались «зарубежной» тематикой, бытовая фраза становилась издевкой («Чего изволите?» о газете «Новое время» А. С. Суворина). Читатель знал, что «великая работа» это революция, «реалист» К. Маркс, «исчезнувшие из хрестоматий» В. Г. Белинский или Н. Г. Чернышевский. В этом смысле Э. я. был общедоступным и служил средством не только политической борьбы, но, возникнув в «междустрочном» пространстве литературы как горькая необходимость, стал также важным средством реалистического искусства слова. С течением времени стилистика сатиры подчинила себе приемы, характерные для Э. я., и писатели стали прибегать к ним независимо от давления цензуры. Порознь и в совокупности взаимодействуя с другими способами эстетического словоупотребления, они стали чертами конкретных индивидуальных стилей (например, «Остров пингвинов» А. Франса, «Война с саламандрами» К. Чапека, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, современные жанры научно-фантастической и юмористической литературы). Литература: Паклина Л. Я., Искусство иносказательной речи. Эзоповское слово в художественной литературе и публицистике, Саратов, 1971. В. П. Григорьев. |
Э́ЙКИЯ́ (Aikiä) Армас (наст. имя Вильё Вейё) (190465), финский поэт, журналист, общественный деятель. Чл. КПФ с 1924. Поэма «Песнь об орле» (193540). Сб. стихов «Лира за решеткой» (1945), «Огненное Кантеле» (1947), «Изгнанник» (1948). Кн. «Певец у подножья вулкана» (1962). ■ Стихотворения, М.Л., 1963. |
Э́ЙНАРССОН́ (Einarsson) Индриди (18511939), исландский драматург. Пьесы «Новогодняя ночь» (1872, 1907), «Пещерные люди» (1873), «Меч и жезл» (ист.; 1899), «Судно погружается» (1902), «Пляска в Хруни» (1921). |
ЭЙНХА́РД, Эгинхард (Einhard, Eginhard) (ок. 770840), англосаксонский латинский писатель, историк. С 794 при дворе Карла Великого в Ахене. Ист. соч. («Жизнеописание Карла» (до 830; п. «Жизнь Карла Великого», 1977), «Анналы» (после 829), соч. по церковной истории, трактат «О поклонении Кресту», письма. |
Э́ЙХЕНДОРФ́, Айхендорф (Eichendorff) Йозеф фон (17881857), немецкий писатель. Лирика. Эпич. поэмы «Юлиан» (1853), «Роберт Гвискард» (1855), «Люций» (1857). Новеллы (в т. ч. «Из жизни одного бездельника», 1826, п. 1935). Романы («Предчувствие и реальность», 1815; «Поэты и их спутники», 1834), драмы (комедия «Женихи», 1833). Историко-лит. соч. ■ Стихотворения, Л., 1969. |
ЭКА́УТ, Экауд (Eckhoud) Жорж (18541927), бельгийский писатель (на франц. яз.). Ром. «Кеес Доорик» (1883), «Новый Карфаген» (1888), «Антверпенские либертины» (1912); лирико-публицистич. произв. «Воплощенная почва» (1923). ■ Полн. собр. соч., т. 14, пер. и предисл. М. Веселовской, М., 19101912; Рассказы, М., 1929. ● Black G. W., Bibliographie de G. Eckhoud, Boston, 1931. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Э́КЕЛЁФ́ (Ekelöf) Бенгт Гуннар (19071968), шведский поэт. Сб. «Поздно на земле» (1932), «Печаль и звезда» (1936), «Песня парома» (1941), «Non serviam» (1945), «Чепуха» (1955), «Мёльнская элегия» (1960), «Диван о князе Эмгиона» (1965), «Сага о Фатумех» (1966). |
