Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАА"-"ЗВЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАА"-"ЗВЕ")

ЗААР ФЕРДИНАНД ФОН

ЗА́АР (Saar) Фердинанд фон (1833—1906), австрийский писатель. Сб-ки рассказов, в т.ч. «Новеллы из Австрии» (1876, 2 доп. изд., т. 1—2, 1897), «Иннокентий» (1866), «Каменотесы» (1874), «Поручик Бурда» (1887). Стихи. Пьесы.

ЗАБЛОЦКИЙ ФРАНЦИШЕК

ЗАБЛО́ЦКИЙ (Zabłocki) Францишек (1750 или 1754 — 1821), польский поэт и драматург. Комедии «Ухаживания Фирцика», «Суеверный» (обе 1781), «Сарматизм» (пост. 1785), «Король в стране роскоши» (пост. 1787); идиллии, сатирич. стихи и оды. Св. 40 переводов — переделок комедий европ. авторов.

ЗАБОЛОЦКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЗАБОЛО́ЦКИЙ Николай Алексеевич (1903—1958), русский советский поэт. Сб. стихов «Столбцы» (1929), «Вторая книга» (1937), «Стихотворения» (1948, 1957). Поэмы «Торжество земледелия» (1929—30, опубл. 1933), «Безумный волк» (1931, опубл. 1965), «Деревья» (1933, опубл. 1965), «Рубрук в Монголии» (1958, опубл. 1960). Переводы. Стихотв. переложение «Слова о полку Игореве» (1946). Рассказы для детей.

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1972; Собр. соч., т. 1—3, М., 1983—84.

● Македонов А., Николай Заболоцкий, М., 1968; Турков А.М., Николай Заболоцкий, М., 1981; Воспоминания о Заболоцком, М., 1977.

ЗАБОРСКИЙ ЙОНАШ

ЗА́БОРСКИЙ (Záborský) Йонаш (1812—1876), словацкий писатель. Сатиры, рассказы, повести, в т.ч. «Фаустиада» (1864), «Священник — панславист» (1870), утопия «Два дня в Хуаве» (1873). Дидактич. комедии и драмы («Подкидыш», 1867), ист. трагедии; эпиграммы.

ЗАВАДА ВИЛЕМ

ЗА́ВАДА (Závada) Вилем (1905—1982), чешский поэт. Сб. «Панихида» (1927), «Воскрешение из мертвых» (1945), «Полевые цветы» (1955), «На пороге» (1970), «Спасибо, жизнь!» (1977).

■ Одна жизнь. Стихи и поэма, М., 1967; Стихи, М., 1978.

ЗАВАЦКИ ГЕРХАРД

ЗАВА́ЦКИ (Sawatzky) Герхард (1901—1944), немецкий советский писатель. Поэма «Засуха» (1932). Сб. рассказов «Закоулок раздора» (1933). Пов. «Среди белых убийц» (1934). Ром. «Своими руками» (опубл. отрывки, 1957—1984).

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯ́ЗКА, событие, знаменующее начало развития действия, «завязывание» (решение Яго повести интригу против Отелло) либо обострение (встреча Ромео и Джульетты на балу) конфликта в эпических и драматических произведениях. Нередко ей предшествует экспозиция. Обычно З. дается в начале произведения, но может быть введена и в другом месте (решение Чичикова скупать «мертвые души» дано в конце первого тома поэмы Н. В. Гоголя).

ЗАГАДКА

ЗАГА́ДКА, иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего; жанр фольклора. Будучи преимущественно основана на метафорическом сближении далеких областей предметно-вещественного мира («Висит сито, не руками свито» — паутина), З. заставляет увидеть неожиданную и поэтическую сторону в самых обычных вещах. Как правило, З. предельно кратки, богаты звукописью; четкость их композиционной и ритмической структуры нередко подчеркнута рифмой. От традиционных З. отличаются шуточные З., основанные на игре слов, арифметические головоломки шарады.

Литература:

Митрофанова В. В., Рус. народные загадки, Л., 1978.

В. П. Аникин.

