Наши партнеры
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РИН"-"РЯП")
РИНОЛАЛИЯ (от греч. rhinos - нос и lalia - речь) - нарушение тембра голоса (назальность) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (см. Речь). Изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания (кольца) и недостаточной (закрытая Р.) или чрезмерной (открытая Р.) утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи. Различают органическую и функциональную Р. Наиболее серьёзное влияние на развитие произносительной стороны речи детей оказывает Р., обусловленная врождённым несращением губы и нёба. Характерны также задержка в развитии устной речи, нарушение общения, иногда личностные особенности и др. Р. устраняется сочетанием медицинских (хирургическая стоматология, ортодонтия и др.) и логопедических мероприятий (см. Логопедия). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 240-241) ------------------- |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РИХТЕР И. - см. Жан Поль |
РОБАСТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - в Японии проектирование качественных систем (инжиниринг качества) называется робастным проектированием. Это такой подход к проектированию, который заключается в уменьшении разбросов выходных характеристик путем использования таких методов, которые уменьшают чувствительность к источникам разбросов. (Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 6-7) ------------------- См. также Квалиметрия, Квалитативное образование, Робастность, Тагути методы |
РОБАСТНОСТЬ - состояние, в котором характеристики технологии, процесса или процессов нечувствительны к воздействию дестабилизирующих факторов. (Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 7) ------------------- См. также Квалитативная культура, Робастное проектирование |
РОБЕН (ROBIN), ПОЛЬ (1837-1912) - французский педагог и общественный деятель. С 1861 преподавал в лицеях Рош-сюр-Йона и Бреста. В "Докладе об интегральном образовании" (1866), представленном I Интернационалу, призывал "искать новую систему воспитания, при которой одновременно будут развиваться мыслящий ум и работающая рука". С 1880 возглавлял детский приют Прево близ Кампюи в Уазе, откуда в 1894 из-за травли со стороны реакционеров ушёл в отставку. В приюте пытался реализовать разработанную им демократическую педагогическую программу. Отстаивал необходимость соединения теоретических и практических знаний, поощрение самодеятельности детей. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401) |
РОВИД (ROWID), ХЕНРИК (1877-1944) - польский педагог. Был гл. редактором журналов "Педагогическое движение" (1912-33) и "Хованна" (1933-39). Организатор и руководитель (с 1920) Государственных учительских курсов во мн. городах Польши, которые стали первой формой высшего образования учителей начальных школ. Автор учебника по педагогической психологии (1937-38). Педагогические взгляды Р. наиболее полно отражены в книге "Творческая школа" (1926). Созданный им термин "творческая школа" был принят в польской педагогике для обозначения польской разновидности трудовой школы. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401) |
РОДАРИ (RODARI), ДЖАННИ (1920-1980) - итальянский писатель. Произведения для детей: стихи (сб. "Поезд стихов", 1952), сказки ("Приключения Чиполлино", 1951; "Голубая стрела", 1954; "Джельсомино в стране лжецов", 1959); "Грамматика фантазии" (1973), "Марионетки на свободе" (1974). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401) |
РОДЖЕРС (ROGERS), КАРЛ (1902-1987) - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. В 1940-63 профессор университетов Огайо, Чикаго и Висконсина. С 1964 директор Центра по изучению личности в Ла-Джолла (Калифорния). Разработал т.н. недирективный или центрированный на клиенте метод психотерапии, в основу которого легли его представления о формировании личности. Теория Р. оказала влияние гл.о. на детскую психологию и детскую психопатологию. Центральной для Р. является категория самооценки: в результате взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми у него создаётся представление о себе. Р. придаёт важное значение ситуациям межличностного общения людей, в частности учителя и учеников. Только создание благоприятной межличностной атмосферы устраняет преграды на пути подлинно продуктивного учения, здорового развития личности. Основанные на психотерапевтическом подходе Р. воспитательно-образовательные установки получили название "недирективная педагогика": учитель должен взять на себя миссию неформального обучения, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся. Однако осуществление на практике этих идей может приводить к анархической стихийности педагогического процесса и снижению уровня обучения. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОДНИК - издательство, ООО, Москва. Детская литература (книжки для дошкольников). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
РОДНОЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ РОС. ФЕДЕРАЦИИ С НЕРУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ - осн. язык обучения и учебный предмет. Преподавание Р.я. направлено на усвоение учащимися осн. сведений о фонетических особенностях, словарном составе, грамматическом строе Р.я.; выработку навыков свободного владения языком в устной и письменной форме; развитие мышления, познавательных способностей учащихся; нравственное воспитание. В Декларации прав народов России (1917) было провозглашено право каждого народа осуществлять обучение на Р.я. В 20-30-х гг. была создана письменность для десятков народов СССР, разработана учебная, научная литература, стала формироваться художественная литература на Р.я. В целом были созданы необходимые условия для изучения мн. Р.я. и обучения на них. Однако в последующие десятилетия сферы использования Р.я. значительно сужались, в т.ч. в системе образования. Р.я. был оттеснён в начальную школу, общее образование в средней школе учащиеся получали на русском языке. Р.я. сохранялся гл.о. как учебный предмет. В 70-80-х гг. разработаны алфавиты для бесписьменных или утративших письменность языков малочисленных народов Крайнего Севера. В Рос. Федерации в школах изучают языки более 70 народов. В соответствии с Федеральным законом о языках (1991) и республиканскими законодательными актами создаются условия для изучения и преподавания Р.я. всех народов независимо от их численности в местах компактного проживания. Специфика нерусской школы с нерусскими учащимися состоит в том, что вся работа в ней строится на двух языках. Изучение русского и родного языков осуществляется в тесной взаимосвязи. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 243) ------------------- См. также Двуязычие |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОЖДАЕМОСТЬ - частота рождений в определённой группе населения: количество живорождённых детей на 1 тыс. населения за 1 год. Наряду со смертностью, детской смертностью и продолжительностью жизни - важный показатель естественного движения населения. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 243) |
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ (1891 (или 1892) - 1981) - методист в области обучения русскому (родному) языку, д-р педагогических наук (1961), заслуженный деятель науки РСФСР (1977). Преподавал в вузах Москвы; с 1943 в системе АПН СССР. На основе взаимосвязи работы по грамматике и орфографии с развитием мышления и речи школьников сформулировал направления совершенствования системы обучения младших школьников русскому языку, реализованные в учебниках для начальной школы и методических руководствах к ним. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401) |
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1868-1934) - педагог, историк образования, член-корреспондент Российской АН (1920). Член Археографической комиссии (1922), ряда русских исторических обществ. Преподавал в вузах и средних учебных заведениях С.-Петербурга; с 1896 на женских педагогических курсах ВУИМ (с 1916 директор созданного на основе курсов Женского педагогического института). Репрессирован по "академическому делу" в 1929 и сослан в Томск. Р. принадлежал к научной школе С.Ф. Платонова. Первоначально занимался политической и социально-экономической историей России 16-17 вв. Гл. труд Р. по истории образования, составленный им по поручению МНП, - "Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902" (1902), в котором впервые было вовлечено в научный оборот значительное число документов из архива этого учреждения. Книга представляет собой систематическое изложение фактов, характеризующих развитие взаимосвязанных сфер русской начальной, средней и высшей школы в русле некоторой единой образовательной политики. В 1912 опубликован 1-й том "Очерков по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв.". В книге рассматривалась эволюция учебных заведений от профессиональных (Петровской эпохи) к общеобразовательным, формирование идеи и различные проекты создания системы народного просвещения. Во 2-м томе "Очерков" (не окончены) Р. предполагал представить историю народного просвещения как часть социальной политики в целом. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401) |
РОЗА МИРА - редакционно-издательская фирма, ТОО, С.-Петербург. Образовательная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
РОЗАНОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1856-1919) - философ-педагог, видный деятель образования Нижегородского края. Дал философское обоснование теории воспитания и обучения. Выдвинул универсальные принципы образования. Создал серию философско-педагогических работ, котор. назв. в сборнике "Сумерки просвещения" (1899). (Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под редакцией И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 240-252) ------------------- - философ, писатель, педагог, литературный критик. Ввел три принципа образования и воспитания: 1. принцип индивидуальности, 2. принцип целостности, 3. принцип единства цели. Раньше других западных ученых попытался ввести в психологию термин "понимание". (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 130) |
РОЗАНОВ М.Г. - см. Огнев Н. |
РОЗЕНТАЛЬ, ДИТМАР ЭЛЬЯШЕВИЧ (1900-1994) - языковед, методист русского и иностранного языков. Преподавал в средней школе, рабфаке, МГУ. Владел мн. иностранными языками. Заместитель гл. редактора журнала "Русский язык в школе". Автор программ, учебно-методических пособий и учебников по русскому языку для средней и высшей школы, словарей и пр. Труды по грамматике и стилистике современного русского языка. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
РОЗОВ, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1913) - драматург, прозаик. Остроконфликтные пьесы, преимущественно о молодёжи: "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957) и др. В пьесе "Вечно живые" (1943) и её киноверсии "Летят журавли" (1957) - тема гражданского долга, человеческой верности, высоких традиций русской интеллигенции. Гос. премия СССР (1967). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
РОЛЛЕН (ROLLIN), ШАРЛЬ ЛУИ (1661-1741) - французский историк и педагог. Преподавал в коллежах Парижа. В "Трактате об образовании" (т. 1-4, 1726-28; т. 1-3, 1845; рус. пер. 1908) излагал способы изучения гуманитарных наук и давал руководящие начала для устройства отдельных классов и коллежей. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
РОМАНЦЕВ, ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1950) - д-р педагогических наук и профессор (1998), член-корреспондент РАО (2000; Отделение базового профессионального образования), ректор Уральского государственного профессионально-педагогического университета. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
РОНКИН, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1937) - заслуженный работник образования республики Казахстан. (Ронкин В.Г. Уроки самому себе. - Алматы, 1997. С. 2) |
РОСМЭН - издательство, ЗАО, Москва. Детская, образовательная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ( ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) - Москва, просп. Вернадского, 84. Психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ - Москва, ул. Кольская, 2, корпус 1. Социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ИСКУССТВУ (РГБИ) В МОСКВЕ - крупнейшая в Рос. Федерации библиотека в области театра и изобразительных искусств. Осн. в 1922 как театральная на базе библиотеки училища при Малом театре и преобразована в Государственную центральную театральную библиотеку (современное название с 1991). В фондах ок. 2 млн. единиц хранения (литература о театре, музыке, кино, балете, драматургии, изобразительном искусстве, по гуманитарным наукам; представлены книги, журналы, театральные программы; ок. 25 тыс. единиц изобразительных материалов; собрания Общества русских драматических писателей, театрального отдела АХ, личные и др.). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477) ------------------- http://www.liart.ru См. также Библиотеки РФ |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА (РГБ) В МОСКВЕ - национальная библиотека Рос. Федерации, крупнейшая в стране. Осн. в 1862 в составе Румянцевского музея, с 1925 Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, с 1992 современное название. В фондах ок. 39 млн. единиц хранения, в т.ч. наиболее полные собрания отечественных рукописей, уникальные образцы книжного искусства, русские периодические издания и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477) ------------------- http://www.rsl.ru См. также Библиотеки РФ |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА (РГДБ) - крупнейшая в Рос. Федерации библиотека, обслуживающая детей, а также взрослых читателей (педагогов, родителей, специалистов). Осн. в 1969. В фондах св. 500 тыс. единиц хранения (книги, периодические издания, литература на иностранных языках, кино- и фотоматериалы, звукозаписи, нотные издания, коллекция старой книги и др.). РГДБ является научно-методическим центром в области педагогики, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы. В библиотеке организованы Комната сказок, Пушкинская комната и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477) ------------------- http://www.rgab.ru См. также Библиотеки РФ |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (РГЮБ) В МОСКВЕ - Осн. в 1966. В фондах св. 1 млн. единиц хранения. Обслуживает детей среднего и старшего школьного возраста и молодёжь, педагогов, специалистов. Является научно-методическим центром в области юношеской и молодёжной литературы. Содержит учебные, методические издания, литературу по профориентации, а также художественную, справочную и др. литературу. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477) ------------------- http://www.rgub.ru См. также Библиотеки РФ |
РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (РНБ) В С.-ПЕТЕРБУРГЕ - старейшая государственная общедоступная библиотека Рос. Федерации. Осн. в 1795 как Императорская Публичная библиотека, открыта в 1814. В 1845-61 в составе библиотеки находился Румянцевский музей, на базе которого создана Рос. государственная библиотека. С 1917 Российская, с 1925 Государственная публичная библиотека, с 1932 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. С 1992 современное название. В фондах ок. 32 млн. единиц хранения, в т.ч. уникальные собрания "Россики", инкунабул и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477) ------------------- http://www.nlr.ru См. также Библиотеки РФ |
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, Миусская пл., 6. Психология, социальная антропология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - С.-Петербург, набережная реки Мойки, 48 (бывш. пединститут им. Герцена). Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470) ------------------- См. также Педагогические высшие учебные заведения |
РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД (РДФ) - неправительственная, неполитическая, благотворительная общественная коммерческая организация. Создан в 1987 как Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который в 1991 преобразован в РДФ и Международную ассоциацию детских фондов. Фонд основывается в своей деятельности на Конвенцию ООН о правах ребёнка. Объединяет усилия общественности по укреплению роли и авторитета семьи, оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, а также детям, пострадавшим от стихийных бедствий, эпидемий, войн. Финансируется за счёт добровольных взносов и пожертвований граждан и др. Имеет отделения во всех республиках, краях, областях и некоторых крупных городах Рос. Федерации. В его ведении находится Научно-исследовательский институт детства (осн. в 1989). Сотрудничает с ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и другими организациями. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 244) |
РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР - осн. в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 - Центральный детский театр, с 1987 академический, с 1992 современное название. Гл. режиссёры - М.О. Кнебель (1955-60, 1966-68), А.В. Бородин (с 1980). Спектакли: "Её друзья" (1949), "Страница жизни" (1953), "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957) В.С. Розова, "Сомбреро" С.В. Михалкова (1957), "Они и мы" Н.Г. Долининой (1964), "Отверженные" по В. Гюго (1983), "Ловушка №46, рост второй" Ю.П. Щекочихина (1985), "Король Лир" У. Шекспира (1992) и др. Артисты: О.Н. Ефремов, В.Я. Заливин, К.П. Коренева, Е.В. Перов, В.А. Сперантова, Л.С. Чернышова. В труппе: И.Д. Воронов, Л.В. Гнилова, М.Г. Куприянова, Г.М. Печников и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 244) |
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, Ленинградский просп., 49. Психология, социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476) ------------------- См. также Негосударственные ВУЗы |
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ - Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Психология, социальная педагогика (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
РОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО - учебно-издательская фирма, ТОО. Методическая, педагогическая, психологическая, учебная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РОССОЛИМО, ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (1860-1928) - невропатолог и психоневролог. На собственные средства основал и содержал (1911-17) Институт детской неврологии и психологии, который после 1917 передал в дар Московскому университету. С 1917 профессор МГУ; директор Неврологического института им. А.Я. Кожевникова. Труды Р. охватывают широкий круг вопросов неврологии, дефектологии и патопсихологии и имеют большое значение для развития детской и патологической психологии, понимания эмоций, привычек и характера ребёнка, в т.ч. "критических фаз" в его развитии. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