ЭКЗЕГЕ́ТИКА (греч. exēgētikē, от exēgéomai истолковываю), то же, что герменевтика, учение о способах научного прочтения, понимания, филологического толкования и комментирования к.-л. литературного произведения в сочетании с реконструкцией его текста (как правило, древнего произведения, смысл которого затемнен вследствие большой давности и недостаточной сохранности источников); органическая часть текстологии. Понятие «Э.» теперь мало употребительно и перекрывается более широким понятием интерпретации, имеющим в виду также новую литературу. А. Л. Гришунин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
«ЭККЛЕЗИАСТ» - «ЭККЛЕЗИА́СТ», «Екклесиаст» (греч. ekklēsiastēes, перевод древнеевр. qōhéleth проповедующий в собрании), одна из наиболее поздних книг Библии (IV или III вв. до н. э.), памятник древнееврейской афористической литературы. Авторство долгое время приписывалось царю Соломону (жившему в X в. до н. э.) и это не простое недоразумение. Автор «Э.» не только надписывает над своей книгой имя Соломона: «сын Давидов, царь в Иерусалиме» (обычай приписывать сборники афоризмов «мудрым» царям искони существовал в древневосточной литературе), но по-настоящему «входит в образ» царя Иудеи, вводя сопряжение двух планов исповедально-личного и легендарно-исторического. Эта сознательность приема, вкус к многозначительному «разыгрыванию» читателя черты, резко выделяющие «Э.» на общем фоне древневосточной литературы. Основной мотив «Э.» бесполезность попыток всесторонне охватить жизнь, подчинить ее себе на практике или исчерпать мыслью. Все эти попытки hebel «дуновение», т е. «тщета»: «суета сует и все суета!». «Глупости», которая надеется управлять жизнью, и традиционной «премудрости», которая надеется объяснить жизнь, Э. противопоставляет мудро-недоверчивое участие в жизни с ее непрочными, но подлинными радостями. По мысли автора «Э.», все от бога, но безнадежно стараться разгадать его замыслы, ибо всегда сохраняет значение идея непостижимости, запредельности грозного и равнодушного к человеческим усилиям бога. Автор не сомневается в бытии бога, но сомневается в религии как одной из разновидностей человеческой «суеты». Такой синтез мистики и фатализма с дерзким и трезвым здравомыслием предвосхищает духовный склад, который в течение веков будет характерным для философии Востока. Для описания философской позиции «Э.» знаменательно, что горечь и скорбь «мудрости» («во многой мудрости много печали») автор связывает с законом вечного повторения: «ничего нового нет под солнцем», «всё из праха, и всё возвратится в прах», т. е. жалуется на ту самую стабильность возвращающегося к себе космоса, которая для греческих поэтов и философов была источником утешения, даже восторга. Здесь «вечное возвращение» оценено как невыносимая и неизбывная бессмыслица бытия. В этом специфика скепсиса «Э.»: автор мучительно сомневается (а значит, остро нуждается) не в мировой гармонии, а в мировом смысле, он утратил не божественный космос, а священную историю. Издание в русском переводе: Книга Экклесиаст, пер. и комментарии И. Дьяконова, в кн.: Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973. С. С. Аверинцев. |
ЭКЛО́ГА (от греч. eklogē отбор), жанровая форма буколической поэзии. |
