Литературный энциклопедический словарь
СИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СИРИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература сирийского народа. Развивается на арабском языке. Сирийский фольклор восходит к древнейшему периоду истории Ассирии и Вавилонии (см. Шумеро-аккадская литература). На территории Сирии в I в. существовал сирийский язык (ветвь арамейского языка, принадлежащего к западной семитской языковой группе). Первые шаги С. л. относятся к I—III вв. (загадочное дидактическое «Письмо сыну из ссылки Мары бар Серапиона», сочувственно упоминающее Христа, но, по-видимому, не христианское; гностическая поэзия Вардесана Бар-Дайшана, 154—222, и апокрифические «Деяний апостола Фомы»). Золотой век С. л. — IV—VI вв.; центральная фигура — поэт, проповедник и богослов Ефрем Сирин (Афрем, ум. 373), оказавший широкое влияние на литературы восточно-христианского круга (в частности, на древнерусскую литературу и русский фольклор); другие авторы — поэты Кириллона и Балай (начало V в.). С VII в. сирийский язык постепенно вытесняется арабским, а сирийское христианство — исламом; однако традиция христианской С. л. держится еще ряд веков. Плодовитый и многосторонний автор — Григорий Абу-ль-Фарадж Бар-Хебрайа (1226 — 1286), богослов, ученый-энциклопедист, историк и новеллист. Последний представитель С. л. — гимнограф Авдишо (ум. 1318).

Литература:

Райт В., Краткий очерк истории сирийской литературы, пер. с англ. К. А. Тураевой, под ред. П. К. Коковцова, СПБ, 1902;

Пигулевская Н. В., Культура сирийцев в средние века, М., 1979.

С. С. Аверинцев.

В средние века на территории Сирии жили известные деятели классической арабской литературы: Абу Таммам, аль-Бухтури, аль-Мутанабби, Абу Фирас аль-Хамдани и философ Абу-ль-Ала аль-Маарри. К XIV в. сирийский язык был полностью вытеснен из литературы арабским. Арабская литература Сирии развивалась в русле общеарабской культуры (см. Арабская литература).

В XIX в. начался период просветительства, оживления литературной жизни, именуемый арабами возрождением. С именами Н. аль-Языджи, Б. аль-Бустани — просветителей старшего поколения в Сирии, включавшей тогда также Ливан и Палестину, связано развитие национальных школ и прессы (первая газета —«Хадикат аль-Ахбар», 1858). Идеи просветительства развивали также Ф. Марраш, Исхак Адиб, Дж. Зейдан, Дж. Н. Мудаввар, Антун Фарах, А. аль-Кавакиби, Р. Хассун и др. Вплоть до XIX в. С. л. сохраняла традиции поздних арабских классиков: нарочито усложненный стиль в поэзии, рифмованная проза со стихотворными вставками и др. В поэзии преобладали касыды религиозного содержания. Установление французского мандата над Сирией (1923) усилило проникновение западноевропейской культуры во все сферы жизни сирийцев. Ответной реакцией явилась деятельность группы сирийских ученых-филологов, составившей ядро Арабской академии в Дамаске: М. Ф. Курд Али, Халиль Мардам-бек и др.; группа призывала к изучению литературных памятников средневековья, следованию формам традиционного арабского стихосложения.

Наряду с поборниками традиционной литературы в 20‑х гг. в Сирии появилось новое поколение писателей, большинство которых получило образование в европейских странах. Пропагандируя западноевропейскую литературу, они внесли в литературу новые идеи и жанры. В 20—30‑х гг. был усовершенствован жанр короткого рассказа (С. Абу Ганим, С. аль-Каяли). Значительно творчество М. А. аль-Арнаута (исторические романы, литературно-критические статьи).

В период национально-освободительного движения (30‑е гг.) поэзия стала боевым оружием. Поэты М. аль-Бизм, Б. аль-Джабаль обличали французских колонизаторов. Высокого художественного уровня достигла и лирика (стихи О. Абу Риша). Выделяются также поэтические произведения В. аль-Курунфули, унаследовавшего традиции арабских классиков. Усилилось демократическое направление в литературе. Большое влияние на его формирование оказал журнал «Ат-Талиа» (1937); группировавшиеся вокруг него писатели перевели на арабский язык и издали после 2‑й мировой войны 1939 — 1945 многие труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а также сочинения русских классиков. 2‑я мировая война, борьба с фашизмом еще больше сплотили демократические силы. С декабря 1941 в Бейруте издавался ливанский журнал «Ат-Тарик», в котором печатались произведения сирийских писателей. Жанр новеллы становится основным в современной С. л.: М. аль-Каяли, Х. Мина, В. аль-Бунни, Багдади Шауки, Х. аль-Каяли; их произведения рисуют жизнь простых людей, скромных тружеников города и деревни в годы иностранной оккупации, борьбу за свободу и независимость родины. В 50‑х гг. прочные позиции заняло реалистическое направление благодаря творчеству А. аль-Уджейли, У. аль-Идлиби, М. ас-Сибаи, С. Исмаила, С. Хаурания, А. Ан-Нахви и др. В 60‑х гг. получили известность сборники рассказов Г. ас-Саман, В. Ихласси, Я. Рифаийя и особенно З. Тамера и романы Ж. Салема («В изгнании»), Мины («Парус и буря», «Снег летит в окно»), для которых характерна приверженность к символике. Сирийские прозаики в поисках современных художественных средств изображения жизни страны проявляют интерес к творческим исканиям наиболее известных американских и европейских мастеров. Широко представлена в многочисленных переводах русская классическая и советская литература.

В 70‑х гг. появляются произведения аль-Уджейли, рассказывающие о социальных преобразованиях в стране. В эти же годы через все жанры литературы проходит тема, тесно связанная с судьбой палестинского народа (проза Мины, стихи Н. Каббани и др.).

Развитие жанра романа в 70‑х годах связано с именами Мины, аль-Уджейли, Ф. Зарзура, ас-Саммана и др. Сирийскую драматургию представляют А. А. Орсан и С. Ванус. В 1951 — 1954 в Сирии функционировала Лига сирийских писателей; 9 сентября 1954 вместо нее была создана Лига арабских писателей. В нее входили прогрессивные прозаики и поэты. В 1969 сформирован Союз арабских писателей Сирии, объединяющий писателей, драматургов, критиков и переводчиков.

Литературная периодика: журналы «Аль-Маукиф аль-адаби» (с 1971) — орган Союза арабских писателей, «Аль-Маарифа» (с 1962) — орган Министерства культуры и национальной ориентации.

Издания:

Непобежденное молчание. Рассказы сирийских писателей. Предисл. В. Э. Шагаль, М., 1977.

Литература:

Крачковский И. Ю., Араб, литература в XX в., Л., 1946;

Соловьев В., Фильштинский И., Юсупов Д., Араб, литература, М., 1964;

Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия, М., 1973.

В. Э. Шагаль.

В начало словаря