Литературный энциклопедический словарь
ИНТОНАЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНА́ЦИЯ (от лат. intono — громко произношу), основное выразительное средство звучащей речи, совокупность звуковых средств языка, которые:

а) фонетически организуют речь, расчленяя ее сообразно смыслу на фразы и ее знаменательные отрезки — синтагмы;

б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения;

в) сообщают фразе повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное и другие оттенки значений;

г) выражают различные чувства (И. торжественная, интимная, насмешливая, гневная, грустная).

Фонетические признаки И., или ее средства (интонационные средства): повышения и понижения основного тона (мелодика речи), паузы, расстановка фразовых ударений (динамика речи), темп речи, степень громкости, оттенки основного тона (тембр). В письме И. в известной мере выражается посредством синтаксической структуры фраз, знаков препинания (см. Пунктуация), а также графическими средствами (напр., членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов), хотя полностью И. может быть воссоздана лишь в реальном звучании.

И. — одно из важнейших средств смысловой и эмоциональной выразительности в художественной и особенно в стихотворной речи, ниже — Интонация поэтическая и ст. Мелодика стиха.

Интонация поэтическая, один из способов организации художественного высказывания и целостного произведения, опирающийся на интонационную структуру данного языка и характеризующий идиостиль писателя. С помощью интонации И. отдельные высказывания выделяются и членятся в потоке речи, различаются по их цели и по субъективному отношению к их содержанию. И. имеет дело с изменениями основного тона высказывания (мелодика речи), а также фразового ударения, длительности, темпа, паузации, ритма и других просодических (см. Просодия) элементов речи. Различая смысл (ср. повествование, вопрос, приказание и т. п.), И. органически связана с семантико-синтаксической структурой предложения, а через нее — с общим планом содержания и модальностью речи; в речи художественной И. через эмоциональную установку автора воплощает идейно-образное содержание произведения:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А. С. Пушкин.

Пускай она поплачет…

Ей ничего не значит!

М. Ю. Лермонтов.

Детуся!

Если устали глаза быть широкими,

Если согласны на имя «браток»,

Я, синеокий, клянуся

Высоко держать вашей жизни цветок.

В. Хлебников.

Где оно, Лукоморье, твое Лукоморье?

Л. Н. Мартынов.

И. эмоций — торжественная, ироничная, интимная, грустная, гневная и т. д. — может быть осмыслена, вообще говоря, и вне лексического состава некоторого текста, но в процессе реального общения она или соответствует смыслу слов, или противоречит ему (случаи подтекста).

Система «интонем» как структурных единиц языка пока не уточнена, но уже описаны основные типы интонационных конструкций или интонационных контуров мн. языков, в т. ч. русского. Различные стили произношения стали с 50‑х гг. XX в. предметом «фоностилистики», однако объективное исследование интонационных различий даже между осн. монологическими и диалогическими видами речи еще не дало безусловных результатов. Это связано с исключит. сложностью эксперимент. методов анализа И., особенно в «сверхфразовых единствах», т. е. в связной речи, где И. является «неким итогом сбалансированного взаимодействия языковых и внеязыковых факторов» (Степанов Г. В., цит. по кн.: Интонация, 1978, с. 11).

Отдельные составляющие И. могут оцениваться эстетически. Так, диалектные и просторечные элементы мелодики («— Гадюки?/ — Но» у В. М. Шукшина, «Я пошто упаду-то?» и «Матушка ты моя-а-а!» у В. Г. Распутина; заметно, что письменная передача таких И. затруднена) или отрывисто-слоговое произношение слова («Говорят, я темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н!» у В. В. Маяковского) приобретают в художественных текстах и театральных постановках выразительные функции на фоне норм литературного языка. Ритмическая организация художественной речи (в т. ч. прозы) — предмет изучения в стиховедении, исследующем и проблемы т. н. «семантического ореола» метра. Установлена связь деформации и актуализации прозаических акцентных структур с особенностями порядка слов и их позиции в стихе (см. Инверсия).

Основными семантико-синтаксическими и интонационными единицами в поэзии являются — наряду со словом, синтагмой и предложением — стих, или «стиховой ряд» (термин Ю. Н. Тынянова), и строфа, конец которых отмечен, в частности, длительной паузой (см. Перенос). В классическом стихе Б. М. Эйхенбаум выделил, в известной мере условно, три типа И.: «напевную», «декламативную» и «говорную». В последнем типе лирики большую роль играет прозаическая И. (и имитация разговорной И.), которая в этом случае может не деформироваться метрикой, стремящейся к уравнению ударений в стихе. Если «стих есть речь без логического ударения» (Б. В. Томашевский), то проза — это речь без ритмически повторяющихся пауз. В стихе И. задается стиховым рядом, в прозе — сочетанием речевых тактов, или синтагм, и фразовым ударением.

Как стих, так и проза обладают стилистически окрашенными И. В прозе они имитируют разговорные, фольклорно-повествовательные, эпические и поэтические И., проявляясь прежде всего в особенностях словорасположения; ср. «назревала гроза великая» у И. С. Тургенева и «белых ночей решето» у Л. М. Леонова в орнаментальной прозе. В поэзии с ее значительно большей свободой словопорядка интонационные характеристики непосредственнее связаны с ритмической структурой текста.

Особую роль И. поэтическая приобретает в свободном стихе, где стиховой ряд (графически — строка) в пределе может быть лишен любых признаков классического и акцентного стиха, кроме паузации, и где возможная монотония ритма нейтрализуется разнообразием И. и своеобразием движения интонационных конструкций от одного стихового ряда к другому, напр. у А. А. Блока:

Когда вы стоите на моем пути.

Такая живая, такая красивая.

Но такая измученная.

Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

И презираете свою красоту

Что же? Разве я обижу вас?

Нормативные знаки препинания при этом лишь отчасти способны передать богатство И. (см. Пунктуация). Интонационный рисунок приведенного отрывка может быть верно определен лишь при целостном восприятии текста с учетом затекстовых связей (см. Декламация), причем сами концы строк выступают здесь как своеобразные знаки препинания.

Интонационно-типологическое изучение отдельных художественных текстов и целостных идиостилей — важная задача филологии (см. работы Л. И. Тимофеева), но трудности получения здесь общезначимых результатов только начинают преодолеваться.

Литература:

Эйхенбаум Б. М., Мелодика рус. лирич. стиха, П., 1922;

Брик О. М., Ритм и синтаксис, «Новый ЛЕФ», 1927, № 3—4, 6;

Тынянов Ю., Проблема стихотворного языка. Статьи, М., 1965;

Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958;

Томашевский Б. В., Стих и язык, М.-Л., 1959;

Жирмунский В. М., О ритмич. прозе, «Рус. литература», 1966, № 4;

Ковтунова И. И., Современный рус. язык. Порядок слов и актуальное членение предложения, М., 1976, гл. 5, 6 и 8;

Интонация, К., 1978 (лит.);

[Брызгунова Е. А.], Интонация, в кн.: Рус. грамматика, т. 1, М., 1980;

Тимофеев Л. И., Слово в стихе, М., 1982;

Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. [Mass.], 1967.

В. П. Григорьев.

В начало словаря