ЭКРАНИЗА́ЦИЯ, воссоздание средствами кино и телевидения произведения иного рода искусства (литературы, театра, в т. ч. оперы, балета). Э. (как и инсценировка) осуществляется при посредстве сценария. На первых порах сводясь к иллюстрации, к «живым картинам», навеянным сюжетом известных произведений, Э. в дальнейшем обретает все большую глубину интерпретации литературы и одновременно художественную самостоятельность. Истолкование становится порой полемическим (например, фильм «Евангелие от Матфея» П. П. Пазолини, дословно придерживаясь текста Священного писания, в то же время отмечен спором с традиционным христианством), нередко сопровождается изменением исторического и национального колорита, места действия (фильм А. Куросавы, перенесшего действие «Идиота» Ф. М. Достоевского в японский город после 2-й мировой войны 1939 1945). «Оптимальной» Э. принято считать такую, когда целью кинематографистов становится создание зрелищной аналогии экранизируемому произведению, перевод его на язык кино с сохранением главных особенностей содержания и стиля. При этом естественны отказ от «буквализма перевода», сокращение побочных линий, концентрация действия, связанная с ограниченной длительностью киносеанса (хотя, например, «Война и мир» Л. Н. Толстого экранизирована С. Ф. Бондарчуком в 4 сериях, а «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси превращена английскими режиссерами в телефильм из 26 серий). Подобный тип Э. утвердился с приходом звука, со становлением «прозаического кино» и романной формы на экране. Литература: Погожева Л., Из книги в фильм, М., 1961; Фрадкин Л., Второе рождение. Некоторые вопросы экранизации, М., 1967. |
ЭКСЛИ́БРИС (от лат. ex libris из книг), или книжный знак, художественно исполненная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке; приклеивается на внутренней стороне верхней крышки переплета. Родина Э. Германия (А. Дюрер). Первый русский Э., рисованный от руки, принадлежит игумену Досифею. Печатные Э. появились в России в петровскую эпоху и изображали преимущественно гербы владельцев. Постепенно на смену гербовым пришли сюжетные Э. Сюжет рисунка Э. и девиз характеризуют интересы, вкусы владельца книги, являются средством передачи заветной мысли, сконцентрированной в одном образе. Например, в центре Э. Г. Гауптмана изображено пламенеющее сердце и начертан девиз драматурга «Ex corde lux» («Из сердца свет»). Среди русских художников развитию Э. содействовали А. Бенуа, М. Врубель, В. Васнецов, Б. М. Кустодиев и др. Издания: Экслибрисы художников Российской Федерации. 500 экслибрисов, сост. Е. Минаев, [М., 1971]. Литература: Иваск У. Г., Описание русских книжных знаков, в. 13, М., 1905 1918; Минаев Е., Фортинский С., Экслибрис, М., 1970; Ивенский С. Г., Мастера русского экслибриса, Л., 1973; его же, Книжный знак. История, теория, практика художественного развития, М., 1980. |
ЭКСПОЗИ́ЦИЯ (от лат. expositio изложение, объяснение), компонент сюжета: изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке и развертыванию конфликта, что отличает ее от предыстории (Vorgeschichte), которая сообщает читателю о далеком прошлом героя и освещает формирование его характера. В Э. обычно даются сведения о тех обстоятельствах, которые составляют фон действия. В зависимости от художественного замысла автора Э. может быть прямой, т. е. следовать до завязки (в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» Дж. Байрона), или задержанной: идти после завязки (в «Бесах» Ф. М. Достоевского) или развязки («Легкое дыхание» И. А. Бунина) или даже в конце повествования (заключительные главы «Двух капитанов» В. А. Каверина). В отличие от пролога не выделяется в композиционно самостоятельное звено текста. В. А. Калашников. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭКСПРО́МТ [от лат. exprom(p)tus готовый], разновидность импровизации стихотворная миниатюра, сочиненная устно или написанная быстро, без обдумывания; по содержанию это обычно мадригалы, эпиграммы, шутки («В молчаньи пред тобой сижу» А. С. Пушкина), реже серьезная лирика («Слезы людские, о слезы людские » Ф. И. Тютчева). М. Л. Гаспаров. |
ЭЛЕБА́ЕВ Мукай (190544, погиб на фронте), киргизский советский писатель. Сб. стихов «Майдан» (1933), «Письмо» (1941), «Великий марш» (1943). Автобиографич. пов. «Долгий путь» (1936). ■ Избр., Ф., 1974 (на кирг. яз.). |
ЭЛЕГИ́ЧЕСКИЙ ДИ́СТИХ, двустишие, состоящее из гекзаметра и пентаметра. Вошел в употребление в греческой речитативной лирике VIIIVII вв. до н. э., закрепился в жанрах элегии, эпиграммы, а затем и в других, вплоть до эпоса («Наука любви» Овидия и др.). В новоевропейской поэзии употребляется преимущественно в переводах и стилизациях античных образцов («Труд», «На статую играющего в свайку», «На перевод Илиады» А. С. Пушкина и др.). М. Л. Гаспаров. |
ЭЛИА́ДЕ-РЭДУЛЕ́СКУ (Heliade-Rădulescu) Ион (180272), румынский поэт, издатель, филолог, общественный деятель. Поэмы, в т. ч. «Крылатый дух» (1844, п. 1958), басни, сатиры, элегии. Науч. труды. |
ЭЛИА́Н (Aelianus) Клавдий (ок. 170 ок. 230), римский писатель (писал на греч. яз.), софист. Прозаич. сб. «Пестрые рассказы» (п. 1773, 1963), «О природе животных». |
ЭЛИ́ЗИЯ (лат. elisio, букв. выталкивание), в стихосложении: выпадение одного из двух гласных звуков при встрече двух гласных на стыке слов; звук может слышаться, но в счет слогов не идет (теряет метрическую значимость). Употребительна в латинском, французском, итальянском, испанском стихе; в русском стихе не употребляется. См. Хиатус. М. Л. Гаспаров. |
Э́ЛИОТ́ (Eliot) Джордж (наст. имя Мэри Анн Эванс, Evans) (181980), английская писательница. Социально-психол. ром. «Мельница на Флоссе» (т. 13, 1860, п. 1860, 1963), «Сайлес Маркер» (1861, п. 1959), «Миддл-марч» (т. 14, 187172, п. 1873, 1981) и др. Сб. пов. «Сцены из клерикальной жизни» (т. 13, 1858, п. 185960). Стихотв. драмы; очерки. |
ЭЛИ́ТИС (наст. фам. Алепуделис) Одисеас (р. 1911), греческий поэт. Поэмы «Песнь героическая и скорбная о младшем лейтенанте, погибшем в Албании» (1945), «Достойно есть» (1960). Лирич. сб. «Ориентации» (1936), «Шесть и еще одно переживание о небесах» (1960), «Светодерево и четырнадцатая красота» (1971), «Три поэмы под флагом благоприятствования» (1982). Лит. критика. Ноб. пр. (1979). |
Э́ЛКСНЕ́ (наст. фам. Фишере) Ария (р. 1928), латышская советская поэтесса. Чл. КПСС с 1963. Сб. стихов «Колосья говорят» (1960), «Свет вершин» (1968), «Третья бесконечность» (1971), «До солнца додумать» (1977). ■ Дорога домой (Избр.), Рига, 1978 (на латыш. яз.); На берегу тишины. Стихи, М., 1975; Женщины. Стихи, Рига, 1976. |
