Литературный энциклопедический словарь
КИРГИЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

КИРГИЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КИРГИ́ЗСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература киргизов на киргизском языке. В дореволюционные годы своей письменной традиции не имела; отдельные произведения акынов-письменников (т. е. грамотных, записывавших свои произведения) печатались (араб. алфавит) в Казани или Ташкенте. Богатый фольклор впервые стал известен науке по записям казахского ученого Ч. Валиханова (в 1856) и академика В. В. Радлова (начиная с 1862). В советское время записаны и изданы многие произведения киргизского фольклора, прежде всего эпос «Манас», в котором отразилась борьба киргизского народа за независимость, история его духовной жизни и материальной культуры. Существуют и т. н. малые эпосы, популярные и разнообразные, а также многочисленные сказки, песни трудовые, обрядовые и бытовые, поговорки, пословицы, загадки, легенды. Особую область фольклора представляет творчество акынов, традиционно владевших даром импровизации и оттачивавших свое мастерство в поэтических состязаниях-айтышах. Крупнейшими акынами были Токтогул Сатылганов — лирик и сатирик, сосланный царским правительством за свои социальные обличения в Сибирь, и Тоголок Молдо. Оба они дожили до советского времени и по праву считаются зачинателями советской народной поэзии киргизов.

Годом рождения письменной К. л. считается 1924, когда вышла первая киргизская газета, в которой печатались стихи зачинателя киргизской советской поэзии А. Токомбаева и других поэтов. Киргизская проза началась с рассказа К. Баялинова «Аджар». Развиваясь, К. л., с одной стороны, опиралась на фольклор, обладавший разнообразием жанров, стилей, образных средств и имевший многовековую историю, а с другой — отталкивалась от него, т. к. консервативная образная система и клишированные приемы фольклорной поэтики оказывались преградой на пути становления новой литературы социалистического реализма. К началу 40‑х гг. К. л. достигла значительных успехов в поэзии, прозе, драматургии. Немало черпала она из сокровищницы русской классической и советской литературы, из опыта других литератур СССР. Большую роль при этом сыграли переводы на киргизский язык произведений писателей других народов; особенно успешно занимались переводами Дж. Боконбаев и А. Осмонов, который начал приобщение к литературе со знакомства с русской литературой и как поэт оказался глубоким новатором, большим мастером формы, автором многих стихов о тружениках Советской Киргизии. Поэзия в первые десятилетия существования К. л. была наиболее активно развивающимся родом литературы, что в известной мере связано с устойчивой устно-поэтической традицией. Становление прозы шло медленнее. Развивался жанр романа, первоначально опиравшийся на сказовую форму фольклора (К. Джантошев, М. Элебаев). Отход от сказовости, утверждение реалистических принципов прослеживаются в творчестве Т. Сыдыкбекова, автора произведений о жизни киргизского аила, о социальных и иных преобразованиях в нем (роман «Среди гор»; начат в 30‑х гг., завершен в 1958).

В годы Великой Отечественной войны в К. л. главной стала тема воинского подвига и труда советских людей в тылу; она сохранилась и на долгое время после войны, особенно в творчестве писателей-фронтовиков Т. Уметалиева, У. Абдукаимова, С. Эралиева, С. Джусуева и др. В 50-х и 60‑х гг. К. л. все более активно обращается к глубинным, сложным проблемам социального и нравственного бытия современника. Развиваются жанры рассказа и повести, достигая высокого художественного уровня в творчестве многих писателей послевоенного поколения, особенно в творчестве Ч. Айтматова, каждая из повестей которого, начиная с «Джамили», переводится на десятки языков мира. Проза Айтматова, отразившая жизнь современной Киргизии в острых нравственно-психологических коллизиях, по-новому интерпретировавшая фольклорные мотивы, оказала влияние не только на развитие жанра повести, но и на киргизскую прозу в целом. Наряду с малыми жанрами продолжает развиваться роман как на современные (Н. Байтемиров, Ш. Бейшеналиев и др.), так и на исторические темы (Т. Касымбеков). К современной тематике обращается драматургия, начинавшая в 30‑х гг. свой путь со сценических вариантов фольклорных сюжетов. В 50—70‑х гг. пьесы К. Маликова, Т. Абдумомунова, М. Байджиева и др. обретают современную реалистическую форму и остроактуальное звучание. В современной киргизской поэзии достиг высокого уровня жанр поэмы (М. Абылкасымова), получили развитие разнообразные формы лирики (М. Джангазиев); характерно, что в 60—70‑х гг. В поэзии, четко ориентированной на «классический» рифмованный стих установившихся ритмов, появился и стих свободный (творчество Эралиева, О. Султанова и др.).

Литературная периодика: журналы «Ала-Тоо» и «Литературный Киргизстан»; газ. «Кыргызстан маданияты».

Издания:

Горные родники. Кирг. рассказы, М., 1976;

Кирг. повести, М., 1981.

Литература:

Очерки истории киргизской советской литературы, Фр., 1961;

История киргизской советской литературы, М., 1970;

Озмитель Е., Наследие классики и киргизская литература, Фр., 1980;

Кирг. литература и современность. Сб. ст., Фр., 1981;

Самаганов Дж., Писатели Советского Киргизстана. Биобиблиография, справочник, Фр., 1969.

Л. И. Лебедева.

В начало словаря