Статьи на букву "Н" (часть 1, "НА"-"НГУ")
«НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОСТУ» - «НА ЛИТЕРАТУ́РНОМ ПОСТУ́», журнал критики. Выходил в Москве в 1926 1932 (с 1931 три раза в месяц). Основной орган РАПП (в ст. Ассоциации пролетарских писателей). «На л. п.», в редакцию которого входили Л. Л. Авербах, Ю. Н. Либединский, А. А. Фадеев и др., осуждал нигилистическое отношение своего предшественника журнала «На посту» к классическому наследию, широко освещал актуальные вопросы советской литературы, разрабатывал проблемы творческого метода. Вместе с тем журнал не учитывал поворота основной массы непролетарских писателей к социализму, пропагандировал схоластические концепции («союзник или враг» и пр.) вульгарно-социологического характера. В связи с ликвидацией РАПП прекратил существование. |
НАБИ́ ХАЗРИ́ (наст. имя и фам. Наби Алекпер оглы Бабаев) (р. 1924), народный поэт Азербайджанской ССР (1984). Чл. КПСС с 1955. Сб. «Расцвет мечты» (1950), «Стихи и поэмы» (1971), «Море начинается с вершин» (1971), «Звездный караван» (1979) и др. Гос. пр. СССР (1973). ■ Избр. соч., т. 12, Б., 197374 (на азерб. яз.); Избр. произв., т. 14, Б., 198384 (на азерб. яз.); Избр. произв., т. 12, М., 1979; Море со мной. Стихи и поэмы, М., 1983. ● Леонов Б. А., Наби Хазри, Б., 1981. |
НАБИ́ (Nabi) Юсуф (16421712), турецкий поэт. Диван лирич. стихов (изд. 1841); дидактич. поэмы «Хайрийе» (1701, изд. 1889, частично п. в журн. «Моск. ежемес. изд.», 1781), «Хайрабад» (1705). Филос., мистич. трактаты. |
НАБЛЬ (Nabl) Франц (18831974), австрийский писатель. Ром. «Эдхоф» (т. 12, 1911), «Могила живых» (1917), «Висельный срок» (1921). Рассказы, пьесы. |
«НАБЛЮДАТЕЛЬ» - «НАБЛЮДА́ТЕЛЬ», русский литературный, политический и научно-популярный ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 18821904 (с перерывом в 1902 1903) А. П. Пятковским. Наряду с второсортной русской и иностранной беллетристикой печатал отдельные произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. В. Засодимского, стихи И. А. Бунина, Л. Н. Трефолева, К. М. Фофанова, переводы из А. Доде, Г. де Мопассана, Э. Золя, Ф. Брет Гарта. |
НАБО́КОВ (Nabokov) Владимир Владимирович (псевд. Сирин, Sirin) (18991977), русско-американский писатель. В эмиграции с 1919, в США с 1940, умер в Швейцарии. До 1940 писал на рус. яз., затем также и на англ., с 60-х гг. только на англ. яз. Ром. «Машенька» (1926), «Защита Лужина» (19291930), «Камера обскура» (193233), «Отчаяние» (1934), «Дар» (1937). Аллегорич. пов. «Приглашение на казнь» (193536). Сб. рассказов «Возвращение Чорба» (1930). Кн. воспоминаний «Другие берега» (1951); сб. «Весна в Фиальте и другие рассказы» (1956). Ром. «Лолита» (1955), «Пнин» (1957), «Ада» (1969), «Посмотри на арлекинов!» (1974). Стихи. Иссл. «Николай Гоголь» (1944), комментированный прозаич. пер. «Евгения Онегина» (т. 13, 1964), пер. на англ. «Слова о полку Игореве». «Лекции по рус. лит-ре» (1981). «Беседы. Воспоминания» (1966). ● Schuman S., W. Nabokov: a ref. guide, Boston, 1979 (путеводитель). |
НАВАДЕ́ЙДЖИ, Навадейчжи (г. рожд. и смерти неизв.), бирманский поэт 2-й пол. 16 в., военачальник. |
НАВА́РРО ЛУ́НА (Navarro Luna) Мануэль (18941966), кубинский поэт. Чл. КПК с 1930. Поэма «Раненая земля» (1936), стихотв. циклы «Поэмы мамби» (194459), «Оды милисьяно» (196162), сб. стихов «Выстраданные ритмы» (1919), «Пульс и волна» (1932), «Оды мамби» (1961). |
НАВОИ́, Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер (14411501), узбекский поэт, мыслитель. Гос. деятель. «Хамсе» («Пятерица»): поэмы «Смятение праведных» (1483), «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет» (все 1484), «Стена Искандера» (1485). Свод стихов «Сокровищница мыслей» состоит из 4 диванов (собранных Н. в 149899): «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины среднего возраста», «Назидания старости». Аллегорич. поэма «Язык птиц» (1499). Прозаич. произв.: антология «Собрание утонченных» (149192), «История иранских царей», «История пророков и мудрецов», «Пятерица смятенных» (1492), «Веяния любви», филос.-дидактич. соч. «Возлюбленный сердец» (1500). Трактат по стихосложению «Весы размеров». Трактат «Спор двух языков» (1499). ■ Соч., т. 115, Таш., 196368 (на узб. яз.); Соч., т. 110, Таш., 196870; Стихотворения и поэмы, Л., 1983. ● Бертелье Е. Э., Избр. труды. Навои и Джами, М., 1965. |
