Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦАДАСА ГАМЗАТ

ЦАДАСА́ Гамзат (1877—1951), аварский советский поэт, народный поэт Дагестанской АССР (1934). Отец Р. Гамзатова. Сб. стихов «Метла адатов» (1934), «За Родину» (1942), «Избранное» (в п. 1951, Гос. пр. СССР, 1951). Поэмы «Моя жизнь» (созд. 1939), «Сказание о чабане» (1949—50). Драмы и комедии.

■ Собр. соч., т. 1—4, Махачкала, 1953—55; Избр., Махачкала, 1977 (оба — на авар. яз.); Избр., М., 1973.

● Корабельников Г. М., Г. Цадаса, М., 1976.

ЦАНКАР ИВАН

ЦА́НКАР (Cankar) Иван (1876—1918), словенский писатель. Ром. «На улице бедняков» (1902, п. 1961), «Мартин Кочур…» (1906), пов. «Батрак Ерней и его право» (1907, п. — «Бортоло и его право», 1927; «Батрак…», 1958), комедия «Для блага народа» (1901), драмы «Король Бейтановы» (1902), «Холопы» (1910), цикл новелл и стихотв. в прозе «Видения» (1917). Публицистика и лит. критика.

■ Избр., М., 1958; Избр., т. 1—2, М., 1981.

ЦАО МИН

ЦА́О МИН (наст. имя У Сюаньвэнь) (р. 1913), китайская писательница. Чл. КПК с 1940. Пов. «Опасное место» (1937), «Движущая сила» (1948, п. 1950), «История Сяоцзя» (1957, п. 1961). Ром. «Локомотив» (1950), «Наперекор волнам и ветру» (1959). Рассказы и очерки.

ЦАО СЮЭЦИНЬ

ЦА́О СЮЭЦИ́НЬ (наст. имя Цао Чжань) (ок. 1715—62, по др. данным, 1724—63), китайский писатель. Ром. «Записки о камне» (позднее назван «Сон в красном тереме»; закончен Гао Э; изд. 1791, п. т. 1—2, 1958).

ЦАО ЧЖИ

ЦА́О ЧЖИ, Цао Цзыцзянь (192—232), китайский поэт. Произв. в жанрах юэфу, ши, фу, в т. ч. лирич. поэма «Фея реки Ло».

■ Семь печалей. Стихотворения, М., 1962.

● Черкасский Л. Е., Поэзия Цао Чжи, М., 1963.

ЦАО ЮЙ

ЦА́О ЮЙ (наст. имя Вань Цзябао) (р. 1910), китайский драматург, общественный деятель. Трагедии «Ураган» (1934), «Восход» (1935), драмы «Обновление» (1941), «Ясное небо» (1954), «Ван Чжаоцзюнь» (ист., 1979). Трагикомедия «Пекинцы» (1941, п. — «Синантропы»).

■ Пьесы, т. 1—2, М., 1960.

● Никольская Л. А., Цао Юй, М., 1984.

ЦАРУКАЕВ АЛЕКСАНДР ИБРАГИМОВИЧ

ЦАРУКА́ЕВ Александр Ибрагимович (р. 1918), осетинский советский писатель. Сб. стихов «Стихи» (1947), «Утренние песни» (1952), «Радуга» (1959), «Колыбель жизни» (1965), «От отца к сыну» (1978). Сб. рассказов «Казалось мне — знаю тебя» (1967).

● Лирика, Орджоникидзе, 1974 (на осет. яз.); Песнь тебе принес я. Стихи, М., 1958; Между жизнью и смертью. Рассказ, Орджоникидзе, 1972.

ЦАР-ЭМИН ВИКТОР

ЦАР-Э́МИН (Car Emm) Виктор (1870—1963), хорватский писатель. Ром.-трил. «Разоренный очаг» (1900), «Высохший источник» (1904), «После прилива» (1913), ром.-хроника «Данунциада» (1946). Драмы, мемуары.

