Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Б" (часть 6, "БИБ"-"БОГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 6, "БИБ"-"БОГ")

БИБЛИОФИЛИЯ

БИБЛИОФИЛИЯ (греч. - буквально - любовь к книгам) - собирание книг, особенно редких. Интересы и вкусы библиофилов чрезвычайно разнообразны (собирают книги: старинные, первопечатные, редкие, о предметах специальных, издания одного определенного автора или издательства и т. д.). Библиоман, в противоположность библиофилу, интересуется не содержанием книги, а другими ее сторонами, гл. обр. внешними.

Библиография:

Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924; Куфаев М. Н., Б. и библиомания, Л., 1927.

БИБЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИДАСАРИ

БИДАСАРИ - см. Малайская литература.

БИКОНСФИЛЬД

БИКОНСФИЛЬД - см. Дизраэли.

БИЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ

БИЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Владимир Наумович (1885-) - драматург. Р. в бедной еврейской семье. Шестнадцати лет вышел в море юнгой. Проплавал 8 лет матросом парусных и паровых судов торгового флота России и Англии. В 1911 сошел на берег в С. Ш. Америки, где до 1917 жил трудом чернорабочего, перепробовав много «черных» профессий. После Февральской революции, в июле 1917, приехал в Москву, где был мобилизован в армию (56-й полк); в Октябре 1917 принимал активное участие в московских боях. С 1917-1923 - член исполкома Моссовета, председатель горкома РКП(б) г. Симбирска (ныне Ульяновск), член Кубано-черноморского областного комитета ВКП(б). С 1923 занят исключительно драматургической работой. К литературному творчеству Б.-Б. подошел без воспринятых литературных традиций, без достаточного усвоения буржуазного литературного наследства. Сама жизнь, напряженная общественно-партийная работа в Ульяновске (Симбирске) толкнула его к драматургической деятельности: - он практически столкнулся в провинции с недостатками, чуждостью по отношению к современности театрального репертуара. Б.-Б. принадлежит целый ряд пьес: «Бифштекс с кровью», «Эхо», «Лево руля», «Шторм», «Штиль», «Луна слева». Основная черта их - четкий классовый подход к разрешению драматических коллизий. Вместе с тем на всех его пьесах лежит печать драматургической, литературной недоработанности и известной примитивности в развитии действия. Безусловно историческую роль в развитии советского театра сыграла постановка «Шторма». Эта драма положила у нас начало современному коммунистическому репертуару. Успех «Шторма», по настоящему волновавшего аудиторию своим, близким, кровно пережитым (повседневная, героическая работа укома, сыпняк, субботники, дезертирский бунт и пр.), способствовал постановке в филиале академического Малого театра пьесы «Лево руля», - начало левого крена этого театра.

Б.-Б. - драматург, рожденный революцией, не имевший в прошлом возможности овладеть драматургическим наследием. Отсюда его основной плюс - огромная революционная напряженность - и минус - некоторая примитивность творчества.

БИЛЬДЕРДЕЙК

БИЛЬДЕРДЕЙК Виллем (Willem Bilderdijk, 1756-1831) - известный нидерландский писатель; сын податного контролера. Бильдердейк воспитывался в строго кальвинистическом и реакционном духе, работал сперва в конторе отца, затем получил высшее юридическое образование и в течение долгих лет был адвокатом в Гааге. Ярый враг французской революции, он был выслан из Голландии и с 1795-1806 находился в эмиграции. После возвращения династии принца Оранского он получал пенсию.

Произведения Б. очень многочисленны и охватывают почти все области литературного творчества: лирику, дидактическую поэзию (De kunst der poëzy, 1809; De Mensch, 1804-1805; De ziekte der geleerden, De geesteswareld, 1817; De Echt, 1812; De dieren, 1817), эпос (Elius, 1786; Urzijn en Valentijn, 1795; De ondergang der eerste wareld, 1809) и драму (Floris V, Willem van Holland, Kormak - все три 1808). Б. принадлежит ряд научных трудов, между прочим голландская грамматика, трактаты по геологии и ботанике и история Нидерландов в 13 тт. Произведения Б. очень неравноценны: лучше его короткие, импровизованные стихотворения, хуже его драмы: роли действующих лиц соединены механически, развитие действия не является психологически мотивированным; недостает строго продуманного плана и проведения его в деталях. Единственным источником поэтического творчества Б. считал чувство: «поэзия - это чистое излияние сердца». В его лирике очень много сентиментализма, самосозерцания и самообожания. По стилю произведения Б. являются лучшими образцами на нидерландском яз.; устраняются последние остатки классицизма и вводятся некоторые новые элементы романтизма (Байрона); по содержанию почти все произведения Б. представляют собою сплошную полемику со всеми новыми, прогрессивными проявлениями в науке, искусстве или политической жизни. Б. выражает стремления реакционных слоев ослабевшей уже в это время голландской буржуазии и землевладельцев, мечтавших о возврате потерянного могущества путем организации сильной национальной власти. Б. всю жизнь боролся не только против идей Великой французской революции, но и против нового искусства в Англии, Франции и особенно Германии.

Б. целое столетие считался значительнейшим нидерландским писателем XIX в.; этой преувеличенной оценке не мало содействовала его биография, написанная его другом и таким же реакционным писателем Да Костой (1859). Конец этому культу положило лишь революционное литературное движение 80-х гг.

Библиография:

I. Собр. сочин. Б., Dichtwerken, Haarlem, 1856-1857, 15 тт.

II. Зотов В. Р., в «Истории всемирной литературы», т. IV., СПБ., 1882; Там же, отрывки из стихотворений; Всеобщая история литературы, Под редакцией В. Корша, т. IV, СПБ., 1889; Wap I. I., B., Leiden, 1874; Kollewijn K. A., B., zijn leven en zijn werken, Amst., 1891; Kuyper A., B., en zijne nationale beteekenis, Amst., 1906; Bawinck H., B., als denker en dichter, Kampen, 1906; van Elring G., B., Den Haag, 1908.

БИЛЬЗЕ

БИЛЬЗЕ Фриц-Освальд (Bilse, 1878-) (псевдоним Фриц фон-дер-Кюрбург) - немецкий романист и драматург. Его роман «Aus einer kleiner Garnison» (1903) (в русск. перев. «Из жизни маленького гарнизона» или «В пограничном гарнизоне», разные издания в СПБ. и М. в 1904-1905) привлек к себе большое внимание, вызвал судебный процесс. Переведен на многие европейские яз. Драмы его - «Wahrheit» (1904), «Das blaue Schloss» (1904), «Fallobst» (1904). Из произведений Б. последнего времени известны его романы: «Gottes Muhlen» (1924), «Die schwarze Welle» (1925).

БИНКИС

БИНКИС К. - современный литовский поэт-футурист, глава литовского футуризма, редактировавший журнал «Четыре ветра». Отдельными изданиями вышли: «Стихотворения» - сборник; «100 песен» - сборник стихов.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - см. Методы литературные.

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ - см. Жанры, Методы литературные и Мемуары.

БИРБАУМ

БИРБАУМ Отто Юлиус (Bierbaum, 1865-1910) - немецкий писатель. Один из основателей и руководителей журналов: «Freie Buhne» (1892-1894) (переименов. в «Neue deutsehe Rundschau»); «Pan» (1895); ред. «Der Moderne Musenalmanach» (1891-1894); «Goethe-Kalender» (1905). Лирика Б. («Irrgarten der Liebe», 1895, 1900, 1901; «Erlebte Gedichte», 1892 и др.) ассоциируется по своему наивному жизневосприятию и музыкальности с лирикой миннезингеров. Из беллетристических произведений Б. выделяются: «Die Schlangendame» (1896); «Stile» (1897, 27-е изд., 1923), в к-рых высмеивается филистерство и блестяще изображена студенческая и литературная богема; 3-томный роман «Prinz Kuckuck»; «Das Leben eines Wollustlings» (1907-1908, 33-е изд., 1922). Русск. перев.: «Странные истории» и «Студенты» (рассказы), М., 1913, «Универс. б-ка».

