Литературный энциклопедический словарь
ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЕГИ́ПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА новая, литература египетского народа на арабском языке. Становление Е. л. происходило в тесной связи с Ливанской литературой, Сирийской литературой и литературами других арабских стран на базе их общего культурного наследия (см. Арабская литература). Е. л. формировалась во 2‑й половине XIX — начале XX вв. в условиях зарождавшихся капиталистических отношений, сопровождавшихся усилением борьбы египетского народа против турецкого господства и колониальной экспансии европейских держав. Процесс обновления Е. л. был связан с деятельностью ранних буржуазных просветителей — основателя Школы перевода (1836) Рифаа ат-Тахтави, основателя Национальной библиотеки Египта Али Мубарака, Абдаллаха Факри и др.

В 1870—1917 определяющее влияние на общественную мысль и становление новой Е. л. оказали идеологи мусульманской реформации Дж. аль-Афгани, М. Абдо, поборник эмансипации женщин Касим Амин, основатель национальной партии «Батан» М. Камиль и др. Наряду с публицистикой развивалась идейно с ней связанная, но традиционная по форме поэзия: поэты и публицисты С. аль-Баруди, Я. Санну, Адиб Исхак, В. Йекун, А. Шауки и др. В поисках действенного средства для пропаганды своих воззрений египетские просветители обращаются к театру. Его репертуар первое время состоял из переводов и обработок (обычно с перенесением действия в Египет) драм У. Шекспира, П. Корнеля, Мольера, В. Гюго. В 80‑х гг. создали оригинальные историко-патриотические драмы «Отечество» и «Арабы» А. Надим, «Завоевание Андалусии» М. Камиль и др. Зачинателями жанра исторического романа стали ливанские эмигранты Дж. Зейдан и Фарах Антун. В начале XX в. появляются просветительские повести Хафиза Ибрахима, М. аль-Мувайлихи и др. на современные сюжеты, стилистически близкие традиционной макаме. Важной вехой на пути к современной реалистической прозе являются повесть «Зейнаб» М. Х. Хайкаля и особенно сборник рассказов «Что глаза видят» основоположника школы египетских новеллистов Мухаммеда Теймура. Тема раскрепощения женщины отразилась в сентиментальных повестях М. Л. аль-Манфалути. В начале XX в. некоторые публицисты и литераторы стали пропагандировать идеи социализма: Ш. Шмайиль, С. Муса и др.

С подъемом национально-освободительного движения в 1919 — 1921 открывается новейший период в истории Е. л. Он ознаменовался обновлением поэтических форм, намеченным ранее в творчестве Х. Мутрана, и утверждением романтизма в поэзии: литературные группы «Поэты Дивана» (А. М. аль-Аккад, А. Шукри и др.), особенно «Поэты Водопада» (О. Хильми и др.) и «Аполлон» (А. З. Абу Шади, И. Наги, А. Махмуд Таха и др.). Происходит становление реализма в прозе: рассказы Махмуда Теймура, повесть «Дни» Таха Хусейна. Значительную роль в развитии реалистической прозы сыграли новеллисты А. Х. Саид, М. Т. Лашин и др. Они познакомили арабских читателей с произведениями Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Горького.

В драматургии 20‑х — начале 30‑х гг. наряду с исторической появляется современная тематика (пьесы Т. аль-Хакима, Мухаммеда Теймура, А. Язбека и др.). В то же время в прозе развивается и романтическое направление: патриотический роман «Возвращение духа» аль-Хакима, роман «Ибрахим-журналист» И. аль-Мазини. В период реакции и спада национально-освободительного движения (30‑е гг.) в литературе появляются пессимистические настроения, мотивы ухода от жизни: символистические драмы «Спящие в пещере», «Шехерезада» аль-Хакима, повесть «Зов неведомого» Махмуда Теймура, новеллы Я. Хакки. Одновременно в литературе усиливается социально-критическое начало: повесть «Записки провинциального следователя» аль-Хакима.

