Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАА"-"РАУ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАА"-"РАУ")

РААБЕ ВИЛЬГЕЛЬМ

РА́АБЕ (Raabe) Вильгельм (1831—1910), немецкий писатель. Романы, в т. ч. трилогия «Голодный пастор» (1864), «Абу Тельфан» (1867) и «Чумная повозка» (1870); «Летопись птичьей слободы» (1895); повести, в т. ч. «Хроника воробьиной улицы» (юмористич.; 1856).

■ Повести и новеллы, М., 1959.

● Raabe-Bibliographie, Gott., 1973.

РАББАХ ВАЛИД

РАББА́Х Валид (р. 1941), арабский палестинский писатель. Сб. рассказов «Дневник бойца Сопротивления» (1970), «Надписи на стене камеры» (1974).

РАББАХ ЯХЬЯ

РАББА́Х Яхья, современный арабский палестинский писатель и журналист. Сб. рассказов «Тот, кто не уехал»; публицистика.

РАБГУЗИ

РАБГУЗИ́ (наст. имя Насреддин), тюркоязычный писатель кон. 13 — нач. 14 вв. Сб. «Рассказы Рабгузи о пророках» (1309—10) на темы из Библии и Корана, сост. из 72 сказов (кисса). Лирич. произв.

РАБЕАРИВЕЛУ ЖАН ЖОЗЕФ

РАБЕАРИВЕ́ЛУ (Rabearivelo) Жан Жозеф (1901—37), малагасийский поэт (на малагасийском и франц. яз.). Сб. стихов «Чаша пепла» (1924), «Книги» (1928), «Подслушанное у ночи» (1935), «Старинные песни страны Имерины» (1937, изд. 1939), «Наследство» (изд. 1957). Пьесы. Эссе.

РАБЕМАНАНДЗАРА ЖАН ЖАК

РАБЕМАНАНДЗА́РА (Rabemananjara) Жан Жак (р. 1913), малагасийский поэт (на франц. яз.). Политический деятель. В 1972 эмигрировал во Францию. Драма в стихах «Малагасийские боги» (1942), трагедия «Мореходы зари» (1957). Поэтич. сб. «На ступенях вечера» (1942), «Семиструнная лира» (1948), «Тысячелетний обряд» (1955), «Противоядие» (1961), «Пир богов» (1962); кн. сонетов «Суды божьи» (1972); поэмы «Антза» (1956, п. 1961), «Ламба» (1956, п. 1958), публицистика.

РАБИН ИОСИФ ИЗРАИЛЕВИЧ

РА́БИН Иосиф Израилевич (р. 1900). еврейский советский писатель. Ром. «Двоюродные братья» (1930), «Путь открыт» (1935), «У Немана» (1961); пов. «Хавеле Гефен» (1961). Сб. повестей и рассказов «Шимон Козер» (1936), «Мои родные» (1947), «Жизнь продолжается» (1948).

■ В разные годы. Роман и повесть, М., 1978 (на идише); Улица Шолом-Алейхема. Повести и рассказы, М., 1965; Избр., М., 1984.

РАБЛЕ ФРАНСУА

РАБЛЕ́ (Rabelais) Франсуа (1494—53), французский писатель. Издал «Афоризмы» Гиппократа (с комментариями, 1532). Пародийная кн. «Предсказания Пантагрюэля» (1532). Ром. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (кн. 1—4, 1533—52; кн. 5 — опубл. 1564; полное авторство кн. 5 спорно).

■ Гаргантюа и Пантагрюэль, М., 1961; М., 1973.

● Веселовский А. Н., Рабле и его роман, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Пинский Л., Смех Рабле, в его кн.: Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Бахтин М. М., Творчество Ф. Рабле и нар. культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; F. Rabelais. Ouvrage publié pour le 400 ans de sa mort, Gen., 1953; Screech M. A., Rabelais, L., 1979 (лит.).

РАБОЧАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

РАБО́ЧАЯ ПОЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПЕ́СНЯ, впервые возникла в Западной Европе (Англия, Франция, Германия) в 30—40‑х гг. XIX в. Песни рабочих носили ярко выраженный антибуржуазный характер. Выдающимся произведением революционной песенной поэзии пролетариата явился «Интернационал», созданный коммунаром Эженом Потье в 1871.

В России Р. п. п. появилась в конце XIX в. Это — революционные гимны и марши «Смело, товарищи, в ногу» (1896) Л. П. Радина, «Варшавянка», «Красное знамя» (1896) и «Беснуйтесь, тираны» (1897) Г. М. Кржижановского. В 1902 А. Я. Код перевел на русский язык «Интернационал». Бытовали также песни, повествующие о конкретных революционных событиях («По теченью невских вод», «Мы мирно стояли пред Зимним дворцом», «На Нижнетагильском заводе» и др.). Создавались песни, представляющие политическую сатиру на заводчиков-капиталистов, на царя, Государственную думу, обличительные антиправительственные частушки, пародии на официальные гимны, молитвы и т. п. Подпольные песни будили классовое сознание рабочих, являлись проводниками революционной агитации. Многие Р. п. п. стали песнями Октябрьской революции [также Чартистская литература, Парижской Коммуны (1871) литература, «Звезды» и «Правды» поэты, Пролетарская литература].

Тексты:

Революц. поэзия. (1890—1917), 2 изд., Л., 1954;

Песни рус. рабочих (XVIII — нач. XX в.), М.-Л., 1962.

С. Г. Лазутин.

