Литературный энциклопедический словарь
ИЗДАТЕЛЬСТВА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ИЗДАТЕЛЬСТВА

ИЗДА́ТЕЛЬСТВА. В дореволюционной России бо́льшую часть художественной и литературно-критической литературы выпускали универсальные издательства. Первыми печатными литературными произведениями русских авторов стали послесловия Ивана Федорова к двум изданиям «Апостола» (1564 и 1574), а затем стихотворение о пользе грамоты, вошедшее в «Азбуку» (1634), изданную печатником Московского печатного двора В. Ф. Бурцевым-Протопоповым. Верхняя типография в Московском Кремле, основанная в конце 1678 Симеоном Полоцким, в 1680 — 1683 выпустила уже ряд изданий нравоучительно-художественной литературы: «Тестамент Василия царя греческого» с добавлением 75 двустиший, принадлежащих Симеону, его же «Псалтирь рифмотворную» и сборники проповедей «Обед душевный», «Вечеря душевная». В оформлении книги участвовали художники Симон Ушаков и Афанасий Трухменский.

Новая эпоха в русском книгоиздательском деле связана с реформами Петра I. Введение гражданского шрифта (1708), выпуск многих светских книг, первой печатной газеты (1702) содействовали прогрессивным преобразованиям в стране, интенсивному распространению культуры. Однако произведений художественной литературы в современном понимании в 1‑й четверти XVIII в. было напечатано немного: «История… о разорении… града Трои» Гвидо делле Колонне (М., 1709), «Апофегмата» Б. Будного (М., 1711), «Эсоповы притчи» (М., 1712), перепечатывавшиеся затем в Петербургской типографии, «Разговоры дружеские» Эразма Роттердамского (СПБ, 1716), а также многочисленные панегирики в стихах и прозе, посвященные Петру I, Екатерине I, А. Д. Меншикову. В конце XVII — начале XVIII вв. появляются лубочные книги со сказочными и героическими сюжетами (см. Лубочная литература), получившие большое распространение. Широкое издание художественной литературы впервые осуществила Петербургская АН и ее типография. Первым изданием такого рода стала «Езда в остров Любви» (1730) — аллегорический роман П. Тальмана в переводе В. К. Тредиаковского. В середине XVIII в. Академия наук издает первые собрания сочинений: «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе» М. В. Ломоносова (1751), «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою» Тредиаковского (1752).

60—70‑е гг. XVIII в. — годы подъема книжного дела: число названий на русском языке возрастает до 110 в год вместо прежних 20—30, расширяется состав авторов. В 1768 создается «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг». Выбор книг и их издание были поручены директору Академии наук В. Г. Орлову, А. П. Шувалову и секретарю Екатерины II Г. В. Козицкому. Они привлекли более сотни переводчиков. За 15 лет существования «Собрания» было выпущено 112 соч. в 173 тт., среди них — «Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» Овидия, книги Тацита, Цицерона, Плутарха, Иосифа Флавия, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Сид» П. Корнеля, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, романы Г. Филдинга, комедии К. Гольдони, «Кандид» Вольтера. Все эти книги были напечатаны в типографии Академии наук. Крупнейшим центром издательского дела во 2‑й половине XVIII в. становится Московский университет. Значительную часть его изданий составляли сочинения русских писателей: М. М. Хераскова, Д. И. Фонвизина, В. И. Майкова, И. Ф. Богдановича, Е. И. Кострова, а также произведения зарубежной классики: М. Сервантеса, Эразма Роттердамского, Дж. Мильтона, Мольера, Ж. Ж. Руссо. В типографии Московского университета была напечатана первая иллюстрированная книга русского писателя — «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» Хераскова (1768).

