Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОЛД"-"ОНЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОЛД"-"ОНЕ")

ОЛДРИЧ

ОЛДРИЧ Томас Бейли (Thomas Bailey Aldrich, 1836-1907) - американский беллетрист, поэт, журналист. Дебютировал в 1885 книгой стихов «Колокола. Сборник перезвонов» (The Bells. A Collection of Chimes). Как поэт О. - бледный эпигон салонной лирики, начатой Лонгфелло и Лоуэллем. Интереснее его проза. Выученик буржуазной журналистики, О. переносит в беллетристику чисто газетные приемы, столь характерные для современной ему газеты, рассчитанной на широкие слои американского мещанства конца XIX в.: неправдоподобные ситуации, чисто очерковый юмор и хорошую технику развлекающей интриги («Прюденс Пальфрей», «Царица Савская»). В американскую литературу Олдрич вошел как типичнейший представитель так наз. американского «нежного реализма» - течения, рассматривающего реальную действительность сквозь призму романтической идеализации. Писатель мещанского благополучия, О. особенно настаивает на «счастливых окончаниях»; в этом смысле чрезвычайно характерен рассказ «Полуночная фантазия», где трагедия шекспировских героев и героинь устраняется благополучными браками.

Библиография:

I. Воспоминания американского школьника, издание 3-е, СПБ, 1911; Works, 9 vv., Boston, 1907.

II. Greenslet F., Life of T. B. Aldrich, Boston, 1908 (приводится библиография); Aldrich L. W., Crowding Memories, Boston, 1920.

III. North E. D., A Bibliography of the Original Editions of the Works of T. B. Aldrich, «Book Buyer», 1901. May.

ОЛЕВСКИЙ

ОЛЕВСКИЙ Борис (1909-) - советский еврейский поэт. Р. в м-ке Чернихове (Волынь) в семье мелкого торговца. В 1930 окончил Московский пединститут, с 1932 - аспирант этого института. Начал свою литературную деятельность в 1926 в минском журнале «stern».

Для творчества О. первого периода характерны: скорбь о разрушении еврейского местечка в период гражданской войны и революционный романтизм, выражавшийся в воспевании героики гражданской войны, в стремлении включиться в героическую революционную борьбу.

С наступлением реконструктивного периода в сознании поэта произошел решительный сдвиг. Социалистическая реконструкция еврейских трудовых масс, размах соцстроительства в нашей стране способствовали его органической перестройке. Олевский вступил в ряды комсомола. В 1930 издал первый свой сборник стихов «Wuks». В его поэтическом творчестве появились новые мотивы: жизнь советского студенчества, пейзаж Красной столицы, интернациональная пролетарская солидарность. Свой глубокий лиризм О. в дальнейшем переключил на индустриальную тематику. В поэме «sachtes» (Шахты, 1933) он дал картину возрождения еврейской местечковой трудящейся и бедняцкой молодежи, дал образы героев труда в шахтах. Поэзия Олевского отличается формальным мастерством.

В своей последней книге очерков «Hecher un hecher» (Все выше и выше, 1933) О. впервые в еврейской лит-pe дал ряд художественных эпизодов из жизни советского флота.

Библиография:

Бергельсон Д., «Freiheit», Нью Иорк, 1927; Добрушин И., Ст. в сб. «In iberboj», 1932.

ОЛЕЙНИКОВ

ОЛЕЙНИКОВ Николай Макарович (1898-) - детский писатель. Р. в станице Каменской, Донской области. Участник гражданской войны. Член ВКП(б) с 1920. Начал писать с 1921. Наибольшею известностью пользуются рассказы Олейникова - «Удивительный праздник», «Танки и санки», «Боевые дни» (выдержали 5-6 изданий): рассказы для детей среднего и старшего возраста об Октябрьской революции в Петрограде, о гражданской войне. В истории советской детской литературы это первые удачные попытки художественной разработки историко-революционного материала. Творчество Олейникова, как и ряда других детских писателей, работавших вместе с ним (Савельев например), было в свое время (1922-1925) своеобразной реакцией на псевдопедагогический дидактизм в новой детской литературе. Однако, пользуясь приемами тайны, неожиданности, анекдотом, фельетоном, стремясь к остроте и занимательности, О. нередко делает это в ущерб содержанию, допускает некоторую вульгаризацию действительности («Танки и санки», «Индийская голова»). Большую роль в советской детской лит-pe О. играл как инициатор и первый редактор журн. «Еж», организовав вокруг последнего лучшие литературные силы Ленинграда. В «Еже» он выступал как юморист, создав типичный для детского журнала персонаж - «Макара Свирепого» - и развернув вокруг него целую серию комических рассказов-картинок, насыщенных и политическим содержанием.

Библиография:

I. Первый совет, изд. «Прибой», Л., 1926; Боевые дни, (Рассказы), Гиз, М. - Л., 1927; То же, изд. 5-е, «Молодая гвардия», М. - Л., 1932; Танки и санки, Гиз, М. - Л., 1928; То же, изд. 3-е, «Молодая гвардия», М. - Л., 1931; Удивительный праздник (Рассказ), Гиз, М. - Л., 1928; То же, изд. 4-е, «Молодая гвардия», М. - Л., 1931; Индийская голова, Гиз, (M. - Л., 1929); Питерский совет (1905), изд. «Молодая гвардия», (M.), 1931; Боевые дни (Сборник рассказов для детей), изд. «Молодая гвардия», М. - Л., 1932. Под псевдонимом «Макар Свирепый» напечатал книжки: Кто хитрее? (Загадки для детей), изд. «Крестьянская газета», М., 1927; Хитрые мастеровые (Рассказы), Гиз, Москва - Ленинград, 1929; То же, изд. 2-е, Гиз, Москва - Ленинград, 1930; Блошиный учитель (Рассказ), Гиз, Москва, 1930.

II. Отзывы: Коровенко А., «Вожатый», 1928; V; Кравец Е., Липовская Т. и др., «Просвещение», 1928, VI; Купер, «Детская литература», Бюллетень Библиогр. института Огиза, 1932, № 13; Холодный Т., «Локаф», 1932, II, и др. (о «Боевых днях»); «Книга и профсоюзы», 1929, II; «Народный учитель», 1929, IV; Зубковский И., За локафовскую детскую книгу, «Книга - молодежи», 1931, XI, и др. (о «Танках и санках»); «Книга - детям», 1929, II-III (об «Удивительном празднике»), и др.

ОЛЕНЕСКУ

ОЛЕНЕСКУ Димитрий (Dumitru Olănescu, 1849-1908) - румынский писатель. Принадлежал к богатой дворянской семье. Получил в Париже юридическое образование и посвятил себя дипломатической карьере. Расцвет лит-ой деятельности О. приходится на годы укрепления буржуазии. О. явился довольно типичным представителем обуржуазившегося дворянства.

Литературную известность Оленеску приобрел рядом поэтических произведений, оригинальных и переводных, напечатанных в «Convorbiri literari» под псевдонимом Ascanio. Перевод французских драматургов («Ruy Blas» В. Гюго и др.) направил О. на путь драматургии; он написал ряд комедий, пользовавшихся большой популярностью («Doctorul satului», «Pribeagul» (Скиталец), «Primul bal»). Оленеску принадлежит резко-сатирическая комедия «Pe malul garlei» (На берегу ручья), написанная после войны 1877. Оленеску принадлежит также ряд новелл, сатир, пьес. Вкладом в румынскую переводную литературу является его перевод Горация («Ode, epode, carmen saeculere», Bucuresti, 1891), за который Оленеску был премирован в 1892 Академией (О. - член Румынской академии). О. более значителен как переводчик, чем как оригинальный поэт. Совместно с N. Pătraşcu О. издавал «Literatura şi arta română» (Румынская литература и искусство), в к-рой принимал участие ряд крупных румынских писателей.

