Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИС"-"РОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИС"-"РОН")

РИСАЛЯ

РИСА́ЛЯ (араб., букв. — послание), жанр средневековой ближневосточной прозы, первоначально в арабской литературе, позднее — в персо- и тюркоязычных литературах и литературе на языке урду. Прототип Р. — краткие послания военного либо политического характера; в VIII в. жанр оформился на арабском языке и впоследствии сыграл значительную роль в выработке прециозного стиля в прозе. В форме Р. написаны философские повести «Живой, сын Бодрствующего» и «Саламан и Абсаль» Ибн Сины, «Послание о прощении» Абу-ль-Алы аль-Маарри и др. В персидской и таджикской литературах Р. — послание, трактат в самом общем значении слова.

РИТМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТМИКА

РИ́ТМИКА (от греч. rhythmikós — соразмерный, стройный),

1) наука о ритме в широком смысле слова, одной из отраслей которой является стиховедение;

2) область стиховедения, смежная с метрикой (в 3‑м значении) и изучающая законы строения стихотворной строки, преимущественно — ее ритмические вариации («сочетания стоп», в традиционной терминологии);

3) система ритмических вариаций различных размеров стихотворных, употребительных в поэзии того или иного писателя, эпохи, культуры и пр. («ритмика пушкинского 4‑стопного ямба», «ритмика русских трёхсложных размеров» и т. п.).

М. Л. Гаспаров.

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХА

РИТМИ́ЧЕСКАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ СТИХА́, см. Ритм.

РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА

РИТМИ́ЧЕСКАЯ ПРО́ЗА, 1) в широком смысле — фонетически организованная проза (преимущественно ораторская проза) с ощутимой упорядоченностью ритма. Наиболее ощутима такая закономерность перед синтаксическими паузами и после них, т. е. на стыках фраз и колонов; в античной прозе ритмическими делались обычно концовки периодов. Разрабатывалась в античной и средневековой латинской литературе, оказала влияние на европейскую прозу XVI — начала XIX вв. В русской прозе ритм такого рода ощутим, например, у Н. М. Карамзина, Н. В. Гоголя («Чуден Днепр при тихой погоде…»).

2) В узком смысле слова Р. п. в русском стиховедении называется проза, в которой присутствуют определённые стопные (см. Стопа) закономерности: обычно ударения ложатся на каждый третий слог, образуя правильный дактилический (амфибрахический, анапестический) метр. Такая проза отличается от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки. Пример: «С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом — не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух этажей приседающий там, за литою решеткою, перевисающий кариатидами, темно-оливковый, с вязью пальмет — особняк: в переулке, в Леонтьевском!…» (А. Белый, «Маски»). Встречается также у некоторых других писателей 20‑х гг. (Б. А. Пильняк, М. Шагинян). Не смешивать со стихотворением в прозе.

Литература:

Жирмунский В. М., О ритмич. прозе, «Рус. литература», 1966, № 4.

М. Л. Гаспаров.

РИТОРИКА

РИТО́РИКА, реторика (греч. rhētorikē), наука об ораторском искусстве (см. Ораторская проза) и — шире — о художественной прозе вообще. Как проза появилась в литературе позже, чем поэзия, так и Р. сложилась среди наук позже, чем поэтика (первоначально — наука о поэзии), основываясь на ее теоретическом опыте. Возникла в Греции в V в. до н. э., сложилась в систему в III—II вв., в Риме — с I в. до н. э. Крупнейшие теоретики античной Р. — Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая Р. делилась на 5 частей:

1) нахождение — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств;

2) расположение — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение;

3) словесное выражение (центральная часть) — учение об отборе слов (в т. ч. редких, новообразованных и метафорических), о сочетании слов (благозвучие на стыках, соразмерное построение фраз — период — и ритмическая организация фразовых окончаний), о тропах, фигурах мысли и фигурах слова (см. Фигуры), а в зависимости от использования этих средств — о простом, среднем и высоком стиле речи;

4) запоминание;

5) произнесение.

Античная Р., ориентированная главным образом на судебные и парадные речи, была переработана в средние века в расчете преимущественно на сочинение писем (см. Эпистолярная литература) и проповедей, а в эпоху Возрождения и классицизма — применительно ко всякой художественной прозе; в России классическую разработку такой Р. дал М. В. Ломоносов («Краткое руководство к красноречию», 1748). В таком виде Р. оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в.

Четкое античное разделение Р. и поэтики основывалось на предпосылке, что поэзия имеет дело с вымышленным материалом, а проза (ораторская, историческая, философская) — с реальным. С появлением прозаических литературных жанров, основанных на вымысле (повесть, роман), граница Р. и поэтики стала стираться; учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики, а остальные разделы Р. были оттеснены далеко на периферию литературной теории и практики.

Литература:

Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972;

Антич. теории языка и стиля, под редакцией О. Фрейденберг, М.-Л., 1936.

М. Л. Гаспаров.

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

РИТОРИ́ЧЕСКИЕ ФИГУ́РЫ, в ст. Фигуры стилистические.

РИТУАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИФАИЙЯ ЯСИН

РИФА́ИЙЯ Ясин (р. 1934), арабский прозаик (Сирия). Сб. новелл «Печаль повсюду» (1960), «Мир тонет» (1963), «Воробьи» (1974).