ЗАГОВОР

ЗА́ГОВОР (заклинание), в устном творчестве разных народов словесная формула, якобы имеющая магическую силу. В древности были связаны с магическим действием. Известны З. воинские, охотничьи, рыбачьи, пастушеские, земледельческие, торговые, многочисленные любовные (присушки и отсухи), З. от болезней и т. п. В З. можно обнаружить отражение различных сторон хозяйственной, общественной и духовной жизни народов. Поэтичность З., богатство языка и художественных средств дают основание рассматривать их как одно из явлений народного искусства слова.

Издания:

Майков Л., Великорус. заклинания, СПБ, 1869;

Литература:

Астахова А. М., Худож. образ и мировоззренч. элемент в заговорах, М., 1964.

ЗАГОРЧИНОВ СТОЯН

ЗАГОРЧИ́НОВ Стоян (1889—1969), болгарский писатель. Пов. «Легенда о св. Софии» (1926). Ист. ром. «День последний» (1931—34, п. 1955), «Праздник в Бояне» (1950, п. 1964), «Ивайло» (1962, п. 1964). Лит.-критич. статьи, очерки.

ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ ПАВЕЛ АРХИПОВИЧ

ЗАГРЕБЕ́ЛЬНЫЙ Павел Архипович (р. 1924), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1960. Ром. «Европа 45» (1959), «Европа. Запад» (1961), «Диво» (1968), «С точки зрения вечности» (1970), «Первомост» (1972), «Разгон» (1976; Гос. пр. СССР, 1980), ист. ром. «Евпраксия» (1975), «Роксолана» (1979), «Богдан» (1982) и др. Повести, рассказы.

■ Соч., т. 1—6, К., 1979—81 (на укр. яз.).

ЗАДЖАЛ

ЗАДЖА́Л (араб. — мелодия, песня, напев), произведения строфической арабской народной поэзии. Состоит из 6—9 строф. Возник в Испании в период арабского владычества как реакция против схоластических норм арабского стихосложения. Имел устное распространение. По содержанию З. — любовные и панегирические стихи. От крупнейшего представителя этого жанра Ибн Кузмана (XII в.) сохранился полностью записанный диван.

«ЗАДОНЩИНА»

«ЗАДОНЩИНА» - «ЗАДО́НЩИНА» («Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимере Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая»), памятник древнерусской литературы, воинская повесть, посвященный Куликовской битве (1380); возможно, сочинение Софония Рязанца, написанное, по-видимому, в 1380 — начале 1390‑х гг., сохранилось 6 списков, самый ранний — 1470‑х гг. Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу»: «жалость» — это плач по всем погибшим, «похвала» — слава мужеству и воинской доблести русских. Текст «З.» сознательно соотнесен со «Словом о полку Игореве», что было обусловлено общей идейной задачей, стоявшей перед авторами, разделенными двумя веками, — борьбой за единение русских княжеств для сохранения своей независимости перед лицом внешнего врага. Однако пафос соотнесения состоит в символическом противопоставлении гибельного исхода событий, запечатленных в «Слове», и победоносного — в «Задонщине».

Издания и литература:

«Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла, М.-Л., 1966;

Лихачев Д. С., Великое наследие…, 2 изд., М., 1980;

Сказания и повести о Куликовской битве, изд. подготовили Л. А. Дмитриев, О. П. Лихачева, Л., 1982.

Д. М. Буланин.

ЗАЗУБРИН ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ

ЗАЗУ́БРИН (наст. фам. — 3убцов) Владимир Яковлевич (1895—1938), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1921. Ром. «Два мира» (1921), «Горы» (1933); пов. «Бледная правда» и «Общежитие» (обе — 1923). Киносценарии. Воспоминания о М. Горьком, в т.ч. «Последние дни» (1936). Публицистика.

■ Два мира. [Предисл. М. Горького], М., 1958; Два мира. Горы, Иркутск, 1981.