ЭЛЛЕ́НС, Гелленс (Hellens) Франц (наст. имя Фредерик ван Эрманжан, Van Ermengem) (18811972), бельгийский писатель (на франц. яз.). Сб. новелл «В тылу ветра» (1909, п. «Жестокости жизни», 1916), «Фантастическая реальность» (1923). Автобиогр. проза: «Наивный» (1926), «Девы желания» (1930), «Фредерик» (1935). Ром. «Мелюзина» (1920), «Одна женщина и двое мужчин» (1929), «Пороховой склад» (1936), «Вторая жизнь» (1945), «Морельдьё» (1946); «Родиться и умереть» (1948), «60-летний мужчина» (1951), «Записки Эльзенера» (1954). Стихи, притчи, эссе, критич. статьи. В 1973 учреждена премия им. Э. |
ЭЛЛИНИ́ЗМ, понятие, введенное в науку об античности немецким историком И. Г. Дройзеном (Droysen J. G., Geschichte des Hellenismus, Bd 1 2, 1836 1843) для обозначения культуры, возникшей в Малой Азии и Египте в результате македонского завоевания (последняя треть IV в. до н. э.). Хронологическими границами Э. традиционно считаются 33023 до н. э. (от смерти Александра Македонского до подчинения Риму Египта последнего эллинистического государства). В исследовании этого периода в течение XIX в. преимущественное внимание уделялось выявлению греческого влияния на культуру покоренных народов. Накопленный в XX в. материал показал, что и греческая культура испытывала на протяжении многих столетий воздействие культурного наследия и фольклорных традиций, существовавших на Ближнем Востоке, в Малой и Средней Азии. Поэтому правильнее выделять период раннего Э. (условно до 30 до н. э.), когда культурное развитие сосредоточивается главным образом в важнейших центрах эллинистических монархий (Александрия, Пергам, Антиохия), и период позднего Э. (VI вв. до н. э.), когда эллинистическая культура распространяется на отдаленнейшую периферию Римской империи и соседних с нею стран (Парфия, Бактрия, Армения), вступая в сложное взаимодействие с местными традициями. В. Н. Ярхо. |
Э́ЛЛИСОН́ (Ellison) Ралф Уолдо (р. 1914), американский негритянский писатель. Ром. «Невидимка» (1952). Публицистич. сб. «Тень и действие» (1964). ● Зверев А., «К хаосу или к сообществу?», «ИЛ», 1970, № 3. |
ЭЛЛЯ́Й (Кулачиков) Серафим Романович (190476), народный поэт Якутской АССР (1964). Чл. КПСС с 1946. Сб. стихов и поэм «В дни цветущей молодости» (1929), «Счастливая жизнь» (1938), «Путевые огни» (1941), «Радость» (1946), «Песни победы» (1950), «Слава творческому труду» (1959), «Человек человеку» (1962), «Негаснущий огонь» (1969), «Сердце друга» (1973), «Мой хомус» (1974). ■ Избр., т. 12, 196465 (на якут. яз.); Стихотворения и поэмы, М., 1972. ● Копырин Н. З., Поэзия Элляя, Якутск, 1964. |
Э́ЛСХОТ́ (Elsschot) Виллем (наст. имя Альфонс Де Риддер, De Ridder) (18821960), бельгийский писатель (на нидерл. яз.). Сб. стихов «Ранние стихотворения» (1934). Ром, «Вилла роз» (1913, п. 1972), «Разочарование» (1921), «Силки» (1924, п. 1972). Сатирич. пов. «Сыр» (1933, п. 1972), «Танкер» (1942, п. 1972), «Блуждающий огонек» (1946, п. 1972). |
ЭЛЬГА́Р Кашиф Мисостович (р. 1935), кабардинский советский писатель. Сб. стихов и поэм «У развилки семи дорог» (1961), «Надежда» (1968). Сб. рассказов «Начало» (1964), «Под сенью леса» (1969). Пов. «Ночное солнце» (п. 1978). ■ Тот силен, кто прав. Повести, Нальчик, 1977 (на кабард. яз.); Подумаешь, дождь! Рассказы, М., 1969; В долине нарзанов. Стихи и поэма, М., 1969; Запах дождя. Стихи и поэмы, М., 1974. |
