Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 5, "МИХ"-"МОХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МИХ"-"МОХ")

МИХАЙЛОВ МИХАИЛ ЛАРИОНОВИЧ

МИХА́ЙЛОВ Михаил Ларионович (Илларионович) (1829—65), русский поэт, революционер. Гражд. лирика («Памяти Добролюбова», «Пятеро», «И за стеной тюрьмы — тюремное молчанье…»), сатирич. стихи. Переводы, в т. ч. из Г. Гейне (сб. «Песни Гейне», 1858), П. Ж. Беранже, Т. Гуда, Г. Лонгфелло, Эсхила («Скованный Прометей»). Проза: ром. «Марья Ивановна» (1853), «Перелетные птицы» (1854), пов. «Адам Адамыч» (1851), «Кружевница» (1852), «Изгоев» (1855) вошли в сб. «В провинции» (ч. 1—2, 1859—60), очерки («Парижские письма», 1858—59; «Лондонские заметки», 1859). Лит. критика, публицистика («Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе», 1860). Прокламации (совм. с Н. В. Шелгуновым) «Русским солдатам» и «К молодому поколению» (1861).

■ Соч., т. 1—3, М., 1958; Собр. стихотворений, Л., 1969; Записки, в кн.: Шелгунов Н. В., Шелгунова Л. П., Михайлов М. Л., Воспоминания, т. 2, М., 1967.

● Фатеев П. С., М. Михайлов — революционер, писатель, публицист, М., 1969.

МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

МИХАЙЛО́ВСКИЙ Николай Константинович (1842—1904), русский литературный критик, публицист, социолог. Циклы статей, в т. ч. «Теория Дарвина и обществ. наука» (1870—73), «Борьба за индивидуальность» (1875—76), «Из лит. и журнальных заметок 1872 г.» (и под аналогич. назв. — за 1873, 1874), «Из дневника и переписки Ивана Непомнящего» (1874—77), «Записки профана» (1875—77, в т. ч. ст. «Десница и шуйца Льва Толстого», 1875), «Вперемежку» (1876—77), «Письма о правде и неправде» (1877), «Лит. заметки 1878 г.» (и под аналогии, назв. — за 1879, 1880), «Письма к ученым людям» (1878), «Житейские и художеств, драмы» (1879), «Записки современника» (1881—82), «Письма постороннего в редакцию “Отечеств. записок”» (1883—84, в т. ч. ст. «О Тургеневе», 1883), «Дневник читателя» (1885—88, в т. ч. статьи об А. Н. Островском, Л. Н. Толстом, В. М. Гаршине), «Щедрин» (1889), «Случайные заметки и письма о разных разностях» (1888—92). Отд. статьи, в т. ч. «Что такое прогресс?» (1869), «Суздальцы и суздальская критика» (1870), «Что такое счастье» (1872), «Идеализм, идолопоклонство и реализм» (1873), «Карл Маркс перед судом г. Ю. Жуковского» (1877), «Жестокий талант», «Герои и толпа» (обе — 1882), «Г. И. Успенский» (1888), «Об отцах и детях и о г. Чехове» (1890), «Еще о героях», «Герой безвременья» (все — 1891), «Еще о толпе» (1893), «О Максиме Горьком и его героях» (1898).

■ Полн. собр. соч., т. 1—8, 10 (указат. лит.), СПБ, 1906—14; Литературно-критич. статьи, М., 1957.

● Ленин В. И., Народники о Н. К. Михайловском, ПСС, 5 изд., т. 24; Виленская Э. С., Н. К. Михайловский и его идейная роль в народнич. движении 70-х — нач. 80-х гг. XIX в., М., 1979; Слинько А. А., И. К. Михайловский и рус. обществ.-лит. движение 2-й пол. XIX-XX в., 2 изд., Воронеж, 1982.

МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

МИХАЛКО́В Сергей Владимирович (р. 1913), русский советский писатель и общественный деятель, Герой Соц. Труда (1973). Акад. АПН СССР (1971). Чл. КПСС с 1950. Гл. ред. сатирич. киножурнала «Фитиль» (с 1962; Гос. пр. СССР, 1978). Поэмы для детей «Дядя Степа» (1935; новые части — 1954—82), «В музее В. И. Ленина» (1949). Стихотворения для детей «А что у вас?», «Про мимозу», «Фома» (все—1935), «Веселый турист», «Мы с приятелем вдвоем…» (оба — 1936), «Три товарища», «Веселое звено» (оба — 1937), «Несбывшиеся мечты» (1977). Пов.-сказки «Похождения Рубля» (1967), «Праздник Непослушания» (1972), «Соне продолжением» (1982). Пьесы для детей «Коньки» (1939), «Особое задание» (1946), «Красный галстук» (1947), «Я хочу домой!» (1949), «Чужая роль» (1954), «Сомбреро» (1957), «Дорогой мальчик» (1971). Пьесы для взрослых «Илья Головин» (1949), «В одном купе» (1955), «Дикари» (1958), «Памятник себе…» (1959), «Осторожно, листопад!» (1960), «Эцитоны бурчелли» (1961), «Пощечина» (1974), «Пена» (1975), «Постоялец» (1977), «Эхо» (1980), «Тревожная ночь в Пуэрто Муэрте» (1982), «Все могут короли…» (1983). Басни (в т. ч. «Соловей и Ворона», «Заяц во хмелю», «Толстый и Тонкий», все — 1945; «Юнец-индивидуалист», 1964). Басни в прозе (сб. «Веселые зайцы», 1963; «Хочу бодаться!», 1965). Кн. о воспитании «Все начинается с детства» (1968). Лит.-критич. статьи (сб. «Моя профессия», 1962; «Литература. Время. Жизнь. Публицистика», 1978). Очерки. Фельетоны. Тексты фронтовых листовок. Киносценарии (в т. ч. «Фронтовые подруги», 1941, совм. с М. Розенбергом; Гос. пр. СССР, 1942). Текст Гос. гимна СССР (1943, совм. с Г. Эль-Регистаном; нов. ред. — 1977). Лен. пр. (1970), Гос. пр. СССР (1941, 1950).

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1963—64; Собр. соч., т. 1—6, М., 1981—83.

● Галанов Б. Е., Сергей Михалков, 2 изд., М., 1972; Бавина В. В., Сергей Михалков, М., 1976; Александров В. П., Сергей Михалков, М., 1983; С. В. Михалков. Биобиблиографич. указатель, М., 1976.

МИХРИ ХАТУН

МИХРИ́ ХАТУ́Н (Mihri Hatun) (1456—1514), турецкая поэтесса. Газели, касыды, месневи.

■ Диван. [Критич. текст и вступ. ст. Е. И. Маштаковой], М., 1967.

