Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЛ"-"КОХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЛ"-"КОХ")

КОЛОН

КО́ЛОН (греч. kōlon — часть тела; элемент периода), ритмико-интонационная единица звучащей речи: речевой такт, выделенный паузами и обычно объединенный логическим ударением; понятие К. в артикуляционном плане сближается с понятием «дыхательной группы» (группа слов, произносимых одним выдохом), в смысловом плане — с понятием синтагмы. В русском языке средний объем К. около 8 слогов, в художественной прозе — 2—4 полноударных слова, в научной и публицистической — больше. Членение на К., «коммы» («отрезки», укороченные К.) и периоды приобретает особую отчетливость и выразительность в ораторской прозе.

Пример членения речи на К.: «Я ехал на перекладных из Тифлиса. / Вся поклажа моей тележки / состояла из одного небольшого чемодана,/ который до половины / был набит путевыми записками о Грузии» (М. Ю. Лермонтов).

М. Л. Гаспаров.

КОЛОСОВ МАРК БОРИСОВИЧ

КО́ЛОСОВ Марк Борисович (р. 1904), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1928. Рассказы и очерки (сб. «Комсомольские рассказы», 1926, «Фартовая юность», 1927, «Люди и подвиги», 1942, «Знакомые черты», 1949, и др.). Биогр. пов. о Ф.М. Харитонове «Товарищ генерал» (1955). Рассказы для детей. Пьеса «Путь» (1933). Воспоминания. Переводы.

■ Сложная жизнь. [Сб-к], М., 1979; Избр. Повести, М., 1983.

КОЛРИДЖ СЭМЮЭЛ ТЕЙЛОР

КО́ЛРИДЖ, Кольридж (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (1772—1834), английский поэт и литературный критик. Сб. «Лирические баллады» (1798, совм. с У. Вордсвортом); поэмы «Кристабель» (1801, опубл. 1816), «Кубла Хан, или Видение во сне» (1798, неоконч., опубл. 1816, п. 1908), «Сказание о Старом Мореходе» (из сб. 1798, п. 1967). Драма «Падение Робеспьера» (1794, совм. с Р. Саути), трагедия «Осорио» (1797, переработ. вар. — «Раскаяние», 1813). Лит. мемуары «Литературная биография» (1817), лекции о Шекспире (изд. 1849), публицистика.

■ Стихи, М., 1974.

КОЛУМ ПАТРИК

КО́ЛУМ (Colum) Патрик (1881—1972), ирландский писатель. Ром. «Замок победителя» (1923), «Летящие лебеди» (1957). Стихи. Пьесы («Земля», 1905; «Томас Мескери», 1910). Биогр. книги, в т.ч. о Дж. Джойсе (1958).

КОЛУНХЕ ХИЛЬ

КОЛУ́НХЕ (Colunje) Хиль (1831—1899), панамский поэт, прозаик.

КОЛЬЦО

КОЛЬЦО́, то же, что просаподосис.

КОЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КОЛЬЦО́В Алексей Васильевич (1809—1842), русский поэт. Лирич. стихи (многие стали нар. песнями и популярными романсами), в т.ч. «Люди добрые, скажите», «Песня пахаря», «Песня» («Ты не пой, соловей»), «Не шуми ты, рожь» (все — 1835), «Косарь» (1836), «Раздумье селянина», «Горькая доля» («Соловьем залетным»), «Лес» (все — 1838), «Первая песня Лихача Кудрявича», «Вторая песня Лихача Кудрявича», «Последний поцелуй» («Обоими, поцелуй»), «Русская песня» («В поле ветер веет»; все — 1839), «Хуторок», «Русская песня» («Без ума, без разума»), «Русская песня» («Так и рвется душа»), «Разлука» («На заре туманной юности»), «Дума сокола» (все — 1840), «Что ты спишь, мужичок?», «Расчет с жизнью» (оба — 1841), «Русская песня» («Не весна тогда», 1842), «Всякому свой талан» (1840, опубл. 1846).

■ Стихотворения, [ст. В.Г. Белинского «О жизни и сочинениях Кольцова»], СПБ, 1846; Соч., т. 1—2, М., 1958; Стихотворения, М., 1982.

● Добролюбов Н.А., А. В. Кольцов, Собр. соч., т. 1, М.—Л., 1961; Тонков В.А., А.В. Кольцов. Жизнь и творчество, 2 изд., Воронеж, 1958; Скатов Н.Н., Поэзия А. Кольцова, Л., 1977; его же, Кольцов, М., 1983; Современники о Кольцове, Воронеж, 1959; Русский соловей. А.В. Кольцов в отечеств. поэзии, Воронеж, 1979.

КОЛЬЦОВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ

КОЛЬЦО́В (наст. фам. Фридлянд) Михаил Ефимович (1898—1942), русский советский писатель, журналист, общественный деятель, член-корреспондент АН СССР (1938). Чл. КПСС с 1918. Кн. очерков «Сотворение мира» (1928), «Хочу летать» (1931), «Испанская весна» (1933), «Испанский дневник» (кн. 1, 1938) и др. Фельетоны. Сатирич. цикл «Иван Вадимович, человек на уровне» (1933). Кн. «Буревестник. Жизнь и смерть Максима Горького» (1938).

■ Собр. соч., т. 1—3, М.—Л., 1928—29; Избр. произв., т. 1—3, М., 1957; Фельетоны и очерки, М., 1961; Писатель в газете. Выступления, статьи, заметки, М., 1961.

● Рубашкин А.И., Михаил Кольцов, Л., 1971; Веревкин Б.П., М.Е. Кольцов, М., 1977; Михаил Кольцов, каким он был. Воспоминания, М., 1965.

КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС

КОМЕ́НСКИЙ (Komenský, Comenius) Ян Амос (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Филос.-худож. соч.-аллегория «Лабиринт света и рай сердца» (1631, п. 1904), стихотв. переводы псалмов, трактат «О поэзии чешской» (после 1620). Пед. труды «Открытая дверь к языкам» (1631), «Великая дидактика» (1633—1638), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Произв. К. переводились на рус. яз. с 18 в.

■ Избр. пед. соч., т. 1—2, М., 1982.

● Красновский А.А., Я.А. Коменский, М., 1953.

