Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕМ"-"ТОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕМ"-"ТОР")

ТЕМА

ТЕ́МА [(от греч. théma, букв. — то, что положено (в основу)], круг событий, образующих жизненную основу эпического и драматического произведения и одновременно служащих для постановки философских, социальных, этических и др. идеологических проблем. Т. — посредник между эстетической реальностью произведения и действительностью, поэтому в литературоведении Т. рассматривают двояко. С точки зрения действительности это — предметное, «картинное» содержание произведения, то, что в нем изображено. Литературоведческий анализ в этом случае акцентирует внимание на отборе писателем фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения. С точки зрения эстетической реальности можно говорить о внутренней Т. произведения, о личной Т. творчества писателя. В этом случае Т. есть то, что выражено, и тогда она по сути отождествляется с понятием «проблема» (см. Идея художественная).

Тематическая общность может служить одним из жанрообразующих принципов (исторический или плутовской роман, детектив, научная фантастика).

В. И. Масловский.

ТЁМЁРКЕНЬ ИШТВАН

ТЁМЁРКЕНЬ (Tömörkény) Иштван (наст. фам. Штейнгаснер) (1866—1917), венгерский писатель, фольклорист, этнограф. Сб. рассказов «Сегедские крестьяне и прочие господа» (1893), «Матросы и чернорабочие» (1902), «Простые люди» (1911). Ром. «Маргит» (1916).

■ Новеллы, М., 1957.

ТЕНДЕНЦИЯ

ТЕНДЕ́НЦИЯ и тенденциозность в литературе (позднелат. tendentia — направленность, от лат. tendo — направляю, стремлюсь), идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики, выраженные через систему образов. В таком понимании Т. — часть идеи художественной, ее ценностный аспект; она присуща всякому художественному произведению.

В более употребительном и узком значении Т. (в данном случае некоторые исследователи предпочитают говорить тенденциозность) называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в произведении искусства.

Писатели-реалисты равно отстаивают и объективность в отображении реальности, и образное выражение «идеального», «высшего взгляда» автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская «идея о мире» присутствовала бы «между строк» (Л. Н. Толстой).

По мысли Ф. Энгельса, тенденция в творчестве писателя-реалиста должна «…сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). Русские классики, отдавая предпочтение образному раскрытию Т., не боялись, однако, «впадать» в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия («Воскресение» Л. Н. Толстого). Этому принципу остается верным искусство социалистического реализма начиная с его основоположника М. Горького (роман «Мать»).

Открытая Т. и тенденциозность наиболее часто проявляются в жанрах сатиры, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, антиутопии. В советской эстетике понятие Т. конкретизируется в принципе партийности искусства (см. Партийность литературы).

В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.

ТЕННАНТ КАЙЛИ

ТЕ́ННАНТ (Tennant) Кайли (р. 1912), австралийская писательница. Ром. «Тайбурон» (1935), «Фово» (1939), «Горемыки» (1941), «Лост Хэвен» (1946), «Медовый поток» (1956), «Человек на невспаханной земле» (1971) и мн. др. Кн. для детей, рассказы, пьесы, историч. и биогр. проза.

ТЕОДУЛЬФ

ТЕОДУ́ЛЬФ (Theodulfe) (ок. 750—821), готский латинский писатель. Епископ Орлеанский (788—818). Поэмы «Против судей», «Семь свободных искусств». Трактаты «Каролингские книги» (790), «О Святом Духе» (809). Проповеди, гимны, послания к Карлу Великому и др.

■ PL, t. 105, p. 190—380.

ТЕОРИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ

ТЕО́РИЯ ЗАИ́МСТВОВАНИЯ, то же, что миграционная теория.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЁПФЕР РОДОЛЬФ

ТЁПФЕР (Töpffer) Родольф (1799—1846), швейцарский писатель (на франц. яз.) и художник-карикатурист. Сб. «Женевские рассказы» (1841, п. 1853). Ром. «Дом священника» (т. 1—2, 1839). Путевые заметки «Зигзагообразные путешествия» (1844, с рисунками автора). Комич. ром. (рисованные), в т. ч. «Г-н Жабо» (1833), «История Альбера» (1845). Эссе «О прекрасном в искусстве. Размышления и заметки женевского художника» (1848, п. 1912).

■ Женевские новеллы, М., 1982.

ТЕР-ГРИГОРЯН ГРИГОР АРАМОВИЧ

ТЕР-ГРИГОРЯ́Н Григор Арамович (1916—1981), армянский советский драматург. Чл. КПСС с 1945. Пьесы «Последние гвоздики» (1957, пост. 1958), «Весенний дождь» (1959, пост. 1960), «Умирающая флора» (1962), «Ах, нервы, нервы» (1969) и др.

■ Мой бедный Портос. Пьесы, Ер., 1977 (на арм. яз.); Операция «Гугуш» (Поговорим начистоту). История с обманом, М., 1979.

ТЕРЕНЦИЙ АФР ПУБЛИЙ

ТЕРЕ́НЦИЙ (Terentius) Афр Публий (ок. 195—159 до н. э.), римский поэт-комедиограф. Вольноотпущенник, родом из Сев. Африки. Чл. аристократич. кружка Сципиона Африканского Младшего. Сохранилось 6 комедий (166—160): «Самоистязатель», «Формион», «Свекровь», «Братья», «Девушка с Андроса», «Евнух» — переработки пьес Менандра и др. греч. поэтов.

■ Комедии, М., 1985.

● Савельева Л. И., Худож. метод Публия Теренция Афра, Каз., 1960; Arnott W. G., Menander Plantus, Terence, Oxf., 1975 (есть лит.).

ТЕРЗАКИС АНГЕЛОС

ТЕРЗА́КИС Ангелос (р. 1907), греческий писатель. Ром. «Каторжники» (1932), «Принцесса Изабо» (ист.; 1945, п. 1968), «Без бога» (автобиогр., 1951), «Скрытная жизнь» (1957). Сб-ки рассказов, пьесы, лит. критика.

ТЕРИО ИВ

ТЕРИО́ (Thériault) Ив (1915—83), канадский писатель (на франц. яз.). Ром. «Некрасивая девушка» (1950), «Аарон» (1954), «Ашини» (1960), «Большой роман маленького человека» (1963), «Каменная роза» (1964), «Антуан и его гора» (1969).

ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРПИГОРЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ТЕРПИГО́РЕВ (псевд. Атава) Сергей Николаевич (1841—95), русский писатель. Циклы очерков и рассказов (кн. «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика», отд. изд. 1881; «Потревоженные тени», отд. изд. 1888—90, нов. изд. 1959). Очерки «В степи» (1869—70), публицистич. иссл. «Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле» (1890), комедия «Слияние» (1870). Бытописат. фельетоны (1881—95). «Воспоминания» (опубл. 1896).

