Литературный энциклопедический словарь
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИТАЛЬЯ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература итальянского народа на итальянском языке. Ранний фольклор в Италии не сохранился. Средневековая литература (VI—XII вв.) создавалась на латинском языке (преимущественно религиозные гимны, легенды, хроники). Развитие городов способствовало появлению литературных памятников на национальных диалектах в конце XII — начале XIII вв.: повествовательная религиозная поэзия, светская и религиозная лирика — песни Франциска Ассизского и др. Позднее образцы такой лирики создает Якопоне да Тоди. В 1‑й половине XIII в. возникла сицилийская поэтическая школа (Джакомо да Лентино и др.), подражавшая провансальским трубадурам. В Тоскане в связи с борьбой внутри города развивалась политическая лирика (Гвиттоне д’Ареццо и др.), а также аллегорико-дидактическая поэзия (Брунетто Латини). Образец прозы XIII в. — анонимный сборник новелл на тосканском диалекте «Новеллино».

В конце XIII в. возникла философская поэзия «Дольче стиль нуово», которая воспевала возвышенную любовь и раскрывала психологию влюбленного (болонский поэт Г. Гвиницелли и флорентийские поэты Г. Кавальканти, молодой Данте Алигьери и др.). Антисословность и возвеличение человеческого чувства придавали этой поэзии черты Предвозрождения. Предгуманистическое движение представлено А. Муссато, писавшим на латинском языке (трагедия «Энделино», в подражание Сенеке). Создатель единого итальянского литературного языка — Данте Алигьери, «…последний поэт средневековья и…первый поэт нового времени» (Энгельс Ф., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Главное его произведение — повесть «Новая жизнь» (1292), воспевавшая в прозе и стихах его любовь к Беатриче, и поэма «Комедия» (закончена в 1321; названа в конце XIV в. «Божественной», изд. 1472) — один из величайших памятников мировой литературы, в которой ставятся актуальные проблемы времени — моральные, богословские, политические — и с огромной художественной силой изображены чувства и страдания человека.

В Италии ранее всего возникла литература Возрождения (XIV—XVI вв.). Она была подготовлена экономическим развитием городов, оживленными торговыми связями с другими странами, общим ростом светской культуры. Ей присущи гуманистическое мировоззрение, антисословность, жизнерадостное свободомыслие, высокое представление о возможностях человеческой личности, увлечение античностью. Родоначальник лирики Возрождения — Ф. Петрарка. В его сборнике «Канцоньере» (изд. 1470) воспевается земная любовь к Лауре, тонко выявлены оттенки любовного чувства. Дж. Боккаччо в стихах и прозе, особенно в проникнутой антиклерикализмом книге новелл «Декамерон» (изд. 1471) и повести «Фьяметта» (изд. 1472), утверждал новую, гуманистическая мораль, прославлял свободного и активного человека, отрицал аскетизм. Традицию реалистической новеллы, идущую от «Декамерона», развивали итальянские новеллисты XV—XVI вв. — Мазуччо Салернитанец, М. Банделло, Джиральди Чинтио и др. В XV в. идеи Возрождения получили развитие в сочинениях т. н. ученых-гуманистов — филологов, философов-писателей, изучавших античность и писавших преимущественно на латинском языке: Дж. Ф. Браччолини, Л. Б. Альберти, Л. Балла и др. На латинском языке писал и неаполитанский поэт Дж. Понтано. Попытку сблизить «ученый гуманизм» с народной поэзией предприняли флорентийские поэты кружка Медичи: правитель Флоренции Лоренцо Медичи, А. Полициано (лирическая драма «Сказание об Орфее») и особенно Л. Пульчи (комическая поэма «Моргант»). Гуманистическим мироощущением проникнута незаконченная рыцарская поэма М. Боярдо «Влюбленный Орландо». Пасторальный роман «Аркадия» Я. Саннадзаро оказал влияние на развитие европейской пасторали XVI—XVII вв.