Библиография:

Adamescu G., Storia literaturii Romane, Bucuresti, 1921.

ОЛЕСЬ

ОЛЕСЬ О. (1878-) - псевдоним украинского поэта Александра Ивановича Кандыбы. Учился в Харьковской сельскохозяйственной школе, затем в Харьковском ветеринарном институте. В 1903 выщел первый сборник стихов Олеся, отмеченный критикой как значительное явление в украинской литературе. Этот сборник отражал предреволюционные смутные радикальные настроения украинской мелкобуржуазной интеллигенции.

Революцию 1905 О. расценил с позиций этой интеллигенции, зараженной шовинизмом. В своих настроениях О. изменчив. От лирических воздыханий о том, что печаль поражения разбудит жажду мести, от идеалистического представления о революции «бескровной и без поражений», от социальных тем вообще поэт постепенно отошел. Пессимизм, страх смерти, безверие, растерянность овладевали им. Олесь примкнул к лагерю символистов. Его преимущественно занимали вопросы формы и эстетики в художественном творчестве в сочетании с абстрактной философичностью. В этом отношении он имел большое влияние на ряд последующих украинских поэтов-националистов периода 1905-1907. В 1910 О. пишет драматический этюд лирико-символистического характера «По дорозi в казку»: герой ведет народ в сказочную страну «общего счастья», но надрывается в борьбе с инертностью массы, к-рая забрасывает его каменьями. Возвеличение «трагической личности» - прототипа лишенного поддержки масс «национального вождя» - фашиста - такова идея этого произведения и ряда драматических этюдов и одноактных пьес Олеся.

После революции 1917 Олесь бежал с петлюровцами за границу. Мотивы разочарования переплелись в его творчестве с шовинистическими призывами к свержению советской власти на Украине. Последний сборник поэта «Чужиною» отражает процесс разложения эмиграции, разочаровавшейся в своих чаяниях и в то же время полной ненависти к советской власти, к «москалям».

Библиография:

I. Вибранi твори, «Книгоспилка», Харкiв, 1930; Вибранi поэзii, ДВУ, Харкiв, 1929.

II. «Червоний шлях», 1926, № 1-12; Савченко Я., «Життя i революция», 1925, № 10 (отзыв о «Вибранi твори», ред. и вступ. статья П. Филиповича, Харкiв, 1925); Коряк В., Нарис iсторii украiнськоi лiтератури, т. II, Харкiв, 1929.

III. Лейтес А. i Яшек М., Десять рокiв украiнськоi лiтератури, т. I, Харкiв, 1928.

ОЛЕША

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЛИГЕР

ОЛИГЕР Николай Фридрихович (1882-) - писатель. Р. в Омске, служил конторщиком, затем секретарем журн. «Сибирский вестник». Примкнув к революционному движению, перешел на нелегальное положение. В 1904 был арестован и около года провел в тюрьме. С 1906 целиком отдался лит-ой работе.

Творчество О. относится к периоду между первой революцией и империалистической войной: в нем четко отразился путь мелкобуржуазного интеллигента, захваченного волной революционного движения перед 1905, но отошедшего от него в период реакции и буржуазно переродившегося. В центре произведений Олигера - жизнь революционеров, но не столько сама борьба, сколько быт подпольщиков, тюрьмы, ссылки и т. п. Олигер протестует против царского строя и его репрессий («Судный день», «Опасные люди», «Смертники»), в некоторых произведениях даже обличает империализм, но в своем протесте О. не выходит за пределы неустойчивой мелкобуржуазной революционности. Начиная с рассказа «Гость», в творчестве Олигера постоянно выступает коллизия между задачами революционной борьбы и правом на личное счастье. В его повестях многократно повторяется образ революционера интеллигента, индивидуалиста и эстета, одинокого среди товарищей, в глубине души утратившего интерес к революционной деятельности и веру в ее необходимость и в этом безразличии даже теряющего ощущение реальности окружающей жизни («На аванпостах», «Холод», «Ангел смерти»). В повести «На аванпостах» внутренний кризис этого героя изображен особенно ярко. Психологический развал быв. революционера в упадочно-буржуазной обстановке литературно-артистической богемы эпохи реакции показан в повести «Скитания». В творчестве О. постепенно все больше усиливаются эротические мотивы, доходящие порой до прямой порнографии («В часы отдыха»). Олигер все чаще обращается к изображению пошлости чиновно мещанской среды - к излюбленной тематике мелкобуржуазной интеллигенции эпохи безвременья.

Повествовательная манера О. большей частью реалистична, с элементами психологизма, но в ряде рассказов прием опускания имен и ряда фактических подробностей создает абстрактно-символический тон, напоминающий манеру Леонида Андреева («Любовь», «Диктатор», «Рабочий»). Образы О. не отличаются яркостью. Наибольшей художественной правдивости и эмоциональной силы достигает он в некоторых повестях о тюрьме и смертной казни («Тимка», «Смертники», «Один»), а среди произведений из жизни мещанина-обывателя удачнее всего рассказы о детях, где быт дается с точки зрения детского восприятия («Бабушкина смерть», «Летний папа»). Крайне слаб и по существу реакционен утопический роман Олигера «Праздник весны». Представления автора о грядущем социалистическом строе ограничиваются картинами в духе эстетского индивидуализма, слащавой эротики.

Библиография:

I. Рассказы: т. I, СПБ, 1907 (изд. 2-е, 1910); т. II, изд. «Московского кн-ва», М., 1908; т. III, изд. «Прометей», СПБ, 1910; Судный день, изд. «Новый мир», СПБ, 1908; Принцесса, Роман, СПБ, 1910; Праздник весны, Роман, изд. «Освобождение», СПБ, 1911; Собр. сочин., тт. I-V, VII, СПБ, 1911-1916.

II. Колтоновская В. А., Художник-сибиряк, сб. «Новая жизнь», СПБ, 1910; Ганжулевич Т., Герои и образы Олигера, «Современная жизнь», 1914, книга V.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», (СПБ), 1730.

О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). См. Тропы.

ОЛКОТТ

ОЛКОТТ Луиза (Louisa May Alcott, 1832-1888) - американская писательница. Дочь писателя и лектора по общественным вопросам и педагогике. Во время войны за «освобождение» негров работала сестрой милосердия. Ее произведения для детей сентиментальны, слащавы и назидательны, проникнуты идеями современной О. «прогрессивной» буржуазии Северных штатов. О. - ухудшенное продолжение Бичер-Стоу (см.). Наибольшей известностью из ее произведений для детей пользовались «Маленькие женщины» (Little women, 1868) и «Маленькие мужчины» (Little men, 1871), переведенные на многие яз. Эти две повести весьма рекламировались консервативной педагогикой, как впрочем и все творчество О.

Библиография:

I. Русск. перев.: Американка, Роман, СПБ, 1875; Старосветская девушка, Повесть, СПБ, 1875; Под сиренями, СПБ, 1880; Маленькие мужчины, изд. 3-е, СПБ, 1903; Джек и Джиль, М., 1904; Венок для девиц, М., 1909; Маленькие женщины, изд. 2-е, П., 1916; последнее изд.: Одесса, 1927, и др.

II. О детских книгах. Критико-библиографический указатель, изд. книжного магазина С. Скирмунта, «Труд», М., 1908, стр; 149-151, Life, Letters and Journals, ed. by E. D. Cheney, L., 1889; Alcott L. M., Recollections of my Childhood’s days, L., 1890; Turner L. D., L. M. Alcott’s, «Little men», «Journal of Negro History», 1929, Oct., p. 495-522; Winterich J. T., Romantic Stories of Books, «Little women», «Publisher’s Weekly», 1931, 15/VIII, p. 605-611.