Библиография:

Schien E., O. J. B., 1903.

БИРБОМ

БИРБОМ (Max Beerbohm, 1872-) - современный английский писатель, мастер пародии. В своей «The Happy Hypocrite» (Счастливый лицемер, 1897) он пародирует «Tales» (Сказки) Уайльда. В сборнике «Christmas Garland» собран целый ряд пародий на Гелсуорси, Беннетта, Киплинга, Уэльса, Конрада, Честертона, Гарди и др. корифеев современной английской прозы. Более сложен и изощрен по своему построению его роман «Zuleika Dobson» (1911), где героями являются писатели в процессе творчества. Из других книг Б. наиболее выдаются «Seven Men» (1919), «And Even New» (1920).

Библиография:

Mais S. P. B., Some modern authors, 1923, статья о Б.

БИРМИНГАМ

БИРМИНГАМ Джордж (George Birmingam, 1865-) - псевдоним современного английского юмориста и романиста Дж. О. Хэнни (James Owen Hannay), известного по авантюрному роману «Spanisch Gold», (Испанское золото, 1908), перев. на русск. яз.

БИРС

БИРС Амброз (Ambrose Bierce, 1842-1914) - значительнейший после Эд. По американский писатель «страшного» жанра (предшественники Б. - Ч. Браун, Н. Хоторн, Ф.-Д. О’Бриен (см.)). В течение гражданской войны Б. был в рядах армии северян, затем занимался журналистикой. В 1913 он исчез из Нью-Иорка и лишь через несколько месяцев от него было получено письмо из Чихаагуя. После этого о судьбе Б. не было никаких достоверных сведений. Только в 1924 стало известно, что он был расстрелян как шпион по распоряжению генерала Вилла, в армии к-рого он находился.

«Словарь дьявола» (The Devil’s Dictionary, 1888-1903) Б. показывает, что он мог бы стать выдающимся сатирическим писателем (выдержки напечатаны в № 1 «Вестника иностранной литературы» за 1928). Но Б. - непримиримый противник социализма, был художником упадочнических слоев деклассированной интеллигенции, и социальная беспочвенность этой группы стала препятствием для дальнейшего развития Б. как писателя-сатирика. В двух сборниках рассказов: «В середине жизни» (In the Midst of Life, 1891) и «Могут ли быть такие вещи?» (Can such things be, 1894) проявляется исключительное мастерство Б.-новеллиста. Взяв заглавие первой книги из фразы «В середине жизни мы находим смерть», Б. в своих рассказах обращается исключительно к сверхестественному и кошмарному; в действительности он видит только смерть и разрушение. Лишь иногда Б., как По и О’Бриен, дает описываемым им необычайным происшествиям реалистическое обоснование.

После Б. «страшный» жанр в американской литературе уже не имел сколько-нибудь значительных художников; писатели-упадочники, попрежнему обращаясь к кошмарным сторонам действительности, уже не прибегали к сверхестественному их объяснению (Ш. Андерсон (см.) и др.); это явилось следствием укрепления их связи с действительностью и общего усиления реалистических и социальных тенденций в американской литературе.

При жизни Б. не пользовался популярностью, был вынужден сам издавать свои книги, но после смерти не только американская, но и западная критика стала проявлять к нему усиленный интерес, и его произведения были переизданы.

Библиография:

I. Русск. перев.: Происшествие на мосту через Совиный ручей (An occurence at Owl Creek Bridge), сб. «Американская новелла», СПБ., 1923; Настоящее чудовище (In the Midst of Life), Л., 1926; Страж мертвеца, «30 дней», 1926, № 2, с заметкой о Б. Вл. Азова.

II. Синклер Э., Искусство Маммоны, Л., 1926; O’Brien E. L., The advance of the Amer. Short Story, N.-Y., 1923; De Castro A. D., Portrait of A. B., N.-Y., 1929.

БИРЮКОВ

БИРЮКОВ Павел Иванович (1860-) - биограф и последователь Л. Н. Толстого, из дворянско-поместной семьи. Автор четырехтомной биографии и редактор полн. собр. сочин. Л. Н. Толстого в изд. Сытина (1912-1913). Долгое время заведывал издательством «Посредник», основанным Л. Н. Толстым и В. Г. Чертковым. В 1897 за составление (совместно с В. Г. Чертковым и И. М. Трегубовым) воззвания о помощи гонимым духоборам, к которому Л. Н. Толстой написал послесловие, Б. был по 1907 выслан за границу, где вместе с В. Г. Чертковым издавал сб. «Свободное слово» и журнал «Свободная мысль», в которых печатались запрещенные в России произведения Л. Н. Толстого и др. писателей. После 1905 Б. начал наезжать в Россию, а с 1920 живет здесь безвыездно. Основная работа Б. - 4-томная биография Толстого, заключает в себе обильный материал, касающийся жизни, личности и творчества Л. Н. Толстого. Здесь впервые были опубликованы многие письма Толстого, отрывки до сих пор ненапечатанных дневников, личные «воспоминания детства» и т. д. Главные дефекты, значительно понижающие научную ценность капитального труда Б. - это недостаточно критический анализ истории творчества и чисто иконописное изображение самой личности Толстого.

Библиография:

I. Биография Л. Н. Толстого, т. I, М., 1906; т. II. М., 1908; т. III, М., 1922; т. IV. М., 1923; Краткая биография Л. Н. Толстого, М., 1908.

II. О Б.: Горбунов-Посадов И. И., О моих учителях и товарищах по работе, сб. «Сорок лет служения людям», М., 1925, и др.

БИСПЕЛЬ

БИСПЕЛЬ (среднев. нем. bispel - новонемецк. Beispiel) - форма средневековой немецкой дидактической поэзии - изложенная в двустишиях краткая притча (см.) о людях, животных или растениях, сопровождаемая более обстоятельным обобщением и поучительным истолкованием. Важнейшие представители этого дидактического жанра - Стрикер (Stricker, серед. XIII в.) и Марнер (Marner, кон. XIII в.) - стоят на грани рыцарского миннезанга (см.) и бюргерского мейстерзанга (см.).

Библиография:

Jensen L., Ueber den Stricker als Bispeldichter, Mrb., 1885; Blumenfeld A., Die echten Tier- und Pflanzenfabeln des Stricker, B., 1916.

БИТТИ

БИТТИ (James Beattie, 1735-1803) - английский поэт, родом шотландец; примыкает к сентиментализму (см.). Главное произведение Б. - поэма «The minstrel or the progress of genius» (Менестрель или странствование гения, 1773-1774).

БИХБУДИ

БИХБУДИ Мухаммед ходжа (1874-1919) - узбекский писатель, публицист и педагог, основоположник новой узбекской литературы; из духовенства. Свою публицистическую деятельность Б. начинает с 1901. Сперва Б. пишет учебники на узбекском и персидском яз. В 1913 в г. Самарканде издает газету «Самарканд», затем журнал «Айна» (Зеркало). Б. написал пьесу, первую на узбекском яз., из жизни узбеков: «Пэдэр Гуш» (Отцеубийца); он считается отцом узбекского театра. Февральскую и Октябрьскую революции Б. встретил сочувственно и начал работать с советской властью; 25 марта 1919 был захвачен чиновниками бухарского эмира и зверски убит.

Библиография:

Саади А., Б. и писатели вокруг него, газ. «Туркестан», №№ 207-208 (на узб. яз.); Самойлович А., проф., Литература тюркских народов, сб. «Литература Востока», вып. 1, П., 1919; Газ. «Зеравшан» (на узб. яз.), № 32 (посвященный Б.), Самарканд, 1923.

