Литературный энциклопедический словарь
УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЗБЕ́КСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература узбекского народа. Развивается на узбекском яз. В устно-поэтическом творчестве большое место занимают сказки: о животных, волшебно-фантастические и бытовые. Среди последних выделяется жанр латифа. В народных вариантах латифа немало черт социальной сатиры. Широкое распространение получил также эпический жанр дастана. Записано более 200 текстов (80 сюжетов) от 50 сказителей: героический эпос «Алпамыш», героико-романтический эпос «Гороглы» (более 40 сюжетов), воинская повесть «Юсуф и Ахмед», романтические дастаны авантюрно-новеллистического и сказочно-фантастического содержания. По генетическому признаку они подразделяются на фольклорные («Тахир и Зухра», «Ширин и Шакар», цикл «Рустамхон» и др.) и книжные. Сюжеты книжных, как правило, заимствованы из классических произведений на арабском, персо-таджикском или староузбекском языках: «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Юсуф и Зулейха» и др. В отличие от прошлых веков, современные дастаны изображают конкретно-историческую действительность («Хасан-батрак», «Джизакское восстание» и др.).

Доисламская культура тюрков представлена незначительным числом письменных памятников на древнетюркских языках: «Покаянная молитва манихейцев» (V в.), написанная древнеуйгурским письмом, и орхоно-енисейские надписи (VII—XII вв.). В силу большой близости тюркских языков памятники такого рода представляют особый культурный и научный интерес для всех тюркоязычных народов, так же как и созданные в более позднее время уже на основе этических норм ислама дидактические произведения «Знание, дающее счастье» (1069) Юсуфа Баласагуни, «Подарок истин» Ахмада Югнаки. Выделяется «Словарь тюркских наречий» (1072 — 1074), составленный Махмудом Кашгари.

Начиная с XIV в. У. л. развивалась весьма интенсивно и разнообразно: лирическая и эпическая поэзия, элегические стихи, романтические дастаны, мемуарные сочинения в прозе, историография. Появляется светская тематика (любовно-романтическая поэма на библейско-коранический сюжет «Юсуф и Зулейха» Дурбека, конец XIV — начало XV вв.), а также переводы художественной литературы с языка фарси на узбекский язык и с узбекского языка на фарси. С конца XIV в. культурным центром был Самарканд, в котором жили многие поэты и ученые, учились знаменитые поэты Джами и Алишер Навои. Вторым центром культуры Средней Азии и Хорасана в XV в. стал Герат.

Одним из ярких лириков XV в. был Лутфи, воспевший идеальную любовь. Известность приобрела лирика Атаи и Саккаки. Особое место занимает творчество Навои. Свою лирику на тюркском языке он объединил в четыре сборника (дивана), включив в них свои касыды, газели, кыт'а, рубаи и др. В богатейшем наследии Навои выделяется его «Пятерица» — первый на тюркском языке «ответ» на одноименное творение Низами Гянджеви. В антологии «Собрание утонченных» Навои дает краткую характеристику крупных поэтов XV в. Во многих сочинениях он затронул проблемы эстетики и теории литературы; немало способствовал развитию тюркского стихосложения (трактат «Весы размеров»).

Литература XVI — начала XX вв. развивалась по двум линиям — придворно-панегирической и демократической. Исторические события XVI в. отразились в героической поэме «Шейбани-наме» (1506) Мухаммеда Салиха, в творчестве Захиреддина Мухаммеда Бабура. До нас дошли его небольшой лирический диван и автобиографический труд «Бабур-наме». Но в произведениях Салиха и Бабура исторические события нередко получали тенденциозное освещение. Сочинения правителя Хивы Бахадур-хана Абу-ль-Гази «Родословная туркмен» и «Родословное древо тюрков» (незаконч.) содержат ценные сведения по истории туркмен, узбеков, каракалпаков, казахов, а также много народных легенд, преданий, сказаний, пословиц и поговорок.

