Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАР"-"ПЕО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАР"-"ПЕО")

ПАРАФРАЗ(А)

ПАРАФРА́З(А) (от греч. paráphrasis), пересказ, переложение текста другими словами (часто — прозы в стихи или стихов в прозу; иногда — сокращенно или расширенно); традиционное упражнение по развитию речи. В литературе на П. построены жанры подражания, пародии, пересказа (напр., для детей «1001 ночи»), но сам термин редок (пример: «Три оды Парафрастические» М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова — книжка со стихотворными переложениями 143-го псалма тремя поэтами). Не путать с перифразом.

М. Л. Гаспаров.

ПАРВЕ РАЛЬФ

ПА́РВЕ Ральф (р. 1919), эстонский советский писатель. Чл. КПСС с 1947. Поэтич. сб. «Из души бойца» (1945), «О времени суровом, прекрасном и дорогом» (1946), «Открытые ворота» (1958), «Лирическая стенограмма» (1964), «Стрелы времени» (1969), «Муки счастья» (1979). Пьесы, политич. памфлеты, очерки, статьи. Произв. для детей.

■ Избр. стихи, Тал., 1956; Стихи, М., 1968.

ПАРВИН ЭТЕСАМИ

ПАРВИ́Н ЭТЕСАМИ́ (1907—41), иранская поэтесса.

■ Путешествие слезы. Избр. стихотворения, М., 1984.

ПАРДО БАСАН ЭМИЛИЯ

ПА́РДО БАСА́Н (Pardo Bazán) Эмилия (1852—1921), испанская писательница. Ром. «Женщина-трибун» (1883, п. — «Дочь народа», 1893), «Родовые замки Ульоа» (1886, п. 1914). Работы по эстетике натурализма.

■ Собр. соч., СПБ, 1914.

ПАРДО ГАРСИЯ ХЕРМАН

ПА́РДО ГАРСИ́Я (Pardo García) Херман (р. 1902), колумбийский поэт. Сб. «Желание» (1930), «Голоса природы» (1945), «Современные стихи» (1949), «Безграничное сияние» (1952), «У. С. вызывает вселенную» (1954), «Бывают камни как слезы» (1957).

ПАРДО-И-АЛЬЯГА ФЕЛИПЕ

ПА́РДО-и-АЛЬЯ́ГА (Pardo y Alyaga) Фелипе (1806—68), перуанский поэт, драматург.

ПАРЕХА ДИЕСКАНСЕКО АЛЬФРЕДО

ПАРЕ́ХА ДИЕСКАНСЕ́КО (Pareja Diezcanseco) Альфредо (р. 1908), эквадорский писатель, государственный деятель. Ром. «Дом сумасшедших» (1929), «Вверх по течению» (1931), «Мол» (1933), «Люди без времени» (1941), «Три крысы» (1944), «Дикое пожарище. Жизнь Элоя Альфаро» (1944). Цикл ром. «Новые годы», в т. ч. «Предупреждение» (1956), «Ветер и воспоминания» (1959), «Всеобъемлющие силы» (1964), «Мелкорослые» (1970), «Мантикора» (1974). Ист. и лит.-критич. работы.

ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ (1871) ЛИТЕРАТУРА

ПАРИ́ЖСКОЙ КОММУ́НЫ (1871) ЛИТЕРАТУ́РА, творчество французских писателей, участников или сторонников Коммуны. Оптимизм, революционный энтузиазм, убежденность в справедливости идеалов — основные черты П. К. л. В 72-дневный период Коммуны литература представлена главным образом поэзией, тесно связанной с повседневной публицистикой, с газетой, листовкой («Коммуна» А. Вемара и «Версальцы» Э. Каржа). П. К. л. продолжала развиваться после разгрома коммунаров и разгула версальского террора: в тюрьмах и ссылке создали свои произведения Луиза Мишель, К. Гюг, Г. Кремьё, А. Бриссак, Ж. Аллеман. Лучшие достижения П. К. л. — творчество поэтов-эмигрантов (Э. Потье — автор «Интернационала», 1871; Э. Делорм, Э. Шатлен и др.), подводивших в своих произведениях политические итоги Коммуны, анализировавших ее ошибки. В эмиграции писал видный прозаик Коммуны Ж. Валлес. После амнистии 1880 литература Коммуны активизируется во Франции, появляются сборники стихов Потье, Ж. Б. Клемана, Шатлена, произведения Мишель (стихи, романы «Нищета», «Новый мир», «Оборванец»), а также Ж. Валлеса (трилогия «Жак Вентра», 1879 — 1886) и Л. Кладеля (роман «INRI», 1872 — 1887, изд. 1931, в рус. пер. «Жак Ратас»), повествующие о судьбах молодых людей, которых логика жизни приводит в ряды коммунаров. Некоторые французские писатели, современники Коммуны, сочувственно отнеслись к ней (Ф. Вилье де Лиль-Адан, П. Верлен), осуждали версальский террор (В. Гюго, А. Рембо), однако полностью не приняли идеалы Коммуны.

Литература:

Антология поэзии Парижской Коммуны 1871 г., М., 1948;

Данилин Ю., Поэты Парижской Коммуны, М., 1966;

Великовский С., Поэты франц. революций. 1789—1848, М., 1963.