БИЧ

БИЧ Рекс (Rex Beach, 1887-) - современный сев.-американский романист и драматург. Пионер в Клондайке, Б. пишет преимущественно о жизни золотоискателей и авантюристов. Лучшие романы: «The Barrier» (1907); «The Iron Trail» (1913); «Heart of Sunset» (1915); на русск. яз. перев. «The Spoilers» (1906) под названием «Хищники Аляски» (1924).

БИЧЕР СТОУ

БИЧЕР СТОУ Гарриет-Елизавета (Beecher Stowe, 1811-1896) - американская писательница, поборница освобождения негров от рабства. Р. и выросла в пасторской, аболиционистски настроенной семье. Отец писательницы, Лиман Бичер, неоднократно скрывал у себя в доме беглецов-негров. Муж писательницы, Стоу, был преподавателем богословия. От начала и до конца жизни она оставалась все в той же религиозной, моралистически настроенной среде. Литературная деятельность Б. С. протекала в разгар аболиционистского движения в Америке. Аболиционизм зародился почти одновременно в Европе и в Америке в конце XVIII в. Между 30 и 60-ми гг. XIX в. аболиционисты делятся на сторонников принудительного освобождения негров и на лицемерно-прогрессивных проповедников добровольных реформ. Мелкобуржуазная, моралистическая двойственность аболиционизма отразилась и на литературой деятельности Б. С. После ряда повестей для детей, прошедших незамеченными, Б. С. в 1851-1852 напечатала свой лучший роман «Хижина дяди Тома» (Uncle Tom’s cabin). Первыми ценителями этого произведения были 10-12-летние дети писательницы, к-рым она читала роман в рукописи. «Хижина дяди Тома» - широкая картина рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, геройство черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов - все это волнующе ярко изображено Б. С. Роман проникнут христианской моралью. Негр Том терпеливо несет бремя рабства и молится за своих врагов. На всем произведении лежит печать христианского, пуританского «протеста». «Хижина дяди Тома» - страстный памфлет против рабства, но наряду с резкой проповедью против него в общественном плане - это попытка примирить рабов с господами в плане религиозном для романа характерны как зачатки здорового социального анализа, так и моралистическая сентиментальность. Писательнице было ясно, что рабство - только одна из форм эксплоатации слабых сильными, что победа масс неизбежна. Но Б. С. хочет, чтобы освобождение было достигнуто только мирным путем, при посредстве просвещения и христианской проповеди. Следует отметить, что Б. С. предвидела сохранение фактического рабства после его формальной отмены. «Рабовладелец может забить до смерти непокорного раба, капиталист же уморит его голодною смертью». - Роман вызвал сочувствие одних общественных кругов и негодование других. Он был переведен на двадцать языков и разошелся в миллионах экземпляров. Хотя тема его и не отличалась новизной, все же эмоционально-насыщенный роман Б. С. наиболее удачно отвечал настроениям и духу времени. Ее упрощенная, построенная на контрастах манера стала типичной для ряда обличительных произведений Америки в позднейшие десятилетия, вплоть до Э. Синклера, считающего «Хижину дяди Тома» образцом социально-действенной литературы (см. его «Испытания любви»). В год издания роман был переделан (не Б. С.) в пьесу; инсценировка имела огромный успех (150 постановок сряду в Нью-Иорке). В 10-х гг. тек. столетия роман переработан и в кино-фильм, довольно популярный в свое время. Переделки «Хижины дяди Тома» не сходят со сцены и до сих пор. Отслужив свою общественную службу, «Хижина дяди Тома» стала излюбленным детским чтением. - Дальнейшая литературная деятельность Б. С. не представляет особого интереса. Она осталась горячей противницей рабства, поборницей женского равноправия, и в то же время проповедницей христианской морали, переходящей в узкий пуританизм. Особенным ханжеством отличались ее статьи об интимной жизни Байрона («The true story of Lady Byron’s Life» - «Истинная история леди Байрон», 1860, и «Lady Byron vindicated» - «Леди Байрон оправдана» - ответ на протесты со стороны друзей Байрона).

«Хижина дяди Тома» многократно переводилась на русский яз. (перев. А. Н. Анненской, З. Н. Журавской, А. А. Рагозиной, обработка Леонтьевой и др.) и появлялась в разного рода переделках и сокращениях. Хотя книга Б. С. переиздавалась и советскими издательствами, - вряд ли следует признать ее желательной для советского подростка: сила реалистического изображения рабства нейтрализуется религиозным разрешением конфликта, характеры эскизны, по тону и темпу роман выпадает из стиля нашей эпохи.

Библиография:

I. Кроме уже названных, укажем еще след. произведения Б. С.: «Dread; a tale of the great dismal swamp», 2 т., 1856, русск. перев. Бутузова под заглавием «Жизнь южных штатов», СПБ., 1872. В нем изображается борьба негров о рабовладельцами; «The minister’a wooing», 1859, в русск. перев. «Невеста священника», 3 ч., СПБ., 1861; «Old Town Folks», в русск. перев. «Ольдтоунские старожилы», СПБ., 1871; «Мы и наши соседи или летопись немодной улицы в Нью-Иорке», 2 ч., СПБ., 1875; «James G. Birney» (Джемс Бирней) и др. Из произведений для юношества известны: «Прелесть что за девушка», М., 1871, или «Цветок полевой и цветок оранжерейный», М., 1879; «Летун». Б. С. написала также много стихотворений, преимущественно религиозного содержания. Полное собр. сочин. Б. С. издано в 17 тт., Riverside Edition, Boston, 1897.

II. Сысоева Е. А., Жизнь Г. Б. С., СПБ., 1900; Соболев М. В., Справочная книжка по чтению детей, М., 1903; О детских книгах, М., 1905; Рубакин Н. А., Среди книг, т. I, М., 1911; Иванов Н. И., Учитель взрослых и друг детей (Б. С.), Биографический очерк, М., 1914; Желобовский И., Рубцова и др., Детская литература, М., 1927; Stowe Charles Edward, Life of H. B. S. Compiled from her letters and journals by her son Charles Edward Stowe, Boston, 1890; Mc. Cray F., Life and work of the author of «Uncle Tom’s Cabin», L., 1890; Tields Annie, Life and letters of H. B. S., Boston, 1897; Stowe C. E. and B. L., H. B. S., the story of her life, Boston, 1911; Chambers, Cyclopaedia of English literature, v. III, L., 1922.

БЛАГОДАТНЫЙ

БЛАГОДАТНЫЙ Нерсес (1173-?) - один из отцов армянской церкви. Оставил много литературных произведений как лирических, так и эпических, собранных в одном томе, написанных на древнеклассическом армянском яз. Б. относится к числу позднейших гимнотворцев «Шаракана» (см.). Особенно выделяется его лирическая поэма «На взятие Эдессы» (в подлиннике около 4 000 окончаний на одну и ту же рифму).

Библиография:

Поэзия Армении, под редакцией В. Брюсова, М., 1916.

БЛАГОЙ

БЛАГОЙ Дмитрий Дмитриевич (1893-) - соврем. литературовед-социолог.

Библиография:

Главные работы: Тютчев, его читатели и критики, «Тютчевский сборник», П., 1923; Тургенев - редактор Тютчева, сб. «Тургенев и его время», Под редакцией Н. Л. Бродского, М., 1923; Мураново, М., 1925; Миф Пушкина о декабристах, «Печать и революция», кн. 4 и 5, 1926; Классовое самосознание Пушкина, М., 1927; Евгений Онегин, опыт социологического анализа, «Родн. яз. в школе», кн. 5 и 6, 1927; А. Блок и А. Григорьев, сб. «О Блоке», изд. «Никитин. субботн.», М., 1929, и др. см. Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928.