НАВТЕ́ДЖ СИНГХ (192381), индийский писатель (на панджаб. яз.). Сб. рассказов «Возвращение на родину» (1955), «Запах риса» (1960), «Самая богатая сокровищница» (1964), «Без братьев» (1978). |
НАГА́И Кафу (наст. имя Сокити) (18791959), японский писатель. Пов. и ром. «Цветы ада» (1902), «Язвительная усмешка» (1910), «Состязание» (191617), «Удивительная повесть о Бокуто» (1937), рассказы. Эссе. |
НАГА́РДЖУН (наст. имя Вайдьянатх Мишра, р. 1908), индийский писатель (на яз. хинди). Ром. «Паро», 4 Тетушка Ратинатха» (1948), «Балчанма» (1952), «Дети Варуны» (1956), «Новый росток» (1957), «Избавляющий от бед» (1958), «Бриллиантовый юбилей» (1962), «Зловещая звезда» (1963). Сб. стихов «Стремнина эпохи» (1952), «Крылатая радуга» (1959), «Жаждущие окаменевшие глаза» (1962). |
НАГИ́ Ибрахим (18981953), арабский поэт (Египет). Сб. стих. «Ночи Каира» (1944), «Раненая птица» (1961). Перевел на араб. яз. Ш. Бодлера. |
НАГИ́БИН Юрий Маркович (р. 1920), русский советский писатель. Пов. «Трудное счастье» (1956), «Павлик», «Великое посольство» (обе 1959), «Страницы жизни Трубникова» (1962, киносценарий «Председатель», 1964), «Далеко от войны» (1964), «Бабье царство» (1967), «На кордоне» (1968), «Лето моего детства», «Перекур» (обе 1969), «Пик удачи» (1970), «Как был куплен лес» (1972), «День крутого человека» (1974), «Один на один», «Заступница» (обе 1979). Документ. пов. («были») «Школьный альбом» (1981), «В те юные годы» (1982). Сб. рассказов «Человек с фронта» (1943), «Большое сердце», «Две силы» (оба 1944), «Зерно жизни» (1948), «Господствующая высота» (1951), «Зимний дуб» (1955), «Человек и дорога» (1958), «Последний штурм» (1959), «Ранней весной» (1961), «Погоня» (1963), «На тихом озере и др. рассказы», «Ночной гость» (оба 1966), «Непобедимый Арсенов» (1972), «Берендеев лес» (1978). Кн. о творчестве «Размышления о рассказе» (1964), «Лит. раздумья» (1977), «Не чужое ремесло» (1983). ■ Собр. соч., т. 14, М., 198081. ● Богатко И., Юрий Нагибин, М., 1980. |
НАДЕРПУ́Р Надер (р. 1929), иранский поэт. Сб. «Глаза и руки» (1954), «Фея кубка» (1955), «Поэзия винограда» (1958), «Сурьма солнца» (1960). |
НАДЖМИ́ (наст. фам. Нежметдинов) Кави Гибятович (190157), татарский советский писатель, общественный деятель. Чл. КПСС с 1919. Сб. стихов «Самое последнее» (1925). Поэмы «Хаят апа» (1941), «Фарида» (1944). Сб. рассказов «Жребий» (1926). Пов. «Прибрежные костры» (1929), «Светлая тропа», «Первая весна» (обе 1930). Ром. «Весенние ветры» (1948; Гос. пр. СССР, 1951). ■ Соч. в 4-х тт., т. 13, Каз., 198183 (на тат. яз.); Повести и рассказы, М., 1957. |
НАДЖМИ́ (наст. фам. Назмутдинов) Назар Назмутдинович (р. 1918), башкирский советский поэт. Чл. КПСС с 1944. Сб. «Капельки» (1950), «Неожиданный дождь» (1960), «Снега идут» (1971), «Стороны» (1980). Рассказы, пьесы. ■ Соч., т. 13, Уфа, 197778 (на башк. яз.); Вслушиваясь в тишину. Стихи и поэмы, М., 1973; Спасибо этому дому. Стихи и поэмы, М., 1974; Всегда под звездами. Стихи и поэмы, М., 1975; Приглашение другу. Стихи и поэмы, М., 1981. |
НАДИРА́ (лит. имя; также Камила, наст. имя Махларойим) (1791 или 17921842), узбекская поэтесса. Три дивана лирич. стихов. Газели. Мухаммасы. ■ Соч., т. 12, Таш., 19681971 (на узб. яз.); Избр. стихотворения, Таш., 1979. |
НА́ДСОН Семён Яковлевич (186287), русский поэт. Лирика (гражд., любовная, пейзажная; даты создания), в т. ч. «На заре» (1878), «Поэт» (1879), «Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат» (1880), «Сколько лживых фраз, надуто-либеральных» (1881, опубл. 1887), «Полдороги», «Завеса сброшена: ни новых увлечений» (оба1881), «Наше поколенье юности не знает» (1884). Сб. «Стихотворения» (1885). Поэмы «Христианка» (1878), «Весенняя сказка» (1882). Проза (сб. «Проза. Дневники. Письма», 1912, с библиогр. указат. Н. К. Пиксанова), критика (сб. «Литературные очерки», 1887), драматургия (драма в стихах «Царевна Софья», незаконч., 1880, опубл. 1902). ■ Полн. собр. соч., т. 12, П., 1917; Полн. собр. стих., М.Л., 1962. ● С. Я. Надсон. [Сб. статей], СПБ, 1887; Котляревский Н. А., Очерки новейшей рус. лит-ры. Поэзия гнева и скорби, М., 1890. |
