Литературный энциклопедический словарь
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НЕМЕ́ЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература немецкого народа на немецком языке (до 1945). Самым древним из дошедших до нас памятников Н. л. является героический эпос на древнем верхненемецком языке — «Песнь о Хильдебранте» (записана около 810), в которой представлен конфликт между воинской честью и родовыми чувствами. В старейшей поэме «Гелианд» предпринята попытка осмыслить евангельский сюжет в образах феодально-героического эпоса. К IX—X вв. относятся стихотворные переложения евангельских мотивов, принадлежащих монаху Отфриду Вайсенбургскому (первый известный по имени немецкий поэт), пьесы (в подражание Теренцию), духовные стихи, жития святых, легенды (на лат. яз.) монахини Хросвиты Гандерсхеймской. Хранителями поэтических традиций устного народного творчества были бродячие певцы — шпильманы. С середины XII в. аскетические проповеди уступают место поэмам («Король Ротер», «Герцог Эрнст» и др.), рыцарскому роману и рыцарской лирике, в целом носившим светский характер (кроме имеющего мистическо-религиозный смысл романа «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха). В романе Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» и в стихах миннезингеров (в политической поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде) прославляется рыцарский культ дамы. Роман в стихах Гартмана фон Ауэ «Бедный Генрих» (около 1195) сочетает поэтизацию куртуазно-светской и религиозно-христианской морали. К XII—XIII вв. относятся последние редакции древних героических сказаний: «Песни о Нибелунгах» (около 1200), отразившей исторические предания об уничтожении гуннами государства бургундов («нибелунгов») в 436, придворный и рыцарский быт эпохи феодализма; «Кудруны» (начало XIII в.), прославляющей женскую верность; поэм о борьбе великодушного Дитриха Бернского с кровожадным тираном, с карликами и великанами и др.

С XIII в. развивается жанр городских хроник (Нюрнбергская и др.), бюргерская литература, например рассказы — шванки, мастером которых был Штриккер. Стихотворная новелла Вернера-Садовника «Крестьянин Хельмбрехт» противопоставляет честных тружеников разбойникам-рыцарям. В XIV—XV вв. популярны дидактическая и аллегорическая поэзия, мейстерзанг (см. Мейстерзингеры), фастнахтшпили (народные фарсы).

В эпоху Возрождения (кон. XV—XVI вв.) переживает расцвет гуманистическая литература, принимающая яркое антицерковное направление: «Корабль дураков» С. Бранта, «Цех плутов» Т. Мурнера, «Письма темных людей», написанные группой гуманистов (в т. ч. У. фон Гуттеном), «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (голландца по происхождению, тесно связанного с немецким и всем северным гуманизмом). Остроумны и беспощадны диалоги У. фон Гуттена. Литература Реформации, начатая антикатолическими памфлетами радикальной бюргерской оппозиции, посланиями и проповедями вождей крестьянско-плебейских движений, нашла наиболее полное выражение у М. Лютера в его обличениях папского Рима. Своим переводом Библии он, осуществив реформу немецкого языка, «…создал современную немецкую прозу…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Песни Крестьянской войны 1524 — 1526 открыли революционную страницу Н. л. Проповеди вождя и идеолога крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524 — 1526 Т. Мюнцера впервые в Германии были окрылены коммунистическим идеалом, хотя и в религиозных формулах. Протест против феодального гнета и религиозного ханжества выразился в творчестве мейстерзингера Г. Сакса, мастера шванков и фастнахтшпилей, сатирика И. Фишарта. Примечательны «народные книги» (лубочные издания): о Тиле Эйленшпигеле (Уленшпигеле) (1515), «Шильдбюргеры» (1598), «История о докторе Иоганне Фаусте» (1587).

