Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")

ПАВЕЗЕ ЧЕЗАРЕ

ПАВЕ́ЗЕ (Pavese) Чезаре (1908—50), итальянский писатель, критик, переводчик. Чл. ИКП с 1945. Пов. «Твои родные края» (1941), «Пляж» (опубл. 1956). Сб. пов. «Прежде чем запоет петух», «Прекрасное лето» (оба — 1949). Ром. «Товарищ» (1947, п. 1960), «Луна и костры» (1950, п. 1969). Филос. эссе «Диалоги с Леуко» (1947). Стихи (сб. «Рабочая усталость», 1936, «У смерти твои глаза», изд. 1951). Новеллы (сб. «Августовские каникулы», 1946, «Праздничная ночь», 1953). «Ремесло жить» (дневники 1935—50; изд. 1952). Статьи. Письма (т. 1—2, изд. 1966).

■ Прекрасное лето. — Дьявол на холмах. — Луна и кресты. Повести. — Товарищ. Роман. [М., 1974].

● Чезаре Павезе. Биобиблиографич. указатель, М., 1975.

ПАВЕЛ ДИАКОН

ПА́ВЕЛ ДИА́КОН (Paulus Diaconus) (ок. 720 — ок. 799), лангобардский латинский писатель. Служил при дворе лангобард. королей, в 774—82 — при дворе Карла Великого. Монах (после 774). Соч. «Римская История», «Деяния Мецких епископов», «История Григория Великого», «История лангобардов» (после 787). Поэмы, гомилии, письма.

ПАВЛЕНКО ПЁТР АНДРЕЕВИЧ

ПАВЛЕ́НКО Пётр Андреевич (1899—1951), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Пов. «Пустыня» (1931), «Русская повесть» (1942), «Степное солнце» (1949). Ром. «Баррикады» (1932), «На Востоке» (1936—37), «Счастье» (1947), «Труженики мира» (незаконч., опубл. 1952). Сб. рассказов и очерков «Азиатские рассказы» (1929), «Стамбул и Турция» (1930), «Анатолия» (1932), «Народные мстители», «Путь отваги» (оба — 1942), «На высоком мысу» (1943). Кн. путевых заметок («Путешествие в Туркменистан», 1932, «Молодая Германия», «Итальянские впечатления», обе — 1951). Киносценарии. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1948, 1950).

■ Собр. соч., т. 1—6, М., 1953—55.

● Левин Л. И., П. А. Павленко, 2 изд., М., 1956; Павленко в воспоминаниях современников, М., 1963.

ПАВЛОВ НИКОЛАЙ ФИЛИППОВИЧ

ПА́ВЛОВ Николай Филиппович (1803—64), русский писатель, критик, журналист. Ред.-изд. газ. «Наше время» (1860—63), основатель и ред. газ. «Русские ведомости» (1863—64). Муж К. К. Павловой. Сб. «Три повести» (1835; «Именины», «Аукцион», «Ятаган»), «Новые повести» (1839; «Демон», «Маскарад», «Миллион»); статьи, в т. ч. «Разбор комедии гр. Соллогуба “Чиновник”» (1857); романсы.

■ Повести и стихи, М., 1957.

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА

ПА́ВЛОВА Каролина Карловна (1807—93), русская поэтесса. Жена Н. Ф. Павлова. Лирика, в т. ч. «рассказы в стихах» («Рудокоп», 1842; «Разговор в Трианоне», 1848, опубл. 1861, Лондон; «Разговор в Кремле», 1854), «думы» («Не раз себя я вопрошаю строго…», 1845), интимно-лирич. «утинский» цикл («Мы странно сошлись. Средь салонного круга…», 1854, опубл. 1863; «Две кометы», 1859; «Ты силу дай», 1863), цикл «Фантасмагории» (1858—1863). Ром. в стихах и прозе «Двойная жизнь» (1848), поэмы «Кадриль» (1859), «Фантасмагории» (1856—58, опубл. 1894). Переводы на нем. яз. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, А. К. Толстого.

■ Собр. соч. т. 1—2, М., 1915; Полн. собр. стих., М.—Л., 1964.

ПАВЛОВСКИЙ РАДОВАН

ПАВЛО́ВСКИЙ Радован (р. 1937), македонский поэт. Лирич. сб. «Засуха. Свадьба. Переселение» (1961), «Пир» (1973), «Зерна» (1975), «Молнии» (1978).

ПАВЛЫЧКО ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПАВЛЫ́ЧКО Дмитрий Васильевич (р. 1929), украинский советский поэт. Чл. КПСС с 1954. Сб. стихов «Любовь и ненависть» (1953), «Моя земля» (1955), «Быстрина» (1959), «День» (1960), «Пальмовая ветвь» (1962), «Лепестки и лезвия» (1964), «Хлеб и стяг» (1968), «Сонеты подольской осени» (1973), «Сонеты» (1978). Книги для детей; киносценарии.

■ Избр. произв., т. 1—2, К., 1979 (на укр. яз.); Избр. лирика, М., 1971; Стихи, М., 1981.

ПАВОЛАЙНЕН ОЛАВИ

ПА́ВОЛАЙНЕН (Paavolainen) Олави (псевд. Олави Лаури) (1903—64), финский писатель, литературный критик. Сб. стихов «Ростра» (1932). Путевые заметки «В поисках современности» (1929), «Гость третьего рейха» (1936), «Уход и заклинание» (1937), «Крест и свастика» (1938). Кн. мемуаров «Мрачный монолог» (ч. 1—2, 1946).

ПАВСТОС БУЗАНД

ПАВСТО́С БУЗА́НД, армянский историк 5 в. «История Армении» с 332—387 (изд. 1730). Отд. части «Истории» представляют собой законч. новеллы.

■ История Армении, Ер., 1947 (на арм. яз.); История Армении, Ер., 1953.

ПАДЕЙТАЯЗА

ПАДЕЙТАЯ́ЗА (лит. имя) (ок. 1684—1754), бирманский писатель. Поэмы (в т. ч. «Туза пьоу», 1741), драма «Манике» (1743). Стихи и песни.