ЦВЕЙГ АРНОЛЬД

ЦВЕЙГ (Zweig) Арнольд (1887—1968), немецкий писатель и общественный деятель (ГДР). В 1933—1948 в эмиграции. Чл. ВЭпич. цикл «Большая война белых людей»: «Спор об унтере Грише» (1927, п. 1928, 1961), «Молодая женщина 1914 года» (1931), «Воспитание под Верденом» (1935, п. 1954), «Возведение на престол» (1937), «Затишье» (1954, п. 1959), «Время созрело» (1957), «Лед тронулся» (не окончен). Ром. «Новеллы о Клавдии» (1912, п. 1923), «Вандсбекский топор» (1943, опубл. на иврите, пер. с нем. рукописи), «Мечта дорога» (1962). Повести и рассказы. Драма «Ритуальное убийство в Венгрии» (1914) и др. Междунар. Лен. пр. (1958).

● Топер П. М., А. Цвейг, М., 1960; А. Цвейг. Биобиблиографич. указатель, М., 1983.

ЦВЕЙГ СТЕФАН

ЦВЕЙГ (Zweig) Стефан (1881—1942), австрийский писатель. Романизир. биографии, в т. ч. «Жозеф Фуше» (1929), «Мария Антуанетта» (1932), «Мария Стюарт» (1935), «Триумф и трагизм Эразма Роттердамского» (1934), «Кастеллио против Кальвина» (1936), «Магеллан» (1938), «Бальзак» (изд. 1946). Новеллы, в т. ч. в сб. «Первые переживания» (1911), «Амок» (1922), «Смятение чувств» (1927). Роман «Нетерпение сердца» (1939). Многочисл. биогр. эссе, в т. ч. о Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, Э. Верхарне, Р. Роллане, Стендале, О. де Бальзаке, И. К. Ф. Гёльдерлине, Г. фон Клейсте, Дж. Дж. Казакове. Очерки, рецензии (сб. «Встречи с людьми, книгами, городами», 1937). Кн. воспоминаний «Вчерашний мир» (1942, опубл. 1944). Драмы. Стихи.

■ Собр. соч., т. 1—12, Л., 1928—32; Собр. соч., т. 1—7, М., 1963; Избр. новеллы, М., 1982; Собр. соч. в 4-х тт., т. 1—2—, М., 1982—83—.

● Стефан Цвейг. Биобиблиографич. указатель, М., 1976.

ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА

ЦВЕТА́ЕВА Марина Ивановна (1892—1941), русская поэтесса. В 1922—39 в эмиграции. Поэтич. сб. «Волшебный фонарь» (1912), «Версты» (1921), «Стихи к Блоку», «Разлука» (оба — 1922), «Психея. Романтика», «Ремесло» (оба — 1923), «После России. 1922—1925» (1928). Поэмы-сказки «Царь-Девица» (1922), «Молодещ. (1924). Поэмы «Переулочки» (1923), «Поэма горы», «Поэма конца.

■ (обе — 1924, изд. 1926), «Поэма воздуха» (1930). Лирич. сатира «Крысолов» (1925). Драматич. произв. в стихая. Эссе «Эпос и лирика современной России» (1932), «Искусство при свете совести» (1932—33), «Живое о живом» (1933), «Пленный дух», «Поэты с историей и поэты без истории» (оба — 1934), «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев» (оба — 1937). Воспоминания.

■ Избр. произв., М.—Л., 1965; Мой Пушкин, М., 1967; Соч., т. 1—2, М., 1980.

ЦВИРКА ПЯТРАС

ЦВИ́РКА Пятрас (1909—47), литовский советский писатель. Чл. КПСС с 1940. Сб. рассказов «Первая месса» (1928), «Закат солнца в Никской волости» (1930), «Повседневные истории» (1938), «Корни дуба» (1945), «Семена братства» (1947). Ром. «Франк Крук» (т. 1—2, 1934, сатирич.), «Земля-кормилица» (1935), «Мастер и его сыновья» (1936). Книги для детей.

■ Соч., т. 1—13, Вильнюс, 1949—1957 (на литов. яз.); Соч., т. 1—3, М., 1967—68.