1‑я половина XVI в. ознаменовалась расцветом итальянского Возрождения, завершением процесса формирования единого литературного языка. Однако к концу XVI в. под влиянием начавшегося экономического и политического упадка, общей феодальной и католической реакции наступил кризис гуманизма, повлиявший и на содержание литературы. Характерным для этого столетия стало интенсивное развитие различных жанров. Секретарь флорентийской республики Н. Макиавелли, развивавший идею национального объединения Италии силой деспотической власти, стал автором исторических трудов, комедий, новелл и политических трактатов. Л. Ариосто написал продолжение поэмы Боярдо — поэму «Неистовый Орландо», проникнутую любовью к земной жизни; в ней высмеиваются средневековые понятия, фантастические мотивы переплетаются с иронией. Ариосто — создатель итальянской бытовой комедии («О сундуке» и др.). Жанр комической поэмы разрабатывал Т. Фоленго, написавший на макаронической латыни поэму «Бальдус». Комедию нравов в сатирическом направлении развивали Макиавелли («Мандрагора»), П. Аретино и философ Дж. Бруно («Подсвечник»). Пасторальную драму, идеализирующую действительность, создали Т. Тассо («Аминта») и Б. Гварини («Верный пастух»). Художественная проза XVI в. представлена сочинением «Придворный» Б. Кастильоне, мемуарами Б. Челлини и новеллистикой (А. Фиренцуола, М. Банделло и др.), постепенно утрачивающей антиклерикализм и антисословный пафос. В лирике господствовали эпигоны Петрарки, возглавляемые филологом и поэтом П. Бембо (теоретический трактат «Рассуждение в прозе о народном языке»). Теоретические сочинения по поэтике писали и другие литераторы, в частности Л. Кастельветро («Добавления» к рассуждениям Бембо). Эпическую поэзию продолжал Тассо, ощущавший трагические противоречия между близкими ему гуманистическими идеалами и религиозной идеологией Контрреформации: гуманистические принципы, пронизывающие его поэму «Освобожденный Иерусалим», сталкиваются с ощущением их греховности, а понятие общественного долга приобретает религиозную окраску. В своем творчестве Кампанелла отстаивал искусство высокого гражданского назначения (утопический роман «Город солнца…», сонеты).

В XVII в. Контрреформация и феодальная реакция, господство испанцев над значительной частью итальянских земель породили явления застоя в духовной жизни и кризис литературы. Барочная поэзия Дж. Марино (поэма «Адонис») и его последователей отмечена вычурностью и односторонним стремлением к формальной новизне. С маринизмом боролись поэт и драматург Г. Кьябрера и поэт А. Тассони (героико-комическая поэма «Похищенное ведро»). Из прозы XVII в. выделяется сборник итальянских сказок на неаполитанском диалекте, обработанных Дж. Базиле («Пентамерон, или Сказка о сказках»). Литературная академия Аркадия (конец XVII в.), провозгласившая борьбу с маринизмом, способствовала развитию в XVIII в. как классицизма (трагедии П. Я. Мартелло и Ш. Маффеи), так и галантной поэзии рококо (К. И. Фругони, П. Ролли и др.). Оба направления переплелись в творчестве лирика и драматурга П. Метастазио, создателя многочисленных мелодрам («Покинутая Дидона», «Катон в Утике» и др.).

Просвещение, развившееся в Италии в середине XVIII в., способствовало становлению национального самосознания. Большую роль в распространении просветительских идей сыграли журналы: венецианские «Gazzetta veneta» (1760 — 1762), «Osservatore» (1761), издаваемые Г. Гоцци, и миланские — «La Frusta letteraria» (1763 — 1765, издатель Дж. Баретти в сотрудничестве с А. Верри), «Caffe» (1764 — 1766, издатель П. Верри) и др. Драматург К. Гольдони отказался от импровизированной комедии масок и создал реалистическую комедию характеров («Трактирщица», «Самодуры» и др.), выражающую демократические идеи третьего сословия. Его идейный противник К. Гоцци в своих пьесах-сказках (фьябах), основанных на фольклорных мотивах, возрождал элементы комедии дель арте («Принцесса Турандот» и др.), высмеивал просветительский рационализм. Гражданственным пафосом исполнены тираноборческие трагедии В. Альфьери («Саул» и многие другие), в которых неоклассицизм переплетается с предромантизмом. Просветительскими идеями проникнута сатирическая поэма «День» Дж. Парини. Сентименталистскими мотивами проникнуто творчество И. Пиндемонте.

