Литературный энциклопедический словарь
УРДУ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

УРДУ ЛИТЕРАТУРА

УРДУ́ ЛИТЕРАТУ́РА, одна из основных литературных общностей народов Индии и Пакистана, на языке урду. Сведения о первых памятниках У. л., развивавшейся под влиянием персидской классики, относятся к XI-XII вв. Основоположник поэтической традиции - Амир Хосров Дехлеви. В XV-XVII вв. У. л. развивалась в основном в мусульманских княжествах Декана (Биджапур, Голконда и др.) на языке дакхни (т. н. южный хиндустани) как религиозно-мистическая (суфийская и бхакти), так и светская поэзия. Веротерпимость правителей княжеств способствовала широкому использованию в У. л. мусульманской и индуистской тематики. В деканский период в У. л. были представлены все основные поэтические формы, заимствованные из персидской поэзии, - газель, касыда, марсийа, месневи, рубаи.

Мухаммад Кули Кутб-шах - автор первого дивана на урду и произведений, отражающих реальную жизнь Декана. Ибрахим Адиль-шах создал музыкально-поэтический сборник «Девять мелодий». Месневи писали Нусрати, Гавваси, создавший также одно из первых в У. л. прозаических произведений - аллегорическую повесть «Все чувства». Высшее достижение деканской поэзии - творчество Вали Аурангабади. С потерей деканскими княжествами независимости центр У. л. переместился на север (Дели, Лакхнау, Рампур и др.). Видные поэты XVIII в. - Фаиз Садруддин Мухаммад Дехлеви, Наджмуддин-шах Мубарак Абру, Хатим и др.

С конца XVIII в. развивается прозаическая традиция. Появились дастаны сказочно-фантастического характера, в основном переделки санскритских и персидских произведений. С основанием колледжей Форт-Уильям (Калькутта, 1800) и Делийского (1827) переводы-переделки с восточных и западных языков стали регулярными. В 40-х гг. зародилась просветительская публицистика (Рам Чандар и др.). Гуманистическое содержание характерно для поэзии Мира (Мухаммад Таки Мир), Назира Акбарабади, Мирзы Галиба; стихи Галиба полны ожидания социальных перемен. Многие поэты вслед за Мир Дардом писали в русле суфийской литературы. В Лакхнау сложилась школа изысканной по форме эротической поэзии (Рангин, Джан Сахиб и др.). Совершенствуется стихотворная техника, вводятся новые размеры (мухаммас). Достиг расцвета жанр марсийа: Мир Анис, Мирза Дабир; в религиозно-исторических сюжетах их произведений отразилась индийская действительность.

Последняя треть XIX в. представляет собой в истории У. л. этап развитого просветительства. На первый план выдвинулся роман - морально-дидактический (Назир Ахмад), авантюрно-приключенческий (Р. Саршар), исторический (Абдул Халим, Шарар) и социальный (Русва). Просветительскими идеями пронизаны патриотическая поэзия и литературно-критические работы Мухаммада Хусейна Азада, Хали, Мухаммада Шибли Нумани.

В стихах крупнейшего поэта начала XX в. Мухаммада Икбала философски осмысляются основные проблемы бытия. В У. л. 20-30-х гг. усилилось социальное звучание; в романах и рассказах Премчанда утвердился метод критического реализма. Созданная в 1936 Ассоциация прогрессивных писателей Индии объединила активных участников антиколониальной борьбы, писателей социалистической ориентации: революционный романтик Джош Малихабади, прозаики Кришан Чандар, Ходжа Ахмад Аббас, Раджендар Сингх Беди. Поэты Фаиз Ахмад Фаиз, Махдум Мохиуддин, Али Сардар Джафри, Ахмад Надим Касми реформируют традиционный стих, наполняют его новым социальным содержанием.

Формируется марксистская критика. В 30-х гг. зародилось и формалистическое направление в поэзии - Мираджи и др. Отсутствие профессионального театра сдерживает развитие драматургии на урду. Популярны одноактные драмы и радиопьесы. После достижения Индией и Пакистаном независимости в 1947 У. л. развивается в этих странах на основе общих традиций. В то же время формируются и специфические черты, вызванные особенностями исторического развития этих стран (также Индийская новая литература, Пакистанская литература).

Современный литературный процесс освещается в индийских журналах «Китаб» (Лакхнау), «Шаир» (Бомбей), «Асри адаб» (Дели), в пакистанских «Афкар» и «Пакистани адаб» (Карачи), «Санг-о-мел» (Пешавар), «Фунун» и «Нукум» (Лахор) и др.

Литература:

Эхтишам Хусейн С., История литературы урду, пер. с хинди, М., 1961;

Глебов Н. В., Сухочев А. С., Литература урду, М., 1967;

Сухочев А. С., От дастана к роману, М., 1971;

Октябрьская революция: ее воздействие на индийскую литературу. [Сб. ст.], пер. с англ., М., 1980.

А. С. Сухочев.

В начало словаря