РИФБЬЕРГ КЛАУС

РИ́ФБЬЕРГ (Rifbjerg) Клаус (р. 1931), датский писатель. Ром. «Хроническая невинность» (1958), «Любитель оперы» (1966), «Анна (я) Анна» (1969), «Лена Йоргенсен» (1971), «Непритязательные» (1976). Сб. стихов «Камуфляж» (1961), «Портрет» (1963) и др. Сб. «И другие рассказы» (1964). Пьесы «Эволюции» (1965), «Что нужно человеку» (1966), сатирич. комедии-ревю («Поросенок на вертеле», 1962), пьесы для радио и телевидения.

■ Будет дождь. Роман и рассказы, М., 1984.

РИФМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА

РИФМО́ВАННАЯ ПРО́ЗА, текст, лишенный внутреннего ритма, но распадающийся на отрезки, завершаемые рифмами. Когда границы отрезков совпадают с синтаксическими паузами, а рифмовка — парная, то Р. п. тождественна с раёшным стихом; когда границы и расположение рифм произвольны, то Р. п. звучит более прихотливо и не ощущается как стих («Высокий раёк» С. И. Кирсанова).

М. Л. Гаспаров.

РИФФО МАДЛЕН

РИФФО́ (Riffaud) Мадлен (р. 1923), французская писательница. Чл. ФКП. Поэтич. сб. «Сжатый кулак» (1945), «Если в этом повинен жасмин» (1958), «Конь красный» (1973). Рассказы. Кн. очерков и репортажей «От вашего специального корреспондента» (1964, п. 1965), «В Северном Вьетнаме. Написано под бомбами» (1967, п. 1969).

РИХТЕР ХАНС ВЕРНЕР

РИ́ХТЕР (Richter) Ханс Вернер (р. 1908), немецкий писатель (ФРГ). Ром. «Разбитые» (1949), «Они выпали из длани господней» (1951), «Не убий» (1955, п. 1960), «Линус Флек, или Утраченное достоинство» (сатирич.; 1959, п. 1965) и др. Сатирич. параболы, рассказы, автобиогр. проза, кн. для детей, радиопьесы, публицистика.

РИЦОС ЯННИС

РИ́ЦОС Яннис (р. 1909), греческий поэт. В 1948—1952, 1967—71 находился в тюрьмах и концлагерях. Поэмы «Эпитафии» (1936), «Песнь моей сестре» (1937), «Греция» (1947), «Лунная соната» (1956), «Хроника» (1957), «Орест» (1966), «Гимн и плач Кипра» (1974); сб. поэм «Четвертое измерение» (1972, п. 1980), «Становление» (1977); сб-ки стихов «Тракторы» (1934), «Свидетельства» (1963—66), «Камни. Повторения. Решетка» (1972), «Дневники ссылки» (1975), «Далекое» (1977). Сб. статей «Эссе» (1974). Переводы из рус. лирики. Междунар. Лен. пр. (1977).

■ Стихи, М., 1959; Избр. лирика, М., 1968; Избр., М., 1973. Становление. Стихотворения и поэмы, М., 1979.

РИЧАРДС АЙВОР АРМСТРОНГ

РИ́ЧАРДС (Richards) Айвор Армстронг (р. 1898), английский литературовед, лингвист, психолог, поэт. Осн. работы «Принципы лит. критики» (1924), «Наука и поэзия» (1926), «Как прочесть страницу» (1943). Сб. стихов «Прощай, земля» (1958), «Экраны» (1960).

РИЧАРДСОН ГЕНРИ ХЭНДЕЛ

РИ́ЧАРДСОН (Richardson) Генри Хэндел (наст. имя Этел Флоренс Линдсей Ричардсон) (1870—1946), австралийская писательница. Ром. «Морис Гест» (1908), «Набираясь ума-разума» (1910), «Молодая Козина» (1934), трилогия «Судьба Ричарда Махони» (1917—1929). Мемуары «Я в молодости» (опубл. 1948). Рассказы.

РИЧАРДСОН ДЖОН

РИ́ЧАРДСОН (Richardson) Джон (1796—1852), канадский писатель (на англ. яз.). Ист. поэма «Текумсе» (1828) и ром. «Вакуста» (1832). Повести.

РИЧАРДСОН ДОРОТИ МИЛЛЕР

РИ́ЧАРДСОН (Richardson) Дороти Миллер (1873—1957), английская писательница. Цикл психол. Ром. «Паломничество» (т. 1—12, 1915—1938). Рассказы, эссе, стихи.

РИЧАРДСОН СЭМЮЭЛ

РИ́ЧАРДСОН (Richardson) Сэмюэл (1689—1761), английский писатель. Психол. эпистолярные ром. «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740, п. 1787), «Кларисса» (т. 1—7, 1747—48, п. 1791—92), «История сэра Чарльза Грандисона» (т. 1—7, 1754, п. 1793—94).

РОА БАСТОС АУГУСТО

РОА БА́СТОС (Roa Bastos) Аугусто (р. 1917), парагвайский писатель. С 1947 — в Аргентине. Ром. «Фульхенсио Миранда» (1941), «Сын человеческий» (1960, п. 1967), «Я, Верховный» (1974, п. 1980). Сб. рассказов, в т. ч. «Гром среди листвы» (1953), «Морьенсия», «Мертвый» (оба 1969). Драма «Пока не наступил день» (пост. 1945, изд. 1955). Сб-ки стихов, лит. критика.

