Статьи на букву "К"
Категория - наиболее общее логическое понятие, выражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. (1) |
Кафедра - объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой научных дисциплин, занимающееся научно-исследовательской и педагогической деятельностью. В вузе учебно-научное подразделение, осуществляющее учебную, методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу по своему профилю. |
Качества личности - совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих её устойчивое поведение всоциальной и природной среде. |
Качество жизни - характеристика положения человека в различных социальных системах, выражающая степень его социальной свободы (или несвободы),возможности (или препятствия) для личностного развития, содержания культурных и духовных ценностей, предоставленных в его распоряжение, уровеньего материального благосостояния, физического и психического здоровья. |
Качество образования - категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. |
Квалификационная характеристика - нормативный документ, содержащий социально-экономическую, производственно-техническую,социальнопсихологическую, психофизиологическую характеристику трудовой деятельности по специальности и требования к подготовке кадров. |
Квалификационная характеристика специалиста - государственный нормативный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйствестраны, основные требования к его общественно-политическим, мировоззренческим и профессиональным качествам, к знаниям и умениям, необходимымдля успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей в условиях современного производства. |
Квалификация - подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ. |
Кибернетическая концепция обучения - рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации. |
Кинесика - совокупность зрительной информации в общении (телодвижения,жесты, мимика, позы, взгляд, манера одеваться, причёсываться). |
Класс - школьный: постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающий по единой учебной программе. |
Классификатор - перечень связанных между собой понятий, которые систематизированы, т. е. распределены по определенной системе, и каждому из которых присвоен определенный номер. |
Классификатор специальностей среднего профессионального образования - систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Группы специальностей и специальности в Классификаторе кодируются с использованием четырехзначного цифрового кода, в котором символы 1-2 кодируют группы cпециальностей, символы 3-4 - специальности внутри групп специальности, например: 0300 - образование; 0313 - дошкольное образование. |
Классно-урочная система обучения - организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий являетсяурок. Получила обоснование Я.А. Коменским в ХVI в. |
Клиент - лицо, пользующееся услугами социальной службы или отдельного специалиста: социального работника, социального педагога, психотерапевта,психолога и др. |
Климат социально-психологический - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий,способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. |
Кодекс этики социального педагога - система норм и правил нравственного поведения и профессиональной деятельности социального педагога. |
Колледж - самостоятельное образовательное учреждение профессионального уровня или структурное подразделение университета, академии и института,реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации. |
Коллектив - объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определённую структуру,внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления. |
Коллективизм - нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокийуровень групповой сплочённости. |
Коллективного творческого воспитания методика - разновидность коммунарской методики, сущность которой определяю 4 основных положения. 1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе взаимодействия воспитателей и детей.2. Организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы).3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятель ность.4. Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехах. |
Коллоквиум - вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя относительно самостоятельного раздела лекционного курса. |
Коммунарская методика (методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика И. П. Иванова, «орляторская педагогика») - система условий, методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. |
Коммуникация - процесс, посредством которого некоторая идея передаётся от источника к получателю с целью изменения его знаний, социальных установок,поведения. |
Компенсаторное обучение - специальные школьные программы для детей и взрослых, которые в прошлом по каким-либо причинам были лишены возможности получить образование. |
Компетентность социально-педагогическая - информированность и способность реализовать свои социально-педагогические возможности во взаимодействии с другими людьми. |
Компетенция социальная - социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. |
Комплексная программа - система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных надостижение одной цели, решение общей проблемы. |
Комплексное методическое обучение - планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации исредств обучения, которые необходимы для эффективной организации обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых учебным планоми программой. |
Комплексный подход - принцип, предполагающий взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации социальнодезадаптированных детей и подростков. |
Компьютеризация обучения - одно из направлений научно-технического прогресса в образовании, имеющее целью оптимальное использование электронной вычислительной техники (включая персональные компьютеры) на всех стадиях обучения всеми его участниками. |
Комфортность обучения - совокупность условий, в которых протекает учебная деятельность, характеризуемая с точки зрения их способности обеспечить нормально-психологический климат и необходимые условия. |
Консилиум педагогический - совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании. |
Консилиум социально-медико-психолого-педагогический - организационная форма взаимодействия специалистов социально-реабилитационных учреждений в целях обсуждения результатов разносторонней диагностики социально дезадаптированного ребёнка и выработки общей позиции относительно путей его социальной реабилитации. |
Конспект - одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваимаего материала. |
Консультация - совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу; один из видов учебного занятия беседа преподавателя с учащимися с целью расширения и углубления их знаний; совещание специалистов по какому-либо делу, вопросу. |
Контекстное обучение - обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. |
Контроль - это проверка преподавателем на семинарах, практических и лабораторных занятиях полученных учащимися или студентами знаний и приобретенных ими умений и навыков. |
Контроль педагогический - это проверка преподавателем на семинарах, практических и лабораторных занятиях полученных учащимися или студентами знаний и приобретенных ими умений и навыков. |
Конференция - организационная форма учебно-воспитательного мероприятия. |
Конфиденциальность - сохранение специалистом в тайне информации, полученной в ходе диагностики, терапии или консультирования. |
Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жёсткой форме. |
Конфликт социальный - тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций. |
Концепция - система взглядов на те или иные явления, руководящая идея, определяющая характер познавательной и практической деятельности, основнаямысль или ведущий замысел, трактовка какого-либо явления, основная точка зрения. |
Концепция дидактического прагматизма (утилитаризм) - трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося. |
Концепция дидактического формализма - рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. |
Концепция дидактического энциклопедизма - провозглашает основную цель образования, заключающуюся в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. |
Концепция функционального материализма - обращает внимание на интегральную связь познания с действительностью, критериями построения которой является ряд «ведущих идей», которые имеют мировоззренческое значение. |
Корпорация - группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее; «работающая только на себя» и не связанная с другими. |
Коррекция - исправление недостатков. |
Коррекция в социальной педагогике - система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребёнка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр. |
Коррекция педагогическая - комплекс учебно-воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми. |
Кризис - состояние внутреннего конфликта, переживаемого человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные методы приспособления к среде оказываются неэффективными. |
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. |
Критическая педагогика - разработана постмодернистами, утверждающими, что обучение должно строиться на подготовке детей к возможным ситуациям в их настоящем и будущем. |
Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. |
Культура педагогическая - уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности, и уровень результативности. |
Культура социального педагога - повседневное проявление социальным педагогом как личностью усвоенного социально-педагогического опыта, накопленного в обществе, в профессиональной деятельности. |
Курс лекций - разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо дисциплине. |