Литературный энциклопедический словарь
НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НИДЕРЛА́НДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература голландцев и фламандцев на нидерландском языке. Развивалась в Нидерландах исторических; с момента их политического разъединения развивается на территории Бельгии и Нидерландов (см. также Бельгийская литература).

Древнейший памятник Н. л. - т. н. Каролингские псалмы (IX в.). Куртуазный стиль представлял Генрих фон Фельдеке, творчество которого относят также к немецкой литературе. Во 2‑й половине XIII в. начался расцвет бюргерской дидактической литературы: Я. ван Марлант, Я. ван Бундале («Зеркало мирян») и др. Критика феодальных порядков звучала в народных песнях, эпосе «О лисе Рейнарде» (ок. 1235 - 1250). Процветала церковная литература - миракли, мистерии, моралите. Религиозный характер имеет творчество поэтессы Хадевейх. Трактаты мистика Я. ван ийсбрука направлены против церковной знати; они сыграли важную роль в подготовке Реформации. Во 2‑й половине XIV в. возник жанр абеле спелен - ранний образец светской драмы в западноевропейской литературе: анонимные пьесы «Эсморейт» и «Ланселот». Национальная культура концентрировалась вокруг т. н. камер редерейкеров (риторов), объединявших горожан для совместных упражнений в искусстве стихосложения и театральных представлений. Известны своим мятежным характером празднества редерейкеров в Генте в 1539. Теоретик их искусства - М. де Кастелейн (трактат «Искусство риторики»). Деятельность редерейкеров способствовала расцвету национальной драматургии и поэзии; они сыграли значительную роль в подготовке Реформации (против которой выступала поэтесса Анна Бейнс), а также буржуазной революции. В т. н. спроках и бурде, дидактических рассказах и стихах, нашло отражение народное сознание.

В литературе XVI в. отчетливо обозначились черты Возрождения, наметившиеся у нее в поэзии Д. Поттера. Нидерландское Возрождение выдвинуло писателя и мыслителя мирового масштаба Эразма Роттердамского; его сатира «Похвала глупости» высмеивает невежество, тщеславие и лицемерие духовенства, придворных и т. д. Я. ван дер Нот - зачинатель новых поэтических жанров и стихотворных форм в Н. л. (ода, сонет, александрийский стих). Сатиры Ф. Марникса ван Синт-Алдегонде направлены против католической церкви. Гуманисты Д. В. Корнхерт, Х. Л. Спигел, К. ван Мандер сыграли большую роль в становлении нидерландской прозы. В период Нидерландской буржуазной революции XVI в. распространялись песни гёзов, народная поэзия.

XVII в. - «золотой» век в культуре Нидерландов. Для творчества писателей этой эпохи, принадлежащих к разным направлениям (главным был классицизм), характерно внимание к социальным и этическим проблемам. Писатель П. К. Хофт возглавлял т. н. «Мейденский кружок», сыгравший значительную роль в истории гуманистической литературы XVII в. В национальной драматургии важное место заняли драмы С. Костера. Демократическими идеями проникнуты сочинения Г. А. Бредеро. Лирическая и дидактическая поэзия К. Хёйгенса отмечена усложненностью поэтического слога. Известностью пользовались романы Й. ван Хемскерка и Н. Хейнзиуса. Центральное место в литературе XVII в. принадлежит поэту и драматургу Й. ван ден Вонделу; в его творчестве взаимодействуют черты классицизма и барокко. Трагедия Вондела «Люцифер» - одно из значительных достижений мировой драматургии.

В литературе XVIII в. наблюдается ослабление национально-демократических традиций. Новые буржуазно-патрицианские идеалы привели к эпигонскому следованию литературным образцам др. стран, особенно французскому классицизму. В идейно-художественном отношении значительной была драматургия П. Лангендейка, опиравшегося на традиции Мольера. Особое место занимает поэзия Х. К. Пота, демократическая по характеру. Ю. ван Эффен издавал журнал «De Hollandsche Spectator» (1731 - 1735), в котором, подражая английским просветителям, подверг критике бюргерские нравы. Братья В. ван Харен и О. З. ван Харен, испытавшие влияние Вольтера, выступали с демократических позиций. О. З. ван Харен осудил злодеяния нидерландских колониальных властей (трагедия «Агон»), а в историческом эпосе «Гёзы» прославил восстание Нидерландов против Испании.

Видным представителем сентиментализма, сформировавшегося во 2‑й половине XVIII в., был Р. Фейт. Просветительским и критическим пафосом проникнуты семейно-бытовые романы Элизабеты Волф-Беккер и Агье Декен. Я. Беллами - автор патриотических стихов. Эстетико-литературные сочинения Й. Кинкера подготовили предромантические течения.

В. В. Данчев.

