Литературный энциклопедический словарь
ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПЕРСИ́ДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА. Древняя и особенно средневековая П. л. является общим достоянием народов, говорящих на языках иранской группы (персы, таджики, афганцы, курды и др.), многих тюркоязычных народов (узбеки, туркмены, азербайджанцы, турки), некоторых народов Индостана. Все они неоднократно входили в состав общих государственных образований, а персидский язык (фарси) в определённые периоды истории был их основным литературным языком. П. л. классического периода (IX—XV вв.) часто называют персидско-таджикской литературой.

Элементы мерной поэтической речи, зачатки героического эпоса и царских хроник содержатся в дошедших до нас памятниках, созданных на древнеперсидском языке: «Авеста», клинописные надписи Ахеменидов. В период правления Сасанидов (224—651) на среднеиранских языках были составлены утраченная позже династийная хроника «Хвадай-намак», эпические сказания «Ассирийское древо», «Памятка Зарерова сына», «Деяния Ардашира Папакана», дидактический сборник «Калила и Димна» (вариант индийской «Панчатантры») и другие сочинения, составившие т. н. пехлевийскую литературу, а также сочинения религиозного и дидактического характера, связанные с манихейством (см. Манихейская литература).

После завоевания страны арабами и включения ее в состав Халифата (VII в.) основным языком П. л. стал арабский, на который были переведены некоторые произведения пехлевийской литературы, в т. ч. «Калила и Димна». Персидскими поэтами на арабском языке создавались лирические, панегирические и сатирические стихи (см. Арабская литература). Уже с IX в. наряду с литературой на арабском языке развивается литература на языке фарси. Литературный язык фарси и основные жанровые формы персидской классической поэзии (рубаи, газель, касыда, месневи, кит'а; см. также раздел Персидская поэтика в ст. Поэтика) окончательно формируются в творчестве Рудаки и группировавшихся вокруг него поэтов 1‑й половины X в. Во 2‑й половине X в. попытки создания стихотворного эпического свода (Дакики и др.) завершаются эпопеей «Шахнаме» Фирдоуси. На фарси писали также Ибн Сина, Абу Шакур Балхи и др.

После распада государства Саманидов (819 — 999) и включения Восточной Персии вместе с частью Средней Азии в состав государства Газневидов (с центром в Газни, современный Афганистан) здесь также утверждается панегирическая поэзия с элементами лирики и дидактики: Фаррохи Систани, «царь поэтов» Унсури, Менучехри. Продолжавшая существовать эпическая традиция выражалась преимущественно в «дописываниях» новых поэм к «Шахнаме» (Асади Туси и др.). Кроме того, создавались произведения художественной прозы (напр., «Кабус-наме» Унсура аль-Маали, XI в.). Элементы художественной прозы содержатся также в исторических сочинениях.

Внимание к человеческой личности, призывы к духовному совершенствованию пробиваются сквозь мистическую форму суфийской литературы (Ансари, Санаи, Аттара) и учения исмаилитов (Насир Хосров; см. Исмаилитская литература). Гуманистические идеи находят выражение в касыдах Гатрана Тебризи, в творчестве основоположника жанра «тюремной элегии» Масуда Сада Сальмана, сатирика Сузани из Самарканда. Вершиной развития гуманистической литературы на языке фарси явилось творчество Омара Хайяма и Низами Гянджеви. Вместе с тем к началу XII в. в поэзии получает распространение усложненный риторический стиль, именуемый «иракским»: касыды Муиззи, Ватвата, творчество крупнейшего панегириста Энвери и др. Не менее характерен риторический стиль для прозы XII в.: новый вариант «Калилы и Димны» (1144, сост. Абу-ль-Маали), отличавшийся от прежних изысканным слогом, усложненные переработки старого дидактического сборника «Марзбан-наме» и особенно составленная по образцу арабских макам книга «Макамат-и Хамиди» Хамидаддина Балхи. Новым явлением П. л. XII в. стала огромная народная книга об айяре (плуте) Самаке, записанная со слов сказителя в 1189. Начиная с XII в. составлялись своеобразные библиографические антологии — тазкире, включавшие (наряду с лучшими образцами поэзии) сведения о жизни поэтов. Такие тазкире, как «Сердцевина сердцевин» (1220) Ауфи, «Собрание поэтов» (1487) Доулатшаха Самарканди и др., не утратили своего научного значения. Наряду с этим уделялось большое внимание поэтике стиха. Возникла наука об арузе («эламе аруз»). Кодификации персидского аруза посвящена, в частности, книга «Китаб аль-муадждам» Шамса Кайса Рази (XIII в.).

