Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 5, "АНН"-"АРХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АНН"-"АРХ")

АН-НАФЗАУИ МУХАММЕД

ан-НАФЗАУИ Мухаммед

ан-НАФЗА́УИ Мухаммед (кон. 14 в.), тунисский прозаик. Науч.-худож. трактат «Благоухающий сад для развлечения души».

АН-НАХВИ АДИБ

ан-НАХВИ Адиб

ан-НА́ХВИ Адиб (р. 1926), арабский писатель, государственный деятель (Сирия). Сб. рассказов «Кубок и лампа» (1947), «Да будет любовь» (1971). Пов. «Когда вернется дождь» (1960), «Джумби» (1965), «Палестинская свадьба» (1970).

АННЕНКОВ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

А́ННЕНКОВ́ Павел Васильевич (1812 или 1813—1887), русский критик, историк литературы, мемуарист. Статьи, в т.ч. публицистич. цикл «Парижские письма» (1847—48), «О мысли в произведениях изящной словесности» (1855), «Старая и новая критика» (1856). Подготовил первое посмертное собр. соч. А.С. Пушкина (т. 1—7, 1855—57). Кн. «Материалы для биографии А.С. Пушкина» (1853), «Пушкин в Александровскую эпоху» (1874), «Н.В. Станкевич» (1857). Мемуары, в т.ч. «Гоголь в Риме летом 1841 года» (1857), кн. «Замечательное десятилетие (1838—1848)» (1880).

■ Воспоминания и критич. очерки, т. 1—3, СПБ, 1877—81; Лит. воспоминания, М., 1960.

АННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ

А́ННЕНСКИЙ́ Иннокентий Фёдорович (1855—1909), русский поэт. Кн. стихов «Тихие песни. С приложением сб-ка стихотв. переводов «Парнасцы и проклятые» (1904; под псевд. Ник. Т—о), «Кипарисовый ларец» (изд. 1910), «Посмертные стихи» (изд. 1923). Лит.-критич. статьи («Книги отражений», т. 1—2, 1906—09). Драмы «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906), «Фамира-кифарэд» (изд. 1913). Переводы Еврипида.

■ Стихотворения и трагедии, Л., 1959; Книги отражений, М., 1979.

● Федоров А., И. Анненский. Личность и творчество, Л., 1984.

АННОТАЦИЯ

АННОТА́ЦИЯ (от лат. annotatio — замечание), краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию. Может также давать оценку произведению, сведения об авторе, о творческой истории произведения, ссылки на литературу и др.

АНОНИМ

АНОНИ́М (от греч. anōnymos — безымянный), автор, опубликовавший свое произведение без указания имени или псевдонима; также само произведение, не подписанное именем автора (см. Анонимные сочинения). Установление имени автора анонимного произведения называется атрибуцией.

АНОНИМНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

АНОНИ́МНЫЕ СОЧИНЕ́НИЯ, сочинения, вышедшие в свет без указания имени автора. Попытка скрыть свое имя нередко вызывалась стремлением избежать преследований со стороны духовных и светских властей. Анонимно появлялись многие выдающиеся литературные и философские произведения: «Мысли» Б. Паскаля, «Максимы» Ф. Ларошфуко, сочинения Вольтера, Ш. Монтескьё, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Гавриилиада» А. С. Пушкина, ходившая по рукам в списках, статьи и рецензии Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. Решение вопроса о принадлежности А. с. тому или иному автору требует тщательной критической проверки исторических и документальных источников, сравнительный анализа языка и стиля (см. Текстология, Атрибуция).

АНСАРИ АБУ ИСМАИЛ

АНСАРИ́ Абу Исмаил (1006—1088), иранский писатель (на араб. и перс. яз.). А. приписывается 3 дивана соч. рифмованной прозы (ни один полностью не сохранился). Перевел (с араб. яз.) и дополнил соч. Сулами «Разряды суфиев». Прозаич. обработка сюжета о Юсуфе и Зулейхе. Теологич. соч.

АНСОРИ ФАЙЗУЛЛО

АНСОРИ́ Файзулло (1931—1980), таджикский советский писатель. Поэтич. сб. «Букет дружбы» (1956), «Куст розы» (1969), «Зеркало сердца» (1973). Поэмы «Солнце в пути» (1957), «Гулшан» (1958), «Шарофат» (1963). Пьесы «Экзамен», «Жизнь и любовь» (обе — пост. 1958), «Приговор матери» (пост. 1962), «Мать ждала его» (1972), «Дочь актрисы» (1973), «Ступени» (1974), «Свадьба не состоялась» (1978).

■ Зеркало в бархате. Пьесы, Душ., 1981 (на тадж. яз.).

АНТАНАКЛАСИС

АНТАНА́КЛАСИС (греч. antanáklasis, букв. — отражение, преломление), повтор слова в ином или измененном значении, обычно в диалоге: «Сын, я знаю: ты ждешь моей смерти [т. е. наследства]. — О, нет! — И все же прошу: подожди моей смерти [т. е. не отравляй меня]»; или: «У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойную жизнь» (старинная сентенция).

М. Л. Гаспаров.

АНТАРА ИБН ШАДДАД

А́НТАРА ибн ШАДДА́Д́ (525—615), арабский поэт, герой народного романа, восходящего к 12 в. (п. — «Жизнь и подвиги Антары», М., 1968).

АНТИАС ТЕВКРОС

АНТИ́АС Тевкрос (наст. имя Андреас Тавед) (1903—1968), кипрский греческий поэт. Чл. компартии Кипра (АКЭЛ) с 1930. Сб. стихов «Свист бродяги» (1929), «Святой Сатана, пощади меня» (1930), «Второе пришествие» (1931), «Хаос» (1936), «Исход» (1937), «Героическая симфония» (1942), «Человеческий эпос», «Кипрская рапсодия» (оба — 50‑е гг.).

АНТИБАКХИЙ

АНТИБА́КХИЙ (греч. antibákcheios), или палимбакхий (греч. palimbákcheios), 1) в ст. Античное стихосложение.

2) В русском стихосложении А. иногда условно называют стопу амфибрахия со сверхсхемным ударением на первом слоге или стопу дактиля со сверхсхемным ударением на втором слоге (ÚÚU); «Князь тихо на череп коня наступил…» (А. С. Пушкин).

М. Л. Гаспаров.

АНТИГЕРОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИКЛИМАКС

АНТИКЛИ́МАКС, в ст. Градация.

АНТИМЕТАБОЛА

АНТИМЕТА́БОЛА (от греч. antimetabolē — взаимообмен), антитеза, усиленная словесным или корневым повтором, обычно в виде хиазма, «мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

М. Л. Гаспаров.

АНТИРОМАН

АНТИРОМА́Н, то же, что «новый роман».

АНТИСПАСТ

АНТИСПА́СТ (греч. antíspastos), стопа в античном стихосложении.

АНТИФРАЗ(ИС)

АНТИФРА́З(ИС) (греч. antíphrasis), употребление слова в противоположном смысле: «этот Крез» — о нищем; «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И. А. Крылов) — об осле; А. — самая частая форма иронии как тропа. Ср. Астеизм.

М. Л. Гаспаров.

АНТИЧНЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ

АНТИ́ЧНЫЕ ЛИТЕРАТУ́РЫ, см. Греческая древняя литература, Римская литература, Эллинистическая литература.

