Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОВ"-"ПОТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОВ"-"ПОТ")

«ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ»

«ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ» - «ПО́ВЕСТЬ О ФРО́ЛЕ СКОБЕ́ЕВЕ» («История о российском дворянине Фроле Скобееве»), плутовская новелла, памятник литературы начала XVIII в., продолжающий традиции древнерусской литературы; известно восемь списков (из них два утрачены), сделанных не ранее 1‑й половины XVIII в. Сознательно построена на контрасте динамического сюжета (1-й части) и искусной разработки характеров (2-й); рассказ об удачливой судьбе героя-плута выходит за рамки традиционной нравоучительной повести, где «зло» всегда наказывалось. По словам И. С. Тургенева, «это чрезвычайно замечательная вещь. Все лица превосходны и наивность слога трогательна» (см. письмо к С. Т. Аксакову от 23 января 1853).

Тексты:

Покровская В. Ф., Повесть о Фроле Скобееве, «Тр. ОДРЛ», т. 1, Л., 1934;

Бегунов Ю. К., Тартуский список «Повести о Фроле Скобееве», «Уч. зап. Тартуского университета», в. 119, 1962.

Д. М. Буланин.

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» - «ПО́ВЕСТЬ О ШЕМЯ́КИНОМ СУДЕ́» («Шемякин суд»), памятник русской демократической сатиры 2‑й половины XVII в. (см. Русская литература). В основе новеллистического сюжета повести лежат трагикомического происшествия, приведшие крестьянина-бедняка на скамью подсудимых, и хитроумное избавление от обвинений (со стороны богатого брата, попа и горожанина) благодаря казуистической ловкости судьи (Шемяки). Мотивы памятника встречаются в ряде произведений фольклора и литератур Востока и Запада (аналогичный сюжет разработал польский писатель Миколай Рей); вместе с тем здесь отразились особенности быта Древней Руси, что свидетельствует о русском происхождении повести: казуистика Шемяки (вынесенный им приговор-возмездие — зеркальное отражение преступления) воспринималась как прямая пародия на судопроизводство XVII в. Памятник пользовался большой популярностью (прозаическая редакция; стихотворные и драматические переложения XVIII и XIX вв.; лубочные издания; устные пересказы).

Тексты:

Рус. демократич. сатира XVII в., 2 изд., М., 1977.

Д. М. Буланин.

ПОВОЛЯЕВ ВАЛЕРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ПОВОЛЯ́ЕВ Валерий Дмитриевич (р. 1940), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1973. Пов. «Двенадцатая буровая» (1974), «Трасса», «Перегон» (обе — 1976), «Отряд» (1977), «За год до Победы» (1977), «Таежный моряк» (1978), «Кто слышал крик аиста», «Разбитое зеркало» (все — 1980), «Долгий заход солнца», «Лето в декабре», «Про Журавлева» (все — 1981), «Шурик», «Фунт лиха» (обе — 1982), «Человек на тропе» (1983). Рассказы. Пьеса «Горячие дни в холодную пору» (1976). Кн. очерков, в т. ч. «Человек на своем месте» (1981).

ПОВТОР

ПОВТО́Р, основная разновидность стилистических фигур прибавления. В простейшем его случае слова повторяются подряд (эпаналепсис, А А); в более сложных — в началах и концах смежных отрезков текста (анафора, А…, А…; эпифора,…А,…А; анадиплосис,…А, А…; симплока, А… В, А… В). П. с ослаблением смыслового тождества повторяемых слов дает антанакласис («У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни» — старинная сентенция), с ослаблением звукового тождества — паронимию («Есть соль земли — есть сор земли», А. А. Вознесенский), этимологизацию, полиптотон. По аналогии с этими словесными П. различаются и звуковые П. (различные виды аллитераций), и фразовые П. (рефрен, припев), и образные П. (одних и тех же мотивов, ситуаций и пр.; см., напр., Лейтмотив).

М. Л. Гаспаров.

ПОГОВОРКА

ПОГОВО́РКА, образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни. В основе П. часто лежит метафора, сравнение, гипербола, идиоматическое выражение, парадокс («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»). В отличие от пословицы, П. всегда одночленна, представляет собой часть суждения и обычно лишена обобщающего поучительного смысла.

ПОГОДИН МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

ПОГО́ДИН Михаил Петрович (1800—75), русский историк, журналист, писатель; акад. Петерб. АН (1841). Изд. альм. «Урания» (1826), сб. «Утро» (1855) и др. Пов. (сб. «Повести», ч. 1—3, 1832), в т. ч. «Нищий», «Как аукнется, так и откликнется» (обе — 1826), «Черная немочь» (1829), «Невеста на ярмарке», «Суженый», «Преступница», «Убийца», «Корыстолюбец», «Счастье в несчастьи», «Дьячок-колдун» (все — до 1830). Ист. драма «Марфа Посадница» (1830). Критика (ст. «Письмо о русских романах», 1827), публицистика. Кн. «Исследования, замечания и лекции о рус. истории» (т. 1—7, 1846—57), «Историко-критич. отрывки» (т. 1—2, 1846—67), «Древняя рус. история до монгольского ига» (т. 1—3, 1871). Собрал обширное «Древлехранилище», издал Многочисл. ист. памятники и документы.

■ Повести. Драма, М., 1984.

● Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. Погодина, т. 1—22, СПБ, 1888—1910 (незаконч.); Плеханов Г. В., М. П. Погодин и борьба классов, Соч., т. 23, М.—Л., 1926.