БЛАГОНАМЕРЕННЫЙ

«БЛАГОНАМЕРЕННЫЙ» - журнал, издававшийся председателем Вольного общества любителей русской словесности А. Е. Измайловым с 1818 до 1826. Строгой программы Б. не имел. Литературный отдел пополнялся случайными произведениями самих подписчиков. Характерными для Б. были отделы: смесь, благотворительность и особенно театральная критика. Книжки выходили крайне неаккуратно, а в последние годы часто вовсе не выходили. Тем не менее, благодаря легкости изложения и занимательности содержания, а главное - невзыскательности публики, Б. продержался почти 9 лет.

БЛАЙНД

БЛАЙНД Гарри (Harry Blind, XV в.) (Слепой Гарри) - шотландский поэт. Ни происхождение, ни время и место рождения неизвестны. Известно только то, что он был слеп с детства. Б. создал поэму в 11 858 строк и всюду выдержал десятислоговой размер. Бродил всю жизнь по Шотландии с поводырем и кормился от рассказывания своей поэмы целиком и частями. Он хранил в памяти произведение, в к-ром было бесчисленное множество сцен, характеров и описаний. Записана она была со слов автора писцом Рамсэем. Поэма эта («Похождение сэра Вильяма Волласа») популярна в шотландском крестьянстве до сих пор; на ней воспитывался крупнейший поэт Шотландии Роберт Бэрнс (см.).

БЛАНКО-ФОМБОНА

БЛАНКО-ФОМБОНА Руфино (Rufino Blanco Fombona, 1874-) - выдающийся венецуэльский писатель. Один из крупнейших представителей литературного американизма - направления, отстаивающего национальную самобытность испано-американской литературы и часто связанного с борьбой против империализма САСШ. Б. Ф. весьма многим обязан французской литературе, в частности Бальзаку, Флоберу, Гонкурам и Мопассану. Наиболее известны его романы: «El Hombre de hierro» (1916); «La Mitra en la mano» (1927); сборник рассказов «Cuentos americanos» и исследование: «La Evolucion politica y social de Hispano-America» (1911).

Библиография:

Blanco A. G., Escritores representativos de America, Madrid, 1917; Garcia Godoy F., Americanismo literario, Madrid, 1918.

БЛАНШ

БЛАНШ Август Теодор (Blanche, 1811-1868) - шведский драматург и беллетрист. Из его драматических произведений большой популярностью пользовались монологи: «Den gamle skadespelaren» (Старый актер, 1845) и «Den gamla aktrisen» (Старая актриса, 1846); известны также его: драма из народной жизни «Lakaren» (1845) и историческая драма «Engelbrekt och hans dalkarbar» (1846). Из его беллетристических произведений наиболее удачны повести, изображающие стокгольмскую жизнь: «Taflor och berattelser ur Stockholmslifvet» (1845; 1856-1857), «Bilder ur verkligheten» (1863-1865). Б. считается основателем особого жанра повествования, выражающегося в мастерском сочетании краткого анекдота с меткой характеристикой персонажей. Его большие романы написаны под влиянием французской школы Сю и Дюма-отца (см.). Лучший роман Б. «Sonen af Soder och Nord» (1851).

Библиография:

I. Собр. сочин. в 15 тт. «Samlade arbeten», Стокг., 1869-1872.

II. Hedberg F., журн. «Svea», 1870 и «Kritiska studier», 1872.

БЛАСКО ИБАНЬЕС

БЛАСКО ИБАНЬЕС Висенте (Vicente Blasco Ibañez, 1867-1928) - один из популярнейших современных испанских писателей, хорошо известный и в России по переводам его многочисленных романов. Родился в семье негоцианта, должен был стать коммерсантом. Семнадцати лет бежал из дому и занялся журналистикой, бедствуя и голодая (эта пора его жизни изображена им затем в ром. «La horda»).

Первый роман его «Arroz y tartana» (Бесшабашная жизнь) появился в 1894, но прошел незамеченным, как и следующий «Flor de Mayo» (1895), ныне всемирно известный. Славу Б. И. завоевал своим романом «La barraca», переведенным тотчас же на французский язык. С тех пор Б. И. напечатал свыше тридцати романов, ряд сборников рассказов и новелл, несколько описаний своих путешествий, перевел на испанский яз. много произведений европейской художественной и исторической литературы. Наряду с литературной деятельностью Б. И. вел энергичную и упорную общественно-политическую работу, неизменно защищая и пропагандируя программу республиканско-демократической партии. Свыше тридцати раз, несмотря на звание депутата, он подвергался тюремному заключению, несколько раз высылался из Испании, пока в 1923, после утверждения диктатуры Примо де Ривера и разгрома республиканской партии, не эмигрировал во Францию. Оттуда, в сотрудничестве с рядом эмигрантов-республиканцев, Б. И. вел энергичную борьбу с фашистским режимом в Испании; выпустил, в частности, нашумевший политический памфлет «Разоблаченный Альфонс XIII».

Романы Б. И. можно разбить на следующие группы: 1. бытовые романы, рисующие жизнь и труд населения провинции Каталонии (родина писателя). Наиболее известны из них: «Arroz y tartana» (Бесшабашная жизнь, 1894), «La barraca» (Проклятый хутор, 1898), «Entre Naranjos» (В апельсинных садах, 1900) и «Canas y barra» (Тростник и ил, 1902); 2. социальные романы: «El catedral» (1903), «El intruso» (1904), «La bodega» (1905) и «La horda» (1906) (русские перев. под назв.: «Толедский собор», «Отцы иезуиты», «Винный склад», «Дикая орда»); 3. психологические романы, из к-рых наиболее значительны: «Sangre y arena» (Кровь и песок, 1908), «Los muertos mandan» (Мертвые повелевают) и «Luna Benamor»; 4. романы из эпохи империалистической войны: «Los catro jinetes de Apocalipsis» (Четыре всадника Апокалипсиса, 1916) и «Mare nostrum» (Наше море, 1918). Особняком стоит античный роман «Куртизанка Сонника».

По приемам своего письма Б. И. - типичный натуралист; французская критика считает его подражателем Золя. В сравнительно отсталой экономически Испании в 90-х гг. прошлого столетия и в начале XX в. не было еще налицо тех социально-экономических условий, при которых могло бы создаться утонченное «модернистское» искусство (оно явилось позже, в лице Пио-Бароха (см.)). Эстетика Б. И. диаметрально противоположна эстетике модернистов. Он видит цель искусства в возможно точном и всестороннем изображении внешней среды, в которой живут и действуют отдельные личности и народные массы. Жанровые картины быта - одна из самых сильных сторон творчества Б. И. Подобно Золя, он всесторонне, почти научно изучает темы своих произведений. Б. И. - яркий представитель испанской либеральной мелкой буржуазии. Этим объясняется обличение в его произведениях «болезней» современной Испании, в особенности столь ненавистного Б. И. клерикального режима. Этим же обусловливается интерес Б. И. к изображению трудящихся классов в своих романах (крестьянство, рыбаки, рабочие и т. д.) и социальных низов столичных центров. Наиболее удачны у Б. И. страницы, посвященные психологии масс: психические токи, возникающие среди зрителей боя быков («Кровь и песок»), среди молящегося населения гибнущего города («В апельсинных садах»), наконец, среди охваченного восстанием народа («Винный склад», «Вторжение») - изображены у Б. И. с мастерством, не уступающим Золя. С другой стороны, любимой темой Б. И. является борьба сильной и свободомыслящей личности против гнета бытовых и социальных условий. Эти личности - или предприниматели, добивающиеся богатства и могущества, или завоеватели политической власти, или наконец артисты и художники. Б. И. - романтик индивидуализма, в плане к-рого он разрешает все социальные и психологические конфликты в своих романах. В этом отношении Б. И. - наследник испанских революционно-буржуазных традиций начала XIX в.; при блестящем знании и понимании родного быта, национальной психологии всех классов испанского общества он все же не сумел распознать в современности основных путей социальной борьбы. Новеллы Б. И. («Должностное лицо» и др.) - обычно психологические этюды, изображающие острые душевные конфликты; динамичность фабулы, как и везде у Б. И., не играет большой роли.