РАВНОСЛОЖНОСТЬ

РАВНОСЛО́ЖНОСТЬ, то же, что изосиллабизм.

РАГЕ УГАС

РА́ГЕ УГА́С (кон. 18 — нач. 19 вв.), поэт Сомали.

РАДЗЕМИСА-РАУЛИСУН РЕЖИ

РАДЗЕ́МИСА-РАУЛИСУ́Н (Rajemisa-Raolison) Режи (р. 1913), малагасийский писатель (на малагасийском и франц. яз.). Педагог, общественный деятель. Сб. стихов «Цветы Красного острова» (1948, п. 1983), «Будь достойным» (1951), новелла «Искры пламени» (1953, п. 1975). Пьесы.

РАДЗИНСКИЙ ЭДВАРД СТАНИСЛАВОВИЧ

РАДЗИ́НСКИЙ Эдвард Станиславович (р. 1936), русский советский драматург. Пьесы «Вам 22, старики!» (пост. 1962), «104 страницы про любовь» (1964), «Снимается кино» (пост. 1965), «Обольститель Колобашкин» (1967), «Турбаза» (пост. 1974), «Беседы с Сократом» (пост. 1975), «“А существует ли любовь?” — спрашивают пожарные» (пост. 1978), «Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии хозяина» (1979), «Она в отсутствии любви и смерти» (пост. 1980), «Приятная женщина с цветком и окнами на север» (1983). Пов. «Монолог о браке» (1970). Сценарии фильмов.

■ 104 страницы про любовь. Пьесы, М., 1974; Беседы с Сократом. Пьесы, М., 1982.

РАДИН ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ

РА́ДИН Леонид Петрович (1860—1900), русский поэт, ученый, революционер. «Смело, товарищи, в ногу» (1896) и др. революц. песни.

РАДИЧКОВ ИОРДАН

РАДИ́ЧКОВ Иордан (р. 1929), болгарский писатель. Чл. БКП с 1961. Сб. рассказов и повестей «Опрокинутое небо» (1962), «Знойный полдень» (1965), «Неосвещенные дворы» (1966), «Пороховой букварь» (1969), «Все и никто» (1975), «Нежная спираль» (1983). Ром. «Праща» (1977).

■ Ветер спокойствия. Рассказы, М., 1975; Избр., М. 1982.

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

РАДИ́ЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802), русский писатель, революционер. Кн. «Путешествие из Петербурга в Москву» (2-я пол. 1780-х гг., опубл. 1790; запрещена, б. ч. тиража уничтожена; распространялась в списках, вновь опубл. 1858, Лондон, в России с ценз, изъятиями 1868, полностью 1905). Поэзия, в т. ч. ода «Вольность» (ок. 1783, распространялась в списках; частично включена в «Путешествие»; полн. опубл. 1906), поэмы «Бова» (незаконч.; кон. 1790-х гг.). «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» (незаконч.), «Песнь историческая» (все опубл. 1807); стихотворения, в т. ч. «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?» (1791, опубл. 1864), «Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится», «Осмнадцатое столетие», «Ода к другу моему» (все опубл. 1807). Проза, в т. ч. «Дневник одной недели» (70—80-е гг.; опубл. 1811), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске…» (1790), «Житие Ф. В. Ушакова» (1789). Филос. и публицистич. соч., в т. ч. «Слово о Ломоносове» (1780; включено в «Путешествие»), «Беседа о том, что есть сын отечества» (1789), «О человеке, о его смертности и бессмертии» (в ссылке; опубл. 1809). Лит.-критич. соч. «Памятник дактилохореическому витязю…» (1801, опубл. 1811). Дневники («Записки путешествия в Сибирь», опубл. 1906; «Записки путешествия из Сибири», опубл. 1907). Труды по законодательству. Среди приписываемых Р. анонимных соч —«Отрывок путешествия в *** И*** Т***» (1772, авторство оспаривается).

■ Собр. оставшихся соч. покойного А. Н. Радищева, т. 1—6, М., 1807—11 (без «Путешествия…» и ряда др. произв.); Полн. собр. соч., т. 1—3, М.—Л., 1938—52; Стихотворения, Л., 1975; Избр., Куйбышев, 1982.

● Макогоненко Г. П., Радищев и его время, М., 1956; Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу, М., 1966; Шторм Г., Потаенный Радищев, М., 1974; Кулакова Л. И., Западов В. А., А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарии, Л., 1974; А. Н. Радищев и лит-ра его времени. Сб. ст., Л., 1977.

РАДИЩЕВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ

РАДИ́ЩЕВ Леонид Николаевич (1905—73), русский советский писатель. Кн. повестей и рассказов о В. И. Ленине «На всю жизнь» (1962), «День первый», «Поправка к рисунку» (обе — 1966), «Крепкая подпись» (1970). Пов. для детей «Любимец капитана» (1964), «Всегда на марше» (1967). Рассказы. Фельетоны.

РАДКЛИФ АННА

РА́ДКЛИФ (Radcliffe) (урожд. Уорд, Ward) Анна (1764—1823), английская писательница. Готич. ром. «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец» (1797) и др.

РАДНОТИ МИКЛОШ

РА́ДНОТИ (Radnóti) Миклош (1909—44), венгерский поэт. Лирич. сб. «Выздоравливающий ветер» (1933), «Новолуние» (1935). «Крутая дорога» (1938).

■ Стихи, М., 1968.

● Vasvári I., Radnóti M. Bibliografia, Bdpst, 1966.