АНТОКОЛЬСКИЙ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896—1978), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1943. Поэмы «Робеспьер и Горгона» (1930), «Коммуна 1871 года» (1933), «Франсуа Вийон» (1934), «Чкалов» (1942), «Сын» (1943; Гос. пр. СССР, 1946), «Коммунистический манифест» (1948), «В переулке за Арбатом» (1954), «Зоя Бажанова» (1969). Сб. стихов «Третья книга» (1927), «Действующие лица» (1932), «Десять лет» (1953), «Мастерская» (1958), «О Пушкине» (1960; стихи, переводы, статьи), «Высокое напряжение» (1962), «Четвертое измерение» (1964), «Повесть временных лет» (1969). Лит.-критич. статьи (сб. «Поэты и время», 1957, «Пути поэтов», 1965). Очерки («Сила Вьетнама», 1960). Пер. из франц. (сб. «Гражданская поэзия Франции», 1955, «Медная лира», 1970), азерб., груз. поэзии.

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1971—73; Стихотворения и поэмы, Л., 1982.

● Левин Л., Четыре жизни. Хроника дней и трудов П. Антокольского, 2 изд., М., 1978.

АНТОЛОГИЯ

АНТОЛО́ГИЯ (греч. anthología, букв. — собрание цветов), название сборников, содержащих избранные стихи, изречения, отрывки из произведений разных авторов или же представляющих литературу определенного народа, периода, литературного течения и т. п. Получила распространение с древнейших времен в странах Востока. Составителем первой греческой А. считают поэта Мелеагра (60 до н. э.). В древнерусской литературе широко бытовали рукописные А. (т. н. «изборники»). В начале XIX в. в России А. назывались лишь сборники античной поэзии, а антологическими — стихи, написанные на мотивы и в манере античных авторов.

АНТОНИМЫ

АНТО́НИМЫ (от греч. anti — против и ónyma — имя), слова с противоположным значением. Антонимические пары возможны только для слов, принадлежащих к одной и той же части речи и выражающих качественный признак или свойство, мера проявления которого может быть разной («богатый»-«бедный», «быстро»-«медленно», «смелость»-«трусость»), либо действие, имеющее определенную направленность («приход»-«уход», «поднимать»-«опускать»), либо ориентировку в пространстве и времени («верх»-«низ», «поздно»-«рано», «начинать»-«кончать»). Многозначность слов объясняет наличие у одного и того же слова нескольких А., например, «низкий»-«высокий» (дом), «низкий»-«благородный» (поступок). А. широко используются в публицистической и художественной речи (особенно в поэзии) как стилистическое средство создания смыслового контраста (см. Антитеза).

В. А. Виноградов.

АНТОНОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

АНТО́НОВ Сергей Петрович (р. 1915), русский советский писатель. Сб. рассказов и очерков, в т.ч. «По дорогам идут машины» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Мирные люди» (1950) и др. Пов. «Поддубенские частушки» (1950), «Зеленый дол» (1953—54), «Дело было в Пенькове» (1956), «Порожний рейс», «Аленка» (обе — 1960), «Разорванный рубль» (1966), «Царский двугривенный» (1969). Киноповести «Серебряная свадьба» (1958), «Знойный июль» (1965). Кн. «Письма о рассказе» (1964), «От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах» (1973). Очерки. Пьесы.

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1979; Собр. соч. в З тт., т. 1, М., 1983.

● Огнев А.В., Сергей Антонов, Саратов, 1968.

АНТОНОВИЧ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ

АНТОНО́ВИЧ Максим Алексеевич (1835—1918), русский публицист, критик. Статьи, в т.ч. «О почве…» (1861), «Асмодей нашего времени» (1862), «Литературный кризис» (1863), «Лжереалисты», «Суемудрие “Дня”» (обе — 1865). Работы на естественнонауч. и филос. темы.

■ Шестидесятые годы. Воспоминания, М.—Л., 1933; Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика, Л., 1938; Лит.-критич. статьи, М.—Л., 1961.

● Чубинская-Надеждина В.В., М.А. Антонович, Л., 1961.

АНТОНОМАЗИЯ

АНТОНОМАЗИ́Я (греч. antonomasía, от antonomázō — называю по-другому), троп, относящийся к имени лица, разновидность синекдохи («галилеянин» вместо «Иисус» — род вместо лица; «Ментор» вместо «наставник» — лицо вместо рода) или перифраза («земли колебатель» вместо «Посейдон»).

М. Л. Гаспаров.

АНТРОПОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

АНТРО́ПОВ Юрий Васильевич (р. 1937), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1981. Ром. «Ивановский кряж», «Перевал» (оба — 1977); пов. «Дела домашние» (1977), «Перед снегом» (1977), «Живые корни» (1979). Сб. повестей и рассказов «Белая душа» (1971), «Неделя ущербной луны» (1979), «Присядем на дорогу» (1980).

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, эволюционная школа, направление в европейской этнографии и фольклористике 2-й половины XIX в., главным образом в британской культурной антропологии (отсюда название). Сформировалась под влиянием эволюционного учения: представители А. ш. (Э. Б. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер и др.) считали универсальным историческим законом прогрессивное и единообразное развитие культуры от низших простейших форм (первобытная культура) к цивилизации у всех народов вне расовых, региональных и других ограничений. Фундаментальными в различных течениях А. ш. представлялись к.-л. конкретные феномены культуры или «элементарные идеи»: вера в духов (анимизм Тайлора) или магия (Дж. Фрейзер) послужили основой для развития религии и мифологии (см. Мифы); «пережитки» (обычаи, смысл которых утерян) этих фундаментальных феноменов сохранялись в фольклоре, корни мотивов и образов которого школа искала в этнографии (ср. «историческую поэтику» Александра Н. Веселовского). Пути эволюции отдельных явлений рассматривались при этом изолированно: поэзия возникла из разговорной речи, ритмизированной во время обрядов, метафора и миф — из фантастических аналогий (радуга — лук бога или мост) и ограниченности естественного языка, описывающего явления природы и т. д. При этом мифология понималась преимущественно как донаучное средство объяснения мира «дикарем-философом»; ее поэтическое содержание почти не исследовалось. А. ш. развила сравнительный метод мифологической школы, собрав огромный материал по этнографии и фольклору народов мира, и заложила основы его классификации (по аналогии с естественнонаучными классификациями). Единство культуры и закономерность этапов ее эволюции А. ш. выводила из психического единства человечества (см. Самозарождения сюжетов теория в фольклоре). Учение Тайлора о первобытных «пережитках» в культуре современных народов и концепция Фрейзера об изначальности ритуала, как и эволюционный метод А. ш. в целом, повлияли на формирование ритуально-мифологической критики и ряд направлений в этнографии и фольклористике.

Литература:

Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939;

Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960;

Фрезер Дж., Золотая ветвь, пер. с англ., М.,1980.

В. Я. Петрухин.

АНТУН ФАРАХ

АНТУ́Н ФАРА́Х (1874—1922), арабский писатель, драматург. Родом из Ливана. С 1897 в Египте. Ром. «Три города», «Путешествие к ливанским кедрам» (оба — 1903), «Новый Иерусалим» (1904). Драмы («Египет новый и Египет старый», 1913). Повести, филос. соч. («Ибн Рушд и его философия», 1903). Публицистика; переводы.

● Фарах Антун, в кн.: Долинина А.А., Очерки истории араб. лит-ры, М., 1973, с. 158—244.