МИЦКЕВИЧ АДАМ

МИЦКЕ́ВИЧ (Mickiewicz) Адам (1798—1855), польский поэт, деятель нац.-освободит. движения. В 1824 выслан царскими властями из Литвы; жил в России (до 1829). С 1829 в эмиграции (преим. в Париже). «Ода к молодости» (1827); лирич. стихи и баллады: цикл «Баллады и романсы» (1822), «Три Будрыса», «Дозор» (оба 1829, п. А. С. Пушкина, 1834, под назв. — «Будрыс и его сыновья» и «Воевода»); цикл «Крымские сонеты» (1826, п. 1829); поэмы «Мешко, князь Новогрудка» (1817), «Картофель» (1819), «Гражина» (1823), «Конрад Валленрод» (1828, п. 1832), «Дзяды» (драматич.; ч. 2, 4, 1823, п. 1861—1865; ч. 3 — с приложением «Отрывок», 1832, п. 1929), «Пан Тадеуш» (лиро-эпич.; 1834, п. 1875). Статьи «О романтической поэзии» (1822), «О критиках и рецензентах варшавских» (1829), «Пушкин и литературное движение России» (1837); художественно-публицистич. соч. «Книги польского народа и польского пилигримства» (1832, п. 1916). Стихи М. переводили М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарев, А. Н. Майков, А. А. Фет, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин и др.

■ Собр. соч., т. 1—5, М., 1948—54; Стихотворения. Поэмы, М., 1968; Сонеты, Л., 1976; Стихотворения, М., 1978.

● Горский И. К., А. Мицкевич, М., 1955; Стахеев Б. Ф., А. Мицкевич и прогрес. рус. общественность, М., 1955; А. Мицкевич в рус. печати. 1825—1955, М.—Л., 1957.

МИШЕЛЬ ЛУИЗА

МИШЕ́ЛЬ (Michel) Луиза (1830—1905), французская писательница. Участница Париж. Коммуны 1871. Ром. «Нищета» (1882—83, п. 1960), «Презираемые» (1882, оба совм. с Ж. Гетре), «Человеческие микробы» (1886), «Новый мир» (1888). Историко-публицистич. кн. «Коммуна» (1898, п. 1923), «Сквозь жизнь» (1888). Пьесы «Надина» (пост. 1882), «Красный петух» (пост. 1888).

● Барбюс А., Красная дева, в его кн.: Избр. произв., М., 1952.

МИШО АНРИ

МИШО́ (Michaux) Анри (р. 1899), французский поэт. Поэтич. сб. «Кем я был» (1927), «Мои владения» (1929), «Некий Плюм» (1930), «Ночь шевелится» (1935), «Переходы» (1950), «Непоседливая бесконечность» (1957), «Знакомство благодаря безднам» (1961), «Великие испытания духа» (1966), «Дни безмолвия» (1978).

МИЯМОТО ЮРИКО

МИЯМО́ТО Юрико (1899—1951), японская писательница. Чл. КПЯ с 1931. Пов., в т. ч. «Бедные люди» (1916), «Блаженный Мияда» (1917), автобиогр. трилогия «Нобуко» (1924—1926), «Два дома» (1947), «Вехи» (1947—50). Рассказы. Путевые заметки. Лит. критика.

■ Повести, М., 1958; Избр., М., 1984.

● Логунова В., Жизнь и творчество Миямото Юрико, М., 1957.

МКРТИЧ НАГАШ

МКРТИЧ НАГА́Ш (1390—1475), армянский поэт. Песни о гарибах (скитальцах по чужим землям).

«МНАТОБИ»

«МНАТОБИ» - «МНАТО́БИ» («Светоч»), общественно-политический и литературно-художественный ежемесячный журнал. Орган СП Грузии. Издаётся в Тбилиси с 1924 на грузинском языке. Среди редакторов журнала — И. Абашидзе, С. Чиковани, А. Мирцхулава, Ш. Радиани, Г. Абашидзе.

МНАЦАКАНЯН МАНУК ЯХШИБЕКОВИЧ

МНАЦАКАНЯ́Н Манук Яхшибекович (р. 1934), армянский советский писатель. Чл. КПСС с 1967. Сб. рассказов «Шум большого города» (1962), «От понедельника до понедельника» (1966), «Високосный год» (1974). Пов. «Плавка» (1966). Киносценарии.

МНДЗУРИ АКОП

МНДЗУРИ́ Акоп (наст. фам. — Темерчян) (1886—1978), армянский писатель. Жил в Турции. Сб-ки рассказов «Голубой свет» (1958), «Армтан» (1966), «Откуда ты летишь, журавль?» (1974).

«МНЕМОЗИНА»

«МНЕМОЗИНА» - «МНЕМОЗИ́НА», русский литературный альманах. Издавался в Москве в 1824 — 1825 (вышло 4 кн.) В. К. Кюхельбекером и В. Ф. Одоевским. Сотрудничали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Е. А. Баратынский и др. В «М.» нашли отражение философские и эстетические взгляды декабристов, а также членов Общества любомудрия. Программный характер носила статья Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», ратовавшая за гражданственные формы искусства в противовес лирической камерности.

Литература:

Гирченко И. В., «Мнемозина», в кн.: Декабристы в Москве, М., 1963.

МНОГОСОЮЗИЕ

МНОГОСОЮ́ЗИЕ, полисиндетон, повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно — в положении анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн» (А. С. Пушкин). Противоположная фигура — бессоюзие (асиндетон).

М. Л. Гаспаров.

МНОГОЯЗЫЧИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

МНОГОЯЗЫ́ЧИЕ в литературе (мультилингвизм, полиглоссия), использование автором двух (билингвизм, или двуязычие) и более языков.

В ранние эпохи развития литературы М. обусловлено социально-историческими ситуациями: латино-греческое двуязычие в римской литературе II — начала III вв., фарси-тюркское или фарси-арабское двуязычие в XIII—XVI вв. в литературах Средней и Малой Азии и Ирана (Дж. Руми, Саади, Лутфи, А. Джами, А. Навои и др.); латинский и национальные языки в средневековой европейской литературе и т. д. Постоянное М. характерно для писателей традиционно многоязычных стран и областей (Бельгия, Индия, Финляндия, Филиппины, Швейцария, ЮАР и др.). Многие писатели разграничивают сферы применения языков; Ф. Петрарка писал лирику на итальянском языке, а философско-историческую и полемическую прозу и эпическую поэзию — на латыни; Т. Г. Шевченко стихи писал на украинском языке, прозу — на русском языке. Среди причин М. — желание увеличить читательскую аудиторию (переход с родного, румынского языка на французский у П. Истрати), необходимость перехода на неродной язык литераторов, живущих за рубежом (В. Набоков, Эльза Триоле, Б. Ясенский), стремление способствовать расширению области употребления какого-либо языка (что нередко соответствует прогрессивной общественной тенденции, например обращение к тагальскому языку филиппинских авторов, ранее писавших на испанском или английском языках). Индивидуальные мотивы выбора языка редки. Частный случай — М. (обычно двуязычие) в художественном произведении: цитирование документов, воссоздание определённых речевых обстоятельств, передача индивидуальной языковой манеры (французский язык документов и в речи французов и русских в романе Толстого «Война и мир»; инкрустация французскими оборотами речи Степана Трофимовича в романе Достоевского «Бесы»); нередко служит средством сатирической характеристики образа («французски-нижегородское словоупотребление», по выражению В. И. Ленина, — ст. «Об очистке русского языкам).

В СССР литературное М. проявляется главным образом в форме русско-национального двуязычия (Э. Г. Казакевич, В. В. Быков, И. П. Друцэ, Ч. Айтматов и др.).