ЦЕБРИКОВА МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА

ЦЕ́БРИКОВА Мария Константиновна (1835—1917), русская писательница, критик, публицист. Повести («Записки гувернантки», 1875; «Записки бабушки», 1901), рассказы. Статьи, преим. о писателях-народниках; «Письмо Александру III» (Женева, 1889).

● Кайдаш С., Сильнее бедствия земного, М., 1983, с. 129—62.

ЦЕЗАРЬ ГАЙ ЮЛИЙ

ЦЕ́ЗАРЬ (Caesar) Гай Юлий (100 или 102—44 до н. э.), римский политический деятель, диктатор (48—44), писатель, оратор. Убит заговорщиками-республиканцами. Сохранились «Записки о галльской войне» (7 кн.) и «Записки о гражданской войне» (3 кн.) — описание событий 58—52 и 49—48; продолжение записок (об Александрийской, Африканской, Испанской войнах) не принадлежит Ц.

■ Записки Юлия Цезаря и его продолжателей…, 2 изд., М., 1962.

● Утченко С. Л., Юлий Цезарь, М., 1976; 2 изд., М., 1984.

ЦЕЗУРА

ЦЕЗУ́РА (от лат. caesura — сечение), медиана, постоянный словораздел в стихе. В античном стихосложении Ц. приходилась, как правило, на середину стопы (отсюда название; стопораздельная Ц. называлась диерезой); в силлабо-тоническом стихосложении, наоборот, Ц., как правило, совпадает с границей стоп. В цезурованном пятистопном ямбе Ц. стоит после 2-й стопы («Еще одно | последнее сказанье», А. С. Пушкин), в 6-стопном ямбе и хорее — после 3-й («Надменный временщик, | и подлый и коварный», К. Ф. Рылеев), в 4-стопном амфибрахии иногда — после 2-й («Гляжу, как безумный, | на черную шаль», Пушкин); чем длиннее стих, тем более он нуждается в Ц. Являясь обычно сильной интонационной паузой, Ц. отчасти сближается со стихоразделом: предцезурная стопа может принимать усечения и наращения, а также рифму («Три у Будрыса сына, | как и он, три литвина», Пушкин).

М. Л. Гаспаров.

ЦЕЛАН ПОЛЬ

ЦЕЛА́Н, Селан (Celan) Поль (наст. имя и фам. Пауль Лео Анчель, Antschel; 1920—1970), немецкий поэт. С 1948 в эмиграции. Сб. стихов «Песок из урн» (1948), «Память и забвение» (1952), «От порога к порогу» (1955), «Роза никому» (1963), «Смена дыхания» (1967).

ЦЕЛЬТИС КОНРАД

ЦЕ́ЛЬТИС, Цельтес (Celtis, Celtes) (наст. фам. Пиккель, Pickel) Конрад (1459—1508), немецкий латинский писатель. Осн. «Литературные об-ва» в Гейдельберге и Вене. Трактат «Искусство версификации и стихотворства» (1486), оды, лирика («Четыре книги любовных стихов», 1502), эпиграммы, муз. драмы «Игра Дианы» (1501), «Рапсодия» (1505), поэма «Теодориция». Изд. «Германию» Тацита (1497).

ЦЕНЗУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕНТОН

ЦЕНТО́Н (от лат. cento — одежда или одеяло из разноцветных лоскутов), стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. Художественный эффект Ц. — в подобии или контрасте нового контекста и воспоминаний о прежнем контексте каждого фрагмента. Наиболее известны позднеантичные центоны Авсония, Пробы и др. (по Вергилию), византийский «Христос страждущий» (по Еврипиду). После эпохи барокко форма Ц. выходит из серьезного употребления, ее используют как стихотворную шутку. Пример (эпиграмма на А. А. Жарова из книги И. Л. Сельвинского «Записки поэта», 1928):

Буду петь, буду петь, буду петь (С. Есенин)

Многоярусный корпус завода (А. Блок)

И кобылок в просторах свободы, (Н. Некрасов)