ПАЗМАНЬ ПЕТЕР

ПА́ЗМАНЬ (Pázmány) Петер (1570—1637), архиепископ Эстергомский, иезуит и богослов-полемист. Полемич. произв. на религ. темы: «Христианский молитвенник» (1606), «Проводник к правде божьей» (1613).

ПАЗОЛИНИ ПЬЕР ПАОЛО

ПАЗОЛИ́НИ (Pasolini) Пьер Паоло (1922—1975), итальянский писатель, кинорежиссер, сценарист. Ром. «Лихие парни» (1955), «Жестокая жизнь» (1959), «Теорема» (1968). Киносценарии, в т. ч. «Нищий» (1961, п. 1967), «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964), «Сало или 120 дней содома» (1975). Поэтич. цикл «Прах Грамши» (1957), сб. «Поэзия в форме розы» (1964). Публицистич. статьи (сб. «Еретический эмпиризм», 1972).

ПАИСИЙ ХИЛЕНДАРСКИЙ

ПАИ́СИЙ ХИЛЕНДА́РСКИЙ (1722—73), идеолог болгарского Возрождения и нац.-освободит. движения, просветитель, историограф. Тр. «История славяно-болгарская» (1762, опубл. 1844, 1972).

ПАЙНО МАНУЭЛЬ

ПА́ЙНО (Payno) Мануэль (1810—94), мексиканский писатель. Гос. деятель.

ПАЙРАВ

ПАЙРА́В (наст. имя и фам. Атаджан Сулаймони) (1899—1933), таджикский советский поэт, переводчик. Поэтич. сб. «Цветок литературы» (1931), «Стихи» (1932). Поэмы «Кровавый престол» (1931), «Башня смерти» (незаконч.).

■ Диван, Душ., 1971 (на тадж. яз.); Перо мое. Стихи, М., 1968.

ПАЙРО РОБЕРТО ХОРХЕ

ПАЙРО́ (Payró) Роберто Хорхе (1867—1928), аргентинский писатель. Ром. и пов. «Женитьба Лаучи» (1906, п. 1961), «Забавные приключения внука Хуана Морейры» (1910, п. 1927), «Капитан Вергара» (1925), «Пресное море» (1927). Сб. новелл «Паго-Чико и новые рассказы Паго-Чико» (1908). Пьесы «На развалинах» (1904), «Хочу жить сам по себе» (1923), «Колосья в огне» (1925).

■ Женитьба Лаучи. Веселые похождения внука Хуана Морейры, М., 1978.

ПАК ИННО

ПАК ИННО́ (псевд. Ноге) (1561—1642), корейский поэт. Лирика, в т. ч. поэмы-каса «Слово о мире» (1598), «Стансы о глухом переулке» (1610—11), «Песнь о Йоннаме» (1635; п. 1978), «Песни о местечке Ноге», 68 сиджо. «Собрание произведений учителя из местечка Ноге» (3 кн., изд. 1800).

■ Облака пятицветные. [Лирика], А.-А., 1962.

ПАККАЛА ТЕУВО

ПА́ККАЛА (Pakkala) Теуво (первонач. имя Теодор Оскар Фростерус, Frosterus; псевд. Таустан Калле) (1862—1925), финский писатель. Ром.-дилогия «На Горке. Картины окраины» (1891) и «Элса» (1894), ром. «Маленькая история жизни» (1903). Сб. новелл «Дети» (1895), «Маленькие люди» (1913, п. 1959). Пов. «Воспоминания моего детства» (1885, п. 1959), «На веслах по реке Оулу» (1886). Комедии «На сплавной реке» (1899), «Бык советника коммерции» (1901), «Моряки» (1915).

ПАКУВИЙ МАРК

ПАКУ́ВИЙ (Pacuvius) Марк (220 — ок. 130 до н. э.), римский драматург, художник.

ПАЛАМАС КОСТИС

ПАЛАМА́С Костис (1859—1943), греческий поэт. Лирич. сб. «Песни моей родины» (1886), «Глаза моей души» (1892), «Ямбы и анапесты» (1897), «Сатирические этюды» (1912), «Сонеты» (1919), «Цикл четверостиший» (1929). Поэмы «Двенадцать песен цыгана» (1907), «Свирель короля» (1910).

■ Избр. поэзия, М., 1970.

ПАЛАНЬГО ПИТЕР

ПАЛА́НЬГО (Palangyo) Питер (р. 1939), танзанийский писатель (на англ. яз.). Ром. «Смерть под солнцем» (1968).

ПАЛЕОГРАФИЯ

ПАЛЕОГРА́ФИЯ (от греч. palaiós — древний и gráphō — пишу), историко-филологическая дисциплина, задачей которой является изучение истории письма, а также изучение памятников древней письменности с целью их прочтения и определения времени и места создания. Возникла в XVII в. в связи с необходимостью определения подлинности исторических документов и выявления подделок. Общей П. не существует; в зависимости от алфавита и языка П. подразделяется на греческую (рассматривает памятники византийской эпохи), латинскую (памятники письменности на европейских языках с латинским алфавитом), славяно-русскую (рукописи, созданные на основе собственно славянских алфавитов — глаголицы и кириллицы), армянскую, арабскую и др. П. прежде всего изучает датированные и локализованные (с указанием места написания) памятники письменности (обычно немногие): рассматриваются особенности материала, на котором написан памятник, его внешний вид, украшения и др., что позволяет затем путем сопоставления определять время и место написания других, недатированных и нелокализованных памятников. При этом используются данные смежных наук: истории, истории языка, орфографии, истории литературы, текстологии, истории искусств. С 50‑х гг. XX в. предметом изучения П. становится также письмо нового и новейшего времени.

Литература:

Черепнин Л., Рус. палеография, М., 1956;

Щепкин В., Рус. палеография, М., 1967;

Рейсер С. А., Палеография и текстология нового времени, М., 1970.

ПАЛЕС МАТОС ЛУИС

ПАЛЕ́С МА́ТОС (Palés Matos) Луис (1899—1959), пуэрториканский поэт. Сб. стихов «Асалеас» (1915), «Ритмы негритянского и мулатского мира» (1937).

ПАЛЕСТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПАЛЕСТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература арабского народа Палестины. П. л. до середины XX в. развивалась как часть общеарабской литературы (см. Арабская литература). Развитию П. л. способствовало зарождение национальной прессы. Первый литературный журнал «ан-Нафаис аль-Асрия» (1908 — 1923) был основан Халилем Бейдасом, основоположником жанра новеллы (он был также переводчиком русской литературы). В 20—30‑е гг. большую роль в развитии П. л. играли новеллисты Махмуд Сейф ад-Дин аль-Ирани, основатель литературного журнала «аль-Фаджр» (в 1935), Наджати Сидки и Исхак аль-Хусейни, писатели Ибрахим Тукан и Ибрахим Махмуд. Поэт Абу Сальма, создавший в 30‑е гг. в Иерусалиме «Ассоциацию пера», первую просветительскую организацию на территории Палестины, воспевал борьбу против английской оккупации, призывал к единению арабов. Широкую известность приобрели произведения Джабры Ибрагима Джабры. Развитию П. л., формировавшейся в тот период и под влиянием египетской литературы, способствовал подъем национально-освободительного движения арабских народов после 2-й мировой войны. Проблема социально-политического и культурного развития палестинского народа, тема борьбы за освобождение родной земли — основные в П. л. 60-х годов (творчество Самиры Аззам, Махмуда Шукейра, Яхьи Яхлюфа, Маджида Абу Шарара).

Современную П. л. характеризуют преобладание военно-патриотической тематики, обостренное чувство современности, любви к родине, высокая гражданственность. Большой вклад в развитие «литературы сопротивления», повествующей о борьбе палестинского народа за создание независимого палестинского государства, о борьбе против израильской агрессии, о жизни палестинцев вне родины, внесли Тауфик Файяд, Рашад Абу Шавир, Яхья Раббах, Валид Раббах и др.

Развитие современной П. л. связано в прозе с именами Хассана Канафани, крупного писателя и драматурга, значение которого выходит далеко за пределы П. л., в поэзии — Абу Сальмы, Махмуда Дервиша и Муина Бсису.

Все большее внимание в П. л. уделяется воспитанию подрастающего поколения. Наиболее известный детский писатель — Зейн аль-Абиддин аль-Хусейни.

Некоторые палестинские писатели — лауреаты премии «Лотос»: Канафани, Абу Сальма, Дервиш (также лауреат Международной Ленинской премии, 1983), Бсису и др. Многие литераторы проживают на территории различных арабских стран.

Всеобщий союз палестинских писателей и журналистов основан в 1972 (генеральный секретарь — Яхлюф, с 1980).

Литературная периодика: литературно-художественный журнал «аль-Кармаль» (с 1981; главный редактор — Дервиш, с 1981).

Издания:

Поэты Палестины. Сб., А.-А., 1973;

Горсть родной земли. Современная палестинская новелла, М., 1981.

В. Э. Шагаль.

ПАЛЕЯ

ПАЛЕЯ́ (от греч. palaià diathēkē — ветхий завет), группа памятников болгарской и древнерусской литератур. П. историческая («Книга бытиа небеси и земли», восходит к болгарскому переводу 1‑й половины XIII в. с греческого оригинала не ранее IX в.) — сокращенное изложение ветхозаветной истории до времени царя Давида. П. толковая («Толковая Палея яже на иудея»; вероятно, сложилась в XIII в.) — сложная компиляция, в которой пересказ библейских книг сопровождается антииудейскими и отчасти антимагометанскими толкованиями. П. хронографическая, полная и краткая, излагает библейскую и всемирную историю до X в. (по мнению большинства ученых, оба памятника независимо друг от друга переработали текст П. толковой; существует гипотеза, что полная П. создана в Пскове в конце XV в.).

Издания:

Палея толковая по списку, сделанному в г. Коломне в 1406 г., в. 1—2, М., 1892 — 1896;

Литература:

Истрин В. М., Редакции Толковой Палеи. I—V, «Изв. ОРЯС АН», 1905, т. 10, кн. 4; 1906, т. 11, кн. 1—3;

Творогов О. В., Древнерус. хронографы, Л., 1975.

Д. М. Буланин.

ПАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПАЛИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, совокупность сочинений разных жанров на языке пали, возникших в начале н. э. в Индии, на о. Шри-Ланка, а затем, по мере распространения буддизма, — в Бирме, Таиланде, Лаосе, Кампучии. П. л. в целом является буддийской литературой. Ее ядро составляет громадный по объему комплекс канонической литературы буддизма «Типитака». Палийская версия, зафиксированная в начале н. э., наиболее полная. «Типитака» содержит сборник афористических поучений «Дхаммапада», лирические сборники «Тхера гатха» и «Тхери-гатха», а также 547 джатак — рассказов о перерождении Будды, созданных на фольклорной основе. К канону примыкает «Паритта» — антология текстов из «Кхуддаканикая», используемых для заклинаний и других магических действий. В палийском переводе дошел до нас один из шедевров мировой философской литературы «Милиндапаньха», созданный в северо-западной Индии на буддийском санскрите или одном из пракритов (не ранее конца II в.). Из ранних неканонических произведений выделяются трактаты «Неттипакарана» и «Петакопадеса» (около I—II вв. н. э.), представляющие собой методологическое введение в буддологию и традиционно приписываемые ученику Будды Каччаяне; историческая хроника «Дипаванса» (около 350), излагающая шриланкскую историю до середины IV в. (для этой хроники, написанной преимущественно стихами с прозаическими вставками, характерно смешение исторических и мифологических событий), «Махаванса» и «Чулаванса».

Расцвет П. л. на о. Шри-Ланка (с V в.) отмечен исключительной по масштабам работой комментаторов канона, выдающимся среди которых был Буддхагхоша; традиция приписывает ему комментарии ко всем трем разделам канона; его самая знаменитая работа — «Висуддхимагга» — компендиум буддийской догматики и философии. Другие комментаторы — Буддхадатта, Дхаммапала. Известны учебники винаи (дисциплины буддийского монашества) «Кхуддасиккха» и «Муласикха» (не ранее V — не позднее XI вв.), приписываемые Сангхараккхите; повлиявшие на сингальскую литературную традицию (см. Шриланкская литература), а также легенды из жизни Будды («Махабод-дхиванса» и «Анагатаванса») и описания святынь и реликвий («Датхаванса», «Тхупаванса» и др.).

