Наши партнеры

Лучший сайт токарных работ на заказ.

Педагогический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РИН"-"РЯП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РИН"-"РЯП")

РИНОЛАЛИЯ

РИНОЛАЛИЯ (от греч. rhinos - нос и lalia - речь) - нарушение тембра голоса (назальность) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (см. Речь). Изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания (кольца) и недостаточной (закрытая Р.) или чрезмерной (открытая Р.) утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи. Различают органическую и функциональную Р. Наиболее серьёзное влияние на развитие произносительной стороны речи детей оказывает Р., обусловленная врождённым несращением губы и нёба. Характерны также задержка в развитии устной речи, нарушение общения, иногда личностные особенности и др. Р. устраняется сочетанием медицинских (хирургическая стоматология, ортодонтия и др.) и логопедических мероприятий (см. Логопедия).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 240-241)

-------------------

См. также Логопедия, Речь

РИСУНОК ДЕТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТОРИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИХТЕР И.

РИХТЕР И. - см. Жан Поль

РОБАСТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

РОБАСТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - в Японии проектирование качественных систем (инжиниринг качества) называется робастным проектированием. Это такой подход к проектированию, который заключается в уменьшении разбросов выходных характеристик путем использования таких методов, которые уменьшают чувствительность к источникам разбросов.

(Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 6-7)

-------------------

См. также Квалиметрия, Квалитативное образование, Робастность, Тагути методы

РОБАСТНОСТЬ

РОБАСТНОСТЬ - состояние, в котором характеристики технологии, процесса или процессов нечувствительны к воздействию дестабилизирующих факторов.

(Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 7)

-------------------

См. также Квалитативная культура, Робастное проектирование

РОБЕН (ROBIN), ПОЛЬ

РОБЕН (ROBIN), ПОЛЬ (1837-1912) - французский педагог и общественный деятель. С 1861 преподавал в лицеях Рош-сюр-Йона и Бреста. В "Докладе об интегральном образовании" (1866), представленном I Интернационалу, призывал "искать новую систему воспитания, при которой одновременно будут развиваться мыслящий ум и работающая рука". С 1880 возглавлял детский приют Прево близ Кампюи в Уазе, откуда в 1894 из-за травли со стороны реакционеров ушёл в отставку. В приюте пытался реализовать разработанную им демократическую педагогическую программу. Отстаивал необходимость соединения теоретических и практических знаний, поощрение самодеятельности детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

РОВИД (ROWID), ХЕНРИК

РОВИД (ROWID), ХЕНРИК (1877-1944) - польский педагог. Был гл. редактором журналов "Педагогическое движение" (1912-33) и "Хованна" (1933-39). Организатор и руководитель (с 1920) Государственных учительских курсов во мн. городах Польши, которые стали первой формой высшего образования учителей начальных школ. Автор учебника по педагогической психологии (1937-38). Педагогические взгляды Р. наиболее полно отражены в книге "Творческая школа" (1926). Созданный им термин "творческая школа" был принят в польской педагогике для обозначения польской разновидности трудовой школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

РОДАРИ (RODARI), ДЖАННИ

РОДАРИ (RODARI), ДЖАННИ (1920-1980) - итальянский писатель. Произведения для детей: стихи (сб. "Поезд стихов", 1952), сказки ("Приключения Чиполлино", 1951; "Голубая стрела", 1954; "Джельсомино в стране лжецов", 1959); "Грамматика фантазии" (1973), "Марионетки на свободе" (1974).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

РОДЖЕРС (ROGERS), КАРЛ

РОДЖЕРС (ROGERS), КАРЛ (1902-1987) - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. В 1940-63 профессор университетов Огайо, Чикаго и Висконсина. С 1964 директор Центра по изучению личности в Ла-Джолла (Калифорния). Разработал т.н. недирективный или центрированный на клиенте метод психотерапии, в основу которого легли его представления о формировании личности. Теория Р. оказала влияние гл.о. на детскую психологию и детскую психопатологию. Центральной для Р. является категория самооценки: в результате взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми у него создаётся представление о себе. Р. придаёт важное значение ситуациям межличностного общения людей, в частности учителя и учеников. Только создание благоприятной межличностной атмосферы устраняет преграды на пути подлинно продуктивного учения, здорового развития личности. Основанные на психотерапевтическом подходе Р. воспитательно-образовательные установки получили название "недирективная педагогика": учитель должен взять на себя миссию неформального обучения, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся. Однако осуществление на практике этих идей может приводить к анархической стихийности педагогического процесса и снижению уровня обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДНИК

РОДНИК - издательство, ООО, Москва. Детская литература (книжки для дошкольников).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

РОДНОЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ РОС. ФЕДЕРАЦИИ С НЕРУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

РОДНОЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ РОС. ФЕДЕРАЦИИ С НЕРУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ - осн. язык обучения и учебный предмет. Преподавание Р.я. направлено на усвоение учащимися осн. сведений о фонетических особенностях, словарном составе, грамматическом строе Р.я.; выработку навыков свободного владения языком в устной и письменной форме; развитие мышления, познавательных способностей учащихся; нравственное воспитание.

В Декларации прав народов России (1917) было провозглашено право каждого народа осуществлять обучение на Р.я. В 20-30-х гг. была создана письменность для десятков народов СССР, разработана учебная, научная литература, стала формироваться художественная литература на Р.я. В целом были созданы необходимые условия для изучения мн. Р.я. и обучения на них. Однако в последующие десятилетия сферы использования Р.я. значительно сужались, в т.ч. в системе образования. Р.я. был оттеснён в начальную школу, общее образование в средней школе учащиеся получали на русском языке. Р.я. сохранялся гл.о. как учебный предмет. В 70-80-х гг. разработаны алфавиты для бесписьменных или утративших письменность языков малочисленных народов Крайнего Севера. В Рос. Федерации в школах изучают языки более 70 народов. В соответствии с Федеральным законом о языках (1991) и республиканскими законодательными актами создаются условия для изучения и преподавания Р.я. всех народов независимо от их численности в местах компактного проживания. Специфика нерусской школы с нерусскими учащимися состоит в том, что вся работа в ней строится на двух языках. Изучение русского и родного языков осуществляется в тесной взаимосвязи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 243)

-------------------

См. также Двуязычие

РОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЖДАЕМОСТЬ

РОЖДАЕМОСТЬ - частота рождений в определённой группе населения: количество живорождённых детей на 1 тыс. населения за 1 год. Наряду со смертностью, детской смертностью и продолжительностью жизни - важный показатель естественного движения населения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 243)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ (1891 (или 1892) - 1981) - методист в области обучения русскому (родному) языку, д-р педагогических наук (1961), заслуженный деятель науки РСФСР (1977). Преподавал в вузах Москвы; с 1943 в системе АПН СССР. На основе взаимосвязи работы по грамматике и орфографии с развитием мышления и речи школьников сформулировал направления совершенствования системы обучения младших школьников русскому языку, реализованные в учебниках для начальной школы и методических руководствах к ним.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1868-1934) - педагог, историк образования, член-корреспондент Российской АН (1920). Член Археографической комиссии (1922), ряда русских исторических обществ. Преподавал в вузах и средних учебных заведениях С.-Петербурга; с 1896 на женских педагогических курсах ВУИМ (с 1916 директор созданного на основе курсов Женского педагогического института). Репрессирован по "академическому делу" в 1929 и сослан в Томск.

Р. принадлежал к научной школе С.Ф. Платонова. Первоначально занимался политической и социально-экономической историей России 16-17 вв. Гл. труд Р. по истории образования, составленный им по поручению МНП, - "Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902" (1902), в котором впервые было вовлечено в научный оборот значительное число документов из архива этого учреждения. Книга представляет собой систематическое изложение фактов, характеризующих развитие взаимосвязанных сфер русской начальной, средней и высшей школы в русле некоторой единой образовательной политики. В 1912 опубликован 1-й том "Очерков по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв.". В книге рассматривалась эволюция учебных заведений от профессиональных (Петровской эпохи) к общеобразовательным, формирование идеи и различные проекты создания системы народного просвещения. Во 2-м томе "Очерков" (не окончены) Р. предполагал представить историю народного просвещения как часть социальной политики в целом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

РОЗА МИРА

РОЗА МИРА - редакционно-издательская фирма, ТОО, С.-Петербург. Образовательная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

РОЗАНОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

РОЗАНОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1856-1919) - философ-педагог, видный деятель образования Нижегородского края. Дал философское обоснование теории воспитания и обучения. Выдвинул универсальные принципы образования. Создал серию философско-педагогических работ, котор. назв. в сборнике "Сумерки просвещения" (1899).