Чтоб на блоке до Блока вскрипеть. (С. Кирсанов)

М. Л. Гаспаров.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА СССР

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В ЛИТЕРАТУ́РЫ И ИСКУ́ССТВА СССР (ЦГАЛИ). Создан по постановлению СНК СССР (1941) в Москве. До 1954 — под названием Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Его основу составил архив, собранный В. Д. Бонч-Бруевичем в 1933 — 1939 в Государственном литературном музее. В ЦГАЛИ хранятся материалы по русской литературе и искусству начиная с XVIII в. до наших дней: автографы и архивы русских и советских писателей (в т. ч. Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. А. Блока), фонды государственных учреждений и общественных организаций. ЦГАЛИ изданы описи наиболее значительных фондов, сборники неопубликованных материалов, с 1970 издаются научно-популярные сборники «Встречи с прошлым». также Архивы литературные в СССР.

Литература:

ЦГАЛИ. Путеводитель, в. 1—5, М., 1959 — 1982.

ЦЕРЕНЦ

ЦЕРЕ́НЦ (наст. имя и фам. Овсеп Шишманян) (1822—88), армянский писатель. Ист. ром. «Торос, сын Левона» (1877), «В муках рождения» (1879), «Теодорос Рштуни» (1881).

■ Торос, сын Левона. В муках рождения, Ер“1969.

ЦЕРЕТЕЛИ АКАКИЙ РОСТОМОВИЧ

ЦЕРЕТЕ́ЛИ Акакий Ростомович (1840—1915), грузинский поэт, общественный деятель. Историч. поэмы «Баграт Великий» (1875), «Торнике Эристави» (1884), «Рассказ Киколы» (1889). Пов. «Пережитое» (1894—99), «Баши-Ачуки» (1895—96). Гражд. и любовная лирика (в т. ч. «Светлячок», «Сулико»). Перевел на груз. яз. «Интернационал» (1906).

■ Соч., т. 1—15, Тб., 1950—63; Соч., Тб., 1980 (оба — на груз. яз.); Лирика, М., 1965.

● Асатиани Л., Жизнь А. Церетели, Тб., 1971.

ЦЕРЕТЕЛИ ГЕОРГИЙ ЕФИМОВИЧ

ЦЕРЕТЕ́ЛИ Георгий Ефимович (1842—1900), грузинский писатель, общественный деятель. Ром. «Гулкан» (1868, полн. изд. 1929), «Первый шаг» (ч. 1—2, 1890—91). Публицистич. «Записки путника» (1866).

■ Соч., т. 1—2, Тб., 1950—1951 (на груз. яз.).

ЦЕРТЕЛЕВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЦЕ́РТЕЛЕВ Дмитрий Николаевич (1852—1911), князь, русский писатель, журналист. Ред. журн. «Дело» (1885), «Русский вестник» (1887). Лирика (сб. «Стихотворения», т. 1—2, 1883—92; «Стихотворения», 1902), переложения инд., перс., сканд. легенд, переводы («Фауст» И. В. Гёте, ч. 1; «Манфред» Дж. Байрона). Проза («Метафизич. сказки», опубл. 1912). Публицистика, лит. критика. Филос. работы («Совр. пессимизм в Германии», 1885).

ЦЕСАРЕЦ АВГУСТ

ЦЕ́САРЕЦ (Cesarec) Август (1893—1941), хорватский писатель. Чл. КПЮ с 1919. Ром., в т. ч. «Императорское королевство» (1925), «Юноша из золотой молодежи и его жертвы» (1928), «Эмигранты» (1933). Повести, рассказы, очерки.

■ Тонкина любовь. Рассказы, М., 1961.

ЦЕСАРИЧ ДОБРИША

ЦЕ́САРИЧ (Cesarić) Добриша (1902—81), хорватский поэт. Сб. стихов «Лирика» (1931), «Освещенный путь» (1953), «Мой друг» (1966), «Водопад» (1970).

ЦЕХ ПОЭТОВ

ЦЕХ ПОЭ́ТОВ, см. Акмеизм.