Использование автором разных языков обычно обогащает его стилевые приемы и идиоматику. Степень «лингвистического давления» в языке писателей, пользующихся неродным языком (например, влияние родного, русского языка на стиль французских писателей Эльзы Триоле, Натали Саррот, А. Труайя и др.), как и перспективы литературного М., изучены недостаточно. В то же время творчество советских многоязычных писателей, не смешивающих языки, отражает процесс постепенного превращения русского яз. из средства межнационального общения во «второй родной» язык народов СССР и служит подтверждением тому, что М. в такой же степени закономерное литературное явление, как и творчество на национальных языках. Частный момент этой проблемы — авторизованный перевод (авторизация).

Литература:

Алексеев М. П., Восприятие иностр. литератур и проблема иноязычия, в сб.;

Тр. юбилейной науч. сессии ЛГУ. Секция филол. наук, Л., 1946;

Михайлов М. М., Двуязычие. (Принципы и проблемы), Чебоксары, 1969;

Шахнович М. Н., Проблема языкового стиля автора-билингвиста, Калинин, 1970 (Автореф. дисс.);

Гусейнов Ч. Г., Проблема двуязычного художественного творчества в сов. литературе, в кн.; Единство, рожденное в борьбе и труде, М., 1972.

Л. Б. Горянин.

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

МОВСЕ́С ХОРЕНАЦИ́ (Моисей Хоренский), армянский писатель-историограф 5 в. (в 482 был еще жив). Труд «История Армении» (изд. 1695) охватывает период от глубокой древности до 428.

■ История Армении, Ер., 1981 (на арм. яз.); История Армении, 2 изд., М., 1893.

● Мкрян М. М., Мовсес Хоренаци, Ер., 1969.

МОДЕРНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЖАЕВ БОРИС АНДРЕЕВИЧ

МОЖА́ЕВ Борис Андреевич (р. 1923), русский советский писатель. Пов. «Наледь» (1956), «Саня», «Тонкомер» (обе — 1959), «Полюшко-поле» (1965), «Из жизни Федора Кузькина» (1966, в послед. изд. — «Живой»), «Полтора квадратных метра» (1982). Ром. «Мужики и бабы» (1976). Киноповесть «День без конца и без края» (1973), сценарии. Кн. очерков «Самостоятельность» (1972) и др. Кн. рассказов «Дальние дороги» (1970). Кн. публицистики «Запах мяты и хлеб насущный» (1982).

■ Старые истории. Повести и рассказы, М., 1978; Избр. произв., т. 1—2, М., 1982.

МОЗАМБИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МОЗАМБИ́КСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Мозамбика. Развивается на португальском языке. Фольклор изучен мало, но его влияние заметно в творчестве многих современных литераторов. Начальной формой проявления культурного и общественного самосознания в Мозамбике стала журналистика, возникшая на рубеже XIX—XX вв. как реакция протеста против политики духовной ассимиляции, проводимой португальскими колонизаторами. Антиколониальными тенденциями выделяется еженедельник «О Brado Africano», основанный в 1918 Жуаном и Жозе Албазини и Э. Диашем, считающимися основоположниками М. л. Произведен художественной литературы появились в Мозамбике в 1‑й четверти XX в.; на раннем этапе им были свойственны экзотизм и подражание португальским образцам. После окончания 2‑й мировой войны 1939 — 1945, в годы нарастания революционной борьбы, начала формироваться реалистическая литература. За пределами Мозамбика стало известно творчество поэтов Р. де Нороньи, Ж. Кравейриньи, Ноэмии ди Соза, М. душ Сантуша. Многие их стихи проникнуты патриотическими мотивами, публицистическим пафосом. В 1952 опубликовано первое произведение мозамбикской прозы — сборник рассказов «Годидо» Ж. Диаша, в которых автор призывал соотечественников отбросить рабское смирение и покорность судьбе. Достоверно изображает народную жизнь Л. Б. Онвана (сборник рассказов «Мы убиваем Паршивую Собаку»). Интересен первый мозамбикский роман — «Пошлина» О. Мендиша.

В 70‑х гг., после провозглашения в 1975 независимой республики, поэзия по-прежнему преобладает в М. л. Основная тема стихов Р. Ногара, С. Виейры — переустройство окружающего мира. Писатели и поэты все чаще обращаются к местным языкам группы банту и к т. н. пекено португеш, стремясь демократизировать литературу. В 1981 организована Ассоциация мозамбикских писателей.

Издания:

Здесь и трава родится красной, М., 1967.

Е. А. Ряузова.

МОЗУРЮНАС ВЛАДАС

МОЗУРЮ́НАС Владас (1922—64), литовский советский поэт. Чл. КПСС с 1947. Сб. стихов «Горсть земли» (1947), «Восход солнца» (1950), «Родник у дороги» (1957), «Вильнюсские этюды» (кн. 1—2, 1958—63), «Морские строфы» (опубл. 1965).

■ Соч., т. 1—2, Вильнюс, 1971 (на литов. яз.); Стихотворения, М., 1957.

МОК АНРИ

МОК (Moke) Анри (1803—62), бельгийский писатель (на франц. яз.). Историч. ром. «Морские гёзы, или Бельгия под властью герцога Альбы» (1827), «Наваренская битва, или Отступник», «Лесные гёзы, или Бельгийские патриоты 1566 года» (оба — 1828).

МОККЕЛЬ АЛЬБЕР

МОККЕ́ЛЬ (Mockel) Альбер (1866—1945), бельгийский поэт и критик (на франц. яз.). Сб. поэзии «Просветы» (1901), «Бессмертный огонь» (1924). Лит.-крит. иссл. «С. Малларме, герой» (1899), «Шарль Ван Лерберг» (1904).

МОКТО ЖОЗЕФ ЖГОЛЬ

МОКТО́ (Mokto) Жозеф Жголь (р. 1945), камерунский писатель (на франц. яз.), журналист. Ром. «Рамиту, моя чужеземка» (1971).

«МОЛВА»

«МОЛВА» - «МОЛВА́», 1) русская газета, издавалась в Москве в 1831 — 1836 как литературное приложение к журналу «Телескоп». Редактор-издатель — Н. И. Надеждин. Главным сотрудником был В. Г. Белинский. Способствовала формированию реализма в искусстве (статья Белинского «Литературные мечтания», 1834). Запрещена правительством одновременно с «Телескопом».

2) Русская еженедельная газета, издавалась в Москве в 1857 К. С. Аксаковым (вышло 37 номеров). В числе сотрудников — А. С. Хомяков, С. Т. Аксаков. Придерживалась позиций славянофильства, была близка к журналу «Русская беседа». Запрещена правительством.

МОЛДАГАЛИЕВ ТУМАНБАЙ

МОЛДАГАЛИ́ЕВ Туманбай (р. 1935), казахский советский поэт. Чл. КПСС с 1963. Сб. стихов и поэм «Студенческая тетрадь» (1957), «Весенние зори», «Куралай» (оба — 1961), «Дочь Алатау» (1963), «Песня о Ферузе» (1964), «Мое сердце в пути» (1966), «Прощай, весна» (1971), «Письма, письма» (1974), «Дума джигита» (1975), «Птицы прилетают» (1978), «Луч из гор» (1979), «Двадцать пятая весна» (1980).

■ Письмена на сердце. Стихи, А.-А., 1981 (на казах. яз.); И мне было двадцать. Стихи, М., 1979.