(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под редакцией И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 240-252)

-------------------

- философ, писатель, педагог, литературный критик. Ввел три принципа образования и воспитания:

1. принцип индивидуальности,

2. принцип целостности,

3. принцип единства цели.

Раньше других западных ученых попытался ввести в психологию термин "понимание".

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 130)

РОЗАНОВ М.Г.

РОЗАНОВ М.Г. - см. Огнев Н.

РОЗЕНТАЛЬ, ДИТМАР ЭЛЬЯШЕВИЧ

РОЗЕНТАЛЬ, ДИТМАР ЭЛЬЯШЕВИЧ (1900-1994) - языковед, методист русского и иностранного языков. Преподавал в средней школе, рабфаке, МГУ. Владел мн. иностранными языками. Заместитель гл. редактора журнала "Русский язык в школе". Автор программ, учебно-методических пособий и учебников по русскому языку для средней и высшей школы, словарей и пр. Труды по грамматике и стилистике современного русского языка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РОЗОВ, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

РОЗОВ, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1913) - драматург, прозаик. Остроконфликтные пьесы, преимущественно о молодёжи: "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957) и др. В пьесе "Вечно живые" (1943) и её киноверсии "Летят журавли" (1957) - тема гражданского долга, человеческой верности, высоких традиций русской интеллигенции. Гос. премия СССР (1967).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РОЛЛЕН (ROLLIN), ШАРЛЬ ЛУИ

РОЛЛЕН (ROLLIN), ШАРЛЬ ЛУИ (1661-1741) - французский историк и педагог. Преподавал в коллежах Парижа. В "Трактате об образовании" (т. 1-4, 1726-28; т. 1-3, 1845; рус. пер. 1908) излагал способы изучения гуманитарных наук и давал руководящие начала для устройства отдельных классов и коллежей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РОМАНЦЕВ, ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ

РОМАНЦЕВ, ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1950) - д-р педагогических наук и профессор (1998), член-корреспондент РАО (2000; Отделение базового профессионального образования), ректор Уральского государственного профессионально-педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РОНКИН, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

РОНКИН, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1937) - заслуженный работник образования республики Казахстан.

(Ронкин В.Г. Уроки самому себе. - Алматы, 1997. С. 2)

РОСМЭН

РОСМЭН - издательство, ЗАО, Москва. Детская, образовательная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ( ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ( ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) - Москва, просп. Вернадского, 84. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО)

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ - Москва, ул. Кольская, 2, корпус 1. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ИСКУССТВУ (РГБИ) В МОСКВЕ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ИСКУССТВУ (РГБИ) В МОСКВЕ - крупнейшая в Рос. Федерации библиотека в области театра и изобразительных искусств. Осн. в 1922 как театральная на базе библиотеки училища при Малом театре и преобразована в Государственную центральную театральную библиотеку (современное название с 1991). В фондах ок. 2 млн. единиц хранения (литература о театре, музыке, кино, балете, драматургии, изобразительном искусстве, по гуманитарным наукам; представлены книги, журналы, театральные программы; ок. 25 тыс. единиц изобразительных материалов; собрания Общества русских драматических писателей, театрального отдела АХ, личные и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.liart.ru

См. также Библиотеки РФ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА (РГБ) В МОСКВЕ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА (РГБ) В МОСКВЕ - национальная библиотека Рос. Федерации, крупнейшая в стране. Осн. в 1862 в составе Румянцевского музея, с 1925 Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, с 1992 современное название. В фондах ок. 39 млн. единиц хранения, в т.ч. наиболее полные собрания отечественных рукописей, уникальные образцы книжного искусства, русские периодические издания и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.rsl.ru

См. также Библиотеки РФ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА (РГДБ)