ЦЗАЦЗЮЙ

ЦЗАЦЗЮ́Й (букв. — смешанные представления), жанр китайской музыкальной драмы. Достиг расцвета в XIII—XIV вв. Ц. обычно состоят из 4 актов; чередуют прозаические диалоги с поэтическими ариями, которые исполняет лишь один персонаж. Использовались преимущественно южные мелодии. Язык близок к разговорному. Написаны в основном на героические и бытовые темы (из-за преследований властей действие в пьесах из современной жизни почти всегда переносилось в прошлое). Отличаются демократичностью.

Издания:

Юаньская драма, Л. — М., 1966.

ЦЗИ КАН

ЦЗИ КАН, Цзи Шуе (223—262), китайский поэт, философ, музыкант. Стихи в жанре ши, «Ода лютне», «Трактат о долголетии» и др. Незначит. часть сохранившихся соч. собрана Лу Синем.

«ЦЗИНЬ, ПИН, МЭЙ»

«ЦЗИНЬ, ПИН, МЭЙ» - «ЦЗИНЬ, ПИН, МЭЙ», китайский социально-бытовой роман конца XVI в. Опубликован в 1610 под нераскрытым псевдонимом Ланьлин Сяосяошэн (Насмешник Ланьлинский). Вариант, обработанный в конце XVII в. Чжан Чжупо, переведен на многие европейские языки. «Ц., П., М.» — первый китайский роман, сюжет которого почти целиком оригинален; описывает «частную жизнь» (в центре — похождения богатого выскочки). Очевидна обличительно-дидактическая направленность романа. Новаторским в нем является подробное описание быта и обыденных поступков персонажей. Вызвал большое число подражаний. Долгое время находился под запретом. Был высоко оценен лишь в 20—30-х гг. XX в.

ЦЗЯН ГУАНЦЫ

ЦЗЯН ГУАНЦЫ́ (наст. имя Цзян Гуанчи) (1901—31), китайский писатель, литературовед. Чл. КПК с 1922. Поэтич. сб. «Новые мечты» (1925), «Скорблю о Китае» (1927), «Чувство родины» (1930). Ром. «Последняя улыбка» (1928), «Луна сквозь тучи» (1930), «Ветер в полях» (1932), повести, рассказы. Переводы из сов. лит-ры.

ЦИКЛ

ЦИКЛ (от греч. kýklos — круг), группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому (стихотворные сборники романтиков), идейно-тематическому («Записки охотника» И. С. Тургенева) принципу или общностью персонажей (серия романов и новелл о Форсайтах Дж. Голсуорси), а чаще всего — по нескольким принципам («Ругон-Маккары» Э. Золя). Ц. как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в Ц., может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости; художественный смысл Ц. не сводится только к совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих. Наиболее организованным является жанр лирического Ц., возникший в XIX в. (в русской лирике — «Борьба» А. А. Григорьева) и получивший наибольшее распространение в поэтике символизма (например, «Снежная Маска» А. А. Блока); лирический Ц., подчиняясь единому субъективно-эмоциональному началу, строится на сложных сюжетно-тематических и ассоциативных связях. Монтируясь из отдельных произведений, структура Ц. несет широкие возможности развития художественного смысла и допускает многообразие принципов построения. В XX в. Ц. получил широкое распространение: в поэзии (например, Г. Аполлинер, В. Незвал, А. А. Ахматова, В. А. Луговской), в прозе (М. Пруст, У. Фолкнер, М. Горький), в драматургии (Б. Шоу). Видами Ц. являются трилогия и тетралогия.

В. А. Сапогов.

ЦИТАТА

ЦИТА́ТА (от лат. cito — вызываю, привожу), дословная выдержка из к.-л. произведения. В художественной речи и публицистике Ц. — стилистический прием употребления готового словесного образования, вошедшего в общелитературный оборот. Частный случай Ц. — крылатые слова. Применяется также в эпиграфах. Ср. с реминисценцией.

А. Л. Гришунин.