ЭЛЬСКА́МП (Elskamp) Макс (18621931), бельгийский поэт (на франц. яз.). Сб. поэзии «Шесть песен бедного человека» (1895), «Хвала жизни» (1898), «Шатры исхода» (1921), «Песни разочарования» (1922), «Песня улицы св. Павла» (1922), «Песни о галсах» (1923), «Светлые радости» (1934). |
Э́ЛЬСТЕР́ Старший (Elster) Кристиан Маннруп (184181), норвежский писатель. Сб. новелл «Крестный ход» (1871). Пов. «Облака под солнцем» (1877), «Перелетная птица» (1881). Ром. «Тора Трундаль» (1879) и «Опасные люди» (1876, опубл. 1881, п. 1882). ■ Брандес Г., К. Эльстер, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1906. |
ЭЛЮА́Р (Eluard) Поль (Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) (18951952), французский поэт. Чл. ФКП с 1942. Сб. «Долг и тревога» (1917), «Стихи для мирного времени» (1918), «Животные и их люди, люди и их животные» (1920), «Примеры» (1921), «Град скорби» (1926), «Любовь поэзия» (1929), «Сама жизнь» (1932), «Роза для всех» (1934), «Естественный ход вещей» (1938), «Песни полнота» (1939), «Открытая книга I, 19381940» (1940), «Открытая книга II, 19391941» (1942), «Поэзия и правда 1942 года» (1942), «Лицом к лицу с немцами» (194245), «Достойные жить» (1944), «Непрерывная поэзия» (1946), «Внутренним взором. 8 зримых поэм» (1947), «Политические стихи» (1948), «Урок морали» (1949), «Посвящения» (1950), «Суметь все сказать», «Феникс» (оба 1951), «Лик всеобщего мира» (1951, совм. с П. Пикассо), «Непрерывная поэзия II» (изд. 1953). Кн. «Тропинки и дороги поэзии» (1952), «Антология суждений об искусстве» (т. 13, 195254). Междунар. пр. Мира (1953). ■ Избр. стихотворения, М., 1961; Стихи, М., 1971. ● Великовский С. И., К горизонту всех людей. Путь П. Элюара, М., 1968; П. Элюар. Биобиблиографич. указатель, М., 1963. |
ЭМБЛЕМА́ТИКА, учение о значении эмблем, охватывающее их истолкование, теорию и историю. Эмблемы, символизирующие отдельные идеи, качества и прочее, известны с глубокой древности. Особое развитие Э. получает в XVI в., отвечая эстетике маньеризма и барокко. Возникает новый жанр художественно-литературных сборников, начало которому положила книга эмблем Андреа Альчати (1531). Состав эмблематических сборников представлял «триаду»: Изображение, предлагавшее отдельные предметы или их сочетания, мифологические, библейские и исторические сцены и фигуры; Девиз, раскрывавший их подразумеваемый смысл; пояснительная Подпись. Эмблема зримая, овеществленная метафора, возникавшая в результате часто неожиданного сближения представлений, создающего «умственный образ», в котором отвлеченные понятия и истины приобретали иллюзорную конкретность. С развитием Э. вырабатывался канон устойчивых значений. Э. служила риторическим целям внушения религиозных и политических идей. В поэзии XVIXVII вв. наряду с усилением однозначности эмблем развиваются сложные образы, уводящие Э. в сторону метафорической поэзии. Литература: Морозов А. А., Софронова Л. А., Эмблематика и ее место в искусстве барокко, в сб.: Славянское барокко, М., 1979. А. А. Морозов. |