ПАРИЗАТ

ПАРИЗА́Т (р. 1936), непальская писательница. Ром. «Человек незрелого возраста», «Мимоза». Стихи.

ПАРИЗЕ ГОФРЕДО

ПАРИ́ЗЕ (Parise) Гофредо (р. 1929), итальянский писатель и журналист. Ром. «Мертвый мальчик и кометы» (1951), «Красавец-священник» (1954, п. 1973), «Любовь и пыл» (1959), «Хозяин» (1965, п. 1966), «Венский крематорий» (1969), «Обручение» (1972). Публицистика (кн. «Несколько слов о Вьетнаме», 1967, п. 1968; «Политические войны», 1976). Киносценарии.

■ Человек-вещь. [Рассказы], М., 1970.

ПАРИНИ ДЖУЗЕППЕ

ПАРИ́НИ (Parini) Джузеппе (1729—99), итальянский поэт. Сонеты, оды, канцоны, кантаты, эпиграммы. Поэма «День» (незаконч., ч. 1—4: «Утро», 1763; «Полдень», 1765; «Вечер», 1766; «Ночь», 1790; изд. 1801).

«ПАРНАС»

«ПАРНАС» - «ПАРНА́С» («Parnasse»), название группы французских поэтов, утвердившееся после выхода сборника «Современный Парнас» (1866; 2-й сб. — 1871; 3-й — 1876). Отказываясь от романтического бунта и сентиментального лиризма, парнасцы провозглашали уход от буржуазной «прозы» в мир бесстрастной поэзии, прекрасных форм и изысканного поэтического языка. Группа ориентировалась на эстетические принципы Т. Готье («искусство для искусства») и Ш. Леконта де Лиля; в нее входили Т. де Банвиль, Л. Дьеркс, Ф. Коппе, К. Мендес, Сюлли-Прюдом, Ж. М. Эредиа и др. В изданиях «П.» принимали участие П. Верлен, С. Малларме, молодой А. Франс. Культ формы сопровождался у парнасцев отрывом от действительности, политическим и нравственным индифферентизмом. Противоречия в группе, обостренные событиями кануна Парижской Коммуны (1871), способствовали ее распаду. Наиболее талантливые представители «П.» обогатили французскую поэзию, особенно ее язык и ритмы.

ПАРНИ ЭВАРИСТ ДЕЗИРЕ ДЕ ФОРЖ

ПАРНИ́ (Parny) Эварист Дезире де Форж (de Forges) (1753—1814), французский поэт, граф. Сб. «Эротические стихотворения» (1778), «Поэтические безделки» (1779), «Мадагаскарские песни» (1787); атеист. поэма-памфлет «Битва старых и новых богов» (1799).

■ [Стихотворения], в кн.: Мастера рус. стихотворного перевода, 2 изд., кн. 1, [Л.], 1968; Война богов, Л., 1970.

● Томашевский Б., Пушкин и Франция, Л., 1960 (указатель).

ПАРНИЦКИЙ ТЕОДОР

ПАРНИ́ЦКИЙ (Parnicki) Теодор (р. 1908), польский писатель. Ист. ром. «Аэций, последний римлянин» (1937, п. 1969), «Серебряные орлы» (т. 1—2, 1944—45, п. 1982), «Гибель “Согласия народов”» (т. 1—2, 1955), «Лунный лик» (ч. 1—3, 1961—67), историко-фантастич. ром. «Я выйду безоружный» (1976); эссе «История в литературу перекованная» (1980).

ПАРНОВ ЕРЕМЕЙ ИУДОВИЧ

ПАРНО́В Еремей Иудович (р. 1935), русский советский писатель. Науч.-фантастич. пов. «Душа Мира», «Уравнение с Бледного Нептуна», «Бунт тридцати триллионов» (все совм. с М. Емцевым, 1964), «Возвратите любовь» (1966), «Ярмарка теней» (1968). Науч.-фантастич. и приключенч. ром. «Море Дирака» (1966), «Клочья тьмы на игле времени» (1970; оба совм. с М. Емцевым), «Ларец Марии Медичи» (1972), «Третий глаз Шивы» (1975), «Красный бамбук — черный океан» (1977). Пов. «Бронзовая улыбка» (1971), «Ледовое небо» (1980). Биогр. кн. «Секретный узник. Повесть об Эрнсте Тельмане» (1972), «Проблема 92. Курчатов. Повесть об ученом» (1973), «Посевы бури. Повесть о Яне Райнисе» (1976), «Витязь чести. Повесть о Ш. Петефи» (1982). Кн. о лит-ре («Фантастика в век НТР», 1974). Науч.-худож. и науч.-популярные кн.

ПАРОДИЯ

ПАРО́ДИЯ (греч. parōdía, букв. — перепев), в литературе и (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве — комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Обычно строится на нарочитом несоответствии стилистического и тематических планов художественной формы; два классического типа П. (иногда выделяемые в особые жанры) — бурлеска, низкий предмет, излагаемый высоким стилем («Похищенное ведро» А. Тассони, «Елисей…» В. И. Майкова), и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем («Морганте» Л. Пульчи, «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова). Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике — высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приемы поэзии, так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности; разделить то и другое иногда очень трудно (напр., в русской юмористической поэзии 1850 — 1860‑х гг., обличавшей действительность с помощью «перепевов» из А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Пародироваться может поэтика конкретного произведения, автора, жанра, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти в произведениях Козьмы Пруткова). По характеру комизма П. может быть юмористической и сатирической, со многими переходными ступенями. По объему П. обычно невелики, но элементы П. могут обильно присутствовать и в больших произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Орлеанская девственница» Вольтера, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Улисс» Дж. Джойса).