ПОГОДИН НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ

ПОГО́ДИН (наст. фам. Стукалов) Николай Фёдорович (1900—62), русский советский драматург. Пьеса «Темп» (пост. 1930), «Дерзость» (1930, опубл. 1960), «Поэма о топоре» (пост. 1931), «Снег» (пост. 1932), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934), «Аристократы» (пост. 1934), «Моль» (пост. 1939), «Падь Серебряная» (пост. 1939), «Сотворение мира» (1945), «Минувшие годы» (пост. 1947), «Заговор Локкарта» (пост. 1953), «Мы втроем поехали на целину» (1955), «Сонет Петрарки» (1956), «Не померкнет никогда» (1958), «Маленькая студентка» (1958), «Цветы живые» (1960), «Голубая рапсодия» (1961), трилогия (Лен. пр., 1959): «Человек с ружьем» (пост. 1937; Гос. пр. СССР, 1941), «Кремлевские куранты» (1941, нов. ред. 1955), «Третья патетическая» (1958). Ром. «Янтарное ожерелье» (1960). Очерки, статьи. Киносценарии (в т. ч. «Кубанские казаки», 1950, Гос. пр. СССР, 1951).

■ Собр. драматич. произв., т. 1—5, М., 1960—61; Неизданное, т. 1—2, М., 1969; Собр. соч., т. 1—4, М., 1972—73.

● Зайцев Н. В., Н. Ф. Погодин, Л.—М., 1958; Слово о Погодине. Воспоминания. [Сб.], М., 1968.

ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ

ПОДБЛЮ́ДНЫЕ ПЕ́СНИ, в русском фольклоре песни, входившие в круг святочных гаданий, — песни «под блюдо», куда клались в воду кольца и другие украшения гадающих. Содержание П. п. толковалось как предречение судьбы: «Бежит бобер за куницею» (к свадьбе).

ПОДРАЖАНИЕ

ПОДРАЖА́НИЕ литературное, сознательное воспроизведение некоего литературно-художественного образца. П., как правило, обусловлено преемственностью традиций, близостью эпох, сходством литературно-эстетических позиций или ранним ученичеством (подражания Г. Р. Державину у В. А. Жуковского, А. С. Пушкина). Степень близости П. своему прототипу может широко колебаться — от вольного перевода и свободной стилизации (цикл «Подражания Корану» Пушкина) до вполне самостоятельного произведения («Подражание Шиллеру» Н. А. Некрасова — «Форме дай щедрую дань…»). П. строже ориентировано на образец, чем заимствование. Необходимо различать П. как выражение творческой несамостоятельности, «слепое» следование манере того или иного автора (в этом случае П. может доходить до эпигонства) и П. как художественный прием (таким выразительным приемом, в частности, всегда является П. писателю из др., особенно далеко отстоящей эпохи). П. как форма литературного влияния — обязательный этап становления и развития национальных литератур. Важная роль принадлежит П. в литературах Древнего Востока (знаменитые «Пятерицы» у Низами, Навои и др.; см. Хамсе).

«Подражания древним» как своего рода жанровая разновидность были широко распространены в русской литературе XVIII — начала XIX вв. В литературе XX в. с ее настойчивым акцентированием авторской оригинальности и новаторства П. становится редким явлением.

К. А. Кедров.

ПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДСТРОЧНИК

ПОДСТРО́ЧНИК, подстрочный (точнее — пословный) перевод художественного произведения на другой язык. Используется как подсобный материал для перевода художественного, именуемого в этом случае «переводом с подстрочника». Перевод с П., известный в европейских странах издавна, после Октябрьской революции и особенно после 1-го Всесоюзного съезда советских писателей (1934) получил широкое распространение при переводах из национальных литератур СССР. В 50‑х гг. наметилась тенденция к отходу от этой практики: все чаще появляются переводы, выполненные непосредственно с подлинника.

ПОДТЕКСТ

ПОДТЕ́КСТ, подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста. П. зависит от общего контекста высказывания, от цели и экспрессии высказывания, от особенностей речевой ситуации. П. возникает в разговорной речи как средство умолчания, «задней мысли», иронии. В этом случае «прямые лексические значения слов перестают формировать и определять внутреннее содержание речи» (Виноградов В. В., в журнале «ВЯ», 1955, № 1, с. 79).

На этом эффекте основан П. в драматургии и театре: действующие лица «чувствуют и думают не то, что говорят» (К. С. Станиславский). Именно в практике театра был первоначально осмыслен подтекст М. Метерлинком (под названием «второй диалог» в книге «Сокровище смиренных», 1896) и в постановках МХТ пьес А. П. Чехова. В системе Станиславского П. приобрел значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи.

В плане структурно-композиционном П. часто создается посредством «рассредоточенного, дистанцированного повтора, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их новый, более глубокий смысл» (Т. Сильман; см.: «ВЛ», 1969, № 1, с. 94). Метод создания П. может основываться на технике лейтмотива, например в романах Т. Манна, который называл П. «углублением лейтмотива», «символическим намеком повторного слова-формулы». П. встречается в классической литературе («Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте; у писателей, широко практикующих эзопов язык). Особенно часто применяется в литературе конца XIX—XX вв.: поэзия символизма (средство создания индивидуальных поэтических мифов) и постсимволизма («воображаемая филология» В. Хлебникова), произведения Э. М. Ремарка, Ф. Кафки и особенно Э. Хемингуэя, который сделал П., по существу, основным принципом художественного освоения действительности (принцип айсберга).

Подобно другим стилистическим явлениям, П. по своим формам и функциям очень разнообразен. В современных работах термином «П.» обозначают также «литературный фон» произведения, который улавливается читателем по рассеянным в тексте намекам и реминисценциям, обычно скрытым и часто бессознательным (напр., «Река времен…» Г. Р. Державина для «Грифельной оды» О. Э. Мандельштама).

В. А. Сапогов.

«ПОДЪЁМ»

«ПОДЪЁМ» - «ПОДЪЁМ», литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал. Орган СП РСФСР и Воронежской писательской организации. Выходит в Воронеже с 1957 раз в два месяца вместо альманаха «Литературный Воронеж» (издавался в 1931 — 1935, 1937 — 1942, 1945 — 1956).