РАДУ

РА́ДУ (Rado; наст. имя Андриаманантена Жорж; р. 1923), малагасийский поэт (на малагасийском яз.). Сб. стихов «В поте лица» (1973).

«РАДУГА»

«РАДУГА» - «РА́ДУГА», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП УССР. Издаётся в Киеве на русском языке. Выходил с 1927 под названием «Красное слово» (в Харькове), в 1934 — 1950 — под названием «Советская литература» (с 1935 — в Киеве; в 1948 — 1950 — альманах), в 1951—1963 — под названием «Советская Украина», с 1963 выходит под нынешним названием.

-----------------------------------

«РА́ДУГА», советское книгоиздательство в Москве (отделение — в Ташкенте). Создано в 1982. Издает отечественную классическую и современную художественную литературу на 50 иностранных языках, а также произведения зарубежных писателей на русском языке.

РАДХАНАТХ РОЙ

РАДХАНА́ТХ РОЙ (1848—1908), индийский поэт (на яз. ория). Поэмы «Чандрабхага», «Чилика», «Великое странствие», сатирич. стихи. Рассказы.

РАЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВИЧ

РАЕ́ВСКИЙ Владимир Федосеевич (1795—1872), русский поэт; декабрист. Гражд. поэзия («Послание Г. С. Батенькову», сатира «Смеюсь и плачу», «Сатира на нравы», «Певец в темнице», «К друзьям в Кишиневе»), публицистика («О рабстве крестьян и необходимости скорого преобразования в России», «О солдате»).

■ Полн. собр. стихотворений, М.—Л., 1967; Воспоминания, в кн.: «ЛН», т. 60, кн. 1, М., 1956.

● Колесников А. Г., В. Ф. Раевский: полит. и лит. деятельность, Ростов н/Д., 1977; В. Ф. Раевский. Материалы о жизни и революц. деятельности, в 2-х тт., т. 1, Иркутск, 1980.

РАЁШНЫЙ СТИХ

РАЁШНЫЙ СТИХ, в русском стиховедении — акцентный стих с парной рифмовкой, в котором единственным организующим началом является членение на строки (обычно неравные) и рифма. Так сложены прибаутки раёшников (отсюда название), сцены народной драмы («Царь Максимильян»), подписи под лубочными картинками, например:

Случилось носу теплом похвалиться,

Будто смелость имеет с морозом браниться.

Вдруг сделался великий мороз,

Выскочил против его красный нос.

Говорит: я нос красный,

А о морозе пропущен слух опасный…

(«Похождение о Носе и о сильном Морозе»).

Так же сложены досиллабический литературный стих XVII в., «Сказка о попе…» А. С. Пушкина, многие стихи Д. Бедного. Менее употребительные назв. — рифмованная проза, фразовик.

М. Л. Гаспаров.

«РАЗБИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

«РАЗБИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ» - «РАЗБИ́ТОЕ ПОКОЛЕ́НИЕ», битники (англ. beat generation), литературное и молодежное движение в США середины 50‑х — начале 60‑х гг. XX в., провозглашавшее добровольную бедность, бродяжничество, эротическую свободу, анархический гедонизм, отрешенность от социальных проблем современного мира. Выражало нигилистический бунт против материального преуспевания, конформизма, стандартизации личности, ханжества и насилия. Писатели «Р. п.» (прозаик Дж. Керуак, который ввел термин, поэты А. Гинзберг, Л. Ферлингетти) тяготели к бессюжетности повествования, свободному стилю, метафорическому языку, шокирующей лексике, импрессионистичности и натуралистичности описаний.

«РАЗВЛЕЧЕНИЕ»

«РАЗВЛЕЧЕНИЕ» - «РАЗВЛЕЧЕ́НИЕ», русский еженедельный литературно-юмористический журнал. Издавался в Москве в 1859—1916 (с 1906 как приложение к газете «Московский листок»). Первый ред. — Ф. Б. Миллер (до 1881). Наряду с произведениями, рассчитанными на мещанские вкусы, в «Р.» в разное время появлялись произведения В. И. Даля, Б. Н. Алмазова, П. И. Вейнберга, Д. Д. Минаева, Н. В. Гербеля, М. Л. Михайлова, Л. А. Мея, А. И. Левитова, А. П. Чехова, И. Г. Прыжова и др.

«РАЗГРЕБАТЕЛИ ГРЯЗИ»

«РАЗГРЕБАТЕЛИ ГРЯЗИ» - «РАЗГРЕБА́ТЕЛИ ГРЯ́ЗИ» (англ. «Muckrakers»), группа американских писателей, журналистов, публицистов, социологов, выступивших с резкой критикой американского общества; была особенно активна в 1902 — 1917. Названа так президентом США Т. Рузвельтом, сославшимся на аллегорический роман Дж. Беньяна «Путь паломника»; один из его персонажей возится в грязи, не замечая сияющего над головой небосвода. Возглавлял движение «Р. г.» публицист Дж. Стеффенс, выступивший против взяточников и казнокрадов. Воспитанные на идеалах Просвещения, «Р. г.» ощущали резкий контраст между принципами демократии и реальной действительностью Америки, вступившей в империалистическую фазу; однако «Р. г.» ошибочно полагали, что социальное зло, порожденное антагонистическими противоречиями, можно преодолеть мелкими реформами. Социально-обличительные тенденции «Р. г.» сохранились в литературе критического реализма (С. Льюис, Э. Синклер и др.).

