Литературный энциклопедический словарь
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЕВРЕ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература на древнееврейском языке (иврит) и на языке идиш. Е. л. на иврите создавалась в разных странах, в XX в. развивается главным образом в Израиле (см. Израильская литература). Современная Е. л. на идише существует в СССР (см. Еврейская советская литература), Румынии, США, Израиле, Франции, Канаде, Бразилии, Аргентине и других странах.

Основным памятником древнееврейской литературы на иврите является Библия; к памятникам древнееврейской литературы примыкают и апокрифы (неканонизированные книги) Товит, Юдифь, Премудрости Соломона и др., а также произведения «кумранской» общины, содержащие исторический материал (II в. до н. э. - II в. н. э.).

Одним из первых памятников средневековой Е. л. следует считать Талмуд (завершен в V в.), содержащий толкование Библии, записи правовых и религиозных норм, сведения из области различных наук, а также легенды, предания, притчи (т. н. агада). Первый памятник еврейской гностики - «Книга творения» - появился, как полагают, в VIII в.

Особое развитие получила Е. л. средневековья в арабской Испании. В городах Кордовского халифата развитие Е. л. поощрялось визирем Хасдаем ибн Шапрутом (X в.). В Гранаде в X-XII вв. творили поэты-стилисты Соломон ибн Гебироль, создатель философской лирики; Моисей ибн Эзра, автор сочинений по истории еврейской поэзии и технике стиха; Иегуда Галеви, создавший произведения в духе светской поэзии; Авраам ибн Эзра, астроном и математик, выступил как лирико-философский поэт. Вершина средневековой еврейской прозы - «Ты меня умудряешь» Иегуды Алхаризи. В Италии был широко известен поэт Иммануил Римский, творчество которого знаменует вхождение Е. л. в европейский круг литературных связей. В произведениях писателей средневековья нашли отражение мотивы Раннего Возрождения. С XIII в. появляются богословско-философские сочинения на древнееврейском языке. После изгнания евреев из Испании в XVI-XVII вв. наступает длительный период упадка Е. л.

Е. л. на идише возникла в Германии в XIII в. и в XIV-XV вв. отражала жизнь евреев в период немецкого феодализма и начала Возрождения. Народные певцы, т. н. шпиллайты и зингеры, сочиняли сатирические произведения, обличающие общинных заправил. В этот период созданы поэмы «Книга Самуила», «Сказание об Эсфири», «Книга Царства». В Италии в начале XVI в. Илия Бохер писал романы, являвшиеся литературными обработками итальянских оригиналов. С конца XVI в. возникает Е. л. на идише в Польше, с конца XVIII - начала XIX вв. - в России.

Важным фактором развития новой Е. л. на иврите и идише явилось просветительское движение Гаскала, начало которому было положено во 2‑й половине XVIII в. в Германии философом-деистом М. Мендельсоном. Литераторы, писавшие на иврите, группировались вокруг сборника «Га-Меасеф» (изд. с 1784 по 1811). Впоследствии Гаскала оказала влияние на развитие Е. л. в других странах, главным образом славянских (Польша, Россия). Основными лозунгами Гаскалы были обновление еврейской жизни, приобщение к языку той страны, где жили евреи, к европейской культуре, нормализация быта и воспитания.

Литература Гаскалы в России в XIX в. вначале отмечена влиянием немецкой литературы сентиментализма, позднее, в середине XIX в., - романтизма, затем она приобретает более массовый, демократический характер. Под знаком Гаскалы развернулось творчество многих писателей, писавших на идише, например Ш. Этингера, И. Аксенфельда (в его романе «Головной убор» отражены события Отечественной войны 1812). В середине XIX в. в литературу вошли А. М. Дик, А. Б. Готлобер. В 50-60‑х гг. под воздействием передовой русской литературы Е. л. в России прониклась идеями демократизма, борьбы с религиозным обскурантизмом, авторитарно-догматическим, «средневековым» строем мышления. Появляются поэмы на исторические темы И. Л. Гордона. Литература 60-70‑х гг. развивалась под влиянием идей русской революционной демократии. Основоположником классической литературы на идише, одним из создателей еврейского литературного языка был Менделе Мойхер-Сфорим, в своих повестях и романах давший сатирическую картину уродливых явлений социальной жизни, национального гнета. А. Гольдфаден был основателем еврейского народного театра, автором пьес и стихов, отмеченных идеями демократизма и гуманизма.