■ Оскудение, т. 1—2, М., 1958.

● Андреева Г. Т., Творчество С. Н. Терпигорева 60—70-х Гг., «Вестник ЛГУ», 1974, № 20, в. 4.

ТЕРТУЛЛИАН КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС

ТЕРТУЛЛИА́Н (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 — после 220), раннехристианский богословский писатель (писал на лат. яз.; греч. соч. не дошли). Был судебным оратором в Риме. Апологетич. («Апологетика»), полемич. (против гностиков и монархиан), догматич. и моралистич. соч.

■ PL, v. 1—2; Corpus… Christianorum, series latina, v. 1—2, Turnhout, 1953—54; Творения, К., 1910.

● Преображенский П. Ф., Тертуллиан и Рим, М., 1926; Fredouilie J. C., Tertullien et la conversion de la culture antique, P., 1972.

ТЕРЦЕТ

ТЕРЦЕ́Т (итал. terzetto, от лат. tertius — третий), строфа из трех стихов. Может иметь три вида:

1) все три стиха на одну рифму;

2) два стиха рифмуются, 3-й холостой (см. Ритурнель);

3) два стиха рифмуются, 3-й имеет рифму в смежной строфе (см. Терцины).

В узком смысле слова Т. называются 3-стишные части сонета.

М. Л. Гаспаров.

ТЕРЦИНЫ

ТЕРЦИ́НЫ (итал., ед. ч. terzina, от terza rima — третья рифма), ряд 3-стиший, связанных рифмовкой по схеме aba bcb cdc ded…, средний стих последнего 3-стишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом. Т. развились из вереницы ритурнелей особого рода, были канонизированы Данте в «Божественной комедии» и вызвали подражания почти во всех европейских литературах (в России — «В начале жизни школу помню я…» А. С. Пушкина, «Дракон» А. К. Толстого, «Змей поезда» В. Хлебникова, многие стихи Вяч. И. Иванова и В. Я. Брюсова).

М. Л. Гаспаров.

ТЕРШАНСКИЙ ЙОЖИ ЕНЁ

ТЕРША́НСКИЙ (Tersánszky) Йожи Енё (1888—1969), венгерский писатель. Пов. «Прощай, дорогая…» (1916); прозаич. цикл под назв. «Марци Какук» (т. 1—6, 1923—43).

■ Приключения карандаша. Приключения тележки, М., 1970.

ТЕРЬЯН ВААН

ТЕРЬЯ́Н Ваан (наст. имя и фам. Ваан Сукиасович Тер-Григорьян) (1885—1920), армянский советский поэт и общественный деятель. Чл. КПСС с 1917. Сб. стихов «Грезы сумерек» (1908); циклы стихов «Ночь и воспоминания», «Золотая сказка», «Терновый венец» (незаверш.), «Страна Наири» (1915).

■ Соч., т. 1—4, Ер., 1972—79 (на арм. яз.); Стихотворения, М.—Л., 1960; Стихотворения, Л., 1980.

● Асмарян Л., Ваан Терьян, Ер., 1971; Григорьян К. Н., В. Терьян, 2 изд., Л., 1985.

ТЕТМАЙЕР КАЗИМЕЖ

ТЕТМА́ЙЕР, Пшерва Тетмайер (Przerwa Tetmajer) Казимеж (1865—1940), польский писатель. Цикл новелл «На Скалистом Подгалье» (1903—10), ист. ром. «Легенда Татр» (т. 1—2, 1910—11), «Конец эпопеи» (т. 1—4, 1913—17); стихи («Поэзия», т. 1—8, 1891—1924).

■ Собр. соч., т. 1—10, М., 1907—11; Избр. проза, М., 1956.

ТЕТРАЛОГИЯ

ТЕТРАЛО́ГИЯ (греч. tetralogía, от tetra-, в сложных словах — четыре и lógos — слово, рассказ, повествование), литературное произведение, состоящее из четырех самостоятельных, законченных произведений, объединенных в одно целое преемственностью сюжета и замыслом автора. Пример драматургических Т. — «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера, «Атриды» Г. Гауптмана; в повествовательных жанрах: романы «Четыре евангелия» Э. Золя, «Иосиф и его братья» Т. Манна; в русской литературе — автобиографические повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»; в советской — повести В. П. Катаева «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов (Катакомбы)» под общим названием «Волны Черного моря»; тетралогия Ф. А. Абрамова «Пряслины» [объединяет романы «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973) и «Дом» (1978)].

ТЕТРАМЕТР

ТЕТРА́МЕТР (греч. tetrámetron — четырёхмерник) хореический, трохаический, в античном стихосложении — стих из 4 хореических диподий с цезурой после 2-й и усечением по4следней: ŪUŪU|ŪUŪŪ. Употреблялся в лирике и речитативных частях трагедии и комедии. В силлабо-тонических имитациях передается 8-стопным хореем с мужским окончанием (на последнем слоге ударение может пропускаться): «Пусть полюбит нелюбивший, пусть любивший любит вновь!» (аноним, «Ночное празднество в честь Венеры», IV в. н. э., пер. с лат. Ю. Шульца).

М. Л. Гаспаров.

ТЕУНОВ ХАЧИМ ИСХАКОВИЧ

ТЕУ́НОВ Хачим Исхакович (1912—83), кабардинский советский писатель, литературовед. Чл. КПСС с 1942. Пьеса «Испытание» (1945). Повести. Ром. «Подари красоту души» (1965), «Род Шогемоковых» (1967).

■ Избр., т. 1—2, Нальчик, 1979—80 (на кабард. яз.); Иэбр., М., 1976.

● Работа с книгами Х. И. Теунова. (Методич. и библиогр. материалы…), Нальчик, 1973.

ТЕУЧЕЖ ЦУГ АЛИЕВИЧ

ТЕУЧЕ́Ж Цуг (Тагир) Алиевич (1855—1940), народный поэт Адыгеи. Дореволюц. произв. — «Песня о бжедугской битве», «Песня о Мэфоко Урысбие» и др. После революции — стихи «Счастье», «Стаханов» и др. Ист. поэмы «Война с князьями и орками» (1933) и «Урысбий Мэфоко» (1939), поэма «Родина» (1939).

■ Избр. произв., М., 1956; Счастливая доля, Майкоп, 1980 (на адыг. и рус. яз. параллельно).

● Костанов Д. Г., Ц. Теучеж, Майкоп, 1955.