Б. И. был одним из тех представителей либеральной европейской интеллигенции, к-рые по почину Ромэна Роллана, Анри Барбюса и др. выступили с воззванием в защиту Советской республики; он никогда не упускал случая выразить свое сочувствие Октябрьской революции.

Библиография:

I. Полн. собр. сочин., изд. «Современные проблемы» (16 тт., М., 1910-1912) и «Сфинкс» (16 тт., М., 1910-1911). Многие его произведения («Проклятый хутор», «Мертвые повелевают», «Вторжение», «Кровь и песок») издавались отдельно (в изд. Антик, «Всемирная литература», «Мысль», «Космос», Гиз и др.). Позднейшие изданы Гизом и др.: Разоблаченный Альфонс XIII, Гиз, М., 1926; Валенсианские рассказы, «Всемирн. литература», П., 1919; Солнце мертвых, перев. Д. Выгодского, Гиз., М., 1926; Земля для всех, перев. его же, изд. «Книжные новинки» Л., 1926; В апельсинных садах, перев Т. Герценштейн, М., 1927.

II. Дионео, Б. И., «Русское богатство», кн. 6 и 7, СПБ., 1910; Фриче В. М., Б. И., «Новый журнал для всех», кн. XXIX, СПБ., 1911; Игнатов С., Б. И. в русск. переводах, «Печ. и рев.,» 1927, IV; Выгодский Д., Б. И., «Звезда», 1928, II; Zamocois E., Mis contemporaneos (Мои современники), B. J., Madrid, 1910 (есть русск. перев.); Pitollet C., V. B. J., ses romans et le roman de sa vie, P., 1921.

БЛАУМАН

БЛАУМАН Рудольф (Blaumans Rudolfs, 1863-1908) - латышский писатель-реалист. Начал писать в немецкой газете «Zeitung für Stadt und Land» (постоянным сотрудником). В 1901-1903 Б. редактирует сатирический отдел прогрессивной «Петербургской газеты» (Peterburgas Awises). С 1906 работал в редакции левобуржуазной газеты «Latwija».

Отсутствие широкого общественного кругозора, четкой идеологической установки чувствуется не только в газетных фельетонах, но и в художественных произведениях Б. Лучшие из его новелл: «Болотистой тропой», «В тени смерти», «Рауду-пиэте», «Андриксон» и др.; пьесы: «Блудный сын», «В огне», «Индраны», «Субботний вечер». Бытописатель крестьянской усадьбы конца XIX и начала XX в., Б. завершает целый исторический период в латышской литературе, когда под давлением общественной ломки, вызванной развитием капиталистической промышленности, наивный полунатуралистический бытовой реализм вытесняется углубленным социальным реализмом. В мастерских зарисовках будничных крестьянских драм и трагедий Б. показал, как слабеет сила традиционных этических норм, как тускнеет бытовая идиллия патриархальных отношений, но вскрыть социальные корни совершающихся процессов и дать перспективу дальнейшего развития он все же не смог. Идеолог крупного крестьянства борется в нем с художником, любовно запечатлевшим веяния новой эпохи в образах своенравных бунтарей против патриархального быта и его догматической морали.

Библиография:

I. «Под сенью смерти», сб., М., 1928; Переводы в «Сборнике латышской литературы», 1917; Полное собр. сочин. Б., 10 тт., Рига, 1926.

II. Upits Andrejs, Latweeschu jaunakas rakstneezibas wehsture, Рига, 1921; Klusais, Peezihmes par latweeschu ideologijas wehsturi, M., 1925.

БЛЕЙБТРЕЙ

БЛЕЙБТРЕЙ Карл (Bleibtreu, 1859-) - немецкий писатель, представитель раннего натурализма, основатель главного органа движения «Die Gesellschaft», один из основателей «Deutsche Buhne», автор известной брошюры «Revolution der Literatur» (1886), где дана программа натуралистической школы. По форме Б. никогда не был настоящим натуралистом, но ряд его рассказов («Kraftkuren», 1885; «Schlechte Gesellschaft», 1885, и «Grossenwahn», 1888) на социальные темы написаны в духе этого направления. В многочисленных романах и драмах Б. характерны стремления к сверхчеловеческому (под влиянием философии Ницше), к господству над окружающим (Кромвель в «Eine Faust der Tat», Цезарь Борджия в «Damon», Наполеон в «Der Imperator» и др.), пристрастие к военным темам («Dies irae», 1882, о битве при Седане и др.). Лирические произведения Б.: «Lyrisches Taschenbuch» (1884); «Lieder aus Tirol» (1885); «Welt und Wille» (1886). Наибольший интерес представляют его исторические драмы и произведения на военные темы. В 80-х гг. Б. написал «Geschichte der englischen Literatur im XIX Jahrh.» (1887, 2 тт.). Б. принадлежит также книга о Байроне («Byron, der Uebermensch»). Он первый высказал предположение, что одним из авторов шекспировских пьес является граф Ретлэнд (см. Шекспир).

Библиография:

Автобиография в «Gesellschaft», 1887; Biesendahl K., K. B., 1891; Merian Hans, K. B. als Dramatiker, 1892.

БЛЕНТ

БЛЕНТ Вильфрид Скауэн (Wilfrid Scowen Blunt, 1840-1922) - английский поэт, упорно замалчиваемый английскими историками литературы. Б. - страстный проповедник национального освобождения народов Востока. Был также сторонником независимости Ирландии. Он не только пропагандировал национальное освобождение, но и сам принимал в нем активное участие. Борьбу Египта за независимость и захват его Англией он запечатлел в своей поэме «Ветер и вихрь» (Wind and Wirlwind). Его сатира «Прощенный Сатана» (Satan Absolved) направлена против капиталистического мира и по едкости и остроте насмешки приближается к «Бронзовому веку» и «Дон-Жуану» Байрона. Мотивы социальной лирики Б. родственны Байрону и Шелли, но в его эротической лирике много аналогичного придворной поэзии времен реставрации Стюартов. Оставленные им «Мемуары» и «Тайная история оккупации Египта» (Secret History of the British Occupation of Egypt) - яркая страница в истории английского империализма. Б. во многом напоминает Байрона: как и тот, он долго путешествовал по восточным странам, тяготел к их «неиспорченному» цивилизацией быту. Благодаря упорной борьбе Блента с английским империализмом творчество его упорно бойкотируется буржуазной критикой.

Полного собрания его сочинений до сих пор нет.

БЛИЗИНСКИЙ

БЛИЗИНСКИЙ Иосиф (Jozef Blizinski, 1827-1893) - польский драматург, большой знаток и яркий изобразитель шляхетской среды, ее вырождения. В 70-80-х гг. комедии Б. пользовались большим успехом. Главные произведения: «Kawaler marcowy» (1873), «Pan Damazy» (1877) (премирована, перепечат. в 1906); «Rozbitki» (1881); «Szach i mat» (1886); «Lekkoduch» (1887); «Chwast» (1890) и др. На русской сцене шла в свое время первая из приведенных пьес под заглавием «Не велик узелок, но туго затянут». Собр. сочин., Львов, 1882 и 1890.

БЛОК А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛОК Ж.-Р.