АНУЙ ЖАН

АНУ́Й, Ануйль (Anouilh) Жан (р. 1910), французский драматург. Камерные драмы «Горностай» (1934), «Путешественник без багажа» (1937), «Дикарка» (пост. 1938), «Эвридика» (пост. 1942); трагедия «Антигона» (пост. 1943, изд. 1944), историч. драмы «Жаворонок» (1953), «Беккет, или Честь божья» (1959); политич. фарс «Сумасброд, или Влюбленный реакционер» (пост. 1959); комедии «Бал воров» (1932, изд. 1938), «Ужин в Санлисе», «Леокадия» (обе — 1942); «причудливые пьесы» «Подвал» (1961), «Булочник, булочница и подмастерье» (1969), «Арест» (1975), «Сценарий» (1976).

■ Пьесы, т. 1—2, М., 1969.

АНЦЕНГРУБЕР ЛЮДВИГ

А́НЦЕНГРУБЕР́ (Anzengruber) Людвиг (1839—1889), австрийский писатель. Драмы «Пастор из Кирхфельда» (1870), «Крестьянин-лжесвидетель» (1871), «Четвертая заповедь» (1878), пьесы в духе венской нар. комедии, в т.ч. «Пишущие каракулями» (1872). Ром. «Пятно позора» (1889), «Штернштайхоф» (1885).

■ Рассказы, М., 1900.

АНШИЕТА ЖОЗЕ ДИ

АНШИЕ́ТА (Anchieta) Жозе ди (1534—1597), бразильский хронист. Поэма «Житие пресвятой девы». Пьеса «Вселенская проповедь». Стихи.

«АОНИДЫ»

«АОНИДЫ» - «АОНИ́ДЫ, или Собрание разных новых стихотворений» (лат. Aonides — одно из названий муз), альманах, изд. в 1796 — 1799 в Москве Н. М. Карамзиным. Вышли 3 книги, содержавшие лирические стихи Карамзина, Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, В. В. Капниста, М. М. Хераскова, Е. И. Кострова.

АПДАЙК ДЖОН

А́ПДАЙЌ (Updike) Джон (р. 1932), американский писатель. Сб. рассказов «Та же дверь» (1959), «Голубиные перья» (1962), «Музыкальная школа» (1966), «Музеи и женщины» (1972), «Вопросы» (1979), «Непосильный маршрут» (1979). Ром. «Ярмарка в богадельне» (1959), «Кролик, беги» (1960, п. 1979), «Кентавр» (1963, п. 1966), «Кролик исцелившийся» (1971), «Давай поженимся» (1976, п. 1978), «Кролик разбогател» (1981). Пов. «Ферма» (1965, п. 1967). Эссе (сб. «Вблизи от берега», 1984).

АПИЦ БРУНО

А́ПИЦ́ (Apitz) Бруно (1900—1979), немецкий писатель (ГДР). Чл. КПГ с 1927. В 1933—45 узник фаш. концлагерей. Ром. «Голый среди волков» (1958, п. — «В волчьей пасти», 1961), ром. «Радуга» (1976). Новеллы. Радиопьесы.

АПОКАЛИПСИС

АПОКА́ЛИПСИС (греч. apokálypsis — откровение), Откровение Иоанна Богослова (в христианском предании — апостола и евангелиста), заключительная книга Нового завета (см. Библия); предположительно 95—96 годы; на греческом языке; по форме — послание. А. содержит ряд пророческих видений, возвещающих о конце света: временном торжестве антихриста, втором пришествии Христа, его последней битве и победе над дьяволом, воскресении мертвых, Страшном суде и Небесном Иерусалиме (ср. т. н. «малый А.», например Мк 13; характерная для последнего атмосфера катастрофической напряженности в А. разрешается в заданном первыми главами литургическом ритме). Загадочное упоминание о тысячелетнем царстве Христа с праведниками не имеет аналогий в Новом завете.

Язык А. изобилует отступлениями от греческой литературной нормы; заметна стилистическая, образная и смысловая связь с позднеиудейской апокалиптической традицией — кн. Иезекииля, Даниила (прямая цитация), кумранскими текстами; ср. также послебиблейские апокрифические апокалипсисы (кн. Еноха, 4 кн. Ездры, апокалипсисы Баруха, Илии и др.). Завершая и преодолевая эту традицию, А. открывает эпоху христианской апокрифической апокалиптики (апокалипсисы Петра, II в., и позднейшие Павла, Варфоломея и др.); средние века обнаруживают тенденцию к постепенному вытеснению жанра апокалипсиса жанром видений и усугублению интереса к индивидуальной эсхатологии, к пластически-топографическим картинам «того света», давшую в итоге «Божественную комедию» Данте. Параллельно складывается линия ортодоксальной экзегезы (например, Ипполит, II—III вв., «Слово о Страшном суде» Ефрема Сирина, IV в., древнебаварский эпос «Муспилли», IX в.; конец XIX в. — «Три разговора» В. С. Соловьева). Энигматичность и иносказательность (обилие символов, например: «Агнец», «всадники», «книга» и «печати», «звери» и т. п.; эмблематика чисел, цветов, имен) делают А. постоянным объектом для толкований (например, Исаак Ньютон) и открывают возможность широкого использования топики А. в художественной литературе («Идиот», «Бесы» и другие романы Ф. М. Достоевского). Интерес к апокалиптической тематике в новое время возобновляется дважды: в эпоху Французской революции 1789 — 1794 и Наполеона (профетические поэмы У. Блейка, стих. И. Гёльдерлина, В. А. Жуковского) и затем — с конца XIX в. (произведения А. М. Ремизова, У. Голдинга, Ф. О’Коннор; сонеты Р. Шнайдера периода 2-й мировой войны 1939 — 1945; сказка К. С. Льюиса «Последняя битва» и др.). Поэзия нередко обращается к образу самого «тайновидца» Иоанна (например, В. Я. Брюсов).

О. Е. Нестерова.

АПОКОПА

АПО́КОПА (от греч. apokopē — отсечение), отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, укорочение слова без ущерба для его значения, например: у А. С. Пушкина — «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп / Людская молвь и конский топ» и у И. Северянина — «Вокруг талантливые трусы / И обнаглевшая бездарь» (вместо бездарность; с измененным ударением вошло в разговорный язык).

АПОЛЛИНЕР ГИЙОМ

АПОЛЛИНЕ́Р (Apollinaire) Гийом (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, Kostrowitsky) (1880—1918), французский поэт. Цикл четверостиший «Бестиарий, или Кортеж Орфея» (1911). Поэтич. кн. «Алкоголи. 1898—1913» (1913; в т.ч. стих. «Зона», поэмы «Кортеж», «Вандемьер»; цикл «В тюрьме Сантэ»), «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913—1916» (1918, в т.ч. поэма «Холмы»); сб. «Меланхолический страж» (изд. 1952), «Послания к Лу» (1915, изд. 1955). Ром. «Сидящая женщина» (изд. 1920). Драмы «Сосцы Тиресия» (пост. 1917, изд. 1918), «Цвет времени» (изд. 1920). Сб. новелл «Ересиарх и К» (1910), «Поэт убиенный» (1916). Статьи (в т.ч. «Дух нового времени и поэты», 1918, п. — «Новое сознание и поэты», 1978).

■ Стихи, М., 1967.

● Хартвиг Ю., Аполлинер, М., 1971; Adema M., Bibliographic générale de loeuvre de G. Apollinaire, P., 1949.

«АПОЛЛОН»

«АПОЛЛОН» - «АПОЛЛО́Н», русский литературно-художественный журнал, связанный с символизмом, позднее с акмеизмом. Издавался в Петербурге в 1909 — 1917 (ред. — С. К. Маковский; в 1909 — 1910 ежемесячно, затем по 10 выпусков в год). Печатались И. Ф. Анненский, Вяч. И. Иванов, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, Б. М. Эйхенбаум, Б. В. Томашевский, Г. И. Чулков, А. Н. Бенуа, Ф. Ф. Комиссаржевский и др. В 1909 — 1910 приложением к «А.» выходил «Литературный альманах».