ПОЗНЕР ВЛАДИМИР

ПОЗНЕ́Р (Pozner) Владимир (р. 1905), французский писатель. Чл. ФКП с 1932. Ром. «Закусив удила» (1937), «Траур за сутки» (1942, п. — «До свидания, Париж», 1965), «Испания, первая любовь» (1965, п. 1967). Кн. рассказов «Место казни» (1959, п. 1963). Публицистич. сб. «СССР» (1932), «Эскалация» (1968). Кн. «Воспоминания о Горьком» (1957), «Владимир Познер вспоминает» (1972).

ПОЙРТЕРС АДРИАН

ПО́ЙРТЕРС (Poirters) Адриан (1605—74), бельгийский писатель (на нидерл. яз.). Дидактич. ром. «Маска сорвана перед всем миром» (1646).

ПОЛЕВОЙ КСЕНОФОНТ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПОЛЕВО́Й Ксенофонт Алексеевич (1801—1867), русский критик, журналист. Брат Н. А. Полевого. Негласный соред. журн. «Московский телеграф» (1829—34), ред. журн. «Живописное обозрение» (1835—44), изд. журн. «Живописная рус. библиотека» (1856—59). Статьи, в т. ч. «О соч. Пушкина» (1829), «Взгляд на два обозрения рус. словесности 1829 года…» (1830), «О направлениях и партиях в лит-ре. Ответ г-ну Катенину» (1833), «О новом направлении в рус. словесности» (1834), рецензии, переводы. Кн. «М. В. Ломоносов» (т. 1—2, 1836; нов. изд., т. 1—2, 1887), «Записки о жизни и соч. Н. А. Полевого» (опубл. 1888; в сокр. — в кн.: Н. Полевой. Материалы…, 1934).

ПОЛЕВОЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПОЛЕВО́Й Николай Алексеевич (1796—1846), русский писатель, журналист. Брат К. А. Полевого. Произв. в манере сказа «Рассказы русского солдата» (1829; в кн.: Русские повести XIX в. 20—30-х гг., т. 2, М.—Л., 1950); пов. «Живописец», «Блаженство безу мия» (обе — 1833), «Эмма» (1834); ром. «Аббаддонна» (1834), ист. ром. «Клятва при гробе Господнем» (1832); пьесы («Дедушка русского флота», 1838; «Иголкин, купец новгородский», 1839; «Ломоносов», 1843). Лит.-критич. статьи, в т. ч. «Нынешнее состояние драматич. иск-ва во Франции» (1830), «О романах В. Гюго и вообще о новейших романах» (1832), рец. на драму Н. В. Куколышка «Рука Всевышнего Отечество спасла» (1834). Статьи о рус. лит-ре (о Г. Р. Державине, В. А. Жуковском, «Борисе Годунове» А. С. Пушкина и др.) собраны в «Очерках рус. лит-ры» (ч. 1—2, 1839). «История рус. народа» (т. 1—6, 1829—33). Статьи и речи на социально-экономич. темы («О невеществ. капитале», 1828; «О купеч. звании, и особенно в России», 1832). Фельетоны (в кн.: Рус. фельетон, М., 1958).

■ Соч., кн. 1—3, М., 1903.

● Белинский В. Г., Н. А. Полевой, Полн. собр. соч., т. 9, М., 1955; Н. Полевой. Материалы из истории рус. лит-ры и журналистики 30-х гг., Л., 1934; Евгеньев-Максимов В. Е., Березина В. Г., Н. А. Полевой, Иркутск, 1947; Шикло А. Е., Историч. взгляды Н. А. Полевого, М., 1981.

ПОЛЕЖАЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ПОЛЕЖА́ЕВ Александр Иванович (1804 или 1805—38), русский поэт. Поэмы «Сашка» (1825; опубл. 1861, Лондон; в России — 1881), «Аре стант» (1828), «Эрпели», «Чир-Юрт» (обе — 1832), «Кладбище Гременчугское», «Видение Брута» (обе — 1833), «Кориолан» (1838). Лирика, в т. ч. гражданская («Песнь пленного ирокезца», 1829; «Живой мертвец», 1830; «Песнь погибающего пловца», «Ожесточен ный», оба — 1832), песни («Сарафанчик», 1838). Сб. «Стихотворения» (1832), «Арфа» (1838), «Часы выздоровления» (1842).

■ Стихотворения. [Вступ. ст. В. Г. Белинского], М., 1857; Полн. собр. стих., Л., 1939; Соч., М., 1955; Стихотворения и поэмы, 2 изд., Л., 1957; Стихотворения, М., 1981.

● «Воронин И. Д., А. И. Полежаев. Жизнь и творчество, 2 изд., Саранск, 1979.

«ПОЛЕЗНОЕ УВЕСЕЛЕНИЕ»

«ПОЛЕЗНОЕ УВЕСЕЛЕНИЕ» - «ПОЛЕ́ЗНОЕ УВЕСЕЛЕ́НИЕ», русский литературный еженедельный журнал. Издавался в 1760 — 1762 в Москве (в 1762 — ежемесячно) литературной группой при Московском университете во главе с М. М. Херасковым. Среди авторов — А. П. Сумароков, И. Ф. Богданович. Для «П. у.» были характерны умеренно либеральная критика общественных порядков, культивирование камерных лирических жанров — посланий, элегий, мадригалов и т. д.

ПОЛЕМИС ИОАНИС

ПОЛЕ́МИС Иоанис (1862—1924), греческий поэт. Лирич. сб. «Старая скрипка» (1909), «Зимние цветы» (1888), «Реликвии» (1920), «Вечерня» (1922). Драмы в стихах «Певец» (1893), «Король Анилягос» (1910).