Литература XVII в. развивалась в условиях Тридцатилетней войны 1618 — 1648 и общего духовного кризиса. М. Опиц отстаивал принципы классицизма, пытаясь в то же время преодолеть зависимость Н. л. от других европейских литератур («Книга о немецкой поэзии»). Наибольшее распространение получает литература барокко (П. Флеминг, Д. К. Лоэнштейн, К. Г. Гофмансвальдау), с которой связано творчество драматурга и поэта А. Грифиуса и прозаика Х. Я. К. Гриммельсхаузена, автора романа «Симплициссимус» — вершины Н. л. XVII в., — отразившего трагическую судьбу народа в опустошенной войной стране. Переходной фигурой от барокко к Просвещению явился И. К. Гюнтер. В XVIII в. идеологом раннего Просвещения, ориентированного в полемике против барокко на опыт французского классицизма, стал И. К. Готшед. Но только в творчестве Г. Э. Лессинга литература Просвещения обрела антиабсолютистский характер. В его баснях и драмах («Минна фон Барнгельм», «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый») поставлены острые общественные вопросы; в «Лаокооне» и «Гамбургской драматургии» обоснованы принципы просветительского реализма и национального искусства. К. М. Виланд романом «Агатон» положил начало жанру немецкого «воспитательного романа». Лирика Ф. Г. Клопштока, выражавшая самосознание передовой части немецкого бюргерства, оказала большое влияние на молодых поэтов (см. «Союз рощи»).

В 70‑х гг. XVIII в. писатели «Бури и натиска», развивая демократические идеи Лессинга, выступают против классицистов, выдвигают «чувство», «страсть» как определяющее начало. Один из основоположников этого направления и его крупнейший теоретик И. Г. Гердер обратился к сокровищам фольклора и наметил исторический подход к вопросам национальной литературы и искусства. Наряду с Я. Ленцем, Ф. М. Клингером, К. Ф. Д. Шубартом, Г. Л. Вагнером, И. Г. Фоссом, Г. А. Бюргером и др. в русле этого движения выступают И. В. Гёте и Ф. Шиллер. Художественным открытием века явилась лирика, молодого Гёте и его первая немецкая историческая драма «Гёц фон Берлихинген»; мировую славу завоевал его сентиментальный роман «Страдания юного Вертера», выражающий протест против закрепощения личности сословно-абсолютистским общественным строем. Бунтарским пафосом проникнуты драмы молодого Шиллера: «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дон Карлос».

В конце 80‑х гг. Гёте и Шиллер разрабатывают эстетическую программу т. н. веймарского классицизма (см. Классицизм веймарский), развивая идеи историка искусства И. И. Винкельмана, призывавшего возродить в искусстве античный образ гармоничного человека. Отражая противоречия между революционным содержанием эпохи и национальной отсталостью, «веймарский классицизм» наряду с программой эстетического воспитания искал действенных путей преобразования общества. Но классицистическая трагедия «Ифигения в Тавриде» и стихи в стиле античной поэзии составляют лишь одну грань в исканиях Гёте; параллельно развивалась реалистическая линия его творчества — были созданы историческая драма «Эгмонт» и «воспитательный роман» «Годы учения Вильгельма Майстера».

Великая французская революция, активным участником которой был крупнейший немецкий демократ XVIII в. И. Г. Форстер, оказала влияние и на творчество писателей, не принявших ее или принявших с оговорками. Духом переломной эпохи овеяны исторические драмы Шиллера, испытавшего влияние этики и эстетики немецкого философа И. Канта (трилогия «Валленштейн»). Новым было у Шиллера изображение народа как движущей силы общества (в «Вильгельме Телле»). Грандиозным итогом европейской просветительской мысли XVIII в. явился «Фауст» Гёте, выразивший страстную веру в могущество труда и познания. На рубеже XVIII и XIX вв. выделяется творчество Жан Поля, возникшее на стыке сентиментализма и романтизма, проникнутое гуманизмом.

На рубеже XVIII—XIX вв. возник романтизм: братья А. Шлегель и Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик, В. Г. Ваккенродер и др. (см. Иенские романтики). Значительные явления иенского романтизма — новеллы-сказки Тика, роман-миф Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Явившаяся следствием разочарования в буржуазном прогрессе, не давшем ожидаемых социальных и культурных перемен, романтическая литература принимала разные формы и имела разные тенденции. Если лирика и проза («Гиперион») И. К. Ф. Гёльдерлина озарены идеями Великой французской революции, то для Г. Клейста характерны защита прусской государственности («Принц Гомбургский») и ненависть к Наполеону, хотя это и сочеталось в его новеллах с раскрытием реальных противоречий и антигуманизма буржуазного общества. Одна из ведущих тем немецкого романтизма — судьба искусства и художника (у Ваккенродера, Новалиса, Э. Т. А. Гофмана). Положительную роль сыграло обращение т. н. гейдельбергских романтиков к народной поэзии (сборник «Волшебный рог мальчика» Л. А. Арнима и К. Брентано; «Детские и семейные сказки» братьев Я. и В. Гримм), оказавшее плодотворное влияние на романтическую лирику Й. Эйхендорфа, В. Мюллера, Л. Уланда, Э. Ф. Мёрике, на творчество В. Хауфа и молодого Г. Гейне, хотя само понятие народа и народности у гейдельбергских романтиков носило консервативный характер. Гофман, творчество которого соединяет реальный и фантастический планы, выступил с сатирическим обличением феодального мира («Житейские воззрения кота Мурра»), раскрыв трагедию отчуждения человека в буржуазном обществе («Крошка Цахес»), получившую яркое воплощение также в новелле «Петер Шлемиль» А. Шамиссо. К революционно-демократическим взглядам приходит Гейне в книге «Путевые картины».

