Литературный энциклопедический словарь
ФОРМАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ФОРМАЛИЗМ

ФОРМАЛИ́ЗМ в литературе, эстетическая тенденция, выражающаяся в отрыве формы от содержания (см. Форма и содержание) и абсолютизации ее роли. Особенно характерен для некоторых литературных течений и школ конца XIX—XX вв. Ф. возникает и существует, не опустошая искусства слова окончательно, лишь как тенденция; когда же он становится определяющим принципом, произведения писателя лишаются художественной ценности (например, стихи А. Е. Крученых, экзерсисы представителей летризма).

Формалистические тенденции возникают прежде всего вследствие уклонения литературы от современной социальной жизни, что ведет к гипертрофии чисто формальных задач, к сужению или «выветриванию» содержания. На первый план выдвигаются самодовлеющее изображение предметного мира или потока мыслей, «перехваченных на полдороге» (см. «Поток сознания» в литературе), различного типа стилизации (А. де Ренье, М. А. Кузмин), самоценное плетение словеснообразной ткани (имажинизм) и т. п. В конечном счете содержание в таких произведениях теряет целостно-живую связь с полнотой реальной жизни, замыкаясь в рамках самой литературы и приобретая т. о. вторичный характер: произведение исходит не из жизни, а из предшествующего мира литературы. Авангардизм, с его принципиальной активностью, во имя будущего ниспровергает прошлое, его культуру, что выражается, в частности, в безоглядной ломке классических художественных форм и в изобретении новой формы ради самой новизны. Такое формалистическое экспериментаторство присуще футуризму, конструктивизму, дадаизму, сюрреализму, а также различным неоавангардистским течениям вроде «Группы-63» в Италии. Не случайно на основе авангардизма сложились эстетические концепции, видящие художественность литературы исключительно в форме (например, концепции раннего ОПОЯЗа; см. «Формальный метод» в литературоведении). Последовательно авангардистское произведение лишено живой слитности содержания и формы. В качестве содержательной стороны здесь обычно выступает идеологическая догма анархического или иного «левого» толка, а формальной — самоцельные стилевые эксперименты (например, в духе структуралистического понимания поэтического языка — работы группы «Тель Кель» в одноименном журнале). Иногда термин «Ф.» употребляется в более широком смысле. Так, своего рода «формалистические» тенденции свойственны самым ранним стадиям становления литератур, когда искусное владение словом и ритмом уже само по себе выступает как художественная ценность. Еще более близкую аналогию Ф. представляют некоторые литературные явления, относящиеся к эпохам застоя или исчерпанности художественных культур, теряющих живые, реальные истоки и приобретающих черты «эстетизма» (свойственны, например, прециозной литературе, маринизму, стилю рококо). Но сознательный и даже воинствующий характер Ф. обрел лишь в литературе XX в., когда вошел в обиход и сам термин. Правда, в советской критике он нередко (особенно в 30—40-х гг.) употреблялся слишком расширительно: к Ф. причисляли чуть ли не любой обостренный интерес к проблемам художественной формы и всякий серьезный опыт новаторского формотворчества. Иногда Ф. рассматривался как неотъемлемая черта всей внетрадиционной, нереалистической, «кризисной» литературы XX в. Однако это не соответствует действительности: так, для символизма (особенно русского и скандинавского), экспрессионизма, писателей-экзистенциалистов (см. Экзистенциализм) Ф. в прямом смысле слова не характерен.

По мнению некоторых советских исследователей, понятие Ф. применимо и к нетворческому заимствованию, подражанию, эпигонству. Использование канонизируемых жанров, мотивов, образов, идей приобретает в таких ситуациях формальный характер, в лучшем случае оставаясь искусным наследованием форм, из которых ушла жизнь. Содержание таких произведений (даже при внешней проблемно-тематической значительности) банально, исполнено рассудочной рутины, а форма «безлична», изобилует образными клише. Традиционалистский («академический») Ф., как и его внешний антипод — Ф. авангардистов, чужд основе искусства — «открытию мира».

Литература:

Медведев П. Н., Формализм и формалисты, [Л.], 1934;

Против современного абстракционизма и формализма. Сб. переводов, М., 1964.

Д. Ольгин.

В начало словаря