ТЕХАДА ГОМЕС АРМАНДО

ТЕХА́ДА ГО́МЕС (Tejada Gómez) Армандо (р. 1929), аргентинский поэт. Сб. стихов «Пачамама» (1952), «Антология Хуана» (1958), «Сотоварищи по горизонту» (1960), «Грядет Лукас Ромеро» (1963), «Песни для всех» (1967), «Пророк в своем отечестве» (1968), «Народная песнь застолья» (1974). Ром. «Бог был забвением» (1979).

■ Избр., М., 1982.

ТЕЧЕНИЕ

ТЕЧЕ́НИЕ, см. Направление и течение.

ТИБЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТИБЕ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература тибетцев, населяющих Тибет, автономный район КНР. Развивается на тибетском языке. Древний фольклор представлен мифами (в т. ч. буддийскими, с VII в.), эпосом («Гэсэр»), легендами, песнями, сказками, произведениями афористической поэзии. Период возникновения и раннего развития письменной литературы (VII—X вв.) совпадал с рождением, возвышением и распадом тибетского феодального государства, временем первоначального распространения буддизма. Литература взаимодействовала с литературой древних тюрков, особенно уйгуров, оказав на нее большое влияние; в то же время она и сама испытала воздействие фольклора. Т. л. включает погодные хроники, исторические хроники, генеалогии царей, эпиграфические памятники, переводы буддийских канонических произведений, а также тибетскую версию «Рамаяны». В XI—XIV вв. устанавливается традиционный состав литературы: переводные произведения (буддийский канон — см. Буддийская литература); оригинальные сочинения тибетских авторов, куда входили религиозно-философские трактаты (комментарии к канону), исторические труды (история буддизма), агиографические произведения (жития и биографии), повествовательно-дидактические памятники (поучения, наставления) и эпистолярные сочинения. В XV—XIX вв. литература активно служила целям систематизации, канонизации и пропаганды вероучения и политических взглядов буддийской секты Гэлуг-ба. Чувства человека, пейзаж не занимали в литературе заметного места. Главное в ней — создание нормы поведения для верующих. В начале XVIII в. на фольклорной основе зародилась лирическая поэзия (6-й далайлама Цанджан-джамцо); традиция эта, однако, не была продолжена. Литература последующего времени интересна грамматическими, астрологическими, астрономическими и медицинскими сочинениями. В 50-х гг. XX в. началось издание газет, журналов и книг, которые содержали главным образом переводные китайские материалы.

Литература:

Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962;

Савицкий Л. С., Тибетская литература XVIII в., в сб.: Теоретические проблемы изучения литератур Д. Востока, М., 1974.

Л. С. Савицкий.

ТИБО ШАМПАНСКИЙ

ТИБО́ ШАМПА́НСКИЙ (Thibaut de Champagne) (1201—53), граф, французский трувер. Король Наварры (с 1234). Пастурели в форме любовных диалогов, песни (в т. ч. о крестовом походе), религ. поэмы, сирвенты и ле.

ТИБУЛЛ АЛЬБИЙ

ТИБУ́ЛЛ (Tibullus) Альбий (ок. 50—19 до н. э.), римский поэт. Любовные элегии Т. сохранились в составе т. н. «Тибулловского сборника» в 4 кн., куда вошли также элегии др. поэтов.

■ Катулл, Тибулл, Пропорций, [М., 1963].

ТИВАРИ БХИМНИДХИ

ТИВА́РИ Бхимнидхи (1911—79), непальский писатель. Восемь сб. под общим назв. «Социальные рассказы». Пьеса «Благородная сушила». Ром. «Правосудие».

ТИДАФИ НОРДИН

ТИДАФИ́ (Tidafi) Нордин (р. 1938), алжирский поэт (на франц. яз.). Сб. стихов и поэм «Родина навеки» (1962).

ТИК ЛЮДВИГ ИОГАНН

ТИК (Tieck) Людвиг Иоганн (1773—1853), немецкий писатель. Сказочные комедии «Кот в сапогах» (1797, п. 1916), «Синяя Борода» (1797), «Мир наизнанку» (1799); сб. «Романтические поэмы» (ч. 1—2, 1799—1800; в т. ч. пьеса «Жизнь и смерть св. Генофефы» и рассказ «Верный Эккарт и Тангейзер», использованные Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне и Р. Вагнером). Филос. романы, в т. ч. «Вильям Ловель» (1795—96), «Странствования Франца Штернбальда» (1798); ист. повести «Мятеж в Севеннах» (1826), «Молодой столяр» (1836); новеллы (в т. ч. «Жизнь льется через край», 1839); сб. «Народные сказки Петера Лебрехта» (1797) и др.

ТИКАМАЦУ МОНДЗАЭМОН

ТИКАМА́ЦУ Мондзаэмон (наст. имя Сугимори Нобумори) (1653—1724), японский драматург. Св. 120 пьес (дзёрури) для театра марионеток и ок. 30 драм для театра актеров кабуки, в т. ч. ист. драмы (дзидаймоно) — «Победоносный Кагэкиё» (1686), «Битвы Коксинги» (1715) и бытовые драмы (сэвамоно) — «Двойное самоубийство в Сонэдзаки» (1703), «Гонец в преисподнюю» (1711).

■ Драмы, М., 1963; Драматич. поэмы, [М., 1968].

ТИККАНА СОМАЯДЖИ

ТИ́ККАНА Сомаяджи (1230—1300), индийский поэт (на яз. телугу). Поэмы «Последняя повесть о Раме, правдиво изложенная», «Воинство победителя». Трактат «Безмолвие поэта». Перевод-переложение с санскрита «Андхра-Махабхарата».

ТИЛЬВИТИС ТЕОФИЛИС

ТИЛЬВИ́ТИС Теофилис (1904—69), народный поэт Литовской ССР (1954). Чл. КПСС с 1951. Поэмы «Пахари» (ч. 1—4, 1930—65), «Дичюс» (1934), «Уснине» (1949, п. — «На земле литовской», 1953; Гос. пр. СССР, 1951), «Песня ценою жизни» (1962). Ром. «Путешествие вокруг стола» (1936). Сб-ки стихов.

■ Соч., т. 1—3, 1975—77 (на литов. яз.); Поэмы, М., 1958; Стихи, М., 1964.

● Кубилюс В., Т. Тильвитис, М., 1958.

ТИЛЬШОВА АННА МАРИЯ

ТИ́ЛЬШОВА (Tilschová) Анна Мария (1873—1957), чешская писательница. Ром. «Фанни» (1915), «Старинная семья» (1916), «Сыновья» (1918), «Наследники» (1924), «Отвалы» (1927). Рассказы.