Сочувствие Июльской революции 1830 во Франции (Л. Берне — «Письма из Парижа») выражено в полемике против романтизма и традиций немецкого классицизма, начатой группой литераторов «Молодая Германия», объединившейся на либеральной основе (журналист и теоретик литературы Л. Винбарг, писатели К. Гуцков, Г. Лаубе и др.). Поэзия уступает место прозе, публицистике и драматургии. Большой интерес представляют исторические драмы К. Д. Граббе и Гуцкова. Выделяется творчество Г. Бюхнера, автора реалистической драмы «Смерть Дантона», в которой осмысляется французский революционный опыт. Его социальная трагедия «Войцек» и новелла «Ленц» отмечены такой глубиной художественного анализа, которая была оценена только в XX в.

В период общественного подъема 40‑х гг. первым органом, пропагандирующим новые эстетические принципы, стала «Рейнская газета» (1842 — 1843), редактором которой (с октября 1842) был К. Маркс. В политической поэме «Германия. Зимняя сказка», в сборнике «Современные стихотворения», в публицистике Гейне развивает социалистические идеалы в духе французского мыслителя Сен-Симона. Политическая лирика становится ведущим литературным жанром накануне буржуазно-демократической Революции 1848 — 1849 (Ф. Фрейлиграт, Г. Гервег и др.). После восстания силезских ткачей (1844) в литературу приходит новый герой — пролетарий. Но если в поэзии «истинных социалистов» и в первых романах о рабочем классе выражено лишь сочувствие и сострадание, то в творчестве поэтов «Новой Рейнской газеты» (1848 — 1849), также руководимой Марксом, судьба рабочего класса раскрывается с позиций научного социализма. Г. Веерт, автор повести «Юмористические наброски из немецкой торговой жизни» и романа «Жизнь и приключения знаменитого рыцаря Шнапганского», поднял немецкую социалистическую литературу до уровня национальной литературы.

После Революции 1848 — 1849 завершается великая эпоха Н. л., начатая Лессингом. Процесс становления критического реализма не образовал в Н. л. единого направления. Видными его представителями были Т. Шторм, Б. Ауэрбах, Ф. Рейтер и В. Раабе. Популярностью пользовались романы Ф. Шпильгагена. Самый значительный художник-реалист этого времени — Т. Фонтане, подвергший острой критике нравы буржуазно-аристократического общества (повесть «Шах фон Вутенов», романы «Фрау Женни Трейбель», «Эффи Брист»).

Иными путями шло развитие немецкой драмы. В творчестве К. Ф. Хеббеля и Р. Вагнера по-новому преломились традиции романтизма. В тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнер достиг эпической масштабности. Единственная революционная драма этого периода, примыкающая к шиллеровской традиции, — историческая драма Ф. Лассаля «Франц фон Зикинген».

Во 2‑й половине XIX в. появилась апологетическая по отношению к юнкерско-буржуазному государству литература (в т. ч. роман Г. Фрейтага «Приход и расход»). В сочинениях философа Ф. Ницше, написанных в жанре философско-художественной прозы, критика буржуазного либерализма, мещанской морали и декаданса в искусстве сочетается с антидемократизмом, культом силы, проповедью имморализма, позднее взятыми на вооружение империалистической реакцией.