ПОЛЕТАЕВ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

ПОЛЕТА́ЕВ Николай Гаврилович (1889—1935), русский советский поэт. Сб. «Стихи» (1919), «Песня о соловьях» (1921), «Стихи о подвальной жизни» (1929), «Избр. стихи» (1935) и др. Рассказы (кн. «Железнодорожники», 1925).

■ Стихотворения, М., 1957.

ПОЛИМЕТРИЯ

ПОЛИМЕТРИ́Я (от греч. polýs — многочисленный и métron — размер), применение различных стихотворных размеров внутри одного произведения. П. известна с античных времен; в новое время была особенно употребительна в поэзии барокко, романтизма и XX в.

Обычно применяется в больших произведениях (поэмах), где размер выдерживается в одном тематически целом куске и меняется с переходом к другому куску («Современники» Н. А. Некрасова, «Двенадцать» А. А. Блока), реже — в небольших стихотворениях (напр., у В. В. Маяковского, В. Хлебникова).

М. Л. Гаспаров.

ПОЛИПТОТОН

ПОЛИ́ПТОТОН (греч. polýptōton), многопадежие, разновидность стилистических фигур прибавления — повтор одного и того же слова в разных падежах: «Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает»; «Внемли мне и услышь меня» (Пс. 54).

М. Л. Гаспаров.

ПОЛИСЕМИЯ

ПОЛИСЕМИ́Я, многозначность слова (от греч. polýsēmos — многозначный), способность слова как отдельного знака в системе языка относиться к различным явлениям действительности, понятиям и вступать в разнообразные синонимические отношения с другими словами. В этом смысле говорят, что слово может иметь много значений.

Так, в глаголе «идти» современные словари русского языка выделяют от 25 до 40 значений. Отмечаются не только отнесение слова к различным понятиям, различные синонимические связи с другими словами, но и особые тематические ситуации и контекстуальное окружение, в которых выступает то или иное значение, а также иногда особенности грамматической формы и синтаксических конструкций (ср. «идти быстро, пешком» и «идти в монахи», «идти на риск» и «идти с туза»; в значении «подходить, соответствовать» глагол «идти» употребляется только в форме 3-го лица — «шляпка ей идет»).

Большинство современных языковедов считает, что отдельное слово как единица языка может располагать системой различных, но известным образом связанных между собой соотносимых и соподчиненных значений. Основной задачей при этом является выяснение типов значений, установление видов связи между ними, семантических отношений в единой смысловой структуре слова и, возможно, более точное определение совокупности особых значений, присущих самому отдельному слову. Так, различают исходные, основные, номинативные и вторичные, производные, переносные значения и т. д. Разрыв связи между отдельными значениями слова ведет к появлению омонимов. В современном языкознании ставится задача определить формальные критерии выделения значений в слове.

Некоторые языковеды (К. С. Аксаков, Н. П. Некрасов, Ф. де Соссюр, Р. Якобсон и др.) считали, что слово как отдельный знак имеет одно общее значение, отличающее его от других знаков, и что это общее значение в разных языковых контекстах может получать различную семантическую реализацию, означать разные вещи. Собственное значение отдельного слова при этом противополагалось его несобственным значениям, возникающим лишь при известной речевой ситуации, при сочетании слова с другими словами.

Высказывалось и мнение, согласно которому каждое употребление слова связано с особым его значением (А. А. Потебня и др.); т. о., слова не имеют общих значений, но не может идти речи и о П. как сумме отраженных и иерархически соподчиненных в самом слове значений.

П., как способность слова в разных условиях означать различные явления, относиться к разным понятиям и приводить их в определённую связь, служит в литературном языка постоянным средством, позволяющим вызывать сложные ассоциации, сближать и сопоставлять наши представления о явлениях действительности; лежит в основе языковой метафоры, различных тропов поэтической речи.

Ю. С. Сорокин.

ПОЛИСИНДЕТОН

ПОЛИСИ́НДЕТОН (от греч. polysýndetos — многосвязный), то же, что многосоюзие.

ПОЛИФОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИЦИАНО АНДЖЕЛО

ПОЛИЦИА́НО (Poliziano) Анджело (наст. фам. Амброджини, Ambrogmi) (1454—1494), итальянский поэт (на итал., греч. и лат. яз.). Риспетти, баллады, майские песни, эпиграммы и элегии. Поэма «Стансы на турнир» (незаконч., 1478, изд. ок. 1500). Драма в стихах «Сказание об Орфее» (пост. 1480, п. 1933). Лекции-введения» в лат. гекзаметрах к изучению антич. поэтов «Леса»: «Манто» (1482), «Деревенщина», «Амбра» (обе — 1483), «Награда кормилице» (1486).

■ В кн.: Европ. поэты Возрождения, М., 1974.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОНСКАЯ ЕЛИЗАВЕТА ГРИГОРЬЕВНА

ПОЛО́НСКАЯ Елизавета Григорьевна (1890—1969), русский советская поэтесса. Сб. стихов «Зна менья» (1921), «Года» (1935), «Камская тетрадь» (1945) и др. Поэма «Портрет» (1939). Очерки. Рассказы (сб. «На своих плечах», 1948). Кн. стихов для детей «Зайчата» (1923), «Гости» (1924), «Город и деревня», «Про очаг да ясли и пирог в масле» (обе — 1927), «Детский дом» (1928). Рассказы для детей. Воспоминания. Переводы.

■ Избр., М.—Л., 1966.