После упадка, вызванного монгольским завоеванием (1220 — 1256), во 2‑й половине XIII—XIV вв. наступает новый расцвет классической литературы. Панегирическая поэзия имела яркого представителя в лице Сальмана Саведжи. Последователи Низами Гянджеви, индийский персо-язычный поэт Амир Хосров Дехлеви и Хаджу Кермани возродили дидактический и героический эпос, а также расширили тематический диапазон газели, придав ей функцию панегирика-касыды. Суфийский поэт и философ Руми поднял человеческую личность до высот обожествления. В этот же период усилилось гуманистическое литературное течение, которое представляли сатирик Закани, певец народного движения сербедаров Ибн Ямин, а также Кемал Худжанди. Творчество Саади и Хафиза — высшее достижение всей средневековой персо-язычной лирической поэзии. В XV в. творчество главы гератского литературного центра Джами, учителя и друга узбекского поэта Алишера Навои, завершает классическую поэзию на фарси.

И. С. Брагинский.

С XVI в. намечается размежевание развивавшихся прежде в едином русле персидской и таджикской литератур. Азербайджанцы, узбеки, турки и другие тюрко-язычные народы, создававшие ранее художественные произведения преимущественно на языке фарси, обращаются к творчеству на родных языках, лишь в отдельных случаях сохраняя традицию двуязычия. Широкое распространение получают опирающиеся на фольклорные традиции демократические жанры, в т. ч. книжный дастан. Тогда же окончательно формируется как самостоятельный литературный жанр марсийа; к XVII—XVIII вв. относятся первые записи связанных с ней трагических мистерий — тазийе. Классическая традиция продолжает развиваться преимущественно в рамках т. н. дворцовой литературы, обнаруживающей черты эпигонства. Зачастую она ограничивается интимной лирикой и касыдами в честь правителей из династии Сефевидов (Ахли Ширази и др.). Многие поэты переселяются в Среднюю Азию, Турцию, особенно в Индию, где поэзия на фарси имела глубокие корни (Саиб Тебризи и др.). Особого расцвета персо-язычная поэзия достигла во 2‑й половине XVII — 1‑й половине XVIII вв. в империи Великих Моголов, где она не ограничивалась рамками дворцовой литературы и содержала протест против социальной несправедливости. Бедиль и другие поэты затрагивали в своих произведениях сложные философско-нравственные проблемы.

К XVII в. под влиянием персо-язычной литературы Индии в иранской поэзии повсеместно утверждается усложненный, т. н. индийский, стиль (сабке хинди). Возникают различные формалистические школы. Одна из них — тазриг («впрыскивание»), получившая особое развитие в дворцовой поэзии, по существу полностью лишила поэзию ее содержания. Одним из первых отказался от формалистических соч. и витиеватого индийского стиля Фарахани (Каэм-Макам). Реакцией на уход поэтов от изображения реальной действительности явилось литературное направление, называвшееся базгашт («возвращение»), сторонники которого стремились возродить в поэзии ясный стиль ранних персидских классиков: основоположник жанра путевых записок в стихах Висаль, Каани и Соруш Исфахани и др. Среди поэтов XIX в. наиболее известны автор сатиры «Сардар-наме» Ягма Джандаги и Шейбани, Р. Хедаят, творчество которых знаменовало усиление персидского критического начала в П. л. Последним поэтом XIX в., прославившимся в жанре касыды и чекаме (ода), считается Саба.

В начале XIX в. появляется жанр прозаических путевых записок и мемуаров, познакомивших иранского читателя с жизнью и социальным устройством европейских стран и подготовивших становление новой иранской прозы.

Большое значение для распространения просветительских идей имели переводы в 1874 комедий азербайджанского просветителя М. Ф. Ахундова. Его влияние прослеживается в творчестве Мальком-хана, Зейн-оль-Абедина Мерагеи, Талибова, Дехходы.