В XVIII в. основы новой науки о литературе, проникнутой элементами историзма, заложил Дж. Вико в сочинении «Основания новой науки об общей природе наций». Автором истории И. л. был Дж. Тирабоски.

Литература периода Рисорджименто (конец XVIII в. — 1870) отличается гражданственностью и патриотизмом. Это ощущается уже в творчестве В. Монти при всей его идейной непоследовательности (поэма «Фанатизм», канцона «На освобождение Италии», трагедия «Кай Гракх»). В произведениях У. Фосколо, где классицизм переплетается с сентиментализмом, отражаются рост национального самосознания и возмущение против угнетенного положения родины (роман «Последние письма Яко по Ортиса», поэма «Гробницы»). Сатирические стихи писал К. Порта.

В конце 10‑х — начале 20‑х гг. XIX в. романтизм стал господствующим направлением и установил свои эстетические принципы (статьи, брошюры, послания Дж. Берше, А. Мандзони и др.; журнал «Conciliatore», 1818—1819). Появились поэзия и проза, отражающие идеи национально-освободительного движения (лирика Берше; мемуары С. Пеллико «Мои темницы»). В лирике Дж. Леопарди выражены скорбь патриота при виде униженной отчизны, романтическое отчаяние и неверие в прогресс. В этот же период возникает жанр исторического романа. Его родоначальник Мандзони — автор романа «Обрученные», где герои — итальянские крестьяне — противостоят феодальному произволу. Реалистическое изображение действительности в этом произведении переплетается с романтическими мотивами, а католическая религиозность сталкивается с подлинным историзмом. В 30—40‑х гг. появляются исторические романы Ф. Д. Гверрацци, трагедии Дж. Никколини, лирика Г. Мамели и А. Поэрио, проникнутые революционными идеями Дж. Мадзини. В историко-бытовых романах М. д’Адзельо и других последователей Мандзони наряду с католическими мотивами встречаются либеральные тенденции. Одновременно расцвела сатирическая поэзия Дж. Джусти и Дж. Белли.

После Революции 1848 — 1849 выделяется творчество поэтов-гарибальдийцев А. Алеарди, Л. Меркантини. В историческом романе гарибальдийца И. Ньево «Исповедь итальянца», рисующем национально-освободительное движение вплоть до Революции 1848 — 1849, явствен переход от романтизма к реализму. Такой же переход наблюдается и в романе Р. Джованьоли «Спартак». Политическая поэзия Дж. Кардуччи проникнута идеями Рисорджименто и протестом против их быстрого забвения в объединенной Италии. В лирике Кардуччи, утверждающей радость жизни, возрождается поэтика классицизма (сборники «Новые стихи», «Ямбы и эподы») наряду с развитием, с одной стороны, романтических, а с другой — реалистических мотивов.

В 1870‑х гг. ведущим течением в прозе становится веризм, реалистически отображавший повседневную жизнь «маленьких людей». Писатель-верист Дж. Верга в новеллах (сборники «Жизнь полей», «Сельские новеллы» и др.), романах («Семья Малаволья» и др.) и драмах сочувственно изображал рыбаков и крестьян, высмеивал духовенство и дворянство. Среди веристов выделяются также критик и романист Л. Капуана, бытописательница Матильда Серао, новеллист и поэт Р. Фучини и автор психологических романов Грация Деледда. Верга, Капуана, Дж. Джакоза, М. Прага, Дж. Роветта (писавший также романы) и др. создали веристскую драму. Веризм оказал влияние на социальную поэзию Дж. Чены, на народническую поэзию Ады Негри и др. Близкий к веристам писатель-социалист Э. Де Амичис утверждал демократические и гуманистические идеалы (повесть «Сердце»). Ими проникнута и сказочная повесть «Приключения Пиноккио» К. Коллоди. Крупнейшим литературоведом XIX в. явился Ф. Де Санктис. В своих основных работах — «Критические очерки», «История итальянской литературы», курс лекций «Итальянская литература в XIX в.» и др. — он связывал развитие литературы с идеями эпохи, с историческим развитием народа, в его эстетике сильны материалистические тенденции.

