Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НГУ"-"НИК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НГУ"-"НИК")

НГУЕН ЗУ

НГУЕ́Н ЗУ (Nguyên Du) (1765—1820), вьетнамский поэт. Лиро-эпич. поэма «Стенания истерзанной души», стихи.

■ Все живое. Сб. стихов, М., 1965.

НГУЕН КОНГ ХОАН

НГУЕ́Н КОНГ ХОА́Н (Nguyên Công Hoan) (1903—77), вьетнамский писатель. Чл. Партии трудящихся Вьетнама с 1948. Ром. «Последний шаг» (1938); сатирич. романы («Груда старого хлама», 1963); новеллы. Кн. мемуаров «Моя жизнь в литературе» (1971).

■ Женщина — слабое создание. Рассказы, М., 1960; Заколдованная монета. Рассказы, М., 1973; Нго Тат То, Состязание в императорском дворце. — Нгуен Конг Хоан, Избр. рассказы, М., 1982.

НГУЕН ТУАН

НГУЕ́Н ТУА́Н (Nguyên Tuân) (р. 1910), вьетнамский писатель, публицист. Чл. КПВ с 1946. Книги новелл («Тени и отзвуки времени», 1940, п. 1977) и очерков («Очерки Сопротивления и мира», 1955; «Очерки», 1976). Повести. Эссе.

■ Меж двумя веснами. Очерки, М., 1974; Избр., М., 1982.

НГУЕН ХОНГ

НГУЕ́Н ХОНГ (Nguyên Hôńg) (р. 1918), вьетнамский писатель. Чл. КПВ. Ром. «Воровка» (1938, п. 1960), тетралогия — «Волны ревут» (1961), «И грянула буря» (1968), «Черные времена» (1973), «Когда дитя приходит в жизнь» (1976). Рассказы.

■ Нам Као, Нгуен Хонг, Избр., М., 1979.

НГУЕН ХЮИ ТЫОНГ

НГУЕ́Н ХЮИ́ ТЫО́НГ (Nguyên Huy Tu’o’ng) (1912—60), вьетнамский писатель. Чл. Партии трудящихся Вьетнама с 1946. Пьесы «Бакшонское восстание» (1946), «Те, кто остается» (1948). Ром. «История крестьянина Люка» (1955—56), «Всегда с тобой, столица» (1961). Кн. очерков «Каолангский дневник» (1951).

НГУЕН ЧАЙ

НГУЕ́Н ЧАЙ (Nguyên Trãi) (1380—1442), вьетнамский поэт, мыслитель, государственный деятель. «Собрание стихов на родном языке»; ритмич. проза («Великое воззвание на замирение китайцев», 1428).

НДАО ШЕЙХ

НДА́О (Ndao) Шейх (р. 1933), сенегальский писатель, литературный критик (на франц. яз.). Пьесы «Исход Альбури», «Решение» (обе — 1967), «Сын Альмани» (1973), «Остров “Бахила”» (1975). Сб. рассказов «Марабут от засухи» (1979). Стихи.

НДЕБЕКА МАКСИМ

НДЕБЕКА́ (N’Debeka) Максим (р. 1944), конголезский поэт (на франц. яз.). Сб. «Новые солнца» (1969, в т. ч. поэма «980000»). Сатирич. пьеса «Президент» (1970).

НДЕДИ-ПЕНДА ПАТРИС

НДЕДИ́-ПЕНДА́ (Ndédi-Penda) Патрис (р. 1945), камерунский писатель (на франц. яз.). Ром. «Сеть» (1971), комедия «Ружье» (1970).

НЕБЫЛИЦА

НЕБЫЛИ́ЦА, небывальщина, небыль, жанр народнопоэтического творчества; разновидность сказки и прибаутки, где вымысел доведен до абсурда, чем достигается комический эффект. Характерна Н. сказительницы М. Д. Кривополеновой «Летел медведь по поднебесью», исполнявшаяся с припевом: «Небывальщина да неслыхалыцина».

«НЕВА»

«НЕВА» - «НЕВА́», литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный ежемесячный журнал. Орган СП РСФСР и Ленинградской писательской организации. Выходит в Ленинграде с 1955.

НЕВАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НЕВА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Непальская литература.

НЕВЕЖИН ПЁТР МИХАЙЛОВИЧ

НЕВЕ́ЖИН Пётр Михайлович (1841—1919), русский писатель. Комедии «Блажь» (1880) и «Старое по-новому» (1882) написаны совм. с А. Н. Островским (в его Полн. собр. соч.). Пьесы, в т. ч. «Друзья детства» (1886), «Вторая молодость» (1887), «Компаньоны» (1891), «В родном углу» (1892), «Сестра Нина», «Непогрешимый» (обе — 1894), «В красивой оправе» (1907), «Поруганный» (1916). Романы, повести, рассказы.

■ Собр. соч., т. 1—12, СПБ, 1909—11.

НЕВЕРЛИ ИГОРЬ

НЕ́ВЕРЛИ (Newerly; наст. фам. Абрамов) Игорь (р. 1903), польский писатель. В 1943—45 узник фаш. концлагерей. Ром. «Под фригийской звездой» (1952, п. 1955), «Лесное море» (1960, п. 1963), нов. «Парень из Сальских степей» (1947, п. 1958), «Архипелаг возвращенных людей» (1950), «Живые связи» (1966), «Разговор в суде пятого августа» (1978) — две последние о Я. Корчаке.

НЕВЕРОВ А.

НЕВЕ́РОВ А. (наст. имя и фам. Александр Сергеевич Скобелев) (1886—1923), русский советский писатель. Пов. «Андрон Непутевый» (1923), «Ташкент — город хлебный» (1923). Рассказы «Страх» (1915), «По-новому» (1919), «Марья-большевичка» (1921), «В садах», «Полька-мазурка» (оба — 1923), «Шкрабы» (1924), цикл «Детские рассказы» (1923). Пьесы, в т. ч. «Бабы» (1920), «Захарова смерть», «Смех и горе», «Гражданская война» (все опубл. 1922), Ром. «Гуси-лебеди» (не завершен, 1922—23).

