ФОЛЬКЛОРИСТИКА
ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, наука о фольклоре (в т. ч. народном поэтическом творчестве). Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое коллективное творчество народных масс. Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей XVIII в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление Ф. мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм). В XIX начале XX вв. основными направлениями мировой Ф. были миграционная теория (теория заимствований Т. Бенфей), антропологическая школа (самозарождения сюжетов теория Э. Б. Тайлор), этнопсихологическая или психологическая школа (В. Вундт), историко-географическая (финская) школа (Ю. и К. Круны). В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов XIX в. Крупнейшие представители русской Ф.: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В XX в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическом отношении в пределах эволюционизма и позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистические тенденции в Ф. XX в. в наибольшей степени выражены в психоаналитической, неомифологической и магически-ритуалистической школах западноевропейской и американской Ф. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.
Изучение фольклора с позиций исторического материализма, берущее начало в трудах классиков марксизма, продолжено было П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, многими советскими фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников советской Ф. М. К. Азадовский, Б. В. Асафьев, В. М. Жирмунский, К. В. Квитна, В. Я. Пропп, А. П. Скафтымов, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Современная марксистская Ф. в СССР и социалистических странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследует национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствует усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. В 6070-е гг. развивалось комплексное изучение разных видов народного творчества, что создало перспективу для Ф. как науки синтетической. Интенсивно ведется сравнительно-историческое изучение фольклора и его художественной специфики, а также современных процессов в области народного творчества.
Литература:
Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970;
Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 14, СПБ, 1890 1892;
Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 1 2, М., 1958 1963;
Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960;
Землянова Л. М., Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции, М., 1975;
Путилов Б. Н., Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976;
Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб., Л., 1980;
Из истории русской советской фольклористики, Л., 1981.
В. Е. Гусев.