В период существования трех самостоятельных ханств (Бухарского, Хивинского, Кокандского) народную тенденцию в литературе выражали поэты Турди и Бабарахим Машраб, резко осуждавшие произвол феодальных правителей. Усиливается влияние фольклора на письменную литературу, укрепляются взаимосвязи и взаимодействия литератур народов Средней Азии. «Повесть о Сайфульмулуке» Меджлиси (начало XVI в.) — творческая переработка любовно-приключенческой темы из книги «Тысяча и одна ночь». В 1793 — 1796 поэт Сайкали создал дастан «Бахрам и Гуландам», произведения религиозно-мистического содержания.

В XVIII—XIX вв. основными литературными центрами становятся Ферганская долина, Хорезм и Бухара. Мотивы разочарования содержит поэзия Нишати Хорезми, испытавшего заметное влияние Навои и азербайджанского поэта Физули. В конце XVIII — начале XIX вв. выдвинулись поэтессы Надира, Увайси и Махзуна. Их стихи, отмеченные формальным совершенством, посвящены традиционной любовной теме.

В 1-й половине XIX в. передовое направление общественной мысли возглавили поэты Гульхани, Махмур, Агахи. «Рассказы о Сове» Гульхани, написанные в форме народной сказки, — блестящий памфлет против феодалов-правителей, реакционного духовенства и нравственно опустошенных придворных. Популярность обрели сатирические сочинения Махмура., Шедевром узбекской классики стали поэтические произведения Муниса, его исторический труд «Райский сад счастья» (незаконч.); эту работу завершил Агахи, оставивший также обширный диван «Талисман влюбленных».

Видными деятелями прогрессивно-демократического крыла У. л. были поэты Мукими, Фуркат, Завки, Аваз Отар-оглы, поэтесса Анбар Отин, которые ввели в литературу общественно-политическую тематику, положили начало реалистическому изображению действительности. В числе писателей, ставших на защиту завоеваний Октябрьской революции, были и основоположники советской У. л. Хамза Хакимзаде Ниязи и Садриддин Айни; таджик по национальности, Айни считается основоположником и таджикской советской литературы. Хамза в 1915 создал театральную группу из молодежи, сам писал пьесы на местные темы. Творческое дарование Айни начало развиваться в ханской Бухаре, где в литературе сохранились старые традиции.

Советская У. л. Зачинателями ее стали передовые представители дореволюционной интеллигенции — Хамза, Айни и А. Кадыри. В литературу пришло немало молодых писателей — Айбек, Гафур Гулям, А. Каххар, Х. Алимджан, Уйгун, К. Яшен, заложившие основы узбекской советской литературы, главным содержанием которой стали завоевания революции и социалистическая действительность. Злободневной оставалась тема раскрепощения женщины, получившая освещение еще в дореволюционной литературе. Большое место занимала сельская проблематика. Появились политическая сатира, фельетон, памфлет. Сатирическая литература разоблачала мусульманское духовенство, а также антинародную деятельность баев, торговой буржуазии. С 1923 издавался сатирический журнал «Муштум» («Кулак»). Борьба масс, героизм народа при построении социалистического общества нашли отражение в художественной литературе. Герой — строитель новой жизни начал вытеснять из литературы героя — жертву социальной несправедливости. Новым методом изображения жизни стал социалистический реализм. Некоторые писатели, националистически настроенные в начальный период, в конце 20-х гг. изменили свое отношение к новой действительности (Фитрат, Чулпан).

Наряду с письменной литературой обогатилось и народное творчество. Лучшие представители народной поэзии (Пулкан-Шаир и Эргаш Джуманбулбул-оглы, Фазыл Юлдаш-оглы, Ислам-Шаир и др.) с первых же лет Советской власти отражали революционные события, клеймили противников нового строя, выступали за обновление быта.

В 20—30-х гг. в У. л. преобладала поэзия, тесно связанная с традициями классической литературы. Однако молодые поэты часто ломали традиционные рамки стиха. Интимная лирика уступила место гражданской; абстрактные лирические образы и символы отходили в прошлое, уступая место художественной конкретности. Большое место в литературе занимала тема труда. Изменился и облик лирического героя (стихи Гайрати, М. Шейхзаде, Абдуллы Сабира, Миртемира, У. Насыра, Зульфии, С. Джуры и др.). В советское время открылись большие возможности для становления прозы, которая в начале XX в. была представлена в основном малыми жанрами (рассказы, повести Хамзы, Айдын и др.). В 20—30-х гг. утвердился жанр исторического и бытового романа (А. Кадыри). В 1934 был создан СП Узбекистана.