Новый период П. л. начался в XII в. В 1‑й половине 2‑го тысячелетия созданы поэмы «Джиначарита» о Будде и «Телакатахагатха», собрание преданий «Расавачарита» и др. Широко распространяются труды Каччаяны и Моггаланы по грамматике, лексике и просодии, вторичная комментаторская буддийская литература.

В Бирме, Лаосе, Кампучии, Таиланде П. л. начала развиваться позже и, как правило, под влиянием сочинений, созданных на о. Шри-Ланка. В литературно-историческом процессе стран Южной и Юго-Восточной Азии П. л. сыграла весьма значительную роль (в разработке сюжета и психологических характеристик персонажей, в развитии жанров и стихотворных размеров, формировании национальных литератур).

Литература:

Law B. Ch., A history of Pali literature, v. 1—2, L., 1933; Warder A, K., Pali Metre, L., 1967.

Т. Я. Елизаренкова, И. Д. Серебряков.

ПАЛИНДРОМ

ПАЛИНДРО́М, то же, что перевертень.

ПАЛЛАДИЙ ЕЛЕНОПОЛЬСКИЙ

ПАЛЛА́ДИЙ ЕЛЕНО́ПОЛЬСКИЙ (ок. 364 — ок. 430), ранневизантийский церковный писатель. Был монахом в Египте, позднее епископ г. Еленополь в М. Азии. «Лавсаика» — сб. преданий, воспоминаний, легенд егип. монашества; «Диалог о жизни святого Иоанна Златоуста».

■ Памятники визант. лит-ры IV—IX вв., М., 1968.

ПАЛМЕР ЭДУАРД ВАНЕ

ПА́ЛМЕР (Palmer) Эдуард Ване (псевд. Ранн Дейли, Rann Daly) (1885—1959), австралийский писатель. Ром. «Аванпост» (1924, переработ. изд. 1935), «Кронулла» (1924), «Человек по имени Гамильтон» (1928), «Простые смертные», «Пролив» (оба — 1930), «Семья Суэйн» (1934, п. 1971), «Легенда о Сандерсоне» (1937), трилогия «Голконда» (1948), «Время посева» (1957), «Выдающийся деятель» (1959). Сб. рассказов «Мир людей» (1915), «Отпустите птиц на волю» (1955) и др. Пьесы. Лит.-критич. работы.

● Зернецкая О. В., Вэнс Палмер и австрал. роман, К., 1984.

ПАЛУДАН-МЮЛЛЕР ФРЕДЕРИК

ПА́ЛУДАН-МЮ́ЛЛЕР (Paludan-Müller) Фредерик (1809—76), датский писатель. Пов. в стихах «Танцовщица» (1833), стихотв. ром. «Adam Homo» (ч. 1—3, 1842—48). Поэтич. сб. «Три поэмы» (1854), «Новые поэмы» (1861), «Адонис» (1874). Автобиогр. ром. «История Ивара Люкке» (т. 1—3, 1866—1873).

ПАЛЬМ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ПАЛЬМ Александр Иванович (1822—85), русский писатель; петрашевец. Автобиогр. ром. «Алексей Слободин» (1872—73; нов. изд. — 1931), ром. «Жак Бичовкин» (ч. 1—2, 1849), «Петербургская саранча» (1884), дилогия «Больные люди» (1881); пов. «Фрося» (1885). Комедии, в т. ч. «Благодетель» (1864), «Просветители» (1871), «Старый барин» (1873), «Наш друг Неклюжев» (1879), драма «Грешница» (1885).

■ Драматич. соч., М., 1893; [Стихи], в кн.: Поэты-петрашевцы, М.—Л., 1966.

ПАЛЬМА РИКАРДО

ПА́ЛЬМА (Palma) Рикардо (1833—1919), перуанский писатель, филолог, историк. Сб. ист. легенд и коротких рассказов «Перуанские предания» (т. 1—12, 1872—1915). Сб. стихов «Гармонии» (1865), «Страстоцветы» (1870). Пьесы, в т. ч. «Сестра палача», «Смерть или свобода» (обе — 1851).

ПАЛЬМИН ЛИОДОР ИВАНОВИЧ

ПА́ЛЬМИН Лиодор (Илиодор) Иванович (1841—91), русский поэт. Сатирич. стихи (сб. «Цветы и змеи», 1883), гражд. лирика (в сб.: Поэты-демократы 1870—1880-х гг., Л., 1968), в т. ч. стих. «Requiem» («Не плачьте над трупами павших борцов», 1865), ставшее революц. песней. Переводы из Л. Кондратовича, А. Мицкевича.

■ Сны наяву. Собр. стихотворений, 2 изд., М., 1881; Собр. новых стихотворений, М., 1881.

ПАЛЬЯЙС АСАРИАС

ПАЛЬЯ́ЙС (Pallais) Асариас (1885—1954), никарагуанский поэт.

«ПАМИР»

«ПАМИР» - «ПАМИ́Р», литературно-художественный и общественно-политический журнал. Орган СП Таджикской ССР. Издавался ежемесячно в Душанбе с 1949 на русском языке.

ПАМФЛЕТ

ПАМФЛЕ́Т (англ. pamphlet), публицистическое произведение, обычно небольшое по объему, с резко выраженной обличительной, часто полемической направленностью и вполне определенным социально-политическим «адресом». Как «эпиграмматическое произведение» (Ф. Энгельс), П. обнаженно тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение. Его стиль отличают броская афористичность, ораторские интонации, экспрессия. П. присуши как ирония, сгущенная до сарказма (что делает его родственным сатире), так и патетика. Оскорбительно несправедливый, карикатурно искажающий П. называют пасквилем. П. как жанр сложился в эпоху Реформации (М. Лютер, Эразм Роттердамский), хотя близкие П. произведения создавались еще античными авторами (напр., «Лжец…» Лукиана). В XVII в. широкий резонанс имели памфлеты Дж. Мильтона, Дж. Лилберна, Д. Дефо, Дж. Свифта, в XVIII в. — Вольтера, энциклопедистов, Сьейеса («Что такое третье сословие»), в XIX в. — «Наполеон Малый» В. Гюго, «Я обвиняю» Э. Золя, в XX в. антифашистские памфлеты Г. Манна, Э. Э. Киша и др. В России характер П. имели «Письмо к Н. В. Гоголю» В. Г. Белинского, ряд выступлений А. И. Герцена, «Не могу молчать» Л. Н. Толстого. Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), А. В. Луначарский, М. Горький.