ТИММЕРМАНС ФЕЛИКС

ТИ́ММЕРМАНС (Timmermans) Феликс (1886—1947), бельгийский писатель (на нидерл. яз.), художник. Ром. «Паллитер» (1916), «Питер Брейгель» (1928), «Арфа святого Франциска» (1932), «Крестьянский псалом» (1935), «Адриан Брауэр» (1948). Новеллы. Стихи.

ТИМОНЕН АНТТИ НИКОЛАЕВИЧ

ТИ́МОНЕН Антти Николаевич (р. 1915), карельский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Сб. рассказов «Аэроплан» (1933). Сб. очерков «Под грозой и солнцем» (1964, на рус. яз.). Пов. «От Карелии до Карпат» (1948), «Освещенные берега» (1951), «В заливе ветров» (1953). Ром. «Белокрылая птица» (1959—60), «Здесь мой дом» (1965), «Мы — карелы» (1969), «Жители покинутой деревни» (1977).

ТИМОФЕЕВ ИВАН

ТИМОФЕ́ЕВ Иван (ок. 1555—1631), русский писатель, приказной дьяк, политический деятель. Историч. записки «Временник по седьмой тысящи от сотворения света во осмой…» (1615—20-е гг.); сохранился в единств. списке.

■ «Временник» Ивана Тимофеева, М.—Л., 1951.

● Платонов С. Ф., Др.-рус. сказания и повести о Смутном времени XVII в., как историч. источник, 2 изд., СПБ, 1913.

ТИМРАВА

ТИ́МРАВА (Timrava) (наст. имя Вожена Сланчикова, Slančiková) (1867—1951), словацкий писательница. Рассказы и пов., в т. ч. «Уроки жизни» (1902), «Тяпаки» (1914, п. 1953), «Герои» (1918), «Все для народа» (1930). «Две эпохи» (1936).

■ Без радости. Повести и рассказы, М., 1960.

ТИНОДИ ШЕБЕШТЬЕН

ТИ́НОДИ (Tinódi) Шебештьен (между 1505 и 1510—1556), венгерский поэт. Более 15 эпич. песен (в осн. вошли в сб. «Хроника», 1554).

ТИНЧУРИН КАРИМ ГАЛИЕВИЧ

ТИНЧУ́РИН Карим Галиевич (1887—1947), татарский советский драматург. Комедии «Дискуссия» (1906), «Юсуф и Зулейха», «Попугай» (обе — 1918), «Без ветрил» (1926). Драмы «Опасный шаг» (1910—12), «Первые цветы» (1913), «Голодный влюбленный» (1915). Мелодрама «Голубая шаль» (1926). Текст муз. комедии «На реке Кандыре» (1932).

■ Избр. драмы и комедии, т. 1—2, Каз., 1969—71 (на тат. яз.).

ТИП

ТИП (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец), в литературе и искусстве — обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды (см. Типическое).

ТИПИЗАЦИЯ

ТИПИЗА́ЦИЯ, в литературе и искусстве — творческий процесс создания типических образов-характеров (см. Типическое).

ТИПИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИРИ МАРСЕЛЬ

ТИРИ́ (Thiry) Марсель (1897—1977), бельгийский писатель (на франц. яз.). Сб. поэзии «Сердце и чувство» (1919), «Море спокойствия» (1939), «Три долгих жалобы полевой лилии» (1955), «Пиршество ожидания» (1963), «Ещё» (1975). Ром. «Млечный путь» (1961). Памфлет «Гитлер не молод» (1940).

ТИРСО ДЕ МОЛИНА

ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес, Téllez) (1571 или ок. 1583—1648), испанский драматург. Ок. 400 пьес (сохранилось 80). Пьесы на ист. («Мудрость женщины», 1634), библейские («Месть фамари», 1627), агиографич. сюжеты; религ.-филос. драмы («Осужденный за недостаток веры», 1635); ауто и комедии («Дон Хиль Зеленые штаны», 1615, опубл. 1635; «Благочестивая Марта», 1636); драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (опубл. 1630).

■ Комедии, т. 1—2, М., 1969; Толедские виллы, М., 1972.

ТИРТЕЙ

ТИРТЕ́Й (2-я пол. 7 в. до н. э.), древнегреческий поэт. По преданию, хромой школьный учитель, посланный Афинами (по совету оракула) в Спарту взамен военной помощи и вдохновивший своими песнями войска на победу. Гражд. элегии-призывы к воинской доблести; эмбатерии (маршевые песни). Сохранились фрагменты.

■ Антич. лирика, М., 1968.

ТИТОВ ВЛАДИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ

ТИТО́В Владислав Андреевич (р. 1934), русский советский писатель. Пов. «Всем смертям назло…» (1967), «Ковыль — трава степная» (1971), «Раздел» (1973), «В родной земле корням теплее» (1983). Ром. «Проходчики» (1982). Рассказы.

● Map H. И., Когда отступает смерть. [О В. Титове], М., 1968.

ТИХОМИРОВ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ТИХОМИ́РОВ Лев Александрович (1852—1923), русский общественный деятель, публицист. Чл. Исполнит. к-та и редакции «Народной воли» (с 1879), в 1888 отрекся от революц. убеждений (брошюра «Почему я перестал быть революционером», 2 изд., М., 1896). Ред. газ. «Московские ведомости» (1909—13).

■ Воспоминания, М.—Л., 1927; Заговорщики и полиция, М., 1930.

ТИХОНОВ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ

ТИ́ХОНОВ Николай Семёнович (1896—1979), русский советский писатель, Герой Соц. труда (1967). Пред. Сов. комитета защиты мира (1949—79). Поэмы «Сами» (1921), «Лицом к лицу» (1924), «Дорога» (1925), «Киров с нами» (1941; Гос. пр. СССР, 1942) и др. Циклы стихов: «Орда. 1920—1921», «Брага. 1921—1922», «Юрга» (1930), «Стихи о Кахетии» (1935), «Грузинская весна» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Два потока» (1951; Гос. пр. СССР, 1952). Кн. повестей, рассказов и очерков «Рискованный человек», «Военные кони» (обе — 1927), «Вечный транзит» (1934), «Ленинград принимает бой» (1942), «Шесть колонн» (1968; Лен. пр., 1970). Пов. «Вамбери» (1925), «Война» (1931), «Белое чудо» (1956), «Зеленая тьма» (1966). Рассказы, статьи. Переводы (кн. «Поэты Советской Грузии», 1948). Междунар. Лен. пр. «За укрепление мира между народами», 1957. Собр. соч., т. 1—6, М., 1958—59; Избр. произв., т. 1—2, М., 1967; Стихотворения и поэмы, Л., 1981.

● Гринберг И. Л., Творчество Николая Тихонова, М., 1958; Шошин В. А., Николай Тихонов. Очерк жизни и творчества, Л., 1981.