РОБ-ГРИЙЕ АЛЕН

РОБ-ГРИЙЕ́ (Robbe-Grillet) Ален (р. 1922), французский писатель. Ром. «Резинки» (1953), «Смотрящий» (1955), «Ревность» (1957), «В лабиринте» (1959, п. 1983), «Дом свиданий» (1965), «Проект революции в Нью-Йорке» (1970), «Топология города-призрака» (1975), «Воспоминания золотого треугольника» (1978). Киносценарии, в т. ч. «Прошлый год в Мариенбаде» (1961). Сб. рассказов «Моментальные снимки» (1962). Сб. статей «За новый роман» (1963).

РОБЕРТС ЧАРЛЗ ДЖОРДЖ ДУГЛАС

РО́БЕРТС (Roberts) Чарлз Джордж Дуглас (1860—1943), канадский поэт (на англ. яз.). Сб. «“Орион” и другие стихотворения» (1880), «Песни будней» (1893), «Книга родины» (1886), «Ноктюрны Нью-Йорка» (1898), «Красота и жизнь» (1921), «“Айсберг” и другие стихотворения» (1934). Сб. рассказов «Загадки земли» (1896).

■ Домик под водой, М., 1955; Избр. рассказы, Уфа, 1959; В долинах Рингваака, М., 1963.

РОБЕРТСОН ТОМАС УИЛЬЯМ

РО́БЕРТСОН (Robertson) Томас Уильям (1829—71), английский драматург, режиссер. Пьесы «Общество» (1865), «Наш» (1866), «Каста» (1867) и др.

РОБИНСОН РОЛАНД

РО́БИНСОН (Robinson) Роланд (р. 1912), австралийский писатель. Сб. рассказов «Черный человек, белый человек» (1958). Сб. стихов «Глубокий источник» (1962), «Лампа под колпаком» (1976). Пересказы и записи легенд аборигенов.

РОБИНСОН ЭДВИН АРЛИНГТОН

РО́БИНСОН (Robinson) Эдвин Арлингтон (1869—1935), американский поэт. Сб. стихов «Дети ночи» (1897), «Капитан Крейг» (1902), «Городок вниз по реке» (1910), «Человек на фоне неба» (1916), «Сонеты 1889—1927» (1928). Ист. поэмы «Три таверны» (1920), «Эвонская жатва» (1921); поэтич. трилогия о рыцарях артуровских легенд («Мерлин», 1917, «Ланселот», 1920, «Тристрам», 1927) и поэма «Талифер» (1933). Стихотв. драмы «Ван Цорн» (1914), «Дикобраз» (1915).

■ Стих. и поэмы. Тильбюритаун, М., 1971.

● Lippin cott La bibliography of writings and criticisms of E. A. Robinson, N. Y., 1974.

РОБЛЕС ЭММАНЮЭЛЬ

РОБЛЕ́С (Roblès) Эмманюэль (р. 1914), французский писатель. Ром. «На городских холмах» (1948, п. 1963), «Это зовется зарей» (1952), «Везувий» (1961), «Весенняя пора» (1961), «Морская прогулка» (1968), «Итальянская весна» (1970, п. — «Однажды весной в Италии», 1981), «Неистовая пора» (1974), «Венеция зимой» (1981, п. 1985). Сб. новелл «Тень и берег» (1972). Пьесы, в т. ч. «Монсерра» (1948, п. 1961), «Речь в защиту бунтовщика» (1965), «В открытом море» (1965).

РОБЛЕТО ОКТАВИО

РОБЛЕ́ТО (Robleto) Октавио (р. 1935), никарагуанский поэт. Сб. «Каникулы студента» (1964), «Загадка и сфинкс» (1965).

РОБЛЕТО ЭРНАН

РОБЛЕ́ТО (Robleto) Эрнан (р. 1895), никарагуанский писатель, государственный деятель. Ром. «Весна в больнице» (1924), «Кровь в тропиках» (1930), «Селедон» (1931), «Задушенные» (1933), «Дон Отто и девочка» (1944), «Неподвижные компасы» (1962). Сб. автобиогр. эссе и рассказов «Обитель воспоминаний» (1960). Пьесы, стихи.

РОВЕТТА ДЖЕРОЛАМО

РОВЕ́ТТА (Rovetta) Джероламо (1851—1910), итальянский писатель. Сб. новелл «Под водой» (1883), «Крохотные тираны» (1886). Ром. «Скорбящая Мать» (1882, п. — «Разбитая жизнь», 1899), «Слезы ближних» (1888), «Суматоха» (1894, п. — «Маттео Кантасирена и его племянницы», 1896), «Идол» (1898), «Жена его сиятельства» (1904). Драмы «Трилогия о Дорине» (1891), «Нечестные» (1893), «Романтизм» (1901), «Его преосвященство Папа» (1906).

