КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ
КРИ́ТИКА ЛИТЕРАТУ́РНАЯ, вид литературного творчества, оценка и истолкование художественного произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных. Нередко рассматривается как одна из областей литературоведения. В отличие от истории литературы, К. л. освещает по преимуществу процессы, происходящие в современном литературном движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию. Однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современными общественными задачами и живым восприятием читателя, отличает К. л. даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии, входящем в культурный обиход современности.
Слово критика происходит от греч. kritikē искусство разбирать, судить. Критические суждения о литературе возникли одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудренных читателей. Выделившись уже в эпоху античности как отрасль литературного труда, К. л. еще долгое время сохраняла скромное «прикладное» значение общей оценки произведения, рекомендации его читателям, поощрения или осуждения автора. С развитием литературы цели и характер К. л. становятся сложнее, а требования к ней разнообразнее и ответственнее. Т.о., само теоретическое определение К. л. должно быть осознано исторически. Так, русская критика допушкинской поры в согласии с классицистской эстетикой требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произведения. С указанием на отдельные «красоты» и «погрешности». Во времена В. Г. Белинского оценка произведения строится уже на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а сама деятельность писателя рассматривается в отношении к эпохе, обществу, литературной современности. Не удовлетворяясь лишь характеристикой произведения в свете идейного замысла автора, Н. А. Добролюбов выдвинул в качестве главной задачи К. л. суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника, изображенных им картин. Не навязывая произведению смысла, какого в нем объективно не содержалось, «реальная критика» Добролюбова вместе с тем впервые приобретала откровенно публицистический характер. Лучшие стороны просветительской (Г. Э. Лессинг и др.) и революционно-демократической критики продолжены марксистской критикой, вооруженной пониманием основных законов социально-исторического развития (см. Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе). В статьях и суждениях В.И. Ленина о литературе, в развитой им теории отражения принципы К. л. получили марксистское обоснование (см. Ленин В. И. о литературе).
В ходе идейно-литературной борьбы в разное время выдвигались также концепции «биографической критики» (Ш. О. Сент-Бёв и его последователи), «эстетической критики» (А. В. Дружинин и др.), «органической критики» (А. А. Григорьев) и пр. Эти теории отражали внимание к тем или иным существенным свойствам художественного произведения и творческого процесса, но взятым односторонне без учета социальной функции искусства. С течением времени от К. л. обособились в отдельные отрасли знания теория литературы и история литературы. Но и критика в узком смысле слова удержала те свойства, какие сопутствовали развитию литературоведения как науки, историзм, теоретическая оснащенность, связь с общеэстетическими критериями.
Современная марксистская критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его определений и качеств с точки зрения эстетической, социологической, этической и т. д. К. л., подобно самому художественному творчеству, служит, т. о., средством познания жизни и воздействия на нее. Однако достоинства передового мировоззрения и метода в критике лишь самая общая предпосылка успеха. Как и в других областях творчества, критику необходим талант, родственный талантам и художника, и ученого, хотя и не идентичный с ними, а также возможность широкого общения и взаимопонимания с читателем. Упадок или расцвет критических жанров находятся в зависимости от общественно-литературной атмосферы, меры активности читательской аудитории, представителем которой выступает критик. К. л. должна рассматриваться в ее взаимоотношениях как с писателем, так и с читателем. Критика, обращенная преимущественно к писателю (а тем более к собратьям по критическому «цеху»), обычно ставит перед собой узко профессиональные цели и имеет сравнительно небольшой диапазон общественного влияния. Критика, адресующаяся к читателю, не теряя своих профессиональных качеств, становится в то же время как бы мерой общественного признания произведения и часто бывает более убедительна для самого художника.
Обращаясь к читателю, критик не только истолковывает ему произведение, но и вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного, дает возможность заново пережить художественные впечатления на новом уровне понимания. В этом отношении талант критика предполагает качества, близкие самому искусству. Критик должен обладать высоким вкусом; И. С. Тургенев говорил даже об особом «инстинкте прекрасного» у Белинского. Способность рассматривать произведение как художественное целое, не упрощая его примитивным разбором, не омертвляя его ткань, стоит в связи с обостренной чуткостью к образному восприятию мира. Пытаясь уяснить себе и другим созданное автором, критик как бы воссоздает его вторично. Общие социальные и моральные проблемы он, вслед за художником, рассматривает в частных проявлениях и судьбах людей, а в конкретных этических и эстетических моментах произведения обнаруживает их общественное содержание. В этом смысле критика, как и литература, может быть отнесена к области «человековедения». Это исключает субъективное своеволие критика по отношению к образному миру, созданному художником. Обязанности критика перед автором заключаются в том, чтобы учитывать особенности образного мышления именно этого художника, законы, «им самим над собой признанные» (А. С. Пушкин). Только доверчиво войдя в мир воображения писателя, почувствовав его личность, можно по заслугам оценить и сильные его стороны, и его слабости, противоречия, дать его образам и картинам более широкое социальное и эстетическое объяснение.