III. Gulliver L., L. M. Alcott. A bibliography, Boston, 1932.

ОЛЫК

ОЛЫК Ипай (Степанов И. С., 1910-) - современный марийский поэт. Р. в крестьянской семье. Член ВЛКСМ. Учился в Педтехникуме и в Киноинституте в Москве. Литературную деятельность начал в 1928 стихами о новой деревне. В своих ранних произведениях О. недостаточно четко ориентируется в классовых взаимоотношениях. Показ сложной действительности он заменяет нередко идиллическим описанием колхозного быта. Постепенно О. изживает свои недостатки, преодолевает свою социальную наивность. Переходя к тематике соц. реконструкции с. x. и соц. индустриализации страны, О. выявил себя одним из лучших певцов ударничества и соцсоревнования в марийской лит-pe («Индустрийын вюржо» - «Кровь индустрии», «Большевик темп» и др.). Особое место в его творчестве занимают стихи о комсомоле (сб. «Рвезе комунар»). Поэт неизменно откликается на злобу дня меткими стихами, полными революционного энтузиазма. О. сделал за последние годы своей творческой работы заметные успехи в смысле развития языка и овладения техникой стиха.

Библиография:

I. Литстраницы в газ. «Марий йэл» за 1928-1931; Журн. «У вий», 1929, № 8-9; 1930, № 2-3; 1931, № 6; 1932, № 1-2; Олык Ипай и Иван Кырла, Me ударлэ улына, Сб. стихов, МЦИЗ, 1931; «Пэлэдме жап», Сб. стихов, ГИХЛ, М., 1932; «Рвезе комунар», Сб. стихов, МГ, М., 1932.

II. Журнал «Художественная литература», 1932, ГИХЛ, №№ 3, 5-6.

ОЛЬБРАХТ

ОЛЬБРАХТ Иван (Olbracht, 1882-) - псевдоним современного чешского писателя Камилла Земана. Литературную деятельность начал до войны; в 1913 вышел первый сборник О. «О злых, нелюдимых», за ним последовали «Тюрьма темнейшая» (1914) и «Странная дружба артиста Есения». Эти произведения - анализ сложных переживаний исключительных людей или отображение психики человека, поставленного в необычайные условия (любовь и ревность внезапно ослепшего человека - «Тюрьма темнейшая») и т. д. - отличаются также и большой запутанностью и сложностью сюжета. В дальнейшем, под влиянием обострения классовой борьбы и роста революционного движения, в творчество О. проникают темы, имеющие социальную значимость («Неизвестный солдат», «Добрый судья» и др.). О. начинает выступать не только как регистратор мельчайших душевных колебаний своих героев, но и как обличитель. Он вскрывает эксплоататорскую сущность бюрократического государственного аппарата. К этому времени относится активное участие О. в работе компартии Чехии. Лучшим произведением, приблизившим его к пролетарской литературе, является большой роман «Анна-пролетарка». Это первый чешский роман, в к-ром показаны чешские коммунисты, дан рабочий быт, описаны производственные процессы на заводах. Ожесточенная классовая борьба показана в связи с судьбой попавшей в город крестьянской девушки, вынужденной принять в этой борьбе участие, став на ту или другую сторону. С большим мастерством О. показывает преодоление косной крестьянской психики и процесс психологического формирования борца за дело пролетариата. Представитель наиболее передовой части мелкобуржуазной интеллигенции, примкнувшей в эпоху подъема революционного движения к рядам пролетариата, О. в этом романе ставил своей задачей отобразить борьбу рабочего класса в исторический для Чехо-Словакии 1920 год. Своим романом О. доказывает действительную близость к рабочему классу. Несмотря на явные пережитки культа личности, роман этот потрясает сценами напряженнейшей классовой борьбы.

В дальнейшем, с упадком подъема революционного движения, снова стала доминировать мелкобуржуазная сущность О.; политически она выразилась в ряде оппортунистических выступлений О., за что он в 1929 и был исключен из рядов КПЧ. О. вернулся к резко выраженному психологизму. Роман «Zamrizovane zrcadlo» (Зеркало за решоткой, 1930) - дневник коммуниста, заключенного в тюрьму, - представляет анализ психологии человека, лишенного свободы, и далек от той политической заостренности, которая была свойственна О. в его «Анне-пролетарке» и других романах прежних лет. Последним романом О. является «Никола Шугай, разбойник» (Nikola suha, loupeznik, 1933), посвященный судьбе известного сельского бунтовщика Закарпатской Украины, боровшегося в 1920 с чешскими жандармами. В этом художественно значительном романе О. дает картину закарпатской деревни, ее классового расслоения, гнета ростовщиков и чешских властей, жестокой эксплоатации и полицейского насилия. Однако главный герой Ольбрахта Шугай изображен лишь как мститель-одиночка. О. не дает изображения революционного крестьянского движения Закарпатской Украины, осколком которого был Никола Шугай.

О. - автор книги путевых заметок о Советской стране, к-рую он посетил в 1920 (Obrazy ze sovetskeho Ruska, 1921), и брошюры о Закарпатской Украине «Страна без имени» (Zeme beze jmena, 1932).

О. известен за пределами Чехо-Словакии. Его «Тюрьма темнейшая» переводилась на французский яз., «Анна-пролетарка» - на немецкий и русский.

Библиография:

I. Анна-пролетарка, Роман, перев. М. Скачкова, изд. «Московский рабочий», М., 1930; То же, изд. 2-е, М., 1930; Im dunkelsten Kerker, Munchen, 1923, и др.

II. Вальбе Б., «Звезда», 1930, V; Краус Г., «Книга и революция», 1930, IV; Аксенин, «На литературном посту», 1930, XVII.

ОЛЬГИН

ОЛЬГИН Моисей (1878-) - псевдоним американско-еврейского писателя М. Н. Новомейского. Р. в Умани, б. Киевской губ. В 1901 был отдан в солдаты за участие в киевских студенческих беспорядках. С 1903 состоял в Бунде. С 1904 сотрудничал в нелегальных органах Бунда, где помещал публицистические статьи и рассказы из жизни еврейских рабочих. В 1914 О. уехал в Америку, где активно участвовал в социалистическом движении как лектор и публицист, сотрудничая в еврейской социал-реформистской газете «Forwerts». В 1917 опубликовал на английском яз. книгу «The Soul of the Russian Revolution» (Душа русской революции) и в 1920 - «Очерк истории русской литературы». В 1919 издал сборник критических статей о еврейской лит-pe «In der welt fun gesangen» (B мире песни). Эти три книги проникнуты меньшевистской идеологией. Впоследствии автор от них отрекся. В 1920 в качестве корреспондента «Forwerts» О. посетил РСФСР, о к-рой писал затем сочувственные статьи в еврейской и английской прессе. С конца 1921 О. - член американской компартии, постоянный сотрудник американской ком. прессы, редактор еврейской коммунистической газеты «Freiheit» и коммунистического ежемесячника «Der hamer» (с 1926). Между 1920 и 1931 О. напечатал большое количество рассказов и очерков о СССР и роман «Гаврила и Ноэль». Его беллетристические произведения и очерки, несмотря на их революционную устремленность, содержат черты сентиментального психологизма. В критических статьях последнего времени О. борется за создание в Америке пролетарской литературы на еврейском яз. С начала 1932 Ольгин состоит постоянным американским корреспондентом «Правды».

Библиография:

Rejzen Z., Lexikon, ч. 1, Вильна, 1926.