■ Полн. собр. соч., т. 1—7, М.—Л., 1926; Собр. соч., не вошедших в 7-томное изд., т. 1—2, М., 1926—27; Собр. соч., т. 1—4, Куйбышев, 1957—58.

● Страхов Н., Александр Неверов, 2 изд., М., 1972; Чалмаев В. А., Серафимович. Неверов, М., 1982; Александр Неверов. Из архива писателя. Исследования. Воспоминания, Куйбышев, 1972.

НЕВИЙ ГНЕЙ

НЕ́ВИЙ (Naevius) Гней (ок. 270 — ок. 201 до н. э.), римский поэт. Автор 1-го рим. лит. эпоса «Песнь о Пунической войне». Комедии, трагедии. За политич. выпады со сцены был изгнан. Сохранились отрывки.

«НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ»

«НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ» - «НЕ́ВСКИЙ АЛЬМАНА́Х», русский ежегодный альманах. Издавался в Петербурге в 1825 — 1833 и 1846 — 1847 Е. В. Аладьиным (1796—1860). В 20—30‑х гг. пользовался успехом. Среди авторов — А. С. Пушкин (отрывки из «Бахчисарайского фонтана», 1827, «Бориса Годунова», 1828, «Евгения Онегина», 1829, здесь же впервые — иллюстрации к роману), Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, И. И. Козлов, О. М. Сомов, Ф. Н. Глинка.

«НЕВСКИЙ ЗРИТЕЛЬ»

«НЕВСКИЙ ЗРИТЕЛЬ» - «НЕ́ВСКИЙ ЗРИ́ТЕЛЬ», русский ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 1820 — 1821. Печатал статьи по вопросам истории, экономики, педагогики, переводные сентиментальные повести. В поэтическом разделе участвовали А. С. Пушкин (стихи, отрывок из «Руслана и Людмилы»), К. Ф. Рылеев («К временщику»), Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг; в критике — В. К. Кюхельбекер, О. М. Сомов.

НЕГОШ ПЕТР ПЕТРОВИЧ

НЕ́ГОШ Петр Петрович (1813—51), черногорский поэт, правитель Черногории с 1830. Сб. стихов «Цетинский пустынник», «Лекарство против ярости турецкой» (оба — 1834); эпич. поэма «Свободиада» (1835, опубл. 1854), поэма «Луч микрокосма» (1845), драматич. поэма «Горный венец» (1847, п. 1955), драма в стихах «Самозванный царь Степан Малый» (1847, изд. 1851).

● Дурковиħ I. Л., Библиографиjа о Његошу, Београд, 1951.

НЕГРИ АДА

НЕ́ГРИ (Negri) Ада (1870—1945), итальянская поэтесса. Сб. стихов «Судьба» (1892), «Буря» (1896), «Материнство» (1904), «Из глубин» (1910), «Изгнание» (1914) и др. Поэма «Книга Мары» (1919). Автобиогр. ром. «Утренняя звезда» (1921). Сб. новелл «Сестры» (1929).

■ Стихотворения, М., 1900, 1918.

● Ватсон М., Ада Негри, СПБ, 1903.

НЕГРИТЮД

НЕГРИТЮ́Д (франц. négritude, от nègre — негр), концепция национально-культурной обособленности, получившая распространение в ряде стран тропической Африки, преимущественно франкоязычных. Возникла как выражение протеста против колониального угнетения и расовой дискриминации, как форма утверждения самобытности и самоценности африканских культур.

Термин «Н.» введен Э. Сезером в 30‑х гг., теоретическая разработка принадлежит главным образом Л. С. Сенгору; однако многие понятия, характерные для Н., в частности понятие «африканская личность», были выработаны еще в начале XX в. западно-африканскими общественными деятелями. В теории Н. сильно также влияние взглядов французских буржуазных философов (А. Бергсон, А. Бретон, Ж. П. Сартр). В сфере литературного творчества идеи Н. затронули исключительно поэзию франкоязычных стран Западной и Центральной Африки (Сенгор, Б. Диоп, Ф. Чикайя У Тамси, Л. Ньянг, Л. Диакхате, М. Фалл). Проза этих стран почти не испытала влияния Н.

Н., возникший как реакция на расистские идеи о низшем положении африканцев в человеческом сообществе, в 60—70‑х гг., когда многие государства Африки добились независимости и решают задачи конкретного культурного строительства, приобретает, в частности, в Сенегале, более отвлеченный литературный характер, черты, свойственные элитарной культуре.

Литература:

Ерасов Б. С., Тропич. Африка; идеология и проблемы культуры, М., 1972;

Совр. литературы Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 187—89;

Голден Л., Негритюд, африканите… и жизнь, «ИЛ», 1979, № 1.

Л. Е. Куббель.

НЕГРУЦЦИ КОСТАКЕ

НЕГРУ́ЦЦИ (Negruzzi) Костаке (Константин) (1808—68), молдавский и румынский писатель. Пов. «Зое» (1837), «Скачки» (1840), «Александру Лэпушняну» (ист.; 1840). Стихи, фарсы, очерки, лит. критика.

■ Избр. соч., Киш., 1966 (на молд. яз.); Избр., М., 1956.

НЕДЕЛКОВСКИЙ КОЛЕ

НЕДЕ́ЛКОВСКИЙ Коле (1912—41), македонский поэт. Сб. «Молнии» (1940), «Пешком по свету» (1941).

НЕДЖАТИ ИСА

НЕДЖАТИ́ (Necatî) Иса (1460—1508), турецкий поэт-лирик. Представитель начала т. н. золотого века придворной поэзии. Газели, элегии (мерсие), диван стихов.

■ [Газели] в кн.; Смирнов В. Д., Образцовые произв. осман, лит-ры в извлечениях и отрывках, СПБ, 1903;

● Гарбузова В. С., Поэты ср.-век. Турции, Л., 1963.

НЕДЖАТИГИЛЬ БЕХЧЕТ

НЕДЖАТИГИ́ЛЬ (Necatigil) Бехчет (1916—1979), турецкий поэт. Сб. стихов «Капалы Чаршы» (1945), «Окружающие» (1951), «Древняя земля» (1956), «Летний сезон» (1963), «Туда и обратно» (1968). Переводы, сценарии. Филол. труды: «Словарь имен в тур. лит-ре» (7-е изд. 1972), «Словарь произв. в тур. лит-ре» (1971).