Памфлетность — характерная черта тех остросатирических художественных произведений, которые выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, подчиняющие обличительному заданию всю образную структуру; в таких случаях говорят о романе-П. («Бесы» Ф. М. Достоевского), пьесе-П. («Карьера Артуро Уи» Б. Брехта), П.-очерке и т. д.

Литература:

Ткачев П. И., Иду на «вы». Заметки о памфлете, Минск, 1975;

Нестер З. М., Поэтика памфлета, К., 1973 (на укр. яз.).

В. А. Калашников.

ПАНАЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ

ПАНА́ЕВ Иван Иванович (1812—62), русский писатель, журналист. Пов., в т. ч. «Спальня светской женщины» (1835), «Она будет счастлива» (1836), «Сегодня и завтра» (1837), «Сумерки у камина» (1838), «Дочь чиновного человека» (1839), «Белая горячка» (1840), «Онагр» (1841), «Актеон» (1842), «Маменькин сынок» (1845), «Родственники» (1847), «Внук русского миллионера» (1858). Ром. «Львы в провинции» (1852). Физиологич. очерки («Петербургский фельетонист», 1841; «Литературная тля», 1843; «Литературный заяц», 1844; цикл «Опыт о хлыщах», 1854—1857), рассказы. Стихотв. пародии и фельетоны («Собр. стихотворений Нового поэта», 1855). Ежемесячные обозрения в «Современнике» «Заметки и размышления Нового поэта по поводу рус. журналистики» (1851—55), «Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта» (1855—61).

■ Полн. собр. соч., т. 1—6, СПБ, 1888—89; Избр. произв., М., 1962; Лит. воспоминания, М.—Л., 1950.

ПАНАЕВА АВДОТЬЯ ЯКОВЛЕВНА

ПАНА́ЕВА (Головачёва) Авдотья Яковлевна (псевд. Н. Станицкий) (1820—93), русская писательница. Жена И. И. Панаева, с 1846 (ок. 15 лет) гражд. жена Н. А. Некрасова. Ром. «Три страны света» (1848—49) и «Мертвое озеро» (1851) написаны совм. с Некрасовым. Ром. «Мелочи жизни» (1854), «Женская доля» (1862). Пов. «Семейство Тальниковых» (1848, запрещена; нов. изд. 1928), «Степная барышня» (1855), «Домашний ад» (1857), «Русские в Италии» (1858), «Роман в петербургском полусвете» (1860). Рассказы, очерки. «Воспоминания» (1889, нов. изд. 1972).

ПАНАМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПАНА́МСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература панамского народа. Развивается на испанском языке. Становление литературной традиции Панамы тормозилось влиянием различных социально-политических факторов [в 1821 —1903 она входила в состав Колумбии, вскоре после провозглашения независимости (1903) оказалась в экономической и политической зависимости от США]. Первые значительные произведения созданы во 2‑й половине XIX в. поэтом-романтиком Т. М. Фёйе, а также автором исторических романов Х. Колунхе и др., объединившимися вокруг Общества любителей просвещения (основан в 1845).

На рубеже XIX—XX вв. преобладающим направлением в П. л. стал модернизм, одним из первых его представителей был Г. Андреве. С другой стороны, в творчестве многих модернистов, а также их непосредственных продолжателей — поэтов Р. Миро, основавшего в 1907 журнал «Nuevos Ritos», и особенно Г. О. Эрнандеса — проявились патриотические мотивы, интерес к острым социально-политическим проблемам национальной жизни.

В 20—30‑х гг. под влиянием роста демократического и антиимпериалистического движения в стране происходит размежевание литературных сил. В поэзии, с одной стороны, обозначилось увлечение формализмом, с другой — обращение к национально-самобытной тематике, к фольклору.

Среди поэтов выделяется Д. Корси, который придал традиционной поэзии, связанной с народным творчеством, универсальность, утверждал социально-политическую проблематику. Интерес к народной жизни присущ поэзии Д. Эрреры Севильяно. Авангардистские тенденции преобладают у Р. Синана.

Развитие прозы в 20—40‑х гг. происходило в целом в русле реалистических традиций, хотя и с некоторым тяготением к бытописательству и натурализму (И. де Х. Вальдес и др.). Стремлением к психоанализу отмечена в эти годы проза Синана. С конца 40‑х гг. все большее место в П. л. начинает занимать социально-критическая проблематика, реалистическое изображение жизни народных масс, их протест против империалистической экспансии (Х. М. Санчес, М. Родригес и др.).

Ставшая традиционной для П. л. антиимпериалистическая тема получила наибольшее развитие в 50—70‑х гг. в творчестве писателя-коммуниста К. Ф. Чангмарина, писателей Х. Беленьо, Р. Хурадо, Р. Осореса, поэтов Х. де Х. Мартинеса, Х. Г. Роса Санета и др., внесших большой вклад в освободительную борьбу панамского народа.

Литература:

Miró R., La literaturá Panameña de la República, Panamá, 1960;

Garcia S. L, Historia de la literatura panameña, Méx., 1964.

С. Н. Табунов.

ПАНДЖИКИДЗЕ ГУРАМ ИВАНОВИЧ

ПАНДЖИКИ́ДЗЕ Гурам Иванович (р. 1933), грузинский советский писатель. Чл. КПСС с 1956. Ром. «Седьмое небо» (1967), «Камень чистой воды» (1972), «Год активного солнца» (1978). Сб. рассказов «От Зестафони до Аргентины» (1958), «Маркиза» (1961), «Веселый космос» (1964), «Зимний день» (1970), «Аргентина! Аргентина!» (1979). Очерки «Золотая команда» (1965).

■ Жаркий день в августе. Роман. Рассказы, Тб., 1982.