Первые образцы П. появились еще в античности («Война мышей и лягушек», VI в. до н. э.); в средние века широко бытовала П. на библейские и литургические тексты; в дальнейшем почти каждая смена литературных эпох и направлений (Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма) обычно сопровождалась волной П. В русской литературе наиболее характерные образцы П. (для разных эпох) принадлежат А. П. Сумарокову, А. А. Шаховскому, Н. А. Полевому, И. И. Панаеву, В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, В. С. Соловьеву, А. А. Измайлову; в современной литературе известны пародии А. Г. Архангельского, Арго, З. С. Паперного, А. А. Иванова.

Литература:

Тынянов Ю. Н., Гоголь и Достоевский. (К теории пародии), П., 1921;

Морозов А. А., Пародия как лит. жанр, «Рус. литература», 1960, № 1;

Рассадин Ст., Законы жанра, «ВЛ», 1967, № 10;

Фрейденберг О. М., Происхождение пародии, в сб.: Труды по знаковым системам, в. 6, Тарту, 1973.

М. Л. Гаспаров.

ПАРОНИМИЯ

ПАРОНИМИ́Я, паронимическая аттракция, парономазия (греч. paronomasía — игра близкими по звучанию словами, от pará — возле и onomázō — называю), прием художественной речи, главным образом стихотворной: установление между паронимами, т. е. близкозвучными словами, не связанными в системе языка, окказиональных смысловых связей, заостряющих поэтические ассоциации. Случайные сходства в плане выражения лексики тем самым поднимаются до уровня поэтической семантики. Ср.: «Леса — лысы. / Леса обезлесели, Леса обезлисели» (В. Хлебников) или «Ведь он же хлюст, он холостяк, / Брат Хлестакова» (Е. М. Винокуров). Это — примеры вокалического типа П.: при условном тождестве консонантных «корней», независимом от мягкости или твердости согласных, «играют» различные окказиональные «огласовки». В метатетическом типе П. («Схема смеха» В. В. Маяковского, «слепит — плес» Б. Л. Пастернака, «голос — Логос» Л. Н. Мартынова) порядок согласных не закреплен; сюда примыкают некоторые опыты с перевертнем (ср.: «Наоборот прочтите ропот — И обозначится топор», В. С. Шефнер). Редко используется консонантный тип П., основанный на расподоблении согласных: «пар — пан — пал» (Хлебников), «соль — сор» (А. А. Вознесенский); ряды «бремя — время», «стать — спать» и т. п. давно мобилизованы рифмой, в позиции которой эффекта П., как правило, не возникает. Близкая к явлениям звуковой символики (см. Фоника) и анаграммам, П. в русской традиции распространяется с 10‑х гг. XX в., знаменуя поиски обновления поэтического языка.

В. П. Григорьев.

ПАРОНЯН АКОП ОВАНЕСОВИЧ

ПАРОНЯ́Н Акоп Ованесович (1843—91), армянский писатель-сатирик, публицист, комедиограф. Комедии «Слуга двух господ» (1865), «Восточный дантист» (1868), «Льстец» (1872), «Дядя Багдасар» (1886), «Приданое» (1887), пов. «Высокочтимые попрошайки» (1880). Кн. портретов известных обществ., политич., духовных, культурных деятелей «Национальные столпы» (т. 1—3, 1874—80). Сб. фельетонов, пародий, новелл «Щипки» (1875), «Прогулка по кварталам Стамбула», «Дневник Ососа» (оба — 1880), «Смех» (1883), «Жертвы деликатности» (1886).

■ Соч., т. 1—10, Ер., 1962—79 (на арм. яз.); Избр., М., 1965.

ПАРОРИТИС КОСТАС

ПАРОРИ́ТИС Костас (наст. имя Леонидас Суреас) (1878—1931), греческий писатель. Сб. рассказов «Из жизни сумерек» (1906), «Трупы жизни» (1907), «Отец и другие рассказы» (1921). Пов. «На мачте» (1910), «Взрослый ребенок» (1917), «Красный козел» (1924), «Два пути» (1927).

ПАРРА ДЕЛЬ РИЕГО ХУАН

ПА́РРА дель РИЕ́ГО (Parra del Riego) Хуан (1894—1925), перуанский поэт. Сб. «Гимны неба и железные дороги», «Белый свет» (оба — 1925), «Стихи» (изд. 1943).

ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРУН ВЕСНА

ПА́РУН (Parun) Весна (р. 1922), хорватская поэтесса. Лирич. сб. «Зори и вихри» (1947), «Стихи» (1948), «Черная маслина» (1955), «Заколдованный дождь» (1969), «Апокалиптические басни» (1976). Кн. для детей.

■ Стихи, М., 1973.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

ПАРЦЕЛЛЯ́ЦИЯ (от франц. parcelle — частица), фигура мелодики речи, при которой части единого предложения интонационно обособляются как самостоятельные предложения (на письме — знаками препинания):

А все Кузнецкий мост и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

А. С. Грибоедов.