НЕДИМ АХМЕТ

НЕДИ́М (Nedim) Ахмет (1681—1730), турецкий поэт. Касыды, газели, любовная лирика. Создатель новых жанров в тур. поэзии.

НЕДОГОНОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

НЕДОГО́НОВ Алексей Иванович (1914—48), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1942. Поэма «Флаг над сельсоветом» (1947; Гос. пр. СССР, 1948). Кн. стихов «Простые люди» (опубл. 1948).

■ Избр., М., 1977.

● Поздняев К., Утверждение. Алексей Недогонов и его стихи, М., 1973.

«НЕДРА»

«НЕДРА» - «НЕ́ДРА», 1) литературно-художественные сборники. Выходили в Москве в 1923 — 1924 в издательстве «Новая Москва», в 1925 — 1931 — в издательстве «Недра». Всего вышло 20 сборников (периодичность — от 1 до 3 в год). Редактор — Н. С. Ангарский (Клестов). В сборниках впервые опубликованы «Железный поток» А. С. Серафимовича, роман В. В. Вересаева «В тупике», произведения А. Н. Толстого, А. Неверова, И. Г. Эренбурга, А. Веселого, М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова, К. А. Тренева, П. С. Романова, Б. А. Пильняка, поэмы и стихи М. П. Герасимова, В. Т. Кириллова, Н. С. Тихонова, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина и др.

2) Кооперативное издательство Мосполиграфа. Создано в 1924. Возглавлял его также Н. С. Ангарский (Клестов). Издательство названо по одноименным сборникам; многие опубликованные в них произведения издательство затем выпускало отдельными книгами; авторский актив сборников одновременно был активом издательства «Н.», печатавшего главным образом современную художественную литературу. Издавались и сочинения иностранных авторов. В начале 1932 издательство прекратило существование.

3) Научно-техническое издательство (Москва, с 1963); выпускает литературу по геологии, нефтяной промышленности и пр.

НЕДРЕОС ТУРБОРГ ЭУД

НЕ́ДРЕОС (Nedreaas) Турборг Эуд (р. 1906), норвежская писательница. Сб. новелл «Перед третьим звонком» (1945), «За шкафом стоит топор» (1945), «Волшебное стекло» (1950), «Остановка» (1953), «Последняя полька» (1965). Ром. и пов. «Из лунного света ничего не растет» (1947), «Горячие руки» (1952), «Музыка голубого колодца» (1960, п. 1964), «В следующее новолуние» (1971, п. 1976). Стихи и поэмы, пьесы.

НЕЗВАЛ ВИТЕЗСЛАВ

НЕ́ЗВАЛ (Nezval) Витезслав (1900—58), чешский поэт, общественный деятель. Чл. КПЧ с 1924. Поэмы «Удивительный кудесник» (1922), «Эдисон» (1928), «Сигнал времени» (1931), «Песнь мира» (1950; Золотая медаль В1953), «О родном крае» (1951), «Пруссаки» (сатирич.; 1939, изд. 1945), лиро-эпич. хроника «Историческое полотно» (1939), филос. сценич. поэма «Сегодня еще не заходит солнце над Атлантидой» (1956). Поэтич. сб-ки, пьесы в стихах, кино- и радиосценарии, либретто, водевили, воспоминания.

■ Избр., М., 1960; Стихи. Поэмы, М., 1972.

● Будагова Л. Н., В. Незвал, М., 1967; Шерлаймова С. А., В. Незвал, М., 1968; Токсина И. В., В. Незвал. Биобиблиографич. указатель, М., 1967.

НЕЙМАН СТАНИСЛАВ КОСТКА

НЕ́ЙМАН (Neumann) Станислав Костка (1875—1947), чешский поэт, общественный деятель. Чл. КПЧ с 1921. Сб. «Чешские песни» (1910), «Книга лесов, холмов и вод» (1914), «Красные песни» (1923), «Сердце и тучи» (1935), «Зачумленные годы» (1946). Публицистика, лит. критика.

■ Избр., М., 1958.

● Шерлаимова С., Ст. К. Нейман, М., 1959.

НЕЙПОЛ ВИДЬЯХАР СУРАЙПРАСАД

НЕ́ЙПОЛ, Найпол (Naipaul) Видьяхар Сурайпрасад (р. 1932), тринидадский писатель, публицист. Живет в Англии. Ром. «Массажист-мистик» (1957), «Выборы в Эльвире» (1958), «Дом для мистера Бисваса» (1961), «В свободном государстве» (1971); ром. «Из излучины реки» (1979), пов. «Флаг над островом» (1967, п. 1981). Сб-ки рассказов.

■ Улица Мигель. Рассказы, М., 1984.

НЕЙХОФ МАРТИНЮС

НЕ́ЙХОФ (Nijhoff) Мартинюс (1894—1953), нидерландский поэт, переводчик. Сб-ки стихов «Странник» (1916), «Формы» (1924), «Новые стихи» (1934). Поэмы «Пьерро на фонаре» (1919), «Час Вы» (1937).

НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕКРОЛОГ

НЕКРОЛО́Г (от греч. nekrós — мертвый и lógos — слово, речь), статья или заметка по поводу смерти какого-либо деятеля, содержащая сведения о его жизни и трудах. Н. восходит к записям в церковных книгах имен умерших подвижников и благотворителей. Факты, содержащиеся в Н., нередко делают их ценным источником в научных разысканиях.

НЕЛЕДИНСКИЙ-МЕЛЕЦКИЙ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

НЕЛЕ́ДИНСКИЙ-МЕЛЕ́ЦКИЙ Юрий Александрович (1752—1829), русский поэт. Анакреонтич. лирика, оды; песни в нар. духе («Выйду я на реченьку», «Ох, тошно мне»).

■ Стихотворения, СПБ, 1876.

НЕЛЛИГАН ЭМИЛЬ

НЕЛЛИГА́Н (Nelligan) Эмиль (1879—1941), канадский поэт (на франц. яз.). Сб. «Неллиган и его произведения» (1903).

«НЕМАН»

«НЕМАН» - «НЕ́МАН», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП БССР. Издавался в Минске с 1960. Преемник альманаха «Советская отчизна» (1945 — 1959; в 1945 — 1946 назывался «Отчизна»).