ЭМЕ́ (Aymé) Марсель (190267), французский писатель. Ром. «Зеленая кобыла» (1933), «Низкий домик» (1935), «Самый долгий путь» (1946), «Уран» (1948), «Ящики незнакомца» (1960). Пьесы «Чужая голова» (1952, п. «Третья голова», 1962), «Лунные птички» (1955), «Синяя муха» (1957). Сб. рассказов «Картины в колодце» (1932), «Карлик» (1934), «За домом Мартена» (1938), «Человек, проходивший сквозь стены» (1943, п. 1962), «Парижское кино» (1947), «Назад» (1951). |
Э́МЕРСОН́ (Emerson) Ралф Уолдо (18031882), американский эссеист, философ-трансценденталист, поэт. Книги-эссе: «Природа» (1836), социально-этич. «Очерки» (1841 и 1844; в т. ч. «Доверие к себе»), «Черты английской жизни» (1856); трактат «Общество и одиночество» (1870), серия биогр. очерков «Представители человечества» [Платон, Э. Сведенборг, Монтень, У. Шекспир, Наполеон, Гёте] (1850). Стихи, в т. ч. «Бостонский гимн» (1863). ■ Соч., т. 12, СПБ, 190102; [Статьи], в кн.: Эстетика амер. романтизма, М., 1977. ● Cooke G., A bibliography of R. W. Emerson, Ann Arbor, 1962. |
ЭМИ́Н Геворк (наст. имя и фам. Карлен Григорьевич Мурадян) (р. 1919), армянский советский поэт. Чл. КПСС с 1953. Сб. стихов «Предтропье» (1940), «Новая дорога» (1949, Гос. пр. СССР, 1951), «Поиски» (1955), «По сей день» (1959), «В этом возрасте» (1968), «Двадцатый век» (1970), «Семь песен об Армении» (1974), «Век. Земля. Любовь» (1974; Гос. пр. СССР, 1976). ■ Соч., т. 12, Ер., 197577 (на арм. яз.); Избр. произв., т. 12, М., 1979; Семь песен об Армении, М., 1981. ● Геворг из Аштарака. Сб. ст., Ер., 1979. |
ЭМИ́Н Сеитумер (р. 1922), крымскотатарский советский писатель. Сб. стихов «Белые цветы» (1968), «Дни огневые» (1969). Ром. «Волею рожденные» (1971). |
ЭМИ́Н Фёдор Александрович (наст. имя Магомет-Али Эмин) (173570), русский писатель, журналист. До 1761 за границей (Турция, Италия, Англия). Изд. журн. «Адская почта» и (предположительно) «Смесь» (оба 1769). Ром. «Любовный вертоград, или Непреоборимое постоянство Камбера и Арисены», «Приключения Фемистокла», «Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда» (все 1763), «Награжденное постоянство, или Приключения Лизарка и Сарманды» (1764), «Письма Ернеста и Доравры» (ч. 14, 1766). Сб. «Нравоучительные басни» (1764, в прозе), комедия «Ученая шайка» (не изд.). Переводы. Религ. соч. «Путь к спасению» (опубл. 1780). «Российская история жизни всех древних от самого начала России государей» (т. 13, 176769). |
ЭМИНЕ́СКУ (Eminescu; наст. фам. Эминович, Eminovici) Михаил (Михай) (185089), румынский и молдавский поэт. Стих., в т. ч. «Венера и Мадонна» (1869), «Эпигоны» (1870). Поэма-сказка «Мирон и бестелесная красавица» (1869), поэмы «Ангел и Демон» (186970), «Император и пролетарий» (1874), стих. «Жизнь» (187980), филос.-сатирич. цикл «Послания» (1881), филос.-символич. поэма «Лучафэр» (1883, п. 1979). Сб. «Стихи» (1883; единств. прижизн. издание книги поэта). Произв. в прозе. Фольклорные изыскания, лит. критика, публицистика. ■ Стихи, М., 1950; Лирика, М., 1968; Избр., Киш., 1981. ● Кожевников КХ А., М. Эминеску и проблема романтизма в рум. лит-ре XIX в., 1968; Попович К., М. Эминеску, Киш., 1982. |
Э́МИС́, Эймис (Amis) Кингсли (р. 1922), английский писатель. Ром. «Счастливчик Джим» (1954, п. 1958), «Лига против смерти» (1966), «Девушка, 20 лет» (1971), «Пунктик Джейка» (1978) и др.; ром.-антиутопия «Операция» (1976); детективные и «шпионские» романы. Лит-ведч. книга о Р. Киплинге (1975). |