В конце XIX - начале XX вв. в условиях обострения классовой борьбы одни литераторы отражали социалистическую и демократическую идеологию трудящихся, другие - националистическую и сионистскую идеологию буржуазии. Центральное место в Е. л. этого периода занимает творчество Шолом-Алейхема, проникнутое сочувствием к «маленькому человеку»; по словам А. В. Луначарского, «вместе со своими героями Шолом-Алейхем разрешал внутренние противоречия жизни в смехе». В его классических реалистических произведениях - повестях «Менахем-Мендл», «Тевье-молочник», «Мальчик Мотл», романе «Блуждающие звезды», рассказах - дана всесторонняя, правдивая картина жизни еврейских народных масс, отразились антикапиталистические настроения писателя. Творчество другого классика Е. л. - И. Л. Переца также отличается глубиной идейно-философского содержания, разнообразием жанров, новаторством стиля. В начале XX в. выступил Ш. Аш, автор повестей, романов, пьес, в которых раскрыта психология обездоленного человека, но вместе с тем выражены и буржуазно-националистические идеи. Крупнейшим поэтом XX в., писавшим на древнееврейском языке, был в России Х. Н. Бялик, который создавал произведения также на идише. В годы Революции 1905 - 1907 выдвинулись писатели, воспевавшие героизм и борьбу рабочего класса, изображавшие жизнь и быт рабочих. В годы последовавшей затем реакции в поэзии и драматургии проявились декадентские и националистические тенденции. Новый подъем общественного движения отразило творчество Д. Р. Бергельсона, Нистера, О. М. Шварцмана.

В конце XIX в. Е. л. начинает развиваться в США, в связи с ростом там еврейского населения, эмигрировавшего главным образом из Восточной Европы. В творчестве пролетарских поэтов (М. Винчевский и др.) звучал протест против эксплуатации и нищеты. Приехавшие из России Ш. Аш, драматург и реформатор еврейского театра США Я. Гордин, Егойош описывали жизнь народных масс в условиях капиталистической действительности. Наряду с революционными и демократическими тенденциями в Е. л. США развивались идеи буржуазного национализма, сионизма. В 1912 сложилась группа «Молодые»; вслед за европейскими символистами и футуристами участники группы отказались от традиций классической Е. л. Под влиянием Октябрьской революции наиболее видные представители «молодых» (поэт Г. Лейвик, прозаик И. Опатошу и др.) писали о событиях русской революции, позже - о борьбе народов против фашизма, расизма, антисемитизма. В 20‑х гг. вокруг коммунистической газеты «Фрайхайт» объединились прогрессивные писатели, критики и публицисты. В 1929 организован союз еврейских пролетарских писателей «Пролетпен». Новая литература призывала к борьбе против эксплуатации, безработицы, войны, за социальную справедливость, национальное равноправие. Прогрессивная Е. л. объединена вокруг «Союза еврейской культуры» («Икуф»); его органы - журнал «Идише культур» и альманах «Замлунген». В 70‑х гг. известность приобрело творчество прозаика И. Зингера. Реакционные писатели, исповедующие идеологию сионизма, занимают враждебные позиции по отношению к Советскому Союзу и другим социалистическим странам.

В период между двумя мировыми войнами получила развитие Е. л. в Польше. В 20‑х гг. группа поэтов и прозаиков выступала с позиций отрицания капитализма, старого мира, однако в целом в поэзии преобладали настроения анархического бунтарства, в прозе - натурализм. Реалистические традиции в искусстве развивали под влиянием коммунистов Польши революционные писатели, объединившиеся вокруг журнала «Литерарише трибуне». В годы немецко-фашистской оккупации еврейские писатели принимали участие в Движении Сопротивления. В Румынии работали детский писатель, баснописец Э. Штейнбарг и поэт Я. Штернберг (с 1940 жил в СССР). Во Франции Д. Тейтельбойм">Д. Тейтельбойм создает стихи и поэмы, отмеченные социальной, демократической направленностью.

Е. л. в Палестине возникла в конце XIX в. как результат иммиграции в тогдашнюю английскую колонию многих писателей (Х. Бялик и др.), создавших новую литературу на языке иврит. Их творчество формировалось под влиянием национальных литератур стран их происхождения (преимущественно Центральной и Восточной Европы). Описание быта еврейских общин европейских стран соседствует в их произведениях с изображением трудностей приспособления к новым условиям жизни. Со 2‑й половины 1920‑х гг. в Е. л. Палестины все большее место занимают темы классовой дифференциации. Реакционной литературе, проникнутой концепциями сионистских ультра (литературная группа «Ханаанеяне» и др.), противостояли писатели, развивавшие демократические традиции классической еврейской и мировой литературы. Социальные мотивы звучат в поэзии А. Шлёнского и А. Пэна, находившегося под сильным влиянием творчества В. В. Маяковского. Жанровым разнообразием и художественным мастерством отличается проза Ш. Агнона. С начала 2-й мировой войны 1939 - 1945 важное место в Е. л. Палестины занимала тема обличения гитлеровских зверств; многие прозаики и поэты писали о подвиге советского народа, спасшего мир от фашистского варварства.

Издания и литература:

Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1961;

Литература Древнего Востока. [Разд. «Древнеевр. литература»], М., 1962;

Поэзия народов СССР XIX - нач. XX в. [Разд. «Евр. поэзия»], М., 1977;

История всемирной литературы, т. 1, разд. II, гл. 4, М., 1983.

Г. А. Ременик.

В начало словаря