ЗАИМСТВОВАНИЕ

ЗАИ́МСТВОВАНИЕ, одна из форм литературных связей; обращение к уже существующим в литературе идеям, сюжетам, образам и т. д., а также к фольклорным и мифологическим источникам. Нередко содержит элементы подражания и пародии, стилизации, реминисценции. З. может быть сознательное, обычно с установкой на собственную художественную версию заимствованного, и бессознательное, бытующее в фольклоре и литературах, опирающихся на канон. Следует также различать З. и случайные совпадения, сфера которых в искусстве довольно велика. З. могут носить характер «продолжения» (развития и углубления) какого-либо образа, темы «первоисточника», диалогические связи с ним или же полемического отталкивания («Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). З. свойственны авторское переосмысление оригинала, элементы его интерпретации. Так, Прометей — образ, заимствованный Эсхилом из Гесиода, — из хитрого обманщика богов превращается в героя, бросившего им вызов. В литературе Возрождения З. из античной литературы являлись важнейшим компонентом произведения. Наиболее индивидуализированную или вольную трактовку в литературе XIX—XX вв. получают сюжеты и образы, З. которых восходит к фольклору, легендам, мифологии; напр., библейский сюжет в тетралогии Т. Манна «Иосиф и его братья», персонажи греческой трагедии в пьесах Ж. П. Сартра, Ж. Ануя.

Неправомерно излишне расширительное толкование термина «З.». Так, проходящие через русскую литературу XIX в. образы «маленького человека», «лишнего человека», «нигилистов» и т. п. нецелесообразно рассматривать в ряду З.: все это факторы естественной динамики литературного процесса, подключения к развивающейся традиции. В практике современного литературоведческого анализа З. исследуется также как художественный прием: З. какой-либо художественной детали, мотива, сюжетного поворота, ситуации, определённые черты, грани образа. В лирике З. поэтических тем, мотивов, символической образности, ритмики, прямое цитирование находит наиболее отчетливое выражение. З. не следует смешивать с эпигонством и плагиатом.

Л. М. Щемелева.

ЗАИМСТВОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАИРА ЛИТЕРАТУРА

ЗАИ́РА ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Республики Заир. Развивается на французском и местных (луба, лингала, киконго и др.) языках. Народ Заира имеет давнюю и богатую традицию устного народного творчества. Запись и публикация фольклора начались с конца XIX в., главным образом миссионерами. В целях распространения христианства бельгийской колониальной власти содействовали развитию письменности на местных языках. Наличие письменности создавало условия для возникновения национальной литературы. Первое произведение письменной литературы — «Песня памяти мучеников Уганды» (о религиозной борьбе в Уганде в конце XIX в.) аббата С. Каозе (издано в Бельгии, 1921, на французском языке).

После 2-й мировой войны 1939 — 1945 в Заире стала складываться литература на французском и местных языках. Большое значение приобрела религиозная поэзия, отразившая в определённой своей части настроения кимбангизма — африканского религиозно-антиколониального движения 20—50‑х гг. В 1960 один из представителей этого движения — А. Нсамбу опубликовал сборник антиколониальных псалмов с параллельными текстами на языке киконго и французском языке. Из поэтов Заира наиболее значительны О. Нгонго, представитель религиозной поэзии, и А. Р. Боламба. Стихи Боламбы, близкие к фольклору, отличаются оригинальностью образов и воссоздают романтические картины африканского быта. Боламбе принадлежат также новеллы и работы по фольклору народов Заира. В канун провозглашения независимости (1960) в поэзии укрепилась антиколониальная тема. Особое место занимает творчество П. Э. Лумумбы, выступившего в 1960 с глубоко патриотическими стихами. В прозе, получившей развитие в 40—50‑х гг., преобладает новелла на фольклорную или морально-бытовую тему. Наиболее известные писатели — Д. Мутомбо и А. Р. Бокванго. П. Ломами-Чибамба помимо статей о народном искусстве и фольклоре принадлежат новеллы историко-этнографического характера и фантастическая повесть «Нгандо» («Крокодил») (первая премия на колониальной ярмарке в Брюсселе, 1948), в которой ощутимы идеи кимбангизма. С начала 50‑х гг. усиленно развивается национальная драматургия. Основоположник ее — А. Монжита, художник и организатор творческого объединения по изучению литературы и фольклора народов Заира, автор многих пьес на языке лингала и на французском языке. Известностью пользуются Ж. Дизази, автор комедий нравов на французском языке и языке лингала, и Л. С. Бондекве, драматург из Шабы (Катанга), пишущий на французском языке.

В современной франкоязычной литературе Заира (70‑е гг.) большое место занимает тема неудовлетворенности интеллигенции положением страны после завоевания независимости. Трагедия индивидуалистического сознания, идейные метания африканской интеллигенции отражены в произведениях Сангу Сонсы и В. И. Мудимбе. Проблеме взаимоотношений африканской интеллигенции и народа посвящены романы Нгала Мбвила а Мпанга. Социальным реализмом отмечены новеллы Туинамо-Вумбы.