После 2-й мировой войны 1939 — 1945 ведущее место в литературе занимают писатели, ставившие перед собой цель демократизации литературы, утверждения принципов реализма. Их творчество получило развитие после победы национально-освободительной революции 1952. Основные темы «новых реалистов» — жизнь, труд и борьба простых людей: сборники рассказов А. аль-Хамиси, Ю. Идриса (в т. ч. и повесть «Грех»), романы А. аш-Шаркауи («Земля», «Окраинные улицы»). В развитии жанра социального романа главная роль принадлежит Н. Махфузу, в послевоенных романах которого дана широкая панорама жизни общества 1‑й половины XX в. (романы «Новый Каир», «Начало и конец», трилогия «Бейн-аль-Касрейн»). Романтические мотивы, наряду с элементами поэтики, свойственными «массовой литературе», характерны для творчества Ю. ас-Сибаи, И. Абд аль-Куддуса и др.

В поэзии 50‑х гг. в творчестве аш-Шаркауи, С. Абд ас-Сабура, А. Хигази и др. утверждается свободный стих. Получает развитие поэзия на народном языке. В то же время с пьесами социально-политического характера выступают писатели старшего поколения аль-Хаким, А. А. Бакасир и драматурги Н. Ашур, А. Фараг. Махфуз создает серию социально-философских романов, в которых пользуясь приемами аллегории, ставит проблемы социальной справедливости, поисков путей национального развития, роли интеллигенции и ее долга перед народом. Эта же проблематика преобладает в драматургии. Как и в прозе, в ней утверждаются условные, метафорические формы, заимствованные у египетского народного, уличного театра и современной европейской драматургии (Л. Пиранделло, Б. Брехт, С. Беккет, Э. Ионеско). Наиболее значительны пьесы Идриса, Фарага, С. Вахбы. Разочарование в общественных и эстетических идеалах литературы 50‑х гг., усугубившееся вследствие поражения Египта в войне 1967 с Израилем, породило настроения отчаяния и безверия. Отход от социальной проблематики, замыкание в рамках субъективных переживаний, мотивы отчуждения характерны для новеллистики М. Х. Рагаба, Д. аш-Шаркауи и др. Со временем большая часть писателей «новой волны» сумела преодолеть субъективистский взгляд на мир, попытаться осмыслить опыт национального и общественного развития Египта после революции 1952 с народно-демократических позиций: романы «Аз-Зейни Баракят» Г. аль-Гитани, «Зимний сон» Ю. аль-Куайида, «Августовская звезда» С. Ибрахима. Искания и эксперименты 60‑х гг. в области формы значительно расширили художественные возможности египетской прозы, обогатили ее в жанровом отношении. Реалистическая проза 70‑х гг. сочетает углубленный психологизм с использованием фольклорной образности, документальность с приемами гротеска.

Вместе с тем появляются произведения, обличающие капиталистические порядки (сатирический роман «Хроника улицы аз-Заафарани» аль-Гитани, документальная повесть «Это происходит в Египте в наши дни» аль-Куайида) и возрождающие традиции передовой литературы 50‑х гг. В Арабской Республике Египет Союз писателей основан в 1955. В 1978 распущен Совет по делам литературы, искусства и науки, существовавший с 1956. Его функции переданы Министерству культуры.

Литературная периодика: Художественные и общественно-политические журналы «Аль-Хиляль» (с 1892), «Аш-Шиар» (с 1964), «Аль-Катиб» (с 1960). Общественно-политический ежемесячник «Ат-Талиа» (осн. в 1964), имевший литературное приложение, преобразован в 1977 в научно-популярный журнал для юношества.

Издания:

Стихи поэтов Египта, М., 1956;

Егип. новеллы. М., 1956;

Место на земле, М., 1957;

Современная араб. поэзия, М., 1961;

Шесть гиней. Новеллы егип. писателей, М., 1964;

Живи, Египет! Рассказы, М., 1973.

Литература:

Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1—3, М.-Л., 1955—1956;

Борисов В. М., Современная егип. проза, М., 1961;

аль-Фахури Х., История араб. литературы, пер. с араб., т. 2, М., 1961;

Соловьев В., Фильштинский И., Юсупов Д., Араб. литература, М., 1964, с. 88—130;

Долинина А. А., Очерки истории араб. литературы нового времени. [Египет и Сирия], М., 1968;

Крымский А. Е., История совр. араб. литературы, XIX — нач. XX в., М., 1971;

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975;

Кирпиченко В. Н., Новеллистика «новой волны» в Египте, в сб.: Идеологическая борьба и современные литературы заруб. Востока, М., 1977.

Н. К. Коцарев, В. Н. Кирпиченко.

В начало словаря