В конце XIX в. рост рабочего движения вызвал к жизни пролетарскую литературу (в т. ч. исторический роман о Крестьянской войне 1524 — 1526 «За свободу» Р. Швейхеля). Одним из выдающихся марксистских литературных критиков и историков литературы стал Ф. Меринг. Некоторые демократически настроенные писатели сыграли немаловажную роль в становлении немецкого натурализма, который во многом отличен от французского. Часть задач, не решенных немецким критическим реализмом после 1848, решили натуралисты. Как натуралист начал свой творческий путь выдающийся драматург Г. Гауптман («Перед восходом солнца»), вскоре ставший главой этого направления. В его пьесах социальная проблематика тесно переплеталась с абсолютизацией биологических законов. Новаторской по теме и стилю явилась драма Гауптмана «Ткачи» о силезском восстании 1844 — одно из первых произведений мировой литературы, изображающее в качестве коллективного героя рабочую массу: драма имела большой успех в других странах, в т. ч. в России.

Уже к началу XX в. у А. Хольца и Й. Шлафа возникает импрессионистическая (см. Импрессионизм) реакция на натурализм. Появляются также неоромантизм, символизм и другие нереалистические течения. Однако если в «Потонувшем колоколе» Гауптмана символика продолжала выражать гуманистические искания, то символизм и апология государственности у С. Георге были откровенным проявлением декаданса.

В это же время набирает силы реализм. В литературу вступают Т. Манн и Г. Манн, Б. Келлерман, Г. Хессе и др. Становление реалистического направления в Н. л. происходит в сложном взаимодействии с нереалистическими течениями (черты эстетизма в «Богинях» Г. Манна, влияние импрессионизма на раннего Келлермана). Одна из главных тем Т. Манна — трагическая судьба художника в буржуазном обществе (новеллы «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»). Г. Манн продолжает традиции немецкой сатиры и, обращаясь к гротеску, обличает буржуазно-монархическую Германию («Учитель Гнус», «Верноподданный»). Создает сатирико-комедийные пьесы К. Штернхейм.

Накануне 1-й мировой войны 1914 — 1918, в обстановке нарастающего революционного кризиса, зарождается экспрессионизм; бунтуя против капиталистической действительности, он не столько изображал ее, сколько выразил отвращение к ней. Экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически (драмы В. Газенклевера, Г. Кайзера, Э. Толлера, Э. Барлаха). Наибольшей остротой и пафосом борьбы насыщено творчество писателей, группировавшихся вокруг журнала «Aktion» (1911 — 1933). Многие из них связали свою судьбу с борьбой пролетариата (И. Бехер, Толлер, Л. Рубинер, Р. Леонхард). Журнал приветствовал Октябрьскую революцию в России, опубликовал статьи В. И. Ленина и других деятелей русской революции. Влияние экспрессионизма испытали многие реалисты: Г. Манн («Кобес»), Л. Франк («Человек добр»), Келлерман («9 ноября») и др.

В годы, следовавшие за Октябрьской революцией в России, Ноябрьской революцией в Германии, классовыми боями начала 20‑х гг., в Н. л. возникли сложные процессы. На основе реакционной апологизирующей литературы начала века возникла литература, проповедующая контрреволюцию, шовинизм и агрессию. С другой стороны, укрепляется гуманистическая литература критического реализма. Богата проза 20—30‑х гг., опирающаяся на традиции западноевропейской литературы, а также русской (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский); ведущим жанром стал роман: психологический, документальный, исторический и др. Т. Манн создает новый жанр — интеллектуальный роман («Волшебная гора»). Актуальное значение приобретает антивоенная тема (роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», книги Л. Ренна, первые романы А. Цвейга). Социальные противоречия буржуазного общества находят отражение в новеллах и романах Л. Франка, в романах Хессе («Степной волк») и Б. Травена («Корабль смерти»), покинувших Германию, Х. Фаллады, А. Дёблина («Берлин, Александерплац»), Л. Фейхтвангера («Успех», содержащий предупреждение об опасности фашизма). Во 2‑й половине 20‑х гг. развивается пролетарская литература, создается Союз пролетарских революционных писателей (1928). Вместе с писателями, вышедшими из школы экспрессионизма (Бехер, Ф. Вольф), молодое поколение литераторов (А. Зегерс, В. Бредель, Э. Вайнерт, Э. Э. Киш, Х. Мархвица и др.) закладывает основы нового художественного метода — социалистического реализма. Приходит к марксизму Б. Брехт, разрабатывающий концепцию «эпического театра». Его новаторские по форме пьесы «Трехгрошовая опера», «Святая Иоанна», «Мать» (по роману М. Горького) обличают буржуазное общество с позиций революционного пролетариата.

