Литературный энциклопедический словарь
ЭСТОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЭСТОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЭСТО́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература эстонского народа на эстонском языке. Порабощение эстонских земель в XIII в. немецкими, а затем и датскими феодалами на долгое время задержало формирование национального литературного языка и литературы. До XIX в. духовная жизнь эстонского народа находила выражение в богатом фольклоре (песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки). Первая церковная книга на эстонском языке была издана в 1525; религиозная литература доминировала вплоть до середины XIX в. С конца XVIII в. берет начало светская дидактическая литература. Включение эстонских земель в состав России (начало XVIII в.) обеспечило эстонскому народу длительный мир и тем самым перспективу культурного развития. Художественная Э. л. возникает в середине XIX в., накануне и в период подъема эстонского национального движения. Ее зачинателем был демократ-просветитель Ф. Р. Фельман, творчество которого ориентировано на традиции эстонского фольклора. Продолжателем его дела и центральной фигурой литературы и эпохи в целом стал Ф. Р. Крейцвальд, составивший на фольклорной основе эпос «Калевипоэг». Большую роль в организации собирания фольклора сыграл Я. Хурт. Руководимое К. Якобсоном в 1881 — 1882 Общество эстонских литераторов стало центром литературной, лингвистической и фольклористической деятельности. Выдающуюся роль в развитии художественно зрелой, патриотической и антифеодальной поэзии сыграла Л. Койдула, которая была также зачинателем эстонской драматургии и театра. Э. Борнхёэ создал первую в Э. л. антифеодальную историческую повесть.

В 1890-х гг. Э. л. развивается в направлении критического реализма. Для этого периода, условно называемого постромантизмом, характерно переплетение элементов романтики и реализма — творчество Ю. Лийва, ранняя поэзия А. Хаавы. Усиление социальных противоречий в конце XIX в., оживление контактов с немецкой, русской, французской и скандинавской реалистическими литературами, предреволюционная ситуация и Революция 1905 — 1907 были основными факторами, ускоряющими развитие Э. л. Романы Э. Вильде заложили основы критического реализма и жанра романа, определили тесную связь между литературой и революционной борьбой народных масс. С острокритической прозой выступил К. Э. Сяргава.

Во время Революции 1905 — 1907 появляется пролетарская литература: поэзия и публицистика Х. Пегельмана и др. Взлет революционной романтики проявился в поэзии Г. Суйтса и творчестве Ф. Тугласа. Они были основателями литературной группы «Ноор-Ээсти» («Молодая Эстония», 1905 — 1915), стремившейся к подъему эстетической культуры и развитию международных литературных связей. После подавления революции в Э. л. наблюдается, с одной стороны, тяготение к неоромантизму и импрессионизму, а с другой — укрепление позиций критического реализма во всех жанрах: в новеллистике — Туглас, в драматургии — А. Кицберг и Вильде, в поэзии — Лийв.

Свержение царизма в феврале 1917 приветствовали все эстонские писатели. Октябрьская революция и установление советской власти в Эстонии вызвали резкое размежевание среди литераторов. Последовательно революционные позиции заняли пролетарские писатели и публицисты Ээссааре Ааду (Я. Анвельт), Пегельман, Ю. Мадарик (Й. Лауристин). С приходом к власти буржуазии (1919) революционные произведения появлялись лишь на страницах рабочей печати, позже они опубликовывались только в СССР. Эстонские революционные писатели объединились в Ленинграде вокруг многих эстонских журналов и издательства «Кюлвая» («Сеятель», осн. в 1923). В 1922 в Эстонии создан Союз эстонских писателей. В эстетическом отношении значительное влияние на Э. л. оказывал немецкий экспрессионизм. В поэзии возникают т. н. песни времени, звучит тема социального неравноправия — сборники стихов Я. Кярнера, Ундер, А. Алле, Й. Барбаруса (Варес), Суйтса, Й. Семпера, Ю. Сютисте, в 30-х гг. мастерством реалистического стиха выделяется молодая поэтесса Б. Альвер. В прозе неоромантические, импрессионистские и символистские формы все более уступают место реалистической манере — повести О. Лутса о судьбе обитателей городских окраин, гротескные новеллы о жизни «маленьких людей» П. Валлака; на центральное место выдвигается роман, отличающийся социальной проблемностью и психологической глубиной — 5-томная эпопея А. Таммсааре «Правда и справедливость», романы М. Метсанурка, А. Якобсона, Р. Сирге, А. Хинта, М. Рауда. Популярны пьесы Х. Раудсеппа. К концу 30-х гг. относятся произведения нового типа — роман Таммсааре – «Новый Нечистый из Пекла», психологическая драма Э. Таммлаана «Железный дом».