ОЛЬДИНГТОН

ОЛЬДИНГТОН Ричард (Richard Aldington, 1892-) - современный английский писатель. Литературную деятельность начал незадолго до империалистической войны как поэт, примкнув к зародившемуся в то время в Англии «имажизму». Первый сборник стихов О. «Образы» (Images) вышел в 1915; за ним последовали «Образы желания» (Images of Desire, 1919) и «Образы войны» (Images of War, 1919). О. работает также как критик - выпустил два сборника критических статей: «Литературные очерки и рецензии» (Literary Studies and Reviews, 1924) и «Французские этюды и рецензии» (French Studies and Reviews, 1926). Однако наиболее значителен Ольдингтон как прозаик, автор романов - «Смерть героя» (Death of а Него, 1929), «Дочь полковника» (Colonel’s Daughter, 1931) - и тесно примыкающих к ним сборников рассказов - «Пути к славе» (Roads to Glory, 1930) и «Тихие ответы» (Soft Answers, 1932).

На первом же этапе творческого пути О. война и связанный с ней общий кризис капиталистической системы Англии, охвативший и те слои английской средней буржуазии, представителем которых выступает О., послужили переломным пунктом для его дальнейшего развития. Война ворвалась в поэзию О., стихийно расшатывая эстетические каноны «имажизма» с его теорией «примата чистого образа как такового». «Образы войны» в известной мере заключают в себе уже те противоречия, которые в более развитой форме должны были лечь в основу «Смерти героя». Ужас перед войной, переходящий в возмущение, в бессильные попытки сопротивления, дан уже здесь, но в то же время на этом этапе своего развития О. еще не отказался от попыток примирения, которого ищет в личной жизни, в любви и т. п.

В романе «Смерть героя», задуманном и начатом сейчас же вслед за окончанием войны, но законченном лишь десятью годами позже, в 1929, О. разрушил эти последние иллюзии. «Смерть героя» - это широчайшая переоценка ценностей, наглядное свидетельство глубины идейного кризиса английской мелкобуржуазной интеллигенции, достаточно радикальной, чтобы подвергнуть беспощадной критике и отрицанию все «ценности» буржуазного общества, но недостаточно революционной чтобы найти положительную замену этим отрицаемым ею «ценностям». Срывая маски с буржуазной морали, религии, семьи, воспитания, искусства, печати, науки и т. п., Ольдингтон строил всю свою «Смерть героя» лишь как доказательство того, что для его героя Джорджа Винтербуорна единственным возможным и необходимым выходом было добровольное, «нечаянное» самоубийство на фронте.

В «Дочери полковника» - романе, рисующем материально-бытовое разложение провинциальной буржуазии в послевоенной Англии, - О. по существу остается на прежних позициях. Пытаясь показать классовое расслоение английского общества, он создает блестящие сатирические образы «чистокровных» продуктов загнивания британского империализма - новоявленных аристократов, нажившихся на продаже колесной мази в качестве маргарина, колониальных чиновников, отставных офицеров - всех этих столпов Британской империи. Но действительной картины классовой борьбы О. не в состоянии дать. «Дочь полковника», как и все творчество О. до настоящего времени, оказывается тупиком, откуда для автора нет выхода. Эта безысходность, социальная опустошенность неизбежно ослабляют сатиру О.

Его критика буржуазного общества остается критикой анархического индивидуализма, критикой нигилистической, а не революционной.

Библиография:

I. На русск. яз.: Смерть героя, авторизован. перев. А. В. Кривцовой и Евг. Ланна, предисл. Д. Горбова, ГИХЛ, М. - Л., 1932. Кроме указанных в тексте: Exile and other Poems, L., 1923; A Fool in the Forest (A Phantasmagoria), L., 1925; Voltaire, L., 1926; Fifty Romance lyric Poems, L., 1928; Collected Poems, L., 1929; At all Costs, L., 1930; A Dream in the Luxembourg, L., 1930, Two Stories, L., 1930; D. H. Lawrence, L., 1930; Medallions, L., 1930; Last Straws, L., 1931; Stepping heavenward, L., 1931; The Eaten Heart, L., 1933; All Men are Enemies, L., 1933.

II. Отзывы о «Смерти героя», кроме указанного выше предисл. Д. Горбова: Ланн Евг., Роман о тетках Салли и о стрелах духа, «Новый мир», 1931, IX; Лейтес А., «Литературная газета», 1932, 23 мая; Рыкова Н., «Звезда», 1932, VI, и др.; Mc Greevy Т., Richard Aldington, L., 1931.

ОЛЬМЕДО

ОЛЬМЕДО Хосе Хоакин (Jose Joaquin de Olmedo, 1780-1847) - испано-американский поэт, один из крупнейших представителей революционно-патриотической лирики, отразившей идеологию подымавшейся мелкой буржуазии с ее сепаратистскими тенденциями. Р. в Гуаякиле (нынешний Экуадор), получил высшее образование в Лиме, принимал активное участие в политической жизни испанских колоний, несколько раз представляя последние в Испании и ратуя за освобождение их от метрополии. По объявлении независимости Экуадора был избран вице-президентом республики (1830).

Ольмедо оставил десять оригинальных стихотворений и четыре переводных и долгое время считался одним из крупнейших поэтов Латинской Америки. Этой славой он обязан преимущественно оде «Победа при Хунине» (La victoria de Junin, Canto a Bolivar, 1825), в к-рой, опираясь на поэтику французского буржуазного классицизма, описал последние моменты борьбы за независимость, победы южноамериканских войск над испанцами при Хунине и Аякучо (1824) и подвиги Боливара, вождя национально-освободительной борьбы. Сильное влияние оказали на О. идеи французской просветительной литературы. В своих одах он восторгается миром, к-рый должен установиться среди народов Америки, настаивает на необходимости их дружеского единства и свободы.

Библиография:

I. Poesias ineditas de Olmedo, Lima, 1861; Antologia de poetas hispano-americanos, t. III, publ. por la Acad. Esp., Prologos de M. Menendez у Pelayo, Madrid, 1893-1895.

II. Herrera P., Apuntes biograficos de J. J. Olmedo, Quito, 1887; Canete M., El doctor don J. J. de Olmedo, в сб. «Escritores espanoles e hispano-americanos», Madrid, 1884; Pineyro E., Biografias americanas, P., s. a.

ОЛЬМИНСКИЙ

ОЛЬМИНСКИЙ М. (псевдоним Михаила Степановича Александрова) (1863-1933) - выдающийся большевик, публицист, литературный критик. Р. в Воронежской губ. в дворянской семье. Окончив гимназию, в 1883 поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1884 вступил в народовольческий «Союз молодежи», но, будучи одновременно связан с первыми русскими марксистами (группа Благоева), стал руководителем одного из благоевских рабочих кружков. В 1885 был арестован и выслан из Петербурга. По возвращении в Петербург, в 1890, снова работал в рабочем кружке группы Бруснева. В 1891 был одним из основателей «Группы народовольцев». Весной 1894 был арестован, пробыл в тюрьме до осени 1898, после чего был сослан в Сибирь, в г. Олекминск. За время пребывания в тюрьме О. окончательно пришел от народовольчества к марксизму, куда привели его еще занятия в рабочих кружках и знакомство с «Капиталом» Маркса. Отбыв ссылку, О. вернулся в Россию, а в 1904 уехал в Женеву, где сразу примкнул к большевикам, заняв видное место среди большевистских литераторов. Был членом редакции и сотрудником газ. «Вперед», «Пролетарий». Написал ряд острых и талантливых брошюр против меньшевиков (под псевдонимом «Галерка»). Вернувшись в Петербург осенью 1905, участвовал в организации и редактировании ряда большевистских газет и журналов («Новая жизнь», «Волна», «Эхо», «Вестник жизни»); был редактором нелегального журнала «Казарма» (орган большевистской военной организации). В эпоху реакции вел партийную и профсоюзную работу в Баку. В период последующего революционного подъема О. - один из организаторов, редакторов и сотрудников «Звезды» и «Правды». Во время мировой войны последовательно проводил большевистскую линию. В феврале 1917 он работал над созданием и редактировал орган Московского комитета большевиков «Социал-демократ». В 1921 выступил инициатором организации Истпарта, после создания которого был председателем его совета и одновременно редактором журн. «Пролетарская революция». О. был одним из организаторов Общества старых большевиков (позже - его почетным председателем). С 1926 по 1929 - член редакции журн. «На литературном посту». За последние годы О. сосредоточился на работе над Щедриным. С 1932 был председателем редакционной коллегии по изданию сочинений Щедрина, но смерть прервала эту работу.