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДАРИ ДЖАННИ

РОДА́РИ (Rodari) Джанни (1920—80), итальянский детский писатель. Чл. ИКП с 1944. Поэтич. сб. «Книжка веселых стихов» (1951), «Поезд стихов» (1952), «Стихи в небе и на земле» (1960). Повести-сказки «Приключения Чиполлино» (1951, п. 1955), «Голубая стрела» (1954, п. 1958), «Джельсомино в стране лжецов» (1959, п. 1960), «Сказки по телефону» (1962, п. 1967), «Торт в небе» (1966, п. 1969), «Рассказы, к-рые написала машина», «Грамматика фантазии» (обе — 1973), «Марионетки на свободе» (1974). Сб. новелл-сказок «Игра в домики» (1980).

■ Всемирный хоровод. [Стих. в пер. С. Маршака], М., 1962.

● Брандис Е., От Эзопа до Джанни Родари, М., 1965.

РОДЕНБАХ АЛБРЕХТ

РО́ДЕНБАХ (Rodenbach) Албрехт (1856—80), бельгийский поэт и драматург (на нидерл. яз.). Драма «Гудруна» (1882). Стихи.

РОДЕНБАХ ЖОРЖ

РОДЕНБА́Х (Rodenbach) Жорж (1855—98), бельгийский писатель (на франц. яз.). Сб. поэзии «Элегантное море» (1881), «Светская зима» (1884), «Чистая юность» (1886), «Царство молчания» (1891), «Замкнутые жизни» (1896), «Отблески родного неба» (1898). Ром. «Мертвый Брюгге» (1892), «Звонарь» (1897, п. — «Выше жизни», 1902). Сб. рассказов «Прялка туманов» (1901, п. 1901). Пов. «Музей бегинок» (1894), «Призвание» (1895), «Дерево» (1899). Пьеса «Занавес» (1894). Сб. лит.-критич. эссе «Элита» (1899).

■ Полн. собр. соч., т. 1—5, М., 1909—10.

● Брюсов В., Ж. Роденбах, Полн. собр. соч. и переводов, т. 21, СПБ, 1913; Веселовская М., Ж. Роденбах, М., 1917.

РОДЛИШ

РОДЛИ́Ш (Rodlish; наст. имя Артур Разакаривуни) (1897—1967), малагасийский писатель (на малагасийском яз.). Пьесы, в т. ч. «Водоворот» (1926). Стихи, рассказы, романы.

РОДО ХОСЕ ЭНРИКЕ

РОДО́ (Rodó) Хосе Энрике (1871—1917), уругвайский писатель, философ, социолог.

РОДОВ СЕМЁН АБРАМОВИЧ

РО́ДОВ Семён Абрамович (1893—1968), русский советский поэт, литературный критик. Чл. КПСС с 1918. Кн. стихов «Мой сев» (1918), «Стальной строй» (1923), «Сверенный взлет» (1924). Поэмы «Инна», «Наши души» (обе — 1921). Сб. статей (вт. ч. «На посту», 1931). Переводы.

РОДРИГЕС ЛУИС ФЕЛИПЕ

РОДРИ́ГЕС (Rodríguez) Луис Фелипе (1888—1947), кубинский писатель. Ром. «Как мыслил Дамьян Паредес» (1916), «Заговор трясины» (1923, п. «Проклятое болото», 1970). Сб-ки рассказов.

РОДРИГЕС МАРИО АУГУСТО

РОДРИ́ГЕС (Rodríguez) Марио Аугусто (р. 1919), панамский писатель. Сб. рассказов («Поле изнутри», 1947; «Луна в Верагуасе», 1948) и стихов («Песнь любви родине-невесте», 1957).

РОДРИГЕС ФРЕЙЛЕ ХУАН

РОДРИ́ГЕС ФРЕ́ЙЛЕ (Rodríguez Freyle) Хуан (1566—1638), колумбийский хронист.

РОДРИГИС НЕЛСОН

РОДРИ́ГИС (Rodrigues) Нелсон (1912—80), бразильский драматург.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОБЕРТ ИВАНОВИЧ

РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Роберт Иванович (р. 1932), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1977. Поэмы «Моя любовь» (1955), «Реквием» (1961), «Письмо в тридцатый век» (1963), «Поэма о разных точках зрения» (1967), «До твоего прихода. Поэма о любви» (1968), «Посвящение» (1969), «210 шагов» (1978; Гос. пр., 1979), «Ожидание» (1982). Сб. стихов «Флаги весны» (1955), «Испытание» (1956), «Дрейфующий проспект» (1959), «Необитаемые острова» (1962), «Радиус действия» (1965), «Сын Веры» (1966), «Всерьез» (1970), «Радар сердца» (1971), «Голос города», «Все начинается с любви» (оба — 1977), «Это время» (1983).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1979; Семидесятые. Стихи, М., 1980; Семь поэм, М., 1982.

РОЗАНОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

РО́ЗАНОВ Василий Васильевич (1856—1914), русский писатель, публицист, религиозный мыслитель. Дневниково-эссеистские кн. «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (т. 1—2, 1913—1915), «Апокалипсис нашего времени» (1917—1918). Лит.-критич. работы о М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе, «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891) и сб-ки; «Лиг. очерки» (2 изд., 1902), «Критич. этюды» (1904), «Библейская поэзия» (1912), «Лит. изгнанники» (1913).

● Письма А. М. Горького к В. В. Розанову и его пометы на книгах Розанова, в кн.: Контекст. 1978, М., 1979.