ПОЛОНСКИЙ ЯКОВ ПЕТРОВИЧ

ПОЛО́НСКИЙ Яков Петрович (1819—98), русский поэт. Лирика, в т. ч. «Затворница» (1847, стало нар. песней), «Ночь» (1851), «Песня цыганки» (1853, стала нар. песней), «Колокольчик» (1854), «Миазм» (1868), «Старая няня» (1881). Поэмы, в т. ч. шутливая поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859), автобиогр. поэма (ром. в стихах) «Свежее предание» (1861—62, незаконч.), ист. — «Братья» (1866—70; незаконч.). Сб. стихов «Гаммы» (1844), «Стихотворения 1845 года» (1846), «Сазандар» (1849), «Стихотворения» (1855), «Оттиски» (1866), «Снопы» (1871), «Озими» (ч. 1—2, 1876), «На закате» (1881), «Вечерний звон» (1890). Пьесы (в стихах и в прозе), в т. ч. «Дареджана Имеретинская» (1852), «Разлад» (1864). Ром. «Признания Сергея Чалыгина» (1867), «Дешевый город» (1879), «Крутые горки» (1880—81), «Нечаянно» (1878). Повести, рассказы, очерки, мемуары, публицистика.

■ Полн. собр. соч., т. 1—10, СПБ, 1885—86; Повести и рассказы. [Прибавление к Полн. собр. соч.], ч. 1—2, СПБ, 1895; Полн. собр. стих., т. 1—5, СПБ, 1896; Стихотворения, Л., 1954, 1969; М., 1981; Лирика. Проза, М., 1984.

● Добролюбов Н. А., Стихотворения Я. П. Полонского, Собр. соч., т. 5, М.—Л., 1962; Орлов П. А., Я. П. Полонский, Рязань, 1961; Лагунов А. И., Лирика Я. Полонского, Ставрополь, 1974.

ПОЛТОРАЦКИЙ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

ПОЛТОРА́ЦКИЙ (наст. фам. Полторацкий-Погостин) Виктор Васильевич (1907—1982), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1939. Кн. стихов «Слово поселку» (1928), «Под небом Родины» (1938), «Адрес любви» (1966), «На вечерней заре» (1978) и др. Пов. «Киношники» («В родных краях», 1953), «Гнездо Хрустального Гуся» (1959), «Мещерская повесть» (1972). Кн. «В действующей армии. Из записок военного корреспондента» (1973). Рассказы. Очерки (вт. ч. кн. «В дороге и дома», 1950; Гос. пр. СССР, 1952).

■ Избр., М., 1982.

ПОЛУСТИШИЕ

ПОЛУСТИ́ШИЕ, часть стиха, отсекаемая цезурой. П. обычно или равные (3+3 стопы в шестистопном хорее с цезурой), или незначительно отличаются по длине (2+3 стопы в пятистопном ямбе с цезурой; например, в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина).

«ПОЛЫМЯ»

«ПОЛЫМЯ» - «ПО́ЛЫМЯ» («Пламя»), литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал СП БССР. Издавался с 1922 в Минске на белорусском языке.

ПОЛЬГАР АЛЬФРЕД

ПО́ЛЬГАР (Polgar) Альфред (1873—1955), австрийский писатель. В 1938—49 в эмиграции. Сб. новелл-миниатюр «Записи на полях» (1926), «При этой оказии» (1930), «Истории без морали» (1943). Пьесы. Лит.-театр. критика (сб. «Да и нет», т. 1—4, 1926—27).

ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЯНОВ ДИМИТР

ПОЛЯ́НОВ Димитр (наст. фам. Попов) (1876—1953), болгарский поэт, общественный деятель. Чл. одной из первых с. д. организаций (с 1892), затем БКП. Сб. стихов «Морские капли» (1907), «Железные стихи» (1921), «Белый голубь» (1951).

ПОЛЯНОВСКИЙ МАКС ЛЕОНИДОВИЧ

ПОЛЯНО́ВСКИЙ Макс Леонидович (1901—1977), русский советский писатель, журналист. Чл. КПСС с 1950. Пов. «Улица младшего сына» (1949, совм. с Л. Кассилем; Гос. пр. СССР, 1950), «Дважды Татьяна» (1961), «Так было. Повесть о Г. Я. Лозгачеве и его жизни в семье Ульяновых» (1972, совм. с Л. Кассилем). Кн. очерков и репортажей «Сахалин после Чехова и Дорошевича» (1929), «Вторая жизнь парохода» (1934), «По следам фронтового дневника. Мои венгерские знакомства» (1965) и др. Кн. «Маяковский — киноактер» (1940). Записи рассказов фоторепортеров и кинооператоров, снимавших В. И. Ленина (кн. «Мы видим Ильича», 1966).

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» - «ПОЛЯ́РНАЯ ЗВЕЗДА́», русский литературный альманах. Издавался в 1823 — 1825 в Петербурге А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым. Придерживаясь ориентации декабристов, издатели «П. з.» стремились к объединению литературных сил. В альманахе печатали свои произведения А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, Ф. Н. Глинка и др. Выступали и либерально настроенные в ту пору Ф. В. Булгарин, О. И. Сенковский, Н. И. Греч. Направление альманаха определяли ежегодные критические статьи-обзоры Бестужева, оказавшие значительное влияние на развитие русской литературной критики.

Издания:

Полярная звезда, изд. А. Бестужевым и К. Рылеевым, М.-Л., 1960.

-----------------------------------

«ПОЛЯ́РНАЯ ЗВЕЗДА́», литературно-художественный и общественно-политический журнал. Орган СП Якутской АССР. Издаётся с 1964 в Якутске раз в два месяца на русском языке.