НАДЬ (Nagy) Ласло (192581), венгерский поэт. Лирич. сб. «Отступись, боль» (1949), «Прелесть воскресения» (1956), «Лицом к морю» (1966), «Запутавшийся в стихах» (1973). |
НАЖЖА́Р, ан-Наджар, Ларби (ум. 1916), тунисский народный поэт (на араб. яз.). |
НАЗА́РОВ Хабибулло (190778), таджикский советский писатель. Чл. КПСС с 1939. Поэтич. сб. «За мир» (1956), «Вечное счастье» (1962). Пов. «В поисках Карима Девоны» (1958), «Юлдаш командир» (1964), «Мирзо Ризо» (1970). Ром. «Приключения Сафара-Махсума» (1971, совм. с Дж. Икрами). Произв. для детей. ■ Избр., т. 12, Душ., 197881 (на тадж. яз.); В поисках Карима Девоны, М., 1979. |
НАЗАРЯ́Н Степан Исаевич (181279), армянский публицист, просветитель, историк лит-ры, общественный деятель. В 185864 изд. в Москве журн. «Юсисапайл». Тр. «Беглый взгляд на историю Гайканской литературы до конца 13 столетия» (1844), «Обозрение истории Гайканской письменности в новейшие времена» (1846) и др. |
НАЗИ́Р АКБАРАБА́ДИ Вали Мухаммад (17401830), индийский поэт (на урду яз.). Поэмы «Ликование времени дождей», «Нищета», «Потрясенный город». Сатирич. произв. |
НАЗИ́Р АХМА́Д (18361912), индийский писатель (на урду яз.). Ром. «Зеркало невесты» (1869), «Раскаяние Насуха» (1877), «Повесть о Мубтале» (1885), «Ибн-ль-Вакт сын времени» (1888). Пов. «Созвездие Большой Медведицы» (1872). Стихи. Религиозно-дидактич. произв. |
НАЗИ́Р (Назиров) Хаким (р. 1915), народный писатель Узбекской ССР (1984). Чл. КПСС с 1947. Сб. рассказов «Соревнующиеся» (1951), «Цена человека» (1958), «В поисках героя» (1970). Пов. «Неугасимые молнии» (1957), «Парни, которые привели море» (1962), «Ветры Коктерака» (1968). Ром. «Крылья сокола» (1973). ■ Соч., т. 15, Таш., 197781 (на узб. яз.); Ветры Коктерака. Повесть и рассказы, М., 1971; Сабир внук Надира. Повесть, М., 1979. |
НАЗИРА́ (араб.), форма поэтического литературного подражания в литературах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, т. н. «ответ» на какое-либо произведение другого поэта с обязательным использованием размера, рифмы и системы тропов того произведения, на которое отвечают. В придворной поэзии уже начиная с XI в. Н. порой становится средством литературной борьбы, способом доказать поэту-сопернику свое превосходство. С XIII в., когда после смерти Низами Гянджеви анонимный составитель объединил созданные азербайджанским поэтом пять поэм в т. н. пятерицу (см. Хамсе), началась многовековая традиция писания Н. как на пятерицу в целом, так и на ее отдельные поэмы. Среди поэтов, создавших Н. на поэмы Низами, Амир Хосров Дехлеви, Алишер Навои, Абдуррахман Джами, Мухаммад Физули. |
НА́ЗОР (Nazor) Владимир (18761949), хорватский писатель, государственный деятель. Сб. стихов «Славянские легенды» (1900), «Книга о хорватских королях» (1904), «Лирика» (1910), «Песни партизанки» (1944). Эпич. поэмы «Живана» (1902), «Медведь Брундо» (1915). Повести, новеллы (сб. «Истарские рассказы», 1913, «Загребские силуэты», 1942). Ром. «Пастух Лода» (1946). ■ Новеллы, М., 1959. ● Пащенко Е., В. Назор и фольклоризм в хорв. лит-ре, К., 1983. |
НАЗЫ́М ХИКМЕ́Т РАН (Nâzim Hikmet Ran) (190263), турецкий писатель, общественный деятель. Коммунист с 1921. 17 лет провел в тур. тюрьмах. Освобожден в 1950, с 1951 в СССР. Чл. Бюро (с 1951) и Президиума ВСМ (с 1959). Сб. стихов «Песня пьющих солнце» (1928), «835 строк» (1929), «Город, потерявший голос» (1931), «Телеграмма, пришедшая ночью» (1932), «Портреты» (1935). Поэмы (в т. ч. «Письма к Таранта Бабу», 1935). Ром. в стихах и прозе «Почему Беннерджи покончил с собой» (1932); стихотв. эпопея «Человеческая панорама» (194161; опубл. на рус. яз. в 1962; на тур. яз 196667). Пьесы, в т. ч. «Череп» (1932, п. 1954), «Всеми забытый» (1935, п. 1962), «Чудак» (1955, п. 1955), «А был ли Иван Иванович?» (опубл. на рус. яз. 1956), «Легенда о любви» (1965) и др. Романы. Публицистика. Сказки. Междунар. пр. Мира (1950). ■ Пьесы, М., 1954; Всеми забытый. Пьесы, М., 1962; Избр. соч., т. 12, М., 1957; Сорок лет. Избр. стихи, М., 1964; Собака лает караван идет. Миниатюры, М., 1979. ● Бабаев А. А., Назым Хикмет. Жизнь и творчество, М., 1975; Фиш Р., Назым Хикмет, М., 1968; Горбаткина Г. А., Пьесы-легенды Назыма Хикмета, М., 1967. |