КОМИКС

КО́МИКС (англ. comics, мн. ч. от comic — смешной, комический), серия рисунков с краткими текстами, представляющая собой связное повествование развлекательного характера. Появился в американских газетах в 90‑х гг. XIX в., получил распространение в 30‑х гг. XX в. (в т. ч. К. режиссера-мультипликатора У. Диснея). С середины XX в. стал одним из популярных жанров т.н. массовой литературы в США. Главные темы К. — «дикий Запад» («Westerners»), похождения суперменов, приключения в джунглях, преступления; распространены также К. «любовные», научно-фантастические, псевдоисторические. Утрачивая комическую природу, К. нередко прославляют грубую физическую силу, жестокость, агрессивность. Упрощенное переложение в К. произведений классической литературы приводит к ее примитивизации. Необычайно широкое распространение и вредное влияние К. на массового читателя, особенно на детей, вызывает озабоченность видных деятелей западной культуры.

Литература:

Holtz C., Comics — ihre Entwicklung und Bedeutung, Münch., 1980.

КОМИ-ПЕРМЯЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КО́МИ-ПЕРМЯ́ЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература коми-пермяков на коми-пермяцком языке. До Октябрьской революции К.-п. л. не имела письменных традиций. Творчество первых коми-пермяцких писателей опиралось на фольклор и опыт русской литературы. Основоположник К.-п. л. — М. П. Лихачев. Среди известных писателей — С. И. Караваев, В. В. Климов, И. А. Минин, Н. В. Попов. Выходят литературно-художественные сборники «Иньва» (с 1949).

Литература:

Ожегова М.Н., Устно-поэтическое творчество коми-пермяцкого народа, Кудымкар, 1961;

Пахорукова В.В., Рассказы и очерки коми-пермяцких писателей 20—30‑х гг. Коми филология, «Тр. института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР», в. 14, Сыктывкар, 1972.

В. В. Пахорукова.

КОМИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТА́РИЙ (от лат. commentarius — заметки, толкование), жанр филологического исследования, толкование, разъяснение текста литературного памятника. К. излагает ход и результаты критического изучения текста и сопровождает его издание. Комментирование тесно связано с текстологией и другими науками, всесторонне изучающими литературное произведение: литературоведением, историей, эстетикой, историей языка, археографией, палеографией и т. д. Текстологический К. дает анализ источников текста и аргументирует выбор основного источника, обосновывает те или иные чтения, конъектуры (исправления неясностей текста редактором), излагает историю текста, иногда включает публикацию вариантов. Историко-литературный К. анализирует исторические основы произведения, дает представление о месте его в истории литературы. Биографический К. устанавливает связи произведения с жизнью писателя. Реальный, или исторический, К. рассказывает о событиях, обстоятельствах и лицах, упоминаемых в тексте. Лингвистический К. раскрывает особенности словаря и фразеологии писателя; частным случаем его являются т.н. глоссы (см. Глоссарий). Комментирование, отмеченное конкретным историзмом и всесторонностью, осуществляется в таких серийных советских изданиях, как «Библиотека поэта», «Литературные памятники», «Литературное наследство». Возможно выделение комментария к произведению в отдельное издание (напр.: Лотман Ю.М., Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий, 1980).

Литература:

Рейсер С. А., Палеография и текстология нового времени, М., 1970.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЙНОСТЬ

КОММУНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПАРТИ́ЙНОСТЬ, см. Партийность литературы.

КОМНИНА АННА

КОМНИНА́ А́ННА, см. Анна Комнина.

КОМПАРАТИВИЗМ

КОМПАРАТИВИ́ЗМ (от лат. comparativus — сравнительный), в широком, общепринятом смысле слова — то же, что сравнительно-историческое литературоведение (сравнительное литературоведение); раздел истории литературы, изучающий сходства и различия, взаимоотношения и взаимодействия, связи и влияния литератур разных стран мира. В узком смысле — начальный этап в развитии сравнительного литературоведения, когда преобладало эмпирическое сопоставление отдельных литературных фактов вне национально-исторического контекста, системы мировоззрения и стиля писателя. также Литературные связи и влияния.

КОМПИЛЯЦИЯ

КОМПИЛЯ́ЦИЯ (от лат. compilatio, букв. — ограбление), несамостоятельная работа, составление произведений на основе чужих исследований или чужих произведений (лит. К.) или на заимствовании всех данных из чужих исследований (без самостоятельной обработки источников и без ссылок на авторов).

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПОЗИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПТОН-БЕРНЕТТ АЙВИ

КО́МПТОН-БЕ́РНЕТТ (Compton-Burnett) Айви (1884—1969), английская писательница. Ром. «Братья и сестры» (1929), «Мужчины и жены» (1931), «Дом и его глава» (1935) и пр.

КОМЬЯТ АЛАДАР

КО́МЬЯТ (Komját) Аладар (1891—1937), венгерский поэт и публицист. Чл. Коммунистич. партии Венгрии с 1918. После 1919 в эмиграции. Сб. стихов «Клик» (1917), «Новый Интернационал» (1919), «Хотим всего!» (1931), «Земля двинулась» (1937).

КОНАКИ КОСТАКЕ

КОНА́КИ Костаке (1777—1849), молдавский и румынский поэт, государственный деятель. Кн. «Стихи, сочинения и переводы» (1856); пьесы «Женский суд», «Комедия бана Константина Канта…» (совм. с Д. Белдиманом и Н. Димаки); трактат «Искусство стихосложения».

■ Соч., Киш., 1978 (на молд. яз.).

КОНАН ЛОРА

КОНА́Н (Conan) Лора (1845—1924), канадская писательница (на франц. яз.). Пов. «Настоящая любовь» (1879). Ром. «Анжелина де Монбрен» (1884), «На дело и на подвиг» (1891), «Забытый» (1902).

КОНГО ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНГРИВ УИЛЬЯМ

КО́НГРИВ (Congreve) Уильям (1670—1729), английский драматург. Комедии «Старый холостяк», «Двойная игра» (обе — 1693, обе п. 1977), «Любовь за любовь» (1695, п. 1965), «Так поступают в свете» (1700, п. 1977). Трагедия «Невеста в трауре» (1697). Ром. «Инкогнита» (1700). Оды, переводы из Гомера и Овидия.

■ Комедии, М., 1977.