Наряду с государственно-ведомственными издательствами в 60‑х гг. появляются частные издательства. Важнейшую роль в русском общественно-литературном движении 2‑й половины XVIII в. сыграл Н. И. Новиков. Его издательская деятельность началась в Петербурге в 1766. В 1772 он основал «Общество, старающееся о напечатании книг» — первое в России издательское товарищество (существовало 2 года). В 1779, взяв в аренду типографию Московского университета, Новиков образовал «Дружеское ученое товарищество», замененное затем «Типографической компанией» (с 1784). С 1779 по 1792 Новиков и его товарищи (братья Н. Н. и Ю. Н. Трубецкие, братья И. В. и П. В. Лопухины, И. П. Тургенев, А. М. Кутузов и др.) издали около 900 названий книг. Художественная литература составила 384 названия: сочинения русских писателей — А. П. Сумарокова, Хераскова, Н. П. Николева, переводы из Вольтера, Ж. Расина, Д. Дидро, Т. Дж. Смоллетта, Л. Стерна, О. Голдсмита, Ф. Г. Клопштока, Г. Э. Лессинга и многих других. Указ 1783, разрешивший частным лицам заводить типографии, вызвал новый подъем книгоиздательского дела в стране: в 1786 — 1790 выходит по 350—400 книг в год. Владельцами ряда частных типографий стали писатели или люди, близкие к литературе. Свою типографию в с. Казинке Тамбовской губернии завел И. Г. Рахманинов (ум. 1807), чтобы издавать произведения Вольтера. Только приобретя собственную типографию, А. Н. Радищев смог напечатать «Путешествие из Петербурга в Москву» (СПБ, 1790). В типографии, которую И. А. Крылов завел в 1792 вместе с А. И. Клушиным, актерами И. А. Дмитревским и П. А. Плавильщиковым, печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий», было издано около 20 книг, преимущественно переводных комедий и комических опер.

В 1796 Екатерина II запретила частные типографии. Когда в начале XIX в. они были вновь открыты, прекрасно оборудованную типографию заводит в 1802 в Москве П. П. Бекетов (1761—1836), где печатается преимущественно художественная литература: первые собрания сочинений Радищева (без «Путешествия…»), Н. И. Гнедича, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, И. И. Дмитриева. Крупной коммерческой фирмой было издательство Глазуновых (издательская деятельность 1790—1917), выпустившее «Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе» (1815 — 1817; 2-е исправленное издание 1821 — 1824), куда вошли произведения Ломоносова, Г. Р. Державина, Я. Б. Княжнина, Фонвизина, Крылова, Карамзина и др. Фирме Глазуновых принадлежат миниатюрное издание «Евгения Онегина» А. С. Пушкина (СПБ, 1837; последнее прижизненное издание поэта), первое издание «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова и собрание его сочинений (1842 — 1844). В типографии московского издателя С. И. Селивановского (1772—1835) были напечатаны первые издания «Древних русских стихотворений» Кирши Данилова (1804, 1818), «Дум» К. Ф. Рылеева (1825). Петербургский издатель И. В. Сленин (1789—1836) выпустил, в частности, первые книги альманахов «Полярная звезда» (1823) и «Северные цветы» (1824—1830). Выдающимся издателем 2‑й четверти XIX в. был А. Ф. Смирдин (1795—1857), напечатавший книги более 70 русских писателей: серия «Полное собрание сочинений русских авторов», состоящая из 70 томов 45 авторов, СПБ, 1846 — 1855; альманахи и сборники «Новоселье», «Сто русских литераторов», первое издание «Бориса Годунова» (1831) и первое издание «Евгения Онегина» (1833) Пушкина, несколько изданий басен Крылова (1830 — 1840). Заслугой Смирдина было широкое распространение книги в демократических слоях русского общества. Он впервые стал регулярно оплачивать писательский труд, чем способствовал превращению его в профессию.

Среди книгоиздателей-коммерсантов 50—70‑х гг. XIX в. видное место занимают Я. А. Исаков (1811—1881), Ф. В. и А. Ф. Базуновы (издательская деятельность 1835 — 1870), Ф. И. Салаев (1820 — 1879) с братьями, впоследствии В. В. Думнов (их деятельность 1828—1924) Базуновы издавали русскую и зарубежную художественную литературу (собрание сочинений И. В. Гёте и Г. Гейне, серия книг «Библиотека русских писателей», «Записки из Мертвого дома» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Исаков, более 20 лет владевший правом на издание сочинений Пушкина, выпустил в 1859 (под редакцией Г. Н. Геннади) его полное собрание сочинений. В серию «Классная библиотека», изданную Исаковым, вошли произведения Еврипида, Гёте, Ломоносова, Фонвизина, Пушкина, А. С. Грибоедова.