РОЗАНОВ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

РО́ЗАНОВ Сергей Григорьевич (1894—1957), русский советский писатель. Пов. «Игуша» (1925), «Гришутка из далекого леса» (1926), «Приключения Травки» (1928; переработ. ред. 1949; 15-е изд. — 1954), «Анюта — воздушный слоненок» (1936), «Изумрудные берега» (1942). Пьесы. Кн. «Театр для детей» (1925, совм. с Н. Сац). Очерки (в т. ч. кн. «Водители подземных поездов», 1945). Статьи.

РОЗЕГГЕР ПЕТЕР

РО́ЗЕГГЕР (Rosegger) Петер (наст. фам. Кеетенфайер, Kettenfeier) (1843—1918), австрийский писатель. Ром. «Записки учителя лесной школы» (1875), «Габриэль Хайде-петерс» (1882), «Богоискатель» (1883), «Якоб Последний» (1888, п. 1907). Рассказы, стихи.

■ Избр. рассказы, М., 1910; В гостях у дяди, М., [1915].

РОЗЕН ЕГОР ФЁДОРОВИЧ

РО́ЗЕН Егор Фёдорович (1800—60), барон, русский поэт, драматург. Лирика (в кн.: Поэты 1820—1830-х гг., т. 1, М., 1972), ист. драмы «Россия и Баторий» (1833), «Осада Пскова» (1834), «Дочь Иоанна III» (1835), либретто оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», 1836). Воспоминания о Пушкине.

РОЗЕНГЕЙМ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ

РОЗЕНГЕ́ЙМ Михаил Павлович (1820—87), русский поэт. Изд. сатирич. еженед. «Заноза» (1863—64). Сатирич. и публицистич. («обличительная») поэзия (сб. «Стихотворения», 1858, 1864, 1882). Фельетоны, статьи.

● Добролюбов Н. А., Стихотворения М. Розенгейма, Собр. соч., т. 7, М.—Л., 1963.

РОЗОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

РО́ЗОВ Виктор Сергеевич (р. 1913), русский советский драматург. Пьесы «Ее друзья» (пост. 1949), «Страницы жизни» («Твой путь», пост. 1953), «В добрый час!» (пост. 1954), «В поисках радости», «Вечно живые» (фильм «Летят журавли», все — пост. 1957), «Неравный бой» (1960), «Перед ужином» (1963), «В день свадьбы» (пост. 1964), «Затейник» (пост. 1966), «Традиционный сбор» (1967), «С вечера до полудня» (пост. 1970), «Ситуация» (пост. 1973), «Четыре капли» (1974), «Гнездо глухаря» (1978). Гос. пр. СССР (1967). Статьи.

■ Избр., М., 1983.

● Анастасьев А. Н., Виктор Розов, М., 1966.

РОИДИС ЭМАНУИЛ

РОИ́ДИС Эмануил (1835—1904), греческий писатель, литературовед. Ист. ром.-сатира «Папесса Иоанна» (1866), сб. «Рассказы из Скироса» (1894). Лит. критика.

РОЙГ ДЖАУМЕ

РОЙГ (Roig) Джауме (7—1478), каталанский поэт. Сатирич. ром. в стихах «Книга о женщинах» (1561).

РОКА ПАБЛО ДЕ

РО́КА (Rokha) Пабло де (наст. имя Карлос Диас Лойола, Diaz Loyola) (1894—1968), чилийский поэт, публицист, общественный деятель. Поэмы «Листок дьявола» (1920), «Жалобы» (1922), «Сатана» (1927). Сб-ки «Окопная песнь» (1933), «Ода памяти Горького» (1936), «Проклятие фашистскому зверю» (1937), «Пять красных песен» (1938), «Морфология ужаса» (1942), «Великая хартия континента» (1949), «Язык мира» (1958), «Зимняя сталь» (1961), «Массовый стиль» (1965).

РОКОКО

РОКОКО́ (франц. rococo, от rocaille — мелкие камешки, ракушки), стиль искусства и литературы, оформившийся в Европе XVIII в. и отразивший закат феодально-дворянской культуры. Наиболее полно выразился во Франции. Р. — утонченное, изящное, но лишенное глубины и гражданских идеалов искусство; в нем нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм представляется высшей мудростью. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности; это мир малых форм и неглубоких чувств.

Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. Монкриф), комедия масок (П. Мариво). Героические поэмы вытесняются эротическими либо игривыми стихотворными новеллами (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В прозе утверждаются галантный роман, игривые «сказочки» и фацеции (Ш. Б. Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребийон). В лирике преобладает «легкая поэзия» или «поэзия мимолетностей» (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы Р. были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц и др.); в России искусству Р. родственна «легкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К мотивам и сюжетам Р. обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.

Издания:

Франц. лирики XVIII в. Сб. переводов, сост. И. М. Брюсовой, под ред. и с предисл. В. Я. Брюсова, М., 1914.

Б. И. Пуришев.

РОКПЕЛНИС ФРИЦИС

РО́КПЕЛНИС Фрицис (1909—69), латышский советский писатель. Чл. КПСС с 1947. Сб. стихов «Ткет сестра звезду на знамени» (1950), «Ржаной хлеб» (1959). Пьесы «Свет» (1945), «Вспомни зеленые ели…» (1966), киносценарий «Райнис» (совм. с В. Крепсом, 1949; Гос. пр. СССР, 1950), либретто опер.

РОЛАНД-ХОЛСТ АДРИАН

РО́ЛАНД-ХОЛСТ (Roland Holst) Адриан (1888—1976), нидерландский поэт. Сб. стихов «Стихотворения» (1911), «Мимо дорог» (1920), «Дикий горизонт» (1925), «Зима на море» (1937), «По пути» (1940), «Около границы» (1960). Сб. рассказов «Дейрдра и сыновья Уснаха» (1916), «Сговор» (1925). Сб. авто-биогр. рассказов «Из сбереженного» (1938).

РОЛАНД-ХОЛСТ ХЕНРИЕТТА

РО́ЛАНД-ХОЛСТ, Роланд Холст-ван дер Схалк (Roland Holst-van der Schalk) Хенриетта (1869—1952), нидерландская писательница, публицист. деятель нидерл. социалистич. движения. Сб. стихов «Женщина в лесу» (1912), «Потерянные границы» (1918), «Между Временем и Вечностью» (1934). Стихотв. драмы «Восставшие» (1910), «Дети» (1922) и др. Автобиогр. кн. «Огонь продолжает гореть» (1949).

■ Лирич. драмы, П., 1922.

РОЛЛАН РОМЕН

РОЛЛА́Н (Rolland) Ромен (1866—1944), французский писатель. Романы-эпопеи «Жан-Кристоф» (т. 1—10, 1904—12), «Очарованная душа» (т. 1—4, 1922—33). Ром. «Клерамбо» (1920). Пов. «Кола Брюньон» (1914, опубл. 1918), «Пьер и Люс» (1920). Драматургич. цикл «Театр Революции»: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «14 июля» (1902), «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927), «Робеспьер» (1939). Драмы «Святой Людовик» (1897), «Аэрт» (1898), «Побежденные» (1898, опубл. 1922), «Лилюли» (1919). Публицистич. сб. «Над схваткой» (1915), «Предтечи» (1919), «Пятнадцать лет борьбы» (1935), «Мир через революцию» (1935). Кн. о лит-ре и иск-ве: «Франсуа Милле» (1902), «Жизнь Бетховена» (1903), «Народный театр» (отд. изд. 1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910), «Жизнь Толстого» (1911), «Бетховен. Великие творческие эпохи» (опубл. 1928—49), «Спутники» (1936), «Пеги» (1944). Кн. «Махатма Ганди» (1923, п. 1924), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930). Мемуары: «Внутреннее путешествие» (1942, 2-е доп. изд. 1959, п. 1966), «Воспоминания…» (1956, п. 1966). Ноб. пр. (1915). Собр. соч., т. 1—20, М., 1930—36; Собр. соч., т. 1—14, М., 1954—58;

■ Соч., т. 1—9, М., 1974.

● Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4—5, М., 1964—65; Балахонов В. Е., Р. Роллан и его время («Жан-Кристоф»), Л., 1968; Мотылева Т., Р. Роллан, М., 1969; Р. Роллан. 1866—1966. Сб. ст., М., 1968. Ромен Роллан. Биобиблиографич. указатель. [Сост. А. В. Паевская], М., 1959.

РОЛЛИ ПАОЛО

РО́ЛЛИ (Rolli) Паоло (1687—1765), итальянский поэт. Лирич. «Поэтические сочинения» (изд. 1753). Переводы.

РОМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОМАН В СТИХАХ

РОМА́Н В СТИХА́Х, повествовательный жанр (разновидность лиро-эпического жанра) поэзии, сочетающий многоплановость, эпическую объективность романного повествования и лирическое, субъективное начало. Р. в с. более условен, чем прозаический, его характеры более «обобщены»; повествование обычно сопровождается лирическим аккомпанементом. Одну из особенностей Р. в с. составляет образ автора, иногда активно включающийся в повествование наравне с героями.

В России традиция Р. в с. была заложена «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина. К этому же жанру обращались Я. П. Полонский («Свежее предание»), Е. П. Ростопчина («Поэзия и проза жизни. Дневник девушки») и др. В литературе других стран к Р. в с. тяготеют «Пан Тадеуш» А. Мицкевича, «Дон Жуан» Дж. Байрона. Появлению стихотворного романа в советской литературе способствовала тенденция к развитию эпических форм: «Пушторг» И. Л. Сельвинского и «Спекторский» Б. Л. Пастернака, а также «Добровольцы» Е. А. Долматовского, «Симон-музыкант» и «Новая Земля» Я. Коласа, «Марина» М. Рыльского, «Перед зарей» Аалы Токомбаева, «Бессмертие» М. Бажана, «Песня о Скале» Б. Шинкубы и др. Р. в с. часто сближают с поэмой.

Литература:

Белецкий А. И., Судьбы большой эпической формы в русской литературе XIX—XX вв., в его сб.: Избр. труды по теории литературы, М., 1964;

Александров А., О стихотворной повести 30‑х гг., «Рус. литература», 1968, № 3.