В конце XIX в. в И. л. возникли неоромантическое и символистское направления. Главный представитель неоромантизма, окрашенного в религиозные тона, — А. Фогаццаро. К символизму тяготел поэт Дж. Пасколи, воспевавший природу, сельскую жизнь и простые человеческие чувства (сборник «Тамариск» и др.). Проявлением декаданса, ницшеанских идей стали эстетические и гедонистические стихи, драмы и романы Г. Д’Аннунцио — певца итальянского империализма, впоследствии пришедшего к фашизму. Как реакция против риторики Д’Аннунцио в конце 1900‑х гг. возникло течение т. н. сумеречной поэзии, изображавшее в меланхолических тонах обыденную жизнь (Г. Гоццано и др.). В 1909 возникло течение футуристов (см. Футуризм), возглавляемое Ф. Т. Маринетти, формалистическое творчество которого, проникнутое вызывающим антигуманизмом и милитаризмом, способствовало идейной подготовке фашизма. К футуризму примыкал поэт и прозаик Дж. Папини.

Кризис традиционной морали и трагедию «маленьких людей» в буржуазном мире с наибольшей остротой показал Л. Пиранделло. Его лучшие новеллы, романы («Покойный Маттиа Паскаль») и драмы («Шесть персонажей в поисках автора», «Генрих IV» и др.), несмотря на парадоксальность ситуаций, носят социальный и гуманистический характер.

Большое влияние на итальянскую эстетическую мысль 1900‑х гг. оказал критик и философ-неогегельянец Б. Кроче. Провозглашая внеисторичность искусства и выдвигая тезис имманентного художественного идеала, Кроче одновременно дал оценку достижений И. л., резко выступал против декадентства и иррационалистических течений.

Участие Италии (1915 — 1918) в 1-й мировой войне, последовавший затем подъем рабочего движения и вместе с тем — нарастание фашистской опасности привели к резкому размежеванию сил в литературе. Журнал «La Ronda» (1919 — 1922) проповедовал замкнутость художника в «индивидуальную свободу мысли». В романе И. Свево «Самопознание Дзено» самоанализ вытесняет картину реального мира. Левое крыло итальянской интеллигенции во главе с руководителем ИКП А. Грамши, зачинателем итальянской марксист, эстетики и литературоведения, и антифашистским публицистом П. Гобетти боролось за демократическую культуру и литературу в тяжелых условиях фашизма, который ликвидировал в 1926 всю легальную левую прессу в Италии. В статьях, опубликованных в коммунистической печати 20‑х гг., а затем в работах, написанных в тюрьме в 30‑х гг. («Литература и национальная жизнь» — том «Тюремных тетрадей»), Грамши исследует национальную культуру и литературу с позиций марксистской концепции истории. Он разработал понятие национально-народной литературы, которая выражает глубинные чаяния народных масс в данный момент национальной истории.

Двадцать лет фашистской диктатуры вели к отрыву И. л., в целом не принявшей фашистской идеологии, от социальной тематики, от реалистических традиций. Иллюзорным бегством от действительности был «магический реализм» М. Бонтемпелли, католический фатализм исторических романов Р. Баккелли (трилогия «Мельница на По»). В поэзии 20—30‑х гг. господствовал герметизм с мотивами одиночества, трагического ощущениями мира, выраженными в изощренной поэтической форме (Дж. Унгаретти, Э. Монтале, У. Саба). Стремление к критическому изображению реальной действительности тем не менее воплотилось в эти годы в творчестве К. Альваро, который показал жизнь крестьянства итальянского Юга («Люди из Аспромонте»), А. Моравиа, разоблачавшего опустошенный духовный мир буржуазной интеллигенции (роман «Равнодушные» и др.). Реалистическая традиция жила также в творчестве литераторов антифашистской эмиграции: Дж. Джерманетто («Записки цирюльника»), А. Уголини (сборник «Фонарь») и др. Усиление антифашистских настроении в стране в конце 30‑х гг. сказалось в творчестве Ч. Павезе (рассказы и повести 1936 — 1940), Моравиа (сатирический роман «Маскарад»). В «Сицилийских беседах» Э. Витторини в аллегорической форме выражен протест против военных авантюр фашизма.