ТКАЧЁВ ПЁТР НИКИТИЧ

ТКАЧЁВ Пётр Никитич (1844—86), русский революционер, публицист, критик. С 1873 в эмиграции. Лит.-критич. статьи, в т. ч. «Люди будущего и герои мещанства», «Подрастающие силы», «Разбитые иллюзии» (все — 1868), «Тенденциозный роман», «Больные люди» (обе — 1873), «Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики» (1875), «Уравновешенные души» (1877), «Безобидная сатира», «Салонное художество» (обе — 1878), «Мужик в салонах совр. беллетристики» (1879); статьи на экономич. и филос. темы (цикл «Производит. силы России», 1867; «Утилитарный принцип нравств. философии», 1880).

■ Избр. соч., т. 1—6, М., 1932—37; Соч., т. 1—2, М., 1975—1976; Избр. лит.-критич. статьи, М.—Л., 1928.

● Шахматов Б. М., П. Н. Ткачев, М., 1981.

ТЛЮСТЕН ЮСУФ ИБРАГИМОВИЧ

ТЛЮСТЕ́Н Юсуф Ибрагимович (р. 1913), адыгейский советский писатель. Чл. КПСС с 1941. Пов. «Путь открыт» (1938), «Свет в горах» (1949), «Немеркнущий свет» (1952), «Повесть о Чамокове» (1978). Сб. рассказов «Адыгейские новеллы» (1939), «Приключения Хуадже» (1981). Ром. «Ожбаноковы» (1962, п. — «Все началось весной»), «Девичьи зори» (1971). Пьесы.

ТО ХЫУ

ТО ХЫ́У (Tô Hũ’u) (наст. имя Нгуен Ким Тхань) (р. 1920), вьетнамский поэт и политический деятель. Чл. КПВ с 1938. Сб-ки стихов «Огонь и кровь. Цепи. Освобождение» (1946 — первое легальное изд.), «Вьетбак» (1955), «Кровь и цветы» (1977). Поэмы «Тридцать лет в нашей жизни есть партия» (1959), «Тысяча верст гор и вод» (1973, п. — «Путь на юг», 1981).

■ Стихи, М., 1961.

ТОБ ЭВЕРТ АКСЕЛЬ

ТОБ (Taube) Эверт Аксель (1890—1976), шведский поэт. Сб. «Книга песен Фритьофа Андерсона» (1929), «Ультрамарин» (1936), «Бухусленские баллады» (1943), «Септентрион» (1958).

ТОГОЛОК МОЛДО

ТОГОЛО́К МОЛДО́ (наст. имя и фам. Байымбет Абдырахманов) (1860—1942), киргизский советский акын. Исполнитель эпоса «Манас». Сатирич. стихи, басни, «жалобы», «плачи», гражд. лирика. Поэмы «Сказание о водяных и наземных птицах» (1908), «Революция» (1918), «Свобода» (1919—23), «Наставление» (опубл. 1925).

■ Соч., т. 1—2, Ф., 1970 (на кирг. яз.); Избр., М., 1958.

● Аманалиев Б., Социально-политич. и филос. идеи Токтогула и Тоголока Молдо, Ф., 1963.

ТОДОРОВСКИЙ ГАНЕ

ТОДОРО́ВСКИЙ Гане (р. 1929), македонский поэт. Сб. стихов «Тревожные звуки» (1953), «Спокойный шаг» (1956), «Диво» (1963), «Скоплянцы» (1981).

ТОДОРСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ТОДО́РСКИЙ Александр Иванович (1894—1965), русский советский военный деятель, публицист, генерал-лейтенант. Чл. КПСС с 1918. Очерковые кн. «Год — с винтовкой и плугом» (1918), «Черные страницы весьегонской истории» (1919, совм. с А. Киселевым), «Большое в малом» (1961, совм, с Ю. Арбатовым). Биогр. кн. «Маршал Тухачевский» (1963).

● Ленин В. И., Маленькая картинка для выяснения больших вопросов, ПСС, 5 изд., т. 37.

ТОЙ ЭРОЛ

ТОЙ (Toy) Эрол (р. 1936), турецкий писатель. Ром., в т. ч. «Когда земля голодает» (т. 1—2, 1968), «Горькие деньги» (1970), «Император» (1974), «Гордиев узел» (1974).

ТОКА САЛЧАК КАЛБАКХОРЕКОВИЧ

ТО́КА Салчак Калбакхорекович (1901—73), тувинский советский писатель, государственный деятель. Герой Соц. Труда (1971). Чл. КПСС с 1929. Пьесы «Женщина» (1935), «Осуществленная мечта» (1954) и др. Автобиогр. пов. «Слово арата» (кн. 1—3, 1950—64), документ. пов. «Чего не видел отец — сын увидит» (1963). Статьи, очерки. Гос. пр. СССР (1951).

■ Избр., т. 1—5, Кызыл, 1976—81 (на тув. яз.).

ТОКМАГАМБЕТОВ АСКАР

ТОКМАГАМБЕ́ТОВ Аскар (р. 1905), казахский советский поэт. Чл. КПСС с 1931. Сб. стихов и поэм «Песни труда» (1928), «Золотые листья» (1975), «Сокол» (1978); «Я пою» (1980). Ром. «Отец и сын» (1961), «Купола песни», «Минарет поэзии» (оба — 1975). Пов. «Четыре года, четыре часа» (1940).

■ Соч. в 4-х тт., т. 1—4, А.-А., 1982—84 (на казах. яз.); Золотая свадьба — алтын той. Избр. стихи 1926—1968, А.-А., 1969.

ТОКМАКОВА ИРИНА ПЕТРОВНА

ТОКМАКО́ВА Ирина Петровна (р. 1929), русская советская писательница. Чл. КПСС с 1975. Кн. стихов для детей. Пов. «Сосны шумят» (1965), «Ростик и Кеша» (1972). Сказка «Аля, Кляксич и буква «А»» (1968). Пьесы «Звездоход Федя» (1973); «Стрела Робин Гуда» (1982); «Андрей Стрелок и Марья Голубка» (1983, обе — совм. с С. Л. Прокофьевой).

ТОКОМБАЕВ ААЛЫ

ТОКОМБА́ЕВ Аалы (псевд. Балка) (р. 1904), народный поэт Киргизской ССР (1945). Герой Соц. Труда (1974). Чл. КПСС с 1927. Сб. стихов «О Ленине» (1927), «Благодарность» (1944), «Голос времени» (1966), «Мой подарок» (1974). Ром. в стихах «Перед зарей» (1935—47, п. 1968). Поэмы. Пов.»Днестр впадает в глубокое море» (1939), «Раненое сердце» (1940). Пьесы «Клятва» (1943), «Следствие продолжается» (1962).