ПАНДУРО ЛЕЙФ

ПАНДУ́РО (Panduro) Лейф (1923—77), датский писатель. Ром. «Ай, мой золотой зуб!» (юмористич.; 1957), «К черту традиции» (1958), «Датчанин Ферн» (1963, п. 1969), «Другой мир Адама» (1970), «Сенная лихорадка» (1976) и др. Пьесы «Прощай, Томас» (1968), «В мире Адама» (1974), «Сельма, Виллиам и Бенни» (1972), «Анна и Пауль» (1975), «Дом Луизы» (1977). Киносценарии.

ПАНЕ АРМАЙН

ПА́НЕ (Pane) Армайн (1908—70), индонезийский писатель. Брат С. Пане. Ром. «Оковы» (1940, п. 1964); рассказы; пьесы «Коварная голубка» (1953, п. — «Ведьма», 1960), «Между небом и землей» (1953, п. 1959). Стихи.

ПАНЕ САНУСИ

ПА́НЕ (Pane) Сануси (1905—68), индонезийский писатель, филолог, историк. Брат А. Пане. Сб. стихов «Цветы облаков» (1927), «Песни странника» (1931); ист.-филос. трагедии «Кертаджая» (1932), «Падение Маджа-пахита» (1933), драма «Новый человек» (1940).

ПАНЕГИРИК

ПАНЕГИ́РИК [от греч. panēgyrikós (lógos) — хвалебная речь на всенародном торжественном собрании], энкомий (от греч. enkōmion — восхваление), хвалебная речь. В античной риторике, разработавшей теорию и практику П., выделялись различные его виды (похвала царям, богам, городам, животным и проч.). Издавна популярны были парадоксальные и пародические П. («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, местами оборачивающаяся памфлетом). В эпоху классицизма (XVII—XVIII вв.) П., прославляющий просвещенного монарха, достигает расцвета (Ж. Б. Боссюэ и Ж. Б. Массийон во Франции, М. В. Ломоносов, Феофан Прокопович, Григорий Конисский в России). В наиболее классической форме панегирическая поэзия развилась на Востоке, особенно широко она была представлена в персидской литературе: придворная касыда, суфийская газель; см. также Мадх. В более широком смысле П. называется всякое восхваление независимо от жанра, в котором оно выражено (напр., в оде).

ПАНИЦ ЭБЕРХАРД

ПА́НИЦ (Panitz) Эберхард (р. 1932), немецкий писатель, журналист (ГДР). Чл. СЕПГ. Ром. «Огни гаснут» (1960), «Под деревьями дождь идет дважды» (1969), «Семь похождений доньи Хуаниты» (1972), «Неблагочестивая София» (1974). Пов. «Кетэ» (1955, п. 1958), «Поражение Виктории» (1975, п. 1979), «Русалочья мораль» (1978), «Трамвай моего отца» (1979). Рассказы, эссе, репортажи.

ПАНКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПАНКО́В Николай Александрович (1895—1959), цыганский советский писатель, театр. и общественный деятель. Рассказы и стихи (в журн. «Романы зоря», 1927—30, и «Нэво дром», 1930—1932)

ПАНКОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

ПАНКО́ВА Ольга Ивановна (р. 1911), цыганская советская поэтесса (на цыган, и рус. яз.). Сб. «Наши дни» (1933).

ПАНН АНТОН

ПАНН (Pann) Антон (наст. имя Антоние Пантолеон Петровяну, Petroveanu; 1796—1854), румынский поэт, фольклорист, композитор. Сб. песен, рассказов и анекдотов «Басни и побасенки» (1841), «Посиделки в деревне…» (1851—52), «Собрание пословиц…» (1847, окончат, ред. 1852—53).

ПАННЕТОН ФИЛИПП

ПАННЕТО́Н (Panneton) Филипп (1896—1960), канадский писатель (на франц. яз.). Ром. «30 арпанов» (1938), «Бремя дней» (1949); сб. рассказов; повесть.

ПАНОВА ВЕРА ФЁДОРОВНА

ПАНО́ВА Вера Фёдоровна (1905—73), русская советская писательница. Пов. «Семья Пирожковых» (1945, в нов. ред. — «Евдокия», 1959), «Спутники» (1946; Гос. пр. СССР, 1947), «Ясный берег» (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Сережа» (1955), «Из повести моей жизни» (1973). Ром. «Кружилиха» (1947; Гос. пр. СССР, 1948), «Времена года» (1953), «Сентиментальный роман» (1958). Цикл историч. пов. «Лики на заре» (1966). Ром.-сказка «Который час? Сон в зимнюю ночь» (опубл. 1981). Рассказы. Пьесы, в т. ч. «В старой Москве» (1940, опубл. 1956), «Военнопленные» (1942, опубл. в 1957 под назв. «Метелица»), «Проводы белых ночей» (1961), «Как поживаешь, парень?» (1962), «Сколько лет, сколько зим!» (1966), «Еще не вечер», «Верность» (обе — 1967), «Тредьяковский и Волынский» (1968), «Свадьба как свадьба» (1973). Сценарии. Кн. о творчестве «Заметки литератора» (1972), «О моей жизни, книгах и читателях» (опубл. 1975).

■ Собр. соч., т. 1—5, Л., 1969—70; Избр. произв., т. 1—2, Л., 1980.

● Нинов А. А., Вера Панова, Л., 1980; Тевекелян Д. В., Вера Панова, М., 1980.

ПАНТ СУМИТРАНАНДАН

ПАНТ Сумитранандан (1900—77), индийский поэт (на яз. хинди). Сб. «Вздохи» (1922), «Вина» (1927), «Конец эпохи» (1936), «Голос эпохи» (1939), «Деревенское» (1940), «Золотые лучи» (1947), «Золотая пыль» (1947), «Неизмеримое» (1955), «Чидамбара» (1959), «Искусство и старый месяц» (1959), «Миропомазанная» (1960), «Перед первым проблеском зари» (1967), «Совпадение» (1977), «Жемчужный блеск» (1977), и др. Сб. аллегорич. пьес в стихах «Серебряные вершины» (1951), «Художник» (1952), «Золото». Эпич. поэма «Народная обитель» (1964, п. отрывков, 1967), поэма «Сатьякама» (1975). Автобиография «Шестьдесят лет. Очерк жизни» (1960). Лит. критика.