«РОМАН О РОЗЕ»

«РОМАН О РОЗЕ» - «РОМА́Н О РО́ЗЕ» («Roman de la Rose»), памятник французской средневековой литературы. 1‑я часть поэмы написана в 20‑х гг. XIII в. Гильомом де Лоррисом. Повествование облечено в форму аллегорического сна автора, где фигурируют персонифицированные пороки и добродетели, рассказывается в иносказательной форме о любви поэта к Розе, олицетворяющей и идеальную женственность, и божественную благодать. 2‑я часть написана около 1260 клириком Жаном де Мёном. Он пересматривает куртуазные взгляды, некоторые философские воззрения эпохи, отстаивает равенство людей. Несомненным свободомыслием отмечены большие вставные части поэмы: споры и рассуждения о женщинах, о достоинствах и пороках человека. Поэт выступил незаурядным сатириком-нравоописателем. «Р. о Р.» был популярен в XIV—XVI вв.

Издания:

Изд. в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков, сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953.

А. Д. Михайлов.

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

РОМА́Н СЛАДКОПЕ́ВЕЦ (кон. 5 в. — ок. 560), ранневизантийский христианский поэт. Уроженец Сирии. Был дьяконом в Берите (Бейруте) и Константинополе. Гимны (св. 1000), облеченные в форму кондака («Рождественский кондак»); сохр. ок. 60. Знаменит его «Акафист Богородице».

■ Памятники визант. лит-ры IV IX вв., М., 1968.

«РОМАН-ГАЗЕТА»

«РОМАН-ГАЗЕТА» - «РОМА́Н-ГАЗЕ́ТА», массовое периодическое издание современной художественной литературы, преимущественно романов и повестей. Основан по инициативе М. Горького. Выходит в Москве с 1927, вначале — в издательстве «Московский рабочий», с 1931 — в Гослитиздате (издательстве «Художественная литература»). С 1957 — 1924 номера в год. Издает произведения советских и зарубежных писателей.

РОМАНОВ ПАНТЕЛЕЙМОН СЕРГЕЕВИЧ

РОМА́НОВ Пантелеймон Сергеевич (1884—1938), русский советский писатель. Сб. рассказов «Русская душа», «Без черемухи», «Заколдованные деревни» (обе — 1927), «Черные лепешки» (1928) и др. Ром. «Новая скрижаль» (1928), «Товарищ Кисляков» (1930), «Собственность» (1933), «Русь» (ч. 1—5, 1922—36). Пов. «Писатель» (1915), Детство (1924). Пьесы «Землетрясения» (1924), «Мария Кропотова» (1925).

■ Полн. собр. соч., т. 1—12, М., 1929—30.

● Пантелеймон Романов. [Сб. статей], М., 1928.

РОМАНСЕРО

РОМАНСЕ́РО (исп. romancero), совокупность народных романсов испанских — как отдельных циклов (Р. о Сиде), так и полное их собрание («Всеобщий романсеро», т. 1—2, 1600 — 1605). Р. — высшее выражение испанской народной культуры конца средневековья и раннего Возрождения, образное народное резюме героической истории Реконкисты (отвоевания у мавров захваченных ими территорий), один из источников драматургии т. н. золотого века (Л. Ф. де Вега Карпьо и его школа) и романтизма. Националистическая критика Испании использовала Р. для доказательства исключительности испанской нации; передовая наука (Р. Менендес Пидаль и др.) отвергла эту концепцию. Р. называют также более поздние антологические поэтические собрания многих авторов («Романсеро гражданской войны», 1937; «Всеобщий романсеро гражданской войны», 1937) или сборники стихов отдельных авторов («Романсеро изгнания» М. де Унамуно, «Цыганский романсеро» Ф. Гарсии Лорки).

Литература:

Романсеро. [Сост., послесловие Н. Томашевского, М., 1970];

Menendez Pidal R., Romancero hispánico, t. 1—2, Madrid, 1953;

Simmons М. Е., A bibliography of the romance and related formsin Spanish America, Bloomington, 1963.

Н. И. Балашов.

РОМАНСЫ ИСПАНСКИЕ

РОМА́НСЫ ИСПА́НСКИЕ, жанр испанской сюжетной лиро-эпической поэзии (любовное, «чудесное», воинское стих.). Сложился к XIV в. в фольклоре на основе лиро-эпического осмысления реальных фактов и переработки материала рыцарских поэм («Песнь о моем Сиде» и др.). Основные темы — героическая борьба с маврами за захваченные ими территории (Реконкиста), рыцарственная дружба с врагами, испанская история, подвиги рыцарей Карла Великого или короля Артура. В XVI в. появились первые печатные издания Р. и. (романсеро), в 1600—1605 — первый общий свод Р. и. «Всеобщий романсеро» (т. 1—2). Тогда же жанр Р. и. начал усваиваться книжной поэзией (Л. де Гонгора-и-Арготе, Л. Ф. де Вега Карпьо, Ф. Кеведо-и-Вильегас и др.); развивается рыцарский, «мавританский», лирический, пасторальный, шуточный Р. и. Жанр был популярен в эпоху Возрождения и барокко (А. де Сааведра и др.), а также в XX в. (А. Мачадо-и-Руис, Р. Альберти, Ф. Гарсия Лорка, М. Эрнандес и др.). Возникли подражания Р. и. в других литературах, особенно в эпоху романтизма. Жанр сохранился в современной литературной поэзии. Известной жанровой близостью Р. и. и английской и шотландской баллады объясняется параллелизм их воздействия на романтическую литературу. См. также Романс.