БЛОК Жан-Ришар (Jean-Richard Bloch, 1884-) - французский писатель. Первым литературно-общественным выступлением Б. были статьи в основанном им журнале «L’Éffort» - «Усилие» (начал выходить в 1910, позже переименован в «L’Éffort libre»). Молодой автор со всей страстностью обрушивался на капиталистическую действительность, разоблачал с чрезвычайной решимостью разлагающуюся буржуазную культуру. Статьи собраны в книге, имеющей характерное заглавие «Le Carnaval est mort» (Карнавал умер, 1920). Неудовлетворенность Б. была чрезвычайно обостренной, но она не сочеталась с активным революционным стремлением. Положительная программа Б., к-рую он противопоставлял своему сокрушающему отрицанию, сводилась к пропаганде очень неясной «новой веры» и новой «революционной цивилизации». Эта характерная двойственность присуща Б. на всем протяжении его творческого пути. Она отличает его и в последние годы, обнажая природу его радикализма. Б. очень давно понял, что буржуазная цивилизация есть цивилизация сгнивающая, но он до сих пор не решается сделать из этого революционного вывода. Он колеблется, оставаясь в плену мелкобуржуазной идеологии. В 1912 Б. опубликовал первый сборник рассказов «Lévy», книгу бытовых изображений, отразившую пессимистическое мировосприятие автора «Мертвого карнавала». В «Lévy» мы встречаемся не только с реалистической манерой повествования (Блок - реалист исключительного полнокровия и свежести), но и с манерой иронического гротеска, к-рой пользуется автор для подчеркивания уродливости изображаемого. Роман «Et Compagnie» (1918), бесспорно самое значительное из произведений Б., заставляющее вспоминать о Бальзаке, посвящен характерной теме распада патриархальной предпринимательской семьи под напором новых форм капиталистического хозяйства (концентрированное крупное производство); историю последних могикан старой консервативной буржуазии Б. поднимает на уровень трагедии большого масштаба. Роман этот, не лишенный автобиографических черт, является не только огромной яркости социальным документом, но и поучительным свидетельством о классовых корнях автора. Книги «Sur un Cargo» (На грузовом пароходе, 1924) и «Locomotives» (1924) носят подзаголовок - «Voyages». Б. отдает здесь дань жанру, сделавшемуся модой. Отличающим «Путешествия» Б. качеством является обостренный интерес автора к технической, машинной, основе современной культуры. Б. с почти болезненной, нервной чуткостью относится к машинной сущности индустриальной эпохи, она покоряет его и страшит одновременно.

Роман «La Nuit kurde» (1925) - азиатская экзотика, сделанная без какой-либо назойливой крикливости, но с явной, подчеркнутой идеализацией материала, имеет характерное устремление - противопоставить дряхлой, обеспложенной Европе пробуждающийся, полный скрытых возможностей Восток. Пьеса «Le dernier Empereur» (Последний император, 1926) посвящена характерной теме: монарх, одержимый революционно-демократическими стремлениями, убеждается при попытках осуществить свои наивные идеалы, что он является только шутом на троне, игрушкой в руках класса эксплоататоров. Блестящий гротеск этот, то иронический, то подлинно трагический, - показателен; образ тщетного искателя, обреченного в своих стремлениях - сродни автору «Мертвого карнавала».

Библиография:

I. Lévy, 1912; Et Compagnie, 1918; Le Carnaval est mort, 1920; La Nuit kurde, 1925; Première journée à Rufisque, 1926.

II. Lalou René, Histoire de la littérature française contemporaine, 1924; Crémieux, B., Le XX siècle, Série 1-e, 1924; Kra Simon, Anthologie de la nouvelle prose française, P., 1926.

БЛУА

БЛУА Леон (Bloy, 1846-1917) - французский писатель. Близок к Вилье де Лиль-Адану (см.) и Барбэ д’Оревильи (см.); искал в догме и мифологии католицизма разрешения религиозно-философских и эстетических проблем, выдвинутых символизмом и декадентством. В обращении Б. к католицизму, в призыве к церковникам «побрататься» с «поэтами и художниками» чувствуется требование, чтобы служители веры поднялись до интеллектуального уровня служителей искусства, чтобы Мадонна католической церкви склонилась перед сложным и утонченным образом Бодлеровской Мадонны. Б. в статье «Трилистник отлученных» (1888) выступает ярым защитником писателей-католиков, отлученных от церкви: Барбэ дОревильи, Эрнеста Элло и Верлена (см.). Сочетание кощунства и святости, греха и раскаяния кажется Б. соответствующим духу «живой» католической церкви. Б. был по преимуществу полемическим писателем. Это свойство его дарования сказывается как в романах («Отчаявшийся» - история обращения проститутки в святую; «Кровь бедняка» - произведение, продиктованное «ненавистью к богатым»), так и в литературой критике, к-рая у Б. приобретает черты литературного памфлета (статьи о Гонкурах, Флобере и др.).

Библиография:

I. «An seuil de lApocalypse», P., 1916; «Billees et Porchairas», P., 1923; «La chenillere de la mort», P., 1896.

II. De Gourmont, Deuxieme livre des masques, «Mercure de France», P., 1898 (есть русск. перев.).

БЛУМФИЛД

БЛУМФИЛД Роберт (Robert Bloomfield, 1766-1823) - английский народный поэт, по профессии сапожник. Произведения его во многом навеяны Бэрнсом и Томсоном. Главные произведения: «The farmer’s boy» (1800); «Rural tales, ballads and songs» (1802); «Findings or news from the farm» (1804); «Wild flowers» (1806); «Hazlewood Hall». Собр. сочин. издано в 1814 и 1883. На русск. яз. перев. его «The farmer’s boy» (Сельский работник, М., 1809). Переписка Б. издана в 1871.

БЛЭК

БЛЭК Вильям (Blake, 1757-1827) - английский поэт, художник и гравер. Выходец из мелкой городской буржуазии, он своеобразно преломил два господствовавших в то время направления в художественной литературе, которые однако не поглотили его целиком. С одной стороны, готический романтизм с его «ужасами», к-рые Б. несколько смягчил, усилив, правда, элементы религиозной мистики. Это затмевалось фантастической романтикой Г. Вальполя (см.), А. Ратклиф (см.) и отчасти В. Скотта (см.). С другой стороны, у Б. - культ природы, но природа у него отвлеченная, он только мечтает о ней как житель города, но не живет среди нее; ярким красочным изображением природы Бэрнс (см.) и Вордсворт (см.) его превзошли. Из произведений Б. следует отметить его «Prophetical Books» - своеобразную мистическую «философию истории», «Poetical Sketches (1873), «Songs of Innocence» (1780) и «Songs of Experience» (1790) - книги его лирики. Для своих произведений он не находил издателя, несмотря на то, что как художник прекрасно их иллюстрировал. Свыше двухсот иллюстраций (большей частью гравюры на меди) украшают его произведения, составляя с ними одно неразрывное целое. Б. иллюстрировал, кроме того, и других поэтов, родственных ему по духу: «Могилу» Блэра, «Ночные думы» Юнга и др. Он исполнил 21 гравюру к Книге Иова и частью иллюстрировал Данте (см.). Б. в свое время был известен очень ограниченному кругу художественно образованных лиц. «Открыт» и оценен только в 60-х гг. прошлого века Свинбэрном (см.) и прерафаэлитами, на которых он оказал влияние своим творчеством - как поэт и художник, и мистической теорией искусства. Мистически настроенный буржуа почувствовал «духовное сродство» с непризнанным в свое время поэтом-мистиком.

Библиография:

Бальмонт К. Д., Горные вершины, М., 1904; Венгерова З., Литературные характеристики, кн. I, СПБ., 1897 (и в «Собр. сочин.», т. I, СПБ., 1913); Бальмонт К. Д., Из чужеземных поэтов, СПБ., 1909; Ellis E. J. and Jeats W. B., The Works of W. B., Poetic, Symbolic and Critical, a Memoir and Interpretation, 1893; Letters of W. B., ed. A. G. B. Russell, 1906; Poetical Works of W. B. ed. E. Ellis, 2 vv., 1906; ed. S. Sampson, Oxford, University Press, 1913; Swinburne Al., B., L., 1906; Kassner R., Die Visionäre Kunst-Philosophie des B., 1906; B. de Selincourt, B., L., 1907; Berger P., B., mysticisme et poésie, P., 1908.