РОСТ И РАЗВИТИЕ - важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост - количественное увеличение биомассы организма за счёт увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие - качественные преобразования тканей и органов многоклеточного организма, которые протекают как за счёт увеличения размеров, так и за счёт дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма. Р. и р. протекают гетерохронно, причём для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются. Выделяют 4 осн. типа кривых роста, присущих различным тканям организма: общий (тело в целом, органы дыхания, кровообращения, пищеварения, почки, мышцы); мозговой (головной и спинной мозг, размеры головы, глаз); лимфоидный (тимус - вилочковая железа, лимфатические узлы), репродуктивный (половые органы). Процессы Р.и р. начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" - для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 247-248) |
РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА - Ростов-на-Дону, Будённовский просп., 39. Профессиональное обучение. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471) ------------------- См. также Педагогические высшие учебные заведения |
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105. Психология, социальная работа, валеология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - Ростов-на-Дону, пл. им. Ростовского полка народного ополчения, 2. Социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474) ------------------- См. также Университеты |
РОСТРОПОВИЧ, МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ (р. 1927) - почетный член РАО (2000; Отделение образования и культуры), профессор. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
РОТКОВИЧ, ЯКОВ АРОНОВИЧ (1909-1975) - филолог-методист, д-р педагогических наук (1952), заслуженный деятель науки РСФСР (1968). С 1933 преподавал в Куйбышевском педагогическом институте (с 1938 зав. кафедрой литературы). Труды по теории и истории методики преподавания литературы; о принципах анализа художественного произведения, о теоретических основах методики как педагогической дисциплины. Провёл (1934) первое в советской методике литературы экспериментальное исследование относительной эффективности осн. методов преподавания литературы. Автор фундаментального труда по истории преподавания литературы в советской школе (2 изд., 1976). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
РОТТЕР Д. - см. Локус контроля |
РОХОВ (ROCHOW), ФРИДРИХ ЭБЕРХАРД (1734-1805) - немецкий педагог, реформатор сельских школ. Занимался подготовкой учителей для сельских школ. Составил "Опыт учебника для детей крестьян, или Пособие для учителей низших и сельских школ" (1772), а также "Инструкцию для сельских учителей" (1773, совместно с Г.Ю. Брунсом). Перестроил программу обучения в народных школах, ввёл чтение, письмо, счёт, природоведение, практическое обучение навыкам ведения хозяйства. Составил оригинальную книгу "Друг детей" (1776), в которой объединил рассказы о природе, хозяйственные наставления, назидательные произведения и т.д. При создании аналогичных произведений опирался на идеи И.Б. Базедова. Успехи в деятельности Р. побудили власти Пруссии в законодательном порядке закрепить практику организации сельских школ (с 1797). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
РУБАКИН, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1862-1946) - книговед, теоретик самообразования, писатель. Один из основателей Общества помощи самообразованию при Педагогическом музее военно-учебных заведений в С.-Петербурге. В 1908 выехал в Швейцарию; передал личную библиотеку (св. 100 тыс. томов) петербургскому отделу Лиги образования. Автор "Писем к читателям о самообразовании" (1913), труда "Практика самообразования" (1914) и др. Составил библиографический указатель "Среди книг" (1906; 2 изд., т. 1-3, 1911-15). Вторую библиотеку Р. завещал РГБ (фонд Р.; ок. 100 тыс. томов). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РУБИНШТЕЙН, СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1889-1960) - психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), член-корреспондент АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в вузах Одессы, Ленинграда, Москвы. В 1942-45 директор Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 - сектор психологии в Институте философии АН. Осн. труды по философским проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, речи, мышления. Гл. сочинение - "Основы общей психологии" (1940; несколько переизданий; Гос. премия СССР, 1942) - наиболее фундаментальный обобщающий труд по психологии в России в 20 в. Р. создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психолого-педагогической науке. В 30-40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Созданная Р. и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания, помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента ("изучать ребёнка, обучая его"). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
