МЕТР
МЕТР (от греч. métron мера, размер), самая общая схема звукового ритма стиха, т. е. предсказуемого появления определённых звуковых элементов на определённых позициях.
В расширительном смысле слово «М.» применяется к любой системе стихосложения; так, М. французского силлабического 10-сложника может быть представлен схемой xxxÚ|xxxxxÚ(U)| (где x произвольный слог, обязательно-ударный, | словораздел), а М. тонического 4-ударного стиха В. В. Маяковского схемой Ú | Ú || Ú ¦ Ú ||| (где, ¦, |, ||, ||| словоразделы разной силы). Но в таком применении понятие «М.» практически совпадает с понятием «ритм»; поэтому обычно слово «М.» применяется не к упорядоченности словоразделов между стихами и частями стиха (как в приведенных примерах), а к упорядоченности различным образом выделенных слогов внутри стиха. В таком значении слово «М.» применяется лишь к метрическому стихосложению (выделение долгих и кратких слогов) и к силлабо-тоническому стихосложению (выделение ударных и безударных). Так, метрический дактиль может быть представлен схемой —¦UU —¦UU где — означает долгий слог, а ¦UU долгий, допускающий замену двумя краткими), а силлабо-тонический хорей схемой Ů́Ů Ů́Ů Ů́U . (где U безударный слог, Ů ударный слог односложного, а Ů́ ударный слог многосложного слова). Чередующиеся позиции, различающиеся по возможности слогового заполнения (— и ¦UU, Ů́ и Ů), называются сильными местами и слабыми местами, а повторяющееся сочетание сильного и слабого места называется стопой (—¦UU, Ů́Ů).
В метрическом стихосложении употреблялось св. 20 стоп (см. Античное стихосложение), в силлабо-тоническом 5 стоп (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Каждый М. (напр., ямб) дает несколько стихотворных размеров (см. Размер стихотворный; 4-стопный ямб, 3‑стопный ямб, чередование 4- и 3‑стопного ямба и пр.), а каждый размер несколько разновидностей (4‑стопный ямб со сплошными мужскими клаузулами, с чередованием мужских и женских, мужских и дактилических клаузул и пр.). Варианты слогового заполнения сильных и слабых мест имеют различную степень употребительности; здесь различаются константа (так, на последнем сильном месте русского 4‑стопного ямба употребляются исключительно ударные слоги), доминанты (так, на слабых местах русского 4‑стопного ямба употребляются преимущественно безударные слоги) и тенденции (так, из трех первых сильных мест русского 4‑стопного ямба ударение реже всего появляется на 3‑м, чаще всего в XVIII в. на 1‑м, а в XIX в. на 2‑м месте).
Различные сочетания допустимых вариантов заполнения сильных и слабых мест образуют «ритмические вариации» каждого размера; так античный дактилический гекзаметр имел 16 ритмических вариаций, а русский 4-стопный ямб 7 (не считая сверхсхемноударных): «Пора́, пора́! рога́ трубя́т», «Благослове́н и тьмы́ прихо́д», «У на́с немудрено́ блесну́ть», «Разби́ть сосу́д клеветника́», «Для полугородски́х поле́й», «Адмиралте́йская игла́», «Изво́лила Елисаве́т» (5-й пример К. К. Павлова, 7-й М. В. Ломоносов, остальные А. С. Пушкин).
Из этих ритмических вариаций 4‑стопного ямба 1‑я, полноударная, четче всего выражает «первичный ритм» метра в целом (в ней ярче всего контраст между сильными и слабыми местами), а 6‑я и 7‑я, малоударные, «вторичный ритм» тенденций, характерных для стиха сменяющихся эпох («Изво́лила Елисаве́т» для XVIII в., «Адмиралте́йская игла́» для XIX в.; М. здесь один, но «ритмический импульс», «ритмическая инерция», «ритмический образ», складывающийся из предпочтительных в данную эпоху вариаций, различен). В реальном звучании стиха М. может искусственно подчеркиваться (см. Скандирование) особенно в тех ритмических вариациях, которые могут входить в контекст разных метров (так, строка «Изволила Елисавет» возможна в контексте и 4‑стопного ямба и 3‑стопного амфибрахия); но в принципе это необязательно и относится не к стиховедению, а к декламации.
При сочинении стихов поэт обычно сперва ощущает М. как общую звуковую схему («гул-ритм», по выражению Маяковского), которой должны соответствовать будущие стихи, а потом реализует ее в конкретных словосочетаниях, дающих ритмические вариации М. При восприятии стихов, наоборот, читатель сперва видит конкретные ритмические вариации, а потом по ним угадывает тот М., которым написано стихотворение. (Первый подход побуждает представлять ритм как «отклонение от метра», второй как «воплощение метра»; оба они односторонние.) При исследовании же стихов гл. задача состоит в том, чтобы выделить из общей взаимосвязности различные элементы ритма, установить (обычно с помощью статистических подсчетов), какие из них и насколько правильно повторяются (т. е. являются константами, доминантами, тенденциями) и вывести из этого общую схему М.
М. Л. Гаспаров.