Литературный энциклопедический словарь
ПУТЕШЕСТВИЕ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ПУТЕШЕСТВИЕ

ПУТЕШЕ́СТВИЕ, литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, П. может ставить дополнительные — эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературного П. — повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (см. Утопия, Фантастика, Научная фантастика), с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального П. Формирование и развитие жанра отличает сложное взаимодействие документальной, художественной и фольклорной форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика), что характерно уже для древнейших П. (древнеегипетская «Сказка потерпевшего кораблекрушение», XX—XVII вв. до н. э.; поэма о Гильгамеше, известна в записях XIX—XVIII вв. до н. э.). Определяющая позиция такого героя — позиция наблюдателя чужого мира; противостояние «своего» (мира, пространства) «чужому» — формообразующий фактор жанра П. Масштаб для оценки явлений чужого мира дает «свой» мир путешественника — его родина, по отношению к ней как внутреннему центру ориентировано все повествование. Как правило, герой-путешественник, в отличие от «чисто» литературного персонажа, существенно не меняется на протяжении странствий: в чужом мире П. он выступает как в определённом отношении обобщенное лицо — как носитель своей национально-культурной традиции, что не может не оттеснять на периферию его индивидуальное самосознание и психологию.

Литература П., особенно древняя, тесно связана с представлением путешествующего героя (целого народа) о пространстве — реальном и мифологическом. Примером широкого использования как достоверных, так и легендарных географических сведений может служить т. н. «эпос поисков»: «Одиссея», «Рамаяна» и др.

В эпоху античности литература П. берет начало от описаний ионийских логографов и «периклов» VI в. до н. э. и получает дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, «Географии» Страбона, «Германии» Тацита, в мемуарных «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря. Странствующий герой, активно перемещающийся в реальном и фантастическом пространствах, широко представлен в римской литературе («Энеида» Вергилия, Овидий, Апулей и др.), в особенности в греческом романе, в котором принципы сюжетно-композиционного построения П. получают художественную разработку. Мотив реальных странствий определяет сферу взаимодействия П. с народным эпосом и различными жанрами художественной литературы в эпохи средних веков и Возрождения (исландские и ирландские саги, рыцарские и плутовские романы, «Божественная комедия» Данте и др.). В средние века разделение пространства на «свои» и «чужие», «праведные» и «грешные» земли носило ярко выраженный религиозно-этический характер, что обусловило неизменную особенность древнерусской литературы. П. XII—XV вв. — паломнический маршрут и замкнутость, обособленность сакрального пространства в художественном мире хождений («Хождение Даниила русския земли игумена», XII в., и др.).

Перестройка средневековой картины мира, становление представления о географической протяженности в духе нового времени привели к расширению «карты» маршрутов хождений и формированию нового, дневникового типа повествования, включающего в себя рассказ о пути к цели странствия, о возвращении на родину («Хожение за три моря» А. Никитина, XV в., и др.). Именно этот, возрожденческий в своей основе, тип становится определяющим при дальнейшем развитии литературы П.

В западноевропейской литературе он складывается несколько ранее, в XIII в. («Книга» Марко Поло, отчеты о миссиях на Восток Плано да Карпини, Виллема Рубрука и др.), и особенно интенсивно развивается в эпоху Великих географических открытий XV—XVI вв.: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х. Колумба, письма Америго Веспуччи, дневник А. Пигафетты, спутника Магеллана, «Описание путешествия в Московию…» Адама Олеария (XVII в.) и др. Во многом аналогично складывается история жанра в литературах стран древнего и средневекового Востока: сочинения Чжан Цяня (II в. до н. э.), Сулеймана из Басры (IX в.), сочинения Ибн Маджида — лоцмана Васко да Гамы (XVI в.), и др. В арабской литературе памятники этого жанра — «Развлечение истомленного в странствии по областям» (аль-Идриси, XII в.), «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» Ибн Баттуты (XIV в.). Разнообразны описания морских и сухопутных экспедиций XVII—XVIII вв. (Р. Ла Саля, Дж. Кука, Л. А. де Бугенвиля, Ж. Ф. Лаперуза, В. И. Беринга и др.), пользуются читательским успехом П. с авантюрным сюжетом — сочинения о пиратских плаваниях (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира).

Популярность реальных П. (записки путешественников начинают систематически печататься с середины XVI в.) расширяет обращение художественной литературы к их содержанию и сюжетно-композиционным приемам: плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса «Лузиады», тема П. и географических открытий служит основой произведений Ф. Рабле. Философский и социально-утопический роман XVI—XVII вв. строится в виде путевых записок или воспоминаний об удивительных странах (Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Сирано де Бержерак). В XVIII в. сложился просветительский роман-П., вобравший в себя черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов на жанровой основе путевых записок («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Приключения» и «Странствия» Т. Смоллетта, Л. Хольберга).

В рамках литературных направлений и школ XVIII—XIX вв. формируется жанр писательского «путевого очерка». Наряду с автобиографическим или литературным героем-путешественником, помещенным в реальные географические координаты, когда повествование подчинено, в сущности, той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни, в литературе П. возникает субъективная игра с пространством, пародийное переосмысление мотива реального странствия: «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, т. н. «путешествия воображения» (Ксавье де Местр, А. Ф. Вельтман и др.). Путешествие по родной стране, знакомому, привычному миру открывает возможность для решения масштабных публицистических задач («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в XIX в. эту линию продолжат путевые очерки Г. Гейне). Сильное и длительное влияние на развитие жанра оказали «Итальянское путешествие» И. В. Гёте, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Расцвет литературы П. в России (конец XVIII — 1‑я половина XIX вв.), когда П. из периферийной области литературы превращается в полноправный литературный жанр («Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Тарантас» В. А. Соллогуба, «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова и др.; формой П. воспользовался и Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» и, отчасти, М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени»), был вызван общими задачами, стоящими перед молодой русской прозой, в частности проблемой создания большой повествовательной формы.

Путевой очерк романтиков культивирует интерес к экзотическим, «окраинным» темам, что нашло отражение в «Паломничестве Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Моби Дике» Г. Мелвилла, в сочинениях неоромантиков Р. Стивенсона, Г. Р. Хаггарда и др. (см. Неоромантизм). Разнообразны формы путевого очерка в литературе XIX—XX вв. (напр., «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Простаки за границей» М. Твена, «Ирландский дневник» Г. Бёлля, «Ледовая книга» Ю. Смуула). В XX в. популярностью пользуются документально-очерковые П., написанные географами, этнографами и другими учеными: «Аку-Аку» и «Путешествие на “Кон-Тики”» Т. Хейердала, «За бортом по своей воле» Б. А. Зенковича, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера и др. Широко используются формы и приемы литературы П. в научной фантастике и приключенческой литературе.

Литература:

Путешествия и географич. открытия в XV—XIX вв., М.-Л., 1965;

Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975, с. 254— 271;

Елистратова А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966, гл. 2, 7, 8;

Прокофьев Н. И., «Хождения» как жанр древнерусской литературы, «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1968, № 288;

Котрелев Н. В., Восток в записках европейского путешественника («Миллион»), в кн.: Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада, М., 1974;

Гуминский В. М., К вопросу о жанре «путешествий», «Филология», в. 5 (изд. МГУ), 1977;

Калугин В. И., Залог возрождения, М., 1983, с. 159—251;

Martino P., L'Orient dans la littérature française au XVII et au XVIII siècle, P., 1906;

Gove R. В., The imaginary voyage in prose fiction, L., 1961;

See-mann K. p., Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Theorie und Geschichte eines literarischen Genres, Münch., 1976.

В. М. Гуминский.

В начало словаря