РУБЦОВ, ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1948) - д-р психологических наук (1987), профессор (1989), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии). Ректор Московского городского психолого-педагогического института, председатель Центрального регионального отделения РАО. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
РУКОВОДСТВО ШКОЛОЙ - термин более употребителен для обозначения управленческих действий в сфере внутришкольного управления. Отражает социально-коммуникативный, личностно-деятельностный аспект управления. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 323) ------------------- См. также Менеджмент в образовании, Управление школой |
РУМЕР, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1888-1981) - деятель в области музыкального воспитания и образования детей. Пропагандист идей Э. Жак-Далькроза в России. В 1919-24 работала в Институте ритмического воспитания в Москве. В 1924-32 член Учёного совета Наркомпроса РСФСР. Преподавала (с 1924) ритмику в Московской консерватории; с 1944 в НИИ ХВ АПН РСФСР. Разработала оригинальную методическую систему музыкального воспитания на основе музыкально-ритмических движений, которая включала широкий спектр приёмов, способствующих, с одной стороны, раскрепощению личности учащихся, раскрытию их творческого потенциала, с другой - введению ученика в сложный мир музыкальных образов. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 402) |
РУСАНОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1939-2003) - известный педагог-исследователь, краевед Пермского края, учитель математики. (Русановские чтения. - Оса, 2005. С. 13) ------------------- Т3(2Р-4Пе) Д891(2)дРусанов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИЙ (институт) - Москва, ул. Большая Черёмушкинская, 17а. Психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476) ------------------- См. также Негосударственные ВУЗы |
РУССКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ - С.-Петербург, набережная р. Фонтанки, 15. Психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476) ------------------- См. также Негосударственные ВУЗы |
РУССКИЙ ЯЗЫК - государственное издательство, Москва. Образовательная, учебная, учебно-методическая литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
РУССКО-АЗИАТСКИЙ ИНСТИТУТ - Иркутск, ул. К. Маркса, 37. Психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476) ------------------- См. также Негосударственные ВУЗы |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РУЧНОЙ ТРУД - учебный предмет в начальной и средней школе. Впервые трудовое обучение под названием "Р.т." было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866); первые разработки теории и практики Р.т. связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. В России Р.т. начал преподаваться с 1884. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К.Ю. Цирулем. Целями и задачами обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различных инструментов. "Примерная программа ручного труда" (1910) для 1-5-х классов, разработанная при участии А.П. Пинкевича, В.Н. Верховского, С.И. Созонова и др., включала усвоение приёмов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах - гл.о. сельскохозяйственный труд. В 50-х гг. название "Р.т." сохранилось лишь для учебного предмета, преподававшегося в начальной школе; с 60-х гг. название "Р.т." не употребляется. Цикл предметов, направленных на подготовку школьников к практической деятельности, носит название Трудовое и профессиональное обучение. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 250) |
РЫБАКОВ, АНАТОЛИЙ НАУМОВИЧ (1911-1998) - писатель. Повести для юношества "Кортик" (1948), "Бронзовая птица" (1956), "Приключения Кроша" и "Каникулы Кроша" (обе 1960), "Неизвестный солдат" (1970). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403) |
РЫБНИКОВА, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1885-1942) - педагог, методист-словесник, профессор (1935). Преподавала в средней школе, Московском педагогическом техникуме; в 1924-31 во 2-м МГУ. Разработала методику наблюдений над языком художественных произведений ("Работа словесника в школе", 1922), систему упражнений по русскому языку ("Книга о языке", 1 изд. - под названием "Изучение родного языка", 1921; 3 изд., 1926). По инициативе и под руководством Р. был введён в 5-7-х классах курс "Литературного чтения". Осн. труд Р. - "Очерки по методике литературного чтения" (3 изд., 1963). Разработала принципы отбора и издания книг для детей. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403) ------------------- (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 57) |
РЫБНИКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1880-1961) - психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). С 1912 работал в Институте психологии при Московском университете (ныне Психологический институт РАО), сотрудничал в научных учреждениях Москвы. Научные исследования Р. посвящены проблемам возрастной и детской психологии. Для педагогической психологии важное значение имела разработка Р. проблемы овладения навыками чтения, письма, счёта. Занимался также исследованием проблем истории психологии. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403) |
РЫЖАКОВ, МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ (р. 1948) - д-р педагогических наук (1999), член-корреспондент РАО (2001; Отделение среднего образования), заместитель директора Института общего среднего образования РАО. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
РЫКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1910-1984) - методист-биолог, д-р педагогических наук (1960). С 1933 вёл научную и преподавательскую работу в Ленинграде (с 1960 профессор, затем зав. кафедрой ЛГПИ им. А.И. Герцена). Занимался проблемами методики преподавания зоологии в средней школе и педвузе, внеклассной натуралистической и природоохранительной работой; разработал принципы организации зоологического отдела на школьном учебно-опытном участке и проведения на нём наблюдений и опытов с животными. Один из авторов учебника "Зоология" (1949; 13 изд., 1968) и создателей учебно-методического комплекса по зоологии. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403) |
РЫЦАРСКАЯ АКАДЕМИЯ - сословное учебное заведение для сыновей дворян. Первые Р.а. стали создаваться в германских государствах в конце 16 в. и получили широкое распространение после Тридцатилетней войны (1618- 1648). Задача Р.а. состояла в подготовке молодёжи из знатных семей к военной и гражданской службе. Учебный план Р.а. был шире гимназического и включал латинский, французский, итальянский и нередко испанский языки, математику, физику, генеалогию, право, историю и другие предметы. Большое внимание уделялось выработке умений, составлявших содержание рыцарского воспитания. Образование в Р.а. имело поверхностный характер, т.к. от преподавателей требовалось сообщать лишь те сведения из области наук, которые потребуются будущему офицеру и крупному государственному чиновнику в практической деятельности. Известностью пользовались Р.а. в Кольберге (осн. в 1653), Люнебурге (1655), Бранденбурге (1704). В 19 в. Р.а. были постепенно преобразованы в обычные гимназии или кадетские корпуса. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 250) |
РЫЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - в Средние века система воспитания сыновей светских феодалов. До 7 лет мальчики воспитывались дома под наблюдением матери, после чего их отдавали ко двору сюзерена. Здесь до 14 лет они исполняли обязанности пажей, а позднее - до 21 года - были оруженосцами при знатном рыцаре. После испытаний юноши посвящались в рыцари. Молодые люди должны были овладеть "семью рыцарскими добродетелями" - умением охотиться, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь дамы сердца, а также выработать у себя такие нравственные качества, как храбрость, настойчивость, верность сюзерену и т.п. Большое место в Р.в. занимали религия и правила придворного этикета. К концу Средних веков для рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший языком придворной знати во мн. странах. Воспитательное значение имели рыцарский эпос, рыцарские романы, поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 250) |
РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ - Рязань, ул. Гагарина, 59/1. Социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474) ------------------- См. также Университеты |
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Рязань, ул. Свободы, 46. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471) ------------------- См. также Педагогические высшие учебные заведения |
РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ - Рязань, ул. Сенная, 1. Психология, социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474) ------------------- См. также Университеты |
РЯППО (RAPPO), ЯН (ЯАН) ПЕТРОВИЧ (1880-1958) - педагог, один из организаторов системы образования УССР. В 1921-28 заместитель наркома просвещения, председатель Госпрофобра УССР, председатель Гл. научно-методического комитета, ведавшего научно- исследовательской работой в области просвещения. В 1922-28 гл. редактор украинских педагогических журналов. В 1922-34 член Всеукраинского ЦИК. Наряду с Г.Ф. Гринько и другими выступал теоретиком системы образования в Украине в 20-е гг. Сторонник концепции монотехнического образования. Один из авторов Кодекса о народном образовании УССР (1922), закрепившего эту практику. Р. был первым историком советской школы и педагогики в Украине, автор книги о народном образовании в Украине в 1917-27. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403) |