Литературный энциклопедический словарь
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ИДЕ́Я ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ, обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства.

Предметом художественной мысли всегда бывают такие индивидуальные явления жизни, в которых наиболее отчетливо и активно проявляются ее существенные особенности. Их называют характерными явлениями, свойствами жизни, социальными характерами людей. «Характерное» — взаимопроникающее единство общего и проявляющего его индивидуального. Однако художественная мысль не является созерцательным отражением ее предмета, хотя бы и во всей его глубине; она непременно заключает в себе активную идейную направленность — определенное идейное осмысление художником характерностей жизни и вытекающее отсюда эмоциональное отношение к ним (их оценку; см. также Пафос). Все эти стороны И. х. различал Н. Г. Чернышевский, полагавший, что искусство выполняет следующие задачи: оно «воспроизводит жизнь», чтобы «объяснить» ее значение и чтобы вынести ей свой «приговор». В единстве своих сторон И. х. определяется особенностями мировоззрения художника. Выражается она, однако, не посредством отвлеченных рассуждений. Художник путем подбора и сочетания различных индивидуальных черт и свойств в жизни и деятельности своих персонажей выделяет, развивает те стороны их характеров, которые представляются ему наиболее существенными, и выражает вместе с тем через это сочетание индивидуальных подробностей соответствующую эмоциональную оценку характеров (в литературе также посредством семантики и интонационной настроенности художественной речи). Детали изображения, из которых складываются образы искусства, всегда имеют тем самым познавательно-экспрессивное значение.

В этом отношении И. х. образна. И не только в том смысле, что художник мыслит в основном не отвлеченными понятиями, а живыми представлениями, имеющими обобщающий характер. Художник мыслит образами тогда, когда, выражая свое идейное осмысление и эмоциональную оценку человеческих характеров, он типизирует их в своем произведении (см. Типическое в литературе), когда он находит при этом наиболее совершенное выражение своей идеи и в самом творческом процессе проясняет и углубляет ее. Огромное значение для реализации И. х. имеет творческое воображение, фантазия. Фантазия художника направлена на осуществление его творческого замысла, реализацию его образной мысли; с ее помощью он создает тот новый мир воображаемых личностей, отношений, переживаний, которые оказываются и более характерными и более выразительными, нежели те, которые художник знал, видел, переживал в реальной действительности.

И. х. по своему содержанию может обладать разной степенью достоинства. И так как это содержание сложно, многосторонне, то и критерий его достоинства не может быть простым. Важное значение имеет здесь, во-первых, вопрос о степени глубины понимания художником воспроизведенной им характерности жизни; во-вторых, вопрос об исторической правдивости идейно-эмоциональной направленности произведения, того «приговора», который художник «выносит» воспроизведенной им характерности жизни. Историческая правдивость заключается в том, что художник выражает в образах идейное оправдание, защиту тех социальных сил и форм общественной жизни, которые действительно имеют прогрессивное значение для общественного развития, и идейное осуждение таких социальных сил и форм жизни, которые оказываются преградой на путях такого развития.

Правдивость идейной направленности произведения, при глубине обобщающего осмысления жизни и эстетического совершенстве образного выражения идеи, делает произведение высокохудожественным, дает ему общенациональное, народное, а иногда и всемирно-историческое значение. См. также Идеал эстетический, Идейность искусства, литературы, Партийность литературы, Тенденция в литературе.

Литература:

Чернышевский Н. Г., Эстетич. отношения искусства к действительности, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949;

Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968;

Поспелов Г. Н., Эстетическое и художественное, М., 1965;

Виноградов И. А., Вопросы марксистской поэтики, М., 1972.

Г. Н. Поспелов.

В начало словаря