■ Соч., т. 1—3, Ф., 1972—73 (на кирг яз.); Избр., М., 1975; Мастер. Стихи, М., 1982; Надежда. Лирика и поэмы, Ф., 1983.

● Уметалиев Ш., А. Токомбаев, Ф., 1964.

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

ТОКТОГУ́Л САТЫЛГА́НОВ (1864—1933), киргизский советский акын, композитор. До Окт. революции был сослан в Сибирь, бежал из ссылки в 1910, создал сатирич. стихи «Пять кабанов», «Ростовщик Чакырбай», «Сватовство Эселбая», песни «Прощай, мой народ!», «Тюремная жалоба», «В ссылке». После революции — песни «Живи, Советская власть», «Взошла заря свободы», «Какая женщина родила такого сына, как Ленин?».

■ Соч., т. 1—2, Ф., 1968; Назидания, 2 изд., Ф., 1978 (оба — на кирг. яз.); Избр., Ф., 1964.

● Маленов Б., Великий акын-демократ, Ф., 1964.

ТОКУНАГА СУНАО

ТОКУНА́ГА Сунао (1899—1958), японский писатель. Чл. КПЯ с 1946. Ром. «Улица без солнца» (1929, п. 1932), «Токио — город безработных» (1930, п. 1934), «Спи спокойно, жена» (1946), «Тихие горы» (1952, п. 1952). Рассказы.

ТОКУТОМИ РОКА

ТОКУТО́МИ Рока (наст. имя Кэндзиро) (1868—1927), японский писатель. Ром. «Лучше не жить» (1899, п. 1905), «Куросиво» (1902, п. 1957), «Гора Фудзи» (автобиогр., 1925—1928). Сб. эссе «Природа и человек» (1900, п. 1958).

■ Избр., Л., 1978.

● Громковская Л., Токутоми Рока, М., 1983.

ТОЛИС ПУЛАТ

ТОЛИ́С Пулат (1929—61), таджикский советский писатель. Чл. КПСС с 1957. Сб. рассказов «Огни» (1948), «Рассказы» (1952), «У большой дороги» (1954), «Рассказы десяти лет» (1957). Пов. «Молодость» (1950), «Лето» (1960). Произв. для детей.

■ Соч., т. 1—2, Душ., 1975—76 (на тадж. яз.); Молодость. Повести и рассказы, М., 1974.

ТОЛКЬЕН ДЖОН РОНАЛД

ТО́ЛКЬЕН, Толкин (Tolkien) Джон Роналд (1892—1973), английский писатель, лингвист. Сказочно-героич. эпопея «Властелин колец» (переработ. изд. 1966): ром. «Братство кольца» (1954, п. — «Хранители», 1982), «Две башни» (1954), «Возвращение короля» (1955). Пов.-сказка «Хоббит, или Туда и обратно» (1937, п. 1976). Монографии о Дж. Чосере (1934), об эпосе «Беовульф» (1937). Словарь среднеангл. языка.

ТОЛЛЕР ЭРНСТ

ТО́ЛЛЕР (Toller) Эрнст (1893—1939), немецкий драматург, поэт, публицист. С 1933 в эмиграции. Стихи (в т. ч. «Книга ласточек», 1924; п. — «Тюремные песни», 1925). Драмы «Человек-масса» (1921, п. 1923), «Разрушители машин» (1922, п. 1923), «Хинкеманн» (1923, п. — «Эуген Несчастный», 1923), «Освобожденный Вотан» (1923, п. 1924), «Хоппля, мы живем» (1927, п. — «Живем, живем!», 1928), «Гасить котлы!» (1930, п. 1935), «Пастор Халль» (1939). Автобиогр. записки «Юность в Германии» (1933, п. 1935).

● Spalek J. M., E. Toller… A bibliography, Charlottesville, 1968.

ТОЛСТАЯ СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

ТОЛСТА́Я (урожд. Берс) Софья Андреевна (1844—1919), русская мемуаристка, жена Л. Н. Толстого. Дневники (1860—1910; ч. 1—4, М., 1928—36, нов. изд., т. 1—2, 1978). Стихотворения в прозе «Стоны» (1904), сб. рассказов для детей «Куколки-скелетцы» (1910), автобиогр. повести (не опубл.).

■ Письма к Л. Н. Толстому. 1862—1910, М.—Л., 1936; Толстой в жизни, Тула, 1982.

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

ТОЛСТО́Й Алексей Константинович (1817—1875), граф, русский писатель. Лирика, в т. ч. «Колокольчики мои» (1840-е гг., опубл. 1854), «Средь шумного бала, случайно» (1851, опубл. 1856), «Не ветер, вея с высоты» (1851—52, опубл. 1858), «Коль любить, так без рассудку» (1854), «Колодники» (1-я пол. 1850-х гг., опубл. 1876, стало революц. песней), цикл «Крымские очерки» (1856—67), «Не верь мне, друг, когда в избытке горя», «Острою секирой ранена береза», «Господь, меня готовя к бою» (все — 1857), «Двух станов не боец, а только гость случайный» («Галифакс»; 1858, опубл. 1867), «Звонче жаворонка пенье», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Кабы знала я, кабы ведала» (все — 1858), «То было раннею весной» (1871). Баллады, в т. ч. «Василий Шибанов» (1840-е гг., опубл. 1858), «Князь Михаиле Репнин» (1840-е гг., опубл. 1867), «Илья Муромец», «Сватовство» (обе — 1871); былины «Змей Тугарин» (1868), «Садко» (1873); притчи («Правда», 1858). Поэмы. Сатира, в т. ч. «Богатырь» (1849?, запрещено, опубл. 1867), «Ходит Спесь, надуваючись» (1856), «У приказных ворот собирался народ» (1857), «Благоразумие» (1854), «Государь ты наш батюшка» (1861), «Поток-богатырь» (1871), «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868, опубл. 1883), «Песня о Каткове…» (1869, опубл. 1886), «Сон Попова» (1873; опубл. 1878, Берлин, в России 1882). Стихи и пародии от имени Козьмы Пруткова (совм. с бр. Жемчужниковыми). Драматические произв. в стихах: водевиль «Фантазия» (1850, опубл. 1884), «Дон Жуан» (1862, не разрешена к постановке, пост. 1905); трил. — «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868, не разрешена к постановке, пост. 1898), «Царь Борис» (1870, пост. 1891); «Посадник» (незаконч., опубл. 1877). Проза, в т. ч. фантастич. пов. «Упырь» (1841), ист. ром. «Князь Серебряный» (1862, нов. изд. 1980), рассказы, очерки.