Подъем национального самосознания в конце XVIII в. (под влиянием Великой французской революции) нашел выражение в гражданской поэзии Я. Ф. Хелмерса, К. Лотса и др. С другой стороны, крайним субъективизмом отмечено творчество поэта-романтика и историка В. Билдердейка. Его деятельность предшествовала появлению группы романтиков «Пробуждение» (1823 - 1860‑е гг.), а также антирационалистических и антидемократических течений. Кинкер и др. следовали принципам просветительского реализма и подготовили почву для появления в 40‑х гг. реалистических произведений, лучшее из которых - сборник рассказов Н. Бетса «Камера обскура» - зарисовки голландской жизни. Образцы оригинального нидерландского исторического романа создал Я. ван Леннеп. Романы Анны Босбом-Туссен отмечены реалистическими чертами. Значительным событием Н. л. было основание журнала либерального направления «De Gids» (1837), объединившего прогрессивных писателей (Э. И. Потгитер, К. Бюскен Хют и др.). В их творчестве отразилось критическое отношение к мещанству; они заложили основы реалистической эстетики. Крупнейший писатель XIX в. - Мультатули. Дебютировав как революционный романтик, он перешел на позиции критического реализма. Творчество Мультатули направлено против колониализма и бесчеловечности буржуазного общества. В 80‑х гг. ведущую роль в Н. л. играла группа т. н. восьмидесятников, издававших журнал «De Nieuwe Gids» (1885- 1943). Их глава В. Клос в 1882 опубликовал своеобразный манифест движения - сборник сонетов Ж. Перка «Матильда». Творчество писателей этой группы характеризуется пристальным вниманием к внутреннему миру человека, а также интересом к социальным проблемам (Ф. ван Эден, А. Вервей, Л. ван Дейссел и др.). В романах и литературно-критических сочинениях Дейссела соединились элементы натурализма и импрессионизма. Эден в реалистическом романе «Маленький Йоханнес» подверг критике буржуазное общество; его произведения начале 20‑х гг. свидетельствуют о разочаровании в возможностях социального переустройства. В конце XIX - начале XX вв. в связи с ростом рабочего движения и образованием нидерландской социал-демократии некоторые «восьмидесятники» (Эден, Г. Гортер и др.) пришли к социалистическим идеям, в то время как Клос, Вервей пропагандировали индивидуализм и «чистое искусство». Реакцией на крайние проявления натурализма явился неоромантизм (А. ван Схендел и др.).

В литературе начала XX в. доминировали социалистические идеи. Г. Хейерманс, изображая жизнь фабричных рабочих, решительно выступал против капиталистической эксплуатации. Борьбе за освобождение рабочего класса посвятили свое творчество Гортер и Хенриетта Роланд-Холст. В поэзии А. ван Коллема заметно влияние Октябрьской революции в России.

1‑я мировая война 1914 - 1918 разрушила веру в буржуазный прогресс. В поэзии М. Нейхофа, А. Роланд-Холста, Я. Я. Слауэрхофа, Г. Ахтерберга ведущими стали мотивы одиночества, обреченности человека перед лицом судьбы. В поэзии главное место занял экспрессионизм (Х. Марсман). Проза этого времени представлена в основном социально-критическим романом: М. Деккер, С. Вестдейк и др. Широкое полотно народной жизни дано в романах Т. де Фриса. Писатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Forum», активно выступали против фашизма: Ш. Э. дю Перрон и др.

В годы оккупации Нидерландов немецко-фашистскими войсками (1940 - 1945) распространение получила подпольная печать, в которой участвовали Вестдейк, Т. де Фрис, Я. Гресхоф, А. ван Дёйнкеркен и др. Нелегально был издан сб. «Новый песенник гёзов» (1944). Темы Сопротивления нашли отражение и в послевоенной литературе: романы Вестдейка, М. Деккера, Т. де Фриса.

Социальные мотивы свойственны романам А. ден Доларда. Антибуржуазные романы Анны Бламан проникнуты страхом перед действительностью, чувствами безысходности и отчаяния.

В 50‑х гг. появилась поэтическая школа т. н. эксперименталистов, к которой в 60‑х гг. примкнули и прозаики, создавшие т. н. экспериментальный роман. Не принимая буржуазного общества, эксперименталисты облекали свои нередко анархические взгляды в модернистскую форму. Новеллы и романы В. Херманса 50-60‑х гг., сохраняя настроения его стихов 40‑х гг., содержат мотивы одиночества, бесцельности существования, бессилия. Популярны рассказы и романы Х. Мюлиса, проза Х. Хассе и др. Т. н. новый стиль, соединение искусства с наукой пропагандируют «постэксперименталисты» Г. Слётелар, Г. Верхаген, выступившие в 60‑х гг. Новое поколение писателей, назвавшее себя «группой 70-х годов», в своем «Манифесте для 70-х годов» объявило борьбу против увлечения модернизмом, призвало поэтов и прозаиков создавать литературу, близкую и понятную народным массам (П. Андриссе, Г. Пломп).

Издания:

Ладонь поэта. Стихи, М., 1964;

Красный бук. Рассказы и повести, М., 1971;

Из совр. нидерл. поэзии, М., 1977;

Сидр для бедняков. Совр. нидерл. повесть, М., 1980;

Совр. нидерл. новелла, М., 1981;

Из поэзии Нидерландов XVII в., Л., 1983.

Литература:

Волевич И. В., Совр. литература Нидерландов, М., 1962.

Ю. Ф. Сидорин.

В начало словаря