Тексты и литература:

И. Ф. Анненский. Письма к С. К. Маковскому. Публикация А. В. Лаврова и Р. Д. Тименчика, в кн.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1976 г., Л., 1978.

АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ

АПОЛЛО́НИЙ РОДО́ССКИЙ (ок. 295 — ок. 215 до н. э.), древнегреческий поэт и грамматик. Возглавлял Александрийскую библиотеку. Ученик и соперник поэта Каллимаха. Героич. поэма «Аргонавтика» (в 4 кн.).

■ Александрийская поэзия, М., 1972.

АПОЛОГ

АПОЛО́Г (от греч. apólogos — рассказ, басня), краткий нравоучительный иносказательный рассказ, преимущественно построенный на аллегорическом (см. Аллегория) изображении животных и растений; близок к притче и особенно к басне (применительно к литературе до XIX в. наименования «басня» и «А.» нередко синонимичны). Стихотворные А. — басни-четверостишия во французской и русской поэзии рубежа XVIII—XIX вв. Ср. Животный эпос.

АПОФЕОЗ

АПОФЕО́З (от греч. apothéōsis — обожествление), торжественное прославление, возвеличение к.-л. лица, события, явления. Осуществляется обычно средствами зрелищных искусств (спектакля, массовых празднеств и пр.). Классические образцы — заключительная сцена оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, А. некоторых пьес Мольера. Применительно к литературе термин иногда употребляют для характеристики пафоса произведения («А. труда» или «А. любви»).

АППАЕВ ХАСАН АЛИЕВИЧ

АППА́ЕВ Хасан Алиевич (1904—1938), карачаевский советский писатель. Чл. КПСС с 1929. Ром. «Черный сундук» (кн. 1—2, 1935—36).

АПСИШУ ЕКАБС

А́ПСИШУ Е́КАБС́ (наст. имя и фам. Янис Яунземис) (1858—1929), латышский писатель. Цикл рассказов «Из народной картинной галереи» (1889—91) и др.

■ Соч., т. 1—4, Рига, 1924—25; Избр., Рига, 1952 (оба — на латыш. яз.); Избр., Рига, 1954.

АПТЕ ХАРИ НАРАЯН

А́ПТЕ ́Хари Нараян (1864—1919), индийский писатель (на яз. маратхи), просветитель. Серия ром. «Современные истории»: «Но кому до этого дело?» (1890—93), «Я» (1893—95), «Яшвантрао Кхаре» (1892—95). Ист. ром. «Тигр Майсура» (1890—91), «Заря» (1895—1897), «Взяли крепость — потеряли льва» (1903), «Чандрагупта» (1902—04).

АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ

АПУЛЕ́Й (Apuleius) Луций (ок. 125 — ок. 180), римский писатель. Был ритором и жрецом в Карфагене. «Метаморфозы» (или «Золотой осел») — авантюрно-аллегорич. ром. в 11 кн. (п. 1780—81) с вставными новеллами (в т.ч. сказка об Амуре и Психее, кн. 4—6). Сб. отрывков из риторич. речей «Флориды», речь «Апология… против обвинения в магии», филос. трактаты «О божестве Сократа» и др.

■ Апология. Метаморфозы. Флориды, М., 1956; Метаморфозы, или Золотой осел, в кн.: Ахилл Татий. — Лонг. — Петроний. — Апулей, М., 1969.

АПУХТИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

АПУ́ХТИН Алексей Николаевич (1840—1893), русский поэт. Циклы стихов «Деревенские очерки» (1859), «Весенние песни» (1860), «О цыганах» (1873), любовная лирика. Баллады, стихотв. рассказы и монологи («Сумасшедший», 1890). Романсы, в т.ч. «Ночи безумные, ночи бессонные», «День ли царит, тишина ли ночная», «Астрам» (все опубл. 1886), «Пара гнедых» (1870‑е гг.; опубл. 1895). Поэмы «Год в монастыре» (1885), «Из бумаг прокурора» (1889). Проза (опубл. посм.), в т.ч. пов. «Архив княгини Д**» (1890), «Дневник Павлика Дольского» (1891).

■ Соч., 4 изд., т. 1—2, СПБ, 1895; Стихотворения, Л., 1961.

АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАГВИСПИРЕЛИ ШИО ЗАХАРЬЕВИЧ

АРАГВИСПИРЕ́ЛИ (наст. фам. Дедабришвили) Шио Захарьевич (1867—1926), грузинский писатель. Ром. «Разбитое сердце» (1920). Рассказы.

■ Полн. собр. соч., т. 1—2, Тб., 1947 (на груз. яз.); Избр., Тб., 1950.

АРАГОН ЛУИ

АРАГО́Н (Aragon) Луи (1897—1982), французский писатель и политический деятель. Чл. ФКП с 1927. Поэтич. сб. «Фейерверк» (1920), «Ура, Урал!» (1934), «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945), поэмы «Красный фронт» (1931), «Глаза и память» (1954), «Неоконченный роман» (1956), «Эльзе» (1959), «Поэты» (1960), «Меджнун Эльзы» (1964). Ром.: «Парижский крестьянин» (1926); цикл «Реальный мир» [«Базельские колокола», 1934; «Богатые кварталы», 1936; «Пассажиры империала», 1939, 1947; «Орельен», 1944; роман-эпопея «Коммунисты» (т. 1—6, 1949—51; окончат. ред., т. 1—4, 1967—68)]; «Страстная неделя» (ист.; 1958); «Гибель всерьез» (1965); «Бланш, или Забвение» (1967); «Театр-роман» (1974). Сб. рассказов «Падение и величие французов» (1945), «Солгать — правду сказать» (1980). Публицистич. сб. Лит.-критич. кн. «Пример Курбе» (1952), «Свет Стендаля» (1954), «Советские литературы» (1955), «Я раскрываю карты» (1959). Междунар. Лен. пр. (1957).

■ Собр. соч., т. 1—11, М., 1957—61; Анри Матисс. Роман, М., 1978.

● Исбах А., Луи Арагон, М., 1962; Балашова Т., Творчество Арагона, М., 1964; Луи Арагон. Био-библиографич. указатель, 2 изд., М., 1956.

АРАЗИ

АРАЗИ́ (наст. имя и фам. Мовсес Меликович Арутюнян) (1878—1964), армянский советский писатель. Автобиогр. ром. «Горящий горизонт» (кн. 1—2, 1940—41), ист. ром. «Исраэл Ори» (1959). Пов. «Сиянием луны» (1932). Рассказы.

■ Соч., т. 1—3, Ер., 1955—57 (на арм. яз.); Повести и рассказы, М., 1961.

● Терзибашян В., Арази, Ер., 1956.

АРАНЬ ЯНОШ

А́РАНЬ́ (Arany) Янош (1817—1882), венгерский поэт. Эпич. поэмы: трил. «Толди» (1846), «Закат Толди» (1848) и «Любовь Толди» (1879); «Смерть Буды» (1863); сатирич. эпос «Потерянная конституция» (1845), песни, стихи (в т.ч. баллада «Уэльские барды», 1857), ром. в стихах «Ишток-дурачок» (1850—73).

■ Избр., М., 1960.

АРАНЬЯ ЖОЗЕ ПЕРЕЙРА ДА

АРА́НЬЯ, Граса Аранья (Graça Aranha) Жозе Перейра да (1868—1931), бразильский писатель, философ. Ром, «Ханаан» (1902), «Чудесное путешествие» (1929). Драма «Маласарте» (1911). Публицистика.