КОНДАК

КОНДА́К (от греч. kontákion),

1) центральный жанр ранневизантийской церковной гимнографии, род поэмы на религиозный сюжет. Форма К. сложилась к VI в., расцвета достигла в творчестве Романа Сладкопевца; была вытеснена получившим широкое распространение в VIII—IX вв. жанром канона (2). Обычно К. имеет от 18 до 24 строф, объединенных одинаковым количеством слогов, одинаковым метрическим рисунком, однотипным синтаксическим членением, рефреном; первые буквы строф слагаются в акростих. Метрика К. основана на изосиллабизме и тяготеет к регулярности тоники. Для К. обычно наглядное изображение воспеваемого события, иногда обмен репликами со стороны действующих лиц (напр., Марии и Гавриила в сцене Благовещения). Наряду с этим встречаются прямые обращения к слушателям, восклицания, риторические вопросы, обычные для техники диатрибы и христианской проповеди.

2) В позднейшем обиходе — короткое православное песнопение на тему праздника, обычно реликт бывшего К. (в 1-м значении); входит в состав акафиста и канона.

Литература:

Аверинцев С. С., Поэтика ранневизант. литературы, М., 1977 (указатель).

КОНДРАТЬЕВ ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ

КОНДРА́ТЬЕВ Вячеслав Леонидович (р. 1920), русский советский писатель. Пов. «Сашка» (1979), «Отпуск по ранению», «День Победы в Черново», «Борькины пути-дороги» (все — 1980), «Встречи на Сретенке» (1983). Рассказы. Пьесы.

■ Сашка. Повести и рассказы, М., 1981.

КОНЕ МОРИС

КОНЕ́ (Koné) Морис, писатель Берега Слоновой Кости (на франц. яз). Ром. «Юноша из Буаке» (1963) и «До порога ирреального» (1976).

КОНЕСКИЙ БЛАЖЕ

КО́НЕСКИЙ Блаже (р. 1921), македонский писатель, филолог. Чл. СКЮ. Сб. стихов («Вышивальщица», 1955; «Записи», 1974), поэма «Мост» (1945), рассказы. Историко-лит. труды.

КОНЕЦКИЙ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ

КОНЕ́ЦКИЙ Виктор Викторович (р. 1929), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1953. Пов. «Завтрашние заботы» (1961), «Повесть о радисте Камушкине» (1962), «Кто смотрит на облака» (1967), «Путевые портреты с морским пейзажем» (1976), «Последний раз в Антверпене» (1977), «Вчерашние заботы» (1979), «Третий лишний» (1982). Ром. «За Доброй Надеждой» (1977). Кн. путевых очерков, в т.ч. «Соленый лед» (1969), «Морские сны» (1975). Рассказы. Киносценарии.

■ Избр., т. 1—2, Л., 1983.

● Файнберг Р., Виктор Конецкий, Л., 1980.

КОНИ АНАТОЛИЙ ФЁДОРОВИЧ

КО́НИ Анатолий Фёдорович (1844—1927), русский юрист, общественный деятель; мемуарист; почетный академик Петербургской АН (1900). Сын Ф. А. Кони. Сб. «Судебные речи…» (1888; 4 изд., 1905), «За последние годы. Судебные речи…» (1896). Сб. воспоминаний «На жизненном пути» (т. 1—5, 1912—29).

■ Собр. соч., т. 1—8, М., 1966—69 (ст. К. И. Чуковского и др.).

● Смолярчук В.И., А.Ф. Кони (1844—1927), М., 1981.

КОНИ ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ

КО́НИ Фёдор Алексеевич (1809—1879), русский драматург, журналист. Комедия «В тихом омуте черти водятся» (1834); водевили, в т.ч. «Иван Савельич», «Женишок-горбунок» (оба — 1835), «Принц с хохлом, бельмом и горбом» (1836), «Девушка-гусар» (1837), «Студент, артист, хорист и аферист» (1838), «Женская натура» (1839), «Петербургские квартиры», «Деловой человек» (оба — 1840), «Беда от сердца и горе от ума» (1851), переводы и переделки иностр. пьес. Элегии, романсы. Театр, критика, статьи по истории театра. Историч. соч.

■ Театр Ф.А. Кони, т. 1—4, СПБ — М., 1870—71; Водевили, М., 1937.

КОННОР РАЛФ

КО́ННОР (Connor) Ралф (1860—1937), канадский писатель (на англ. яз.). Ром. «Небесный кормчий» (1899), «По ту сторону болот» (1898), «Иностранец» (1909).

КОНОВАЛОВ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

КОНОВА́ЛОВ Григорий Иванович (р. 1908), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1930. Ром. «Университет» (опубл. 1947), «Степной маяк» (1949), «Истоки» (кн. 1—2, 1959—67), «Былинка в поле» (1969), «Предел» (1974), «Благодарение» (1983). Пов. «Чекмаревы» (1973). Сб. рассказов «Поиски дивного цветка» (1959), «Беркутиная гора» (1963), «Гнев кротких» (1969). Очерки.

● Явчуновский Я., Григорий Коновалов, Саратов, 1969.

КОНОВАЛОВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

КОНОВА́ЛОВ Михаил Алексеевич (1905—1939), удмуртский советский писатель. Чл. КПСС с 1929. Ром. «Лицо со шрамом» (1933), историч. ром. «Гаян» (1936). Рассказы для детей. Собирал удм. фольклор.

■ Лицо со шрамом. Ром., рассказы, Ижевск, 1973 (на удм. яз.); Гаян, М., 1975.

● Богомолова З.А., Михаил Коновалов, Ижевск, 1971.

КОНОН ДЕ БЕТЮН

КОНО́Н де БЕТЮ́Н (Conon de Béthune) (сер. 12 в. — ок. 1224), французский трувер. Песни, стих. в форме риторич. прений о любви, сирвенты.

КОНСИАНС ХЕНДРИК

КОНСИА́НС (Conscience) Хендрик (1812—1883), бельгийский писатель (на нидерл. яз.). Историч. ром. «Лев Фландрии» (1838), «Якоб ван Артефелде» (1849), «Крестьянская война» (1853), «Парни из Фландрии» (1870). Ром. «Слепая роза» (1850, п. 1893). Рассказы.

КОНСОНАНС

КОНСОНА́НС, то же, что диссонанс.

КОНСТАНТА

КОНСТА́НТА (от лат. constans — постоянный) в стиховедении, признак стиха, позиция которого в стихотворной строке постоянна, без исключений. В русском стихе такова, напр., ударность последнего икта или словораздел на границе стиха; поэтому строчки типа «Послушайте, как вас? вы слышите?» в 5-стопном ямбе В. Я. Брюсова и «Он Христофор Колумб, что зна- / Чит: голубь-крестоносец» в 4—3-стопном ямбе П. Г. Антокольского ощущаются как нарочитые неправильности. См. Ритм.