В период Иранской революции 1905 — 1911 и национально-освободительного движения 1918 — 1921 глашатаем демократических идей становится сатирическая поэзия, тесно связанная с публицистикой. Она представлена творчеством Дехходы, Бехара, Ирадж-Мирзы, поэта и музыканта Арефа Казвини. Антиколониальной и антифеодальной направленностью отличается творчество поэтов, ставших жертвами феодальной реакции (Фаррохи Йезди и др.). Социалистические идеи находят выражение в произведениях Лахути. В конце 1‑й мировой войны 1914 — 1918 в Тегеране было создано Литературное общество Ирана (в конце 30‑х гг., переименовано в Общество мудрого Низами), органами которого стали журналы «Данешкаде» (1918 — 1919) и «Армаган» (изд. с 1920). Рост национального самосознания и пробуждение интереса к прошлому страны способствовали становлению жанра исторического романа, первоначально еще продолжавшего традиции дастана (Санатизаде Кермани и др.). Появляется современный реалистический рассказ (Джамалзаде). Спад революционного движения в начале 20‑х гг. и усиление репрессий обусловили пессимистическую окраску большинства первых социальных романов, авторами которых были Каземи, Хеджази, Нафиси и др.

30‑е гг., отмеченные усилением диктатуры Реза-шаха, в истории П. л. получили наименование «черного периода» («доурейе сиях»). В поэзии возрождается жанр касыды — панегирика в честь главы династии. Многие поэты вынуждены прибегать к псевдонимам, иносказанию (поэтесса Парвин Этесами). Определённой реакцией на официальную литературу тех лет явились искания в области поэтической формы; поэт Нима Юшидж, выступивший против канонов традиционной системы поэзии аруз, стал зачинателем свободного стиха. В то время как исторические романы приобретают верноподданническую окраску, в социальных романах изображается преимущественно жизнь высшего общества: натуралистические романы Дехати. Знаменательным явлением литературы 30‑х гг. стало остросоциальное творчество С. Хедаята. Большую роль в развитии художественной прозы сыграл литературный кружок Хедаята «Раб'е». Среди его участников был Бозорг Алеви, высмеивавший в сборнике рассказов «Чемодан» европоманию части Иран, интеллигенции. Для некоторых произведений этого периода характерно влияние эстетики западного модернизма, которого не избежал и Хедаят.

После падения режима Реза-шаха (1941) наблюдается новый расцвет П. л., особенно прозы. В 1946 в Тегеране состоялся 1-й конгресс писателей Ирана. Заметно усилилось реалистическое начало в творчестве Хадаята. С новыми реалистическими произведениями выступают Бозорг Алеви, Джамалзаде, Нафиси и др. Глубоким гуманизмом отмечены произведения Табари. Остросатирические пьесы и рассказы пишет Чубек. Нушин написал пьесу «Петух возвещает рассвет» о борьбе иранских рабочих. Социальная тематика характерна для повестей Фазела. Борьбе за мир посвящены стихи Бехара, возглавлявшего Иран, общество сторонников мира (1950). На язык фарси стали переводиться многие произведения русских и советских писателей. Заметным явлением в П. л. было творчество историка литературы и текстолога Казвини. В период усиления борьбы против засилья иностранных нефтяных компаний появились антиимпериалистические мотивы в поэзии. Социальным содержанием насыщено творчество Жале, Табари, Афраште, Шахрияра и др. В 50‑е гг. с актуальными стихами выступили поэты Сайе, Надерпур, Кесраи.

В 60—70‑е гг., когда страна была превращена в военную базу американского империализма, в литературе заметно усилился интерес к социальным проблемам иранской действительности (Саэди, Тонкабони, Бехранги, Мир Садеки). С разоблачением шахского террора выступил Табари. Национально-освободительную революцию (1978) в Иране и провозглашение Исламской республики (1979) поддержали известные литераторы (поэт Кесраи и др.).

Литература:

Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1—3, М., 1914 — 1917;

Брагинский И. С. 12 миниатюр, М., 1966;

его же, Из истории перс. и тадж. литературы М., 1972;

Брагинский И., Комиссаров Д., Перс. литература М., 1963;

Комиссаров Д. С., Очерки совр. перс. прозы, М. 1960;

его же, Пути развития новой и новейшей перс. литературы Очерки, М., 1982;

Кляшторина В. Б., Современная перс. поэзия, М. 1962;

ее же, «Новая поэзия» в Иране, М., 1975;

Кор-Оглы Х. Современная перс. литература, М., 1965;

его же, Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана, М., 1983; История перс. и таджикской литературы, под редакцией Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970.

Х. Г. Короглы, Д. С. Комиссаров.

В начало словаря