ЭММАНЮЭ́ЛЬ (Emmanuel) Пьер (19161984), французский поэт, критик. Поэтич. сб. «Могила Орфея» (1941), «Сражайся вместе с твоими защитниками», «День гнева» (оба 1942), «Cantos» (1944), «Свобода нас ведет» (1945), «Печаль, о родина моя» (1946), «Вавилон» (1951), «Облако лик» (1955), «Возраст на убыли» (1958), «Евангельские мотивы» (1961), «Второе пришествие» (1963), «Яков» (1970), «София» (1973). Автобиографич. кн. «Кто сей человек?» (1947) и «Работник одиннадцатого часа» (1953). Ром. «Ведь я Вас люблю» (1949); критич. иссл. о П. Элюаре (1947) и Ш. Бодлере (1967). Публицистика. Эссе «Мир внутри нас» (1967). |
ЭМО́Н (Hémon) Луи (18801913), канадский писатель (на франц. яз.). Ром. «Мария Шапделен» (изд. 1914). |
ЭМПЕДО́КЛ (ок. 490 430 до н. э.), древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель. По легенде, бросился в кратер Этны в доказательство своей «божественности». Филос. поэмы «О природе» и «Очищения»; сохранились отрывки (пер. в кн.: Лукреций Кар, О природе вещей, М., 1983). Герой драмы Ф. Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла». |
Э́МПСОН́ (Empson) Уильям (р. 1906), английский поэт, литературовед. Сб. «Избранные стихи» (1955). |
ЭНАМОРА́ДО КУЭ́СТА (Enamorado Cuesta) Хосе (18921976), пуэрториканский поэт, общественный деятель. Сб. стихов «Твердыня» (1931), «Гурьбой» (1942), «Алой кровью» (1946), «Три знамени и другие стихи» (1953). |
ЭНВЕРИ́, Анвари Али Аухадеддин, персидский и таджикский поэт 12 в. Преим. панегирич. касыды, а также газели, кита, рубай. |
ЭНГЕЛЬГА́РДТ Александр Николаевич (183293), русский публицист, ученый-агрохимик. Цикл «Письма из деревни» (18721882, 1887, отд. изд. 1882, 6 изд. 1960). ● Нечуятов П. Я., А. Н. Энгельгардт, Смоленск, 1957. |
Э́НДО́ Сюсаку (р. 1923), японский писатель. Пов. «Белый человек» (1955), «Море и яд» (1958, п. 1964), «Супружеская жизнь» (1963, п. 1965), «Женщина, которую я бросил» (1964, п. 1968), ром. «Молчание» (1966), «Самурай» (1980), новеллы; пьесы. |
Э́НДРЮ из УИ́НТОНА́ (Andrew of Wyntoun), шотландский поэт 15 в. Стих. «Оригинальная хроника Шотландии» (ок. 1420). |
Э́НКВИСТ́ (Enquist) Пер Улуф (р. 1934), шведский писатель, критик. Ром. «Хрустальный глаз» (1961), «Пятая зима магнетизера» (1964), «Гесс» (1966), «Легионеры» (док., 1968), «Второй приз» (1971), «Выход музыкантов» (1978). |
Э́ННИЙ́ (Ennius) Квинт (239169 до н. э.), римский поэт. Нац.-историч. эпопея «Летопись» («Анналы») в 18 кн. Трагедии, комедии, сатуры, эпиграммы, дидактич. поэмы; сохранились отрывки. |
ЭНО́ (Hénault) Жиль (р. 1920), канадский поэт (на франц. яз.). Поэтич. сб. «Театр на открытом воздухе» (1946), «Тотемы» (1953), «Путешествие в страну памяти» (1960), «Семафор» (1962), «Знаки для зрячих» (1972). |
ЭНО́-БЕЛИНГА́ (Eno-Belinga) Самюэль Мартен (р. 1935), Камерунский поэт (на франц. яз.), ученый-геолог, исследователь культуры, музыковед. Поэтич. сб. «Негритянские маски» (1972), «Камерунские баллады и песни» (1974), «Пророчество из Жоаля», «Равноденствие» (оба 1975). Иссл. «Народная литература и музыка Черной Африки» (1965). |
ЭНРИ́КЕС (Henríquez) Камило (17691824), чилийский публицист. |