НАЙДЁНОВ (наст. фам. Алексеев) Сергей Александрович (18681922), русский писатель. Пьесы «Дети Ванюшина» (1901), «Богатый человек», «Блудный сын», «Номер тринадцатый» (все 1903), «Авдотьина жизнь» (1905), «Стены», «Хорошенькая» (обе 1907), «Роман тети Ани» (1912), «Работница» (1915). ■ Пьесы, т. 12, СПБ, 190411; Дети Ванюшина, М., 1955. ● Чернышев А. А., Путь драматурга. С. А. Найденов, М., 1977. |
НАКАДЗА́ТО Кисё (р. 1936), японский писатель. Ром. «Распутье» (1963), «Шахта в море» (1966, п. 1975), «Недолгий сон» (т. 12, 196769), «Спойте вновь эту песню» (1973). Рассказы. Лит. критика. |
НАКА́НО Сигэхару (190279), японский писатель. «Сборник стихов Накано Сигэхару» (1935). Пов. «Прощание с песней» (1939). Ром. «Душа» (1954), «Цветы груши» (1959). Лит. критика, эссе. ■ Пляшущий мужчина. Повесть и рассказы, М., 1970. |
НАККА́Ш Марун (181755), арабский драматург (Ливан). |
НАЛБАНДЯ́Н Микаэл Лазаревич (182966), армянский писатель, публицист, философ, революционный деятель. Зачинатель арм. реалистич. критики и эстетики. Ром. «Одному слово, другому невесту» (1858), «Вопрошение мертвых» (1859, незаконч.). Сатирич. «Дневник» (185860). Антирелиг. поэма «Похождения праотца» (1864, опубл. 1903). Стихи. Публицистич. статьи, памфлеты. Лит. тр. «Слово об армянской письменности» (185455, опубл. 1895), «Критика» (1858), «Введение» к «Грамматике нового армянского языка» (1863, опубл. 1900). ■ Соч., в 6-ти тт., т. 14, Ер., 197983 (на арм. яз.); Стихотворения, М., 1967. ● Даронян С. К., Микаэл Налбандян. Проблемы творчества и лит. связей, Ер., 1975. |
НАЛКО́ВСКАЯ (Nałkowska) Зофья (18841954), польская писательница. Ром. «Женщины» (1906, п. 1907), «Нарциза» (1910), «Роман Терезы Геннерт» (1923, п. 1926), «Недобрая любовь» (1928), «Граница» (1935, п. 1960), «Нетерпеливые» (1938), «Узлы жизни» (1948; дополненное изд., т. 12, 19501954); драмы, в т. ч. «Вдовы (Вдовий дом)» (1930, п. 1976). Рассказы, очерки, худож.-публицистич. и лит.-критич. статьи. «Дневники периода войны» (опубл. 1970), «Дневники» (т. 13, 197680). ■ Избр., М., 1979. |
НАМ КА́О (Nam Cao) (наст. имя Чан Хыу Чи) (191651), вьетнамский писатель. Чл. Партии трудящихся Вьетнама с 1948. Пов. «Ти Фео» (1941), новеллы. Ром. «Изношенная жизнь» (опубл. 1956). ■ Ожидание. Повести и рассказы, М., 1963; Нам Као, Нгуен Хонг, Избр., М., 1979. |
НАМДЕ́В (12701350), индийский поэт (на яз. маратхи и диалекте брадж. яз. хинди). Ок. 600 абхангов (коротких стихов) в священной кн. сикхов «Адигрантх». |
НАМО́РА ГОНСА́ЛВИШ (Namora Gonçalves) Фернанду (р. 1919). португальский писатель. Сб. стихов «Земля» (1941), «Холодные зори» (1959). Ром. «Огонь в темной ночи» (1943, п. 1977), «Ночь и рассвет» (1950), «Хлеб и плевелы» (1954), «В воскресенье вечером» (1962). ■ Рассказы врача, Л., 1968; Живущие в подполье. Роман, М., 1975; Хлеб и плевелы. Человек в маске. Романы, М., 1981. |
НАМСАРА́ЕВ Хоца Намсараевич (18891959), бурятский советский писатель. Чл. КПСС с 1925. Ром. «На утренней заре» (1950). Пов. «Цыремпил» (1935), «Однажды ночью» (1938), «Луч победы» (1942). Сб. рассказов «Так было » (1935). Пьесы «Оракул Дамби» (1920), «Темная жизнь» (1921), «Смотри на свою слепоту» (1923) и др. Сб. стихов «Золотая весна» (1950) и др. ■ Соч., т. 15, Улан-Удэ, 195759 (на бурят. яз.); Повести, М., 1950; Стихи, Улан-Удэ, 1973. ● Соктоев А. Б., Х. Намсараев, Улан-Удэ, 1971. |
НАМЫ́К КЕМА́ЛЬ (Namik Kemal) (18401888), турецкий писатель-просветитель, общественный и политический деятель. Пьесы «Родина, или Силистрия», «Несчастное дитя» (обе 1873), «Гюльнихаль» (1875), историч. драма «Джеляледдин шах Хорезма» (1885). Ром. «Приключения Али-бея» (1876) и «Джезми» (1880). Диван стихов, публицистич.-издат. деятельность, переводы, историч. монографии. ● Стамбулов В. И., Намык Кемаль, М., 1935. |
НА́НАК (14691539), индийский поэт, философ, проповедник (на панджаб. яз.). Осн. соч. «Моление», «Гимн надежде», «Двенадцать месяцев» в священной кн. сикхов «Адигрантх». |