В 60‑х гг. XIX в. активную издательскую деятельность вели революционные демократы. Н. А. Некрасов, в частности, предпринял в начале 60‑х гг. серию дешевых изданий для народа «Красные книжки», в которых печатались преимущественно его стихи. Член общества «Земля и воля» Н. А. Серно-Соловьевич (1834 — 1866) издал стихи поэта-революционера М. Л. Михайлова, «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Развернулась деятельность издателей-просветителей: К. Т. Солдатенкова (1818—1901), Ф. Ф. Павленкова (1839—1900) и др. Солдатенков (до 1862 его компаньоном был Н. М. Щепкин, 1820 — 1886) выпустил в 1859—1862 первое собрание сочинений В. Г. Белинского, первые сборники стихотворений Некрасова (1856), Н. П. Огарева (1856), первое отдельное издание романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), полное собрание драм У. Шекспира в переводе Н. Х. Кетчера. Павленков выпустил в 1866 — 1869 первое собрание сочинений Д. И. Писарева, дешевые издания (в первую очередь для демократического читателя), собрания сочинений Белинского, Г. И. Успенского, Ф. М. Решетникова, Н. В. Шелгунова, однотомники сочинений Пушкина и Лермонтова. Павленков приобрел право на издание первого собрания сочинений А. И. Герцена, осуществленное преемниками (1905).

Во 2‑й половине XIX в. русский книжный рынок оказывается в руках крупных капиталистических фирм: М. О. Вольфа (1825 — 1883), А. Ф. Маркса (1838—1904), А. С. Суворина (1834—1912), И. Д. Сытина (1851—1934). Основанные в 50—70‑х гг. фирмы просуществовали до Октябрьской революции 1917. Главное место в их продукции занимала художественная литература. Издательство Вольфа выпускало главным образом переводную литературу (собрания сочинений Гейне, А. Мицкевича, Г. Э. Лессинга, В. Скотта, Ф. Купера и др.). Собрания сочинений русских авторов печатались в серии «Библиотека знаменитых писателей», детская книга — в сериях «Золотая библиотека», «Зеленая библиотека», «Розовая библиотека» и др. Издательство А. Маркса выпускало сочинения русских и иностранных классиков, прежде всего в виде бесплатного приложения к журналу «Нива». Суворин издал серию «Дешевая библиотека» (до 300 выпусков), сочинения многих русских писателей, классиков зарубежной литературы. В 1876 началась деятельность крупнейшего дореволюционного издательства Сытина, которое в огромном количестве выпускало лубочную литературу, а также детские книги, подарочные издания, издания классиков, в т. ч. первое полное собрание сочинений Л. Н. Толстого (1913). Немецко-русское акционерное общество Брокгауз — Ефрон (1890—1929) издавало серию «Библиотека великих писателей» под редакцией С. А. Венгерова (собрания сочинений Пушкина, Мольера, Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона). Художественную литературу, в т. ч. серию «Всемирная библиотека», выпускало и товарищество «Просвещение» (1896—1918). Помимо частных издательств, сочинения русских писателей выпускала Академия наук. С 1909 выходила серия «Академическая библиотека русских писателей» (полные собрания сочинений Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, Грибоедова, Лермонтова).