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА (РГДБ) - крупнейшая в Рос. Федерации библиотека, обслуживающая детей, а также взрослых читателей (педагогов, родителей, специалистов). Осн. в 1969. В фондах св. 500 тыс. единиц хранения (книги, периодические издания, литература на иностранных языках, кино- и фотоматериалы, звукозаписи, нотные издания, коллекция старой книги и др.). РГДБ является научно-методическим центром в области педагогики, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы. В библиотеке организованы Комната сказок, Пушкинская комната и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.rgab.ru

См. также Библиотеки РФ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (РГЮБ) В МОСКВЕ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (РГЮБ) В МОСКВЕ - Осн. в 1966. В фондах св. 1 млн. единиц хранения. Обслуживает детей среднего и старшего школьного возраста и молодёжь, педагогов, специалистов. Является научно-методическим центром в области юношеской и молодёжной литературы. Содержит учебные, методические издания, литературу по профориентации, а также художественную, справочную и др. литературу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.rgub.ru

См. также Библиотеки РФ

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (РНБ) В С.-ПЕТЕРБУРГЕ

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (РНБ) В С.-ПЕТЕРБУРГЕ - старейшая государственная общедоступная библиотека Рос. Федерации. Осн. в 1795 как Императорская Публичная библиотека, открыта в 1814. В 1845-61 в составе библиотеки находился Румянцевский музей, на базе которого создана Рос. государственная библиотека. С 1917 Российская, с 1925 Государственная публичная библиотека, с 1932 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. С 1992 современное название. В фондах ок. 32 млн. единиц хранения, в т.ч. уникальные собрания "Россики", инкунабул и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.nlr.ru

См. также Библиотеки РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, Миусская пл., 6. Психология, социальная антропология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - С.-Петербург, набережная реки Мойки, 48 (бывш. пединститут им. Герцена). Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД (РДФ)

РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД (РДФ) - неправительственная, неполитическая, благотворительная общественная коммерческая организация. Создан в 1987 как Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который в 1991 преобразован в РДФ и Международную ассоциацию детских фондов. Фонд основывается в своей деятельности на Конвенцию ООН о правах ребёнка. Объединяет усилия общественности по укреплению роли и авторитета семьи, оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, а также детям, пострадавшим от стихийных бедствий, эпидемий, войн. Финансируется за счёт добровольных взносов и пожертвований граждан и др. Имеет отделения во всех республиках, краях, областях и некоторых крупных городах Рос. Федерации. В его ведении находится Научно-исследовательский институт детства (осн. в 1989). Сотрудничает с ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и другими организациями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 244)

РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР

РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР - осн. в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 - Центральный детский театр, с 1987 академический, с 1992 современное название. Гл. режиссёры - М.О. Кнебель (1955-60, 1966-68), А.В. Бородин (с 1980). Спектакли: "Её друзья" (1949), "Страница жизни" (1953), "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957) В.С. Розова, "Сомбреро" С.В. Михалкова (1957), "Они и мы" Н.Г. Долининой (1964), "Отверженные" по В. Гюго (1983), "Ловушка №46, рост второй" Ю.П. Щекочихина (1985), "Король Лир" У. Шекспира (1992) и др. Артисты: О.Н. Ефремов, В.Я. Заливин, К.П. Коренева, Е.В. Перов, В.А. Сперантова, Л.С. Чернышова. В труппе: И.Д. Воронов, Л.В. Гнилова, М.Г. Куприянова, Г.М. Печников и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 244)

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, Ленинградский просп., 49. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ - Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Психология, социальная педагогика

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

РОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

РОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО - учебно-издательская фирма, ТОО. Методическая, педагогическая, психологическая, учебная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

РОССИЯ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОССОЛИМО, ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

РОССОЛИМО, ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (1860-1928) - невропатолог и психоневролог. На собственные средства основал и содержал (1911-17) Институт детской неврологии и психологии, который после 1917 передал в дар Московскому университету. С 1917 профессор МГУ; директор Неврологического института им. А.Я. Кожевникова. Труды Р. охватывают широкий круг вопросов неврологии, дефектологии и патопсихологии и имеют большое значение для развития детской и патологической психологии, понимания эмоций, привычек и характера ребёнка, в т.ч. "критических фаз" в его развитии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РОСТ И РАЗВИТИЕ