В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 преобладала публицистическая поэзия (Гафур Гулям, Алимджан, Уйгун, Шейхзаде и др.). Проза развивалась главным образом в жанрах очерка и рассказа. Очеркисты военных лет писали о трудовых подвигах узбеков в тылу. Интерес писателей был обращен и к исторической тематике: историческая драма в стихах «Муканна» Алимджана, историко-биографический роман «Навои» Айбека.

В послевоенное время У. л. отличается разнообразием тематики, жанров и форм. Новеллистика и публицистика военных лет в известной степени подготовили осмысление воинского подвига народа в эпических жанрах прозы — повести и романа, которые после войны, а еще более в 50—60-х гг., получили значительное развитие. Событиям войны посвящены романы И. Рахима, Айбека, Шухрата, Саида Ахмада. Узбекские прозаики стремились также к созданию крупных произведений о современной деревне: роман «Ветер золотой долины» Айбека, роман «Огни Кошчинара» и повесть «Птичка-невеличка» А. Каххара, роман «Преданность» И. Рахима. Значительное место занимает историко-революционная тема: романы Айбека, Х. Гуляма, М. Исмаили, Д. Шарипова. А. Мухтар посвятил роман «Сестры» теме зарождения рабочего класса в Узбекистане. Характерная черта этого писателя — внимание к преемственности революционно-исторических и культурных традиций — ярко проявилась в романе «Чинара». Но главным содержанием литературы остаются духовный облик, жизнь и труд современника: романы П. Кадырова, А. Якубова, Мирмухсина. Идеей пролетарского интернационализма проникнут роман «Его величество Человек» Р. Файзи. В 60—70-х гг. получают дальнейшее развитие повесть (в творчестве Каххара, Саида Ахмада, Мухтара, Айбека, У. Умарбекова, Кадырова, Якубова, С. Зуннуновой, Х. Назира и др.), мемуарная литература (Айбек, Каххар, Н. Сафаров и др.). Узбекская советская поэзия, жанрово разнообразная, отражает богатство духовной жизни современника. Лирика Гафура Гуляма, Уйгуна, Зульфии, Шейхзаде, Миртемира, Р. Бабаджана, А. Арипова и других поэтов отличается высоким гражданским пафосом, тонким мастерством; развивается жанр поэмы, главным образом лирической, в творчестве Мирмухсина, Х. Гуляма, Шукрулло, Э. Вахидова, Т. Тулы, М. Бабаева и др.

В узбекской драматургии, зародившейся в начале 20-х гг. (пьесы Хамзы, Кадыри и др.), ведущими были темы революции и борьбы с буржуазными националистами и кулаками (пьесы Яшена). Значительное место заняли историко-биографические пьесы Уйгуна, И. Султана и др. В послевоенные годы, а также в 50—60-х гг. драматурги глубже показывали новые черты современной деревни, духовное богатство ее людей. Острым проблемам современной жизни, борьбе с пережитками прошлого посвящены комедии Каххара. Героическое прошлое узбекского народа раскрыто в послевоенных пьесах Н. Сафарова, Яшена, Султана и др. Актуальные проблемы времени подняты в пьесах Уйгуна, С. Азимова, Шейхзаде.

Литературная периодика: журналы «Шарк юлдузи», «Звезда Востока», газета «Узбекистон адабиёти ва санъати».

Издания:

Антология узбекской поэзии, М., 1950;

Поэты Узбекистана, Л., 1977.

Литература:

Жирмунский В. М. и Зарифов Х. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947;

Абдумавлянов А., Бабаханов А., История узбекской литературы, Таш., 1966;

История узбекской советской литературы, М., 1967;

Кор-Оглы Х., Узбекская литература, 2 изд., М., 1976;

История узбекской литературы, т. 1—5, Таш., 1977 — 1980 (на узб. яз.);

Писатели Советского Узбекистана. Библиографии, справочник, Таш., 1977.

Х. Г. Короглы.

В начало словаря