НАПЕ́ВНЫЙ СТИХ, 1) в мелодике стиха один из трех основных интонационных типов (наряду с говорным и ораторским). В русской поэзии разработан преимущественно В. А. Жуковским, А. А. Фетом, А. А. Блоком; наиболее употребителен в интимной камерной лирике. Тематическая композиция строится не на логическом, а на эмоциональном развертывании, с чередованием усилений и ослаблений эмоционального напряжения; усиления отмечаются риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями; в малых жанрах важную роль играют повторы, параллелизмы и пр.; в целом фразы симметричны, ритм и синтаксис совпадают, переносы редки, чередование интонационных повышений и понижений плавно и упорядоченно. Различаются три усложняющихся вида Н. с.: куплетный, песенный и романсный. 2) В метрике и ритмике «напевным стихом» иногда называют тактовик, имитирующий русский народный стих (И. С. Рукавишников); в таком значении термин малоупотребителен. М. Л. Гаспаров. |
НА́ПОЛЕС ФАХА́РДО (Nápoles Fajardo) (псевд. Эль Кукаламбе, El Cucalambé) Хуан Кристобаль (182962), кубинский поэт. Сб. стихов «Журчание Ормиго» (1857). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НА́РБУТ Владимир Иванович (18881944), русский советский поэт. Поэтич. сб. «Стихи» (1910), «Аллилуйя» (1912), «Любовь и любовь» (1913), «Вий» (1915), «Веретено» (1919). «Красноармейские стихи», « Плоть. Быто-эпос», «Стихи о войне» (все 1920), «Александра Павловна» (1922). |
НАР-ДОС (наст. имя и фам. Микаэл Захарьевич Ованисян) (18671933), армянский советский писатель, народный писатель Армении (1927) и Грузии (1927). Ром. «Борьба» (1911), «Смерть» (1912), «Новый человек» (отд. изд. 1935). Пов. «Анна Сароян» (1888), «Я и Он» (1889), «Один из тяжелых дней» (1904), «Без вести пропавший» (1930). Цикл новелл «Наш квартал» (18881894). ■ Соч., т. 17, Ер., 193850 (на арм. яз.); Убитый голубь. Повести и рассказы, Ер., 1978. |
НАРИВУ́НИ (Narivoni) Жан (наст. имя Радзаунаривуни) [18981978(?)], малагасийский поэт (на малагасийском яз.). |
НАРМАДША́НКАР, Нармад Лалшанкар Даве (183386), индийский писатель (на гуджарат. яз.), литературовед, театр. деятель. Поэмы «Победы тебе, гордый Гуджарат!», «Рассказ о временах года» (1861). Пьесы. «Драупади даршан» (1878), «Встреча Рамы и Ситы» (1886) и др. |
НАРМА́ЕВ Морхаджи Бамбаевич (р. 1915), калмыцкий советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Ром. «Маныч-река» (1963). Сб. повестей и рассказов «Рядовой человек» (1962), пов. «Санджи» (1940), «В степи» (1960), «Наран золотое сердце» (1968), «Записки молодого бойца» (1976). Сб. стихов и поэм «Полярная звезда» (1958), «Золотая душа» (1971), «Сын народа» (1973), «Вечное стремление» (1981). ■ У седого Маныча. Избр., Элиста, 1975 (на калм. яз.); Мелодии степей и гор. Стихи и поэмы, М., 1968; Черноголовый журавль. Повести, М., 1979. |
НАРОВЧА́ТОВ Сергей Сергеевич (191981), русский советский поэт, Герой Соц. Труда (1979). Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «Костер» (1948), «Солдаты свободы» (1952), «Горькая любовь» (1957), «Взыскательный путник» (1963), «Пес, девчонка и поэт», «Четверть века» (оба 1965), «Ширь» (1979). Поэмы «Пролив Екатерины» (1956), «Семен Дежнев» (1941, 1964), «Василий Буслаев» (полн. публ. 1973), «Фронтовая радуга» (1979). Рассказы (в т. ч. «Абсолют», 1980). Лит.-критич. кн. «Лирика Лермонтова. Заметки поэта» (1964), «Поэзия в движении» (1966), «Необычное литературоведение» (1970), «Атлантида рядом с тобой» (1972), «Живая река» (1974). Воспоминания «Мы входим в жизнь» (1978). ■ Собр. соч., т. 13, М., 197778; Стихотворения. Поэмы, М., 1983. ● Грудцова О. М., Сергей Наровчатов, М., 1971. |
НАРО́ДНАЯ ДРА́МА, особый вид драмы, род фольклорных произведений. Элементы драматического действия свойственны многим календарным (напр., ряженье на святках) и семейным обрядам (свадьба), искусству скоморохов, многим жанрам фольклора разных народов. Широко распространены были и собственно жанры Н. д., главным образом в виде средневековой религиозной мистерии, христианской, мусульманской, буддийской. Репертуар русских Н. д. невелик. Наибольшей популярностью пользовались пьесы «Царь Максимилиан» (нач. XVIII в.; зарегистрировано св. 200 вариантов; тема преследование правителем-язычником сына-христианина) и «Лодка» («разбойничья» тема), несколько сатирических и юмористических пьес-сценок («Барин», «Мнимый барин», «Конь» и др.). Поэтику Н. д. отличали смесь стиха и рифмованной прозы, соседство