НЕМЕТ ЛАСЛО

НЕ́МЕТ (Nemeth) Ласло (1901—75), венгерский писатель. Ром. «Траур» (1936, п. 1971), «Грех» (1936), «Эстер Эгетё» (1956), «Милосердие» (1965). Драмы, в т. ч. исторические — «Сечени» (1946), «Ян Гус» (1948), «Галилей» (1953, п. 1958), «Смерть Ганди» (1963), «Последние дни» (об А. С. Пушкине; 1967). Монография «Пушкин» (1967).

■ Избр., М., 1982.

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМЕЦКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НЕМЕ́ЦКАЯ СОВЕ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА. Литература немцев, живущих в СССР, развивается на немецком языке на основе немецких и русских классических литератур. Значительное место в доокт. литературе занимал фольклор (частушки, песни, сказки, шванки). В литературе XIX в. сказалось буржуазно-клерикальное влияние, лишь в начале XX в. выделяется революционно-демократическое направление.

Н. с. л. развивается в русле многонациональной советской литературы. После Октябрьской революции фольклор пополнился темами советской действительности, антирелигиозной проблематикой. У истоков Н. с. л. стояли Г. Люфт, Ф. Бах, Г. Завацки, Д. Шелленберг. Темы современной поэзии — патриотизм, интернационализм, борьба за мир. В прозе находит отражение участие советских немцев в борьбе за советскую власть, в социалистическом строительстве, жизнь немецкой деревни. Наиболее распространены малые прозаические формы, осваиваются также жанры романа и драмы. Популярны произведения Д. Гольмана, А. Закса, В. Клейна, Р. Жакмьена, Ф. Больгера, А. Реймгена, А. Дебольски, Э. Катценштейна, Нелли Ваккер и др.

Издания:

Будем знакомы, друзья, М., 1967;

В степном краю, Алма-Ата, 1978;

Далекие журавли, М., 1980; Созидание, М., 1981;

Antho-logie der sowjetdeutschen Literatur, bd. 1—3, Alma-Ata, 1981 — 1982.

Литература:

Бельгер Г., Брат среди братьев, Алма-Ата, 1981;

Ehrlich К., Lose Blātter, Alma-Ata, 1975.

Г. Бельгер, В. Эккерт.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

НЕМИРО́ВИЧ-ДА́НЧЕНКО Владимир Иванович (1858—1943), русский писатель; режиссер, народный артист СССР (1936). Ром. «На литературных хлебах» (1891), «Старый дом» (1895), «Губернаторская ревизия» (1896), «В степи» (1897), «Пекло» (1898, незаконч.). Пов. «Банкоброшница. Из жизни на фабрике» (1884), «Сны» (1898). Рассказы (сб. «Слезы», 1894). Пьесы «Шиповник», «Наши американцы» (обе — пост. 1882), «Темный бор» (пост. 1884), «Последняя воля» (1888), «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896), «В мечтах» (пост 1901). Статьи о театре. Мемуары (кн. «Из прошлого», 1936).

■ Повести и пьесы, М., 1958; Пьесы, М., 1962; Театральное наследие, т. 1—2, М., 1952—54; Рецензии. Очерки. Статьи…, М., 1980.

● Фрейдкина Л., Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. Летопись жизни и творчества, М., 1962; Корзов Ю. И., Драматургия Вл. И. Немировича-Данченко, Киев, 1971; Соловьева И. Н., Немирович-Данченко, М., 1979.

НЕМТУШКИН АЛЬБЕРТ НИКОЛАЕВИЧ

НЕМТУ́ШКИН Альберт (Алитет) Николаевич (р. 1939), эвенкийский советский поэт (на эвенкийск. и рус. яз.). Сб. стихов «Утро в тайге» (1960), «Песни эвенка» (1962), «Сияние Севера» (1967), «Судьбы начало» (1969), «Запахи тайги» (1974).

■ Костры моих предков, Красноярск, 1980.

НЕМЦЕВИЧ ЮЛИАН УРСЫН

НЕМЦЕ́ВИЧ (Niemcewicz) Юлиан Урсын (1757 или 1758—1841), польский писатель, политический деятель. Комедия «Возвращение депутата» (1790); ром. «Лейбе и Сюра…» (1821), «Ян из Тенчина» (ист.; 1825); баллады («Исторические песни», 1816), басни, элегии, пьесы. «Дневники моих времен» (1823—25).

НЕМЦОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

НЕМЦО́В Владимир Иванович (р. 1907), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1945. Науч.-фантастич. пов. и ром. «Огненный шар» (1946), «Три желания» (1948), «Золотое дно» (1949), «Тень под землей» (1954), «Осколок солнца» (1955), «Альтаир» («Счастливая звезда»; 1956), «Последний полустанок» (1959), «Когда приближаются дали» (1975). Книги по занимат. радиотехнике, о воспитании молодежи.

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1982.

НЕМЦОВА БОЖЕНА

НЕ́МЦОВА (Némcová) Божена (урожд. Барбора Панклова, Panklová) (1820—62), чешская писательница. Пов. «Барушка» (1853), «Бабушка» (1855), «Дикая Бара», «В замке и около замка» (обе — 1856). Рассказы. Сб. поэтич. переработок «Народные сказки и предания» (ч. 1—7, 1845—47, п. 1898). Очерки.

■ Сказки, повести, рассказы, М.—Л., 1961; В замке и около замка. Сб. повестей и рассказов, Л., 1970.

НЕНЕДАКИС АНДРЕАС

НЕНЕДА́КИС Андреас (р. 1918), греческий писатель. Ок. 10 лет провел в тюрьмах и концлагерях. Ром. «Бир Хаким» (1954), «Апельсины горьки в октябре» (1960), «Десять женщин» (1973), «Рукопись Школы изящных искусств» (1976). Рассказы, документ. хроники.

НЕНЕКХАЛИ-КАМАРА КОНДЕТТО

НЕНЕКХАЛИ́-КАМАРА́ (Nenekhaly-Camara) Кондетто (р. 1930), гвинейский поэт, литературный критик (на франц. яз.). Сб. «Лагуны» (1956).

НЕНЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НЕНЕ́ЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР.

НЕНИЯ

НЕ́НИЯ [лат. n(a)enia], похоронный плач, причитание в латинской народной поэзии; оказал влияние на топику эпитафий, элегий, надгробных речей.

М. Л. Гаспаров.

НЕОКЛАССИЦИЗМ

НЕОКЛАССИЦИ́ЗМ (от греч. néos — новый и классицизм) в литературе, стилистический принцип, основанный на использовании мифологических образов и мотивов, античных тем и сюжетов; обычно ему свойственна пластическая выразительность и ясность языка. Литературные явления, относимые к Н., продолжая в чем-то традиции классицизма, возникли, однако, после смены его другими направлениями (не раньше начала XIX в.) и в различных исторических условиях и национальных литературах приобретали разное идейно-художественное значение. Н. находят в «легкой поэзии», в стихах А. Н. Майкова и Н. Ф. Щербины, у «парнасцев» (см. «Парнас»), в поэзии и драматургии русских символистов (И. Ф. Анненский, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов), в современной французской драматургии (Ж. Ануй, Ж. П. Сартр, Ж. Жироду). Термином «Н.» в советской науке обычно обозначают сравнительно узкие течения начала 1890‑х — середины 1900‑х гг.: во Франции — т. н. романская школа во главе с Ш. Моррасом и Ж. Мореасом; в Германии — творчество П. Эрнста, В. Шольца, С. Люблинского.

Е. М. Пульхритудова.

НЕОЛОГИЗМЫ

НЕОЛОГИ́ЗМЫ (от греч. néos — новый и lógos — слово), слова или сочетания слов, созданные для обозначения нового предмета или явления. В послереволюционную эпоху лексика русского литературного языка пополнилась словами «хозяйственник», «коллективизация», «выдвиженец», «передовик», «кружковец», «обезличка», «самообслуживание» и т. д.; не менее существенную роль в развитии лексики играют семантические Н., т. е. слова, которые существовали уже в языке, но приобрели новые значения, например «прослойка», «ударник», «вахта», «нагрузка», «охватить» (вовлечь в круг действия) и др. Закрепляясь в языке, эти слова перестают восприниматься как Н. Н. называют также индивидуальные новообразования, необычайность которых ясно ощущается носителями языка. Возникающие в разговорной речи или создаваемые писателями, они выступают как выразительное средство в определённом контексте и не вливаются в общелитературную лексику (напр., новообразования В. В. Маяковского: «рыд», «фырк», «громадье», «декабрый» и др.).

Д. Н. Шмелев.

НЕОРЕАЛИЗМ

НЕОРЕАЛИ́ЗМ (от греч. néos - новый и реализм), направление в итальянской литературе и искусстве середины 40-50‑х гг. XX в., возникшее после 2‑й мировой войны 1939 - 1945 в борьбе за антифашистскую и демократическую культуру. Н. - новая форма критического реализма, родившаяся в условиях жизни Италии, сбросившей гнет фашизма, под влиянием Движения Сопротивления и распространения социалистических идей. Наиболее сильно Н. проявился в итальянском кино, оказавшем известное влияние на литературу. Истоки Н. - в реалистических традициях итальянской литературы, в творчестве писателей-веристов конца XIX - начала XX вв. (Дж. Верга и др.) (см. Веризм). Определённое влияние на некоторых писателей-неореалистов оказала советская литература (М. Горький, А. А. Фадеев), а также реалистическая американская проза 30‑х гг. (Э. Хемингуэй, Дж. Стейнбек, У. Фолкнер). Н. явился своеобразной реакцией на итальянскую литературу фашистского периода, далекую от народа, исполненную риторики и демагогии или же искавшую спасения в формалистических поисках, в уходе от действительности («магический реализм», герметизм и другие течения).

Неореалистическое направление отличалось стремлением к социальной справедливости, демократизмом, протестом против жестокости буржуазного общества. Стиль и язык приобрели простоту, лаконичность, сдержанность, стали доходчивыми. В центре произведений - неизменно судьба простого человека, народная жизнь без прикрас.

В ходе борьбы против фашизма рухнул барьер, отделявший передовую интеллигенцию от народа. Возникло направление (никак организационно не оформленное) молодых писателей-антифашистов, главной темой которых было Движение Сопротивления, а героем - простой человек, партизан, поднявшийся на борьбу с фашизмом, с произволом хозяев в городе и в деревне, с вековечной отсталостью и нищетой. Единство в борьбе против фашизма, общность литературных задач сблизила писателей разных политических и эстетических взглядов (см. также Сопротивления литература).

Основным жанром для Н. стал «лирический документ»: повествование, соединяющее мемуарный, автобиографический момент с художественным вымыслом, документальное описание реальных событий - с историей духовного становления, роста классового самосознания героя. Таков цикл романов В. Пратолини («Улица Магадзини», «Квартал», «Семейная хроника»), посвященные Сопротивлению произведения Э. Витторини, И. Кальвино, Б. Фенольо, Р. Вигано, Дж. Бассани, К. Кассолы. Обличению социальной несправедливости были посвящены романы Ф. Йовине («Земли Сакраменто»), Пратолини («Повесть о бедных влюбленных»), книги К. Леви («Христос остановился в Эболи»), пьесы Э. Де Филиппо, стихи П. П. Пазолини. Н. оказал влияние на писателей старшего поколения - А. Моравиа («Римские рассказы»), Л. Биджаретти, поэта А. Гатто и др.

В середине 50‑х гг., в связи с изменением исторической и политической обстановки в Италии, начался спад Н., проявилась его недостаточная способность раскрыть сложность и противоречивость послевоенной действительности. Однако Н. не утратил своего непреходящего значения, ибо он вернул итальянской литературе глубокий интерес к проблемам социальной и народной жизни.

Литература:

Потапова З. М., Неореализм в итал. литературе, М., 1961.

Г. Д. Богемский.

НЕПАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРВАЛЬ ЖЕРАР ДЕ

НЕРВА́ЛЬ (Nerval) (наст. фам. Лабрюни, Labrunie) Жерар де (1808—55), французский писатель. Стихотв. цикл «Маленькие оды» (1830—1835). Сб. новелл «Дочери огня» (1854; включает цикл сонетов «Химеры»). Новелла «Аврелия, или Мечта и жизнь» (1855). Кн. «Путешествие на Восток» (1851). Кн. очерков «Ясновидцы» (1852). Пьесы (в соавт. с А. Дюма; в т. ч. «Лео Бюркар», 1839). Статьи о театре и поэзии, переводы, в т. ч. из Гёте.

■ Сильвия. Октавия. Изида. Аврелия, М., 1912; [Стихи], в кн.: Европ. поэзия XIX в., М., 1977; Избранное, М., 1984.

● Constans F., Gérard de Nerval devant le destin, P., 1979 (лит.).

НЕРВО АМАДО

НЕ́РВО (Nervo) Амадо (1870—1919), мексиканский поэт. Поэтич. сб. «Черный жемчуг» (1898), «Героическая лира» (1902), «Сады моей души» (1905), «Вполголоса» (1909), «Экзальтация» (1917), «Зрелость» (1918). Ром. «Бакалавр» (1896). Рассказы.

НЕРИС САЛОМЕЯ

НЕРИ́С (наст. фам. Бачинскайте-Бучене) Саломея (1904—45), народная поэтесса Литовской ССР (1954, посм.). Сб. стихов «Ранним утром» (1927), «Следы на песке» (1931), «По ломкому льду» (1935), «Демядисом за цвету» (1938), «Пой, сердце, жизнь!» (1943), «Соловей не петь не может» (1945); поэмы сказки «Сирота», «Эгле — королева ужей» (обе—1940). Гос. пр. СССР (1947, посм.).

■ Поэзия, т. 1—2, Вильнюс, 1972 (на литов. яз.); Не гасни, светильник. Избранное, Рига, 1984 (на литов. яз.); Мой край. Стихи, Каунас, 1947; Лирика, М., 1971; Ветер новых дней. Стихотворения, М., 1979.

● Ростовайте Т., Поэтесса литов. народа С. Нерис, М., 1957.

НЕРСЕС ШНОРАЛИ

НЕРСЕ́С ШНОРАЛИ́ (1102—72/73), армянский поэт и церковный деятель. С 1166 — католикос. Прозаич. сб. «Послания» (изд. 1788). Поэма «Элегия на взятие Эдессы» (1145—46), «Иисус сын» (опубл. 1643), «О небе и светилах» (1160) и др. Загадки в стихах, взятые б. ч. из фольклора; ок. ста церк. песен-шараанов.

■ Випасанутюн, Ер., 1981 (на арм. яз.); Песни. Элегия на взятие Эдессы, Ер., 1982 (на арм. яз.).

НЕРУДА ПАБЛО

НЕРУ́ДА (Neruda) Пабло (наст. имя Нефтали Рикардо Рейес Басуальто, Reyes Basoalto) (1904—73), чилийский поэт, общественный деятель. Чл. КП Чили с 1945. Поэма «Всеобщая песнь» (1950, п. 1954), две «Песни любви Сталинграду» (1942—43). Сб-ки и циклы стихов «Собрание закатов» (1923), «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924), «Местожительство — земля» (ч. 1—2, 1933—35), «Испания в сердце» (1937, п. 1939), «Стихи капитана» (1954), «Виноградники и ветры» (1954), «Оды изначальным вещам» (кн. 1—3, 1954—57), «Книга сумасбродств» (1958), «Плаванья и возвращения» (1959), «Песня о подвиге» (1960), «Торжественные песни» (1961), «Камни Чили» (1961), «Баркарола» (1967), «Светопреставление» (1969), «Призыв к расправе с Никсоном и хвала чилийской революции» (1973), «Море и колокола» (изд. 1973), «Одинокая роза», «Зимний сад», «2000», «Желтое сердце», «Книга вопросов», «Элегия», «Избранные недостатки» (все изд. 1974). Поэтич. автобиография «Мемориал Исла-Негра» (т., 1—5, 1964). Драма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1967, п. 1968). Кн. воспоминаний «Признаюсь: я жил» (опубл. 1974, п. 1978). Золотая медаль ВСМ (1950), Междунар. Лен. пр. (1953), Ноб. пр. (1971).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1958; Собр. соч., т. 1—4, М., 1978—79.

● Осповат Л., Пабло Неруда, М., 1960; Венок Неруде, М., 1974.

НЕРУДА ЯН

НЕ́РУДА (Neruda) Ян (1834—91), чешский писатель, публицист. Лирич. сб. «Книги стихов» (1868), «Баллады и романсы» (1883), «Песни страстной пятницы» (опубл. 1896). Сб. нов. и рассказов «Арабески» (1864), «Малостранские повести» (1878, п. 1975). Очерки, статьи, фельетоны.

■ Избр., т. 1—2, М., 1959; Малостранские повести. Рассказы, М., 1983.

● Соловьева А. П., Ян Неруда и утверждение реализма в чеш. лит-ре, М., 1973.

НЕСАУАЛЬКОЙОТЛЬ

НЕСАУАЛЬКО́ЙОТЛЬ (Nezahualcóyotl) (1402—72), поэт и философ доиспанской Мексики. Правитель Тескоко.

НЕСИМИ

НЕСИМИ́, Насими (наст. имя Сеид Имадеддин) (ок. 1369—1417, казнен как еретик), азерб. поэт (на азерб., перс. и араб. яз.). Газели, рубай, туюги.

■ Избр. лирика, т. 1—2, Б., 1973—76; Лирика, М., 1973.

● Араслы Г. Т., Имадеддин Несими, Б., 1973.

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

НЕСО́БСТВЕННО-ПРЯМА́Я РЕЧЬ, прием изложения, когда речь персонажа внешне передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксически, ни пунктуационно. Но Н.-п. р. сохраняет все стилистические особенности, свойственные прямой речи персонажа, что и отличает ее от авторской речи. Как стилистический прием Н.-п. р. широко используется в художественной прозе, позволяя создать впечатление соприсутствия автора и читателя при поступках и словах героя, незаметного проникновения в его мысли.

Пример: «Эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова, показались ему унизительными, нечистыми. Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни!» (А. П. Чехов).

В. А. Виноградов.