АРБЕЛАЭС ФЕРНАНДО

АРБЕЛА́ЭС (Arbeláez) Фернандо (р. 1924), колумбийский поэт, критик.

АРБЕС ЯКУБ

А́РБЕС́ (Arbes) Якуб (1840—1914), чешский писатель, публицист. Ром. «Кандидаты на существование» (1878), «Современные вампиры» (1882). Науч.-фантастич. пов. «Святой Ксаверий» (1873), «Мозг Ньютона» (1877).

■ Избр., М., 1979.

АРБУЗОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

АРБУ́ЗОВ Алексей Николаевич (1908—1986), русский советский драматург. Пьесы «Шестеро любимых», «Дальняя дорога» (обе — 1935), «Таня» (1938), «Город на заре» (пост. 1941; нов. ред. 1957), «Домик на окраине» (1943), «Встреча с юностью» (1948), «Европейская хроника» (1953), «Годы странствии» (1954), «Двенадцатый час», «Иркутская история» (обе — 1959), «Потерянный сын» (1961), «Нас где-то ждут…» (1962), «Мой бедный Марат» (1965), «Счастливые дни несчастливого человека» (1968), «Сказки старого Арбата» (1970), «Некоторые огорчения в этом милом старом доме», «Мое загляденье» (обе — 1972), «Вечерний свет» (1974), «Старомодная комедия» (1975), «Ожидание» (1976), «Жестокие игры» (1978), «Нечаянный свидетель» (1980), «Воспоминание» (1981), «Победительница» (1983). Статьи. Гос. пр. СССР, 1980.

■ Избр., т. 1—2, М., 1981; Драмы, М., 1983.

● Вишневская И.Л., Алексей Арбузов, М., 1971; Василинина И.А., Театр Арбузова, М., 1983.

АРВЕ ЖАН ШАРЛЬ

АРВЕ́ (Harvey) Жан Шарль (1891—1967), канадский писатель (на франц. яз.). Ром. «Полуцивилизованные» (1934).

АРВИДСОН АДОЛЬФ ИВАР

А́РВИДСОН́ (Arwidsson) Адольф Ивар (1791—1859), финский публицист, деятель прогрессивного «фенноманского» движения.

АРГЕДАС АЛЬСИДЕС

АРГЕ́ДАС (Arguedas) Альсидес (1879—1946), боливийский писатель, историк, государственный деятель и дипломат. Ром. «Писагуа» (1902), «Креольская жизнь» (1912), «Бронзовая раса» (1919). Пов. «Вата-Вара» (1904). Эссе.

АРГЕДАС ХОСЕ МАРИЯ

АРГЕ́ДАС (Arguedas) Хосе Мария (1911—1969), перуанский писатель. Ром. «Глубокие реки» (1958, п. 1972), «Кровь всех рас» (1964), «Лиса внизу и лиса наверху» (опубл. 1971). Пов. «Праздник Явар» (1941). Рассказы.

АРГЕЗИ ТУДОР

АРГЕ́ЗИ (Arghezi) Тудор (наст. имя Йон Теодореску, Teodoresku) (1880—1967), румынский писатель. Сб-ки лирики «Подходящие слова» (1927), «Семь песен с закрытым ртом» (1939), «Новые стихи» (1963), «Ночь» (1967); стихотв. циклы «1907» (ист.; 1955), «Песнь человеку» (филос.; 1955). Сатирич. проза. Очерки, эссе, рассказы для детей.

■ Избр. стихи, М., 1960; Стихи, М., 1980.

АРГЕНТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРГЕТА МАНЛИО

АРГЕ́ТА (Argueta) Манлио (р. 1936), сальвадорский поэт и прозаик. Сб. стихов «На освещенной стороне» (1968). Ром. «Долина гамаков» (1970), «Каперусита в “красной зоне”» (1977).

АРГО

АРГО́ (наст. имя и фам. Абрам Маркович Гольденберг) (1897—1968), русский советский поэт. Кн. стихов (гл. обр. сатирич.) «Старая Англия» (1919), «Литература и окрестности» (1933), «Сатирич. очерки из истории рус. литературы» (1939), «Подлинники и переводы» (1957), «За много лет» (1969). Переводы из заруб. поэтов. Иссл. «Политическая пародия» (1925). Книги об иск-ве. Воспоминания «Своими глазами» (1965).

-----------------------------------

АРГО́ (франц. argot), социальная разновидность речи, которая характеризуется узкопрофессиональной или своеобразно освоенной (в смысловом и словообразовательном отношениях) общеупотребительной лексикой, нередко с элементами условности, искусственности и «тайности». Существует на базе естественного языка и его грамматики, но использует элементы из других языков, диалектов или искусственно созданные. В строгом терминологическом смысле А. — язык деклассированных групп общества — воров, бродяг, нищих; употребляется также как синоним жаргона в сочетаниях типа — театральное, охотничье А., А. военных и т. п. Слова и выражения А., включенные в общую речь, называются арготизмами, они используются в просторечии и сленге; в художественной литературе применяются как средство речевой характеристики персонажа или в авторской речи при «сказовой» манере повествования (например, у И. Э. Бабеля, М. М. Зощенко).

Л. И. Скворцов.

АРГУЭЛЬО САНТЬЯГО

АРГУЭ́ЛЬО (Argüello) Сантьяго (1872—1940), никарагуанский поэт. Сб. «Око и душа» (1908).

АРДАМАТСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

АРДАМА́ТСКИЙ Василий Иванович (р. 1911), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Сб. рассказов «Уменье видеть ночью» (1942). Пов. «Он об этом напишет» (1948), «Опасный маршрут» (1955), «Я 11—17…» (1956), «Поражение мистера Хауссона» (1958), «“Сатурн” почти не виден» (1963), «“Грант” вызывает Москву» (1965), «Ленинградская зима» (1970), «Райцентр» (1982). Ром. «Возмездие» (1967), «Две дороги» (кн. 1—2, 1972—73), «Последний год» (1977), «Суд» (1980), «Первая командировка» (1981). Рассказы, статьи, сценарии.

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1983.

АРДЕН ДЖОН

А́РДЕН́ (Arden) Джон (р. 1930), английский драматург. Историч. драмы-притчи «Пляска сержанта Масгрейва» (1961, п. 1971), «Последнее “прости” Армстронга» (1965, п. 1971), «Свобода левой рукой» (1965), «Железная рука» (1965), многочастная драматич. хроника «Безостановочное шоу о Коннолли» (ч. 1—6, 1977—78, совм. с М. д'Арси), комедия-гротеск «Тихая пристань» (1962, п. 1971). Радиопьесы, в т.ч. «Перл» (1979), инсценировка ром. М. Сервантеса «Дон Кихот» (1980). Пикарескный ром. «Когда молчит оружие» (1982).

АРЕВАЛО МАРТИНЕС РАФАЭЛЬ

АРЕ́ВАЛО МАРТИ́НЕС (Arevalo Martínez) Рафаэль (1884—1973), гватемальский писатель. Ром. и нов., в т.ч. «Мануэль Альдаио» (1922), «Одна жизнь» (1914), ром.-памфлет «Контора мира Ороландии» (1925). Сб. рассказов «Человек, похожий на лошадь» (1915), «Господин Монитот» (1922). Поэтич. сб. «Розы Энгадди» (1921).