Всенародное Движение Сопротивления фашизму и немецким фашистским захватчикам в 1943 — 1945 принесло подлинное обновление И. л. (см. Сопротивления литература). С середины 40‑х гг. ведущим реалистическим направлением первого послевоенного десятилетия стал неореализм, проникнутый антифашистским духом, верой в человека из народа, стремлением правдиво показать национальную жизнь. Тематика антифашистской партизанской борьбы занимает в этот период значительное место в прозе и поэзии: романы Витторини «Люди и нелюди», Р. Вигано «Аньезе идет на смерть», повесть К. Кассолы «Старые товарищи», поэтический сборник С. Квазимодо «Жизнь не сон». Разнообразна мемуарная и документальная литература Сопротивления. Неореалистом явился В. Пратолини, показавший судьбы и борьбу итальянского народа в исторической перспективе (роман «Повесть о бедных влюбленных», трилогия «Итальянская история»). Литературе неореализма присуще сочетание лирической темы с разоблачением социальной несправедливости: роман Ф. Йовине «Земли Сакраменто», книги К. Леви «Христос остановился в Эболи» и «Слова-камни», комедии Э. Де Филиппо «Ложь на длинных ногах», «Моя семья» и др., поэтический цикл П. П. Пазолини «Прах Грамши». Расцвет переживает неореалистическая кинодраматургия (Ч. Дзаваттини, Пазолини, Дж. Бассани и др.). Прогрессивную литературу для детей, основанную на народной традиции, создает поэт и сказочник Дж. Родари — «Приключения Чипполино», детские стихи. В конце 50‑х гг. проявляется ограниченность неореализма: идейная расплывчатость, эмпиризм, неумение постичь сложность духовного мира человека. Некоторые писатели-неореалисты проявили растерянность перед усложнившимися социальными конфликтами, поддались модернистским влияниям.

В 60‑х гг. И. л., использовав опыт неореализма, обрела новые идейно-художественные аспекты. Углубляется образ современного человека, расширяется сфера его социального и психологического изображения, идут поиски новых выразительных средств. Особое развитие получает социально-психологический роман. Моравиа после «Римских рассказов» и романа «Чочара», где ощущается влияние неореализма, обращается к проблеме отчуждения, бичуя приспособленчество утрату идеалов героями из буржуазной среды (роман «Скука», сборник «Автомат»). В повести И. Кальвино «Облако смога», в гротескно-сатирическом романе Г. Паризе «Хозяин» вскрывается враждебность «неокапитализма» духовному миру человека. В остросоциальных повестях Л. Шаши («Сова появляется днем», «Каждому свое») разоблачаются деятельность мафии, коррупция в государственном аппарате. В философско-аллегорическом жанре (повесть «Несуществующий рыцарь», «Космикомические рассказы» Кальвино) ставятся современные морально-этические проблемы. Глубже раскрывается тематика войны и Движения Сопротивления, осмысляемая как проблема моральной ответственности (романы Кассолы «Невеста Бубе», М. Вентури «Белый флаг над Кефаллинией»). В ряде произведений звучит тема рабочего класса, становления человеческого характера в труде, в общественно-политической деятельности («Постоянство разума» Пратолини).

В те же годы складывается авангардистское направление («Группа 63»), сочетающее анархическую антибуржуазность и левачество с отрицанием реалистической традиции и чисто формальным экспериментаторством, не давшим серьезных художественных результатов (Э. Сангуинети, театральные «квартеты» в форме беседы четырех лиц: «Толкование снов», 1965; «Протоколы», 1969).

В 70‑х гг. обострилась борьба прогрессивной И. л. с буржуазной «массовой культурой».

Ведущим жанром остается роман с социально-нравственной проблематикой. Сохраняя принцип реалистического повествования, роман освоил структурные и стилистические новации, прием условности. Происходит развитие жанров романа-гротеска, притчи, философско-аллегорической сатиры, фантастической антиутопии как средств заострения реальных конфликтов: обесчеловечивания людей в системе «неокапиталистического управления» (Л. Бонджорно «Город во сне»), психопатологического воздействия «массовой культуры» и культа секса (Л. Биджаретти «От женщины к луне»). Виртуозно построенные романы-притчи Кальвино («Замок скрестившихся судеб», «Если зимней ночью путешественник…») — раздумья о судьбах личности и культуры, о поисках истины. Политический детектив Шаши («Любыми средствами», «Контекст») ставит проблемы идеологической борьбы. Заметное развитие получает исторический роман в разных жанрах: «роман-воспоминание» (М. Вентури «Самые дальние станции», Биджаретти «Комнаты»); документальное повествование, сближенное с современностью (Шаша «Палермские убийцы»). Широкое эпическое полотно создает Эльза Моранте («История») о судьбах «маленьких людей» в период 2-й мировой войны 1939 — 1945. Выделяется роман Р. Биленки («Сталинградская пуговица»), где антифашистская борьба итальянского народа сопрягается с освободительной миссией Советской Армии. В итальянской поэзии изживается авангардизм, налицо стремление к ясности поэтического языка (Монтале, сборник «Сатура»).

