ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЭПИСТОЛЯ́РНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от греч. epistolē послание, письмо), переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак Э. л., отличающий ее от записок и дневника.
В античности письма сочинялись как литературные произведения, их стиль и построение определялись риторикой, и строгую границу между частной перепиской и эпистолярной стилизацией провести трудно, о чем свидетельствуют знаменитые образцы Э. л.: письма Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего. (Обретая стихотворную форму, например у Горация, послания становятся поэтическим жанром и собственно к Э. л. уже не относятся; см. Послание.) Сознательное художественное использование стилистических возможностей переписки (приближение к разговорному языку, лирический подтекст, аллюзии, внесение оттенков социально-языковой характеристики) отличает Э. л. софистов (эпистолярные сочинения Алкифрона, в т. ч. вымышленная переписка комедиографа Менандра с его возлюбленной Гликерой).
Естественная для писем дидактическая тенденция становится основной функцией в посланиях апостолов (Новый завет) и «отцов церкви» (Августин; также Патристика). Э. л. ведущий жанр византийской публицистики (письма Фотия). В средневековой Европе межмонастырская переписка была средством публичной богословской полемики. Своеобразным заключением средневековой Э. л., одновременно предваряющем эпоху Реформации, служат «Письма светлых людей» (1514) И. Рейхлина и особенно «Письма тёмных людей» (1515 1517), где пародируется как интимное, так и дидактическое послание. Традицию средневековой публичной полемики продолжают письма М. Лютера. Образцом русской средневековой публицистики служит переписка Ивана IV с князем А. М. Курбским и письма протопопа Аввакума. Для Э. л. Возрождения характерны письма П. Аретино, где специфика переписки формирует сатирические приемы разоблачения пороков.
В XVIIXVIII вв. форма Э. л. используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению («Письма провинциала» Б. Паскаля, письма маркизы де Севинье, переписка Вольтера, «Письма к сыну» Ф. Честерфилда). Особо следует выделить «Дневник для Стеллы» Дж. Свифта: собрание частных писем, открывающее историю английского социально-психологического романа. После заведомо вымышленных «Персидских писем» (философский роман, 1721) Ш. Монтескьё эпистолярно-романическое построение становится все более привычным в европейских литературах: романы «Памела» и «Кларисса» С. Ричардсона, «Путешествие Хамфри Клинкера» Т. Смоллетта, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо, «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте.
Очерково-документальные «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и письма из Франции Д. И. Фонвизина П. И. Панину («Записки первого путешествия», 1777 1778) положили начало освоению традиций Э. л. в России. Ее развивал И. М. Муравьев-Апостол и стремился «влить» в беллетристику А. С. Пушкин («Роман в письмах», «Марья Шонинг»). Дидактическое направление Э. л. продолжали М. С. Лунин («Письма из Сибири»), П. Я. Чаадаев («Философические письма»), Н. В. Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями»), А. И. Герцен («Письма из Франции и Италии»), В. П. Боткин («Письма об Испании»). Опыт и форма Э. л. использованы в художественной повести «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.
В XX в. сохраняется многообразие видов Э. л. («Опавшие листья» В. В. Розанова, «Неизвестный друг» И. А. Бунина, «Zoo. Письма не о любви » В. Б. Шкловского, «Любовные письма англичанки» Л. Хаусмана, «Письмо к англичанам» Ж. Бернаноса), в т. ч. и оформленных в беллетристические жанры (повесть «Письмо к заложнику» А. Сент-Экзюпери, романы «Мартовские иды» Т. Уайлдера и «Перед зеркалом» В. А. Каверина). После 2-й мировой войны 1939 1945 с расцветом документальной литературы актуализируется значение письма как непосредственного, подлинного, лирически насыщенного свидетельства («Письма расстрелянных французских коммунистов», 1948).
В Э. л. входит также и переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение (например, «Письма А. Блока к жене», «Ф. М. Достоевский и А. Г. Достоевская. Переписка»).
Литература:
Античная эпистолография, М., 1967;
Гинзбург Л. Я., О психологической прозе, Л., 1971;
Елистратова А. А., Эпистолярная проза романтиков, в кн.: Европейский романтизм, М., 1973.
В. С. Муравьев.