«МОЛДОВА»

«МОЛДОВА» - «МОЛДО́ВА» («Молдавия»), литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП Молдавской ССР. Издаётся в Кишиневе с 1966 на молдавском языке.

МОЛЕСКИС ЕОРЬОС

МОЛЕ́СКИС Еорьос (р. 1946), кипрский греческий поэт. Сб. стихов «Красивая страна» (1967), «Автобиография» (1972), «Большая была луна» (1980).

МОЛИНА ВИХИЛЬ МАНУЭЛЬ

МОЛИ́НА ВИХИ́ЛЬ (Molina Vijil) Мануэль (1853—83), гондурасский писатель.

МОЛИНА ХУАН РАМОН

МОЛИ́НА (Molina) Хуан Рамон (1875—1908), гондурасский поэт. Лирич. сб. «Земли, моря, небеса» (опубл. 1911).

МОЛЛАМУРТ АЛЛАБЕРЕН ХОДЖАНИЯЗ ОГЛЫ

МОЛЛАМУ́РТ Аллаберен Ходжанияз оглы (1879—1930), туркменский советский поэт. Дастай «Эмир и Зерли». Стихи.

■ Избр. произв., Ашх., 1952 (на туркм. яз.); Стихи, Ашх., 1967 (на туркм. яз.).

МОЛЛАНЕПЕС КАДЫРБЕРДЫ ОГЛЫ

МОЛЛАНЕПЕ́С Кадырберды оглы (ок. 1810—1862), туркменский поэт и музыкант-исполнитель. Дастан «Зохре и Тахир», Поэма «Я пришел». Любовная лирика.

■ Лирика, М., 1963.

● Кекилов А., Великий лирик, Ашх., 1963.

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» - «МОЛОДА́Я ГВА́РДИЯ», литературная группа, возникшая в конце 1922 по инициативе ЦК РКСМ и объединившая писателей первого комсомольского поколения. Весной 1923 влилась в МАПП (см. Ассоциации пролетарских писателей); впоследствии, увеличившись численно, существовала как творческое объединение комсомольских писателей МАПП при журнале и издательстве «Молодая гвардия». Среди ее участников: А. И. Безыменский, А. А. Жаров, М. А. Светлов, М. Голодный, И. Н. Молчанов, М. Б. Колосов, В. А. Герасимова, А. Исбах и др. В «М. г.» начинал литературную деятельность М. А. Шолохов.

«МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ»

«МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ» - «МОЛОДА́Я ГЕРМА́НИЯ» («Junges Deutschland»), группа писателей в Германии, выступившая в начале 30‑х гг. XIX в. под непосредственным влиянием Июльской революции 1830 во Франции (Л. Бёрне, К. Гуцков, Г. Лаубе, Т. Мундт и др.; теоретик «М. Г.» — Л. Винбарг). Писатели «М. Г.» резко выступали против традиции романтизма, а также против культа И. В. Гёте; они требовали создания тенденциозной литературы, актуальной тематики. Издания «М. Г.» привлекали оппозиционно настроенную молодежь (в них печатался и молодой Ф. Энгельс). В 1835 произведения писателей «М. Г.» (в которых значительное место занимала публицистика, а также новеллы, романы и драмы) были запрещены немецким Союзным сеймом, сами они подверглись преследованиям. К началу 40‑х гг. идеи «М. Г.» утратили свое значение.

Литература:

Тронская М. Л., «Молодая Германия», в кн.;

История нем. литературы, т. 3, М., 1966;

Данилевский Р. Ю., «Молодая Германия» и рус. литература, Л., 1969.

С. В. Тураев.

МОЛОСС

МО́ЛОСС, тримакр, в ст. Античное стихосложение.

МОЛЧАНОВ ИВАН НИКАНОРОВИЧ

МОЛЧА́НОВ Иван Никанорович (1903—84), русский советский поэт. Сб. стихов «Светлая родня» (1925), «Военная молодость» (1930), «Под солнцем Москвы» (1948), «Полувековье» (1975). Пов. «В лесах Севера» (1955).

МОЛЬЕР

МОЛЬЕ́Р (Molière) (наст. имя Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622—73), французский драматург, актер, театр. деятель. Комедии: в стихах — «Шалый, или Всё невпопад» (пост. 1655, изд. 1663), «Любовная размолвка» (пост. 1656, изд. 1663), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (пост. и изд. 1660), «Дон Гарсия Наваррский» (пост. 1661, изд. 1682), «Урок мужьям» (1661), «Урок женам» (пост. 1662, изд. 1663), «Ученые женщины» (1672); в прозе — «Смешные жеманницы» (пост. 1659, изд. 1660), «Критика школы жен» (1663), «Версальский экспромт» (пост. 1663, изд. 1682), «Тартюф, или Обманщик» (пост. 1664, изд. 1669), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665, изд. 1683), «Мизантроп» (пост. 1666, изд. 1667), «Лекарь поневоле» (1666), «Жорж Данден, или Одураченный муж» (пост. 1668, изд. 1669), «Брак поневоле» (1668), «Скупой» (пост. 1668, изд. 1669), «Плутни Скапена» (1671). Серия комедий-балетов (6. ч. предназначенных для пост. во время придворных празднеств) — «Докучные» (1661), «Принцесса Элиды» (1664), «Брак поневоле» (1664), «Любовь-целительница» (1666), «Сицилианец, или Любовь-живописец» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Мещанин во дворянстве» (пост. 1670, изд. 1671), «Блистательные любовники» (1670), «Мнимый больной» (пост. 1673, нзд. 1674) и др. Трагедия-балет «Психея» (1671, совм. с П. Корнелем). В России пьесы М. переводятся и ставятся с нач. 18 в.

■ Полн. собр. соч., т. 1—2, СПБ, 1912—13; Собр. соч., т. 1—4; Собр. соч., т. 1—2, М., 1957; Комедии, М., 1954; Комедии, М., 1972.

● Бояджиев Г. Н., Мольер. Историч. пути формирования жанра высокой комедии, М., 1967; Бордонов Ж., Мольер, пер. с франц., М., 1983; Jurgens M., Maxfield-Miller E., Cent ans de recherches sur Molière, [P.], 1963; Eustis Al., Molière as irotiic contemplator, The Hague, 1973 (лит.).

МОМАНД КАЛАНДАР

МОМА́НД Каландар (наст. имя Хабибуррахман Каландар) (р. 1930), пакистанский писатель (на яз. пушту). Сб. новелл «Браслеты» (1957).

МОНГОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНЖИТА АЛЬБЕР

МОНЖИ́ТА, Монгита (Mongita) Альбер (р. 1916), драматург и театральный деятель Респ. Заир (на франц. и лингала яз.). Комедии «Нгомбе», «Пятнадцатая» (обе — 1957).

МОНОГАТАРИ

МОНОГАТА́РИ (повествование), общее наименование повествовательных жанров в японской литературе IX—XIV вв. Включает волшебные и бытовые повести, собрания новелл, предания, исторические романы, воинские эпопеи.

В. Н. Горегляд.

МОНОДИЯ

МОНО́ДИЯ (греч. monōdía, букв. — песня одного певца, сольная песня), в античной поэзии — ария, исполняемая персонажем трагедии или комедии; восходит к обрядовому плачу. Расцвета достигает у Еврипида, в эллинистическую эпоху выделяется в самостоятельные сольные номера (анонимная «Жалоба девушки», в кн.: Менандр, Комедии. — Герод, Мимиамбы, 1964).