ЦУКМАЙЕР КАРЛ

ЦУ́КМАЙЕР (Zuckmayer) Карл (1896—1977), немецкий драматург (ФРГ). С 1933 (с перерывами) в эмиграции. Драма «Генерал дьявола» (изд. 1946), комедии «Веселый виноградник» (1925), «Ганс-живодёр» (1927), «Капитан из Кёпеника» (сатирич.; 1931) и др. Рассказы, автобиогр. кн. «Как будто часть меня» (1966), публицистика, киносценарии, стихи.

● Jacobius A. J., C. Zuckmayer. Eine Bibliographie 1917—1971, Fr./M., 1971.

ЦУРТАВЕЛИ ЯКОВ

ЦУРТАВЕ́ЛИ Яков, грузинский писатель 5 в. Агиографич. соч. «Мученичество Шушаники».

ЦЫГАНОВ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЦЫГАНО́В Николай Григорьевич (1797—1831), русский поэт, актер, исполнитель песен собств. сочинения. Стихи в духе нар. песен, в т. ч. «Красный сарафан»; сб. «Русские песни» (опубл. 1834).

■ Мерзляков А. Ф. и Цыганов Н. Г., Рус. песни, 3 изд., СПБ, 1886.

ЦЫДЕНДАМБАЕВ ЧИМИТ-ДОРЖИ

ЦЫДЕНДАМБА́ЕВ Чимит-Доржи (1918—77), бурятский советский писатель. Ром. «Доржи, сын Банзара» (1953), «Вдали от родных степей» (1957—58, отд. изд. 1959). Пов. «Год начинается с весны» (1973). Сб. стихов «Дни моей родины» (1940), «Путем победы» (1943), «У нас в Тарбагатае» (1950). Поэмы «Гвардеец» (1945), «Соном Гармаев» (1954).

■ Избр., Улан-Удэ, 1977 (на бурят. яз.); Ливень в степи. Повесть и рассказы, М., 1976; Охапка степных цветов. Рассказы, Улан-Удэ, 1981.

● Тармаханова О. Д., Ч. Цыдендамбаев, Улан-Удэ, 1958.

ЦЭВЭГМЭД ДОНДОГИЙН

ЦЭВЭГМЭ́Д, Цэбэгмид Дондогийн (р. 1915), монгольский писатель, государственный деятель. Чл. МНРП с 1933. Рассказы, в т. ч. «Пастух Найдан» (1935, п. 1955), «Болд и Самбуу» (1936, п. 1955). Пов., в т. ч. «Ученик Ганбат» (1940), «Встреча с детством» (1969), ром. «Первый учитель» (1982). Стихи, поэмы, кн. очерков «В Заалтайской Гоби» (1963).

ЦЭГАЙЕ ГЭБРЭ МЭДХЫН

ЦЭГА́ЙЕ ГЭ́БРЭ МЭДХЫ́Н (р. 1935), эфиопский писатель (на амхар. и англ. яз.). Пьесы «Терновый венец» (1960), «Теодрос» (1963), «Оракул дерева ода», «Осень» (обе — 1965), «Человек будущего» (1966). Сб. стихов «Огонь или цветы» (1973).

ЦЮ ЦЗИНЬ

ЦЮ ЦЗИНЬ (1875—1907), китайская поэтесса, революционерка.

ЦЮЙ ЦЮБО

ЦЮЙ ЦЮБО́ (1899—1935), китайский публицист, переводчик, общественный и политический деятель. Чл. КПК с 1922.

■ Очерки и статьи, М., 1959; Избр., М., 1975; Публицистика разных лет, М., 1979.

● Шнейдер М. Е., Творч. путь Цюй Цюбо, М., 1964.

ЦЮЙ ЮАНЬ

ЦЮЙ ЮА́НЬ (ок. 340 — ок. 278 до н. э.), китайский поэт. Поэмы и стихотв. в стиле чуцы, в т. ч. «Скорбь отрешенного».

■ Стихи, М., 1956.

Предыдущая страница Следующая страница