РОСТ И РАЗВИТИЕ - важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост - количественное увеличение биомассы организма за счёт увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие - качественные преобразования тканей и органов многоклеточного организма, которые протекают как за счёт увеличения размеров, так и за счёт дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма. Р. и р. протекают гетерохронно, причём для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются. Выделяют 4 осн. типа кривых роста, присущих различным тканям организма: общий (тело в целом, органы дыхания, кровообращения, пищеварения, почки, мышцы); мозговой (головной и спинной мозг, размеры головы, глаз); лимфоидный (тимус - вилочковая железа, лимфатические узлы), репродуктивный (половые органы). Процессы Р.и р. начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" - для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 247-248)

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА - Ростов-на-Дону, Будённовский просп., 39. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105. Психология, социальная работа, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - Ростов-на-Дону, пл. им. Ростовского полка народного ополчения, 2. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

РОСТРОПОВИЧ, МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ

РОСТРОПОВИЧ, МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ (р. 1927) - почетный член РАО (2000; Отделение образования и культуры), профессор.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РОТКОВИЧ, ЯКОВ АРОНОВИЧ

РОТКОВИЧ, ЯКОВ АРОНОВИЧ (1909-1975) - филолог-методист, д-р педагогических наук (1952), заслуженный деятель науки РСФСР (1968). С 1933 преподавал в Куйбышевском педагогическом институте (с 1938 зав. кафедрой литературы). Труды по теории и истории методики преподавания литературы; о принципах анализа художественного произведения, о теоретических основах методики как педагогической дисциплины. Провёл (1934) первое в советской методике литературы экспериментальное исследование относительной эффективности осн. методов преподавания литературы. Автор фундаментального труда по истории преподавания литературы в советской школе (2 изд., 1976).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РОТТЕР Д.

РОТТЕР Д. - см. Локус контроля

РОХОВ (ROCHOW), ФРИДРИХ ЭБЕРХАРД

РОХОВ (ROCHOW), ФРИДРИХ ЭБЕРХАРД (1734-1805) - немецкий педагог, реформатор сельских школ. Занимался подготовкой учителей для сельских школ. Составил "Опыт учебника для детей крестьян, или Пособие для учителей низших и сельских школ" (1772), а также "Инструкцию для сельских учителей" (1773, совместно с Г.Ю. Брунсом). Перестроил программу обучения в народных школах, ввёл чтение, письмо, счёт, природоведение, практическое обучение навыкам ведения хозяйства. Составил оригинальную книгу "Друг детей" (1776), в которой объединил рассказы о природе, хозяйственные наставления, назидательные произведения и т.д. При создании аналогичных произведений опирался на идеи И.Б. Базедова. Успехи в деятельности Р. побудили власти Пруссии в законодательном порядке закрепить практику организации сельских школ (с 1797).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РУБАКИН, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

РУБАКИН, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1862-1946) - книговед, теоретик самообразования, писатель. Один из основателей Общества помощи самообразованию при Педагогическом музее военно-учебных заведений в С.-Петербурге. В 1908 выехал в Швейцарию; передал личную библиотеку (св. 100 тыс. томов) петербургскому отделу Лиги образования. Автор "Писем к читателям о самообразовании" (1913), труда "Практика самообразования" (1914) и др. Составил библиографический указатель "Среди книг" (1906; 2 изд., т. 1-3, 1911-15). Вторую библиотеку Р. завещал РГБ (фонд Р.; ок. 100 тыс. томов).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РУБИНШТЕЙН, МОИСЕЙ МАТВЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУБИНШТЕЙН, СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ

РУБИНШТЕЙН, СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1889-1960) - психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), член-корреспондент АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в вузах Одессы, Ленинграда, Москвы. В 1942-45 директор Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 - сектор психологии в Институте философии АН. Осн. труды по философским проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, речи, мышления. Гл. сочинение - "Основы общей психологии" (1940; несколько переизданий; Гос. премия СССР, 1942) - наиболее фундаментальный обобщающий труд по психологии в России в 20 в.