-----------------------------------

«ПОЛЯ́РНАЯ ЗВЕЗДА́», русский литературно-политический альманах. Издавался на русском языке в Лондоне (кн. 8-я — в Женеве) А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Книга 1-я — август 1855, 2-я — 1856, 3-я — 1857, 4-я — 1858, 5-я — 1859, 6-я — 1861, 7-я (в 2 частях) — 1861 — 1862, 8-я — 1868. Наряду с «Колоколом» орган вольной русской прессы, последовательно выступавший против самодержавно-крепостнического строя. В «П. з.» опубликованы многие главы «Былого и дум» Герцена и его статьи, стихи Огарева, письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, свободолюбивые стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, агитационные песни Рылеева и А. А. Бестужева, а также анонимно поэма Н. А. Некрасова «В. Г. Белинский», политический стих. Е. П. Ростопчиной, П. А. Вяземского, А. А. Григорьева. Печатались мемуары и публицистические сочинения декабристов М. С. Лунина, Н. А. Бестужева, И. Д. Якушкина, разоблачительные «Материалы для истории русской цензуры при императоре Николае», материалы по делу М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Письма в «П. з.» составили сборники «Голоса из России» (кн. 1—9, 1856 — 1860).

Издания:

Полярная звезда. Журнал А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Факсимильное издание, в. 1—8, М., 1966 — 1968;

в. 9 — Указатель, М., 1968.

Литература:

Эидельман Н. Я., Тайные корреспонденты «Полярной звезды», М., 1966.

А. Л. Гришунин.

-----------------------------------

«ПОЛЯ́РНАЯ ЗВЕЗДА́», русский литературно-исторический ежемесячный журнал. Издавался в 1881 (январь — июнь) в Петербурге Е. А. Салиасом де Турнемир. Печатал исторические романы (в т. ч. переведенный с венгерского «В стране снегов» М. Йокаи — о восстании декабристов, а также романы самого Салиаса), стихи (А. Н. Майков, К. К. Случевский), статьи, мемуары.

ПОМБО РАФАЭЛЬ

ПО́МБО (Pombo) Рафаэль (1833—1912), колумбийский поэт. Поэмы «Смутный час» (1885, опубл. 1887), «Флибустьеры» (1856), «Жертва любви» (1893), драматич. поэма «Флоринда» (1880).

ПОМПЕЯ РАУЛ ДИ АВИЛА

ПОМПЕ́Я (Pompéia) Раул ди Авила (1863—1895), бразильский писатель. Ром. «Атеней» (1888), «Агония» (1900). Рассказы. Стихи.

ПОМЯЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ

ПОМЯЛО́ВСКИЙ Николай Герасимович (1835—63), русский писатель. Очерки («Вукол», 1859; «Долбня», 1860; «Данилушка», опубл. 1867); кн. «Очерки бурсы» (1862—63, незаверш.). Пов. «Мещанское счастье», «Молотов» (обе — 1861), «Поречане» (незаконч., опубл. 1863). Ром. «Брат и сестра» (фрагменты, опубл. 1864).

■ Полн. собр. соч., т. 1—2, М.—Л., 1935; Соч., т. 1—2, М.—Л., 1935; Соч., т. 1—2. [Биогр. очерк Н. А. Благовещенского], М.—Л., 1965; Избр., М., 1980.

● Ждановский Н. П., Реализм Помяловского, М., 1960; Ямпольский И. Г., Н. Г. Помяловский. Личность и творчество, М.—Л., 1968.

ПОНДАЛЬ ЭДУАРДО

ПОНДА́ЛЬ (Pondal) Эдуардо (1835—1917), галисийский поэт. Сб. «Жалобы сосен» (1886), поэма «Колокол Аулло» (1895).

ПОНИЧАН ЯН

ПО́НИЧАН (Poničan) Ян (псевд. — Роб, Rob) (1902—78), словацкий писатель. Чл. КПЧ с 1924. Поэтич. сб. «Демонтаж» (1929), «Полюса» (1937), «Глубины и дали» (1973); цикл «Восстание» (1946); поэма «Странный Янко» (1941), драма «Яношик» (1941). Романы, воспоминания.

ПОННА

ПО́ННА, индийский поэт (на яз. каннада, санскрите) сер. 10 в. Соч. в жанре чампу (сочетание стихов с прозой) «Сказание о мире», «Венок изречений Джины».

ПОНС ЖОЗЕФ СЕБАСТЬЕН

ПОНС (Pons) Жозеф Себастьен (1886—1962), французский (провансальский) писатель, литературовед. Сб. стихов на каталан. наречии, в т. ч. «Розы и кипарисы» (1911), «Каменная скамья» (1919). Сб. рассказов, в т. ч. «Летний концерт» (на франц. яз., 1950), «Книга за семью печатями» (1956).

ПОНСАР ФРАНСУА

ПОНСА́Р (Ponsard) Франсуа (1814—67), французский драматург. Трагедии «Лукреция» (1843), «Аньес и Мерани» (1846), «Гораций и Лидия» (1850, п. — «Шехерезада», 1858), «Шарлотта Корде» (1850), «Одиссей» (1852), «Галилей» (1867, п. 1874), «Влюбленный лев» (1866); комедии, в т. ч. «Честь и деньги» (1853, п. 1857), «Биржа» (1856).

ПОНТАНО ДЖОВАИНИ

ПОНТА́НО (Pontano) Джоваини (1426 или 1429—1503), итальянский писатель (на лат. яз.), философ-гуманист, политический деятель. Стихотворные произв. «Неаполитанец, или О любви» (кн. 1—2, ок. 1451), поэма-эклога «Лепедина» (ок. 1496), дидактич. поэмы «Урания», «О садах Гесперид» (кн. 1—2, «Гендекас силибы, или Стих о Байях» (кн. 1—2), «О супружеской любви» (кн. 1—3). Сатирич. диалоги «Харон» (1480), «Антоний» (1491), «Осел» (изд. 1491), «Акций» (1499). Трактаты. Сб. эпитафий «О могилах».

■ В кн.: Европ. поэты Возрождения, М., 1974.

ПОНТОППИДАН ХЕНРИК

ПОНТО́ППИДАН (Pontoppidan) Хенрик (1857—1943), датский писатель. Сб. рассказов «Картины сельской жизни» (1883), «В хижинах» (1887). Пов. «В приходе Сандинге» (1883). Ром. «Ночная стража» (1894), «Песнь песней» (1896), «Счастливчик Пер» (1898—1904, п. 1913, 1961), «Царство мертвых» (1912—16), трил. «Обетованная земля» (1891—95). Автобиогр. очерки — кн. «На пути к самому себе» (1943). Ноб. пр., 1917.

■ Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1913.

ПОП АЛЕКСАНДР

ПОП (Pope) Александр (1688—1744), английский поэт. Пасторальная поэма «Виндзорский лес» (1713, п. в отрывках Н. М. Карамзина, 1791), «ироикомич.» поэмы «Похищение локона» (1712; 2-й вар — 1714), «Дунсиада» (1728), «Новая Дунсиада» (1742); филос. поэма «Опыт о человеке» (1732—34, п. 1757), «Опыт о критике» (1711). Переводы «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

● Из истории англ. эстетич. мысли. Пои, Аддисон, Джерард, Рид, М., 1982.

ПОПЕСКУ ДУМИТРУ РАДУ

ПОПЕ́СКУ (Popescu) Думитру Раду (р. 1935), румынский писатель. Чл. РКП. Сб-ки рассказов; ром. «Дни недели» (1959), «Королевская охота» (1973, п. 1970), «Хромой заяц» (1980), повести. Драмы «Эти печальные ангелы» (1970), «Карлик из летнего сада» (1973).

■ Избр., М., 1979.

ПОПОВ ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ

ПОПО́В Владимир Фёдорович (р. 1907), русский советский писатель. Ром. «Сталь и шлак» (1947—1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Закипела сталь» (1955), «Разорванный круг» (1966), «Обретешь в бою» (1969), «И это называется будни» (1973), «Тихая заводь» (1980). Пов. «Испытание огнем» (1958). Кн. очерков «Продолжение подвига» (1963), «Люди, которых я люблю» (1964).

■ Собр. соч., т. 1—3, М., 1973—74.

● Коваленко Л., Владимир Попов, К., 1951.

ПОПОВ ИВАН ФЁДОРОВИЧ

ПОПО́В Иван Фёдорович (1886—1957), русский советский писатель. Ром. «Потерянная и возвращенная Родина» (1941—42; под назв. «Озаренные», 1945), «На исходе ночи» (1950). Пов. «Под звездою Москвы» (1942). Пьесы «На Тихом океане» (1946, совм. с А. Н. Степановым), «Семья» (пост. 1949, опубл. 1950). Воспоминания «Один день с Лениным» (опубл. 1963). Кн. публицистики «Без доклада не входить» (1929). Киносценарии.

ПОПОВ ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ

ПОПО́В Леонид Андреевич (р. 1919), якутский советский поэт. Чл. КПСС с 1964. Стихотв. сб. «Жду дней встречи» (1943), «От всего сердца» (1950), «Чайки» (1958), «Идем по снежной целине» (1962), «Песни Вилюя» (1970), «Ищу алмазы» (1974), «Я — ветка тайги» (1977), «Гори огнем, сердце мое» (1979). Пьеса «Беспокойный отдых» (1961).

■ Избр., Якутск, 1969 (на якут. яз.); Близкое солнце. Стихи и поэмы, М., 1980; Тогой Сэлэ. Роман, М., 1981.

ПОПОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

ПОПО́В Михаил Иванович (1742—90), русский писатель. Элегии, басни, эпиграммы, любовная лирика (в сб.: Поэты XVIII в., т. 1, Л., 1958). Комич. опера «Анюта» (1772). Сб. повестей «Славенские древности, или Приключения Славенских князей» (ч. 1—3, 1770—1771).

■ Досуги, или Собр. соч. и переводов, ч. 1—2, 1772; Российская эрата… (ч. 1—3, СПБ, 1792; сб. рус. песен, включавший и песни самого П.).

ПОПОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПОПО́В Николай Васильевич (1902—75), коми-пермяцкий советский поэт. Чл. КПСС с 1946. Сб. стихов «Весна цветет» (1935), «Фронтовые стихи» (1942), «Громовые годы» (1945), «В родном краю» (1948), «Огни в парме» (1953), «На нашей сторонке» (1962), «Солнечное время» (1966) и др. Стихи для детей, очерки.

■ Луч счастья. Избр. стихи, Кудымкар, 1977 (на коми-пермяцком яз.); Эхо лесное. Стихи разных лет, Пермь, 1962.

● Ожегова М. Н., Творчество Н. В. Попова, Пермь, 1976.

ПОПОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

ПОПО́В Николай Павлович (1901—71), коми советский писатель. Чл. КПСС с 1924. Пьесы «Кто виноват?» (1923, переработ, изд. 1959), «Поживешь — полюбишь» (1923), «Незаконнорожденная Нина» (1928), «Бабочка» (1961), «Настя» (1964). Пов. «Жизнь наоборот». Очерки, рассказы.

ПОПОВИЧ ЙОВАН

ПО́ПОВИЧ, Стерия-Попович Йован (1806—56), сербский писатель. Комедии, в т. ч. «Враль и подвирало» (1830), «Скупец» (1837), «Ворона в павлиньих перьях» (1830), «Патриоты» (1849), драмы. Стихи. Сатирич. ром. «Роман без романа» (1838).

■ Комедии, Л.—М., 1960.

«ПОПОЛЬ-ВУХ»

«ПОПОЛЬ-ВУХ» - «ПО́ПОЛЬ-ВУХ» («Popol-Vuh»), эпос индейцев киче (Гватемала). Записан латинскими буквами в середине XVI в.; первая научная публикация осуществлена в 1861 на французском языке Ш. Э. Брассёром де Бурбуром с рукописи доминиканского монаха Ф. Хименеса (1666—1772), скопировавшего памятник, который он также перевел на испанский язык. В основе «П.-В.» — мифические сказания и исторические предания (генеалогические списки знатных родов и другие тексты). Памятник отразил становление раннеклассового строя народа киче до завоевания европейцами Америки. Вольный перевод на русский язык сделан впервые К. Д. Бальмонтом.