БЛЭКМОР

БЛЭКМОР Ричард (Richard Blackmore, 1825-1900) - английский романист. Близок к Стивенсону. Автор авантюрно-сказочного романа «Lorne Doone» и мн. др.

БОБИНСКАЯ

БОБИНСКАЯ Елена (Helena Bobinska, 1887-) - польская пролетарская писательница. Основные произведения: «O szczsliwym chopcu», Warszawa, 1918 (готовится русск. издание), «Pionierzy» и «Sad», М., 1924. «Пионеры» вышли также на русском (1925), немецком (1926) и французском (1926) яз. Кроме того изданы на русском яз. «Маленькие рассказы» (1925) и «Стах» - книга о ребенке для взрослых.

БОБИНСКИЙ

БОБИНСКИЙ Василь - украинский поэт, галичанин. Основное произведение - «Нiч кохання». Написал поэму «Смерть Франка» («Червонiй шлях», 1926).

БОБОРЫКИН

БОБОРЫКИН Петр Дмитриевич (1836-1922) - известный беллетрист. Сын крупного помещика Тамбовской г. Будучи студентом Дерптского университета, Б. увлекается зап.-европейской и русской литературой. Это и предопределяет его как будущего писателя. Началом литературной деятельности Б. следует считать комедию «Однодворец», напечатанную в журнале «Библиотека для чтения» за 1860.

Получивши в конце 1861 наследство от деда, Б. через два года после этого стал во главе «Библиотеки для чтения» - журнал, к-рый до 50-х гг. редактировал Сенковский, а последнее время Писемский. Журнал этот и под редакцией Б. не имел ярко выраженного направления, но все же в нем печатались молодые тогда - Глеб Успенский, Левитов, П. Лавров и начинавший свою литературную деятельность П. Ткачев. «Библиотека для чтения» при издательстве и редакторстве Б. просуществовала недолго. Журнал шел вразрез с настроением умов того времени, и в 1865 его пришлось прекратить. Этому неудачному предприятию Б. обязан своими большими долгами.

По своему всестороннему развитию, интересу к различным областям знания - юридическим наукам, естествознанию, истории, философии, истории искусства, - Б., свободно говоривший на многих языках, был одним из самых широко-образованных беллетристов в русской литературе. Но его удельный вес как романиста нисколько не определялся этими знаниями. От начала до конца своего долгого литературного пути Б. оставался писателем, схватывающим явления жизни поверхностно, почти никогда не поражая глубиной. Вот почему его произведения никогда не перечитывались и часто забывались после прочтения. Стремясь отобразить жизнь различных групп русской интеллигенции и даже целых общественных слоев, Б. временами дает ряд интересных глав и страниц, но они часто тонут в обилии ненужных вводных побочных эпизодов, загромождающих сюжетное развитие основного замысла. Помимо этой особенности, многие произведения Боборыкина характерны тем, что он доводил описание какого-либо предмета до обилия подробностей, утомляющих внимание. Язык Б. как в диалогах, так и в повествовательных отступлениях часто пересыпан своеобразными заковыченными словечками, к-рые щедро изобретал писатель. Но все же из всей огромной литературой продукции Б., написавшего более ста томов, можно извлечь лишь несколько произведений, в к-рых писатель сравнительно более удачно как беллетрист изобразил то или иное явление общественной жизни нашего прошлого. В своей книге «Европейский роман в XIX столетии» Б. высоко ставит романы Бальзака и Золя, мечтая и сам быть достойным последователем последнего. Временами Б. поднимается на подлинно-художественную высоту в своих описаниях явлений большого социального смысла. К таким его счастливым достижениям нужно отнести вступительные главы к роману «Китай-город», где дана красочная картина торговой Москвы 80-х гг., полная жизни и движения.

Первый период литературой деятельности Б. относится к 60-70-м гг., когда определился путь капиталистического развития страны. Первым его большим произведением был роман «В путь-дорогу», где имеются страницы автобиографического характера. Наиболее значительным романом первого периода творчества Б. является роман «Жертва вечерняя», где писатель выступает интересным разоблачителем дворянской аристократии. В романе «Дельцы» (1872), появившемся одновременно с очерками Салтыкова-Щедрина «Дневник провинциала в Петербурге», Б. изображает эпоху «грюндерства», когда люди привилегированной касты добывали права на железнодорожные концессии и создание дутых промышленных предприятий.

Являясь бывшим помещиком, пришедшим к свободной профессии литератора, Б. идеологически был представителем умеренного либерализма, свойственного передовой части пореформенного дворянства и европеизированной буржуазии конца 80-х и последующих гг. С начала 80-х гг. Б. пишет ряд романов, в к-рых стремится изобразить сдвиги в развитии общественных классов страны и смены идеологических вех интеллигенции. Роман «Китай-город» был первым значительным произведением писателя. В этом романе Боборыкин изображает жизнь московской просвещенной буржуазии конца 70-х и начала 80-х гг., отличную от героев «темного царства» первых пьес Островского. Роман Б. начинается с интересного изображения быта торговой Москвы и ряда персонажей новой буржуазии, но к сожалению чем дальше, тем больше этот объемистый роман перегружается ненужными эпизодами и вводными подробностями, ослабляющими внимание читателя.

В дальнейших произведениях 80-х гг. Б. показывает, как вслед за реакцией политической нарастают реакционные настроения в интеллигенции, связанные с упадком интереса к вопросам общественного характера. Этому посвящены романы: «Из новых» (1887) и «На ущербе». В последнем на смену идеалистам-отцам приходит беспринципная молодежь. Написанная в это же время повесть «Поумнел» была в свое время сочувственно встречена литературой критикой. Это одно из значительных произведений писателя, где во весь рост дана фигура преуспевающего карьериста-пошляка. Но временами идеология либерала самой откровенной буржуазной формации дает себя чувствовать в творчестве Б. Это особенно сказывается на одном из интересных его романов «Василий Теркин» (1892). Фабрикант Василий Теркин, вышедший из недр крестьянства, изображен Б. в весьма розовых красках, с налетом идеализации. Зато в последующем романе «Перевал», подчиняясь веянию времени, Б. дал московского фабриканта Кумачева в общем со стороны отрицательной. В 90-е гг., когда споры марксистов с народниками были в самом разгаре, Б. выпускает роман «По-другому», где изображает старого народника и молодого марксиста. Но причина принципиальных разногласий борющихся идеологических групп показана Б. в таком путаном виде, что Вера Засулич в своей статье, посвященной этому роману, назвала его просто «плохой выдумкой». В 1898 Б. написал роман «Тяга», из жизни рабочих-ткачей центральной полосы. Картина фабричной жизни показана Б. чисто внешне и поверхностно, но все же ему удался тип пожилого рабочего Ивана Прокофьевича, по своему психологическому облику напоминающего рабочих-гапоновцев эпохи кануна 9-го января. Отчасти интересно схвачен представитель рабочей аристократии - рисовальщик Меньшов. Но более интересная разновидность этого персонажа - ткач Бобров, скрытый вдохновитель грядущей забастовки, дан в виде бледного эскиза: образ пролетария-борца был уже не в средствах Боборыкина как писателя иной социальной формации.

После революции 1905 Б. продолжает еще выпускать почти ежегодно по одному произведению, но интерес к нему как к писателю уже окончательно падает. Бессилие изобразительных средств особенно дает себя чувствовать в тех произведениях, где Б. вплотную подходит к проблеме революции. К таким его весьма слабым произведениям принадлежит, напр., роман «Великая разлука» (1908). После Октябрьской революции Б. доживал годы своей глубокой старости за границей, где написал несколько любопытных очерков-мемуаров. В русской литературе Б. остается прежде всего выразителем интересов и настроений просвещенной буржуазии и связанной с ней либерально-народнической интеллигенции различных оттенков.