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ

РАЗМЕ́Р СТИХОТВО́РНЫЙ, форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении Р. с. определяется числом слогов (8‑сложный стих, 11‑сложный стих), в тоническом — числом ударений (3‑ударный стих, 4‑ударный стих), в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп (3‑стопный ямб, 4‑стопный дактиль); в последних обычно различаются понятия метр (определяющий ритмическое строение стиха, например ямб), Р. с. (определяющий длину стиха, например 4‑стопный ямб) и разновидность Р. с. (определяющая дополнительную специфику ритма, например 4‑стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями). Однако эта терминология еще не вполне установилась («метр» и «Р. с.» употребляются и как синонимы).

Различные Р. с. по-разному соотносятся с членением речи на синтагмы и колоны и, следовательно, с ее интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объемом речевого колона, допускают наиболее естественные и разнообразные интонации и поэтому наиболее употребительны в русской поэзии Р. с. с длиной строки в 8—9 слогов (4‑стопные хорей и ямб, 3‑стопные дактиль, анапест и амфибрахий); более короткие Р. с. звучат отрывисто, более длинные — торжественно и плавно. Эти естественные особенности во взаимодействии с историко-литературными традициями определяют тяготение отдельных Р. с. к тем или иным жанрам и темам. В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных Р. с. в истории русской поэзии менялась. В силлабической поэзии XVII—XVIII вв. господствовали размеры одиннадцатисложник и тринадцатисложник. В силлабо-тонике XVIII в. господствовали 6‑стопный ямб, 4‑стопный ямб, вольный ямб и 4‑стопный хорей. В 1‑й половине XIX в. постепенно осваиваются 5‑стопный ямб и трехсложные размеры. Со 2‑й половины XIX в. около четверти всей лирики пишется 4‑стопным ямбом, четверть — остальными ямбическими Р. с., четверть — хореями, четверть — 3‑сложными размерами. В XX в. в употребление входят дольник и другие чисто-тонические размеры, но основные пропорции групп остаются прежними.

М. Л. Гаспаров.

РАИЧКОВИЧ СТЕВАН

РАИ́ЧКОВИЧ Стеван (р. 1928), сербский поэт. Лирич. сб. «Песнь тишины» (1952), «Тиса» (1961), «Стихи» (1972).

■ Стихи, М., 1979.

РАЙ БХАРОТЧОНДРО

РАЙ Бхаротчондро (между 1705 и 1712—60), индийский поэт (на бенг. яз.). Поэма «Прославление богини Онноды» (1753).

РАЙ ОННОДАШОНКОР

РАЙ Оннодашонкор (р. 1904), индийский писатель (на бенг. яз.). Ром. «Истина и ложь» (цикл из шести романов, 1932—42). Сб. рассказов, в т. ч. «Насмешка природы» (1934), «Душа и ветер» (1946). Эссе. Сб. стихов «Браслет» (1929), «Одна весна» (1932), «Власть времени» (1933), «Двадцать пять желаний» (1934) и др.

РАЙ РАММОХАН

РАЙ Раммохан, Рой Раммохон (1772 или 1774—1833), индийский религиозный реформатор, общественный и литературный деятель (на перс., англ. и бенг. яз.).

РАЙМАН БРИГИТТА

РА́ЙМАН (Reimann) Бригитта (1933—73), немецкая писательница (ГДР). Романы и повести, в т. ч. «Вступление в будни» (1961, п. 1964), «Сестра и братья» (1963, п. 1965), «Франциска Линкерханд» (изд. 1974, п. 1977).

РАЙМУНД ФЕРДИНАНД

РА́ЙМУНД (Raimund) Фердинанд (наст. имя Фердинанд Якоб Райман, Raimann) (1790—1836), австрийский драматург и актер. Пьесы, в т. ч. комедии-сказки «Девушка из мира фей, или Крестьянин-миллионер» (1826), «Альпийский король, или Человеконенавистник» (1828), «Расточитель» (1834).

РАЙНИС ЯН

РА́ЙНИС Ян (наст. имя и фам. Янис Плиекшанс) (1865—1929), народный поэт Латвийской ССР (1940), драматург, общественный деятель. В 1897—1903 в ссылке в Пскове и Вятской губ. В 1905—20 в эмиграции в Швейцарии. Пьесы в стихах «Полуидеалист» (1904), «Огонь и ночь» (1905), «Золотой конь» (1910), «Индулис и Ария» (1911), «Вей, ветерок» (1913), «Играл я, плясал», «Иосиф и его братья» (обе 1919). Трагедии «Илья Муромец» (1922), «Любовь сильнее смерти» (1927). Сб. стихов «Далекие отзвуки синим вечером» (1903), «Посев бури» (1905), «Тихая книга» (1909), «Те, которые не забывают» (1911), «Конец и начало» (1912), «Пять эскизных тетрадей Дагды» (1920—25); поэма «Ave, soil» (1910).

■ Соч. в 30-ти тт., т. 1—20—, Рига, 1977—84— (на латыш. яз.); Соч., т. 1—2, М., 1955; Лирика, М., 1965; Стихотворения. Пьесы, М., 1976; Избр. произв., Л., 1981.

● Ежегодник Райниса, Рига, 1975 — (на латыш. яз.); Краулинь К., Ян Райнис, М., 1957; Сокол Э., Жизнь и творчество Яна Райниса, Рига, 1957; Калнинь Я., Райнис. Роман, М., 1982.