■ Полн. собр. соч., т. 1—4, СПБ, 1907—08; Собр. соч., т. 1—4, М., 1969; Соч., т. 1—2, М., 1981.

● Жуков Д., А. К. Толстой, М., 1982; Стафеев Г. И., Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А. К. Толстого, Тула, 1973; его же, А. К. Толстой. Библиографич. указатель, Брянск, 1969.

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ТОЛСТО́Й Алексей Николаевич (1882—1945), русский советский писатель, акад. АН СССР (1939). Ром. «Чудаки» («Две жизни»; 1911), «Хромой барин» (1912), «Егор Абозов» (незаконч., 1915), науч.-фантастич. — «Аэлита» (1922—23) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—27), ром.-памфлет «Черное золото» («Эмигранты»; 1931), сатирич. — «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924); трил. «Хождение по мукам» (Гос. пр. СССР, 1943, «Сестры», 1922, 2-я ред. 1925; «Восемнадцатый год», 1927—28; «Хмурое утро», 1940—41). Пов. «Хлеб» (1937). Ист. ром. «Петр I» (кн. 1—3, незаконч., 1929—45; Гос. пр. СССР, 1941). Автобиогр. пов. «Детство Никиты» (1920—22). Рассказы: цикл «Заволжье» (1909—11), «Без крыльев» (1914), «Шарлота» (1915), «Прекрасная дама» (1916), «Наваждение», «День Петра» (оба — 1918), «Черная пятница» (1924), «Голубые города» (1925), «Завещание Афанасия Ивановича», «Гадюка» (оба — 1928). Пьесы «Нечистая сила», «Касатка» (обе — 1916), «Мракобесы» (первонач. «Горький цвет», 1917), «На дыбе» (1929), «Петр I» (1934, 2-я ред. 1938), дилогия «Иван Грозный» («Орел и орлица», 1944, «Трудные годы», 1943; Гос. пр. СССР, 1946). Очерки, публицистика («Рассказы Ивана Сударева», 1942—44). Кн. для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936). Статьи о лит. творчестве.

■ Полн. собр. соч., т. 1—15, М., 1946—53; Собр. соч. в 10-ти тт., т. 1—7—, М., 1982—84—. Алексей Толстой и Самара. Из архива писателя. Сб., Куйбышев, 1982.

● Алпатов А. В., Творчество А. Н. Толстого, М., 1956; Поляк Л., Алексей Толстой — художник, М., 1964; Петелин В. В., Судьба художника. Жизнь, личность, творчество А. Н. Толстого, М., 1982; Воспоминания об А. Н. Толстом. Сб., 2 изд., доп., М., 1982.

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОМАС ГВИН

ТО́МАС (Thomas) Гвин (р. 1913), английский писатель. По нац. валлиец. Ром. «Безвестные философы» (1947, п. 1958), «Все изменяет тебе» (1949, п. 1959), «Ведите нас домой» (1952). Автобиография «Несколько уходов со сцены» (1968).

ТОМАС ДИЛАВ

ТО́МАС (Thomas) Дилав (1914—53), английский поэт. Сб. «Восемнадцать стихотворений» (1934), «Двадцать пять стихотворений» (1936), «Карта любви» (1939), «Смерти и выходы» (1946). Автобиогр. пов. «Портрет художника — молодого пса» (1940), новеллы. Радиопьеса «В молочном лесу» (опубл. 1954).

ТОМСЕН ГРИМЮР ТОРГРИМССОН

ТО́МСЕН (Thomsen) Гримюр Торгримссон (1820—96), исландский поэт.

ТОМСОН ДЖЕЙМС

ТО́МСОН (Thomson) Джеймс (1700—48), английский поэт. Описат.-нравоучит. поэма «Времена года» (ч. 1—4, 1726—30), аллегорич. поэма «Замок праздности» (1748); нац. патриотич. песня «Правь, Британия!». Классицистич. трагедии.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. tónos — ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. Наряду с силлабическим стихосложением является одной из простейших форм стиховой организации речи; силлабическое стихосложение преобладает в песенном и речитативном стихе, Т. с. — в говорном стихе разных народов. Поскольку тонический стих труднее отличить от прозы, чем силлабический стих (ряд отрезков текста, единообразно состоящих, например, из четырех слов, скорее может быть случайным, чем ряд отрезков, состоящих из восьми слогов), он чаще пользуется созвучиями для выделения строк: аллитерацией и рифмой. Нерифмованный Т. с. строже соблюдает равноударность строк (изотонизм), рифмованный допускает от него большие отклонения. Если колебание количества безударных слогов между ударными упорядочивается, то возникают формы, промежуточные между Т. с. и силлабо-тоническим стихосложением: появляется ощущение метра, ударные слоги воспринимаются как икты, а безударные — как междуиктовые интервалы.

В русском стиховедении различаются следующие ступени этого перехода:

а) в правильной силлабо-тонике междуиктовые интервалы имеют постоянный объем (или 1, или 2 слога);

б) в логаэдах они имеют переменный объем, но постоянную последовательность; в) в дольнике — переменный объем (1—2 слога) и произвольную последовательность;

г) в тактовике — переменный объем (1—3 слога) и произвольную последовательность;

д) в акцентном стихе — переменный объем без всяких ограничений, т. е. это уже чистая тоника.

В зарубежном стиховедении эта дифференциация менее разработана, и виды в), г), д) здесь часто одинаково причисляются к Т. с. В европейском стихосложении тоника в виде аллитерационного стиха распространена в германской (скандинавской, английской, немецкой) поэзии, где она переходит в народной поэзии в балладный дольник, а в литературной поэзии — в силлабо-тонику. В русской поэзии народный стих речитативный является тактовиком (возникшим из древнейшей силлабики), а говорной — акцентным стихом (см. Народный стих); на основе последнего тоника господствует здесь в досиллабическом стихе XVII в., потом оттесняется силлабикой и вытесняется силлабо-тоникой, появляясь лишь в отдельных произведениях («Сказка о попе…» А. С. Пушкина); и лишь в XX в. получают быстрое распространение дольник, тактовик и акцентный стих, так что ныне Т. с. и силлабо-тоника в русском стихе сосуществуют.

М. Л. Гаспаров.

ТОНКАБОНИ ФЕРЕЙДУН

ТОНКАБОНИ́ Ферейдун (р. 1935), иранский писатель.

■ Новеллы, М., 1979.