Литература:

при ст. Романсеро.

М. Л. Гаспаров.

РОМАНТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОМАНУ ЛУИШ

РОМА́НУ (Romano), Роману ди Мелу, Луиш (р. 1922), зеленомысский писатель (на португ. яз.). Ром. «Голодные» (1962), сб. стихов «Климат» (1963), сб. рассказов и стихов «Чернота Лзимпарин» (1973).

РОМАШОВ БОРИС СЕРГЕЕВИЧ

РОМАШО́В Борис Сергеевич (1895—1958), русский советский драматург. Пьесы «Федька-есаул» (1924), «Воздушный пирог» (1925), «Конец Криворыльска» (1926), «Огненный мост» (пост. 1929), «Родной дом» (1938), «Со всяким может случиться» (пост. 1940), «Патриоты» (1941), «Звезды не могут погаснуть» (пост. 1942), «Знатная фамилия» (пост. 1943), «Великая сила» (пост. 1947; Гос. пр. СССР, 1948). Статьи, выступления, очерки (сб. «Драматург и театр», 1953).

■ Пьесы, М., 1954; Звезды не могут погаснуть. Из неизданного, М., 1966.

● Борис Сергеевич Ромашов. Вместе с вами. Биогр. и документ. мат-лы, М., 1964.

РОМЕРО ХОСЕ РУБЕН

РОМЕ́РО (Romero) Хосе Рубен (1890—1952), мексиканский писатель. Ром. «Записки провинциала» (1932), «Бегство» (1934), «Мой конь, моя собака, мое ружье» (1936), «Никчемная жизнь Пито Переса» (1938, п. 1965), памфлет «Опережая смерть» (1939). Сб. стихов «Фантазии» (1908), «Ритмы богемы» (1912).

РОМЕРО ЭЛЬВИО

РОМЕ́РО (Romero) Эльвио (р. 1926), парагвайский поэт. С 1947 — в Аргентине. Поэма «Мы — безымянные» (1962); сб. стихов «Сухие отблески» (1950), «Пробуждаются костры» (1953), «Солнце под корнями» (1956), «Раненая молния» (1967), «Изгнание и вечер» (1975).

■ Стихи, М., 1961; Земной зной, М., 1966; С этой суровой гитарой, М., 1968.

РОМ-ЛЕБЕДЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ

РОМ-ЛЕ́БЕДЕВ (наст. фам. Лебедев) Иван Иванович (р. 1903), цыганский советский драматург (на цыган. яз. и рус. яз.), театр. деятель, актер. Чл. КПСС с 1947. Пьесы «Дочь степей» (1935), «Невеста из табора» (1945), «Кабачок “Макрель”» (1957), «О чем пела скрипка» (1967), «Мы — цыгане» (совм. с Н. А. Сличенко, пост. 1976). Рассказы.

■ Ехали цыгане… Пьесы, М., 1983.

РОМУАЛЬДО АЛЕХАНДРО

РОМУА́ЛЬДО, Ромуальдо Валье (Romualdo Valle) Алехандро (р. 1926), перуанский поэт. Сб. и циклы стихов «Башня заблудших» (1949), «Медленная камера» (1950), «Море на заднем плане» (1952), «Обыкновенная Испания» (1952), «Конкретная поэзия» (1952—1954), «Необыкновенное издание» (1958), «Как бог даст» (1967).

РОНДЕЛЬ

РОНДЕ́ЛЬ (франц. rondel, от rond — круг), твердая стихотворная форма (см. Твердые формы); развилась из виреле путем сокращения припева до 1—2 строк, поначалу часто смешивалась с рондо. Была популярна во французской поэзии XIV—XV вв., потом вышла из употребления и сохранилась в стилизациях (С. Малларме, А. Суинберн, И. Северянин). Схема классического Р.: 13 стихов с рифмовкой ABba+abAB+abbaA (заглавные буквы — тождественные строки). Менее употребителен двойной Р.: 16 стихов с рифмовкой АВВА+abAB+abba+ABBA.

М. Л. Гаспаров.

РОНСАР ПЬЕР ДЕ

РОНСА́Р (Ronsard) Пьер де (1524—85), французский поэт. «Оды» (кн. 1—4, 1550, кн. 5 — 1552). Сб. сонетов «Любовные стихи» (1552; посв. Кассандре). Сб. «Книжка шалостей» (1553), «Роща» (1554), «Смесь» (1555), «Продолжение любовных стихотворений» (1555) и «Новое продолжение любовных стихотворений» (1556; посв. гл. обр. Марии). Сб. филос. лирики («Гимны», кн. 1—2, 1555—56) и политич. стихов («Рассуждения о бедствиях нашего времени», 1562). Эпич. поэма «Франсиада» (1572, незаверш.). Цикл «Сонеты к Елене» (1578). Трактат в прозе «Краткое изложение поэтического искусства» (1565). В России известен с 18 в., однако переводы осуществлены гл. обр. в сов. время.

■ Ронсар, М., 1926; Лирика, М., 1963; Избр. поэзия, М., 1985.

● Terreaux L., Ronsard, Gen., 1968 (лит.).

Предыдущая страница Следующая страница