напыщенной патетики и шутовства; обильное использование оксюморона, метатезы, комической игры слов; в постановке элементы декораций, диалоги между актерами и публикой, значительную роль импровизации. Комедийно-сатирическая разновидность Н. д. кукольное представление «Петрушка» (на Украине Вертеп, в Белоруссии Батлейка, в Польше Шопка), герой которого родствен итальянскому Полишинелю, английскому Панчу, персонажам-маскам чешского, узбекского, индонезийского и других национальных театров; см. также Балаган. Литература: История западноевроп. театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Рус. устная народная драма, М., 1959; Савушкина Н. И., Рус. народный театр, М., 1976; Гусев В. Е., Рус. фольклорный театр XVIII нач. XX в., Л., 1980. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАРО́ДНОЙ ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКОЙ РЕСПУ́БЛИКИ ЙЕ́МЕН ЛИТЕРАТУ́РА, литература йеменского народа на арабском языке. Развивалась как часть арабской культуры (как и Йеменской Арабской Республики литература), в русле традиций классической арабской литературы, господствующее положение в которой сохраняла поэзия (см. Арабская литература). Формирование литературы Йемена в качестве самостоятельной ветви арабской литературы связано прежде всего со своеобразием процессов, происходящих в жизни этой молодой республики как страны социалистической ориентации. В стране существует богатая устная литература. Становление современной художественной литературы происходит под влиянием как арабских литературных традиций и западной культуры, так и литературы стран социализма. В поэзии, занимающей основное место в литературе, ведущая тематика революционно-демократическая, представленная творчеством Ф. Бараката, А. Фахри, А. М. аш-Шинваха. А. Лютфи представитель романтического направления в поэзии. Йеменская проза появилась в 6070‑х гг.: реалистическая новелла и небольшие драматические произведения. Наиболее видные прозаики М. С. Мисват, М. Абд аль-Вали, А. Махвуз Омар и А. М. Абдаррахман. В 70‑х гг. выступили прозаики М. Мусанна, М. С. Хейдари. Литературные произведения публикуются на страницах периодической печати, прежде всего в газете «Ас-Саурий» (с 1967). В 1974 был создан Союз литераторов, единый для обеих республик Йеменского региона. Литература: Александров И. А., Народная Демократическая Республика Йемен. Справочник, М., 1976 (Раздел «Литература»); Шагаль В., Проза Южного Йемена: новое имя, «ИЛ», 1976, № 11. В. Э. Шагаль. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАРО́ДНЫЙ СТИХ русский, стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии (см. Народное поэтическое творчество). Различаются три основных типа: 1) говорной стих употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т. п.; это текст, четко расчлененный на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без всякой внутренней ритмической организации («Ложкой кормит, а стеблем глаз колет»., «Доселева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал»). 2) Речитативный стих употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула). Наиболее частый размер 3-иктный, развившийся из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера могут звучать и как хореи («Как во сла́вном было го́роде во Ки́еве»), и как анапесты («Как во сла́вном во го́роде Ки́еве»), и как дольники («Как во сла́вном го́роде Ки́еве»), и как тактовики («Как во сла́вном во го́роде во Ки́еве»). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-иктный (напр., в былине о Щелкане) и 4-иктный (в некоторых исторических песнях). 3) Песенный стих употребителен в лирических песнях; ритм его тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных (см. Частушка) и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе. В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения XVII в.; речитативный стих воспроизводился в «Песнях западных славян» А. С. Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича » М. Ю. Лермонтова и т. д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у советских поэтов. М. Л. Гаспаров. |
НАРО́ДОВ СССР ЛИТЕРАТУ́РА, см. Советская литература. |
