Литературный энциклопедический словарь
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕО́РИЯ ЛИТЕРАТУ́РЫ, один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу и общественную функцию литературного творчества и определяющий методологию и методику его анализа. Вопросы, изучаемые Т. л., составляют в основном три цикла: учение об особенностях образного отражения писателем действительности, учение о структуре художественно-литературного произведения и учение о литературном процессе. В первом цикле рассматриваются понятия образности, художественности, эстетического идеала, мировоззрения и метода, народности, классовости, партийности, принципов оценки литературного творчества в целом; во втором — понятия идеи, темы, характера, сюжета и композиции, вопросы стилистики и стихосложения; третий цикл рассматривает понятия стиля (и его взаимоотношения с методом), литературных родов, видов и жанров, литературных течений, направлений и, наконец, литературного процесса в целом (борьба, взаимодействие, взаимовлияние литературных стилей, жанров, течений и пр., определяемые как литературными закономерностями, так и общественной, идеологической борьбой). Многие из этих вопросов, как и сама терминология литературоведческая, нередко находят весьма различное освещение в современном литературоведении, но в основном их круг и их соотношение можно считать устоявшимися.

Марксистская Т. л. исходит из принципа последовательного историко-материалистического понимания художественного творчества и задач его изучения, рассматривает литературу в единстве формы и содержания, исследует ее идеологическую сущность, как она выразилась в эстетических идеалах писателя, понимаемых и оцениваемых в их исторической обусловленности и в их соотношении с интересами и задачами современности — на основе опыта искусства социалистического реализма.

Охватывая литературу на различных этапах ее развития, понятия и терминология Т. л. неизбежно приобретают чрезвычайно общий характер, поскольку они отвлекаются от конкретно-исторических черт и свойств определяемых явлений литературного творчества (например, понятия реализма, жанра, героя, сюжета и пр.), которые в своем историческом разнообразии, конечно, богаче обобщенного определения (так, герой в литературе классицизма существенно отличается от героя в реалистической литературе XIX в. или в советской литературе). Это каждый раз требует важных конкретно-исторических дополнений и уточнений в толковании термина. Термины Т. л. имеют, собственно говоря, функциональный характер, т. е. не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяют функцию, которую оно выполняет, соотношение его с другими понятиями. Рассматривая, например, сюжет, Т. л. не раскрывает его конкретного характера (фантастический он или реальный, психологический или авантюрный, романтический или реалистический, бытовой или условный и т. д.), но она указывает на его функцию — раскрытие характера через действие, отражение жизненных конфликтов в системе событий произведения — и, установив эту функцию, соотносит его с другими сторонами произведения.

Разобщенность теоретического и исторического начал, присущая Т. л., и стремление сблизить их ведут к попыткам создания исторической Т. л., или, как назвал ее Александр Н. Веселовский, «исторической поэтики». Однако при построении такой Т. л. возникает опасность превращения ее в историю литературы.

В 60-х гг. XX в. предприняты попытки построить Т. л. на основе историко-логического пути исследования, сочетающего круг основных теоретических определений с характеристикой их исторического многообразия. Так, авторы коллективного труда «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении» (кн. 1—3, 1962 — 1965), сохраняя отмеченные выше три основных цикла проблем, стремятся проследить в историческом плане развитие таких теоретических категорий, как образ, метод, характер, стиль, литературный процесс, роды и жанры литературы.

Разработка вопросов Т. л. началась еще в античности. Своеобразное развитие она получила в Индии, Китае, Японии и др. странах, осмысливая обладающий собственной национальной спецификой художественно-литературный материал, создавая свою терминологию и т. д. (подробнее об этом в ст. Поэтика).

В процессе исторического развития литературы, смены различных литературных течений и истолкования их художественного опыта формировалось и содержание Т. л., отражавшей в той или иной мере систему взглядов писателей классицизма (Буало), романтизма (В. Гюго), реализма (А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) в различные периоды развития, не говоря уже о влиявших на нее философских и эстетических течениях того или иного времени.

В конце XIX — начале XX вв. усиливается тенденция отграничить Т. л. от поэтики. В своей основе это восходит к стремлению вообще рассматривать поэзию как «язык в его эстетической функции» (Якобсон Р., Новейшая русская поэзия. Набросок первый, Прага, 1921, с. 11), что ведет к превращению поэтики в чисто лингвистическую дисциплину. В менее последовательной форме поэтику рассматривают в отрыве от Т. л., ограничивая ее изучением словесного воплощения замысла и включая в ее предмет литературные роды и жанры. Однако подобное разграничение Т. л. и поэтики не может быть признано научно обоснованным: Т. л. обедняется, поскольку от нее отрываются жанры, стилистика и стихосложение, неотъемлемо входящие в целостное единство содержания и формы литературы, а поэтика, в свою очередь, не может осмыслить свое ограниченное содержание вне связи с определяющими его более общими сторонами литературного произведения.

Обособление поэтики от Т. л. не поддерживается и в зарубежных теориях литературы. Например, широко распространенная американская «Теория литературы» Р. Уэллека и О. Уоррена (изд. 1949, рус. пер. 1978) рассматривает Т. л. и поэтику как синонимы. В СССР однозначность этих понятий отмечал в свое время Б. В. Томашевский (его кн.: Теория литературы. Поэтика, 6 изд., 1931), который, говоря о поэтике, рассматривал понятия темы, героя и др. О «необходимости вместить в сферу поэтики вопросы тематики, сюжетосложения, композиции и характерологии» говорил также В. В. Виноградов (Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, 1963, с. 178), хотя в то же время и возражал против растворения поэтики в общей концепции Т. л. Общность Т. л. и поэтики не может, однако, ограничивать возможность и даже необходимость автономного рассмотрения частных вопросов преимущественно в границах Т. л. или поэтики.

Современное развитие гуманитарных и точных наук ставит перед Т. л. новые требования, связанные прежде всего с наметившейся возможностью комплексного изучения художественной литературы на основе взаимодействия Т. л. с рядом смежных дисциплин и привлечения опыта точных наук. В частности, очевидно, что для Т. л. имеют важное значение психология (особенно психология творчества), широкое обследование читательской аудиторий, органич. привлечение лингвистики к изучению литературного языка (см. Стилистика) в его взаимосвязях с различными сторонами литературного текста, преодоление односторонности математического изучения словесной структуры произведения, соотношение образа и знака и пр. В связи с этим современная Т. л. характеризуется многообразными поисками подходов к изучению литературы (см., например, Структурализм, Анализ литературного произведения, Историко-функциональное изучение литературы).

Советская Т. л., основанная на марксистской методологии и тесно связанная с опытом искусства социалистического реализма, является одной из важнейших областей идеологической борьбы в современном мире; она противостоит всякого рода попыткам деидеологизации литературы, ослабления ее общественного значения.

Литература:

Сакулин П. Н., К вопросу о построении поэтики, «Искусство», 1923, № 1;

Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940;

Содружество наук и тайны творчества. [Сб. ст.], М., 1968;

Бушмин А. С., Методологические вопросы литературоведческих исследований, Л., 1969;

Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971;

Балухатый С., Теория литературы. Аннотированная библиография, М., 1929;

Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 7 Aufl., Bern — Münch., 1961;

Wellek R., Concepts of criticism, New Haven — L., 1963;

его же, A history of modern criticism, 1750—1950, v. 1—4, New Haven — L., 1955 — 1966.

также литературу при ст. Литературоведение, Поэтика.

Л. И. Тимофеев.

В начало словаря