В 1972 основан СП Заира.

Издания:

Поэзия Африки, М., 1973, с. 192—97.

Литература:

Совр. литературы Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 269—275;

Ляховская Н. Д., Литература Заира, в сб.: Развитие литературы в независимых странах Африки, М., 1980.

Н. Д. Ляховская.

ЗАЙЦЕВ БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ

ЗА́ЙЦЕВ Борис Константинович (1881—1972), русский писатель. С 1922 в эмиграции. Кн. рассказов «Тихие зори» (1906), «Рассказы» (1909), «Земная печаль» (1916). Пов. «Аграфена» (1908), «Сны» (1909), «Путники» (1917), «Голубая звезда» (1918). Худож. биографии «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1951), «Чехов» (1954). Переводы.

■ [Собр. соч.], т. 1—3, СПБ, 1906—11; Собр. соч., т. 1—3, 5—7, Берлин—П.—М., 1922—23.

ЗАЙЦЕВ ВАРФОЛОМЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЗА́ЙЦЕВ Варфоломей Александрович (1842—1882), русский критик, публицист. Ред. «Библиографич. листка» в журн. «Русское слово» (1863—66). Статьи, в т.ч. «Естествознание и юстиция», «Гейне и Берне», «Взбаламученный романист» (все — 1863), «Белинский и Добролюбов», «Глуповцы, попавшие в “Современник”», «Последний философ-идеалист» (все — 1864), цикл «Перлы и адаманты рус. журналистики» (1863—65). Переводы, в т.ч. Соч. Лассаля, т. 1 (1870).

■ Избр. соч., т. 1, М., 1934.

● Кузнецов Ф., В. Зайцев, в его кн.: Публицисты 1860-х гг. Круг «Рус. слова», М., 1969.

ЗАЙЯД ТАУФИК

ЗАЙЯ́Д Тауфик (р. 1929), израильский поэт (на араб. яз.), общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии Израиля. Поэтич. сб. «Призываю вас», «Борющиеся слова», «Заключенные свободы». Кн. прозы «Назаретянин на Красной площади». Рассказы.

ЗАКАНИ УБЕЙД

ЗАКАНИ́ Убейд, Обейд Закани (кон. 13 в. — между 1366 и 1370), персидский поэт. Сатирич. трактат «Этика аристократии» (1340), пародийный трактат «Сто советов» (1349); сказка в стихах «Мышь и кот»; лирич. стихи. Сб. рассказов-анекдотов «Радующая сердце книга».

■ Веселая книга, М., 1965; Избр., Душанбе, 1965.

ЗАКАРИЯ МУФДИ

ЗАКАРИ́Я Муфди (1913—1977), алжирский поэт (на араб. яз.). Автор «Гимна алж. революции» (1936) и нац. гимна «Кассаман» (1955). Сб. «Священный огонь» (1961), «Под сенью олив» (1965); поэма «Алжир» (1972).

ЗАКИ ШАМСЕТДИН ЯРМУХАМЕТОВИЧ

ЗАКИ́ Шамсетдин Ярмухаметович (1825—1865), башкирский и татарский писатель (на тюрки, араб. и перс. яз.).

ЗАКРУТКИН ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЗАКРУ́ТКИН Виталий Александрович (1908—1984), русский советский писатель. Ром. «У моря Азовского» (1946), «Плавучая станица» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Сотворение мира» (кн. 1—3, 1955—78; отд. изд. 1980; Гос. пр. СССР, 1982). Пов. «Академик Плющов» (1940), «За высоким плетнем» (1948), «Матерь Человеческая» (1969). Рассказы (сб. «Лик земли», 1962). Кн. очерков («Коричневая чума», 1941; «Кавказские записки», 1947; «В донской степи», 1974, и др.). Литературоведч. кн. «Пушкин и Лермонтов. Исследования и статьи» (1941), «Цвет лазоревый. Страницы о Михаиле Шолохове» (1965). Киносценарии.

■ Собр. соч., т. 1—4, Ростов н/Д., 1977—80.

● Петелин В.В., Виталий Закруткин, М., 1969; Виталий Закруткин и книгах и в жизни. [Сб. ст.], Ростов н/Д., 1978.

ЗАКС НЕЛЛИ

ЗАКС (Sachs) Нелли (1891—1970), немецкая поэтесса. С 1940 в эмиграции. Сб. стихов «В жилищах смерти» (1947), «Омрачение звёзд» (1949), «И никто не знает дальше» (1957), «Бегство и преображение» (1959), «Поиски живых» (изд. 1971) и др. Мистериальная драма «Эли» (1943—44, опубл. 1951) и др. Ноб. пр. (1966).

ЗАЛАТ ХАНС

ЗА́ЛАТ (Salat) Ханс (1498—1561), швейцарский писатель (на нем. яз.). Религ. драма «Блудный сын» (1537), «Хроника швейцарской Реформации» (1521—34).

ЗАЛЕЛИ

ЗАЛЕЛИ́ (ок. 1674—1723), уйгурский поэт (на уйгур., перс. и араб. яз.). Поэмы «Воспоминания» (1734), «Воспоминания о Мухаммеде Шариф Бузуругваре» (1752). Газели, рубаи, мухаммасы, касыды. Рукописи обнаружены в 1955.

ЗАЛИХАНОВ ЖАНАКАИТ ЖУНУСОВИЧ

ЗАЛИХА́НОВ Жанакаит Жунусович (псевд. Зали) (р. 1917), балкарский советский писатель. Чл. КПСС с 1939. Сб. стихов «Мой голос» (1938), «Любимая Родина» (1957). Поэмы. Ром. «Горные орлы» (1962), «Горящие сердца» (1970).

■ Радуга лет. Стихи, М., 1972.

ЗАЛКА МАТЕ

ЗА́ЛКА (Zalka) Мате (наст. имя Бела Франкль, Frankl) (1896—1937), венгерский писатель. Чл. Коммунистич. партии Венгрии с 1920. Участник Гражд. войны 1918—20 в СССР и нац.-революц. войны в Испании 1936—39 (погиб в бою). Повести, рассказы («Ходя», 1924, п. 1927; «Кавалерийский рейд», 1929, п. 1939; «Яблоки», 1934), ром. «Добердо» (1937, п. 1937).

■ Избр., М., 1955; Повесть о вечном мире. Повести и рассказы, М., 1966.

● Россиянов О., Матэ Залка, М., 1964; Матэ Залка — писатель, генерал, человек. Сб. воспоминаний, М., 1976.

ЗАЛЫГИН СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ

ЗАЛЫ́ГИН Сергей Павлович (р. 1913), русский советский писатель. Ром. «Тропы Алтая» (1962), «Соленая Падь» (ч. 1—2, 1967—68; Гос. пр. СССР, 1968), «Южноамериканский вариант» (1973), «Комиссия» (1975), «После бури» (кн. 1—2, 1980—85). Пов. «Свидетели» (1956), «Обыкновенные дни» (1957), «На Иртыше» («Из хроники села Крутые Луки», 1964). Рассказы, очерки: кн. «Весной нынешнего года» (1954), «Красный клевер» (1955), «Рассказы от первого лица» (1983). Кн. о лит-ре, о писат. труде «Мой поэт. О творчестве Чехова» (1971), «Литературные заботы» (3 изд., 1982), «Собеседование» (1982). Публицистика.

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1979—80.

● Колесникова Г., Сергей Залыгин, М., 1969; Теракопян Л., Сергей Залыгин, М., 1973.

ЗАМАХШАРИ ТАХЕР

ЗАМА́ХШАРИ Тахер (р. 1914), арабский писатель (Саудовская Аравия). Поэтич. сб-ки. Повести и рассказы.

ЗАМОЙСКИЙ ПЁТР ИВАНОВИЧ

ЗАМО́ЙСКИЙ (наст. фам. Зевалкин) Пётр Иванович (1896—1958), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1918. Ром. «Лапти» (кн. 1—4, 1929—36). Сб. рассказов «Деревенская быль» (1924), «Барская плетка», «В деревне» (оба — 1925), «В уездных сугробах», «Из кривых озер» (оба — 1927), «Лебеда» (1928), «Канитель» (1929), «Две правды» (1932), «Соседи» (1934), «Утро» (1937), «Автобиогр. рассказы» (1956). Пов. «Плотина» (1925), «Агашка» (1929), «Столбовая дорога» (1936). Автобиогр. трил.: «Подпасок» (1939), «Молодость» (1946), «Восход» (1957).

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1959.

● Страхов Н.И., Петр Замойский, М., 1976.

ЗАМЯТИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ

ЗАМЯ́ТИН Евгений Иванович (1884—1937), русский писатель. С 1932 в эмиграции. Пов. «Уездное» (1913), «На куличках» (1914), «Алатырь» (1915), «Островитяне» (1918). Рассказы, сказки-притчи, в т.ч. «Дракон» (1918), «Ловец человеков» (1921), «Пещера», «О том, как исцелен был отрок Эразм» (оба — 1922). Сб. прозы «Большим детям сказки» (1922), «Нечестивые рассказы» (1927). Пьесы «Огни св. Доминика» (1923), «Блоха. Игра в 4-х действиях» (1925). В 1924 опубл. за границей ром.-антиутопию «Мы», карикатурно изображающий коммунистич. обществ. идеал.

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1929.

ЗАПАДНИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПОТОЦКИЙ АНТОНИН

ЗА́ПОТО́ЦКИЙ (Zápotocký) Антонин (1884—1957), деятель чехословацкого и международного коммунистического движения, чешский писатель. Один из основателей КПЧ (1921). Цикл ром.-хроник «Встанут новые бойцы» (1948), «Бурный 1905 год» (1949), «Красное зарево над Кладно» (1951), «Рассвет» (1956).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1959.

ЗАРУДНЫЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ЗАРУ́ДНЫЙ Николай Яковлевич (р. 1921), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1948. Пов. «Мои земляки» (1950). Ром. «На белом свете» (1967), «Уран» (1970), «Гилея» (1973). Пьесы «На крутых берегах» (1955), «Мертвый бог» (1960), «Верность» (1970) и др.

■ Такое долгое, долгое лето…, 36 пьес, К., 1979; Соч., т. 1—4, К., 1981—82 (оба — на укр. яз.).

ЗАРЬЯН НАИРИ

ЗАРЬЯ́Н Наири (наст. имя и фам. Айастан Егиазарьян) (1900/01 — 1969), армянский советский писатель. Чл. КПСС с 1930. Ром. «Ацаван» (1937—47), «Господин Петрос и его министры» (1958); пов. «Давид Сасунский» (1966). Сб. стихов «Крепость» (1935), «Вечные вершины» (1937), «Бранный клич» (1941), «Месть» (1942) и др. Ист. трагедия «Ара Прекрасный» (1946); комедии «У родника» (1948), «Опытное поле» (1950).

■ Соч., т. 1—7, Ер., 1962—72 (на арм. яз.); Стихи, М., 1963; Избр., Ер., 1979.

● Даронян С.К., Наири Зарьян, М., 1978.

«ЗАРЯ»

«ЗАРЯ» - «ЗАРЯ́», русский литературный и политический ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 1869 — 1872 В. В. Кашпиревым. С позиций позднего консервативного славянофильства («Россия и Европа» Н. Я. Данилевского, 1869) полемизировал с демократической и либеральной печатью. Основной критик — Н. Н. Страхов. Печатались Л. Н. Толстой («Кавказский пленник», 1872), Ф. М. Достоевский («Вечный муж», 1870), Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. Ф. Писемский, М. П. Погодин, К. Н. Леонтьев, Д. В. Аверкиев, Вс. В. Крестовский, В. П. Клюшников и др.

ЗАСОДИМСКИЙ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗАСОДИ́МСКИЙ Павел Владимирович (1843—1912), русский писатель. Ром. «Хроника села Смурина» (1874, нов. изд. 1959), «Кто во что горазд» (1878), «Степные тайны» (1880), «По градам и весям» (1885), «Грех» (1893). Пов. («Грешница», 1868; сб. «Повести из жизни бедных», 1876), рассказы. Произв. для детей (сб. «Задушевные рассказы», т. 1—2, 1883—84; «Бывальщины и сказки», 1888). Кн. «Из воспоминаний» (1908).

■ Собр. соч., т. 1—2, СПБ, 1895.

● Якушин Н.И., По градам и весям. Очерк жизни и творчества П.В. Засодимского, Архангельск, 1965.

ЗАУМЬ

ЗА́УМЬ, заумный язык, понятие, выдвинутое теоретиками русского футуризма в начале 1920‑х гг. Термин введен В. Хлебниковым, который пытался обнаружить общие законы прямой взаимозависимости звучания и смысла и, основываясь на них, создать поэтический язык, над которым не тяготело бы «бытовое значение слова» (т. е. создать слово вне изначально присущей ему номинативной и коммуникативной функций). Обычно под З. понимают поэтические опыты русских футуристов (А. Е. Крученых, В. В. Каменского и др.). У лингвистов и поэтов, группировавшихся вокруг журнала «ЛЕФ» (см. ЛЕФ), проблема З. была связана с декларированием «лингвистической технологии», сознательной «переделки» литературного языка. З. для футуристов была своего рода лабораторной работой по выявлению выразительных возможностей слова. Термин «З.» часто употребляется для обозначения несодержательного экспериментаторства.

Литература:

Шкловский В., О поэзии и заумном языке, в кн.: Поэтика. Сб. по теории поэтического языка, П., 1919.

ЗАХЕЙЛИ САЙД РАХАН

ЗАХЕЙЛИ́ Сайд Рахан (1886—1963), пакистанский писатель (на пушту, фарси, урду и араб. яз.), переводчик. Ром. «Плод любви», «Земная звезда». Лирич. проза («Сказки пуштунов»). Сб-ки стихов.

ЗАХЕР-МАЗОХ ЛЕОПОЛЬД ФОН

ЗА́ХЕР-МА́ЗОХ (Sacher-Masoch) Леопольд фон (1836—1895), австрийский писатель. Сб. рассказов «Галицийские истории» (т. 1—2, 1871), «Русские придворные истории» (т. 1—4, 1873—74), «Венские придворные истории!, (т. 1—2, 1873—77), «Польские истории» (1887), «Жестокие женщины» (т. 1—6, 1907). Романы.

ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗАХОДЕ́Р Борис Владимирович (р. 1918), русский советский поэт. Кн. стихов для детей «На задней парте» (1955), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980), «Если мне подарят лодку» (1981) и др. Кн. сказок «Мартышкино завтра» (1956), «Русачок» (1967), «Добрый носорог», «Жил-был Фип» (обе — 1977). Пересказы, в т.ч. кн. А.А. Милна «Винни-Пух и все остальные» (1960). Пьесы для детей (в т.ч. «Очень умные игрушки», 1976).

■ Избр., М 1981.

ЗБАНАЦКИЙ ЮРИЙ ОЛИФЕРОВИЧ

ЗБАНА́ЦКИЙ Юрий Олиферович (р. 1914), украинский советский писатель. Герой Сов. Союза (1944). Чл. КПСС с 1939. Ром. «Перед жатвой» (1955), «Малиновый звон» (1958), «Сеспель» (1961), «Волны» (1967), «Кукуют кукушки» (1975). Пов. «Меж добрыми людьми» (1955), «Морская чайка» (1959), «Куриный бог» (1966) и др.; док. пов. «Мы — не из легенды» (1972). Книги для детей. Пьесы.

■ Соч., т. 1—4, К., 1963—64; Соч., т. 1—2, К., 1974 (оба — на укр. яз.); Полесские были, записанные промежду прочим…, М., 1980.

● Стогнут А., Ю.О. Збанацкий, К., 1970.

ЗВЕВО ИТАЛО

ЗВЕ́ВО Итало, см. Свево И.

«ЗВЕЗДА ВОСТОКА»

«ЗВЕЗДА ВОСТОКА» - «ЗВЕЗДА́ ВОСТО́КА», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП Узбекской ССР. Издаётся в Ташкенте с 1935 на русском языке. Выходил под разными названиями, первоначально — «Литературный Узбекистан»; с 1946 — современное название.

«ЗВЕЗДА»

«ЗВЕЗДА» - «ЗВЕЗДА́», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП СССР. Издаётся в Ленинграде с 1924. Среди авторов — М. Горький, А. Н. Толстой, М. М. Зощенко, Ю. Н. Тынянов, А. А. Ахматова, Н. С. Тихонов, К. А. Федин, Н. А. Заболоцкий, О. Д. Форш, А. А. Прокофьев, О. Ф. Берггольц, В. М. Инбер, В. Ф. Панова, В. А. Кочетов, Ю. П. Герман, В. А. Каверин. В критическом отделе печатался А. В. Луначарский.

Предыдущая страница Следующая страница