О. был одним из наиболее выдающихся большевистских публицистов. Глубокая, проникавшая всю его деятельность любовь и преданность партии делали его непримиримым по отношению к противнику и к тем, кто отклонялся от линии партии. Блестящими образцами едкой полемики были брошюры и статьи О., написанные против меньшевиков после II съезда партии. Большой интерес вызвали историческая работа О. «Государство, бюрократия и абсолютизм» и воспоминания «Три года в одиночной тюрьме».

В области литературно-критической Ольминский работал урывками, но, будучи принципиальным критиком, ставил наиболее острые в плане политической борьбы вопросы и оставил положительное по значению наследство. Страстным, непримиримым большевиком был О. в своих критических работах. Выявление классовой сущности и политической направленности писателя, оценка художеств. произведений с точки зрения задач революц. пролетариата - вот что являлось главным для Ольминского. В своем критическом анализе он меньше всего считался с авторитетами и репутациями, добиваясь правильной оценки произведений. Особенно существенны те критические работы О., в к-рых ему приходилось вступать в борьбу с прочно установившимися либеральными или народническими оценками литературных явлений (сб. статей «О печати», статьи о Щедрине, Некрасове, Льве Толстом, Вербицкой и т. п.). С особым вниманием О. исследовал творчество Щедрина, резко опровергая народнические и либеральные толкования политической сущности щедринской сатиры.

Лаконичность, простота, ясность и точность, ориентация на массового, рабочего читателя - отличительные черты работ О.

Библиография:

I. Биографию О. см. «Материалы для биографического словаря с.-д.», вып. 1, 1923, стр. 36-37. Критические и историко-литературные книги О.: По вопросам литературы, Л., 1926; Щедрин-Салтыков, М. - Л., 1926; О печати, Л., 1926; По литературным вопросам, Сб. статей. Вступит. статья П. Лепешинского, ГИХЛ, М. - Л., 1932. Важнейшие литературные статьи О., не вошедшие в книги: Социалист-утопист в оценке современников, «Образование», 1906, № 11; Пушкин, «На литературном посту», 1927, № 5-6; Щедринский словарь, там же, 1928, № 17; Как не следует комментировать Щедрина, там же, 1928, № 19; Порча языка, там же, 1929, № 11-12; Щедрин и Ленин, там же, 1929, № 14; Еще раз: Щедрин и Ленин, там же, 1929, № 17.

II. Лелевич Г., Предисловие к книге Ольминского «По вопросам литературы»; Его же, Большевистская журналистика, «Пролетарская революция», 1926, № 8; Луначарский А. В., Ольминский как литературный критик, там же, 1926, № 6; Пиксанов Н. К., Литературные работы М. Ольминского, «Звезда», 1926, книга V; Раскольников Ф., Ленин о Толстом, «На литературном посту», 1928, № 10.

III. Мандельштам Р., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, Гиз, М. - Л., 1928.

ОЛЬХИН

ОЛЬХИН Александр Александрович (1839-1897) - русский революционный поэт. Сын генерал-лейтенанта, окончил Александровский лицей. В 1865, прервав блестящую дипломатическую карьеру, стал мировым судьей, с 1869 - присяжным поверенным. Всячески помогая революционным организациям, О. выступал в ряде крупных политических процессов защитником. В 1879 был арестован в связи с покушением А. Соловьева на царя и выслан в Вологодскую губ. В 1887 Ольхин переехал в Нижний-Новгород и только в 1893 получил разрешение вернуться в Петербург.

О. печатал в «Деле», «Русской мысли» и др. журналах стихи, по идейному содержанию и формальным особенностям целиком относящиеся к революционно-демократической школе гражданской поэзии. О. сотрудничал и в подпольной революционной прессе: в № 1 «Земли и воли» он поместил стихотворение «У гроба», в № 2 - стихотворение «На смерть И. И. Ковальского». По поводу убийства С. М. Кравчинским шефа жандармов ген. Мезенцева им написано стихотворение «У гроба», одно из самых энергичных и лучших произведений революционно-демократической поэзии того времени, впервые напечатанное легально только после Октября (в 1920). Сводка департамента полиции злопыхательски сообщала о революционно-поэтической работе Ольхина: «Он стал появляться в самых темных кружках, знаться с подонками общества и в этой темной среде плясал и пел революционные песни, иногда даже сочинял их. Так, он сочинил переделку Дубинушки в самом возмутительном духе и просил доставлять ему песни, поющиеся между фабричными, чтобы переделывать их в революционные».

Библиография:

I. Книжки стихов О. до сих пор нет. Несколько стихотворений О., в том числе «У гроба», опубликовано в брошюре Кравчинского С., Смерть за смерть, Гиз, П., 1920; «У гроба» напечатано также в книге Бродского Н. и Львова-Рогачевского В., Революционные мотивы русской поэзии, изд. «Колос», Л., 1926.

II. Некролог О. см. в «Историческом вестнике», 1898, I; статья Петровского В. об О. приложена к упомянутому изд. брошюры Кравчинского С. «Смерть за смерть»; кроме того см. Скабичевский А., Литературные воспоминания, «ЗиФ», М. - Л., 1928; Архив «Земли и воли» и «Народной воли», Изд. политкаторжан, М., 1932 (см. по именным указателям).

III. Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь, т. II, вып. III, составленный А.А. Шиловым и М.Г. Карнауховой, М., 1931.

ОМАР-ИБН-АБИ-РАБИА

ОМАР-ИБН-АБИ-РАБИА (643-718) - известнейший из арабских «городских» поэтов эпохи Омайядов, прославился любовными песнями и галантными приключениями. Типичный представитель богатой патрицианской буржуазии Мекки, выразитель ее идеалов индивидуализма, реабилитации плоти, изысканной светской жизни, ее отвращения к исламскому аскетизму, военщине, сильной, но грубой поэзии бедуинов. Богатый и знатный О.-И.-А.-Р. отказывался от всяких административных постов и вел жизнь частного человека в кругу красавиц, поэтов и музыкантов. Он не отправился даже на богомолье в Медину, «чтобы посещение гроба пророка не затемнило в памяти посещения возлюбленной»; в старости был вызван на суд благочестивым халифом Омаром II и должен был дать клятву ничего больше не сочинять, т. к. его песни развращают правоверных. Его изящные песни, то задушевные, то иронические, посвящены печалям и утехам любви, эстетическим наслаждениям, вину. Исключительной тематикой, утонченным стилем и преимущественно «газельной» формой эти стихотворения сильно отличаются от произведений предыдущей «джахилийской» эпохи. О.-И.-А.-Р. - талантливый предшественник «нового стиля» (Нафас Джадид) и гедонистической школы в поэзии эпохи Аббасидов (см. «Арабская литература»). Несколько его стихотворений переведено немецкими стихами Рюккертом в его «Hamasa».