М. Л. Гаспаров.

МОНОДРАМА

МОНОДРА́МА (от греч. mónos — один и драма), вид драмы. К М. относятся пьеса-монолог («О вреде табака» А. П. Чехова), драматические произведения (чаще одноактные), построенные в форме разговора с безмолвным персонажем («Путник» В. Я. Брюсова), а также пьесы с двумя или несколькими действующими лицами, в которых внимание сосредоточено на субъективном восприятии действия центральным персонажем («Незнакомка» А. А. Блока, «Представление любви» Н. Н. Евреинова, теоретика такой М.). М. называют порой и моноспектакли, т. е. сценические произведения, где все роли исполняет один актер (например, миниатюры театра А. И. Райкина).

МОНОЛОГ

МОНОЛО́Г (от греч. mónos — один, и lógos — слово, речь), пространное и аутентичное высказывание, не рассчитанное на прямой незамедлительный ответ либо вовсе не обращенное к кому-либо; в ст. Диалогическая речь и монологическая речь.

МОНО-НО АВАРЭ

МОНО́-НО АВА́РЭ (букв. — печальное очарование вещей), эстетическая категория японской культуры, понятие, обозначающее скрытую прелесть каждого предмета и явления, выявить которую — задача литературного произведения. М.-н. а. — истинная сущность предмета, которая способна вызвать волнение, душевный отклик у читателя. М.-н. а. сформировалась в литературе и искусстве Японии в IX—XI вв. под совокупным воздействием культовых традиций синтоизма и учений некоторых сект буддизма (особенно секты дзэн). Теоретическое обоснование получила в XVIII в. в трудах Мотоори Норинага. Повлияла на все последующее развитие японской культуры и литературы. Наиболее ярко выявлена в романе «Гэндзи-моногатари» Мурасаки Сикибу.

Литература:

Конрад Н., Очерки япон. литературы, [М.], 1973, с. 85—86;

Воронина И. А., О методе классич. японской поэзии (IX—XII вв.), «Народы Азии и Африки», 1977, № 4.

В. Н. Горегляд.

МОНОРИМ

МОНОРИ́М (франц. monorime, от греч. mónos — один и франц. rime — рифма), стихотворение на одну рифму; частая форма в арабо-персидской поэзии; редкая в европейской (в средние века — предмет экспериментов, а позже — почти исключительно в шуточных стихах: «А. Л. Львову» Ю. А. Нелединского-Мелецкого, «Когда будете, дети, студентами…» А. Н. Апухтина). Как М. написано стихотворение Н. Н. Асеева «Был ведь свод небес голубой».

М. Л. Гаспаров.

МОНОСТИХ

МОНОСТИ́Х (греч. monóstichos — одностишие, от mónos — один и stíchos — строка, стих), стихотворение из одной строки (обычно распространенного, легко узнаваемого стихотворного размера): например, в строке-М. «Покойся, милый прах, до радостного утра» (Н. М. Карамзин) легко узнавался привычный в XVIII в. шестистопный ямб.

М. Л. Гаспаров.

МОНТАЛЕ ЭУДЖЕНИО

МОНТА́ЛЕ (Montale) Эудженио (1896—1981), итальянский поэт, литературный критик. Стихотв. сб. «Раковины каракатицы» (1925), «Дом таможенника и др. стихотворения» (1932), «Случайности» (1939), «Финистерре» (1943), «Буря и др. стихотворения» (1956), «Сатура» (1972). Ноб. пр. (1975).

■ Избр., М., 1979.

МОНТАЛЬВО ХУАН

МОНТА́ЛЬВО (Montalvo) Хуан (1832—89), эквадорский писатель. Сб. филос. эссе «Семь трактатов» (1882). Сб. сатирич. эссе «Катилинарии» (1882—83), «Нравственная геометрия» (изд. 1902). Драмы «Прокаженная», «Хара», «Диктатор» (изд. 1935).

МОНТВИЛА ВИТАУТАС

МО́НТВИЛА Витаутас (1902—41; расстрелян гитлеровцами), литовский советский поэт. Поэма «Гимназистка и поэт» (1928). Сб. стихов «Ночи без ночлега» (1933), «В широкую землю» (1940), «Поэзия» (изд. 1945), сб. «Рассказы» (изд. 1951).

■ Соч., т. 1—3, Вильнюс, 1982 (на литов. яз.); Избр., М., 1956; Стихи, М., 1962.

● Огнев В., Легенда о Монтвиле, или Памятник неизвестному поэту. Повесть, М., 1967.

МОНТГОМЕРИ АЛЕКСАНДЕР

МОНТГО́МЕРИ (Montgomerie) Александер (ок. 1550 — ок. 1599), шотландский поэт. Поэтич. фантазия «Черешня» (неск. версий, 1-я — 1584). «Спор Монтгомери с Полвартом» (изд. 1621). Сонеты.

МОНТЕ ФЕЛИКС МАРИЯ ДЕЛЬ

МО́НТЕ (Monte) Феликс Мария дель (1819—1899), доминиканский поэт.

МОНТЕАГУДО БЕРНАРДО

МОНТЕАГУ́ДО (Monteagudo) Бернардо (1785—1825), аргентинский публицист, государственный и политический деятель.

МОНТЕГЮ ДЖОН

МО́НТЕГЮ (Montague) Джон (р. 1929), ирландский поэт и новеллист. Поэтич. сб. «Виды изгнания» (1958), «Отравленные земли» (1961), «Течения» (1970), «Каменистое поле» (1972), «Великое одеяние» (1978). Рассказы (сб. «Смерть вождя», 1964).

МОНТЕ-И-АПОНТЕ ДОМИНГО ДЕЛЬ

МО́НТЕ-и-АПО́НТЕ (Monte y Aponte) Доминго дель (1804—53), кубинский поэт, общественный деятель. Стихотв. цикл «Кубинские романсы» (1833). Публицистика.

МОНТЕЙРУ ЛОБАТУ ЖОЗЕ БЕНТУ

МОНТЕ́ЙРУ ЛОБА́ТУ (Monteiro Lobato) Жозе Бенту (1882—1948), бразильский писатель. Сб. рассказов, в т. ч. для детей «Урупис и другие истории и случаи» (1918), «Эмилия в стране грамматики» (1930), «География доны Бенты» (1935). Публицистика.

■ Сказки тетушки Настасии, М., 1958; Орден Желтого Дятла, М., 1961.

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ДЕ

МОНТЕ́НЬ (Montaigne) Мишель де (1533—1592), французский философ-гуманист, писатель. «Опыты» (1572—92, изд. 1580, доп. изд. 1588, 1595). Письма, путевые заметки.

■ Опыты, 2 изд., т. 1—2, М., 1979.

МОНТЕРЛАН АНРИ ДЕ

МОНТЕРЛА́Н (Montherlant) Анри де (1896—1972), французский писатель. Ром. «Бестиарии» (1926), «Холостяки» (1934, п. 1936), «Девушки» (1936). Пьесы «Пор-Руаяль» (1954), «Кардинал Испании» (1960), «Гражданская война» (1965).