М. Л. Гаспаров.

ПАС ОКТАВИО

ПАС (Paz) Октавио (р. 1914), мексиканский поэт. Дипломат. Поэма «Но пасаран!» (1936). Сб. «Корень человека» (1937), «Между камнем и цветком» (1941), «На краю мира» (1942), «Свобода под честное слово» (1949), «Камень солнца» (1957), «Весь ветер» (1966). Филос.-публицистич. и лит-ведч. сочинения.

ПАСЕК ЯН ХРИЗОСТОМ

ПА́СЕК (Pasek) Ян Хризостом (ок. 1636—1701), польский мемуарист. «Воспоминания» (1668—88; сохранились частично, изд. 1836, 1963).

ПАСИАРДИС МИХАЛИС

ПАСИА́РДИС Михалис (р. 1941), кипрский греческий поэт. Сб. стихов «Монолог к первой звезде» (1964), «Дорога поэзии» (1970), «Дорога поэзии Г» (1977).

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ

ПАСКА́ЛЬ (Pascal) Блез (1623—62), французский ученый, философ, писатель. «Письма к провинциалу» (1656—57, п. 1898). Кн. «Мысли о религии и о некоторых других вопросах» («предварительное» изд. — незначит. число экз., 1669; первое — неполн. изд., 1670; научное — 1951; п. 1843, 1888, 1892).

■ Ф. де Ларошфуко, Максимы. — Б. Паскаль, Мысли. — Ж. де Лабрюйер, Характеры, М., 1974.

● Стрельцова Г. Я., Блез Паскаль, М., 1979 (лит.); Тарасов Б., Паскаль, М., 1979; Pascal présent. 1662—1962, Clermont-Ferrand [1962] (лит.).

ПАСКВИЛЬ

ПА́СКВИЛЬ (нем. Pasquill, от имени итальянского башмачника XV в. Pasquino — Пасквино, клеймившего высокопоставленных лиц), сочинение, содержащее карикатурные искажения и злобные нападки, цель которых оскорбить, скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию, общественное движение. Чаще всего используется как средство дискредитации политических противников. От П. вынуждены были защищаться многие писатели, особенно связанные с освободительным движением (напр., А. И. Герцен). В русской литературе XIX в. некоторые черты П. приобрел «антинигилистический роман» (В. П. Клюшников, В. В. Крестовский). В противоположность памфлету, которому он близок по обличительному стилю, П. не является «узаконенным» литературным жанром.

А. Л. Гришунин.

ПАСКОЛИ ДЖОВАННИ

ПА́СКОЛИ (Pàscoli) Джованни (1855—1912), итальянский поэт. Поэтич. сб., в т. ч. «Тамариск» (1891), «Песни Кастельвеккьо» (1903), «Пиршественные поэмы» (1904), «Оды и гимны» (1906), «Канцоны короля Энцио» (1909), «Поэмы Рисорджименто» (1913). Критич. эссе «Дитя» (1897); соч. о Данте «Темная Минерва» (1898), «Под покрывалом» (1900).

● Felcini F., Bibliografia della critica pascoliana, Firenze, 1957.

ПАСОС КАНКИ ВИСЕНТЕ

ПА́СОС КА́НКИ (Pazos Kanki) Висенте (1779—1845), боливийский публицист, историк, дипломат.

ПАССАР АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПАССА́Р Андрей Александрович (р. 1925), нанайский советский писатель. Сб. стихов «Солнечный свет» (1952), «Под стук бубна» (1969), «Мудрость тайги» (1974) и др. Пов. «Последнее камлание» (1969).

■ Моконл. Стихи и поэма, М., 1958; Трехлапый волк. Рассказы и очерки, Хабаровск, 1967; Приглашение. Стихотворения и поэмы, М., 1983.

ПАССЕК ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

ПА́ССЕК Татьяна Петровна (1810—89), русская мемуаристка. Родственница А. И. Герцена, жена (с 1832) археолога и литератора В. В. Пассека (1808—42). Изд. детского журн. «Игрушечка» (1880—87). Воспоминания «Из дальних лет» (т. 1—3, 1878—89; нов. изд., т. 1—2, 1963).

ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ

ПАСТЕРНА́К Борис Леонидович (1890—1960), русский советский поэт. Кн. стихов «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя — жизнь» (1917, опубл. 1922), «Темы и вариации» (1923), «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943), «Земной простор» (1945). Поэмы «Девятьсот пятый год» (1925—26, полн. опубл. 1927), «Лейтенант Шмидт» (1926—27). Ром. в стихах «Спекторский» (1924—30). Цикл «Когда разгуляется» (1956—59). Кн. прозы «Воздушные пути» (1933; в т. ч. «Детство Люверс», 1922, «Повесть», 1929). Автобиогр. проза «Охранная грамота» (1931), «Люди и положения» (1957, опубл. 1967). Драматич. поэма «Слепая красавица» (опубл. 1969). «Заметки к переводам шекспировских трагедий» (1956). Переводы трагедий У. Шекспира (Шекспир, т. 1—2, М.—Л., 1949), «Фауста» И. В. Гёте, из франц. и груз. поэзии (кн. «Стихи о Грузии. Грузинские поэты», Тб., 1958). Ром. «Доктор Живаго» (1957, опубл. за границей; Ноб. пр., 1958, от к-рой П. отказался).