АРЕНДТ ЭРИХ

А́РЕНДТ́ (Arendt) Эрих (1903—1984), немецкий поэт, переводчик (ГДР). Чл. КПГ с 1926. В 1933—50 в эмиграции; участник Нац.-рев. войны исп. народа 1936—39. Сб. стихов «Альбатрос в ночи» (1951), «Баллада о горном ветре» (1952), «Толу. Стихи о Колумбии» (1956), «Песнь семи островов» (1957), «Оды полета» (1959), «Эгейский архипелаг» (1967), «Огненный стебель» (1973), «Память и образ» (1976).

АРЕСТЕГИ НАРСИСО

АРЕ́СТЕГИ (Aréstegui) Нарсисо (1824—1869), перуанский писатель. Ром. «Отец Оран» (1848), «Ангел-спаситель» (опубл. 1872), «фаустина» (неоконч.).

АРЕСТИ ГАБРИЕЛЬ

АРЕ́СТИ (Aresti) Габриель (1933—1975), баскский писатель. Поэма «Вниз по склону» (1960), поэтич. сб. «Камень и народ» (1964).

АРЕТИНО ПЬЕТРО

АРЕТИ́НО (Aretino) Пьетро (1492—1556), итальянский писатель, публицист. Комедии: «Комедия о придворных нравах» (1525, изд. 1534, п. 1965), «Кузнец» (1533), «Таланта», «Лицемер» (обе — 1542), «Философ» (1546). Трагедия «Горация» (1546). «Диалоги», в т.ч. «Рассуждения» (изд. 1534, 1536, 1539). Стихотв. и прозаич. памфлеты, сатиры. Религ. соч. Письма (ок. 3300; 1 изд. 1537).

● Дживелегов А.К., Очерки итал. Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929.

АРЕФ КАЗВИНИ МИРЗА АБУЛЬКАСЕМ

АРЕ́Ф КАЗВИНИ́ Мирза Абулькасем (1882—1933), иранский поэт. Политич. таснифы (нар. романсы) и газели.

● Гаэмпанах Г.Г., Ареф Казвини — гражд. поэт Ирана, М., 1971.

«АРЗАМАС»

«АРЗАМАС» - «АРЗАМА́С», литературный кружок в Петербурге (1815 — 1818). Участники — В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, В. Л. Пушкин, А. И. Тургенев, А. С. Пушкин и др. Деятельность кружка была направлена против «Беседы любителей русского слова», которая высмеивалась арзамасцами в многочисленных пародиях, эпиграммах, сатирах. Заседания «А.» носили буффонадно-ритуальный характер (все члены кружка награждались шутливыми прозвищами, постоянным атрибутом заседаний был жареный «арзамасский» гусь). В кружке царил культ дружбы. Один из излюбленных поэтических жанров арзамасцев — дружеское послание. Творческие установки членов «А.» не представляли единого направления в литературе, но характеризовались общей оппозицией вырождавшемуся классицизму, поисками новых художественных форм, стремлением усовершенствовать русский литературный язык в духе языковой реформы, осуществлявшейся в творчестве Н. М. Карамзина. Для членов кружка характерно увлечение античной литературой, французским просветительством, немецким романтизмом. «А.» отстаивал в русской литературе предромантическое и романтическое творчество Жуковского. Вступление в 1817 в «А.» будущих декабристов Н. И. Тургенева, М. Ф. Орлова, Н. М. Муравьева, предложивших ввести в программу кружка обсуждение политических вопросов, привело к разногласиям, и «А.» распался.

Литература:

«Арзамас» и арзамасские протоколы, [предисл. Д. Благого. Вводн. ст. М. С. Боровковой-Майковой], Л., [1933];

Гиллельсон М. И., Молодой Пушкин и арзамасское братство, Л., 1974.

АРИНУС ДИ МЕЛУ ФРАНКУ АФОНСУ

АРИ́НУС ди МЕ́ЛУ ФРА́НКУ (Arinos de Melo Franco) Афонсу (1868—1916), бразильский писатель.

АРИОН

АРИО́Н (7 — 6 вв. до н. э.), древнегреческий поэт. Создал жанр дифирамба.

АРИОСТО ЛУДОВИКО

АРИО́СТО (Ariosto) Лудовико (1474—1533), итальянский поэт и драматург. Героич. рыцарская поэма в октавах «Неистовый Роланд» (1 изд. — 40 песен, 1516; 3 изд. — 46 песен, 1532; неполные пер. и прозаич. пересказы 1791—93, 1832—33, 1892). Лирика на лат. (гекзаметры, оды, элегии, эпиграммы; 1494—1504) и итал. яз. (сонеты, мадригалы, канцоны, элегии, сатиры; 1517—25). Комедии «О сундуке» (1508—25, п. 1965), «Подмененные» (1508—09, 1525), «Чернокнижник» (1520), «Сводня» (1528), «Школяры» (1520, незаверш.). А. переводили А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, И. И. Козлов.

■ Неистовый Роланд. Избр. места, Л., 1938.

● Fatini G., Bibliografia della critica ariostea (1510—1956). Firenze, 1958.

АРИПОВ АБДУЛЛА

АРИ́ПОВ Абдулла (р. 1941), узбекский советский поэт. Чл. КПСС с 1974. Сб. стихов и поэм «Жду тебя» (1966), «Родник» (1970), «Узбекистан» (1972), «Удивление» (1974), «Оплот надежды», «Лекарь и смерть», «Дорога в рай» (все — 1980).

■ Ветер Родины, М., 1975; Любовь к жизни, М., 1980.

АРИСИМА ТАКЭО

АРИ́СИМА Такэо (1878—1923), японский писатель. Ром. «Потомок Каина» (1917, п. 1967), «Муки рождения» (1918), «Женщина» (1913—1919, п. 1967). Рассказы, эссе.

АРИСТИД МИЛЕТСКИЙ

АРИСТИ́Д МИЛЕ́ТСКИЙ (2 или 1 вв. до н. э.), древнегреческий писатель. Эротич. «Милетские рассказы» (в 6 кн.) (не сохранились).

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТО́ТЕЛЬ (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист; первый систематизатор античной литературной теории. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, ок. 334 основал перипатетическую школу; умер в изгнании. В обширный корпус соч. А., охватывающий едва ли не все области знаний, входят трактаты по теории поэзии (гл. обр. трагической и эпической) и риторики («Поэтика», «Риторика»).

■ Соч., т. 1—4, М., 1975—84; Аристотель и антич. лит-ра, М., 1978.

● Зубов В.П., Аристотель, М., 1963; Лосев А.Ф., Аристотель и поздняя классика, в его кн.: История антич. эстетики, [т. 4], М., 1975.

АРИСТОФАН

АРИСТОФА́Н (ок. 445 — ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, главный представитель древней аттической комедии. Из 44 приписываемых А. традицией пьес до нас дошло 11: «Ахарняне» (425), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Лисистрата» и «Женщины на празднике Фесмофорий» (411), «Лягушки» (405), «Женщины в Народном собрании» (392), «Плутос» (388); сохранились названия утрач. комедий и ок. 1000 фрагментов.

■ Комедии, т. 1—2, М.—Л., 1934; Избранные комедии, М., 1974; Комедии, т. 1—2, М., 1983.

● Соболевский С.И., Аристофан и его время, М., 1957.

АРЛАН МАРСЕЛЬ

АРЛА́Н (Arland) Марсель (1899—1986), французский писатель и критик. Кн. новелл «Живые» (1934), «Многое нужно, чтобы сотворить мир» (1947), «Вода и пламя» (1956), «Подождите рассвета» (1970). Ром. «Порядок» (1929). Пов. «Чужие земли» (1923), «Родная земля» (1938). Лит.-критич. кн. «Мариво» (1950), «Эссе и новые эссе» (1952), «Я Вам пишу» (т. 1—2, 1960—63).