МОНТЕРО ВЕГА АРТУРО

МОНТЕ́РО ВЕ́ГА (Montero Vega) Артуро (р. 1915), коста-риканский поэт. Сб. стихов «Вечерний час» (1950), «Три мои красные розы» (1955).

МОНТЕСКЬЁ ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА

МОНТЕСКЬЁ (Montesquieu) Шарль Луи де Секонда, Secondat, барон де Ла Бред (La Brède) (1689—1755), французский писатель, философ, публицист. Эпистолярный ром. «Персидские письма» (1721, п. 1789). Пов. «Истинная история» (изд. 1892), «Арзас и Исмения» (изд. 1783, п. 1787). Поэма в прозе «Книдский храм» (1725, п. 1770). Историко-филос. соч. «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» (1734, п. 1769), «О духе законов» (1748, полн. п. 1809—14). Эстетич. трактат «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства» (опубл. в «Энциклопедии» Д. Дидро в 1757). «Мысли» (изд. 1899—1901) — собрания заметок, максим, филос. миниатюр, к-рые М. записывал в течение всей своей жизни.

■ Избр. произв., М., 1955.

● Cabeen C. D., Montesquieu. A bibliography, N. Y., 1947; Shackleton R., Montesquieu. A critical biography, [Oxf.], 1961 (лит.).

МОНТИ ВИНЧЕНЦО

МО́НТИ (Monti) Винченцо (1754—1828), итальянский поэт и драматург, Оды «Красота Вселенной» (1781), «Господину Монгольфье» (1784), «Фанатизм», «Суеверие» (обе — 1797), «Опасность», «На освобождение Италии» (обе — 1801). Поэмы «На смерть Уго Бассвилля» (1793), «На смерть Лоренцо Маскерони», (1801), «Шварцвальдский бард» (1806), «Шпага Фридриха II, прусского короля» (1804—1807). Трагедии «Аристодем» (1786), «Галеотто Манфреди» (1787), «Кай Гракх» (1788—1801). Перевод «Илиады» на итал. яз. (1807—10).

● Bustico G., Bibliografia di V. Monti, Firenze, 1924.

МОНТИС КОСТАС

МО́НТИС Костас (р. 1914), кипрский греческий поэт. Сб. стихов «Minima» (1946), «Песни скромной жизни» (1954), «Поэзия Костаса Монтиса» (1962), «Никозия, число…» (1970). Рассказы.

МОПАССАН ГИ ДЕ

МОПАССА́Н (Maupassant) Ги (полн. имя Анри Рене Альбер Ги) де (1850—93), французский писатель. Ром. «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886), «Пьер и Жан» (1887—88), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890). Сб. новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон», «Рассказы вальдшнепа» (оба — 1883), «Мисс Гарриет», «Лунный свет», «Мисти», «Сестры Рондоли» (все — 1884), «Иветта», «Сказки дня и ночи», «Туан» (все — 1885), «Господин Паран», «Маленькая Рок» (оба — 1886), «Орля» (1887), «Избранник госпожи Гюссон» (1888), «С левой руки» (1889), «Бесполезная красота» (1890). Сб. «Стихотворения» (1880). Кн. путевых очерков «Под солнцем» (1884), «На воде» (1888), «Бродячая жизнь» (1890). Лит.-критич. статьи (в т. ч. «Гюстав Флобер», «Бальзак по его “письмам”», «Эмиль Золя», «Эволюция романа в XIX веке»). В России осн. произв. М. переводились сразу после их публ. во Франции.

■ Полн. собр. соч., т. 1—30, СПБ, 1909—16; Полн. собр. соч., т. 1—12, М., 1958.

● Данилин Ю., Жизнь и творчество Мопассана, 2 изд., М., 1968; Лану А., Мопассан, пер. с франц., М., 1971; Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951, с. 3—24; Луначарский А. В., Предисл. к «Новеллам» Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965; Artinian A., Maupassant criticism in France, 1880—1940, N. Y., 1941; Delaisement G., Maupassant journaliste et chroniqueur, P., 1956 (лит.).

МОР ТОМАС

МОР (More) Томас (1478—1535), английский писатель, государственный деятель. Казнен королевской властью. Диалог «Утопия» (ч. 1—2, 1515—16, на лат. яз.; англ. п. — 1551, рус. п. — 1789, 1971); эпиграммы, памфлеты, историч. соч. (в т. ч. «История Ричарда III», ок. 1513).

■ Эпиграммы. История Ричарда III, М., 1973.

● Осиновский И. Н., Томас Мор, М., 1974.

МОРА

МО́РА (лат. mora — промежуток времени, пауза), хронос протос (греч. chrónos prōtos — первичное время), в античном стихосложении нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая единица счета времени в стихе. Все остальные единицы стиха кратны М.: так, долгий слог равен, как правило, двум М., стопа ямба — трем М. и т. д.

М. Л. Гаспаров.

МОРАВИА АЛЬБЕРТО

МОРА́ВИА (Moravia) Альберто (наст. фам. Пинкерле, Pincherle) (р. 1907), итальянский писатель. Ром. «Равнодушные» (1929, п. 1976), «Обманутые ожидания» (1935), «Маскарад» (1941), «Римлянка» (1947), «Неповиновение» (1948), «Супружеская любовь» (1949), «Приспособленец» (1951), «Презрение» (1954, п. 1963), «Чочара» (1957, п. 1958), «Скука» (1960), «Внимание» (1965), «Я и он» (1971), «Внутренняя жизнь» (1978), «1934» (1982). Пов. «Агостино» (1945). Сб. «Сны лентяя» (1940), «Римские рассказы» (1954), «Новые римские рассказы» (1959), «Автомат» (1963), «Рай» (1970), «Кто его знает?» (1976). Трагедия «Беатриче Ченчи» (1958). Очерки (кн. «Месяц в СССР», 1958). Статьи и эссе (сб. «Человек как цель», 1964).

■ Дом, в котором совершено преступление. [Сб. повестей и рассказов], М., 1964.

МОРАЙС ВИНИСИУС ДИ

МОРА́ЙС (Morals) Винисиус ди (1913—80), бразильский поэт. Сб. «Новые стихи» (1938), «Пять элегий» (1943), «Стихи-сонеты и баллады» (1946), «Моя родина» (1949), «Книга сонетов» (1957), «Новые стихи» (1959), «Чтобы жить большой любовью» (1962) и др. Киносценарии.

МОРАН ПОЛЬ

МОРА́Н (Morand) Поль (1888—1976), французский писатель. Сб. новелл (1922, 1923). Ром. «Левис и Ирэн» (1924, п. 1926) и «Живой Будда» (1927).

МОРАНТЕ ЭЛЬЗА

МОРА́НТЕ (Morante) Эльза (1918—85), итальянская писательница. Ром. «Ложь и колдовство» (1948), «Остров Артура» (1957), «Мир, спасенный детьми» (1968), «История» (1974). Рассказы.

МОРАТИН ЛЕАНДРО

МОРАТИ́Н, Фернандес де Моратин (Fernández de Moratín) Леандро (1760—1828), испанский драматург. Комедии «Старик и девушка» (1795), «Святоша» (1804, п. 1960), «Когда девушки говорят “да”» (1806, п. 1840, 1940). Иссл. «Происхождение испанского театра» (1820—21, п. 1844).