■ Стихотворения и поэмы, М.—Л., 1965; Воздушные пути. Проза разных лет, М., 1982.

ПАСТОР БЕНИТЕС ХУСТО

ПАСТО́Р БЕНИ́ТЕС (Pastor Benítez) Хусто (1885—1962), парагвайский писатель, государственный и политический деятель. Ром. «Под знаком Марса. Хроника войны за Чако» (1934), «Дом гуарани» (1947) и др.

ПАСТОРАЛЬ

ПАСТОРА́ЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), вид европейской литературы XIV—XVIII вв., связанный с буколическим мирочувствием и восходящий к античной буколике (см. Буколическая поэзия) и средневековой пасторелле. От буколики, в т. ч. идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращенному городу нравственно чистой деревни, прелесть природы, мира чувств и быта простых людей, однако в ней усилились свойственные той же буколике условность простоты и стилизация безыскусственности. Жанровые формы П. — эклога, поэма, роман, драма. Как литературный вид возникла в литературе Раннего Возрождения («Фьезоланские нимфы» Дж. Боккаччо); период расцвета — конец XV—XVII вв. (А. Полициано, Т. Тассо, поэты «Плеяды», Ф. Сидни, Э. Спенсер, О. д'Юрфе); в России — середина XVIII в. (эклоги А. П. Сумарокова, песенная книжная поэзия). В XVII в. П. — характерный жанр аристократических течений в литературе: маринизма, гонгоризма, прециозной литературы; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной и ласковой природы. Пасторальные мотивы вошли в поэзию сентиментализма — идиллии С. Геснера, Ф. Миллера.

ПАТЕРИК

ПАТЕРИ́К (греч. Paterikón biblíon, от patēr — отец; в славянской традиции также «Отечник», — «Старчество»), общее название средневековых сборников назидательных рассказов о жизни прославившихся благочестием или аскетизмом христианских отшельников и монахов Ближнего Востока и Италии III—VII вв. и сборников их нравоучительных изречений. В отличие от житий святых, последовательно рассказывающих о жизни подвижника, патериковые легенды ограничиваются наиболее занимательными и дидактическими эпизодами его биографии.

Греческие и латинские П. очень рано появились у южных славян и в Древней Руси. До середины X в. в Моравии или Болгарии были переведены «Скитский поглавный» (систсматическое собрание Apophthegmata Patrum — «Изречение отцов»; ближе всего к славянскому латинский перевод VI в.), «Синайский», или «Лимонис» («Луг духовный» Иоанна Мосха, начала VII в.; перевод сохранился в рукописи XI — 1‑й половины XII вв.), и «Римский» («Беседы о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души», конца VI в., папы Григория Великого, оказавшего влияние на творчество Данте; славянский перевод восходит к греческому) патерики; причем перевод одного из них приписывается славянскому первоучителю Мефодию. Рано были переведены также «Египетский» (восходит к сборнику «История египетских монахов», конца IV в., и «Лавсаику» Палладия, епископа Еленопольского, около 420) и «Азбучно-Иерусалимский» (алфавитно-анонимное собрание Apophthegmata Patrum) П. В славянских странах переводные П. продолжали свою жизнь («Сводный» П., составленный в XIV в. в Болгарии; «Скитский» П. позднейшей ред., XVII—XVIII вв.; «Азбучный» П. позднейшей ред., опубл. в Супрасле в 1791). О популярности П. в Древней Руси свидетельствует возникновение по образцу греческих оригинальных древнерусских П. (Киево-Печерский патерик, XIII в.; Волоколамский, XVI в.). Влияние П. обнаруживается уже в памятниках литературы Киевской Руси (Изборник 1076 года, «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором; «Александрия» и др.); П. сыграли важную роль в формировании состава славяно-русского Пролога. Кроме славянских, П. известны также в переводах на коптский, сирийский, латинский, армянский, грузинский и другие языки. К патериковым легендам не раз обращались русские [Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой («Отец Сергий»), В. М. Гаршин] и западноевропейские писатели (А. Франс).

Тексты:

Синайский патерик, М., 1967;

Wijk N. van, The Old Church Slavonic Translation of the Andrōn Hagiōn Biblos, The Hague — P., 1975;

Birkfellner G., Das Rōmische Paterikon, Bd 1—2, W., 1979;

Николова С., Патеричните разкази в българската средцовековна литература, София, 1980.

Литература:

Петров Н., О происхождении и составе Славяно-рус. печатного Пролога, К., 1875;

Федер В. Р., Сведения о слав. переводных патериках, в кн.;

Методич. рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, в. 2, ч. 1, М., 1976.

Д. М. Буланин.

ПАТЕРСОН ЭНДРЮ БАРТОН

ПА́ТЕРСОН (Paterson) Эндрю Бартон (псевд. «Банджо», «Banjo») (1864—1941), австралийский писатель. Поэтич. сб. «Человек со Снежной реки» (1895), «Последняя скачка Рио Гранде» (1902). Ром. «Сельский брак» (1906). Кн. австрал. фольклора «Старые песни буша» (1905). Воспоминания.

