Литературный энциклопедический словарь
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЭПИСТОЛЯ́РНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от греч. epistolē — послание, письмо), переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак Э. л., отличающий ее от записок и дневника.

В античности письма сочинялись как литературные произведения, их стиль и построение определялись риторикой, и строгую границу между частной перепиской и эпистолярной стилизацией провести трудно, о чем свидетельствуют знаменитые образцы Э. л.: письма Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего. (Обретая стихотворную форму, например у Горация, послания становятся поэтическим жанром и собственно к Э. л. уже не относятся; см. Послание.) Сознательное художественное использование стилистических возможностей переписки (приближение к разговорному языку, лирический подтекст, аллюзии, внесение оттенков социально-языковой характеристики) отличает Э. л. софистов (эпистолярные сочинения Алкифрона, в т. ч. вымышленная переписка комедиографа Менандра с его возлюбленной Гликерой).

Естественная для писем дидактическая тенденция становится основной функцией в посланиях апостолов (Новый завет) и «отцов церкви» (Августин; также Патристика). Э. л. — ведущий жанр византийской публицистики (письма Фотия). В средневековой Европе межмонастырская переписка была средством публичной богословской полемики. Своеобразным заключением средневековой Э. л., одновременно предваряющем эпоху Реформации, служат «Письма светлых людей» (1514) И. Рейхлина и особенно «Письма тёмных людей» (1515 — 1517), где пародируется как интимное, так и дидактическое послание. Традицию средневековой публичной полемики продолжают письма М. Лютера. Образцом русской средневековой публицистики служит переписка Ивана IV с князем А. М. Курбским и письма протопопа Аввакума. Для Э. л. Возрождения характерны письма П. Аретино, где специфика переписки формирует сатирические приемы разоблачения пороков.

В XVII—XVIII вв. форма Э. л. используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению («Письма провинциала» Б. Паскаля, письма маркизы де Севинье, переписка Вольтера, «Письма к сыну» Ф. Честерфилда). Особо следует выделить «Дневник для Стеллы» Дж. Свифта: собрание частных писем, открывающее историю английского социально-психологического романа. После заведомо вымышленных «Персидских писем» (философский роман, 1721) Ш. Монтескьё эпистолярно-романическое построение становится все более привычным в европейских литературах: романы «Памела» и «Кларисса» С. Ричардсона, «Путешествие Хамфри Клинкера» Т. Смоллетта, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо, «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте.

Очерково-документальные «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и письма из Франции Д. И. Фонвизина П. И. Панину («Записки первого путешествия», 1777 — 1778) положили начало освоению традиций Э. л. в России. Ее развивал И. М. Муравьев-Апостол и стремился «влить» в беллетристику А. С. Пушкин («Роман в письмах», «Марья Шонинг»). Дидактическое направление Э. л. продолжали М. С. Лунин («Письма из Сибири»), П. Я. Чаадаев («Философические письма»), Н. В. Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями»), А. И. Герцен («Письма из Франции и Италии»), В. П. Боткин («Письма об Испании»). Опыт и форма Э. л. использованы в художественной повести «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.

В XX в. сохраняется многообразие видов Э. л. («Опавшие листья» В. В. Розанова, «Неизвестный друг» И. А. Бунина, «Zoo. Письма не о любви…» В. Б. Шкловского, «Любовные письма англичанки» Л. Хаусмана, «Письмо к англичанам» Ж. Бернаноса), в т. ч. и оформленных в беллетристические жанры (повесть «Письмо к заложнику» А. Сент-Экзюпери, романы «Мартовские иды» Т. Уайлдера и «Перед зеркалом» В. А. Каверина). После 2-й мировой войны 1939 — 1945 с расцветом документальной литературы актуализируется значение письма как непосредственного, подлинного, лирически насыщенного свидетельства («Письма расстрелянных французских коммунистов», 1948).

В Э. л. входит также и переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение (например, «Письма А. Блока к жене», «Ф. М. Достоевский и А. Г. Достоевская. Переписка»).

Литература:

Античная эпистолография, М., 1967;

Гинзбург Л. Я., О психологической прозе, Л., 1971;

Елистратова А. А., Эпистолярная проза романтиков, в кн.: Европейский романтизм, М., 1973.

В. С. Муравьев.

В начало словаря