Издания:

Изд. в рус. пер.: Пополь-Вух, пер. с яз. киче, изд. подготовлено Р. В. Кинжаловым, М.-Л., 1959.

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩЕ́НИЕ, 1) указание автором лица, честь или память которого он желает почтить своим произведением; как правило, предшествует самому произведению, может быть лаконичным или более пространным; в отличие от дарственной надписи, указание адресата П. — самим фактом публикования вместе с сочинением — рассчитано на широкую огласку;

2) поэтический жанр — стихотворное обращение к определённому лицу (редко — к памятному для поэта месту, какой-либо реалии, например шуточное П. «К моей чернильнице» А. С. Пушкина), содержащее мотивы обращения, характеристику адресата или самого произведения; в этом случае может сближаться с посланием. Иногда П. обособляется от сочинения, которому предпослано, и становится самостоятельным лирическим произведением.

Впервые П. появились во времена античности и получили распространение в эпоху меценатства в Риме (оды Горация — Меценату). Возникновение П. во многом обусловлено тем, что писатели часто были вынуждены искать защиту и поддержку у «сильных мира сего». Отсюда лесть и неумеренные похвалы в адрес знати, манерность, высокопарный слог, которыми часто грешили многочисленные авторы П., особенно в средние века и в эпоху абсолютизма. Широко распространено было П. во Франции XVI—XVII вв. В П. к «Тартюфу» Мольер обращается к Людовику XIV с просьбой о поддержке и защите от нападения воинствующих «святош» (католического духовенства).

В XVIII в., когда зависимость литературы от «покровителей» начинает ослабевать, появляются П. более свободные по духу и разнообразные по содержанию и форме: П.-манифесты, П.-заявления, П.-надписи. Вольтер использует П. к трагедии «Брут» для изложения мыслей о театре просветительского классицизма; П.-размышление о судьбе художника, о «неотпускающих» его темах и образах у И. В. Гёте (которым он предваряет издание своих сочинений), П. к его трагедии «Фауст»; саркастическое П. к роману «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. В дальнейшем распространяются интимные П.-послания (П. к драме «Кромвель» В. Гюго, адресованное отцу) и дружеские П. (к сборнику «Цветы зла» Ш. Бодлера — Т. Готье; к сказке «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери — Л. Верту).

В России П. были распространены еще в XVIII в., хотя в целом они не выходили за рамки панегирической литературы. В XIX в. они становятся более короткими и содержательными, часто — подлинными свидетельствами дружбы, памяти, любви. Таковы П. у Пушкина к поэме «Полтава», к роману «Евгений Онегин»; у М. Ю. Лермонтова — к некоторым редакциям поэмы» Демон», стих. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли…»; у Н. А. Некрасова — к поэме «Мороз, Красный нос»; у И. С. Тургенева — к «Песни торжествующей любви» («памяти Флобера») и др. П. как лирический жанр не утратило своего значения и в советской литературе: В. В. Маяковский — стих. «Сергею Есенину»; М. И. Цветаева — П. к «Поэме Горы»; А. А. Ахматова —три П. к «Поэме без героя».

В. К.

ПОСЛАНИЕ

ПОСЛА́НИЕ, эпистола (греч. epistolē), литературный жанр: стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появляется у Горация (напр., П. к Пизонам «Наука поэзии»), живет в латинской новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма XVII—XVIII вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А. П. Сумароков). В эпоху романтизма П. теряет жанровые признаки (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, «Послание цензору» А. С. Пушкина), а к середине XIX в. перестает существовать как жанр.

Формальный признак П. — наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание П. по традиции (от Горация) — преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные П. повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между П. и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков П. стиралась, поэтому многие П. близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (А. Поп), лирическим стихам неопределённого жанра («Во глубине сибирских руд» А. С. Пушкина).

М. Л. Гаспаров.

ПОТАПЕНКО ИГНАТИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ПОТА́ПЕНКО Игнатий Николаевич (1856—1929), русский писатель. Пов., в т. ч. «На действительной службе», «Секретарь его превосходительства» (обе — 1890), «Генеральская дочь», «Шестеро» (обе — 1891), «Дурак» (1902), «Игра ума», «Обойденные типы», «Брат Андрей» (все — 1904), «Муж чести» (1905). Ром. «Не герой» (1891), «Любовь» (1892), «Два поколения» (1903), «История одной молодости» (1907), «Ужас счастья» (1908), «Отступление» (1915). Рассказы. Пьесы, в т. ч. «Жизнь» (1894), «Волшебная сказка» (1897), «Лишенный прав» (1901), «Высшая школа» (1903), «Жулик» (1910), «Ряса» (1922).

■ Повести и рассказы, т. 1—12, СПБ, 1891—99; Соч., 4 изд., т. 1—12, СПБ, 1905—06; Пьесы, СПБ, 1902.

ПОТВЕН ШАРЛЬ

ПОТВЕ́Н (Potvin) Шарль (1818—1902), бельгийский поэт и критик (на франц. яз.). Сб. поэзии «Политические и элегические стихи» (1849), «Поэма солнца» (1853), «Античные мраморы и современные карандаши» (1862); «В семье» (1862—72) и «Фламандское искусство» (1867, со ст. об иск-ве). Историч. драмы (для чтения).

ПОТГИТЕР ЭВЕРАРД ИОГАНН

ПО́ТГИТЕР (Potgieter) Эверард Иоганн (1808—75), нидерландский писатель, критик. Сатира-аллегория «Ян, Янетье и их младший сын» (1841), сб. стихов «Песенки Бонтеку» (1840), поэма «Флоренция» (1868). Очерки.

Предыдущая страница Следующая страница