НА́РПАТИ НАЛЬХ (предположительно сер. 14 в.), индийский поэт-сказитель (на диалекте раджастхани яз. хинди). Ему приписывается лирико-героич. поэма «Сказание о Бисалдеве». |
НА́РТСКИЙ (НА́РТОВСКИЙ) Э́ПОС, героический эпос кавказских народов осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Известен также балкарцам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме. Нарты племя богатырей, обитавшее в древние (эпические) времена, боровшееся с чудовищными великанами, драконами, враждебными князьями-алдарами (в осетинском эпосе); в чеченской и ингушской версиях враги нартов грабители и насильники орстхойцы. Архаические черты эпоса фрагменты этиологических мифов (о происхождении культурных растений, орудии и т. п.), мотивы родственных связей или борьбы с богами, межродовые распри и кровная месть, грабительские походы, возглавляемые выборными вождями, мужские советы, общие пиршества и т. п. Вокруг основных героев стали формироваться циклы сказаний: о родоначальниках нартов в осетинском эпосе Урызмаге и Сатане (у абхазов и адыгейцев Сатаней), мудрой советчице богатырей; о Сослане, или Созруко (у адыгейцев Сосруко, абхазов Сасрыква), сочетающем силу и храбрость с функциями культурного героя (он добывает огонь) и магическими способностями, о сильнейшем из нартов Батрадзе, закаленном в огне; о сеятеле раздоров и плуте Сырдоне и др. Гибель нартов типичный фольклорный сюжет о древнем народе богатырей, восставшем против бога (или наказанном богом). Издания: Нарты. Адыг. героический эпос, М., 1974; Сказания о нартах. Осетин. эпос, [предисл. В. И. Абаева), М., 1978. Литература: Нартский эпос. Материалы совещания 1920 окт. 1956, Орджоникидзе, 1957; Дюмезиль Ж., Осетинский эпос и мифология, [пер. с франц.], М., 1976. |
НАРУШЕ́ВИЧ (Naruszewicz) Адам Станислав (173396), польский поэт и историк. Панегирич. стихи и оды; басни и сатиры («Убогий литератор», 1772; «Маскарады», 1778). |
НА́САР АЛЛА́Х (Насраллах) Эмилия, современная арабская писательница (Ливан). Ром. «Олеандр» (1968); пов. «Птицы сентября» (1962). |
НАСИ́Р Гульхан (р. 1914), пакистанский поэт (на яз. балучи). |
НАСИ́Р ХОСРО́В Абу Муин (1004 после 1072), таджикский и персидский поэт, философ, религиозный деятель. Сохранились религ.-филос. трактаты, диван (б. ч. филос. касыды), дидактич. поэма «Ровшанайинаме» (1053). ■ Сафарнаме. Книга путешествия, [М.Л.], 1933; Избр., Душ., 1949; Избр. [Проза и поэзия], Сталинабад, 1954; Лирика, М., 1979. ● Бертельс А. Е., Насир-и-Хосров и исмаилизм, М., 1959 (лит.). |
НАСИ́Ф Хасан, современный арабский прозаик (Саудовская Аравия). |
НА́ТАКА (санскр.), один из жанров классической индийской драматургии. Сюжеты Н., как правило, заимствовались из мифологии и эпоса или из истории. Н. состоит из 510 действий, нередко имеет пролог; иногда между отдельными актами включается вишкхамбака (интермедия), которая объясняет события, происшедшие между актами, и позволяет т. о. сохранить непрерывность действия. В Н. обязательно присутствуют наяка (герой божественного или царского происхождения), наика (героиня), видушака (традиционный комический персонаж, наперсник героя), пратинаяка (соперник героя) и другие персонажи, собирательно именуемые анга. Наиболее значительные образцы Н. «Узнанная по кольцу Шакунтала» Калидасы, «Печать министра Ракшаса» Вишакхадатты, «Дальнейшая жизнь Рамы» Бхавабхути. В современных индийских языках термин употребляется в значении «драматургия». И. Д. Серебряков. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАУ́ЧНО ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, особый род литературы, обращенной преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям научных открытий. Сочетает «общеинтересность» с научной достоверностью, образность повествования с документальной точностью. Рождается на стыках художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур. Н.-х. л. термин новейшего времени, хотя ретроспективно ее образцы можно отыскать и в прошлом (напр., поэма Лукреция Кара «О природе вещей»). В СССР Н.-х. л. начала складываться на рубеже 2030‑х гг.; широкую известность получили произведения М. Ильина, Б. С. Житкова, «Лесная газета» В. В. Бианки, «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского, Я. И. Перельмана; с конца 50‑х гг. начинается расцвет Н.-х. л., связанный во многом с успехами НТР, творчество Д. С. Данина, О. Н. Писаржевского, Я. К. Голованова, Н. Я. Эйдельмана, В. Л. Леви и др. С 1960 выходят ежегодно сборники «Пути в незнаемое». В зарубежной литературе к Н.-х. л. относятся «Охотники за микробами» П. де Крайфа, «Боги, гробницы, ученые» К. Керама, книги о животных Дж. Даррелла и др. Литература: Формулы и образы. Спор о научной теме в худож. литературс, М., 1961. В. А. Ревич. |