РАЙНОВ БОГОМИЛ

РА́ЙНОВ Богомил (р. 1919), болгарский писатель, искусствовед. Чл. БКП с 1944. Сб-ки стихов. Сб. повестей и рассказов «Человек на углу» (1958, п. 1962), «Дождливый вечер» (1961, п. 1962). Детективно-приключенч. ром. «Инспектор и ночь» (1964, п. 1964), «Господин Никто» (1967, п. 1970); ром. «Только для мужчин» (1979, п. 1984), «Не смеши меня» (1983). Пов. «Дороги в никуда» (1966, п. 1969), «Черные лебеди» (1977, п. 1980). Лит.-критич. и эстетич. работы «Черный роман» (1970, п. 1975), «Массовая культура» (1974, п. 1979). Пьесы, киносценарии.

■ Что может быть лучше плохой погоды. Большая скука. Романы, М., 1974.

РАЙТ ДЖУДИТ АРУНДЕЛЛ

РАЙТ (Wright) Джудит Арунделл (р. 1915), австралийская поэтесса. Сб. «Женщина мужчине» (1949), «Вход» (1953), «Два огня» (1955), «Птицы» (1962), «Природа любви» (1966). Биогр. кн. «Поколения мужчин» (1959). Лит. критика (кн. «Занятия австралийской поэзией», 1965).

РАЙТ РИЧАРД

РАЙТ (Wright) Ричард (1908—60), американский негритянский писатель. В 30-е гг. — чл. Коммунистач. партии США. С 1946 жил в Париже. Сб. рассказов «Дети дяди Тома» (1938). Ром. «Сегодня, Господи» (30-е гг., опубл. 1963), «Сын Америки» (1940), «Посторонний» (1953), «Долгий сон» (1958, п. 1978). Пов. «Человек, который жил под землей» (1943, п. 1981). Автобиогр. кн. «Черный» (1945, п. 1978), «Американская жажда» (1977). Сб. публицистики «Белый, слушай!» (1957).

■ Сын Америки. Роман. Повести. Рассказы, предисл. А. Зверева, М., 1981.

РАКИЧ МИЛАН

РА́КИЧ Милан (1876—1938), сербский поэт. Три одноим. сб. «Стихи» (1903, 1924, 1936), сб. «Новые стихи» (1912).

РАМАЗАНОВ БАДАВИ РАМАЗАНОВИЧ

РАМАЗА́НОВ Бадави Рамазанович (1927—1977), лакский советский поэт. Чл. КПСС с 1958. Сб. стихов «Дети земли» (1964), «Дни и судьбы» (1974), «Вестник» (1977).

■ Фиалки на скалах. [Стизги и поэма], М., 1959; Очаг. Стихи, М., 1963.

РАМАЗАНОВ ГИЛЕМДАР ЗИГАНДАРОВИЧ

РАМАЗА́НОВ Гилемдар Зигандарович (р. 1923), башкирский советский поэт, литературовед. Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов и поэм «Наше поколение» (1947), «Зори молодости» (1959), «Ветер времени» (1970), «Шестьдесят шагов» (1983).

■ Избр., т. 1—2, Уфа, 1972—73 (на башк. яз.); Стихи, М., 1963; В стране Салавата. [Стихи], М., 1975; Башкирская баллада. Стихотворения и поэмы, М., 1983.

«РАМАЯНА»

«РАМАЯНА» - «РАМА́ЯНА» (санскр. — «Сказание о Раме»), древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. Наряду с «Махабхаратой» — одно из самых популярных древнеиндийских произведений. Создана предположительно около IV в. до н. э. в Восточной Индии, современный вид приобрела ко II в. н. э. Авторство «Р.» приписывается легендарному поэту Вальмики. В центре поэмы — повествование о царевиче Раме, лишенном царства и обреченном на изгнание, о похищении его супруги Ситы демоном Раваной, победе Рамы над Раваной, воцарении Рамы и установлении им справедливого правления. Эпопея состоит из семи частей, включает ряд интерполяций. Поскольку Рама рассматривался как земное воплощение бога Вишну, «Р.» стала традиционным источником сюжетов вишнуитских произведений у разных индийских народов (Бхавабхути, Калидаса, «Рамачаритаманаса» Тулсидаса и др.); известны ее версии, возникшие в средние века в Тибете, Китае, странах Юго-Восточной Азии.

Издания:

Изд. в рус. пер.: Рамаяна. Литературное изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина, М., 1965;

Махабхарата. Рамаяна, пер. с санскрита, М., 1974.

Литература:

Гринцер П., «Махабхарата» и «Рамаяна», М., 1970.

И. Д. Серебряков.

РАМЗЕЙ АЛЛАН

РА́МЗЕЙ, Рэмзи (Ramsay) Аллан (1686—1758), шотландский поэт, собиратель и исследователь старинной шотл. поэзии. Опубл. сб. «Песни шотландцев» (1718—20) и др. антологии англ. и шотл. поэзии. Драматич. пастораль «Нежный пастушок» (1725), «Тридцать басен» (1730).

РАМИРЕС ВЕЛАРДЕ ФЕРНАНДО

РАМИ́РЕС ВЕЛА́РДЕ (Ramírez Velarde) Фернандо (1913—48), боливийский писатель, публицист. Ром. «Шахты скорби» (1947, п. 1962).

РАМИРЕС СЕРХИО

РАМИ́РЕС (Ramírez) Серхио (р. 1942), никарагуанский писатель, государственный деятель. Сб. рассказов «Рассказы» (1963), «Новые рассказы» (1969), «Чарльз Атлас тоже смертен» (1976). Ром. «Блестящее время» (1970), «Ты испугался крови?» (1980). Публицистика, в т. ч. «Вечно живой Сандино» (1981).