■ Избр. стихи, М., 1959; Гималайская тетрадь, М., 1965.

ПАНТЕЛЕЕВ Л.

ПАНТЕЛЕ́ЕВ Л. (наст. имя и фам. Алексей Иванович Еремеев) (р. 1908), русский советский писатель. Пов. «Республика Шкид» (1927, совм. с Г. Белых), «Ленька Пантелеев» (1939, новый вар. 1952). Рассказы для детей и юношества «Портрет», «Часы» (оба — 1928), «Пакет» (1933), «Гвардии рядовой» (1943), «Долорес» (1942, опубл. 1948), «Индиан Чубатый» (1952) и др. Кн. для родителей «Наша Маша» (1966). Кн. о героич. обороне Ленинграда «В осажденном городе» (1964), «Январь 1944» (1965). Воспоминания.

■ Собр. соч., т. 1—4, Л., 1983—84; Приоткрытая дверь. Рассказы. Очерки. Разговор с читателем. Из старых записных книжек, Л., 1980.

● Сарнов Б., Л. Пантелеев, М., 1959; Путилова Е., Л. Пантелеев, Л., 1969.

«ПАНТЕОН ЛИТЕРАТУРЫ»

«ПАНТЕОН ЛИТЕРАТУРЫ» - «ПАНТЕО́Н ЛИТЕРАТУ́РЫ», русский историко-литературный журнал. Издавался в Петербурге в 1888 — 1895, сначала ежемесячно, с 1891 — 4 раза в год. Печатались труды А. С. Архангельского, Ф. Д. Батюшкова, Ф. И. Буслаева, Алексея Н. Веселовского, Н. И. Стороженко и др., а также переводы (А. Данте, Ф. Петрарка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Р. Б. Шеридан, П. Ж. Беранже, Х. К. Андерсен).

«ПАНТЕОН»

«ПАНТЕОН» - «ПАНТЕО́Н», сокращенное название нескольких русских журналов, последовательно выходивших в Петербурге в 1840 — 1848 и 1850 — 1856 («Пантеон русского и всех европейских театров», 1840 — 1841; «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров», 1842; «Репертуар русского и Пантеон иностранных театров», 1843; «Репертуар и Пантеон», 1844 — 1846; «Репертуар и Пантеон театров», 1847; «Пантеон и Репертуар русской сцены», 1848, 1850 — 1851; «Пантеон», 1852 — 1856). В числе издателей и редакторов — Ф. А. Кони, Ф. В. Булгарин. В первые годы среди авторов — Н. А. Некрасов (стихи, проза, театральные рецензии), в 1846 — А. А. Григорьев.

ПАНТУН

ПАНТУ́Н, четверостишие с перекрестной рифмой в малайской и индонезийской народной поэзии. Напоминает русскую частушку. Первые два стиха П. (зачин, сравнение) логически и в звуковом отношении подготавливают два следующих стиха, содержащих основную информацию. Характеризуется параллельным сопоставлением образов и частым обращением к метонимии, аллегории и другим тропам.

В. В. Сикорский.

«ПАНЧАТАНТРА»

«ПАНЧАТАНТРА» - «ПАНЧАТА́НТРА» (санскр. — «Пятикнижие»), памятник древнеиндийской повествовательной литературы (III—IV вв.). Созданный на фольклорной основе, состоит из книг, басен и нравоучительных новелл. Композиционно и стилистически целостная «П.» представляет собой классический образец обрамленной повести. Жизнь древнеиндийского общества — предмет сатирического изображения в «П.». Народность памятника предопределила его широкую популярность и значительное влияние на мировую литературу. Не дошедший до нас перевод «П.» на среднеперсидском языке лег в основу арабской версии («Калила и Димна»), с которой памятник был переложен на европейские языки, в т. ч. на греческий — «Стефанит и Ихнилат» (1081). От последнего пошли славянские версии. «П.» переведена более 200 раз на 60 европейских и азиатских языков. Ее сюжеты прослеживаются в древней и средневековой индийских литературах (сборник басен «Хитопадеша», XII в.).

Издания:

Панчатантра, пер. с санскр., М., 1958.

И. Д. Серебряков.

ПАПАСКИРИ ИВАН ГЕОРГИЕВИЧ

ПАПАСКИ́РИ Иван Георгиевич (1902—80), народный писатель Абхазской АССР (1977). Чл. КПСС с 1938. Ром. «Темыр» (1937, п. — «К долгой жизни», 1948), ром.-эпопея «Женская честь» (кн. 1—3, 1949—63; первонач. назв. «Путь Химур», 1948), «У подножия Эрцаху» (1953). Пов. «Человек и Родина» (1979). Сб. «Рассказы моей бабушки» (1977).

■ Соч., т. 1—5, Сухуми, 1964—70 (на абх. яз.).

● Митин Г., Художник из Алены, Сухуми, 1973.

ПАРАБОЛА

ПАРА́БОЛА (от греч. parabolē — сравнение, сопоставление, подобие), термин, обозначающий близкую притче жанровую разновидность в драме и прозе XX в.

С точки зрения внутренней структуры П. — иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначному иносказанию (в отличие от однозначности аллегории и однонаправленного второго плана притчи); иногда П. называют «символической притчей». Однако, приближаясь к символическому, иносказательный план П. не подавляет предметного, ситуативного, а остается изоморфным ему, взаимосоотнесенным с ним.

Незавершенная многоплановость, содержательная емкость П. привлекают писателей разных стран: Ф. Кафка («Процесс»), Г. Хессе («Игра в бисер»), Ж. П. Сартр («Дьявол и господь бог»), Э. Хемингуэй («Старик и море»), Г. Гарсия Маркес («Сто лет одиночества»), Абэ Кобо («Женщина в песках»). Близость к жанру П. отмечалась советскими критиками в произведениях В. В. Быкова, Ч. Айтматова. Содержательно-структурные признаки П. обнаруживаются и в других видах искусства: фильм «Седьмая печать» И. Бергмана, картина «Герника» П. Пикассо. Это позволяет отнести П. к некоторым общим принципам художественной образности (наряду с аллегорией, символом, гротеском).

