Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОКТ"-"ОРМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОКТ"-"ОРМ")

ОКТАЙ РИФАТ

ОКТА́Й РИФА́Т, см. Хорозджу.

«ОКТЯБРЬ»

«ОКТЯБРЬ» - «ОКТЯ́БРЬ», литературная группа, существовавшая в 1922 — 1925. Ее ядро составили писатели, вышедшие из «Кузницы», А. Г. Малышкин, А. Я. Дорогойченко, С. А. Родов. Участвовали также Ю. Н. Либединский, А. И. Тарасов-Родионов, позже — Ф. А. Березовский, Д. А. Фурманов. В 1923 вместе с литературными группами «Молодая гвардия» и «Рабочая весна» влилась в МАПП (см. Ассоциации пролетарских писателей). Группа «О.» во многом определила творческие и организационные установки РАПП. Члены группы вошли в руководство журнала «Октябрь».

-----------------------------------

«ОКТЯ́БРЬ», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП РСФСР. Издавался в Москве с 1924. Создан по инициативе МАПП (АПП) как центр объединения творческих сил пролетарских писателей. Стремился к отражению современных проблем, социалистического преобразования страны. В нем были опубликованы главы «Разгрома» и 1‑я часть романа «Последний из Удэге» А. А. Фадеева, 1‑я часть «Тихого Дона» М. А. Шолохова, «Большой конвейер» Я. Н. Ильина, «Страна Муравия» А. Т. Твардовского, произведения А. Н. Толстого, В. Я. Шишкова, В. А. Каверина, К. Г. Паустовского, А. Б. Чаковского, М. С. Бубеннова, А. Н. Рыбакова, В. К. Очеретина и др. Среди редакторов — А. С. Серафимович (1926 — 1929), Ф. И. Панферов (1931 — 1960), В. А. Кочетов (1961 — 1973), А. А. Ананьев (с 1973).

ОКУДЖАВА БУЛАТ ШАЛВОВИЧ

ОКУДЖА́ВА Булат Шалвович (р. 1924), русский советский писатель, автор и исполнитель песен. Чл. КПСС с 1955. Сб. стихов «Лирика» (1956), «Острова» (1959), «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976). Пов. «Будь здоров, школяр!» (1961), «Фронт приходит к нам» (1967); ист. пов. «Бедный Авросимов» (1969; под назв. «Глоток свободы», 1971), «Мерси, или Похождения Шилова. Старинный водевиль» (1971). Ром. «Путешествие дилетантов» (кн. 1—2, 1976—78); «Свидание с Бонапартом» (1983). Киносценарии.

■ Избр. проза, М., 1979; Стихотворения, М., 1985.

ОКУЛИ ОКЕЛЛО

ОКУ́ЛИ (Oculi) Окелло (р. 1948), угандийский писатель. Ром. «Гулящая» (1968). Поэма «Сирота» (1968).

ОКЦИТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОКЦИТА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Провансальская литература.

ОКЬЕР ЙЕППЕ

О́КЬЕР́ (Aakjær) Йеппе (1866—1930), датский писатель. Ром. «Сын крестьянина» (1899), «Дети гнева» (1904). Кн. «Сага моих родных краев» (1921). Сб. стихов, в т. ч. «Песни ржи» (1906), «Чернозем и руда» (1909), «Под вечерней звездой» (1927). Воспоминания.

ОЛБИ ЭДУАРД ФРАНКЛИН

О́ЛБИ́ (Albee) Эдуард Франклин (р. 1928), американский драматург. Пьесы «Что случилось в зоопарке» (1959), «Смерть Бесси Смит» (1960), «Американская мечта» (1961), «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1962), «Шаткое равновесие» (1966), «Ящик и цитаты из председателя Мао» (1969), «Все кончено» (1971), «Вид на море» (1975), «Леди из Дюбека» (1980). Драматургич. обработки произв. К. Мак-Каллерс, Дж. Купера, В. В. Набокова.

■ [Пьесы], послесловие Г. Злобина, М., 1976.

ОЛДИНГТОН РИЧАРД

О́ЛДИНГТОН́ (Aldington) Ричард (1892—1962), английский писатель. Ром. «Смерть героя» (1929, п. 1932), «Дочь полковника» (1931, п. 1935), «Все люди — враги» (1933, п. 1937), «Истинный рай» (1937, п. 1938) и др. Сб. рассказов «Дороги к славе» (1930). Стихи, романизиров. биографии, переводы, лит. критика.

■ Прощайте, воспоминания, М., 1961.