НАФИСИ́ Сайд (18951966), иранский ученый, писатель, литературовед. Ром. в письмах «Фарангис» (1931), ром.-памфлет «На полпути в рай» (1953, п. 1960). Стихи. Науч. труды, в т. ч. монография о Рудаки (т. 13, 193140). ● Гиунашвили Л. С., Творч. путь С. Нафиси, Тб., 1976. |
НАФФАА́ Мухаммед (р. 1940), израильский писатель, журналист (на араб. яз.). Чл. Коммунистич. партии Израиля. Сб. рассказов «Благородная» (1974), «Вадия» (1976), «Дыхание Севера» (1978), «Кушан» (1980). |
НА́ФФАХ Фуад Габриель, современный арабский поэт (на франц. яз.) (Ливан). |
НА́ХЛИС (Najlis) Мичель (р. 1946), никарагуанская поэтесса. Сб. «Вооруженный ветер» (1969). |
НА́ХЛЯ Муфид, современный арабский писатель (Иордания). Сб. рассказов «Песок на дороге» (1982). Ром. «Морская кавалерия» (1982). |
НАЦАГДО́РЖ Дашдоржийн (190637), монгольский писатель, историк, государственный деятель. Чл. МНРП с 1922. Стихи, в т. ч. цикл «Моя родина» (1934). Рассказы, лирич. миниатюры в прозе, муз. драма «У трех холмов» (1934, п. 1956). ■ Избр., М., 1956. ● Яцковская К. Н., Д. Нацагдорж, М., 1974; Д. Нацагдорж. Биобиблиографич. указатель, М., 1975. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НА́ЦУМЭ Сосэки (наст. имя Кинноскэ) (18671916), японский писатель. Ром. «Ваш покорный слуга кот» (сатирич.; 1906, п. 1960), «Свет и тьма» (1916), ром.-трил. «Сансиро» (1908), «Затем» (1909) и «Врата» (1910) (все п. 1973). Пов. «Мальчуган» (1906, п. 1956), «Сердце» (1914, п. 1935). ● Гривнин В., Нацумэ Сосэки. Биобиблиография, указатель, М., 1959. |
«НАШ СОВРЕМЕННИК» - «НАШ СОВРЕМЕ́ННИК», литературно-художественный и общественно-политический журнал. Выходил с 1956 как альманах и был органом СП СССР. С 1958 орган СП РСФСР. С 1964 ежемесячный журнал. Издается в Москве. Является продолжением альманаха «Год ». |
«НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ» - «НА́ШИ ДОСТИЖЕ́НИЯ», журнал художественного очерка. Его основал и редактировал М. Горький. Выходил в Москве в 1929 1936 (вначале раз в два месяца, а затем ежемесячно; всего вышло 95 номеров). Стремясь осуществить связь литературы с новой социалистической действительностью, журнал привлек к участию в нем многих очеркистов, деятелей науки и культуры. |
НГАЛ МБИЛ а МПАНГ (Ngal Mbil a Mpang), современный писатель Респ. Заир (на франц. яз.). Ром. «Джамбатист Вико» (1975) и «Блуждание» (1979). |
НГО ТАТ ТО (Ngô Tât Tô) (18941954), вьетнамский писатель. Чл. Партии трудящихся Вьетнама с 1948. Пов. «Лампа гаснет» (1939, п. 1958). Кн. очерков «Дела деревенские» (1940). Ист. ром. «Походная палатка» (1941). Пьеса «Героиня Буй Тхи Фак» (1951). Лит.-критич. работы. ■ Нго Тат То, Состязание в императорском дворце. Нгуен Конг Хоан, Избр. рассказы, М., 1982. |
НГО́НГО (Ngongo) Огюстен (р. 1928), поэт Респ. Заир (на франц. яз.). |
НГУ́ГИ ВА ТХИОНГО (Ngugi Wa Thiongo) (до 1972 Джеймс Нгуги) (р. 1938), кенийский писатель (на англ. яз.). Ром. «Не плачь, дитя» (1964, п. 1967), «Река посередине» (1965), «Пшеничное зерно» (1967, п. 1969), «Кровавые лепестки» (1977), «Дьявол на кресте» (1982). Автобиогр. записки «Заключенный. Тюремный дневник» (1981). Рассказы, пьесы. Лит. критика. ■ Венчание на кресте, М., 1974; Пшеничное зерно. Избр. произв., М., 1977. |
НГУЕ́Н ДИНЬ ТХИ (Nguyên Ðinh Thi) (р. 1924), вьетнамский писатель. Чл. КПВ с 1946. Стихи, поэма «Песнь о Черном море» (1959). Пов. «Вперед, в атаку!» (1951, п. 1961), «В огне» (1966, п. 1966), «Линия фронта прочерчивает небо» (1967, п. 1968). Ром.-эпопея «Рушатся берега» (т. 12, 196270, п. т. 1, 1970, т. 2 «Разгневанная река», 1973). Рассказы. ■ Избр., М., 1981. |
НГУЕ́Н ДИНЬ ТЬЕ́У (Nguyên Ðinh Chiêu) (182288), вьетнамский поэт. Поэмы «Люк Ван Тьен», «Зыонг Ты и Ха Мау». Ритмич. проза, в т. ч. «Памяти воинов, павших при Кэнзуоке» (1861). |