Р. создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психолого-педагогической науке. В 30-40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Созданная Р. и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания, помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента ("изучать ребёнка, обучая его").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РУБЦОВ, ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

РУБЦОВ, ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1948) - д-р психологических наук (1987), профессор (1989), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии). Ректор Московского городского психолого-педагогического института, председатель Центрального регионального отделения РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РУКОВОДСТВО ШКОЛОЙ

РУКОВОДСТВО ШКОЛОЙ - термин более употребителен для обозначения управленческих действий в сфере внутришкольного управления. Отражает социально-коммуникативный, личностно-деятельностный аспект управления.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 323)

-------------------

См. также Менеджмент в образовании, Управление школой

РУМЕР, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РУМЕР, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1888-1981) - деятель в области музыкального воспитания и образования детей. Пропагандист идей Э. Жак-Далькроза в России. В 1919-24 работала в Институте ритмического воспитания в Москве. В 1924-32 член Учёного совета Наркомпроса РСФСР. Преподавала (с 1924) ритмику в Московской консерватории; с 1944 в НИИ ХВ АПН РСФСР. Разработала оригинальную методическую систему музыкального воспитания на основе музыкально-ритмических движений, которая включала широкий спектр приёмов, способствующих, с одной стороны, раскрепощению личности учащихся, раскрытию их творческого потенциала, с другой - введению ученика в сложный мир музыкальных образов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402)

РУСАНОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

РУСАНОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1939-2003) - известный педагог-исследователь, краевед Пермского края, учитель математики.

(Русановские чтения. - Оса, 2005. С. 13)

-------------------

Т3(2Р-4Пе)

Д891(2)дРусанов

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИЙ

РУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИЙ (институт)

- Москва, ул. Большая Черёмушкинская, 17а. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

РУССКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

РУССКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ - С.-Петербург, набережная р. Фонтанки, 15. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК - государственное издательство, Москва. Образовательная, учебная, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

РУССКО-АЗИАТСКИЙ ИНСТИТУТ

РУССКО-АЗИАТСКИЙ ИНСТИТУТ - Иркутск, ул. К. Маркса, 37. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РТО) ИМПЕРАТОРСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССО (ROUSSEAU), ЖАН ЖАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУЧНОЙ ТРУД

РУЧНОЙ ТРУД - учебный предмет в начальной и средней школе. Впервые трудовое обучение под названием "Р.т." было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866); первые разработки теории и практики Р.т. связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. В России Р.т. начал преподаваться с 1884. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К.Ю. Цирулем. Целями и задачами обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различных инструментов. "Примерная программа ручного труда" (1910) для 1-5-х классов, разработанная при участии А.П. Пинкевича, В.Н. Верховского, С.И. Созонова и др., включала усвоение приёмов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах - гл.о. сельскохозяйственный труд. В 50-х гг. название "Р.т." сохранилось лишь для учебного предмета, преподававшегося в начальной школе; с 60-х гг. название "Р.т." не употребляется. Цикл предметов, направленных на подготовку школьников к практической деятельности, носит название Трудовое и профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 250)

РЫБАКОВ, АНАТОЛИЙ НАУМОВИЧ

РЫБАКОВ, АНАТОЛИЙ НАУМОВИЧ (1911-1998) - писатель. Повести для юношества "Кортик" (1948), "Бронзовая птица" (1956), "Приключения Кроша" и "Каникулы Кроша" (обе 1960), "Неизвестный солдат" (1970).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

РЫБНИКОВА, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РЫБНИКОВА, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1885-1942) - педагог, методист-словесник, профессор (1935). Преподавала в средней школе, Московском педагогическом техникуме; в 1924-31 во 2-м МГУ. Разработала методику наблюдений над языком художественных произведений ("Работа словесника в школе", 1922), систему упражнений по русскому языку ("Книга о языке", 1 изд. - под названием "Изучение родного языка", 1921; 3 изд., 1926). По инициативе и под руководством Р. был введён в 5-7-х классах курс "Литературного чтения". Осн. труд Р. - "Очерки по методике литературного чтения" (3 изд., 1963). Разработала принципы отбора и издания книг для детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 57)

РЫБНИКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

РЫБНИКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1880-1961) - психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). С 1912 работал в Институте психологии при Московском университете (ныне Психологический институт РАО), сотрудничал в научных учреждениях Москвы. Научные исследования Р. посвящены проблемам возрастной и детской психологии. Для педагогической психологии важное значение имела разработка Р. проблемы овладения навыками чтения, письма, счёта. Занимался также исследованием проблем истории психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

РЫЖАКОВ, МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ

РЫЖАКОВ, МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ (р. 1948) - д-р педагогических наук (1999), член-корреспондент РАО (2001; Отделение среднего образования), заместитель директора Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РЫКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

РЫКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1910-1984) - методист-биолог, д-р педагогических наук (1960). С 1933 вёл научную и преподавательскую работу в Ленинграде (с 1960 профессор, затем зав. кафедрой ЛГПИ им. А.И. Герцена). Занимался проблемами методики преподавания зоологии в средней школе и педвузе, внеклассной натуралистической и природоохранительной работой; разработал принципы организации зоологического отдела на школьном учебно-опытном участке и проведения на нём наблюдений и опытов с животными. Один из авторов учебника "Зоология" (1949; 13 изд., 1968) и создателей учебно-методического комплекса по зоологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

РЫЦАРСКАЯ АКАДЕМИЯ

РЫЦАРСКАЯ АКАДЕМИЯ - сословное учебное заведение для сыновей дворян. Первые Р.а. стали создаваться в германских государствах в конце 16 в. и получили широкое распространение после Тридцатилетней войны (1618- 1648). Задача Р.а. состояла в подготовке молодёжи из знатных семей к военной и гражданской службе. Учебный план Р.а. был шире гимназического и включал латинский, французский, итальянский и нередко испанский языки, математику, физику, генеалогию, право, историю и другие предметы. Большое внимание уделялось выработке умений, составлявших содержание рыцарского воспитания. Образование в Р.а. имело поверхностный характер, т.к. от преподавателей требовалось сообщать лишь те сведения из области наук, которые потребуются будущему офицеру и крупному государственному чиновнику в практической деятельности. Известностью пользовались Р.а. в Кольберге (осн. в 1653), Люнебурге (1655), Бранденбурге (1704). В 19 в. Р.а. были постепенно преобразованы в обычные гимназии или кадетские корпуса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 250)

РЫЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

РЫЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - в Средние века система воспитания сыновей светских феодалов. До 7 лет мальчики воспитывались дома под наблюдением матери, после чего их отдавали ко двору сюзерена. Здесь до 14 лет они исполняли обязанности пажей, а позднее - до 21 года - были оруженосцами при знатном рыцаре. После испытаний юноши посвящались в рыцари. Молодые люди должны были овладеть "семью рыцарскими добродетелями" - умением охотиться, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь дамы сердца, а также выработать у себя такие нравственные качества, как храбрость, настойчивость, верность сюзерену и т.п. Большое место в Р.в. занимали религия и правила придворного этикета. К концу Средних веков для рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший языком придворной знати во мн. странах. Воспитательное значение имели рыцарский эпос, рыцарские романы, поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 250)

РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ - Рязань, ул. Гагарина, 59/1. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Рязань, ул. Свободы, 46. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ - Рязань, ул. Сенная, 1. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

РЯППО (RAPPO), ЯН (ЯАН) ПЕТРОВИЧ

РЯППО (RAPPO), ЯН (ЯАН) ПЕТРОВИЧ (1880-1958) - педагог, один из организаторов системы образования УССР. В 1921-28 заместитель наркома просвещения, председатель Госпрофобра УССР, председатель Гл. научно-методического комитета, ведавшего научно- исследовательской работой в области просвещения. В 1922-28 гл. редактор украинских педагогических журналов. В 1922-34 член Всеукраинского ЦИК. Наряду с Г.Ф. Гринько и другими выступал теоретиком системы образования в Украине в 20-е гг. Сторонник концепции монотехнического образования. Один из авторов Кодекса о народном образовании УССР (1922), закрепившего эту практику. Р. был первым историком советской школы и педагогики в Украине, автор книги о народном образовании в Украине в 1917-27.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

Предыдущая страница Следующая страница