После восстановления в Эстонии Советской власти (1940) начался новый этап развития Э. л. Писатели демократического направления перешли на социалистические позиции. Был создан оргкомитет Союза советских писателей Эстонии (1940). В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 многие писатели участвовали в борьбе против немецкого фашизма. Антифашистская лирика была в эти годы ведущим жанром — стихи Барбаруса, Семпера, Кярнера, Рауда, Алле, П. Руммо, Д. Вааранди, Р. Парве, Ю. Смуула. Переживания человека, задыхающегося под игом оккупантов, но не сломленного духовно, выразил Сютисте в стихотворном цикле «Душные дни».

Послевоенный период стал временем сплочения творческих сил на основе принципов социалистического реализма, освоения новых тем советской Э. л. На передний план выдвигается драматургия (А. Якобсон, Семпер, Хинт). В прозе рассматривается идейное и нравственное мужание человека на войне (Э. Мянник), пробуждение антифашистского протеста в условиях оккупации (О. Тооминг). Послевоенные преобразования в деревне изображены в повестях Г. Леберехта, Сирге, Э. Крустена, очерко-публицистической прозе Смуула, Э. Раннета и др. В поэзии развиваются жанры гражданской лирики и эпической поэмы (Вааранди, Рауд, Смуул). Ведущее место занимает историко-революционный роман (Хинт, Крустен, Сирге, Семпер, Леберехт). Расширился тематический и жанровый диапазон Э. л. Получила широкое признание в СССР и за рубежом лирико-публицистическая «Ледовая книга» Смуула, создавшего также оригинальные разножанровые пьесы, развивается психологический, публицистический, историко-биографический роман, различные формы малой прозы. Событиям Великой Отечественной войны посвящены романы П. Куусберга, Л. Промет, В. Беэкмана. Тема классовой борьбы первых послевоенных лет разрабатывается В. Гроссом, В. Илусом; жизни эстонского села посвящен роман Раннета. В 60—70-х гг. новое поколение прозаиков (М. Унт, Э. Ветемаа, М. Траат, Э. Беэкман и др.) и поэтов (П.-Э. Руммо, А. Сийг и др.) принесло в Э. л. современную философско-нравственную проблематику, искания в области художественной формы. Я. Кросс выступил как автор историко-биографических романов и повестей. Обогащает современную эстонскую прозу и «малая проза» Куусберга, Промет, А. Валтона. Ярко проявляется лирическое дарование Вааранди, А. Санга, Альвер, В. Беэкмана, сатирический талант У. Лахта. В драматургии выдвигается современная по теме социально-психологическая драма с нравственно-этической проблематикой (Раннет, А. Лийвес, Ветемаа, Унт). Успешно развивается детская литература. Советский период в истории Э. л. характеризуется интенсивным развитием литературных взаимосвязей.

Литературная периодика: газета «Сирп я вазар», журналы «Лооминг», «Кеэль я кирьяндус», «Таллин».

Издания:

Антология эстонской поэзии, т 1—2, М. — Л., 1959;

Эстонская молодая проза, Тал., 1978.

Литература:

Биографический лексикон эстонской литературы, Тал., 1975 (на эст. яз.);

Очерк истории эстонской советской литературы, М., 1971;

Эстонский фольклор, Тал., 1980.

Э. Сыгель, Н. Бассель.

В начало словаря