АРЛЬТ РОБЕРТО

АРЛЬТ (Arlt) Роберто (1900—1942), аргентинский писатель. Ром. «Злая игрушка» (1926, п. 1984), «Семеро сумасшедших» (1929), «Огнеметы» (1931), «Колдовская любовь» (1932, п. 1984). Сб. рассказов «Горбунок» (1933), «Ла-Платские офорты» (1933). Пьесы «Саверио, жестокий» (1936), «Праздник железа» (1940).

АРМА АЙИ КВЕЙ

А́РМА́ (Armah) Айи Квей (р. 1939), ганский писатель (на англ. яз.). Ром. «Прекрасные еще не родились» (1968), «Осколки» (1970, п. 1976), «Почему мы так благословенны» (1972), «Две тысячи сезонов» (1973).

АРМАТТУ РАФАЭЛЬ

АРМА́ТТУ (Armattoe) Рафаэль (1913—1953), ганский поэт (на англ. яз.). Сб. стихов «Между лесом и морем» (1950), «Сокровенные мысли черных» (опубл. 1954).

АРМЕН МКРТИЧ

АРМЕ́Н Мкртич (наст. имя и фам. Мкртич Григорьевич Арутюнян) (1906—1972), армянский советский писатель. Ром. «Родник Эгнар» (1935), «Ясва» (1953). Повести для юношества. Сб. стихов «Ширканал» (1925).

■ Соч., т. 1—5, Ер., 1966—73 (на арм. яз.); Солнце у порога. Повести и рассказы, М., 1959.

АРМИХО РОБЕРТО

АРМИ́ХО (Armijo) Роберто (р. 1937), сальвадорский писатель, литературовед.

АРНАУТ ДАНИЕЛЬ

АРНАУ́Т ДАНИЕ́ЛЬ (Arnaut Daniel), провансальский трубадур 12 в. Секстины.

АРНЕР ЭРНСТ НИЛЬС СИВАР ЭРИК

АРНЕ́Р (Arnér) Эрнст Нильс Сивар Эрик (р. 1909), шведский писатель. Ром. «Потерянный бумажник» (1943), «Солдат и клирик» (1945), «Ты сам» (1946), «Эгиль» (1948), «Он — она — никто» (1951), «Как ласточки» (1956), «Сеть» (1962), «Поперечный брус» (1963), «Стать другим человеком» (1972, п. 1977). Сб. рассказов «Башмак, который носил воин» (1943), «Веранда» (1947), «Существовать» (1961).

■ Стать другим человеком. Роман, рассказы, М., 1977.

АРНИМ ЛЮДВИГ АХИМ ФОН

А́РНИМ́ (Arnim) Людвиг Ахим фон (1781—1831), немецкий писатель. Сб. нар. стихов, песен и баллад «Волшебный рог мальчика» (1806—1808; изд. совм. с К. Брентано). Ром. «Графиня Долорес» (1810), «Хранители короны» (ист.; 1817), новеллы («Изабелла Египетская», 1812), пьесы, стихотворения.

■ Arnim-Bibliographie, 2 Aufl., Hildesheim, 1965.

АРНО ЖОРЖ

АРНО́ (Arnaud) Жорж (наст. имя Анри Жирар, Girard) (р. 1917), французский писатель. Ром. «Бегство отчаянного хулигана» (1951), «Плата за страх» (1950, п. 1967), «Звездное сияние» (1952), «Ушки на макушке» (1953). Сатирич. комедия «Маршал П.» (1958, п. 1960), памфлет «Мой процесс» (1961). Кн. новелл «Слишком долгий спуск» (1961). Очерки, публицистика.

АРПИАРЯН АРПИАР

АРПИАРЯ́Н Арпиар (1851—1908), армянский писатель и публицист. С 1884 изд. в Константинополе арм. газ. «Аревелк», ред. лит. газ. «Масис», с 1891 — газ. «Айреник». Пов. «Золотой браслет» (1906). Сб. новелл «Картины жизни» (1885). Рассказы. Кн. «История литературы армян в Турции» (кн. 1—2, 1903—1904).

■ Избр., Ер., 1951 (на арм. яз.).

АРРАИС АНТОНИО

АРРА́ИС (Arraiz) Антонио (1903—1962), венесуэльский писатель. Поэма «Пять симфоний» (1939). Сб. стихов «Резкий» (1924). Ром. «Настоящие люди» (1938), «Дамасо Веласкес» (1943). Сб. сказок «Дядюшка Ягуар и дядюшка Кролик» (1945, п. 1962).

АР-РАКИК ИБРАХИМ

ар-РАКИК Ибрахим

ар-РАКИ́К Ибрахим (ум. 1027), арабский магрибинский прозаик, историк. Кн. «История Ифрикии и Магриба».

АР-РЕЙХАНИ АМИН ИБН ФАРИС

ар-РЕЙХАНИ Амин ибн Фарис

ар-РЕЙХА́НИ Амин ибн Фарис (1876—1940), арабский писатель (на араб. и англ. яз.) (Ливан). Эссе, стих. в прозе, статьи в сб. «ар-Рейханият» (т. 1—4, 1922—23). Ром. «Лилия дна» (1915), «Вне гарема» (1917). Публицистика.

АР-РУСАФИ МААРУФ ИБН АБД АЛЬ-ГАНИ

ар-РУСАФИ Мааруф ибн Абд аль-Гани

ар-РУСА́ФИ Мааруф ибн Абд аль-Гани (1875—1946), арабский поэт (Ирак). Поэтич. «Диван» (1910; полн. изд., т. 1—5, 1973—1977).

АРСИС И ТЕЗИС

А́РСИС И ТЕ́ЗИС (греч. ársis — подъем, thésis — опускание ноги в пляске), сильное и слабое место в ритме стиха; то же, что икт и междуиктовый интервал. также Сильное место и слабое место.

М. Л. Гаспаров.

АРТМАН ХАНС КАРЛ

А́РТМАН́ (Artmann) Ханс Карл (р. 1921), австрийский писатель. Сб. экспериментаторской поэзии «Рифмы, стихи и формулы» (1955), «Черными чернилами» (1958), «Белое как лилия письмо из Линкольншира» (1969). Рассказы (сб. «О гусарах и прочих канатоходцах», 1959; «Охота на доктора У.», 1977).

АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

АРТУ́РОВСКИЕ ЛЕГЕ́НДЫ, народные предания кельтов Уэльса, ставшие основой многих поэтических сочинений, в центре которых — образ Артура, одного из королей бриттов (V—VI вв.), успешно боровшегося против англосаксонских завоевателей. С именем Артура кельты связывали надежды на восстановление независимости. Об историческом Артуре упоминают с VIII в. кельтские и бретонские барды, а также латинская хроника Гальфрида Монмаутского «История королей Британии» (ок. 1137). Идеализированные Артур и рыцари «Круглого стола» — герои, воплощающие нравственные идеалы рыцарства. Легенды об Артуре были восприняты рыцарской поэзией во Франции (Кретьен де Труа, XII в.), Германии (Гартман фон Ауэ, XII—XIII вв.); обработку легенды о святом Граале дал Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» (ок. 1210). В Англии XIII—XIV вв. появились переводы романов «Артур», «Артур и Мерлин», «Смерть Артура» и др. На темы А. л. написан лучший английский рыцарский роман в стихах «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» (XIV в.). В XV в. Т. Мэлори создал роман «Смерть Артура». Образ Артура использовали Э. Спенсер в «Королеве фей», Дж. Драйден в либретто оперы «Король Артур», Э. Булвер-Литтон в поэме «Принц Артур», У. Моррис в поэме «Защита Гиневры», А. Теннисон в «Королевских идиллиях», М. Твен (в пародийных целях в романе «Янки при дворе короля Артура»).