НЕСТОР

НЕ́СТОР (11 — нач. 12 вв.), русский писатель, инок Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» (ок. 1113). «Чтение о житии и о погублении… Бориса и Глеба»; «Житие Феодосия Печерского» (1080-е либо ок. 1109).

■ Абрамович Д. И., Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им П., 1916; Повесть временных лет, ч. 1—2, М.—Л., 1950; ПЛДР. XI — нач. XII в., М., 1978.

● Еремин И. П., К характеристике Нестора как писателя, в его кн.: Лит-ра Др. Руси, М.—Л., 1966.

НЕСТОР-ИСКАНДЕР

НЕ́СТОР-ИСКАНДЕ́Р, русский писатель 15 в. В детстве пленен турками; участвовал во взятии Константинополя в 1453. «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году» (2-я пол. XV в.; входит в доп. часть Хронографа 1512 и в отд. виде).

■ Повесть…, в кн.: ПЛДР. 2-я пол. XV в., М., 1982.

● Сперанский М. Н., Повести и сказания о взятии Царь-града турками, «ТОДРЛ», 1954, т. 10; Скрипиль М. О., «История» о взятии Царь-града…, там же.

НЕСТРОЙ ИОГАНН НЕПОМУК

НЕ́СТРОЙ (Nestroy) Иоганн Непомук (1801—62), австрийский комедиограф и актер. Пьесы, в т. ч. «Злой дух Люмпацивагабундус» (1835), «Полуподвал и бельэтаж» (1835), «Талисман» (1843), «Незначительный человек» (1846, п. 1955), «Свобода в Кревинкеле» (1849), «Кампль, или Девушка с миллионами» (1852). Драматич. пародии на оперы Р. Вагнера.

НЕТО АНТОНИУ АГОСТИНЬЮ

НЕ́ТО, Нету (Neto) Антониу Агостинью (1922—79), ангольский поэт, государственный деятель. През. Нар. Респ. Ангола с 1975; пред. МПЛА — Партии труда Анголы с 1977 (до 1977 — Нар. движения за освобождение Анголы). Сб. «Стихи» (1961), «С сухими глазами» (1963), «Священная надежда» (1973, п. 1981). Межд. Лен. пр. (1977).

НЕФЁДОВ ФИЛИПП ДИОМИДОВИЧ

НЕФЁДОВ Филипп Диомидович (1838—1902), русский писатель. Ред. журн. «Книжник» (1865—66), газ. «Русский курьер» (1879—81). Социально-этнографич. очерки, в т. ч. «Девичник» (1868), «Святки» (1871), «Наши фабрики и заводы» (1872). Повести («Стеня Дубков», 1898) и рассказы из жизни крестьян (сб. «На миру», 1872), рабочих. Публицистика. Записи рус. и башк. фольклора.

■ Соч., т. 1—4, М.—СПБ, 1894—1900; Повести и рассказы, т. 1—3, М.—Иваново, 1937; Избр. произв., Иваново, 1959.

НЕФИ ОМЕР

НЕФИ́, Неф’и (Nef’i) Омер (ок. 1582—1634), турецкий поэт-сатирик. Диван стихов. Собрание сатир «Стрелы судьбы».

НЕФФ ВЛАДИМИР

НЕФФ (Neff) Владимир (1909—83), чешский писатель. Ист. ром.-хроники «Браки по расчету» (1957, п. 1965), «Императорские фиалки» (1958, п. 1967), «Дурная кровь» (1959, п. 1968); цикл пародий на ист. ром. «У королев не бывает ног» (1973), «Перстень Борджиа» (1975), «Прекрасная чародейка» (1980).

НЕЧАЕВ ЕГОР ЕФИМОВИЧ

НЕЧА́ЕВ Егор Ефимович (1859—1925), русский советский поэт. Поэтич. сб. «Вечерние песни» (1913), «Из песен старого рабочего», «Песни стеклянщика» (оба — 1922). Поэма «Сургаль — все» (1922). Пов. «Голубое пекло» (1928, др. назв. — «Мученики гуты», 1930). Кн. избр. прозы «Гутари» (1935). «.

■ Полн. собр. соч. в одном томе, М.—Л., 1928; Вольные песни, М., 1963.

НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ ИВАН СЕМЁНОВИЧ

НЕЧУ́Й-ЛЕВИ́ЦКИЙ (Левицкий) Иван Семёнович (1838—1918), украинский писатель. Пов. «Бурлачка» (1876), «Микола Джеря» (1878), «Семья Кайдаша» (1879), «Афонский проходимец» (1890), «Среди врагов» (1893). Пьесы «На Кожумяках», «Маруся Богуславка» (обе — 1875). Ист. ром. «Князь Иеремия Вишневецкий» и др. Критич. статьи.

■ Собр. соч., т. 1—10, К., 1965—68 (на укр. яз.); Избр. произв., т. 1—2, М., 1956; Повести и рассказы, М., 1964.

НЗЕКВУ ОНУОРА

НЗЕ́КВУ (Nzekwu) Онуора (р. 1928), нигерийский прозаик (на англ. яз.). Ром. «Жезл Офо» (1961), «Первый ученик» (1964), «Танец ящериц» (1965).

НИ АВАНА

НИ АВА́НА (Ny Avana; наст. имя Авана Раманантуанина; 1891—1940), малагасийский поэт (на малагасийском яз.).

«НИВА»

«НИВА» - «НИ́ВА», русский иллюстрированный еженедельный журнал для семейного чтения. Издавался в Петербурге в 1870—1918, до 1904 А. Ф. Марксом. Общественно-политическая жизнь освещалась в журнале в «благонамеренном» духе. В разные годы в «Н.» печатались писатели разных направлений, в т. ч. П. Д. Боборыкин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. С. Мережковский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. А. Блок. В 1894—1916 выходили «Ежемесячные литературные приложения к журналу “Н.”». С 1891 в качестве бесплатного приложения издавались собр. соч. многих русских и иностранных писателей, что обеспечивало журналу большие тиражи и популярность.

НИВАРД ГЕНТСКИЙ

НИВА́РД ГЕ́НТСКИЙ (Nivardus) (нач. 12 в. — сер. 12 в.), немецкий латинский писатель. Юмористич. «животный эпос» — поэма «Изенгрим» (ок. 1148).

НИВХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НИ́ВХСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР.

НИГЕЛ ВИРЕКЕР

НИ́ГЕЛ ВИ́РЕКЕР (Nigel Wireker) (ок. 1130 — нач. 13 в.), нормандский латинский писатель. Монах. Сатирич. поэма «Зерцало глупцов» (1160—79, частичный пер. 1972), поэтич. легенды, жития, моралистич. стихотворения, трактаты.

НИГЕР

НИ́ГЕР (наст. имя и фам. Иван Васильевич Джанаев) (1896—1947), осетинский советский поэт, литературовед. Лирич. стихи. Поэмы «Гыцци» (1934), «На берегу Терека» (1939), «Красноармеец будет рассказывать» (1945). Драма «Коста» (1939).

■ Полн. собр. соч., т. 1—3, Орджоникидзе, 1966—68 (на осет. яз.); Избр., Орджоникидзе, 1978; Думы Осетии. Стихи и поэмы, М., 1981.

НИГЕРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НИГЕРИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Нигерии. Литературная традиция на языке народов йоруба, ибо, хауса и др., тесно связанная с фольклором, находится на разных этапах становления. Ее значительно опережает в своем развитии общенигерийская литература на английском языке, получившая широкую известность в Африке и за ее пределами.

В конце XIX — начале XX вв. формируется публицистика, служащая задачам освободительного движения. В 20—40‑х гг. появилась гражданская поэзия (Д. Осадебай). В 30‑х гг. зародилась драматургия, что связано с деятельностью христианской церкви, поощрявшей пьесы на библейские темы. В 30—40‑х гг. в некоторых городах (Онича) действовали книжные базары, способствовавшие распространению народной словесности, отражающей в упрощенной форме мораль и настроения разных слоев населения. Лубочная литература была, ранним этапом развития нигерийской прозы. Продолжая бытовать и теперь, она остается своеобразной школой для некоторых писателей; среди них — автор первого нигерийского романа «Люди города» С. Эквензи. Первым известным за пределами своей страны прозаиком Нигерии стал А. Тутуола. Его повести, отличающиеся увлекательными сюжетами, полные причудливых, порой гротескных образов, тесно связаны со сказочным эпосом народа йоруба. С конца 50‑х гг. освоение новых для африканских литератур жанров (и прежде всего романа) становится особенно интенсивным.

В прозе 60‑х гг. заметны интерес к быту, стремление писателей «реабилитировать» патриархальную Африку в глазах европейского читателя: романы О. Нзекву, Э. Амади и др. Многие прозаики тяготеют к социальной проблематике. В романе «Родственники» Т. Алуко сделал попытку создать идеал гражданина. Современные прозаики буржуазной морали противопоставляют устои патриархальной общины (О. Эгбуна). Некоторые их произведения воскрешают структурно-художественные элементы, типологически близкие просветительскому роману Европы XVIII в. Главная тенденция развития нигерийской прозы — становление критического реализма, достигшего высокого уровня в романах Ч. Ачебе — крупнейшего нигерийского писателя, глубоко осознавшего воспитательную роль литературы. В его трилогии «И пришло разрушение», «Беспокойная жизнь» и «Стрела бога» отражены основные этапы жизни народов Нигерии с начала колониального захвата страны Великобританией в середине XIX в.; его роман «Человек из народа» посвященный современности. Ачебе оказал заметное воздействие на многих англоязычных писателей тропической Африки. Социальную проблематику разрабатывают Эквензи, Дж. Мунони и др. Поиски новой формы (усложнение сюжета и композиции, стремление обогатить английский язык элементами африканских языков и т. д.) сказались в романах Г. Окары, В. Шойинки.

Драматургия и поэзия, формирующиеся в сложном взаимодействии фольклорных и литературных влияний, наполнены социальными проблемами и, как и роман, отражают процесс становления личностного сознания и современного мировоззрения. Заметный вклад в развитие современной драматургии и поэзии внесли Шойинка, Дж. Кларк, К. Окигбо, Окара. В начале 60‑х гг. в Восточной Нигерии была создана Ассоциация африканских писателей. Выходят литературные журналы «Black Orpheus», «Okike».

Литература:

Вавилов В. Н., Проза Нигерии, М., 1973.

В. Н. Вавилов.

НИГМАТИ РАШИТ НИГМАТУЛЛОВИЧ

НИГМАТИ́ (Нигматуллин) Рашит Нигматуллович (1909—59), народный поэт Башкирской АССР (1959). Чл. КПСС с 1944. Сб. стихов «Вступление» (1933), «Слово привета» (1955). Поэмы «Прекрасны долины Агидели» (1940), «Поэма о герое» (1941), «Большевик» (1948), «Из искры — пламя…» (1958). Пьесы.

■ Соч., т. 1—3, Уфа, 1958—64 (на башк. яз.); Соч., т. 1—2, Уфа, 1982—83 (на башк. яз.); Искра. Поэма и стихи, М., 1964; Избр. лирика, Уфа, 1967.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИДЗЁ ЁСИМОТО

НИДЗЁ Ёсимото (1320—88), японский поэт, теоретик поэзии. Стихи (ранга). Сост. антологии «Цукубасю» (1356).

НИЕДРЕ ЯНИС

НИЕ́ДРЕ Янис (р. 1909), латышский советский писатель, литературовед. Чл. КПСС с 1934. Кн. рассказов «Еретик в Латгалии» (1932), «В камерах пяти корпусов» (1941), «33 рассказа» (1959). Трил. «Село Пушканы» (1941—1961), ром. «Вешние воды» (1959), «За окном растет репейник» (1966), трил. о П. Стучке «Ветеран» (1968—72), ром. «И ветры гуляют на пепелище» (1978). Кн. «Латыш. фольклор» (1948), «Латыш. лит-ра» (т. 1—2, 1952—53).

■ Соч., т. 1—5, Рига, 1975—79 (на латыш. яз.).

НИКИТА ХОНИАТ

НИКИ́ТА ХОНИА́Т (сер. 12 в. — 1213), византийский писатель, оратор. Брат Михаила Хониата. Историч. мемуары «Хроника» о событиях 1118—1206.

Предыдущая страница Следующая страница