Библиография:

I. Б. П., Собр. сочин., 12 тт., СПБ., 1885-1887. Дополнение к этому изд. - Собрание романов, повестей и рассказов, 12 тт., СПБ., 1897. Кроме того: По-другому, «Вестн. Европы», кн. 1-4, 1897; Тяга, там же, кн. 1-5, 1898; Куда итти, там же, кн. 1-4, 1899; Жестокие, «Русск. мысль», кн. 1-6, 1901; Исповедники, «Вестн. Европы», кн. 1-4, 1902; Высшая школа, «Русск. мысль», кн. 1-3, 1903; Изгои, там же, кн. 1-2, 1905; Разлад, там же, кн. 1-5, 1904; Упразднители, там же кн. 11, 1904; Карты на стол, «Вестн. Европы», кн. 1-2. 1906; Больные родиной, «Русск. мысль», кн. 1-2, 1907; Великая разруха, Семейная хроника, М., 1908; Побежденных не судят, «Вестн. Европы», 1910; Прорыв в вечность, там же, 1911; Обмирщение, М., 1912; и др. После революции 1917: Одна душа, М., 1918; Кто я, Исповедь профессиональной женщины, «Общее дело», Париж, 1920. Кроме того: Европейский роман в XIX столетии, СПБ., 1900; Вечный город, Итоги пережитого, М., 1903; Столицы мира, М., 1911; От Герцена до Толстого, Воспоминания, журн. «Грядущая Россия».

II. Венгеров С. А., Критико-биограф. словарь, т. IV, СПБ., 1889; Протопопов М., Беллетрист-публицист, «Русск. мысль», кн. 11, 1892; Засулич В., Сб. статей т. II, ст. Плохая выдумка, СПБ., 1907; Кранихфельд М., П. Б., «Совр. мир», кн. 4, 1910; Овсянико-Куликовский Д., П. Б., «Ист. русск. литературы XIX в.», т. V, М., 1911; Горнфельд А., П. Б., «Летоп. Дома лит.», № I, 1921; Овсянико-Куликовский Д., История русской интеллигенции, Собр. сочин., тт. VIII, IX, М., 1924; Кубиков И., Рабочий класс в русской литературе, изд. 4-е, М. - Л., 1928 (гл. XII о ром. Б. «Тяга»).

III. Владиславлев И. В., Русск. писатели, Л., 1924; Мандельштам Р. С., Худож. литература в оценке русск. марксистск. критики, М., 1928.

БОБРОВ

БОБРОВ Сергей Павлович (1889-) - современный поэт и теоретик поэзии (занимался преимущественно стиховедением). Примыкал к поэтической группе «Центрифуга» (см.).

Библиография:

Вертоградари над лозами, М., 1913; Алмазовые леса, М., 1917; Восстание мизантропов, М., 1922; Работы по стиху, отдельно изд.: Лирическая тема, М., 1914; Записки стихотворца, кн. I, М., 1916; кн. II, М., 1923.

БОВШОВЕР

БОВШОВЕР Иосиф (1873-1915) - еврейский рабочий поэт. Р. в Любавичах Могилевской губернии. Мальчиком бежит из дому, поступает на мельницу. В возрасте 18 лет едет в Нью-Йорк, где работает на фабрике. Пишет революционные стихи, которые он читает рабочим на фабрике, за что хозяева фабрики его прогоняют. Примыкает к анархическому движению. Под псевдонимом «Турбов» печатает стихи, рассказы, статьи в еврейской рабочей прессе Америки и Англии, преимущественно в Лондонской анархистской «Arbeiter Freind» и в «Freie Arbeiter Stimme». Овладев английским яз., сам перевел и напечатал в английском анархистском органе «Liberty» и в «New-York Home Journal» ряд своих стихотворений, к-рые обратили на него внимание английской печати. Перевел на еврейский яз.: «Венецианский купец» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Коварство и любовь» Шиллера. Последние два перевода остались неопубликованными. В 1894 у него появились первые симптомы душевного заболевания, скоро приведшие к катастрофе. В 1899 он окончательно заболел психическим расстройством и последние 16 лет своей жизни (1899-1915) провел в доме для душевнобольных.

Поэзия Б. высоко поднимается над произведениями зачинателей еврейской революционной поэзии (Винчевский (см.), Эдельштат (см.)) и вообще над средним уровнем современной ему еврейской поэзии. Проникнутая глубочайшей верой в торжество социализма, ненавистью к поработителям и гневом против слабых и покорных, поэзия Б. чужда рационалистической риторики и слезливого сентиментализма. Полный внутреннего сознания значительности поэтического творчества, необходимости тщательной отделки стиха, Б. в эпоху, когда еврейский литературный яз. в Америке был до чрезвычайности загружен германизмами и англизмами, достигал большого мастерства в области рифмы и ритма. Б., по справедливому замечанию его исследователя, поэта Э. Финиберга (см.), является среди еврейских поэтов первым универсалистом. До конца оптимист, он утвердил в еврейской поэзии традиции Уитмена и Верхарна, преодолев народнически-националистическую жалостливость пафосом борьбы и веры, гневом разрушающей сатиры. Значение Б. тем больше, что творил он почти на заре еврейского рабочего движения. Еврейские критики его третировали, но молодое рабочее движение сумело его оценить. Он был чрезвычайно популярен и любим еврейскими массами Америки, Польши и Литвы.

Рабочее изд-во «Freie Arbeiter Stimme» выпустило в 1911 его «Gesamelte Schriften». Еврейский комиссариат издал в 1918 в Петрограде сборник его революционных стихов: «Geklibene Lider» Под редакцией и со вступит. статьей Ш. Агурского.

Библиография:

Reisen Z., Lecsicon fin Idische Literatur, т. I., Вильно, 1926; Kobrin L., Erinnerungen fin a dramaturg, N.-Y., 1926; Fininberg E., J. B., «Idische Literatur», т. I., Киев, 1928.

БОГАРС

БОГАРС Адриан (Bogaers, 1795-1870) - голландский поэт. Обработал народное сказание о «Koning Knut» и написал ряд поэм, из к-рых самая известная «De тogt van Heemskerk naar Gibraltar» (1835).

БОГАТАЯ РИФМА

БОГАТАЯ РИФМА - рифма, в к-рой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного, напр.: «страх» и «кострах».

БОГДАНОВ А. А.

БОГДАНОВ Александр Алексеевич (1874-) (партийная кличка «Антон», литературные псевдонимы: Альфа, А. Волжский, Волгин и др.) - поэт, беллетрист и фельетонист. Сын разночинца. В 1900 вступил в РСДРП. Шесть лет сидел в тюрьме, больше десяти лет провел на нелегальном положении. Печатался в журналах: «Жизнь», «Мир божий», «Всходы», «Журнал для всех», «Вестник Европы», «Современный мир», «Новая жизнь», «Русское богатство» и др. Был ближайшим сотрудником и редактором около двадцати провинциальных газет и журн. (соц.-дем. газ. «Звезда», «Правда» и др.). По своей тематике Б. - один из самых разносторонних писателей: изображал интеллигенцию, мещанство, крестьянство, рабочих и духовенство. По своей психоидеологии Б. - марксист-революционер. В отношении формы на его творчество влияли Никитин, Некрасов (см.), а также символисты и импрессионисты. Проза и стихи Б. (до 100 печ. лист.) разбросаны по журналам и мало изучены.

Библиография:

Сб. «Под ласковым солнцем», т. I, 1916; Волжская кипень, 1919; В борьбе за жизнь, М., 1926; Песни подпольщика, М., 1927; Старая и новая деревня, М., 1927 (изд. 2-е, М., 1928); Бунт, 1928, и др.

Предыдущая страница Следующая страница