Б. А. Александров.

АРУЗ

АРУ́З, аруд, система стихосложения, возникшая в арабской поэзии и распространившаяся в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Теория А. впервые разработана в трудах арабского филолога VIII в. Халиля ибн Ахмеда и получила развитие у более поздних иранских теоретиков, в частности в трактате «Сад таинств о тонкостях поэзии» поэта XII в. Ватвата, в филологических трудах поэта и философа XV в. Абдуррахмана Джами. Ритмообразующим элементом стиха в А. является определенное четкими правилами чередование долгих и кратких слогов, согласно особенностям арабской фонетики. Система эта начала применяться впоследствии в поэзии на фарси, а затем и в тюркоязычной поэзии, хотя для тюркских языков различение гласных по долготе не характерно. Кратким слогом в А. (обозначение U) считается открытый слог с кратким гласным, долгим (обозначение ) — открытый слог с долгим гласным или закрытый слог с кратким гласным; закрытый слог с долгим гласным считается в персидской поэзии полуторным (U). Два кратких слога могут стягиваться в один долгий или заменять его. Комбинация долгих и кратких слогов образует стопу — основной элемент стиха. Насчитывают до 8 основных стоп, различные сочетания которых дают 19 основных метров, из них 7 с одинаковыми стопами (хазадж, раджаз, рамаль, мутакариб, вафир, камиль, мутадарик) и 12 — с разными (тавиль, мадид, басит, кариб, сари, мудари, гариб, мушакиль, муджтасс, хафиф, мунсарих, муктадаб). Однако любая основная стопа каждого метра может быть подвергнута различным изменениям (зихаф), благодаря чему число вариантов метров возрастает. Камиль, вафир, тавиль, мадид, басит — специфически арабские метры; гариб, кариб, мушакиль — метры иранского происхождения. Остальные метры встречаются как в арабской поэзии, так и в поэзии на языке фарси-дари и в классической поэзии тюркоязычных народов. Метр рубаи — жанра, чрезвычайно распространенного в поэзии многих стран Востока, является народным и под схемы А. подгоняется искусственно. А. оставался единственной системой стихосложения для арабской, персидской, таджикской и ряда тюркоязычных литератур вплоть до XX в., когда были впервые сделаны попытки ввести новые метры (силлабо-тонический стих, вольный стих и др.).

Литература:

Крымский А., Арабская литература в очерках и образцах, М., 1911;

Вахид Табризи, Джам’-и мухтасар. Трактат о поэтике, М., 1959;

История персидской и таджикской литературы, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970, с. 100 и сл.

Н. Б. Кондырева.

АРХАИЗМЫ

АРХАИ́ЗМЫ (от греч. archáios — древний), устаревшие слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции. Среди А. выделяются т. н. историзмы («скипетр», «конка», «нэпман»), исчезновение которых из активного словаря связано с исчезновением соответствующих предметов и явлений из общественной жизни. Обычно А. уступают место другим словам с тем же значением («рескрипт» — «указ», «стогна» — «площадь»). Иногда А. сохраняются в устойчивых сочетаниях («не видно ни зги»). В художественной литературе А. используются как изобразительный прием — для передачи колорита эпохи, для речевой характеристики персонажа. Стилистические А. — славянизмы («лик», «око», «вежды» и т. п.) употребляются для придания речи торжественности или ироничности.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

АРХА́НГЕЛЬСКИЙ Александр Григорьевич (1889—1938), русский советский поэт. Сб. стихов (гл. обр. юмористич.) «Черные облака» (1919), «Бабий комиссар» (1925), «Деревенские частушки» (1928), «Кулак и радио» (1931). Сб. «Пародии» (1927). Сб. рассказов и фельетонов «Коммунистический Пинкертон» (1925), «Слово и дело», «Собачья радость» (оба — 1927). Сатирич. книга-игра «Самоновейший оракул, или Веселый отгадчик всего задуманного» (1928).

■ Избр., [М.], 1946.

АРХЕОГРАФИЯ

АРХЕОГРА́ФИЯ (от греч. archáios — древний и gráphō — пишу), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая теорию и разрабатывающая методику публикации памятников письменности и печати. В число задач, решаемых А., входит датирование памятников, их расшифровка и атрибуция, разработка правил публикации письменных источников и подготовка их к изданию. также Палеография.

АРХЕТИПЫ

АРХЕТИ́ПЫ (от греч. archétypon — первообраз, модель), в «аналитической психологии» и эстетике швейцарского психолога К. Г. Юнга — мотивы и их комбинации, наделенные свойством «вездесущности», универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаичном ритуале, мифе, символе, верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т. п.), а также в художественном творчестве вплоть до современности.

По Юнгу, А. имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику. Содержательную характеристику первообразы получают, лишь проникая в сознание и при этом наполняясь материалом сознательного опыта. Однако, становясь более отчетливыми, они сопровождаются оживленными эмоциональными тонами, они способны потрясать, внушать, увлекать. А. не сводились Юнгом к биологическим «комплексам» индивида (как в психоанализе З. Фрейда — см. Фрейдизм). Универсальность А. в истории культуры, воплощенных, например, в мотивах инцеста, младенчества, материнства, мудрой старости н т. п. (вплоть до целых визионерских картин иного мира у Данте и др.), выводилась Юнгом из единства человеческой психики (в чем он солидарен с антропологической школой) на глубинном уровне «коллективного бессознательного» — первобытной памяти человечества. Сила воздействия искусства, по Юнгу, — в актуализации этого глубинного уровня, в обращении к вечным и общечеловеческим А. (эти положения в аналитической психологии привлекали Т. Манна и были восприняты ритуально-мифологической критикой); однако сами А. увязывались им не столько с бессознательным отражением реального мира, сколько со свойствами психики («души»); так, раздвоение психики порождало А. «тени»-двойника (Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте, Тень у А. Шамиссо и др.), А. «анимы» («анимуса») — проявление в бессознательном человеке сущности противоположного пола (андрогинные существа в мифах, китайские воплощения мужского и женского начал инь и ян и др.).

По сути, понятие А. не связано с проблемой объективной эстетической ценности литературного произведения. В применении к мифологии и фольклору теория А. отражает характерный для культурной антропологии XX в. интерес к механизму образования ментальных (мыслительных) структур па уровне бессознательного. В современном литературоведении под архетипическими принято также понимать неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы (ср. метафорические А. в русской поэзии XX в. — «преображение» как смена одежд или насыщение, «битва» как жатва и др.) или универсально распространенные сюжеты (например, мифы о потопе или представления о «мировом древе» и их отражение в литературе).

Литература:

Аверинцев С. С., «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии, «ВЛ», 1970, № 3;

его же, Архетипы, в кн.: Мифы народов мира, т. 1, М.,1980;

Панченко А. М., Смирнов И. П., Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала XX в., «Тр. ОДРЛ», 1971, в. 26;

Вейман Р., История литературы и мифология, пер. с нем., М., 1975, с. 285—92;

Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976, с. 57—70, 155—57.

В. П.

АРХИВЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИТЕКТОНИКА

АРХИТЕКТО́НИКА в литературе (от греч. architektonikē — строит. искусство), внешнее построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов. Ныне понятие А. обычно включается в более широкое понятие композиции.

Предыдущая страница Следующая страница