Библиография:

Крымский А., История арабов и арабской литературы, М., 1914; Его же, Арабская литература, М., 1911; Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Lpz., 1909; Huart Cl., Geschichte der Araber, Lpz., 1914-1915; Nicholson R., A Literary History of the Arabs, L., 1923.

ОМАР ХАЙЯМ

ОМАР ХАЙЯМ - см. Хайям Омар.

ОМЕР СЕЙФЕДДИН

ОМЕР СЕЙФЕДДИН (1882-1920) - турецкий писатель. Р. в семье офицера. По окончании юнкерского училища в 1903 служил офицером в Смирне, где начал печатать свои рассказы и стихи, потом - в пограничных отрядах Македонии. Находясь в Салониках вместе с Али Джанибом и Зия Гек Альпом, принимал активное участие в журн. «Генч Калемлер», для политических установок которого был характерен национализм, а лит-ой программой являлись реализм, чистота и упрощение яз. Эти лозунги О. С. проводил в своих публицистических статьях и рассказах. После Балканской войны вышел в отставку и отдался лит-ой деятельности. Одновременно преподавал литературу в средних учебных заведениях Стамбула. Написал много рассказов и стихов. При его жизни были изданы следующие книги: «Harem» (1918), «Efruz bey» (1919). После смерти вышли (1923) три сборника рассказов: «Gizli Mabet», «Yuhseh okceler», «Bahar ve Kelebekler». В 1927 вышел небольшой роман «Eshabi Kefhimiz».

О. С. популярен как автор рассказов. Рассказы его, проникнутые юмором, отличаются занимательностью сюжета и остроумием, написаны в реалистических тонах. Большинство рассказов О. С. бытовые - из жизни города и провинции. Он рисует типы мелкой буржуазии, чиновничества, интеллигенции. Интересны рассказы О. С. из македонской жизни, из которых наиболее известен рассказ «Бомба», рисующий четников. Главное достоинство всех рассказов О. С. - простой, ясный яз., не потерявший своей свежести и до настоящего времени, когда турецкий яз. упрощается и очищается.

Национализм является характерной чертой творчества Омер Сейфеддина, принадлежавшего к группе национально-буржуазной интеллигенции.

Библиография:

Hartmann Martin, prof., Dichter der neuen Turkei, Berlin, 1919; Habip Is., Edebi Jeniliğimiz, Istambul, 1932; Hikmet Is., Turk edebiyati tarihi, Baku, 1926.

ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА

ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, образованная повторением равнозвучащих, но разнозначащих слов (омонимов, см.), напр.:

«Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос,

Я рядом плыл, сошлись кормила,

Закатный луч был странно кос»

(В. Брюсов).

О. р. встречается редко и обычно преследует цели подчеркивания, иронического выделения слова, поставленного в рифму, и т. п., перекликаясь здесь с рифмой каламбурной и составной, типа:

«Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром» (Минский),

встречающейся еще у Симеона Полоцкого:

«Еллином богатств бог бе нареченный Плутон,

Аз его именую - воистину плут он».

Библиография:

см. Каламбур.

ОМОНИМЫ

ОМОНИМЫ (греч.) - слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии значений. Пример - «лук» (оружие) - «лук» (растение). Обычно появление в языке О. объясняется случайным совпадением некогда различавшихся основ в результате ряда звуковых изменений - ср. франц. «verre» - «стекло», «vert» - «зеленый», «vers» - «стих» с их латинскими прототипами: «vitrum», «viridis», «versus».

Некоторые исследователи (Wood F. A., Rime-Words and Rime-Ideas, Indo-germanische Forschungen, B. XXII, стр. 133-171) пытались установить известную связь подобного сближения звуковой стороны слов с их семантической близостью, утверждая обусловленность омонимического развития смысловым и звуковым «сорифмованием» основ. Однако «теория рифм» не может считаться доказанной.

С другой стороны, часть существующих в современных языках О. может представляться таковыми развитому мышлению, не осознающему уже тех связей, по к-рым даются названия вещам и явлениям неразвитым мышлением первобытного человека; поэтому как группа О. может восприниматься «пучок» или «ряд» значений, первоначально обозначавшийся одним словом. Так, в чукотском яз. числовые значения обозначаются по частям тела; «пять» как «рука», «двадцать» как «человек». Не подлежит сомнению, что при развитии чукотского литературного яз. созвучность «руки» и «пяти» начнет восприниматься как омонимическая.

О подобном происхождении ряда О. ср. ак. Н. Я. Марр, К палеонтологическому анализу языков не яфетических, Л., 1931.

Об использовании омонимов в поэтической речи - см. Каламбур, Омонимическая рифма.

ОМОФОНИЯ

ОМОФОНИЯ (от греч. homos - «сходный» и phonos - «звук») - стиховедческий термин, употребляющийся гл. обр. французскими исследователями стиха (P. Verrier, M. Grammont, E. Martin и др.) и обозначающий звуковую однородность стихотворной, шире - вообще художественной речи. В этом смысле к О. относят такие виды звуковой организации стиха, как аллитерацию, ассонанс, консонанс и рифму (см. соотв. статьи). Во всех этих случаях мы имеем дело с повторением однородных в звуковом отношении (омофоничных) явлений. Кроме того при анализе О. учитывают и такие звуковые явления, как ритм, систему интонирования (паузы и т. п.), короче, все, что усиливает звуковую однородность художественной речи. В этом смысле понятие омофонии охватывает все стороны звуковой организации стиха, независимо от того, в каких речевых явлениях эта звуковая однородность в данном случае сказалась.

В зависимости от характера литературного стиля меняется и его омофонная организация. Так напр. в русской литературе XVIII в. характерна тенденция избегать звуковых повторов внутри стиха; Ломоносов в «Риторике» советует «остерегаться от частого повторения одного письмени» («тот путь тогда топтать трудно»); Дмитриев в басне «История» по поводу строки «В таком то образе отечества отец» делает специальную сноску: «Кто-нибудь из моих критиков заметит, что в этом стихе три речения сряду начинаются с одной буквы. Винюсь перед ним и беру этот грех на мою совесть»... Наоборот у символистов (см.) находим совершенно иное отношение к О. стиха: «стремление максимально насытить стих омофоническими элементами» («чуждый чарам черный челн», Бальмонт и др.) и т. д.

В лингвистике понятие О. связано с построениями идеалистической социологии яз., с учением об однородности звуковой организации каждого яз. в каждую определенную эпоху его исторического развития, с утверждением обусловленности этой однородности единством национального стиля (школа Фосслера) или национального типа (Иордан). Как стиховедческий термин понятие О. в указанном выше смысле связано с понятием стиля, обусловлено им и следовательно может быть освобождено от идеалистической трактовки.

Библиография:

Артюшков А., Звук и стих, П., 1923; Его же, Стиховедение (Качественная фоника русского языка), М., 1927; Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, М., 1931, стр. 42 и сл.; Verrier P., Essai sur les principes de la metrique anglaise, 1-re partie, P., 1909; Grammont M., Le vers francais, P., 1923; Martin E., Les symetries du francais litteraire, P., 1924; О лингвистических основах понятия «омофония» см.: Jordan, Sprache und Gesellschaft, в сборн. «Hauptprobleme. Erinnerungsgabe fur Max Weber», Munchen, 1923; Schrijnen J., Einfuhrung in das Studium der Indogermanischen Sprachwissenschaft, Hdlb., 1921.