МОРДИНОВ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ

МО́РДИНОВ (Амма Аччыгыйа) Николай Егорович (р. 1905/06), народный писатель Якутской АССР (1966). Ром. «Весенняя пора» (1944). Пов. «На отдыхе» (1937), «Обида» (1939), «Друзья» (1947), «Бедствие» (1961—1962). Сб. рассказов «Нож не режет рукоятку» (1934). Пьеса «Широкой дорогой» (1964). Кн. «Человек и творчество. Воспоминания. Статьи. Речи» (1975).

■ Избр., т. 1—4, Якутск, 1966—70 (на якут. яз.); Друзья-товарищи. Повести, М., 1976.

● Боескоров Г. К., Мастерство Н. Е. Мординова, Якутск, 1973.

МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МОРДО́ВСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература мордовского народа, на эрзянском и мокшанском языках. До Октябрьской революции развивалось главным образом устное народное творчество. Мордовская проза складывается к началу 30‑х гг. Среди писателей республики: К. Г. Абрамов, М. И. Безбородов, П. С. Кириллов, В. М. Коломасов, Т. А. Раптанов и др.

Литературная периодика: журналы «Сятко» (с 1929, на эрзянском языке) и «Мокша» (с 1928, на мокшанском языке).

Литература:

Очерк истории морд. советской литературы, Саранск, 1956;

Кирюшкин Б. Е., Морд. сов. роман, Саранск, 1965;

Писатели Сов. Мордовии. Биобиблиография, справочник, 2 изд., Саранск, 1970.

Б. Е. Кирюшкин.

МОРДОВЦЕВ ДАНИИЛ ЛУКИЧ

МОРДО́ВЦЕВ Даниил Лукич (1830—1905), русский и украинский писатель, историк, публицист. Ром. «Новые русские люди» (1868), «Знамения времени» (1869); ист. ром. «Идеалисты и реалисты» (1876), «Двенадцатый год» (1879), «Сагайдачный» (1882), «Замурованная царица» (1891), «Говор камней» (1895), «Погибель Иерусалима» (1897); повести, путевые очерки, фельетоны, стихи. Ист. соч. «Самозванцы и понизовая вольница» (1867), «Рус. гос. деятели прошлого века и Пугачев» (1868), «Полит. движение русского народа. Гайдамачина» (т. 1—2, СПб., 1870), «Полит. движения рус. народа» (т. 1—2, СПб., 1871), «Накануне воли» (1872, опубл. 1889), «Рус. женщины нового времени» (ч. 1—3, 1874).

■ Собр. соч., т. 1—50, СПБ, 1901—02; Полн. собр. соч., т. 1—12, П., 1915; Твори, г. 1—2, К., 1958.

● Момот В. С., Д. Л. Мордовцев, Ростов-н/Д., 1970.

МОРЕАС ЖАН

МОРЕА́С (Moréas) Жан (наст. имя Яннис Пападиамандопулос, Papadiamantopoulos) (1856—1910), французский поэт. Сб. стихов «Горлицы и змеи» (1878, на греч. яз.), «Сирты» (1884), «Кантилены» (1886), «Страстный пилигрим» (1891), «Стансы» (кн. 1—6, 1899—1901, кн. 7, изд. 1920). «Манифест символизма» (газ. «Фигаро», 18 сент. 1886).

● Франс А., Полн. собр. соч., т. 20, М.—Л., 1931, с. 350—58.

МОРЕНО ХИМЕНЕС ДОМИНГО

МОРЕ́НО ХИМЕ́НЕС (Moreno Jiménes) Доминго (р. 1894), доминиканский поэт. Сб. стихов «Псалмы» (1921), «Путник без дороги» (1935), «Слова на воде» (1945), «Санта-Берта и другие поэмы» (1959).

МОРИ ОГАЙ

МО́РИ Огай (наст. имя Ринтаро) (1862—1922), японский писатель. Рассказы, в т. ч. «Танцовщица» (1890), «Семейство Абэ» (1913). Ром. «Юность» (1910), «Дикий гусь» (1913), «Доктор Сибуэра Юсай» (1916).

● Иванова Г. Д., Мори Огай, М., 1982.

МОРРАС ШАРЛЬ

МОРРА́С (Maurras) Шарль (1868—1952), французский публицист, критик, поэт. Публицистич. кн. «Опрос по поводу монархии» (1900—1909), «Киль и Танжер» (1910), «Дорога в рай» (1894), «Венецианские любовники» (1902), «Будущее разума» (1905). Сб. стихов «Ради Психеи» (отд. изд. 1911), «Надписи» (1921).

МОРРИС УИЛЬЯМ

МО́РРИС (Morris) Уильям (1834—96), английский писатель, теоретик иск-ва, художник, общественный деятель. Социально-утопич. ром. «Вести ниоткуда» (1891, п. 1906, 1962). Поэмы «Защита Гиневры» (1858), «Земной рай» (ч. 1—3, 1868—70), «Пилигримы Надежды» (1885—86); лирика. Пов. «Сон про Джона Болла» (1888, п. 1911). Пьесы. Переводы исл. саг, Вергилия, Гомера. Публицистика (ст. «Как я стал социалистом», 1894).

МОРРИСОН ДЖОН

МО́РРИСОН (Morrison) Джон (р. 1904). австралийский писатель. Чл. Коммунистич. партии Австралии с 1937. Сб. рассказов «Морякам место на кораблях» (1947), «Черный груз» (1955), «Двадцать три» (1962), «Добровольный австралиец» (1973), «Северный ветер» (1982). Ром. «Подкрадывающийся город» (1949), «Порт назначения» (1950).

■ Билет и др. рассказы, М., 1964.

МОРУА АНДРЕ

МОРУА́ (Maurois; наст. имя Эмиль Эрзог, Herzog) Андре (1885—1967), французский писатель. Ром. «Бернар Кенэ» (1926, п. 1926), «Превратности любви» (1928, п. 1930, 1966), «Семейный круг» (1932, п. 1966). Новеллы, в т. ч. сб. «Только для фортепьяно» (1960). Худож. биографии «Ариель, или Жизнь Шелли» (1923, п. 1925), «Жизнь Дизраели» (1927, п. 1934), «Байрон» (1930, п. 1936), «Тургенев» (1931), «Лелия, или Жизнь Жоож Санд» (1952, п. 1967), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (1954, п. 1971), «Три Дюма» (1957, п. 1963), «Жизнь Александра Флеминга» (1959, п. 1961), «Прометей, или Жизнь Бальзака» (1965, п. 1967). Кн. «Эссе о Диккенсе» (1927), «Американские этюды» (1945), «От Пруста до Камю» (1963), «От Лабрюйера до Пруста» (1964). «Мемуары» (опубл. 1970).

■ Фиалки по средам. Новелла, М., 1964; От Монтеня до Арагона, М., 1983; Надежды и воспоминания. Худож. публицистика, М., 1983.

● Наркирьер Ф., Андре Моруа, М., 1974; Андре Моруа. Библиография, указатель (сост. Г. И. Лещинская), М., 1977.

МОРШТЫН ЯН АНДЖЕЙ

МО́РШТЫН (Morsztyn) Ян Анджей (ок. 1620—93), польский поэт. Лирич. стихи — мадригалы, шутки, жалобы (сб. «Каникула…», изд. 1844, «Лютня», изд. 1875).