● Р. Олдингтон. Биобиблиографии, указатель, М., 1965.

ОЛДРИДЖ ДЖЕЙМС

О́ЛДРИДЖ́ (Aldridge) Джеймс (р. 1918), английский писатель, общественный деятель. Дилогии: «Дипломат» (1949, п. 1952; Золотая медаль Мира, 1953) и «Горы и оружие» (1974); «Сын земли чужой» (1962) и «Опасная игра» (1966, п. 1969). Антифаш. и антиколон. ром., в т. ч. «Морской орел» (1944, п. 1945), «Герои пустынных горизонтов» (1954), «Последний изгнанник» (1961, п. 1963). Социально-психол. ром. «Неприкасаемый Джулий» (1975). Роман-биография «Последний взгляд» (1977, п. 1978), ром.-памфлет «Прощай, Антиамерика!» (1979). Пов. «Удивительный монгол» (1974), новеллы («Последний дюйм», п. 1959, одноим. сов. фильм). Публицистика. Междунар. Лен. пр. (1973).

● Балашов П. С., Джеймс Олдридж, 2 изд., М., 1977.

ОЛЕВСКИЙ БОРИС АБРАМОВИЧ

ОЛЕ́ВСКИЙ Борис Абрамович (1908—1941, погиб на фронте), еврейский советский писатель. Сб. стихов «В росте» (1930). Кн. прозы «Все выше и выше» (1933), «На биробиджанской земле» (1940), «Сказки» (1940).

■ Ося и его друзья. Повесть, М., 1956; Начало жизни. Повесть, М., 1967; В ясном рассвете. Стихи и сказки, М., 1960.

ОЛЕЙНИК БОРИС ИЛЬИЧ

ОЛЕ́ЙНИК Борис Ильич (р. 1935), украинский советский поэт. Чл. КПСС с 1961. Сб. стихов и поэм «Сталь закаляют кузнецы» (1962), «Двадцатый вал» (1964), «Выбор!» (1965), «Круг» (1968), «Эхо» (1970), «На линии тишины» (1972), «Стою на земле» (1973; Гос. пр. СССР, 1975), «Гора» (1975), «Заклинание огня» (1978), «Седая ласточка» (1979) и др. Публицистика.

■ Истина. Избр. стихи, К., 1976 (на укр. яз.).

ОЛЕЙНИК СТЕПАН ИВАНОВИЧ

ОЛЕ́ЙНИК Степан Иванович (1908—82), украинский советский поэт. Чл. КПСС с 1952. Сб. юмористич. стихов «Наши знакомые» (1948; Гос. пр. СССР, 1950), «С добрым сердцем и горьким перцем» (1953), «Каков Савва, такова и слава!» (1955), «Карась-середняк» (1961), «Дозвольте заверить» (1963), «Дозаседался» (1968), «Здоровее с юмором жинется» (1972). Кн. «Во имя добра — против зла» (1977). Сб. биографич. рассказов «Из книги жизни» (1964), «Отцы и дети» (1970), «С житейского поля» (1973).

■ Соч., т. 1—4, К., 1978 (на укр. яз.); Сатира и юмор, М., 1963; Пути-дороги. Рассказы, новеллы, зарисовки, М., 1980.

ОЛЕЙНИКОВ НИКОЛАЙ МАКАРОВИЧ

ОЛЕ́ЙНИКОВ (псевд. Макар Свирепый, С. Кравцов и др.) Николай Макарович (1898—1942), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Кн. рассказов для детей «Боевые дни» (1926), «Кто хитрее» (1927), «Танки и санки», «Индийская голова», «Удивительный праздник» (все — 1928), «Блошиный учитель» (1930), «Портрет», «Пороховой погреб» (обе—1937) и др. Сценарии. Пародийно-иронич. стихи.

■ Стихи в кн. Чуковский К., «Чукоккала», М., 1979; «День поэзии», Л., 1964, 1966.

ОЛЕША ЮРИЙ КАРЛОВИЧ

ОЛЕ́ША Юрий Карлович (1899—1960), русский советский писатель. Ром. «Три толстяка» (1924, опубл. 1928), «Зависть» (1927). Кн. рассказов «Вишневая косточка» (1931). Цикл мемуарно-дневниковых записей «Ни дня без строчки» (1956, отд. доп. изд. 1965). Пьесы «Заговор чувств» (пост. 1929), «Список благодеяний» (1931), «Строгий юноша» (1934). Фельетоны. Стихи. Переводы. Киносценарии. Статьи.

■ Избр., М., 1983.