ОМУЛЕВСКИЙ

ОМУЛЕВСКИЙ (псевдоним Иннокентия Васильевича Федорова) (1836-1883) - русский писатель. Р. в Петропавловске на Камчатке, в семье исправника. Детство и юность провел в Иркутске, откуда, не кончив курса в местной гимназии, уехал в Петербург. Подобно значительной части сибирской интеллигенции, О. вырос под влиянием политических ссыльных, в данном случае - декабристов и поляков. При помощи последних еще в Иркутске О. изучил польский яз., и первым его литературным дебютом была книжка переводов «сонетов» Мицкевича. В Петербурге О. сблизился с кружком Н. М. Ядринцева, вокруг к-рого группировалась сибирская молодежь, проникнутая идеями тогда еще не четко оформленного областничества, и принимал участие в главнейших демократических журналах той поры - «Современнике», «Искре», «Деле» и др. В 1870 в «Деле» появился его роман «Шаг за шагом» («Светлов, его взгляды, характер, деятельность») - яркий памятник просветительства революционно-демократической интеллигенции, боровшейся за «американский» путь развития капитализма. Идея романа - «итти шаг за шагом - не значит плестись, напротив, это значит решительно и неуклонно итти к своей цели без скачков...» О. дал в своем романе развернутую программу этой подготовительной деятельности, заставляя своего героя на практике разрешать основные проблемы современности: семейный вопрос, проблему воспитания, женский вопрос, проблему культурной работы в народе, роль интеллигенции. Его герой принимает участие и в рабочем движении, противопоставляя стихийным проявлениям протеста рабочей массы спокойную продуманность действий вождя-интеллигента; последний эпизод является центральным в романе и представляет собой первую и очень смелую попытку изображения в лит-pe рабочего восстания и стачки. О. свойственна идеализация «мира», к-рый руководит всем в жизни рабочих, и стоящих во главе его «дедов», являющихся по существу крепкими хозяйственными мужичками.

Особую остроту придало роману введение в качестве действующих лиц двух фигур старых революционеров: один - поляк-декабрист, в другом своеобразно отложились реальные черты Бакунина и Петрашевского. Связь с ними главного героя и их участие в рабочем восстании должны были подчеркнуть революционную традицию и преемственность, причем автор заставил этих старых деятелей подчиниться авторитету своего чрезмерно идеализированного героя. Ярко выражены в романе материалистические, антирелигиозные тенденции. Все это обусловило огромную популярность «Светлова» в кругах демократически настроенной интеллигенции 70-х гг. и вызвало сильнейшие цензурные преследования книги, к-рая смогла снова появиться перед читателем только после 1905.

Просветителем-шестидесятником является О. и в своей лирике. Ее главнейшим мотивом является апофеоз «честного труда». Как разночинцу О. свойственна проповедь женской эмансипации («Битва»), которая обычно сочетается с издевкой над буржуазной семейной моралью («Задушевная беседа»). О. принадлежит помимо лирических и юмористических стихотворений множество переводов, гл. обр. из А. Мицкевича и Виктора Гюго.

Лирика О. пользовалась огромной популярностью в Сибири и создала там многочисленных подражателей.

Библиография:

I. Мицкевич в переводе Омулевского, Сонеты, СПБ, 1857; Шаг за шагом, Роман, «Дело», 1870, № 1, 2, 3, 4, 6, 12 (отд. изд., СПБ, 1871; изд. Трапезникова, СПБ, 1874; изд. О. Н. Поповой, СПБ, 1896 (оба последних издания цензурой конфискованы и уничтожены); с предисловием И. Р., Гиз, М., 1923); Песни жизни, Стихотворения Омулевского (И. В. Федорова), изд. библиотеки Иванова, СПБ, 1883; Деревенские песни, изд. то же, СПБ, 1884; Земной рай и тайны карьеры, Юмористические стихотворения Омулевского, СПБ, 1884; Полное собр. сочин. Омулевского (И. В. Федорова), Под редакцией П. В. Быкова, в 2-х тт., изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1906 (с библиографией его сочинений).

II. Щедрин Н., Неизвестные страницы, «Academia», 1932, ст. «Светлов, его взгляды»; Петухов М. В., И. В. Омулевский, Томск, 1900; Азадовский М., Из литературы об областном искусстве, «Известия Института народного образования в Чите», вып. I, 1923; Его же, Сибирская литература, «Сибирская советская энциклопедия», т. III.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

ОНЕ

OHE Жорж (Georges Ohnet, 1848-1918) - французский писатель. Ряд романов и пьес О. (переделки тех же романов для сцены), объединенных в серию под названием «Жизненные битвы» (Les batailles de la vie), представляют собой безудержную апологию буржуазного порядка. Морально безупречный и непомерно богатый буржуа у О. всегда торжествует над дворянином («Le maitre des forges», 1882, «La Grande Marniere», 1885, «Serge Panine», 1881, «Volonte», 1888, «La comtesse Sarah», 1883, «Lise Fleuron», 1884). Образы О. сводятся к десятку условных ходульных персонажей. Положение героев, даже их наружность и костюм повторяются из романа в роман. Произведения О. выходили миллионными тиражами в сотнях изданий, далеко оставляя за собой тиражи Золя и Додэ. Секрет его исключительного успеха у парижского мещанства объясняется тем, что при несомненном мастерстве в развитии сюжета у него, по словам Леметра, «нет ничего, что превосходило бы его читателей. Его романы точь в точь по их мерке. Г-н Оне представляет им их собственный идеал», идеал буржуазной обывательщины.

Библиография:

I. Русские перев.: Серж Панин, СПБ, 1881; Последняя любовь, СПБ, 1889; Нимврод и К°, СПБ, 1892; Король Парижа, М., 1899; Собр. сочин., т. I-II. Горнозаводчик, СПБ, 1901; Таинственная женщина, СПБ, 1901, и др. См. «Библиографический указатель переводной беллетристики» с предисл. Н. А. Рубакина, СПБ, 1897. Кроме указанных в тексте: Dernier amour, P., 1889; Nemrod et Cie, P., 1892; Roi de Paris, P., 1898; Journal d’un bourgeois de Paris pendant la guerre de 1914, P., 1914-1915.

II. Lemaitre J., Les contemporains, 1-ere serie, P., 1885; France A., La vie litteraire, 1-ere serie, P., 1888.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - вид строфы, примененный Пушкиным в «Евгении Онегине» (первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы «Таврида» в 1822). О. с. состоит из 14 строк, срифмованных между собой следующим образом (ж - женская, м - мужская рифма):

а, б, а, б, в, в, г, г, д, e, e, д, ж, ж, м, ж, м, ж, ж, ж, м, м, ж, м, м, ж, м, м.

Так. обр. эта строфа представляет собой сложное построение из:

1. четверостишия с перекрестной рифмовкой (а, б, а, б),

2. четверостишия с парной рифмовкой (в, в, г, г),

3. четверостишия с опоясанной рифмой (д, е, е, д) и

4. заключительных двух строк с парной рифмовкой (ж, ж).

Эта сложность делает онегинскую строфу чрезвычайно гибкой в смысле передачи самых различных оттенков мысли, самых различных интонационных ходов и т. п. В то же время благодаря указанной гибкости и, так сказать, «вместимости» О. с. является чрезвычайно удачной композиционной единицей романа и может служить очень показательным примером того, как новое идейное содержание определяет возникновение и новых форм его словесного воплощения.

Библиография:

Гофман М. Л., Предисловие к отдельному изданию «Евгения Онегина», Гиз, П., 1919 («Народная библиотека»), стр. 10-11; Гроссман Л., Онегинская строфа, «Пушкинский сборник», I, ред. Н. К. Пиксанов, Гиз, М., 1924, стр. 118 (и в книге его «Борьба за стиль», М., 1927).

О'НЕЙЛЬ

О’НЕЙЛЬ Юджин Гладстон (Eugene Gladstone О’Neill, 1888-) - крупнейший современный американский драматург. Сын ирландца-эмигранта, популярного актера. Начиная с 18-летнего возраста переменил множество профессий.