Литература:

Фрадкин И. М., Б. Брехт, М., 1965, с. 314—19.

Т. Ф. Приходько.

ПАРАГВАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПАРАГВА́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература парагвайского народа. Развивается на испанском языке и гуарани (язык коренного населения), что отражает дуализм парагвайской культуры. В период испанского колониального господства создавались исторические хроники. Становление национальной литературной традиции относится к середине XIX в.; оно было связано с ростом национального самосознания и происходило в русле романтизма. Видным романтиком был Н. М. Талавера, в поэзии которого отразились патриотические мотивы. Во 2‑й половине XIX в. основное место в П. л. заняла историко-философская публицистика. Интерес к историческому прошлому страны, народному творчеству ощутим в прозе Р. Баррета и поэзии Х. Э. О'Лири.

В начале XX в. возник модернизм (Э. Фаринья Нуньес); не получив значительного распространения в П. л., он оказал, однако, некоторое влияние на поэзию. Выход в 1917 антологии народной поэзии «Лесные цветы» положил начало широкому обращению к фольклору гуарани. В поэзии 20—30‑х гг., тесно связанной с фольклором, выделяются стихи на гуарани М. Ортиса Герреро, в которых нашел выражение протест против социальной несправедливости; но в то же время в них заметно влияние модернистских тенденций. Разрыв парагвайской поэзии с модернизмом, обращение к национальной традиции и народному языку ознаменовало творчество Х. Корреа (явившегося также основоположником национальной драматургии). В эти годы получила развитие и художественная проза, в которой выделяются хроникально-документальные романы Х. Пастора Бенитеса и произведения других писателей о Чакской войне 1932 — 1935. В конце 30‑х — начале 40‑х гг. выступило новое поколение писателей, которое обогатило П. л. передовыми, демократическими идеями, углубило ее социальную тематику, придало ей антиимпериалистическую направленность. В эти годы выделяется поэтическое творчество Э. Кампоса Серверы, а также Э. Ромеро, Хосефины Пла и др. Видное место в прозе занял А. Роа Бастос, один из основоположников «магического реализма» в латиноамериканской литературе.

С конца 40‑х гг. П. л. развивается в трудных условиях; из-за жестоких репрессий и насилия, царящих в стране, большинство писателей вынуждено жить в эмиграции. В П. л. 50—70‑х гг. наибольшую известность получили стихи Ромеро, проникнутые пафосом революционной борьбы, романы Роа Бастоса, в которых историческая действительность воссоздана во всем многообразии национальных социально-политических противоречий, а также романы Г. Касаксии, стихи и пьесы Хосефины Пла.

Литература:

Centurión C. R., Historia de las letras paraguayas, v. 1—3, B. Aires, [1947 — 1951];

Rodriguez-Alcalá H., Historia de la literatura paraguaya, Asunción, 1971;

Vallejos R., La literatura paraguaya, 2 ed., Asunción, [1971].

С. Н. Табунов.

ПАРАДОКС

ПАРАДО́КС (от греч. parádoxos — неожиданный, странный), изречение или суждение, резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением или (иногда только внешне) здравым смыслом (ср. антитетичные эпитеты парадоксальный и ортодоксальный, т. е. правоверный). П. нередко облекается в остроумную форму и как разновидность остроты принадлежит сфере афористики и обретает свойства комического. Любой П. выглядит как отрицание мнения, кажущегося безусловно правильным (вне зависимости от того, насколько верно это впечатление). Сам П. способен убеждать и впечатлять независимо от глубины и истинности высказывания, поскольку обладает чертами оригинальности, дерзости и остроумия. Поэтому он становится действенным приемом ораторской прозы, полемической и сатирической литературы, современного анекдота (неожиданная концовка), пародии. П. часто «выворачивает наизнанку» ходовые сентенции и заповеди («Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра», О. Уайльд); может выражать глубокую мысль в сочетании с разоблачительной иронией («Теперь мы заявляем, что никогда не будем рабами; когда мы скажем, что никогда не будем господами, тогда мы покончим с рабством», Б. Шоу). Парадоксальны многие пословицы, например английская: «Благими (добрыми) намерениями ад вымощен». На принципе П. бывают основаны сюжетные ситуации и целые произведения (басня «Вельможа» И. А. Крылова, «Парадокс об актере» Д. Дидро, стихотворение «Предопределение» Ф. И. Тютчева).

ПАРАКРАМАБАХУ II

ПАРАКРАМАБА́ХУ II (1236—70), царь Шри-Ланки, поэт (сингал. яз.). Поэма (с парафразами в прозе) «Жемчужина поэзии».

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ (от греч. parállēlos — находящийся или идущий рядом), тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Пример:

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, кабы на меня не кручина,

Ни о чем-то бы я не тужила.

П. издавна распространен в народной поэзии (особенно — параллельные образы из жизни природы и человека); рано был освоен и письменной литературой (на нем во многом основан поэтический стиль Библии); иногда он осложняется вводом отрицания (отрицательный П.) или обратным порядком слов (см. Хиатус). Разработкой П. являются 3 древнейшие фигуры греческой риторики: изоколон, антитеза, гомеотелевтон (подобие окончаний в членах, зародыш рифмы). По аналогии с описанным словесно-образным П. говорят о словесно-звуковом (аллитерация, рифма; «Забором крался конокрад / Загаром крылся виноград» — Б. Л. Пастернак), ритмическом (строфа и антистрофа в древнегреческой лирике), композиционном (параллельные сюжетные линии в романе) П. и т. п.

М. Л. Гаспаров.

ПАРАНУК МУРАТ САЛЕХОВИЧ

ПАРАНУ́К Мурат Салехович (1912—70), адыгейский советский поэт. Чл. КПСС с 1940. Поэмы «Ураза» (1929), «Будь бдительным» (1934). «Песня счастливых» (1955). Сб. стихов «Голос сердца» (1961), «Думы» (1968).

■ Избр. произв. Стихи и поэмы, Майкоп, 1962 (на адыг. яз.).

Предыдущая страница Следующая страница