ПАТРИСТИКА

ПАТРИ́СТИКА (от греч. patēr, лат. pater — отец), совокупность сочинений «отцов церкви» — греко-римских философов-богословов II—VIII вв. Главным содержанием П. было обоснование церковной догматики и организация христианской церкви; отсюда — непримиримость некоторых «отцов церкви» к иноверцам, неизбежно сопутствовавшая их острой борьбе с «ересями» и остатками язычества. Литературное и историко-культурное значение П. определяется тем, что в значительной мере благодаря ей в средние века не были забыты и потеряны культурные ценности Древнего мира, что она стала одним из истоков средневековых христианских литератур (в первую очередь Византийской литературы и Латинской литературы).

С П. вошли в литературу такие прозаические жанры, как полемическая философская речь, богословский трактат-рассуждение, экзегеза (толкование на Библию), проповедь (гомилия), похвальное слово (энкомий, или панегирик), послание. Наряду с философско-дидактическими жанрами создатели П. писали жития, духовные гимны, исповеди (Августин). Многие из них прославились как ораторы или поэты (Григорий Назианзин, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин).

Расцвет П. приходится на IV—V вв. и связан с именами Афанасия Александрийского, Василия Кесарийского, Григория Назианзина, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и неизвестного автора «Ареопагитик» — на Востоке, Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина, папы Григория I — на Западе. Обычно период П. в истории христианской культуры ограничивают в греческой литературе творчеством Иоанна Дамаскина, а в латинской — Исидора Севильского.

Переводы П. на славянские языки появились уже в IX в. Патриотические сочинения в греческой и славянской рукописной традиции распространялись преимущественно в составе специальных сборников: «Постнические слова» Василия Кесарийского, сборники 13 и 16 «слов» Григория Назианзина; особенно популярны в Древней Руси были творения Иоанна Златоуста (сборник слов «Маргарит», «Златоструй» и др.). П. оказала большое влияние на древнерусскую ораторскую прозу, агиографию, а также экзегетику; через ее посредство древнерусские читатели знакомились с искусством слова Древней Греции и античными реалиями.

Издания:

PL, t. 1—221, P., 1844 — 1864;

PG, t. 1—166, P., 1857 — 1866.

Литература:

Архангельский А. С., Творения отцов церкви в древнерус. письменности. Извлечения из рукописей и опыты историко-лит. изучений, [в. 1—4], Казань, 1889 — 1890;

Аверинцев С. С., Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977;

Майоров Г. Г., Формирование средневек. философии. Лат. патристика, М., 1979;

Бычков В. В., Эстетика поздней античности, М., 1981;

Bibliographia patristica, t. 1—20/21, Supplementum I, В. —N. Y., 1959 — 1981;

Lampe G. W. H., A Patristic Greek Lexicon, fasc. 1—5, Oxf., 1961 — 1968.

Д. М. Буланин.

ПАТТЕРСОН ОРЛАНДО

ПА́ТТЕРСОН (Patterson) Орландо (р. 1940), ямайский писатель. Рассказы. Ром. «Дети Сизифа» (1964).

ПАУЗА

ПА́УЗА (лат. pausa, от греч. páusis — остановка, прекращение), перерыв в течении речи. Различаются П. смысловая (логическая), целиком определяемая синтаксисом, и П. ритмическая, от синтаксиса не зависящая и определяемая ритмическим импульсом (см. Ритм). Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной. В метрическом стихосложении П. может быть структурным элементом стиха, заменяя равное по долготе количество слогов; в остальных стихосложениях П. есть лишь декламационный элемент, подчеркивающий стихораздел, цезуру и т. п. Ср. Перенос.

М. Л. Гаспаров.

ПАУЗНИК

ПА́УЗНИК, малоупотребительный термин, обозначающий то же самое, что и дольник.

ПАУКШТЯЛИС ЮОЗАС

ПАУКШТЯ́ЛИС (наст. фам. Пташинскас) Юозас (1899—1981), народный писатель Литовской ССР (1974). Ром. «Первый год» (1936), «Соседи» (1939), трил. «Юность» (1959), «Не всходи, солнышко» (1963) и «Здесь наш дом» (1969). Сб-ки рассказов, пьесы, очерки. Кн. мемуаров «Часто вспоминаю их» (1979).

■ Соч., т. 1—6, Вильнюс, 1981—1983 (на литов. яз.).

ПАУЛЬССОН ГЕСТЮР

ПА́УЛЬССОН (Pálsson) Гестюр (1852—91), исландский писатель. Пов. «Царство любви» (1884, п. 1909), «Ханс Вёггур» (1883). Сб. «Три рассказа» (1888).

ПАУЭР РИЧАРД

ПА́УЭР (Power) Ричард (1928—70), ирландский писатель. Ром. «Страна юности» (1964), «Голодная трава» (1969). Пьесы.

ПАФОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ

ПАХО́МИЙ ЛОГОФЕ́Т, Пахомий Серб (? — вероятно, 1480-е гг.), русский писатель, монах. Выходец из Сербии. Приехал на Русь с Афона между 1429—38. Жития святых: Никона Радонежского (2 редакции, 1440—1459), Евфимия, архиепископа новгородского (1458—61), Кирилла Белозерского (2 редакции, до 1462 и 1462—74), Саввы Вишерского (1464—72). Переработки «Жития Варлаама Хутынского» (до 1438), «Жития Сергия Радонежского» (1440—59), написанного Епифанием Премудрым, «Жития митрополита Алексея» (1459). Похвальные слова и службы рус. святым.

■ Яблонский В., Пахомий Серб и его агиографич. писания, СПБ, 1908 (приложение).

● Орлов Г., Пахомиjе Србин…, в кн.: Прилози за књижевност, jезик, историjу и фолклор, књ. 36, св. 3—4, Београд 1970.

ПАЭГЛЕ ЛЕОН

ПА́ЭГЛЕ Леон (1890—1926), латышский писатель. Чл. КП Латвии с 1917. Пьесы «Боги и люди» (1914), «Воскресение» (1919). Сб. стихов «Перекличка молодых соколов» (1921), «Знамена» (1922), «Тюрьмы не помогут» (1923).

■ Соч., т. 1—5, Рига, 1956—1958 (на латыш. яз.); Избр., Рига, 1955; Рассказы, М., 1965; Соколиное племя. [Избр. стихи], Рига, 1973.

ПЕГЕЛЬМАН ХАНС

ПЕ́ГЕЛЬМАН Ханс (1875—1941), эстонский советский писатель, государственный деятель, Чл. КПСС с 1905. По-этич. сб. «Грубые наброски» (1910), «Весенние ветры» (1926). Сб. поэм «Тем, кто пал в борьбе за братьев» (1936). Лит. критика.

■ Стихи, Тал., 1957 (на эст. яз.).

ПЕГИ ШАРЛЬ

ПЕГИ́ (Péguy) Шарль (1873—1914; погиб во время 1-й мировой войны), французский поэт и публицист. Драма «Жанна д’Арк» (1897). Поэмы «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» (1910), «Введение в мистерию о второй добродетели» (1911), «Ева» (1913).

■ [Стихи], в кн.: Зап.-европ. поэзия ХХв., М., 1977.

● Роллан Р., Собр. соч., т. 14, М., 1958, с. 635—710; Perché L., Essais sur Ch. Péguy. Bibliographie…, P., 1965; Guillemin H., Ch. Péguy, P., 1981 (лит.).

ПЕДЕРСЕН КРИСТЬЕРН

ПЕ́ДЕРСЕН (Pedersen) Кристьерн (ок. 1480—1554), датский писатель, деятель Реформации. Переводы части Нового завета (1529) и Псалмов Давида (1531) на дат. яз., Библии (т. н. Библия короля Кристиана III, 1550). Соч. «Описание жизни Эзопа и его басни» (1556).

ПЕДРОСО РЕХИНО

ПЕДРО́СО (Pedroso) Рехино (1896—1983), кубинский поэт, дипломат. Поэма «Братское приветствие механическому цеху» (1927, п. 1980), сб-ки и циклы стихов «Путь в Багдад и другие стихи» (1918—23), «Вчерашние песни» (1924—1926), «Мы» (1933), «Поэтическая антология» (1939).

ПЕЕР АНДРИ

ПЕ́ЕР (Peer) Андри (р. 1921), швейцарский писатель (на ретороман. и нем. яз.). Сб. лирики «Мечты» (1951), «Взмахи крыла» (1955), «Под знаком стрельца» (1960), «В ясный светлый день» (1969), «Дорога» (1971), «Дикое поле» (1975), «Альба» (1975). Кн. рассказов «Тот вечер в Пошаво» (1974).

ПЕЙЗАЖ

ПЕЙЗА́Ж в литературе (франц. paysage, от pays - страна, местность), один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире - любого незамкнутого пространства внешнего мира. Эстетическое отношение к природе - довольно позднее завоевание человечества: в фольклоре П. антропоморфичен, в древнем эпосе мифологичен, т. е. в обеих картинах мира он самостоятельной ценности не несет. Пейзажа в современном понимании как объективно-реального изображения природы до XVIII в. в литературе не было. Открытие П. связано с осознанием нового положения человека во Вселенной как включенного, вписанного в нее (аналогичный этому процесс в живописи - открытие прямой перспективы).

Функции П. многообразны - от резкого субъективированного (в романтизме) до описательного и символического, причем последнюю функцию П. может выполнять не только в символистской, но и в реалистической поэтике (знаменитый дуб в «Войне и мире» Л. Н. Толстого). Во всех эстетических системах распространен принцип психологического параллелизма, основанный на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы (ср. Олицетворение). В русской прозе XIX-XX вв. признанные мастера П. - И. С. Тургенев, А. П. Чехов, И. А. Бунин, М. А. Шолохов.

Нередко П. перерастает свою изобразительную функцию и становится своего рода призмой и способом видения мира (С. Т. Аксаков, М. М. Пришвин). В поэзии XIX-XX вв. эта роль П. выражается наиболее отчетливо. Здесь П. уже на новом уровне - сознательно антропоморфичен, не теряя при этом «природной» самоценности (у А. А. Фета, Ф. И. Тютчева; у последнего - параллельно с созданием космического П.). Своеобразное развитие такой П. получает в лирике Б. Л. Пастернака, где границы между человеческим и природным миром настолько размываются, что «и шелест листьев был как бред», «Альпы лихорадит», улицу «бьет озноб», а гром -«листьями забыт, и охаян, и высмеян». Здесь уже не человеческий мир уподобляется природному и раскрывается через него, а, наоборот, за точку отсчета берется природное бытие как наиболее близкое, понятное и «обжитое» и уясняется через сравнение с опытом человеческого существования.

Особый вид П., урбанистический, развивается в поэзии и прозе XIX-XX вв. (О. Бальзак, Ф. М. Достоевский, Э. Верхарн, А. Белый, В. В. Маяковский).

Литература:

Саводник В. Ф.,…Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева, М., 1911;

Белецкий А., Изображение живой и мертвой природы, в его кн.: Избр. труды по теории литературы, М., 1964;

Галанов Б., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974;

Соловьев С. М., Пейзаж, в его кн.; Изобразит. средства в творчестве Ф. М. Достоевского, М., 1979.

Л. М. Щемелева.

ПЕЙН ТОМАС

ПЕЙН (Paine) Томас (1737—1809), американский политический деятель, писатель-публицист, просветитель-демократ. Трактаты «Права человека» (т. 1—2, 1791—92), «Век разума» (т. 1—2, 1794—96); памфлеты (под общим назв. «Американский кризис», 1776—83), революц. песни, в т. ч. «Древо свободы» (1781).

■ Избр. соч., М., 1959.

ПЕЙРЕ КАРДЕНАЛЬ

ПЕЙРЕ́ КАРДЕНА́ЛЬ (Peire Cardenal) (ок. 1216?—ок. 1270), провансальский трубадур.

ПЕЙТОН АЛАН

ПЕ́ЙТОН (Paton) Алан (р. 1903), писатель ЮАР (на англ. яз.). Ром. «Плачь, любимая страна» (1948), «Слишком поздно, кулик» (1953). Сб. рассказов «Дебби, уходи домой» (1961).

ПЕЛЛИКО СИЛЬВИО

ПЕ́ЛЛИКО (Pèllico) Сильвио (1789—1854), итальянский писатель, общественный деятель, карбонарий. Трагедия «Франческа да Римини» (1815, п. 1860). Мемуары «Мои темницы» (1832, п. 1901).

ПЕЛЬИСЕР КАРЛОС

ПЕЛЬИСЕ́Р (Pellicer) Карлос (1899—1977), мексиканский поэт, общественный деятель. Поэма «Слово о Кананеа». Сб. «Краски моря и другие поэмы» (1921), «Жертвенный камень» (1924), «Июньский час» (1937), «Теотиуакан и 13 августа: руины Теночтитлана» (1965), «Летная практика» (1956). Биогр. кн. «Симон Боливар» (1966).

ПЕНДЖАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНТАМЕТР

ПЕНТА́МЕТР (греч. pentámetron, букв. — пятимерник), в метрическом стихосложении — дактилический стих, образующийся при удвоении первого полустишия гекзаметра. Схема: ŪŪŪŪ|UUUUU, каждое полустишие состоит из 2½ дактилических стоп, целый стих по долготе равен 5 дактилям (отсюда название). Употребляется только в чередовании с гекзаметром, образуя элегический дистих.

М. Л. Гаспаров.

ПЕНТОН

ПЕНТО́Н, пятисложник (от греч. pénte — пять), в силлабо-тоническом стихосложении стопа из 5 слогов ÚUUUU, UÚUUU, UUÚUU или UUUUÚ. В русской поэзии в чистом виде не употребляется (эксперименты — у Г. Шенгели, Ю. Левитанского), а при обилии сверхсхемных ударений воспринимается как дольник или как короткие строчки ямба или хорея. См. Пятисложник.

М. Л. Гаспаров.

ПЕОН

ПЕО́Н (греч. paiōn), 1) в метрическом стихосложении — стопа из 1 долгого и 3 кратких слогов (UŪŪ, UŪŪ, ŪŪU, ŪŪU); самостоятельно не употреблялась.

2) В силлабо-тоническом стихосложении П. иногда называют строки хорея и ямба с правильным чередованием ударных и безударных иктов: «Невиди́мко¦ю луна́» (П. 3-й), «Уте́шится ¦ безмо́лвная ¦ печа́ль» (П. 2-й) и пр. 3) П. (или четырехсложниками) иногда называли также размеры хорея и ямба с правильным чередованием обязательноударных (´) и необязательноударных (`) иктов (ÚUÙU…; UÚUÙ…;ÙUÚU…; UÙUÚ…): «Же́лтенькая ле́нточка, повя́зочка моя́, / Что́ ты та́к ласка́ешься, каса́яся меня́» (П. 1-й = 7-стопному хорею), «Моя́ руба́ха бе́лая, брусни́чное пятно́, / Из кра́сного лило́веньким тепе́рь гляди́т оно́» (П. 2-й = 7-стопному ямбу). (С. М. Городецкий).

М. Л. Гаспаров.

ПЕОНИДУ ЭЛИ

ПЕОНИ́ДУ Эли (р. 1940), кипрская греческая писательница. Сб. стихов «Часы Никозии» (1967), «Земля Кипра» (1971), «Цикл обвинения» (1977). Рассказы. Пьесы.

Предыдущая страница Следующая страница