В первый период своего творчества О. стоял целиком на позициях «людей 20-х гг.» - писателей радикальной мелкой буржуазии, разоблачавших гнусность капиталистического строя, ханжество, узколобость и невежество «честных» американцев (Менкен, Натан), но бессильных преодолеть ограниченность мелкобуржуазной идеологии. В своих маленьких одноактных пьесах, являющихся кусками одного драматического действия («Караибская луна» - Moon of the Carribees; «Ha пути к Кардиффу»; «Долгий путь домой» и т. д.), О. в мрачных реалистических тонах рисовал тяжелую, безрадостную работу моряков, крушение надежд и гибель простых и сильных людей. Первой полноактной пьесой, привлекшей внимание театров к О., была пьеса об утраченных иллюзиях «За горизонтом» (Beyond the Horizon, 1920). Противоречие между любовью и страстью к наживе, чувство собственности у фермера из Новой Англии - тема одной из наиболее известных пьес - «Любовь под вязами» (The Desire under the Elms, 1924).

Пессимизм характерен для всего первого этапа творчества О. Этот пессимизм связан с тем, что О. рисует не классовую борьбу, а борьбу одиночки-индивидуалиста против всего общества (например «The Hairy Ape» - Волосатая обезьяна, 1922). Конфликт сильной личности, - а все герои пьес первого периода - это сильные люди, - с обществом неизбежно заканчивается гибелью этой личности. Характерен подбор героев - моряки, фермеры, проститутки, негры и т. п. На этом этапе творчество О. более социально значимо и насыщенно благодаря тому, что темой пьес служат реальные конфликты, живые герои из низов.

Бунтарство О., несмотря на влияние поздней западной драмы, есть завершение мелкобуржуазного бунтарства Ибсена, возникшего и развившегося в других условиях. Так же, как Ибсен, О. часто ставит проблему семьи, брака, положения женщины («Первый человек» - The first Man), противоречия между стремлениями личности и семьей («Любовь под вязами»), противоречия расы и семьи («Негр»). Но в отличие от Ибсена эти проблемы не поставлены социально, с необходимой широтой и резкостью, а сведены к изображению страданий и гибели личности. Это особенно ярко проявляется в пьесе «Негр» (All God’s Chillun Got Wings, 1923); расовое неравенство, которым О’Нейль подменяет неравенство классовое, воспринимается им как враждебная, но ниспосланная свыше необходимость.

Во втором периоде, совпадающем с временной стабилизацией капитализма и последующим кризисом, пессимизм О. приобрел другие черты. Если в первых пьесах люди гибли, пытаясь осуществить определенные идеалы, то теперь эти идеалы становятся неопределенными. Оживление надежд на мирное процветание - на «просперити» порождает иллюзию, что выход из тупика может быть найден, но О. ищет его в прошлом. Как и Ибсен («Кесарь и галилеянин»), он берет темой Рим в эпоху раннего христианства («Лазарь смеется» - Lazarus laughed, 1926), где воскресший Лазарь возвещает миру, что истина жизни и сущность божества - это смех. О. повторяет судьбу Ибсена: социальная струя в его творчестве все более иссякает; переход к символическим образам, к мрачной мистике и отрыву от действительности характеризует годы начавшегося кризиса (1929). Символистская драма (Метерлинк, Андреев), влияние к-рой проявлялось еще в «Императоре Джонсе» (Emperor Jonse, 1921), где бегущего от восставших негров императора-колониста преследуют «маленькие бесформенные ужасы» и призраки, соприкасается в творчестве О. с влиянием греческой трагедии, особенно театра Эсхила, в к-ром идея рока получила наиболее полное завершение (см. драму О. «Траур приличествует Электре» - Mourning becomes Electra, 1929). Индустриальный фетишизм отражен в драме «Динамо» (Dynamo, 1929), где мощный двигатель уничтожает загипнотизированного им человека.

Бессильные попытки борьбы против общества и одиночество личности в драмах О. неизбежно приводили к углублению в себя и стремлению разрешить противоречия не в процессе общественной жизни и борьбы, а в своем сознании. Психологизм характерен для стиля О. Его драма душевных переживаний героя достигает своего наибольшего развития в пьесе «Странная интерлюдия» (Strange Interlude, 1927), в которой на всем протяжении 8 актов (пьеса ставится порознь двумя частями) на сцене раздаются высказывания двух рядов: ряда сознательного, логического диалога, и ряда подсознательного, туманного, сбивчивого мышления. Тема пьесы развертывается под влиянием фрейдовской концепции: сексуальность как основа подсознательного и полная неудовлетворенность как причина конфликта. По стилю же и манере письма О. в этой пьесе находится под сильнейшим влиянием романа Джойса «Улисс».

Если в первый период яз. О. был реалистичен, полон своеобразных оборотов, характерных для матросов и фермеров, то в поздних пьесах яз. писателя становится все более возвышенно-поэтическим, в соответствии с символическим их звучанием и тайным смыслом. Формы творчества О. беспрерывно менялись, он неустанно искал новых форм, новых способов выражения: драма О. развилась от простых одноактных пьес до фантазии «Фонтана» или введения хора в «Лазаре». Сценическая техника богато используется О.; примером может служить «Динамо», где на сцене представлена внутренность огромной электростанции, или «Любовь под вязами», в к-рой сценическая конструкция является разрезом фермы. Большую роль играет музыка, сопровождающая действие.

Все большее абстрагирование идей, разрешение темы в символистском плане, означало дальнейший отход О. от реализма первых пьес в сторону условности и психологически запутанного рисунка.

В последние годы О. старательно избегает социальных проблем, все более становясь буржуазным писателем, развращенным и опустошенным купившей его капиталистической системой. Мир представляется ему хаосом, бессмысленной и жестокой пустыней - в этом сказалось влияние кризиса. Недаром его последняя вещь называется «Ах, пустыня» (Ah, Wilderness, 1933).

О. широко известен не только в Америке, но и в других странах. У нас его пьесы «Любовь под вязами», «Косматая обезьяна» и «Негр» ставятся в Камерном театре в Москве, «Анна Кристи» - в филиале Малого театра.

Библиография:

I. Любовь под вязами, М. - Л., 1927; Золото, перев. Крымовой, обраб. П. Б. Зенкевич, изд. Теа-кино-печать, (М.), 1928; Негр, (Черн. гетто), перев. Н. М. Крымовой, перераб. П. Б. Зенкевича и А. Т., режисс. примеч. А. Я. Таирова, «МОДПИК», М. - Л., 1930; Королева Атлантики («Ворвань»), перев. и вступ. статья А. Г. Мовшенсона, изд. Теа-кино-печать, Л. - М., 1930; Complete Works, 4 vv., N. Y., 1925; Nine Plays selected by the Author, N. Y., 1932.

II. Boyd E., Portraits: Real and Imaginary, N. Y., 1924; Sutton G., Some Contemporary Dramatists, N. Y., 1925; Karsner D., Sixteen Authors to one, New York, 1928; Mickle A. D., Six Plays of Eugene O’Neill, N. Y., 1929; Aronstein P., Eugene O’Neill, «Neuphilol. Monatsschrift», B. I, 1930; Ferguson F., Eugene O’Neill, «Hound a. Horn», 1930, III; «Theatral Arts Monthly», 1931, Nov. (статьи J. Anderson’а и V. Geddes); Clark B. H., Eugene O’Neill, N. Y., 1933.

III. Sanborn R. a. Clark B. H., Bibliography of the Works of E. O’Neill, N. Y., 1931; Mackcall L. L., E. O’Neill’s Bibliography, «Herald Tribune Books», № 4, 1931, 9/VIII.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV