Литературный энциклопедический словарь
ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТАДЖИ́КСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература таджикского народа. Развивается на таджикском языке. Истоки письменной Т. л. восходят к древнему устно-поэтическому народному творчеству, нашедшему отражение в письменных памятниках, созданных на территории современного Ирана, Афганистана и Средней Азии как западными, так и восточными иранскими народностями. Классическая литература IX—XV вв. на языке фарси в силу общности исторического развития таджикского и персидского народов была единой литературой (в современных исследованиях ее называют персидско-таджикской или персоязычной литературой). С XVI в. государственное и религиозное размежевание привело к обособлению таджикской, персидской, афганской и других литератур.

Фольклор. По памятникам древнеиранской и средневековой персидско-таджикской письменности удается восстановить общую картину развития фольклорных традиций таджикского народа. Можно думать, что в начале 1-го тыс. до н. э. устно-поэтическое творчество иранских народностей (бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, саков и др.) шло по двум направлениям: космогонического и теогонического мифотворчества и создания героико-эпических произведений. В древнем эпосе действуют дэвоборцы и богатыри, «культурные герои», противостоящие силам зла и тьмы. С середины 1-го тыс. до н. э. до середины 1-го тыс. н. э. в народное творчество проникают идеи равенства людей, необходимость всеобщего благосостояния под властью справедливого правителя. Появляются т. н. чома (малые стихотворные сказания), обрядовые песни, притчи, поговорки, пословицы, оды-прения (своего рода тенцоны). В VII—VIII вв., когда письменная литература на иранских языках в связи с нашествием войск Арабского халифата почти прекратила существование, фольклор продолжал развиваться. В IX—X вв. он сделался источником и стимулом возрождения и развития литературы. С этого времени устное народное творчество и классическая Т. л. развивались в тесной взаимосвязи. Родоначальник поэзии на фарси Абу Абдаллах Рудаки и его современники многое черпали из народного творчества: образы, эпические и сказочные мотивы, отдельные жанровые формы и т. д. И в дальнейшем фольклор оказывал известное влияние на развитие не только поэзии, но и прозы. В современное время таджикский фольклор, сохраняя и продолжая лучшие традиции прошлого, обновился в идейно-художественном отношении. Появились произведения, воспевающие революцию, Советскую власть и социалистические преобразования на таджикской земле. Широко известно творчество народных поэтов-хафизов Бобо Юнуса Худойдод-заде, Хикмата Ризо, Юсуфа Вафо, Саидали Вали-заде и др. Таджикская советская фольклористика собирает и изучает образцы как дореволюционного, так и современного фольклора.

Древняя литература. Древнеиранская письменная литературная традиция вплоть до III в. н. э. представлена древними клинописными памятниками ахеменидских царей и «Авестой». В III—IX вв. существовала т. н. пехлевийская литература на языке пехлеви (среднеперсидском), а также на других среднеиранских языках: парфянском, согдийском, хорезмийском. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о наличии в пехлевийской литературе эпических сказаний, прозаических произведений, малых форм поэзии. Выделяются художественные произведения «Калилак и Димнак», «Хватай Намак» (один из основных источников «Шахнаме» Фирдоуси), «Ядгар Зареран» — сказание о богатыре Зарере и его сыне, «Драхти Асурик» («Ассирийское древо»), а также «Книга деяний Ардашира, сына Папакана» (основателя сасанидской империи).

После падения во 2-й половине VII в. империи Сасанидов началось насильственное внедрение арабского языка. В течение двух веков на территории бывшей сасанидской империи литература создавалась только на этом языке. Протест коренного населения против завоевателей нашел выражение в течении шуубизма (от араб. шу'уб — народы). Шуубитская идеология, стремившаяся к возрождению древних культурных традиций, проникла в литературу. Сторонники шуубизма, поэты — выходцы из местного населения — писали на арабском языке, но вносили в литературу древнеиранские традиции, местные темы (аль-Хурайми, Башшар ибн Бурд и Абу Нувас). К IX в. сложился литературный язык фарси на основе среднеиранских говоров с арабскими элементами, на котором родилась новая литература.

Классическая литература. В классической Т. л. выделяют три периода. Первый охватывает IX—XV вв., это персоязычная литература, общая для иранцев и таджиков (также Персидская литература). Второй включает таджикскую литературу XVI — 1-й половины XIX вв., существовавшую в основном на территории Средней Азии. Третий период охватывает таджикскую просветительскую литературу 2-й половины XIX в. и литературу начала XX в. Первый период, когда новая персоязычная литература развивалась особенно интенсивно, по праву считается «золотым веком» таджикской классической поэзии. В это время происходит ее идейно-тематическое обогащение и становление основных жанровых и художественных форм. Центром новой культуры и литературы стала территория нынешней Средней Азии и Хорасана (Восточный Иран и часть Афганистана). Столица Саманидов Бухара притягивала лучшие литературные силы своего времени во главе с Рудаки. В поэзии, прозе и философско-дидактических произведениях были возрождены древние народные традиции и героические мотивы, образы доисламских богатырей и справедливых царей, переосмысленные в свете идеологии ислама. В творчестве Рудаки, а также Абу Шакура Балхи, Абу-ль-Хасана Кисаи, Дакики проповедовались идеи гуманизма и справедливости, осуждалась тирания. В конце X — начале XI вв. Абулькасим Фирдоуси создал огромную, состоящую из 55 тыс. бейтов эпическую поэму «Шахнаме», значение которой огромно для всей последующей персидской и таджикской литературы; она вызвала многочисленные подражания, а также целый ряд т. н. циклических поэм (см. «Шахнаме»). После распада в конце X в. государства Саманидов центр развития литературы переместился в Газни (юг современного Афганистана) — столицу газневидских правителей, которые всемерно поддерживали придворно-хвалебную тенденцию в поэзии. Наиболее крупными представителями литературы этого времени были Абулькасем Унсури, Фаррохи Систани, Менучехри, Масуд Сад Сальман.

К концу X в. в Иран и Среднюю Азию проникают суфийско-мистические идеи, породившие соответствующую литературу (см. Суфийская литература). Наряду с суфизмом на литературу оказывали влияние и другие религиозно-философские концепции, например исмаилитские взгляды, получившие яркое выражение в творчестве поэта и мыслителя Насира Хосрова (см. Исмаилитская литература).

Для лирической поэзии XII в. характерно развитие и художественное усовершенствование таких жанров, как касыда и газель, которые, вопреки влиянию придворной поэзии, все глубже отражали социально-общественные запросы времени. В народном жанре рубаи получила свое воплощение вольнодумно-философская и гедоническая лирика Омара Хайяма.

В начале XIII в. завоевания Чингисхана нанесли тяжелый ущерб развитию литературы, в первую очередь на территории Средней Азии, подвергшейся наиболее жестокому и опустошительному набегу. Почти на 2 столетия литературная жизнь здесь замерла. Персоязычная литература продолжала развиваться в уцелевших или же мало пострадавших от нашествия областях: на севере Индии (Амир Хосров Дехлеви), на юге Ирана (Саади и его современники), в Малой Азии (Джалаледдин Руми). Эта литература выполнила великую историческую миссию, сохранив и пронеся идеи гуманизма сквозь годы монгольского владычества и завоеваний Тимура. В XV в. литературная жизнь в Средней Азии постепенно восстанавливалась. Крупным центром культурной и литературной жизни становится Герат, где во время правления последних Тимуридов были сосредоточены литературные силы не только Средней Азии, но и других областей Ирана и Афганистана. Во главе литературного движения стояли таджикский поэт Абдуррахман Джами и узбекский поэт Алишер Навои, они выражали передовые идеи времени, способствовали взаимосвязи и взаимообогащению таджикской и узбекской литератур.

В XVI — начале XIX вв. Т. л. развивалась самостоятельно, выделившись из общего течения персоязычной литературы. Некоторые поэты, вышедшие из среды ремесленников, отражали в своем творчестве тяжелую долю угнетенных, ратовали за справедливость, обличали социальные пороки феодального общества (Сайидо Насафи). В XVII—XVIII вв. она сравнительно тесно связана с персоязычной литературой Индии; наибольшее влияние оказал на Т. л. поэт Мирза Абдулкадир Бедиль.

Во 2-й половине XIX — начале XX вв. выделилось просветительское течение, сформировавшееся в значительной мере под влиянием прогрессивной русской культуры после присоединения Средней Азии к России. Во главе этого течения стоял Ахмад Дониш. В идейном отношении ему были близки поэты Кори Рахматулло Возех, Шамсиддин Шахин. Просветительская литература отличалась реалистической направленностью, она обогатилась новыми поэтическими и прозаическими жанрами (реалистический рассказ, философско-романтическая повесть и др.) и значительно демократизировала литературный язык. В начале XX в. писатели Айни, Тошходжа Асири, Аджзи, продолжая лучшие традиции просветительской литературы XIX в., реалистически изображали социальные противоречия времени.

Советская литература. Октябрьская революция открыла новую страницу в истории таджикской литературы. В литературу пришло поколение писателей, творчество которых было связано с социальным преобразованием: Пайрав, Мухаммеджан Рахими, Джалол Икрами, Сухайли, Мухиддин Амин-заде. В 20-х гг. выделяется творчество революционного поэта Ирана Абулькасима Лахути, ставшего одним из зачинателей таджикской советской поэзии. Основная тематика поэзии этих лет связана с воспеванием революционного духа народа, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщины. В это же время появились повесть «Одина» и роман «Дохунда» Айни.

В 1934 был создан СП Таджикской ССР. В начале 30-х гг. Т. л. пополнилась произведениями Мирзо Турсун-заде, Абдусалома Дехоти, Рахима Джалила, Хакима Карима, Мирсаида Миршакара, Сатыма Улуг-зода и др. Таджикские писатели создавали образы новых людей — строителей социалистического общества. В литературе утвердился метод социалистического реализма. В 30-х гг. зародилась таджикская драматургия: пьесы «Враг» Икрами, «Приговор» Турсун-заде, «Краснопалочники» Улуг-зода и др.

В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 на фронтах сражались писатели Хабиб Юсуфи, Карим, Фатех Ниязи, Боки Рахим-заде и др. В публицистических статьях, очерках, стихах, поэмах и драмах, рассказах и фронтовых записках таджикские писатели прославляли героизм советских людей. В годы войны были поставлены дилогия Икрами «Сердце матери» и «Дом Надира» (в соавторстве с А. Файко), драма Улуг-зода «В огне».

В первое послевоенное десятилетие общесоюзное признание обретают цикл стихов Турсун-заде «Индийская баллада» и его поэма «Хасан-арбакеш», поэмы Миршакара «Непокорный Пяндж» и «Ленин на Памире», роман Ниязи о войне «Верность», романы «Обновленная земля» Улуг-зода и «Шураб» Джалила, повесть Пулата Толиса «Молодость». Выходят «Воспоминания» Айни, отразившие историю таджикского народа на рубеже XIX—XX вв.

В 60—70-х гг. тематический диапазон Т. л. расширился. В поэзии широко представлена тема интернационализма (эпическая поэма Турсун-заде «От Ганга до Кремля» и др.). В прозе, наряду с произведениям на современные темы, появляются книги исторического плана: романы «Двенадцать ворот Бухары» Икрами, «Восе» Улуг-зода, повести Расула Хади-заде и др. Совершенствуют мастерство пришедшие в литературу в годы войны и первые послевоенные годы поэты Шукухи, Файзулло Ансори, Гаффор Мирзо, Мухиддин Фархат, прозаики Фазлиддин Мухаммадиев, Хабибулло Назаров. Вступают в литературу Мумин Каноат, Лоик Шералиев, Гульрухсор Сафиева, Урун Кухзод, Юсуф Акобиров, Мухиддин Ходжаев, Саттор Турсун и др.

Расширилась начиная с 50-х гг. и тематика драматургии: жизни советской интеллигенции посвящены пьесы Миршакара «Мой город», культурному прошлому — пьесы Улуг-зода «Рудаки» и «Великий исцелитель», Хади-заде «Что есть счастье», становлению Советской власти в республике — пьесы Гани Абдулло.

Немалый путь прошла и таджикская детская литература, начиная со стихов Айни и Лахути 20-х гг. В этой области плодотворно работают Миршакар, Бахори, Гульчехра Сулейманова и др.

Литературная периодика: журнал «Садои Шарк», литературно-художественный и общественно-политический журнал «Памир», газета «Маданияти Тоджикистон».

Издания:

Антология таджикской поэзии, М., 1957.

Литература:

Брагинский И. С., Из истории персидской и таджикской литератур, М., 1972;

Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, М., 1960;

Очерки истории таджикской советской литературы, М., 1961;

История персидской и таджикской литературы, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970;

Свод таджикского фольклора, т. 1, М., 1981;

Писатели Таджикистана. [Справочник], 3 изд., Душ., 1981.

Р. Хади-заде.

В начало словаря