МОСАШВИЛИ ИЛО ОНИСИМОВИЧ

МОСАШВИ́ЛИ Ило (Илья) Онисимович (1896—54), грузинский советский поэт и драматург. Сб. «Стихи» (1939, 1940, 1945, 1954). Поэмы «Стражник Розга» (1934), «Базалетское озеро» (1940, 1954). Пьесы «Начальник станции» (1947), «Потопленные камни» (1949; Гос. пр. СССР, 1951), «Путь в грядущее» (1953). Стихи для детей, киносценарии, рассказы, очерки. 4 Соч., т. 1—3, Тб., 1968—72 (на груз. яз.); Избр., Тб., 1957.

«МОСКВИТЯНИН»

«МОСКВИТЯНИН» - «МОСКВИТЯ́НИН», русский «учено-литературный» журнал. Издавался в Москве в 1841 — 1856 М. П. Погодиным ежемесячно, с 1849 — 2 раза в месяц (но нерегулярно). В 40‑х гг. критика «М.» (С. П. Шевырев) вела борьбу как с «торговым направлением» в литературе (О. И. Сенковским и др.), так и с идеями В. Г. Белинского, творчеством писателей натуральной школы. Придерживаясь «официальной народности», «М.» в 40‑е гг. являлся органом русского консерватизма. Вместе с тем в нем иногда выступали и славянофилы, далекие от консервативно охранительного лагеря (И. В. Киреевский, под редакцией которого вышли № 1—3 за 1845, К. С. Аксаков). Печатались произведения В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя (сцены из «Ревизора», «Рим»), Н. М. Языкова, П. А. Вяземского, М. Н. Загоскина, А. Ф. Вельтмана, В. И. Даля, Ф. Н. Глинки, К. К. Павловой. В 1850 — 1854 при т. н. «молодой редакции» ведущим критиком стал А. А. Григорьев, клонившийся к почвенничеству. Печатались пьесы А. Н. Островского, повести А. Ф. Писемского, П. И. Мельникова-Печерского, Д. В. Григоровича, стихи Ф. И. Тютчева, Я. П. Полонского, А. А. Фета, Н. Ф. Щербины, Л. А. Мея, сценки И. Ф. Горбунова, переводы из Данте, И. В. Гёте, Ж. Санд, В. Скотта. Разрыв Погодина с «молодой редакцией» поставил журнал в тяжелое положение, популярность его упала и в условиях общественного подъема середины 50‑х гг. он прекратил существование.

Литература:

Белинский В. Г., Ответ «Москвитянину», Полн. собр. соч., т. 10, М., 1956;

Дементьев А. Г., Очерки по истории рус. журналистики 1840—1850 гг., М.-Л., 1951 (глава о «М.»);

Егоров Б. Ф., Очерки по истории рус. литературной критики середины XIX в., Л., 1973.

«МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК»

«МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК» - «МОСКО́ВСКИЙ ВЕ́СТНИК», 1) русский еженедельный (нерегулярно) журнал демократического характера (1809).

2) Русский журнал. Издавался в Москве раз в две недели в 1827 — 1830 членами Общества любомудрия. Официальный редактор — М. П. Погодин. Пропагандировал эстетику немецкого романтизма (статьи И. В. Киреевского, Д. В. Веневитинова, С. П. Шевырева, В. Ф. Одоевского). Печатались некоторые произведения А. С. Пушкина (отрывки из «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», «Графа Нулина»).

МОСКОВСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК

МОСКО́ВСКИЙ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЙ КРУЖО́К (МЛК), научное общество, основанное в 1915 студентами Московского университета при Московской диалектологической комиссии. Его председатели поочередно: Р. О. Якобсон, М. Н. Петерсон, А. А. Буслаев, Г. О. Винокур. С 1919 интересы МЛК перемещаются в область поэтики и теории поэтической речи, чему способствовало сближение МЛК с ОПОЯЗом, члены которого (О. М. Брик, Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский, Е. Д. Поливанов, позднее — С. И. Бернштейн и Ю. Н. Тынянов) входят в МЛК. Однако, несмотря на заимствование кружком как терминологии, так и системы аргументации ОПОЯЗа (а также принятие издательской марки), между обеими группами имелись расхождения как теоретического, так и проблемного характера. Так, для МЛК была характерна большая ориентированность на лингвистику, что приводило к стремлению рассматривать поэтику как «поэтическое языкознание» (Винокур) или как «поэтическую диалектологию» (Якобсон), а поэзию — как «язык в его поэтической функции». Из дискуссий МЛК вышли некоторые стиховедческие труды Томашевского, Б. И. Ярхо, Якобсона, С. М. Бонди; в процессе этих дискуссий возникли первые толчки к развитию фонологии, обнаружились новые подходы к реконструкции фольклорных текстов (П. Г. Богатырев). С 1922 происходит переориентация МЛК, с одной стороны, на сугубо лингвистические проблемы (Н. Ф. Яковлев), с другой — на ЛЕФ (Винокур; в этот момент члены кружка: В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак, но также О. Э. Мандельштам, С. П. Бобров и др.), с третьей — на ГАХН (Г. Г. Шпет, Ярхо, Р. О. Шор), в результате чего деятельность МЛК около 1925 прекращается. МЛК в известном смысле (через Якобсона и Н. С. Трубецкого) — предтеча Пражского лингвистического кружка.

Литература:

Винокур Г., Моск. лингвистич. кружок, «Науч. известия Академич. центра Наркомпроса», сб. 2, М., [1922];

Томашевский и Моск. лингвистич. кружок, в кн.;

Труды по знаковым системам, в. 9, Тарту, 1977.

Д. Д. Ивлев.

«МОСКОВСКИЙ ЛИТЕРАТОР»

«МОСКОВСКИЙ ЛИТЕРАТОР» - «МОСКО́ВСКИЙ ЛИТЕРА́ТОР», еженедельная газета правления и парткома Московской писательской организации СП РСФСР. Выходила в 1956 — 1962; издание возобновилось в 1979 в Москве. Печатает информацию, произведения московских авторов.

«МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ»

«МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» - «МОСКО́ВСКИЙ ТЕЛЕГРА́Ф», русский литературный и научный журнал. Издавался в Москве (раз в две недели) в 1825 — 1834 Н. А. Полевым (совместно с братом К. А. Полевым). До начала 30‑х гг. критический отдел в журнале вел П. А. Вяземский, печатались А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер и др.; литературная программа «М. т.» отмечена романтическими тенденциями, выступлениями против нормативной эстетики классицизма. С начала 30‑х гг. группа Вяземского — Пушкина отошла от журнала; основными авторами стали А. Ф. Вельтман, И. И. Лажечников, Н. Ф. Павлов. «М. т.» был закрыт по распоряжению Николая I — за отрицательный отзыв Н. А. Полевого о казенно-патриотической пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла».

Литература:

Татаринова Л. Е., Журнал «Московский телеграф» (1825 — 1834), [М.], 1959.

МОТИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОХАМЕД ИБРАХИМ «ХАДРАУЭ»

МОХА́МЕД ИБРА́ХИМ «ХАДРА́УЭ», современный поэт Сомали.

Предыдущая страница Следующая страница