Итальянский литературный процесс 70‑х гг. свидетельствует об укреплении позиции реализма как метода художественного осмысления действительности. Основная тенденция современной И. л. — острокритическое отношение к буржуазной действительности, понимание моральной ответственности писателя перед обществом. Передовая итальянская интеллигенция, итальянская коммунистическая партия много внимания уделяют разработке принципов реализма, борьбе против «массовой культуры». Ныне литературоведческая школа, стоящая на марксистских эстетических позициях, занимает видное место в итальянской культуре (работы К. Салинари, Н. Сапеньо, Дж. Ферраты и др.). Крупным современным историком литературы является Э. Гарен. В Италии создан Институт Грамши, плодотворно разрабатывающий проблемы эстетики, художественной методологии, литературоведения и критики.

Литературная периодика: Литературный раздел газеты «Unità» (с 1924), центральный орган ИКП; еженедельное литературное приложение газеты «Paese sera» (с 1949), ежемесячный литературный журнал «Il Contemporaneo» (осн. К. Салинари, Рим, 1954; с 1964 — литературное приложение теоретического журнала ИКП «Rinascita», изд. с 1944). Литературное приложение «Tutto-libri» газеты «Stampa» (с 1866). Еженедельная литературная газета «Friera letteraria» — орган синдиката писателей, создана в 50‑х гг.

Во Флоренции выходят литературно-критический журнал «Belfagor» (с 1946, основан Л. Руссо); журнал «Il Ponte» (с 1945). В Риме издается журнал «Nuovi argomenti» (с 1953; основан П. Пазолини и А. Моравиа и др.). Вопросы драматургии освещают журналы «Il Dramma» (Турин, с 1925), «Sipario» (Милан) и «Nuova antologia» (Рим, с 1866). Историко-литературные журналы «Rassegna della letteratura italiana» (Флоренция, с 1893) и «Giornale storico della letteratura italiana» (Турин, с 1883).

Литературно-библиографические издания:

«Italia che scrive» (Рим, с 1918)

«Libri e riviste d’Italia» (Рим, с 1950).

Издания:

Новеллы итал. Возрождения, пер. П. Муратова, ч. 1—3, М., 1912 — 1913;

Итал. новелла Возрождения, М., 1957;

Итал. новеллы. 1860—1914, М.-Л., 1960;

Итал. новелла XX в., М., 1969;

Европ. поэты Возрождения, М., 1974;

Европ. поэзия XVII в., М., 1977;

Европ. поэзия XIX в., М., 1977;

Из совр. итал. поэзии, М., 1981.

Литература:

Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 3—4, СПБ, 1908 — 1909;

Дживелегов А. К., Очерки итал. Возрождения, т. 1—2, М., 1929;

его же, Итал. народная комедия, 2 изд., М., 1962;

Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 1—3, М., 1957 — 1959;

Потапова З. М., Неореализм в итал. литературе, М., 1961;

ее же, Итал. роман сегодня, М., 1977;

Де Санктис Ф., История итал. литературы, пер. с итал., под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1—2, М., 1963 — 1964;

Мокульский С. С., Итал. литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966;

Реизов Б. Г., Итал. литература XVIII в., Л., 1966;

Кин Ц., Миф, реальность, литература, М., 1968;

ее же, Итал. светотени, М., 1975;

Полуяхтова И. К., История итал. литературы XIX в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970;

Garin E., L’umanesimo italiano, Bari, 1952;

Storia della letteratura italiana, v. 1—9, Mil., 1965 — 1969;

Letteratura italiana. I critici, v. 1—5, Mil., [1969].

Н. Г. Елина (И. л. до 1918),

З. М. Потапова (И. л. после 1918, Литературная периодика).

В начало словаря