Литературный энциклопедический словарь
ФУТУРИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИ́ЗМ (от лат. futurum — будущее), одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в. (см. Авангардизм), получившее наибольшее развитие в Италии и России. Идеи Ф., оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах, нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также в искусствоведении и литературоведении (см. ОПОЯЗ).

Начиная с «Манифеста футуризма» (1909) Ф. Маринетти, итальянские футуристы прокламировали полный разрыв с традиционной культурой, утверждали эстетику современной урбанистической цивилизации с ее динамикой, безличностью, имморализмом, стремились передать фиксируемый сознанием «человека толпы» хаотический пульс технизированной «интенсивной жизни», мгновенной смены событий и переживаний. Но их поиски новых средств речевой выразительности (аффектированный, «свободный» синтаксис, звукоподражания и т. п.) были по существу «реформой в области репортажа, а не в области поэтического языка» (Якобсон Р., Новейшая русская поэзия, Прага, 1921, с. 7). Для итальянских футуристов характерны были не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апология войны как «гигиены мира», что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский Ф. возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное движение, имел с ним мало общего. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырех основных группировок: «Гилея» (кубофутуристы) — В. В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц; «Ассоциация эгофутуристов» — И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и др.; «Мезонин поэзии» — Хрисанф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.; «Центрифуга» — С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, К. А. Большаков, Божидар и др. Самой ранней и наиболее радикальной была «Гилея», участники которой в многочисленных сборниках («Садок судей», 1910; «Пощечина общественному вкусу», 1912; «Дохлая луна», 1913; «Взял», 1915, и др.) и выступлениях, часто с представителями других группировок, преимущественно и определяли «лицо футуризма».

Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный…» (К. С. Малевич). Отсюда — разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим «первоначалам», когда язык был «частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве» вплоть до изобретения индивидуальных диалектов (см. Заумь), экспериментировали над стиховой графикой (визуальная поэзия, автографическая книга), предельно расширяя диапазон литературного языка от «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» (Хлебников) до слова прямого социального действия, «нужного для жизни» (Маяковский). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными «сдвигами», резкими контрастами трагического и комического, лиризма и брутальности, фантастики и газетной злободневности, что вело к гротескному смешению стилей и жанров, которое, однако, в поэмах Хлебникова, Маяковского, Каменского, в лирике Северянина, Пастернака, Асеева приобретало статус нового конструктивно-стилистического единства.

Некоторые послереволюционные литературные группировки («Искусство коммуны», дальневосточное «Творчество», тифлисский «41°», украинский «Аспанфут», «ЛЕФ» и др.) генетически были связаны с Ф., однако собственная его история в России исчерпывается предреволюционным десятилетием.

Литература:

Тимофеева В. В., Поэтические течения в русской поэзии 1910-х гг., в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969;

Харджиев Н., Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, М., 1970, с. 9—127;

Clough R. T., Futurism, N. Y., 1961;

Baumgarth C., Geschichte des Futurismus, Bd 2, Hamb., 1966;

Markov V., Russian Futurism: a history, [L., 1969] (есть библ.);

Манифесты и программы русских футуристов, hrsg. von V. Markov, Münch., 1967.

Р. В. Дуганов.

В начало словаря