М. Л. Гаспаров.

КОНСТАНТИН ЕРЗНКАЦИ

КОНСТАНТИ́Н ЕРЗНКАЦИ́ (ок. 1250 — 1-я пол. 14 в.), средневековый армянский поэт. Лирич. стихи, религ. песни, впервые изд. в 1905.

■ Утренний свет, Ер., 1981 (параллельно на арм. и рус. яз.).

КОНСТАНТИН ПРЕСЛАВСКИЙ

КОНСТАНТИ́Н ПРЕСЛА́ВСКИЙ, болгарский писатель, епископ, ученик Мефодия (9 — 10 вв.).

КОНСТРУКТИВИЗМ

КОНСТРУКТИВИ́ЗМ (от лат. constructio — построение), художественный стиль, эстетическое направление, сложившееся в 1920‑х гг. и выражавшее пафос роста индустриальной культуры.

В советской литературе как самостоятельное, преимущественно поэтическое течение К. был провозглашен К. Л. Зелинским, И. Л. Сельвинским и А. Н. Чичериным в 1923 (манифест в сб. «Мена всех», 1924; др. сборники: «Госплан литературы», 1925; «Бизнес», 1929). В 1924 оформился Литературный центр конструктивистов (ЛЦК), в который, наряду с названными, вошли В. А. Луговской, В. М. Инбер, Б. Н. Агапов, Е. И. Габрилович и др.; организационно примыкал Э. Г. Багрицкий.

Конструктивистские тенденции, отвечавшие «левым» требованиям «революции формы», стимулировались лозунгами ЛЕФа. Основные эстетические принципы: в прозе — ориентация на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность», в поэзии — освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессиональная речь, жаргоны и др.), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к фабульности, эпическим жанрам. В 1930 ЛЦК самораспустился.

Литература:

Лит. манифесты (от символизма к Октябрю), М., 1929.

КОНТАМИНАЦИЯ

КОНТАМИНА́ЦИЯ в текстологии (от лат. contaminatio — соприкосновение, смешение), соединение текстов разных редакций одного произведения. К ней приходится прибегать в тех случаях, когда источники не дают удовлетворительной редакции, отвечающей, предполагаемому замыслу автора (напр., в некоторых произведениях древнерусской литературы). К. приводит к созданию гипотетического текста, не во всем соответствующего авторскому. Таким является, напр., текст поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» (Собр. соч. в 6 тт., изд. АН СССР, 1954—1957).

КОНТЕКСТ

КОНТЕ́КСТ (от лат. contextus — сцепление, соединение, связь), речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его части, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение отдельные слова, фразы и т. д. В художественной литературе К. определяет конкретное содержание, выразительность и стилистическую окраску не только какого-либо фрагмента повествования, но и целого произведения, а также различных художественных средств (в т. ч. поэтических фигур, стихотворных ритмов и др.). Нарушение К. разрушает художественного единство текста и самый художественный образ; вне К. часто невозможно уловить авторское отношение к изображаемому, напр. иронию.

КОНТИ АРОЛЬДО

КО́НТИ (Conti) Арольдо (р. 1925), аргентинский писатель. Сб. рассказов «Каждое лето» (1964), «С другими людьми» (1967), «Баллада о тополе» (1975).Ром. «Юго-Восток» (1962), «Вокруг клетки» (1966), «При жизни» (1971), «Маскаро, американский стрелок» (1975).

КОНТОН УИЛЬЯМ

КО́НТОН (Conton) Уильям (р. 1925), писатель, историк Сьерра-Леоне. Ром. «Африканец» (1960, п. 1966). Рассказы.

КОНФЛИКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦОВКА

КОНЦО́ВКА, заключительный компонент литературного произведения или его части. В поэзии К. называют завершающую афористическую строку лирического стихотворения («Мне грустно… потому что весело тебе» — стих. «Отчего» М. Ю. Лермонтова), финальное назидание в басне, неожиданный остроумный вывод в эпиграмме, а также рефрен (см. Припев). В драматургии К. может служить реплика «под занавес» — в финале акта или всей пьесы. В эпическом произведении К. не связана непосредственно с действием; это может быть финальная сентенция, финальный пейзаж и пр.

И. Б. Роднянская.

КОНЧАЛОВСКАЯ НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

КОНЧАЛО́ВСКАЯ Наталья Петровна (р. 1903), русская советская писательница. Биогр. кн. о художнике В.И. Сурикове («Сын земли Сибирской», 1960, «Дар бесценный», 1964), о франц. певице Э. Пиаф («Песня, собранная в кулак», 1965), «В поисках Вишневского. Жизнеописание сов. хирурга» (1981). Пов. «Трубадуры и святые Марии» (1971). Стихи (сб. «Цвет», 1961). Поэмы «Наша древняя столица» (кн. 1—3, 1947—53), «Хатынская поляна» (1970). Кн. для детей. Воспоминания (кн. «Магнитное притяжение. Рассказы о встречах», 1976). Рус. тексты опер Моцарта, Обера, Верди и др. Статьи о лит-ре. Поэтич. переводы.

КОНЬО ЖОРЖ

КОНЬО́ (Cogniot) Жорж (1901—1978), французский писатель, журналист, общественный деятель. Чл. ФКП. Сб. новелл «Побег» (1947, п. 1948). Этюд о Г. Гейне (1956). Мемуары «Избранный путь» (1976—78, п. 1980). Публицистика.

■ Знакомство с Советским Союзом. Очерки М., 1959.

КОППАРД АЛФРЕД ЭДГАР

КО́ППАРД (Coppard) Алфред Эдгар (1878—1957), английский писатель. Сб. рассказов «Адам и Ева» (1921), «Клоринда в раю» (1922), «Горчичное поле» (1926), «Полли Оливер» (1935), «Люси в розовом жакете» (1954) а др. Автобиогр. кн. «Вот Я, Господи» (1957).

КОПТЕЛОВ АФАНАСИЙ ЛАЗАРЕВИЧ

КОПТЕ́ЛОВ Афанасий Лазаревич (р. 1903), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1944. Ром. о В.И. Ленине «Большой зачин» (1963), «Возгорится пламя» (ч. 1—2, 1965—68), «Точка опоры» (кн. 1—2, 1973—77; Гос. пр. СССР, 1979). Ром. «Новые поля» (1929), «Светлая кровь» (1931), «Великое кочевье» (1934—35), «На-гора!» (1941), «Когда ковалась победа» (кн. 1, 1945), «Сад» (1955). Рассказы. Сб. воспоминаний, очерков и статей о писателях «Мои современники» (1963), «Минувшее и близкое» (1972; доп. изд. 1983).

■ Собр. соч., т. 1—5, Новосиб., 1978—82.

● Яновский Н.Н., Афанасий Коптелов, М., 1966; Баландин Л.А., Афанасий Коптелов, Новосиб., 1975.

КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КО́ПТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература египетского народа IV—XVIII вв. на коптском языке. Возникла с распространением в Египте христианства и развивалась преимущественно в монастырях. Первые коптские письменные памятники — переводы Священного писания с греческого языка, сочинения христианских богословов, гностиков и манихеев (см. Манихейская литература). Ранние оригинальные произведения К. л. — монастырские уставы и проповеди Пахома, основателя первых монастырей, и его преемников Федора и Хорсиэсе (IV в.), а также многочисленные поучения и проповеди исторического деятеля, настоятеля Белого монастыря (у Атрибиса) Шенуте (333—451). К этому времени относится и возникновение на коптском языке обширной житийной литературы, оказавшей влияние на литературу европейского средневековья, особенно Византии. В VII в., после арабского завоевания Египта, в К. л. появляются произведения светского характера. Интересен единственный в своем роде коптский анонимный «Роман о Камбисе», сближающийся с египетскими историческими романами, записанными демотическим письмом. В X в. наступает расцвет коптской поэзии; появляются песни сказочного и назидательного характера. С вытеснением коптского языка арабским в XIII—XIV вв. создавались сочинения на уже мертвом коптском языке (анонимная поэма «Триадон», «Житие Иоанна Фаниджойского»). До XVIII в. сочинялись церковные гимны.

Литература:

Тураев Б. А., Копт. литература, в кн.: Литература Востока, П., 1920;

Leipoldt J., Geschichte der koptischen Literatur, в кн.: Literaturen des Ostens in Einzeldarstellungen, 2 Aufl., Bd 7, Abt. 2, Lpz., 1909, S. 133—83.

А. И. Еланская.

КОПТЯЕВА АНТОНИНА ДМИТРИЕВНА

КОПТЯ́ЕВА Антонина Дмитриевна (р. 1909), русская советская писательница. Ром. «Фарт» (1940), «Товарищ Анна» (1946), «Дар земли» (1963), «На Урале-реке» (кн. 1—2, 1969—78). Ром.-трил. «Иван Иванович» (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Дружба» (1954), «Дерзание» (1958). Пов. «Колымское золото» (1936). Очерки (в т.ч. «Пламенные цветы пустыни», 1982).

■ Собр. соч., т. 1—6, М., 1972—75.

КОПЫЛЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

КОПЫЛЕ́НКО Александр Иванович (1900—1958), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1950. Сб. рассказов «Кара-Круча» (1923), «Твердый материал» (1928). Пов. «Буйный хмель» (1925). Ром. «Рождается город» (1932), «Очень хорошо» (1936), «Десятиклассники» (1938, одноим. пьеса, 1939), «Лейтенанты» (1947), «Земля большая» (1957).

■ Соч., т. 1—4, К., 1961—62 (на укр. яз.); Избр. соч. т. 1—2, К., 1980 (на укр. яз.).

КОРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРАШИ ХАСАН АБДАЛЛАХ

КОРА́ШИ Хасан Абдаллах, современный арабский поэт (Саудовская Аравия).

КОРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА

КОРЕ́ЙСКОЙ НАРО́ДНО-ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКОЙ РЕСПУ́БЛИКИ ЛИТЕРАТУ́РА, в ст. Корейская литература.

КОРЕПАНОВ-КЕДРА ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

КОРЕПА́НОВ-КЕ́ДРА (Митрей Кедра) Дмитрий Иванович (1892—1949), удмуртский советский писатель. Чл. КПСС с 1923. Ром. «Тяжкое иго» (1929); автобиогр. нов. «Вужгурт» (1926; в 1958 изд. под назв. «Вужгурт содрогается»). Трагедия «Эштэрек» (1915). Очерки и рассказы.

■ [Избр.], Ижевск, 1965.

● Богомолова З.А., Творчество Кедра Митрея Ижевск, 1967.

КОРИНЕЦ ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ

КОРИНЕ́Ц Юрий Иосифович (р. 1923), русский советский писатель. Пов. для детей «Там вдали за рекой…», «Самая умная лошадь» (обе — 1967), «В белую ночь у костра» (1968), «Привет от Вернера» (1972), «Володины братья» (1973—74), «Песня Гизи» (1974). Роман «Вся жизнь и один день» (1983). Стихи и сказки (сб. «Выбирай коня любого», 1963, «Где живет Комсомол», 1968, «Самовар», 1973, и др.). Переводы.

■ Избр., т. 1—2 М., 1982.

● Разгон Л., Юрий Коринец, М., 1980.

КОРКУТ ФАДЫЛ

КОРКУ́Т (Korkut) Фадыл, современный кипрский турецкий драматург. Пьесы «Султан Джем», «Платок невесты».

КОРНАРОС ВИЦЕНДЗОС

КОРНА́РОС Вицендзос (ок. 1600 — 1670), греческий поэт.

КОРНАРОС ТЕМОС

КОРНА́РОС Темос (1909—1970), греческий писатель. Провел ок. 20 лет (с 1936) в тюрьмах, ссылках, концлагерях. Ром. «Бродяга» (1934), «История одного поколения» (1963), ром.-хроника «Концлагерь Хайдари» (1945). Повести-памфлеты, пов. «Пепел и фениксы» (1957). Рассказы.

КОРНЕЙЧУК АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВИЧ

КОРНЕЙЧУ́К Александр Евдокимович (1905—1972), украинский советский драматург, общественный деятель, академик АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1967). Чл. КПСС с 1940. Чл. ЦК КПСС (с 1952) и ЦК КП Украины (с 1949). Чл. ВСМ (с 1950). Пьесы «Гибель эскадры» (пост. 1933), «Платон Кречет» (пост. 1934), «Богдан Хмельницкий» (1939; Гос. пр. СССР, 1941), «В степях Украины» (1941; Гос. пр. СССР, 1942), «Фронт» (1942; Гос. пр. СССР, 1943), «Макар Дубрава» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Калиновая роща» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Крылья» (1954), «Почему улыбались звезды» (1957), «Память сердца» (1969) и др.; киносценарии; публицистика. Междунар. Лен. пр. «За укрепление мира между народами» (1960).

■ Соч., т. 1—5, К., 1966—68 (на укр. яз.); Соч., т. 1—4, Л., 1976—77.

● Пархоменко М., А. Корнейчук, М., 1952.

КОРНЕЛЬ ПЬЕР

КОРНЕ́ЛЬ (Corneille) Пьер (1606—1684), французский драматург. Стихотв. комедии «Мелита, или Подложные письма» (1629, изд. 1633), «Вдова, или Наказанный предатель» (1631 — 1632), «Галерея суда, или Подруга-соперница» (1632), «Субретка» (1633), «Королевская площадь, или Сумасбродный влюбленный» (1633—34), «Лжец» (1644), «Продолжение лжеца» (1645). Героич. комедия «Дон Санчо Арагонский» (1650). Трагикомедии в стихах «Клитандр, или Освобожденная невинность» (1632), «Сид» (1637). Трагедии «Медея» (1639), «Гораций» (1641), «Цинна, или Милосердие Августа» (1643), «Мученик Полиевкт» (1643), «Смерть Помпея» (1644), «Родогуна» (1647), «Ираклий, или Император Востока» (1647), «Никомед» (1651), «Пертарит» (1653), «Эдип» (1659), «Серторий» (1662), «Софонисба» (1663), «Отон» (1665), «Аттила, царь гуннов» (1667), «Тит и Береника» (1677), «Сурена, парфянский полководец» (1675). Сб. «Поэтическая смесь» (1632). Теоретич. кн. о драматургии «Рассуждения» (1660). Трагедии К. в России переводились и ставились с 18 в.

■ Избр. трагедии, М., 1956; Театр франц. классицизма, М., 1970.

● Батюшков Ф.Д., Корнелиев «Сид», СПБ, 1895; Обломиевский Д.Д., Корнель, в его кн.: Франц. классицизм, М., 1968; Goulet A.S., L'univers théâtral de Corneille, Camb., 1978 (лит.).

КОРНИЛОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ

КОРНИ́ЛОВ Борис Петрович (1907—1938), русский советский поэт. Сб. стихов «Молодость» (1928), «Первая книга», «Все мои приятели» (оба — 1931), «Книга стихов», «Стихи и поэмы» (оба — 1933), «Новое» (1935). Поэмы «Соль», «Тезисы романа» (обе — 1933), «Агент уголовного розыска» (незаконч., 1933), «Триполье» (1933—34), «Моя Африка», «Последний день Кирова» (обе — 1935), «Начало земли», «Самсон» (обе — 1936). Тексты песен («Песня о встречном» и др.). Стихи для детей.

■ Стихотворения и поэмы, М.—Л., 1966.

● Поздняев К., Продолжение жизни. Книга о Б. Корнилове, М., 1978.

КОРНХЕРТ ДИРК ВОЛКЕРТСЗОН

КО́РНХЕРТ (Coornhert) Дирк Волкертсзон (1522—1590), нидерландский писатель и филолог. Дидактич. соч. «Этика, или Искусство правильно жить» (1586); «Комедия о любви и страдании» (1567). Переводы произв. Гомера, Сенеки, Цицерона, Боккаччо.

КОРНЯНУ ЛЕОНИД ЕФИМОВИЧ

КОРНЯ́НУ Леонид Ефимович (1909—1957), молдавский советский писатель. Чл. КПСС с 1945. Сб. стихов «Разные стихи» (1930), «Порыв» (1933), «Песни и стихотворения» (1939), «Из долины Днестра» (1947). Пьесы «Источник дружбы» (1952—54), «Тень любви» (1958), «Марийкино счастье» (совм. с Е. Геркеном, пост. 1951).

■ Соч., Киш., 1973 (на молд. яз.); Пьесы, Киш., 1956.

КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ

КОРОЛЕ́НКО Владимир Галактионович (1853—1921), русский писатель. В 1900 избран почетным акад. Петерб. АН, в 1902 сложил с себя это звание. Рассказы из «сибирского» цикла: «Чудная» (1880, распространялся в списках, опубл. 1905), «Убивец», «Сон Макара», «Соколинец» (все — 1885), «По пути» (1888, 2-я ред. 1914), «Ат-Даван» (1885, 2-я ред. 1892), «Марусина заимка» (1889, опубл. 1899), «Огоньки» (1901); рассказы «В дурном обществе» (1885), «Лес шумит» (1886), «Река играет» (1892), «Без языка» (1894), «Не страшное» (1903) и др. Пов. «Слепой музыкант» (1886, 2-я ред. 1898). Очерки, в т.ч. «В пустынных местах» (1890, 2-я ред. 1914), «Павловские очерки» (1890), «В голодный год» (1892—93), «У казаков» (1901), «Наши на Дунае» (1909). Публицистика, в т.ч. «Мултанское жертвоприношение» (цикл очерков, статей и заметок, 1895—98), «Знаменитость конца века» (1898, дело Дрейфуса), «Сорочинская трагедия» (1907), «Бытовое явление» (1910, против смертной казни), «Дело Бейлиса» (цикл статей и корреспонденции, 1913). Мемуары: кн. «История моего современника» (опубл. 1922), лит.-критич. статьи и воспоминания, в т.ч. «О Г.И. Успенском» (1902), «А.П. Чехов» (1904), статьи о Н.В. Гоголе (1909), Л.Н. Толстом (1908). Дневники, публицистич. письма.

■ Собр. соч., т. 1—10, М., 1953—56; Собр. соч., т. 1—6, М., 1971; История моего современника, кн. 1—2, Л., 1976.

● А.М. Горький и В.Г. Короленко. Переписка, статьи, высказывания, М., 1957; Миронов Г.М., Короленко, М., 1962; Ростов Н., В.Г. Короленко, М., 1965; Бялый Г.А., В.Г. Короленко, 2 изд., Л., 1983; В.Г. Короленко в воспоминаниях современников, М., 1962; Короленко С.В., Книга об отце, Ижевск, 1968.

КОРОТИЧ ВИТАЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

КОРО́ТИЧ Виталий Алексеевич (р. 1936), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1967. Сб. стихов «Золотые руки» (1961), «Запах неба» (1962), «Огонь» (1968), «Перевоплощение» (1971), «Достоинство» (1977) и др. Пов. «Такая жестокая память» (1970), «Метроном» (п. 1982). Ром. «Десятое мая» (1978), «Лицо ненависти» (публицистич., 1984, Гос. пр. СССР, 1985). Кн. очерков «О, Канада!» (1966), «Кубатура яйца. Размышления о пребывании в Америке» (1977). Сб. лит.-критич. статей «Человек в полный рост» (1972).

■ Закон земли. Избр. стихи, К., 1979 (на укр. яз.); Голоса. Стихотворения и поэма, М., 1984.

КОРСАКАС КОСТАС

КО́РСАКАС Костас (р. 1909), народный писатель Литовской ССР (1979), литературовед. Лит.-критич. работы, в т.ч. кн. «Писатели и книги» (1940), «Дружба литератур» (1962), «Исполин латышской литературы» (1967). Сб. стихов «Закон борьбы» (1943), «Жатва» (1969), «Листопад» (1979).

■ Стихи, Вильнюс, 1976.

КОРСИ ДЕМЕТРИО

КО́РСИ (Corsi) Деметрио (1899—1957), панамский поэт. Сб. стихов «Под солнцем Калифорнии» (1924), «Кумбия» (1936), «Гринго приходят, а кумбия исчезает…» (1953), «Время проходило, а все было по-прежнему» (1955).

КОРЧАК ЯНУШ

КО́РЧАК (Korczak) Януш (наст. имя Генрик Гольдшмидт; Goldszmidt; 1878—1942; погиб в Треблинке с 200 своими воспитанниками), польский писатель, педагог, врач. Повести, в т.ч. «Дети улицы» (1901), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910, п. — «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш I» (1923, п. 1924, 1978); новеллы, пьеса «Сенат безумцев» (1931), педагогич. произв., в т.ч. кн. «Как любить детей» (1914, п. 2-й ч. — «Интернат», 1922, с предисл. Н.К. Крупской), статьи 1900—39, дневник 1942.

■ Когда я снова стану маленьким. Повести, М., 1964; Избр. Повести, очерки, К., 1983.

КОСТА КЛАУДИУ МАНУЭЛ ДА

КО́СТА (Costa) Клаудиу Мануэл да (1729—1789), бразильский поэт. Эпич. поэма «Вила Рика» (1773, опубл. 1839). Сб. «Стихи» (1768).

КОСТАНТИНИ УМБЕРТО

КОСТАНТИ́НИ (Costantini) Умберто (р. 1924), аргентинский писатель. Сб. рассказов «Одна старая история о путниках» (1967), «Бандео» (1975). Сатирич. ром. «О богах, человечках и полицейских» (1979).

КОСТАРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КОСТАРИКА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература коста-риканского народа. Развивается на испанском языке. В период испанского колониального господства письменная литература почти не существовала; К.-Р. л. фактически зародилась после провозглашения независимости страны (1821). Первые значительные произведения созданы в конце XIX — начале XX вв., в период распространения костумбризма (М. Гонсалес Селедон и др.). В творчестве Х. Гарсии Монхе костумбристские традиции постепенно уступают место реалистическим тенденциям (первые национальные романы «Сиротка» и «Дочери полей»). Его просветительская и публицистическая деятельность (издавал в 1919 — 1958 литературный журнал «Repertorio Americano») сыграла значительную роль в становлении латиноамериканской демократической литературы 1‑й половины XX в. В поэзии реалистическое течение, представленное главным образом поэтами (в т. ч. А. Х. Эчеверрия), опубликовавшими коллективный сб. «Костариканская лира» (1890 — 1891), утверждалось с начала XX в. В борьбе с модернизмом (представителем которого был известный поэт и литературовед Р. Бренес Месен).

С 20—30‑х гг. под влиянием успехов демократического движения в стране в литературе активно разрабатывается социальная и политическая тематика; в творчестве ведущих писателей она сочетается с антиимпериалистической направленностью (К. Гахини, Х. Марин Каньяс). Интересы народных масс, протест против империалистической эксплуатации выразили в 40—50‑х гг. писатели-коммунисты: прозаики Кармен Лира, К. Л. Фальяс, в романе которого «Мамита Юнай» впервые в центрально-американской литературе прозвучала тема пробуждения классового сознания пролетариата, Х. Гутьеррес, поэт и прозаик Ф. Доблес, поэт А. Монтеро Вега. Социально-критическая направленность характерна для творчества Ф. Амигетти, А. Кардоны Пеньи и др. В К. л. 60—70‑х гг. утверждаются темы социально-классовой и революционной борьбы: Гутьеррес (романы «Умрем, Федерико?…», «Ты помнишь, брат?»), поэт и прозаик А. Часе и др. Известна также интеллектуальная поэзия Х. Дебраво.

Литература:

Bonilla A., Historia у antologia de la literatura costarricense, v. 1—2, San José, 1957 — 1961;

Poesia contemporánea de Costa Rica, San José, 1973;

Narrativa contemporánea de Costa Rica, v. 1—2, San José, 1975.

С. Н. Табунов.

КОСТЕНКО НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ

КОСТЕ́НКО Николай Фёдорович (р. 1913), молдавский советский писатель. Ром. «Североград» (1962). Сб. стихов «Стихотворения» (1937), «Часы» (1939), «Языческие элегии» (1940), «Новые стихотворения» (1960), «Молдавские напевы» (1961), «Мужество» (1972), «Эвритмии. Стихи» (1980). Сб. повестей и рассказов «Счастье человека» (1966).

■ Соч., т. 1—2, Киш., 1979 (на молд. яз.).

КОСТЕР САМЮЭЛ

КО́СТЕР (Coster) Самюэл (1579—1665), нидерландский драматург. Трагедии «Ифигения» (1617), «Изабелла» (1618), «Поликсена» (1619); фарсы «Игра о богаче» (1615), «Тевис-крестьянин» (1627); трагикомедия «Тейскен ван дер Схилден» (1613).

«КОСТЁР»

«КОСТЁР» - «КОСТЁР», ежемесячный журнал для детей. Орган ЦК ВЛКЦентрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и СП СССР. Издается в Ленинграде с 1936. В 1947 — 1955 не выходил. Основан по инициативе С. Я. Маршака. Печатает прозу, поэзию, публицистику для детей среднего школьного возраста.

КОСТИН МИРОН

КОСТИ́Н (Costin) Мирон (1633—1691), молдавский летописец, поэт, политический деятель. Хроники. Филос. поэма «Жизнь мира» (1671—73).

КОСТИЧ ДУШАН

КО́СТИЧ Душан (р. 1917), черногорский поэт. Чл. СКЮс 1939. Сб. «Стихотворения» (1947), «Сети» (1955), «Дни среди нас» (1962), «Над одним лесом темным» (1974). Произв. для детей.

КОСТИЧ ЛАЗА

КО́СТИЧ Лаза (1841—1910), сербский писатель. Стихи. Драмы «Максим Црноевич» (1866), «Пера Сегединац» (1882). Работы по теории иск-ва, лит. критика.

КОСТОЛАНЬИ ДЕЖЁ

КО́СТОЛАНЬИ, Костолани (Kosztolányi) Дежё (1885—1936), венгерский писатель. Ром. «Жаворонок» (1924, п. 1972), «Анна Эдеш» (1926, п. 1972), «Нерон, кровавый поэт» (1922, п. 1977). Новеллы. Стихи.

КОСТОМАРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

КОСТОМА́РОВ Николай Иванович (1817—1885), украинский и русский публицист, историк, писатель, критик. Один из организаторов Кирилло-Мефодиевского об-ва. Сб. стихов «Украинские баллады» (1839), «Ветка» (1840), историч. драмы «Савва Чалый» (1838), «Переяславская ночь» (1841) — на укр. яз. Пов. «Сорок лет» (1840), «Сын» (1865), «Холоп» (1878), «Черниговка» (1881) и др. — на рус. яз. Труды по истории нар. движений, археографии, фольклористике, лит.-критич. статьи.

■ Соч., кн. 1—8 (т. 1—21), СПБ., 1903—06; Соч., Львов, 1914 (на укр. яз.); Соч., К., 1980 (на укр. яз.).

КОСТРА ЯН

КО́СТРА (Kostra) Ян (1910—1975), словацкий поэт. Сб-ки стихов, в т.ч. «Моя родная» (1939), «Кленовый лист» (1953), «Стих — дело твое» (1960), «Только раз» (1968).

■ Стихи, М., 1960.

КОСТРОВ ЕРМИЛ ИВАНОВИЧ

КОСТРО́В Ермил Иванович (1755—1796), русский поэт, переводчик. Пер. «Илиады» (в стихах; песни 1—6, 1787; песни 7—9, изд. 1811), произв. Апулея («Золотой осел»), Вольтера, Оссиана. Оды, послания (в кн. Поэты XVIII в., т. 2, Л., 1958).

■ Полн. собр. соч., ч. 1—2, СПБ, 1802 (без прозы).

КОСТУМБРИЗМ

КОСТУМБРИ́ЗМ (исп. costumbrismo, от costumbre — нрав, обычай), направление в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки XIX в. Родившись из интереса романтиков к народному быту, К. выражал подъем национального самосознания, явился поворотом к реалистическому изображению действительности. Для К. характерно стремление к максимально точным описаниям природы, особенностей национальной жизни, нередко — с идеализацией патриархальных нравов и обычаев. Писатели-костумбристы разрабатывали преимущественно жанр очерка, но писали также романы, драмы, стихи.

Утверждение К. в Испании связано с именами Р. Месонеро Романоса, М. Х. де Ларры, С. Эстебанеса Кальдерона и др.; в 1843 опубликован коллективный сборник «Испанцы, изобразившие сами себя», вызвавший многие подражания. В Латинской Америке К. представляли Х. Х. Вальехо (Чили), Х. Дьос Рестрепо и Т. Карраскилья (Колумбия), Р. Пальма (Перу), М. Пайно (Мексика) и др.

КОСЫК МАТО

КО́СЫК, Косик (Kosyk) Мато (1853—1940), серболужицкий поэт (на нижнелужицк. яз.). Поэмы «Сербская свадьба в Блотах» (1880), «Предательство маркграфа Геро» (1881), «Сербы в Техасе» (1884).

КОТ-ДИВУАР РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА

КОТ-ДИВУА́Р РЕСПУ́БЛИКИ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Берега Слоновой Кости литература.

КОТЛЯРЕВСКИЙ ИВАН ПЕТРОВИЧ

КОТЛЯРЕ́ВСКИЙ Иван Петрович (1769—1838), украинский писатель. Бурлескная сатирич. поэма «Энеида» (1798, полный текст опубл. в 1842). Пьесы «Наталка Полтавка» (опубл. 1838; одноим. опера Н. Лысенко, 1889) и «Солдат-чародей» (опубл. 1841; обе — пост. в 1819 при участии М. Щепкина).

■ Соч., т. 1—2, К., 1969 (на укр. и рус. яз.); Соч., Л., 1969.

● Левин Б., Веселый мудрец, М., 1981.

КОУАРД НОЭЛ ПИРС

КО́УАРД (Coward) Ноэл Пирс (1899—1973), английский драматург, композитор, актер. Комедии нравов «Водоворот» (1924), «Сенная лихорадка» (1925), «Частные жизни» (1930), «Обнаженная со скрипкой» (1956, п. 1959). Драма «Кавалькада» (1931). Фарсы, оперетты, одноактные пьесы («Сюита в трех тональностях», 1966). Автобиогр. проза.

● О'Кейси Ш., За театральным занавесом, М., 1971.

КОУЛ РОБЕРТ

КО́УЛ (Cole) Роберт, писатель Сьерра-Леоне. Ром. «Мальчик из Коссоу» (1960, автобиогр.).

КОУП ДЖЭК

КО́УП (Cope) Джэк (р. 1913), писатель ЮАР (на англ. яз.). Ром. «Прекрасный дом» (1955, п. 1960), «Иволга» (1958, п. 1970), «Заклинатель дождя» (1971), «Ученик Зенда» (1972). Рассказы, стихи.

КОФИНЬО МАНУЭЛЬ

КОФИ́НЬО, Кофиньо Лопес (Cofrño López) Мануэль (р. 1936), кубинский писатель. Ром. «Последняя женщина и ближний бой» (1971, п. — «Прощай, любимая», 1973), «Когда кровь похожа на огонь» (1975). Сб-ки рассказов и стихов.

КОХ ЮРИЙ

КОХ (Koch) Юрий (р. 1936), серболужицкий писатель (на верхне- и нижнелужицк. яз.). Пов. «Еврейка Гана» (1958), «Между семью мостами» (1968), «Роза-Мария» (1975), «Одинокий Непомук» (1978). Пьесы «Последний экзамен» (1972), «Легенда» (1975). Стихи, киносценарии.

Предыдущая страница Следующая страница