После установления в Германии фашистской диктатуры (1933) большинство известных писателей эмигрировало, в т. ч. Т. Манн, Г. Манн, Фейхтвангер, Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг, Брехт, Бехер, Зегерс, Вайнерт и др. В Германии остались Гауптман, Фаллада, Келлерман, Рикарда Хух; в литературной жизни этого времени они не участвовали, вынашивая внутреннее сопротивление фашизму (в частности — роман Фаллады «Каждый умирает в одиночку»). Героическую страницу вписали в историю Н. л. поэты — участники Сопротивления (см. Сопротивления литература). Мировую известность получила антифашистская публицистика К. Осецкого. В этот период особенно плодотворной была творческая деятельность писателей-антифашистов в эмиграции, развивавших реалистические традиции. Мировое признание завоевали антифашистские исторические и философские романы: тетралогия «Иосиф и его братья» Т. Манна, трилогия «Иудейская война» Фейхтвангера. По-новому решается вопрос о призвании художника в романах Б. Франка «Сервантес» и Т. Манна «Лотта в Веймаре» — о Гёте. Активную антифашистскую позицию утверждал Г. Манн в романе-дилогии о Наваррском короле Генрихе IV, с его образом «гуманиста на коне». Борьба, отчаяние, надежды эмиграции изображены в романах «Изгнание» Фейхтвангера и «Триумфальная арка» Ремарка. Окрепла и выросла литература социалистического реализма, достигла зрелости поэзия Бехера. В это время были созданы романы «Испытание» Бределя, «Седьмой крест» и «Транзит» Зегерс, пьесы Ф. Вольфа, а также наиболее значительные пьесы Брехта — «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана», «Карьера Артуро Уи», первая редакция «Жизни Галилея». Лучшие книги прогрессивных немецких писателей, проникнутые заботой о судьбах Германии и всего человечества, вписали славную страницу в историю немецкой и мировой литературы.

После разгрома фашизма Т. Манн, Фейхтвангер, Ремарк не вернулись на родину; Г. Манн скончался перед самым переездом в ГДР. Все они и в послевоенные годы продолжали разрабатывать темы, связанные с их антифашистской позицией. Ремарк раскрывает трагедию рядового немца, жертвы и соучастника национальной катастрофы, порожденной фашизмом. Итог своим раздумьям над судьбами цивилизации подвел Т. Манн в романе «Доктор Фаустус». Для Фейхтвангера итоговой явилась серия его послевоенных исторических романов, изображающих эпоху Великой французской революции («Гойя», «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака»).

С 1949 начинается самостоятельное развитие литературы ГДР и ФРГ (см. Германской Демократической Республики литература и Федеративной Республики Германии литература).

Издания:

Нем. поэзия революции 1848 г., [М.], 1948;

Нем. демократы XVIII в., М., 1956;

Нем. баллады, М., 1958;

Нем. новелла XX в., М., 1963;

Нем. волшебно-сатирические сказки, Л., 1972;

Нем. старина. Классич. и народная поэзия Германии XI—XVIII вв., М., 1972;

Избр. проза нем. романтиков, т. 1—2, М., 1979.

Литература:

Шиллер Ф. П., Очерки по истории нем. революц. поэзии XIX в., М., 1933;

Пуришев Б. И., Очерки нем. литературы XV—XVII вв., М., 1955;

Неустроев В. П., Нем. литература эпохи Просвещения, М., 1958;

Тронская М. Л., Нем. сатира эпохи Просвещения, Л., 1962;

Взаимосвязи рус. и нем. литератур. [Библиографич. указатель], ч. 1—4, М., [1968 — 1969];

История нем. литературы, т. 1—5, М., 1962 — 1976;

Жирмунский В. М., Очерки по истории классич. нем. литературы. Л., 1972;

Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973;

Дымшиц А. Л., К. Маркс и Ф. Энгельс и нем. литература. М., 1973;

Лейтес Н. С., Нем. роман 1918—1945 гг., Пермь, 1975;

Павлова Н. С., Типология нем. романа. 1900—1945, М., 1982;

Geschichte der deutschen Literatur. Von den Anfāngen bis zur Gegenwart, Bd 1, 2, 4, 6—11, В., 1960 — 1980;

Internationale Bibliographie zur Geschichte der deutschen Literatur, T. 1—2, В., 1969 — 1971.

С. В. Тураев.

В начало словаря