● Чудакова М., Мастерство Юрия Олеши, М., 1972; Воспоминания о Юрии Олеше, М., 1975.

ОЛИВЕР ДЖОАН

ОЛИВЕ́Р (Oliver) Джоан (псевд. Пере Кварт, Pere Quart) (р. 1899), каталанский поэт. Сб. сатирич. стихов «Бестиарий» (1957), «Оплаченные каникулы» (1960). Проза. Пьесы.

ОЛИМПОВ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ

ОЛИ́МПОВ (наст. фам. Фофанов) Константин Константинович (1889—1940), русский поэт. Сб-ки стихов «Аэропланные поэмы» (1912), «Жонглеры-нервы» (1912). Поэма «Теоман» (1915). Теоретич. кн. «Академия эго-поэзии Вселенского футуризма» (1914).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, прозопопея (от греч. prósōpon — лицо и poiéō — делаю), персонификация (от лат. persona — маска, лицо и facio — делаю), особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации О. в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве.

1) О. как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. И. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет».

2) О. в народной поэзии и индивидуальной лирике (напр., у Г. Гейне, С. А. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму, жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлеченная к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия. Лежащие в основе таких О. уподобления природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению с той существенной разницей, что в мифологии через родство с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (напр., отношения между Ураном-Небом и Геей-Землей уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворенные проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека.

3) О. как символ, непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных О.

Так, поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана О.-метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумертвая трава поет заунывную песню и т. п. Из их совокупности возникает верховное О.: «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, — многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. О. такого рода нередко близко к мифологическому О. по своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии.

Литература:

Белецкий А., Изображение живой и мертвой природы, в его кн.: Избр. труды по теории литературьт, М., 1964.

И. Б. Роднянская.

ОЛОНХО

ОЛО́НХО, якутский героический эпос; см. Якутская литература.

ОЛЬБРАХТ ИВАН

О́ЛЬБРАХТ́ (Olbracht) Иван (наст. имя Камил Земан, Zeman) (1882—1952), чешский писатель, общественный деятель. Один из основателей КПЧ (1921). Сын А. Сташека. Ром. «Анна-пролетарка» (1928, п. 1951), «Николай Шугай, разбойник» (1933, п. 1952). Повести, сб-ки рассказов («Девять веселых рассказов об Австрии и республике», 1927), очерки. Кн. репортажей «Картины современной России» (1920—21).

■ Избр., М., 1956.

ОЛЬМЕДО ХОСЕ ХОАКИН

ОЛЬМЕ́ДО (Olmedo) Хосе Хоакин (1780—1847), эквадорский поэт, политический деятель. Поэмы «Победа при Хунине. Песнь Боливару» (эпич.; 1825, п. 1963), «Генералу Флоресу, победителю при Миньярике» (1835). Сб. «Поэтические произведения» (изд. 1848).

ОЛЬСЕН ЭРНСТ БРУН

О́ЛЬСЕН́ (Olsen) Эрнст Брун (р. 1923), датский драматург, режиссер. Пьесы «Голос человека» (1959), «Викторианская беседка» (1959) и др. Сатирич. мюзикл «Любовь подростков» (1962), «Книготорговцу не спится» (1963), «Телевизионный кошмар» (1964), «Буржуазный бал» (1966), «Смиренные» (1969), «Примите поздравления, Хансен» (1970), «Подхалим» (1973).

ОМАР ИБН АБИ РАБИА

ОМА́Р ибн АБИ́ РАБИ́А (644—712 или 719), арабский поэт. Любовная лирика.

ОМАР ИБН АЛЬ-ФАРИД

ОМА́Р ибн аль-ФА́РИД (1182—1235), арабский поэт.

ОМАР СУГИРИМБЕТ УЛЫ

ОМА́Р Сугиримбет улы (1879—1922), каракалпакский поэт.

■ Избр. произв., Нукус, 1960 (на каракалп. яз.).

ОМАР ХАЙЯМ ГИЯСАДДИН

ОМА́Р ХАЙЯ́М Гиясаддин (ок. 1048 — после 1122), персидский и таджикский поэт, математик, философ. Более 400 филос. рубай (цикл «Рубаийят»); атрибуция мн. четверостиший остается спорной. Филос. и математич. трактаты. В России известен с 1-й пол. 19 в.

■ Рубаийат, ч. 1—2, М., 1959; Трактаты, М., 1961; Рубайят, Душ., 1965; Рубай, М., 1972; Рубайат, 2 изд., М., 1975; Рубай, 2 изд., дополненное, Таш., 1983.

● Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П., Омар Хайям, М., 1965.

ОМБИО МОРИС ДЕЗ

ОМБИО́ (Des Ombiaux) Морис дез (1868—1943), бельгийский писатель, критик (на франц. яз.). Ром.: «Чудесная история святого Додона» (1899), «Сокровище митры» (1901), «Мария Венгерская» (1943) — исторические; «Михьен д’Авен» (1904), «Зов ребенка, или Смысл жизни» (1927). Бурлескная эпопея «Гвидон из Андерлехта» (1905).

ОМЕР СЕЙФЕДДИН

ОМЕ́Р СЕЙФЕДДИ́Н, см. Сейфеддин О.

ОМОНИМЫ

ОМО́НИМЫ (от греч. homós — одинаковый и ónyma — имя), слова, одинаково звучащие, но имеющие разные значения. Возможны полные О., когда слова совпадают во всех своих формах («коса» — орудие и «коса» — волосы), и частичные О., когда слова совпадают лишь в некоторых формах («печь» — глагол и «печь» — существительное). Источники О. — звуковые изменения в истории языка, приводящие к совпадению прежде различных слов (древнерусское «нъкогда» — когда-то и «некогда» — нет времени совпали в одном виде — «некогда»), а также заимствования из других языков («брак» — бракованный продукт из немецкого Brack и русский «брак» — супружество). Область художественного использования О. — главным образом шутки и анекдоты, построенные на игре слов (см. Каламбур).

В. А. Виноградов.

ОМУЛЕВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ОМУЛЕ́ВСКИЙ (наст. фам. Фёдоров) Иннокентий Васильевич (1836, по другим данным 1837—1884), русский писатель. Гражд. лирика (сб. «Песни жизни», 1883, «Деревенские песни», 1884); юмористич. стихи; легенда «Обетованная земля» (1872). Автобиогр. ром. «Шаг за шагом (Светлов, его взгляды, характер и деятельность)» (1870; в изд. 1874 и 1896 уничтожен; нов. изд. 1960), ром. «Попытка — не шутка» (1873, незаконч.), рассказы. Переводы из Л. Кондратовича, А. Мицкевича (кн. «Мицкевич. Сонеты», 1857).

■ Полн. собр. соч., т. 1—2, СПБ, 1906; Избр. стихотворения, Хабаровск, 1961; Шаг за шагом. Романы, рассказы, Иркутск, 1983.

ОНВАНА ЛУИШ БЕРНАРДУ

ОНВА́НА (Honwana) Луиш Бернарду (р. 1942), мозамбикский писатель. Сб. рассказов «Мы убиваем Паршивую собаку» (1964, п. 1967).

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА

ОНЕ́ГИНСКАЯ СТРОФА́, строфа из 14 стихов 4‑стопного ямба с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские), созданная А. С. Пушкиным для романа в стихах «Евгений Онегин»:

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему.

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

Обычно первое 4‑стишие в О. с. дает тему строфы, 2‑е — развитие, 3‑е — кульминацию, двустишие — концовку. Это сложное строение делает О. с. как бы «стихотворением в стихотворении»; поэтому О. с. применяется почти исключительно в поэтических жанрах с многоплановым развитием сюжета и лирических отступлений. Все позднейшие случаи О. с. в русской поэзии («Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова, «Младенчество» Вяч. Иванова и др.) опираются на ассоциации, связанные с пушкинским стихом.

М. Л. Гаспаров.

ОНЕРВА Л.

О́НЕРВА Л.́ (Onerva) (наст. имя Хилья Онерва Лехтинен, Lehtinen) (1882—1972), финская писательница. Сб. стихов «Диссонансы» (1904), «Поверженные боги» (1910), «Вечерний звон» (1912), «Далекая весна» (1914), «Песня фонарей» (1919), «Борение души» (1923), «Вечерняя заря» (1952). Ром. «Мирдья» (1908). Пьеса «Обвинители» (1923).

ОНЕТТИ ХУАН КАРЛОС

ОНЕ́ТТИ (Onetti) Хуан Карлос (р. 1909), уругвайский писатель. Ром. «Ничейная земля» (1941), «На эту ночь» (1943), «Короткая жизнь» (1950), «Верфь» (1961), «Хунтака-даверес» (1964), Пов. «Колодец» (1939, п. — «Бездна», 1976), «Для одной безымянной могилы» (1959). Сб. рассказов «Сбывшийся сон и другие рассказы» (1951), «Самый страшный ад» (1962), «Грустная, как она» (1963).

■ Прощания. Повести и рассказы, М., 1976; Короткая жизнь. Верфь. Романы. Повести и рассказы, М., 1983.

О’НИЛ ЮДЖИН

О’НИЛ (O’Neill) Юджин (1888—1953), американский драматург; по происхождению ирландец. Дебют — сб. «Жажда и другие одноактные пьесы» (1914). «Морские» пьесы («К востоку, на Кардифф», пост. 1916, и др.). Пьесы: драма «За горизонтом» (1920), «Косматая обезьяна» (1922, п. 1925), «У всех детей Господа Бога есть крылья» (1924, п. — «Негр», 1930), трагедия «Страсти под вязами» (1925), «Лазарь смеялся» (1927), сатира «Марко-миллионщик» (1927), эксперимент. 9-актная «Странная интерлюдия» (1928), «Динамо» (1929), монумент, трагедия-трилогия «Траур — участь Электры» (1931, п. 1975), «Дни без конца» (1934), филос.-натуралистич. притча «Разносчик льда грядет» (1939, опубл. 1946); автобиогр. драмы «Долгий день уходит в полночь» (1941), «Луна для пасынков судьбы» (1942, опубл. 1945). С 1934 работал над историко-драматич. эпосом «Сказание о собственниках, обокравших самих себя» в 11 пьесах; из 6 написанных сохранилось две: «Душа поэта» (напис. 1943, опубл. 1957) и «драма для чтения» «Дворцы побогаче» (напис. 1934, опубл. 1964). Ноб. пр. (1936).

■ Пьесы, т. 1—2, предисл. А. Аникста, М., 1971; [О трагедии], в кн.: Писатели США о лит-ре, т. 2, М., 1982.

● Фридштейн Ю. Г., Ю. О’Нил: биобибл. указатель, М., 1982.

ОНОМАСТИКА

ОНОМА́СТИКА (от греч. onomastikē — искусство давать имена), раздел языкознания, изучающий имена собственные, их происхождение, развитие и функционирование. О. называют также совокупность имен собственных.

Разделами О. являются антропонимика, исследующая личные имена людей, топонимика — географические названия, этнонимика — названия народов, космонимика — названия внеземных объектов, теонимика — названия мифических существ и божеств, зоонимика — клички животных.

Изучением собственных имен в художественной литературе занимается О. поэтическая. Ее предметом являются вымышленные автором (реже реальные) имена героев произведения и мест действия. Собственные имена используются в художественных произведениях как в качестве средства культурно-исторического изображения действительности, так и характеристики персонажей. Кроме того, помимо чисто назывной, они также могут нести стилистические, а иногда и социально-идеологические функции. О. поэтическая различает два основных типа имен: стилистически нейтральные, не участвующие в раскрытии образа или обстоятельств действия (капитан Тушин у Л. Н. Толстого, Андрей Соколов, г. Урюпинск у М. А. Шолохова), и экспрессивно-оценочные, «говорящие» имена-этикетки с прозрачной положительной или отрицательной семантикой. «Значащие» имена были характерны для эстетики классицизма (Скотинин у Д. И. Фонвизина, Молчалин у А. С. Грибоедова). Особенно распространены они в сатирической литературе (город Глупов, Иудушка Головлев у М. Е. Салтыкова-Щедрина, унтер Пришибеев у А. П. Чехова). В научно-фантастической и приключенческой литературе широко используются вымышленные «экзотические» имена (Аэлита у А. Н. Толстого, капитан Немо у Ж. Верна). Наряду с реальными названиями (напр., названия улиц Петербурга у Ф. М. Достоевского и Киева у М. А. Булгакова) иногда употребляются зашифрованные и символические имена героев и мест (Скотопригоньевск у Достоевского, город Н-ск, N у многих авторов, «Н. Ф. И.» у М. Ю. Лермонтова). Собственные имена нередко выступают как названия художественных произведений: «Дон Кихот» Сервантеса, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Петербург» А. Белого, «Тихий Дон» Шолохова, «Порт-Артур» А. Н. Степанова. Имена героев могут становиться нарицательными: Дон Жуан — донжуан, Митрофан — Митрофанушка и т. п.

Литература:

Подольская Н. В., Словарь рус. ономастич. терминологии, М., 1978;

Rajec Е. М., The study of names in literature. A bibliography, N. Y., 1978.

В. П. Нерознак.

ОНОМАТОПЕЯ

ОНОМАТОПЕ́Я, см. Фоника.

ОНЬЯ ПЕДРО ДЕ

О́НЬЯ́ (Oña) Педро де (1570—1643?), чилийско-перуанский поэт. Эпич. поэма «Укрощенная Араукания» (1596). Поэмы «Потрясение Лимы в 1609 году» (1609), «Игнасио Кантабрийский» (1639).

ООКА СЁХЭЙ

ОО́КА Сёхэй (р. 1909), японский писатель. Сб. рассказов «Записки пленного» (1948); пов. «Огни в поле» (1951). Ром. «Мадам Мусасино» (1952), «Сражение на Лейте» (1969). Лит. критика.

ОПАТОШУ И.

ОПАТО́ШУ И. (наст. имя Иосиф Опатовский) (1887—1954), еврейский писатель. Выходец из Польши, с 1907 — в США. Пов. «По ту сторону моста» (1910). Ром. «Роман конокрада» (1912), ист. трил. «В польских лесах» (1921), «1863» (1925), «Один» (1926), ист. ром. «Последнее восстание» (1948). Новеллы.

ОПИСАНИЕ

ОПИСА́НИЕ, вид повествования, в котором изображается какая-либо статическая картина: портрет, обстановка действия, пейзаж, интерьер и т. п. Выделяют статическое и динамическое О. Статическое О. не входит во временное развертывание действия и прерывает развитие событий (напр., О. парижской клоаки в романе В. Гюго «Отверженные», обширные О. дома, города у О. Бальзака, Э. Золя); оно может использоваться в качестве приема ретардации, торможения действия. На ранних этапах развития сюжетного повествования (напр., бытовые, авантюрные, сатирические русские повести XVII в.) статическое О. встречается крайне редко, т. к. мешает стремительному развитию сюжета, цель которого — постоянно удерживать внимание и интерес читателя к перипетиям действия. Динамическое О. — обычно небольшое по объему, включено в событие и не приостанавливает действия; например, пейзаж дается через восприятие персонажа по ходу его передвижения в пространстве («Степь» А. П. Чехова). О. как вид повествования зависит от «точки зрения» (оценочной, пространственной, психологической) автора или рассказчика. Характер О. зависит от жанра, стиля, принадлежности автора и произведения к определённому направлению.

Существуют отдельные жанры, например описательная поэма («Сады» Ж. Делиля), кладбищенская поэзия (Т. Грей, В. А. Жуковский), и произведения («Евгению. Жизнь Званская» Г. Р. Державина, «Листопад» И. А. Бунина, миниатюры М. М. Пришвина), целиком построенные на развернутом О.

В. А. Сапогов.

ОПИЦ МАРТИН

О́ПИЦ́ (Opitz) Мартин (1597—1639), немецкий поэт, теоретик классицизма. Стихи (элегии, сонеты и др.), поэмы «Златна, или О душевном спокойствии» (1623), «Утешение в превратностях войны» (1633), «Везувий» (дидактич.; 1633), либретто первой нем. оперы «Дафна» (1627). «Книга о немецкой поэзии» (1624, п. 1980).

ОПОРНЫЙ ЗВУК

ОПО́РНЫЙ ЗВУК в рифме, звук (обычно согласный), непосредственно предшествующий ударному гласному рифмующего слова. Рифма, в которой О. з. рифмующих слов совпадают, называется «богатой»; так, рифма «гений — наслаждений» — бедная, «видений — наслаждений», «убеждений — наслаждений» — богатые. В мужской открытой рифме в русской поэзии (XVIII—XIX вв.) совпадение О. з. обязательно, поэтому здесь «ноге — нужде» — не рифма, «беде — нужде» — бедная, «вражде — нужде» — богатая рифма. Совпадение О. з. культивировалось в русской поэзии XVIII в. (школа А. П. Сумарокова) и особенно в поэзии XX в. (начиная с В. В. Маяковского), где оно компенсировало ослабевшее совпадение послеударной части «неточных» рифм.

М. Л. Гаспаров.

ОПОЯЗ

ОПОЯ́З (Общество изучения поэтического языка), научное объединение, созданное в 1916 — 1918 группой лингвистов (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский), стиховедов (С. И. Бернштейн, О. М. Брик), теоретиков и историков литературы (В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов). Доктрина О. — разновидность «формального метода» в литературоведении — была подготовлена работами Шкловского («Воскрешение слова», 1914, и др.). Печатный орган — «Сборники по теории поэтического языка» (в. 1—6, 1916 — 1923). В конце 10 — начале 20‑х гг. к О. были методологически близки члены Московского лингвистического кружка (Г. О. Винокур, Р. О. Якобсон), а также Б. В. Томашевский, В. В. Виноградов.

Теоретические установки О. отмечены полемическим отношением к эклектизму дореволюционной академической науки и вместе с тем влиянием эстетических принципов акмеизма и футуризма. В литературе опоязовцы усматривали «ремесло», формально-техническую деятельность, основанную на применении приемов и средств, поддающихся «точному» изучению. Задача литературы — вызвать художественный эффект необычности (остранение). На это рассчитаны литературно-художественные приемы (их совокупность), используемые художником или литературным течением. С ослаблением действенности одних приемов, становящихся привычными и превращающихся в шаблон («автоматизирующихся для восприятия»), возникает потребность в новых, и тогда одна литературная система сменяется другой. Применяя сравнительно-типологический метод, новые лингвистические идеи, статистические способы изучения, опоязовцы накопили ряд ценных для филологии наблюдений и частных гипотез, пройдя сложный путь от механистического представления о произведении как «сумме» формальных приемов до динамического понимания функциональной связи всех его компонентов; от учения о независимом литературном «ряде» до признания взаимосвязи его с другими культурными «рядами». Однако установка на «самоценное» формально-художественное новаторство вела к дегуманизации и деидеологизации искусства (см. Формализм). Осознав это в ходе дискуссий, участники О. постепенно отказываются от формалистических установок. В конце 20‑х гг. общество распалось.

На Западе, где многие принципы О. были усвоены Пражским лингвистическим кружком, с середины 50‑х гг. наблюдается новая волна интереса к идеям О., зачастую связанная с утверждением неоформалистических тенденций («новая критика», некоторые разновидности структурализма).

Литература:

Энгельгардт Б. М., Формальный метод в истории литературы, Л., 1927;

Медведев П. Н. [Бахтин М. М.], Формальный метод в литературоведении, Л., 1928;

Киселева Л. Ф., Кожинов В. В., Проблемы теории литературы и поэтики, в кн.: Сов. литературоведение за 50 лет, Л., 1968;

Жирмунский В. М., Теория литературы. Поэтика. Стилистика, Л., 1977, с. 15—105.

См. также лит. при ст. Прием.

Г. М. Фридлендер.

ОППОЗИЦИЯ

ОППОЗИ́ЦИЯ, бинарная оппозиция, в ст. Структурная поэтика.

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРАТОРСКИЙ СТИХ

ОРА́ТОРСКИЙ СТИХ, декламативный стих, в мелодике стиха — один из трех основных интонационных типов (наряду с говорным стихом, разновидностью которого он иногда считается, и напевным стихом). В русской поэзии разработан преимущественно М. В. Ломоносовым, М. Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, В. Я. Брюсовым, В. В. Маяковским; наиболее употребителен в гражданской, философской, патетически-медитативной лирике, в монологах трагедий и пр. Тематическая композиция строится на логическом развертывании мысли, с чередованием более напряженных аргументирующих и менее напряженных иллюстративных частей; переходы обычно отрывисты и отмечаются риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями; синтаксис играет контрастами пространных периодов (с их сложной системой интонационных повышений и понижений) и верениц коротких предложений; ритм и синтаксис обычно параллельны, переносов мало. Т. о., по логической основе композиции О. с. примыкает к говорному, а по интонационному орнаменту — к напевному стиху.

М. Л. Гаспаров.

ОРБЕЛИАНИ ГРИГОЛ ЗУРАБОВИЧ

ОРБЕЛИА́НИ Григол Зурабович (1804—83), грузинский поэт. Лирика, в т. ч. стих. «Исповедь» (1831), «К Ярали», «…Пусть имя того человека» (оба — 1832), «Моей сестре Ефемии» (1835), «Вечер разлуки» (1841), «Воспоминание» (1859), «Мухамбази» (1861). Поэма «Заздравный тост, или Пир после Эриванской битвы» (1-я ред. — «Толумбаши», 1827—1832; послед. ред. 1870, 1871). Дневники (изд. 1959); в 1937 изд. письма (т. 1—2).

■ Полн. собр. соч., Тб., 1959 (на груз. яз.); Стих., М.—Л., 1949.

● Маградзе Э. С., Г. Орбелиани. Ист.-биогр. повесть, М., 1980.

ОРБЕЛИАНИ СУЛХАН САБА

ОРБЕЛИА́НИ Сулхан Саба (1658—1725), грузинский писатель, ученый и политический деятель. В 1698 постригся в монахи, в 1703 вернулся к политич. деятельности. Сб. басен и притч «Мудрость вымысла» (или «О мудрости лжи»). Кн. «Путешествие в Европу». Толковый словарь груз. яз. (1865—1916). Соч. религ. характера.

■ Соч., т. 1—4, Тб., 1959—66 (на груз. яз.).

ОРЕЛЛИ ДЖОРДЖО

ОРЕ́ЛЛИ (Orelli) Джорджо (р. 1921), швейцарский писатель (на итал. яз.). Сб. лирики «Ни белый, ни фиолетовый» (1944), «Стихотворения» (1953), «В семейном кругу» (1960). Кн. рассказов «День жизни» (1960).

ОРЕШИН ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ

ОРЕ́ШИН Пётр Васильевич (1887—1938), русский советский писатель. Сб. стихов и поэм «Зарево», «Красная Русь» (оба — 1918), «Дулейка» (1919), «Мы» (1921), «Алый храм», «На голодной земле» (оба — 1922), «Почему из крупных сел на простор народ пошел» (1924), «За коровой уход — хозяину доход» (1926), «Под счастливым небом» (1937). Сб. рассказов и повестей, в т. ч. «Корявый» (1922, на обложке 1923), «Солдатка» (1925), «Людишки» (1927), «Злая жизнь» (1931). Воспоминания и статьи о Есенине.

■ [Стихи], т. 1—4, М.—П., 1923—28; Стихотворения и поэмы, М., 1958; Повести и рассказы, М., 1960; Стихи и поэмы, Саратов, 1964.

ОРИГЕН

ОРИГЕ́Н (ок. 185—253 или 254, погиб от пыток во время гонений), раннехристианский писатель (писал на греч. яз.), богослов. Представитель ранней патристики. С 217 глава богослов. школы в Александрии. В 543 объявлен еретиком. Догматич. трактат «О началах» (изд. в Каз., 1899). Апологетич. («Против Цельса»; изд. в Каз., 1912), экзегетич., библейско-критич. соч., гомилии, послания.

■ PG, t. 11—17.

● Болотов В., Учение Оригена о св. Троице, СПБ, 1879.

ОРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОРИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Индийская новая литература.

ОРЛОВ АЛЕКСАНДР АНФИМОВИЧ

ОРЛО́В Александр Анфимович (1791—1840), русский писатель. Многочисл. лубочные «нравственно-сатирич.», «историч.» романы, «героич. поэмы», «сатиры в стихах», сказки. Пародия на Ф. Булгарина «Родословная Ивана Выжигина, сына Ваньки Каина…» (1831). Кн. «Моя жизнь, или Исповедь» (1832).

● Пушкин А. С., Торжество дружбы…, Собр. соч. в 10 тт., т. 6, М., 1976.

ОРЛОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

ОРЛО́В Владимир Викторович (р. 1936), русский советский писатель. Ром. «Соленый арбуз» (1963), «После дождика в четверг» (1968), «Происшествие в Никольском» (1975), «Альтист Данилов» (1980). Статьи. Очерки.

ОРЛОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

ОРЛО́В Сергей Сергеевич (1921—77), русский советский поэт. Кн. стихов «Третья скорость» (1946), «Поход продолжается» (1948), «Радуга в степи» (1952), «Городок» (1953), «Стихотворения» (1956), «Голос первой любви» (1958), «Память сердца» (1960), «Колесо» (1964), «Лирика», «Дни» (обе — 1966), «Страница» (1969), «Верность» (1973), «Костры» (опубл. 1978). Поэмы «Командир танка» (1945, опубл. 1978), «Светлана» (1949), «Песня Ленинграду» (1957), «Одна любовь» (1961), «Слово о Циолковском» (1962), «На острие стрелы багряной» (опубл. 1980) и др. Сб. ст. «Наедине с тобою» (1978). Кн. о творчестве «Свидетели живые» (1971).

■ Собр. соч., т. 1—3, М., 1979—80.

● Сергей Орлов. Воспоминания современников. Неопубликованное, Л., 1980; Хренков Д. Т., Сергей Орлов, Л., 1964; его же, А был он лишь солдат…, М., 1981.

ОРМАНОВ ГАЛИ

ОРМА́НОВ Гали (1907—78), казахский советский поэт. Чл. КПСС с 1938. Сб. стихов «Обруч» (1934), «Исповедь женщины» (1936), «Дуб» (1945), «Волна» (1956), «Славный путь» (1957), «Огненная река» (1965), «Голубые дали» (1969), «Сердце души» (1973), «Годы в песнях» (1976). Кн. рассказов «Подъем» (1935), «Сердце» (1963).

■ Собр. соч. в 4-х тт., т. 1—4, А.-А., 1982—84 (на казах. яз.); Запах земли. Стихи, А.-А., 1980.

Предыдущая страница Следующая страница