ТООМИНГ ОСВАЛЬД

ТО́ОМИНГ Освальд (р. 1914), эстонский советский писатель. Сб. новелл и пов. «Новые люди» (1948), «Зов Родины» (1950), «Лебединый полет» (1956), «Дорога через лес» (1960), «Лесная книга» (1969), «Эпизоды» (1972). Ром. «В годы коричневой чумы», «Зеленое золото» (оба — 1950), «Семья Кирретов» (1958), «Двенадцать лет» (1963).

■ За деревьями — лес. Очерки. Тал., 1982.

ТОПАНОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

ТОПА́НОВ Александр Михайлович (1903—1959), хакас. советский поэт, драматург. Пьесы «С грамотой без нужды», «Бабий бунт», «От ружья к трактору» (все — 1928), «Краснодонцы» (1944). Сб. «Красная степь» (1930, 3-е изд. 1982; стихи; комедия «Одураченный Хорхло»).

ТОПЕЛИУС ЦАКАРИАС

ТОПЕ́ЛИУС (Topelius) Цакариас (1818—98), финский писатель (на швед. яз.). Кн. «История Финляндии в рисунках» (1845—52). Сб. стихов «Цветы вереска» (т. 1—3, 1845—54), «Новые страницы» (1870), «Вереск» (1889). Кн. «Рассказы фельдшера» (5 циклов, 1853—67), «Книга природы» (1856), «Книга о нашей стране» (1875). Сб. рассказов «Зимние вечера» (2 цикла, 1880—97), «Сказки» (в. 1—4, 1847—52, п. 1947).

ТОПОНИМИКА

ТОПОНИ́МИКА (от греч. tópos — место и ónyma — имя, название), раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы). Совокупность топонимов (названия морей, океанов, рек, озер, гор, пустынь, населенных пунктов) на к.-л. территории составляет ее топонимию. В художественной литературе топонимы играют роль пространственных ориентиров действия, а также используются в качестве дополнительного стилистического средства характеристики изображаемого. Топонимы в художественной литературе можно подразделить на два основных типа: реальные, т. е. существующие в действительности, и вымышленные, созданные творческим воображением писателя.

Реальные названия, перенесенные в художественное произведение, используются с целью максимального приближения читателя к изображаемым событиям и явлениям. Использование реальной Т. присуще в первую очередь жанрам художественной литературы, которые основаны на описании событий, имевших место в действительности (эпические произведения, военно-историческая и документальная литература, очерки и т. п.). Ср. употребление реальной Т. в батальных сценах в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В то же время топонимы, будучи элементом художественной структуры произведения, выполняют определенную эстетическую и семиотическую функции. Так, названия улиц Петербурга в произведениях Ф. М. Достоевского и А. Белого имеют не только «фоновый» характер, но и подчинены решению конкретных идейно-эстетических задач.

Вымышленные топонимы выполняют различные социально-эстетические и стилистические функции в зависимости от идейно-художественных установок автора, а также от жанра или формы произведения. Условно они могут быть разделены на названия с прозрачной семантикой и названия семантически неявные. К первым относятся «говорящие», или экспрессивно-оценочные названия, служащие важным дополнительным средством типизации в литературе, а также для выявления авторской позиции (г. Глупов у М. Е. Салтыкова-Щедрина, деревни Горелово, Неелово, Неурожайка у Н. А. Некрасова, г. Скотопригоньевск у Ф. М. Достоевского). Семантически неявные названия могут иметь различную стилистическую окраску, от нейтральной (г. Старгород у Н. С. Лескова и г. Градов у А. П. Платонова) до экзотической или фантастической (г. Лисс и Зурбаган у А. Грина, империя-остров Блефуску у Дж. Свифта и округ Йокнапатофа в произв. У. Фолкнера). Автор может прибегать также к полной или частичной символизации при обозначении мест действия — т. н. неопределенно-символические названия («Город» у М. А. Булгакова, город Н-ск и т. п.). Вымышленные названия создаются с целью типического обобщения, иносказания, снятия эффекта автобиографичности и т. д.

Особый разряд Т. составляют реальные или вымышленные названия в фольклорных произведениях: сказаниях, былинах, песнях (Дунай-река, град Китеж, остров Буян, Волга-матушка), — являющиеся частью устойчивых словесных формул поэтического народного творчества. В произведениях, характеризующих народный крестьянский быт, в т. ч. и в современной деревенской прозе (от М. А. Шолохова до В. И. Белова, Ф. А. Абрамова и В. Г. Распутина), широко используется микротопонимия — народные названия местных географических объектов, хуторов, урочищ, пастбищ, полей (ср. Гремячий Лог, Сухая Балка, Матёра, Большие Бочаги и т. п.).

В. П. Нерознак.

ТОРАЙГЫРОВ СУЛТАНМАХМУТ

ТОРАЙГЫ́РОВ Султанмахмут (1893—1920), казахский поэт-демократ. Ром. «Красавица Камар» (опубл. 1933). Поэмы «Жизнь в заблуждениях», «Бедняк» (обе опубл. в 1922). Стихи.

■ Соч., т. 1—2, А.-А., 1967 (на казах. яз.); Огонек в степи. Избр. стихи, М., 1979.

● Кенжебаев Б., С. Торайгыров, А.-А., 1958; Абилев Д., У подножья Баянаула. Роман [о С. Торайгырове], А.-А., 1978.

ТОРАРЕНСЕН БЬЯРНИ ВИГВУССОН

ТО́РАРЕНСЕН (Thorarensen) Бьярни Вигвуссон (1786—1841), исландский поэт. Патриотич. песня «Древняя Исландия» (1804).

ТОРО ГЕНРИ ДЕЙВИД

ТО́РО (Thoreau) Генри Дейвид (1817—62), американский писатель и философ. Филос. проза «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854, п. 1900). Эссе «Гражданское неповиновение» (1849), памфлет «Рабство в Массачусетсе» (1854), речи (1859—60) в защиту Дж. Брауна, возглавившего антирабовладельч. восстание. Путевые очерки-дневники, в т. ч. книги «Неделя на Конкорде и Мерримаке» (1849), «Мэнские леса» (полностью — 1864), «Янки в Канаде» (полностью 1866) и др. Стихи, переводы. Посмертно опубл. дневники под назв. «Неделя на Конкорде и Мерримаке» (1868). Неопубл. обширные записи об индейцах.

■ Философия естеств. жизни. Избр. мысли, М., 1903; Уолден, или Жизнь в лесу, 2 изд. М., 1980.

● Покровский Н. Е., Г. Торо, М., 1983.

ТОРО ФЕРМИИ

ТО́РО (Toro) Фермии (1807—65), венесуэльский писатель, политический деятель. Ром. «Мученики» (1842), «Сибилла Анд» (1849), «Коринфская вдова» (1837). Рассказы. Поэмы.

Предыдущая страница Следующая страница