В современной К. л. культивируются такие жанры, как статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, литературно-критический диалог, полемическая реплика, библиографическая заметка. В зависимости от жанра и цели, начиная от простой информации читателя о вышедшей книге и кончая постановкой больших общественных и литературных проблем, критика по-разному обнаруживает свои возможности и свойства. В целом же современный критик соединяет в себе политика, психолога, этика, иногда экономиста с эстетиком и художником, и лишь в соединении этих качеств его фигура, по выражению А. В. Луначарского, становится законченной. В советской критике особое значение приобретает партийная направленность критических выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика. Доказательная и убедительная К. л. получает возможность влиять на ход развития литературы, последовательно поддерживая одни и отвергая другие тенденции. В свою очередь, критик не может не испытывать давления художественного материала, который служит почвой его наблюдений и выводов. Следовательно, критик не только «учит» литературу, но и учится у нее. Чуткость к новому в искусстве необходимая черта К. л., гарантирующая ей внимание читателей и авторитет среди писателей. Субъективизм и догматизм наиболее распространенные болезни критического жанра. Субъективная, импрессионистская критика, полагая главную свою цель в сохранении свежего, непосредственного восприятия произведения, считает себя свободной от концепций и не стремится к выработке целостного взгляда на вещи. Своевольно группируя отдельные наблюдения, критик субъективистского толка принимает в расчет только одного читателя самого себя, собственные эмоции. Импрессионистской критике нередко сопутствуют изящество слога, парадоксальная манера изложения. Напротив, нормативная догматическая критика не доверяет непосредственным читательским впечатлениям, даже игнорирует их. Опираясь на некий свод правил, в той или иной мере оправданных традицией, прошлым опытом искусства или вовсе произвольных, она прибегает к шаблонным формулам оценки и оттого не может уловить главное свойство искусства его новизну. По этой причине она часто с большим отставанием признает истинные достижения искусства, зато легко удовлетворяется малозначительными эпигонскими сочинениями, дающими лишь новые вариации знакомых сюжетов и образов. Если критика в целом представляет собой отражение суждений и интересов различных читательских слоев, то нормативная критика опирается на наиболее консервативную, отсталую часть читателей, принимая и культивируя ее предрассудки. В борьбе с субъективизмом импрессионистской критики и догматизмом нормативной завоевывает себе авторитет критика, общественная по характеру, творческая по методу, аналитическая по приемам исследования, демократическая по связи с обширной читательской аудиторией.
Вследствие положения, занимаемого критиком в литературном процессе, его ответственной роли в судьбе книги и ее автора большое значение приобретает критическая этика. Всякого рода натяжки, передержки, необоснованные сближения, произвольное цитирование, тенденциозные придирки, голословные выводы несовместимы с самой сутью этой литературной профессии. Вместе с тем исключительно важно требование «искренности в критике», выдвинутое Н. Г. Чернышевским. Критик призван проявлять высокую взыскательность, он должен быть свободен от гипноза известных имен, разрушать атмосферу литературного чинопочитания и сановничества. Прямота и резкость в суждениях о ремесленной, серой литературе качество, присущее передовой русской критике со времен Белинского, писавшего: «Будь всё тихо и чинно, будь везде комплименты и вежливости, тогда какой простор для бессовестности, шарлатанства, невежества: некому обличить, некому изречь грозное слово правды!..» (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 70). Постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972), «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» (1982) подчеркивают необходимость сочетания партийности с объективностью, строгой взыскательности со взвешенностью суждений, указывают на необходимость постановки эстетических проблем в тесной связи с жизнью народа, с решением коренных социальных проблем современности. В этом основа морального авторитета советской критики, залог ее влияния на литературу.
Литература:
Луначарский А. В., Критика и критики. Сб. ст., М., 1938;
Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 12, Л., 1950 1965;
Сов. литературоведение и критика. Рус. советская литература 1917 1962. Библиографич. указатель, М., 1966;
то же, 1963 1967, М., 1970;
Рус. критика XVIIIXIX вв. Хрестоматия. Сост. В. И. Кулешов, М., 1978;
Современная лит. критика, М., 1977;
Кулешов В. И., История русской критики XVIIIXIX вв., 2 изд., М., 1978;
Бурсов Б. И., Критика как литература, Л., 1976;
Проблемы теории лит. критики. Сб. ст., М., 1980;
Актуальные проблемы методологии лит. критики, М., 1980.
В. Я. Лакшин.