РАМОС ХОСЕ АНТОНИО

РА́МОС (Ramos) Хосе Антонио (1885—1946), кубинский писатель, дипломат. Ром. «Умберто Фабра» (т. 1—2, 1908), «Коайбай» (1926), «Нечистоты жизни» (1929), «Каники» (1936). Пьесы «Мятежные души» (1906), «Потерянная пуля» (1907), «Трясина» (1918). Публицистика.

РАМУС ГРАСИЛИАНУ

РА́МУС (Ramos) Грасилиану (1892—1953), бразильский писатель. Чл. КП Бразилии с 1945. Ром. «Каэте» (1933), «Сан-Бернардо» (1934, п. 1976), «Тоска» (1936), «Иссушенные жизни» (1938, п. 1961). Сб. рассказов «Бессонница» (1947). Публицистич. кн. «Воспоминания о тюрьме» (т. 1—4, 1953), «Путешествие» (опубл. 1954).

РАМЮ ШАРЛЬ ФЕРДИНАНД

РАМЮ́, Рамюз (Ramuz) Шарль Фердинанд (1878—1947), швейцарский писатель (на франц. яз.). Ром. «Алина» (1905, п. 1928), «Затравленный Жан-Люк» (1909, п. 1927), «Жизнь Самюэля Беле» (1913), «Царство лукавого» (1914), «Исцеление от недугов» (1917), «Великий страх в горах» (1926), «Адам и Ева» (1932), «Дерборанс» (1934), «Савойский парень» (1936), «Если солнце не взойдет» (1937). Лирико-филос. эссе «Великая весна» (1917), «Необходимость величия» (1937). Сказка для балета «История солдата» (1918).

● Bringolf T., Bibliographie de l’oeuvre de Ch.-F. Ramuz, [Lausanne, 1942].

РАНАЙВУ ФЛАВЬЕН

РАНА́ЙВУ (Ranaivo) Флавьен (р. 1914), малагасийский поэт (на франц. яз.). Сб. стихов «Тень и ветер» (1947), «Будничные песни» (1955), «Возвращение в отчий дом» (1962). Исследования по малагасийскому языку и фольклору.

РАНГАВИС АЛЕКСАНДРОС

РАНГАВИ́С Александрос (1809—92), греческий писатель. Поэмы «Димос и Елена» (1831), «Плавание Диониса» (1864), «Быстрый сокол» (1871); сб-ки стихов. Комедия «Свадьба Кутурлиса» (1845), лирич. драма «Тридцать тиранов» (1866). Ром. «Хозяин Морей» (1848). Лит. критика.

РАНГГАВАРСИТА

РАНГГАВАРСИ́ТА (Ranggawarsita) (1802—1874), яванский поэт.

РАНГЕЯ РАГХАВ

РАНГЕ́Я РА́ГХАВ (1923—62), индийский писатель (на яз. хинди). Ром. «Холм мертвых» (1949, п. — «Гибель великого города», 1963), «Господин» (1952), «Светляки во тьме» (1953), «Человек родился» (1954), «Одежда аскета» (1954), «Прямой и ясный путь» (1955), «Основа ткани» (1957), «До каких пор буду звать?» (1957, п. 1967), «Песчинка и гора» (1958), «Путь не закрыт» (1958), «Земля мой дом» (1961), «Последний голос» (1962), «Грешник» (1965), «Мечта» (1966) и др. Рассказы. Стихи. Лит. критика.

РАНГИН СААДАТ ЯР-ХАН

РАНГИ́Н Саадат Яр-хан (1756—1834), индийский поэт (на урду яз.). Четыре поэтич. «Дивана».

РАНДРИАМАМУНДЗИ ЭСТЕР

РАНДРИАМАМУ́НДЗИ (Randriamamonjy) Эстер (р. 1933), малагасийская писательница (на малагасийском яз.), переводчица. Повести для детей «Мальчик и птичка», «Разрушенный дом» (обе — 1977); сказки. Ром. «Утро придет» (1983). Переводы произв. рус. и сов. лит-ры.

РАНЖЕЛ АЛБЕРТУ

РАНЖЕ́Л (Rangel) Алберту (1871—1945), бразильский писатель. Сб. рассказов «Зеленый ад» (1909).

РАНКОВИЧ СВЕТОЛИК

РА́НКОВИЧ Светолик (1863—99), сербский писатель. Ром. «Лесной царь» (1897, п. 1964), «Сельская учительница» (1899, п. 1964), «Разрушенные идеалы» (изд. 1900, п. 1964). Рассказы.

РАННА

РА́ННА, индийский поэт (на яз. каннада) 10 в. Поэмы «Аджитапурана» (ок. 993), «Бой на палицах».

РАННЕТ ЭГОН

РА́ННЕТ Эгон (1911—83), эстонский советский писатель. Пьесы «Совесть» (1956), «Блудный сын» (1958), «Браконьеры» (1960), «Гуси» (1964), «Чаша и змея» (1964), «Кроваво-красная роза» (1965), «Криминальное танго» (1968). Ром. «Камни и хлеб» (кв. 1, 1972). Сатирич. сб. «Американский образ жизни» (1951). Пьесы, М., 1971; Пьесы, М., 1983.

РАПП

РАПП, см. Ассоциации пролетарских писателей.

РАПСОДЫ

РАПСО́ДЫ (греч. rhapsōdói, от rháptō — сшиваю, слагаю и ōdē — песнь), древнегреческие странствующие исполнители эпических поэм (на праздничных пирах и состязаниях). В отличие от аэдов Р. не импровизировали песен, но декламировали нараспев, без музыкального сопровождения уже закрепленный в устной или письменной традиции текст эпических поэм, особенно Гомера (см. Гомеровский вопрос). В классическую эпоху Древней Греции (V—IV вв. до н. э.) искусство Р. стало частью театрального искусства и просуществовало до начала поздней античности (I в. н. э.), приняв характер музыкальной мелодекламации.

РАПТАНОВ ТИМОФЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

РАПТА́НОВ Тимофей Алексеевич (1906—36), мордовский советский писатель. Чл. КПСС с 1930. Ром. «Под Чихан-горой» (1934). Пов. «Путь Филиппа» (1932), «Татю» (1933).

РАС ХЮГО

РАС (Raes) Хюго (р. 1929), бельгийский писатель (на нидерл. яз.). Ром. «Ленивые короли» (1961), «Небеса и зверь» (1964), «Приключения» (1968), «Опустошение Гипериона» (1978). Стихотворения, новеллы.

РАСА

РА́СА (санскр., букв. — вкус), категория средневековой индийской поэтики, в ст. Поэтика.

РАСИК ГАНЕШ

РАСИ́К Ганеш (р. 1945), непальский новеллист. Сб. «Город и голоса».

РАСИН ЖАН

РАСИ́Н (Racine) Жан (1639—99), французский поэт, драматург. Оды, посв. Людовику XIV («Нимфа Сены», 1660, и др.). Трагедии в стихах «Фиваида, или Братья-соперники» (пост. и изд. 1664), «Александр Великий» (пост. 1665, изд. 1666), «Андромаха» (пост. 1667, изд. 1668, п. 1794), «Британник» (пост. 1669, изд. 1670, п. 1836), «Береника» (пост. 1670, изд. 1671), «Баязет» (пост. и изд. 1672, п. 1827), «Митридат» (пост. и изд. 1673, п. 1813), «Ифигения» (пост. 1674, изд. 1675, п. 1796), «Федра» (пост. и изд. 1677, п. 1805); комедия «Сутяги» (пост. 1668, изд. 1669, п. — «Челобитчики», 1797); трагедии на библейские сюжеты («Эсфирь», пост. и изд. 1689, п. 1783; «Гофолия», пост. 1690, изд. 1691, п. 1784). «Духовные песни» (1694) — стихотв. парафразы ветхозаветных пророчеств и посланий апостола Павла. Кн. «Краткая история Пор-Руаяля» (написана 1693, изд. 1742 и 1767).

■ Соч., т. 1—2, М.—Л., 1937; Трагедии, Л., 1977.

● Обломиевский Д., Расин, в его кн.: Франц. классицизм, М., 1968; Pocock G., Corneille and Racine. Problems of tragic form, L.—N. Y., 1973 (лит.).

РАСИХ АТИЛЛА КАДЫРОВИЧ

РАСИ́Х (наст. фам. Расулев) Атилла Кадырович (р. 1916), татарский советский писатель. Ром. «Мой друг Мансур» (1955), «Весенние голоса» (1963), «Когда расходятся пути» (1965), «Испытание» (1979). Ист.-рев. ром. «Ямашев» (кн. 1—2, 1968—77), «Путь отважных» (1972). Приключенч. пов. «Зерна счастья» (1948), «Опасный эксперимент» (1958).

РАСПЕ РУДОЛЬФ ЭРИХ

РА́СПЕ (Raspe) Рудольф Эрих (1737—94), немецкий писатель. В 1786 опубл. анонимно книгу о приключениях реально существовавшего барона Мюнхгаузена (англ. переводы из нем. сб. «Спутник веселых людей», 1781—83; дополненные эпизодами из англ. истории).

■ Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена, пер. с англ. под ред. К. Чуковского, п. — М., 1923; Приключения барона Мюнхгаузена, для детей пересказал К. Чуковский, Л., 1965.

РАСПУТИН ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ

РАСПУ́ТИН Валентин Григорьевич (р. 1937), русский советский писатель. Пов. «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974; Гос. пр. СССР, 1977), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985). Рассказы: сб. «Край возле самого неба», «Костровые новых городов» (оба — 1966), «Век живи — век люби» (1982).

■ Повести, 3 изд., М., 1980; Избр. произв. в 2-х тт., т. 1—, М., 1984—.

● Шапошников В. Н., Валентин Распутин, Новосиб., 1978.

РАССЕЛ ДЖОРДЖ

РА́ССЕЛ (Russell) Джордж (псевд. АЕ) (1867—1935), ирландский писатель. Поэтич. сб. «Домой: песни по пути» (1894), «Божественное видение» (1904), «Боги войны» (1915), «Голоса камней» (1925). Ром.-дискуссия «Толкователи» (1922). Пьеса «Дейрдре» (1903).

«РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ»

«РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ» - «РАССЕ́РЖЕННЫЕ МОЛОДЫ́Е ЛЮ́ДИ» (англ. — «Angry young men»), группа английских писателей (Дж. Уэйн, К. Эмис, Дж. Брейн, Дж. Осборн), выступивших в 50‑х гг. XX в. Название восходит к автобиографической книге Л. А. Пола «Рассерженный молодой человек». Настроения «Р. м. л.» выразились в страстных мизантропических монологах героя пьесы Осборна «Оглянись во гневе» (пост. 1956). Протест «Р. м. л.» направлен против социального неравенства, сословного чванства, лжи, лицемерия. Обычно герой произведений «Р. м. л.» — молодой человек, получивший высшее образование, недовольный работой и обществом, в котором нет для него места. Его нонконформизм подчеркнуто индивидуалистичен и проявляется в экстравагантных (вплоть до скандального адюльтера) выходках, иногда — в демонстративном уходе в ряды рабочего класса («путь вниз»). В конце 50‑х гг. писатели группы отошли от прежних тем.

Литература:

Шестаков Д., Современная англ. драма. (Осборновцы), М., 1968.

РАССКАЗ

РАССКА́З, малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. В 1840‑х гг., когда безусловное преобладание в русской литературе прозы над стихами вполне обозначилось, В. Г. Белинский уже отличал Р. и очерк как малые жанры прозы — от романа и повести как более крупных. Во 2‑й половине XIX в., когда очерковые произведения получили в русской демократической литературе широчайшее развитие (см. Очерк), сложилось мнение, что этот жанр всегда документален, Р. же создаются на основе творческого воображения. По другому мнению, Р. отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же — произведение в основном описательное. Существует еще одна разновидность малого прозаического жанра — новелла.

Видимо, правильнее было бы понимать Р. как малую прозаическую форму вообще и различать среди Р. произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа. Очеркового типа рассказы обычно включают «нравоописательное» содержание, раскрывают нравственно-бытовое и нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды, иногда всего общества (таковы почти все Р. в «Записках охотника» И. С. Тургенева, многие — у А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, И. Э. Бабеля, К. Г. Паустовского). В основе Р. новеллистического типа обычно — случай, раскрывающий становление характера главного героя («Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Враги» и «Супруга» Чехова, многие «босяцкие» Р. у М. Горького). Р. этого типа еще с эпохи Возрождения нередко, развивая характер одного главного героя, соединялись в более крупное произведение (как цепочка Р.-эпизодов построены, например, «Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа, «Тиль Уленшпигель» Ш. Де Костера). Именно «романического» типа содержание (см. Роман) и порождает в Р. новеллистического типа их острую конфликтность и быстрые развязки. Иногда новеллистическую форму строения сюжета писатель применяет и для выражения «нравоописательного» содержания («Муму» Тургенева, «Смерть чиновника» Чехова). Бывают также Р. и национально-исторического («эпопейного») содержания (напр., «Судьба человека» М. А. Шолохова).

Литература:

Берковский Н. Я., О «Повестях Белкина», в его кн.: Статьи о литературе, М.-Л., 1962;

Нагибин Ю., Размышление о рассказе, М., 1964;

Нинов А., Совр. рассказ, Л., 1969;

Антонов С., Я читаю рассказ, М., 1973;

Крамов И., В зеркале рассказа, М., 1979;

Твардовский А. Т., О Бунине, Собр. соч., т. 5, М., 1980;

Ландор М., Большая проза — из малой (Об одном становящемся жанре в XX в.), «ВЛ», 1982, № 8;

Stanzel F. К., Theorie des Erzählens, Gott., 1979.

Г. Н. Поспелов.

РАСУЛ РЗА

РАСУ́Л РЗА (наст. имя и фам. Расул Ибрагим оглы Рзаев) (1911—81), народный поэт Азербайджанской ССР (1960). Герой Соц. Труда (1980). Чл. КПСС с 1939. Поэмы, в т. ч. «Ленин» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Лейли и Меджнун» (1973). Сб. стихов, в т. ч. «Бессмертные герои» (1942), «Ярость и любовь» (1943), «Против ветра» (1978). Пьесы. Переводы.

■ Собр. соч., т. 1—5, Б., 1980—82 (на азерб. яз.); Весна во мне. Стихи и поэма, М., 1962; Я — земля. Стихи, М., 1965; Долгое эхо. Стихи и поэмы, М., 1970; Избр., М., 1975; Избр. произв., т. 1—2, М., 1982.

● Алибекова Г. С., Всегда в пути. Жизнь и творчество Р. Рзы, М., 1972.

РАСЦВЕТНИКОВ АСЕН

РАСЦВЕ́ТНИКОВ (Разцветников) Асен (наст. фам. Коларов) (1897—1951), болгарский писатель. Сб. стихов «Жертвенные костры» (1924), «Вечера в горах» (1934), «Стихотворения» (1942), поэма «Двойник» (1926), ист. драма в стихах «Подвиг» (1946). Кн. для детей.

РАТАНИ САМЮЭЛЬ

РАТА́НИ (Ratany) Самюэль (1901—26), малагасийский поэт (на малагасийском яз.).

РАУД МАРТ

РА́УД Март (1903—80), народный писатель Эстонской ССР (1972). Чл. КПСС с 1945. Сб. стихов «Миражи» (1924), «Далекий круг» (1935), «Боевое слово» (1943), «Новые мосты» (1945), «Два сосуда» (1946), «Все дороги» (1953), «Золотая осень» (1966), «Письмена следов» (1972), «Уходящий» (1978). Ром. «Топор и луна» (1935), «Рынок» (1937). Новеллы (сб. «Лицом к лицу», 1959). Пьесы.

■ Соч., т. 1—4, Тал., 1963—67 (на эст. яз.); Избр. [Стихи и поэма], М., 1957; Каменистые борозды. Рассказы. Повесть, М., 1970.

Предыдущая страница Следующая страница