Художественную литературу, рассчитанную на широкие слои народа, выпускало издательство «Посредник» (1884—1925), основанное Л. Н. Толстым и В. Г. Чертковым. Прогрессивное издательство «Знание» (1898—1919), одним из руководителей которого был М. Горький, выпустило 40 литературных сборников, в которых печатались новые произведения русских писателей-реалистов (значение этих сборников высоко оценивал В. И Ленин). П. П. Сойкин (1862—1938) издал 25 собраний сочинений русских и зарубежных писателей, в т ч. Н. А. Добролюбова, Д. Л. Мордовцева, Ж. Верна, Ч. Диккенса, А. Дюма, Р. Киплинга, А. К. Дойла, Ф. Купера, М. Рида; некоторые из них до сих пор являются наиболее полными по составу. Выпущенная издательством М. В. и С. В. Сабашниковых (издательская деятельность 1890—1934) серия «Памятники мировой литературы» включала сочинения античных авторов; несколько выпусков серии посвящены народному эпосу — «Былины», «Калевала», «Эдда» и др. Демократическое издательство Н. Е. Парамонова «Донская речь» (1903 — 1907) выпустило сотни названий русской и зарубежной литературы, изданных в виде маленьких книжечек ценой по несколько копеек: произведения Л. Толстого, В. Г. Короленко, К. М. Станюковича, Горького, Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, И. А. Бунина, Г. Гауптмана, О. Мирбо и др. В начале XX в. возникают издательства, выпускавшие произведения В. Я. Брюсова, А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова, Ф. Сологуба и других писателей-символистов: «Скорпион» (1900 — 1916), «Гриф» (1903 — 1913), «Мусагет» (1910 — 1917), «Сирин» (1912 — 1915).

С. Б. Люблинский, А. П. Толстяков.

Литературно-художественные издательства в СССР. Декрет СНК «О государственном издательстве» (29 декабря 1917) определил направления деятельности литературно-художественных издательств в Советской России. Декрет предусматривал национализацию авторского права на произведения крупнейших русских писателей, издание государством их сочинений и субсидирование кооперативных и частных издательств, признаваемых общеполезными. Созданный в целях реализации декрета Литературно-художественный отдел (ЛИТО) Наркомпроса за год деятельности (май 1918 — май 1919) выпустил 115 названий книг и брошюр, в числе которых были как собрания сочинений, так и отдельные издания русских писателей, включенные в серию «Народная библиотека». Наряду с ЛИТО осенью 1918 М. Горьким было создано финансируемое государством издательство «Всемирная литература» (1918—1924), призванное ознакомить русского читателя с наиболее значительными произведениями художественного творчества всех времен и народов. Благодаря субсидиям Наркомпроса функционировали и более мелкие издательства, объединявшие различные группы писателей («Алконост», «ИМО», «Геспериды», «Полярная звезда» и др.). Значительное место занимала художественная литература в планах универсальных издательств. Благодаря массовому характеру изданий художественной литературы в первые годы Советской власти их средний тираж по сравнению с дореволюционным возрос в 3,5 раза; средний объем был невелик — около 5 печатных листов.

Общий подъем народного хозяйства, вызванный введением новой экономической политики, благотворно сказался и на издании художественной литературы. Поскольку в тот момент крупнейшее издательство страны — Госиздат не могло уделять должного внимания выпуску художественной литературы, были образованы специализированные издательства. По решению ЦК РКП (б) летом 1922 создается важнейшее из них — артель писателей «Круг» (1922 — 1929), объединившая значительное число писателей, принадлежавших к различным группировкам (руководитель — А. К. Воронский). Почти одновременно возникли государственно-акционерное общество «Земля и фабрика» («ЗИФ»; 1922 — 1930), выпускавшее преимущественно художественную литературу — отечественную и переводную, и основанное вначале как частное, а затем переданное Государственному институту истории искусств издательство «Academia» (1922—1937), отличавшееся высокой культурой художественного оформления изданий и их текстологической подготовки. Выпущенные этим издательством серии «Сокровища мировой литературы», «Классики мировой литературы», а также издания памятников русской художественной литературы и литературы народов СССР получили всеобщее признание. Несколько позднее образуется государственное издательское товарищество «Недра» (1924 — 1932), руководимое Н. С. Ангарским, объединявшее, как и «Круг», писателей, входивших в различные группировки («пролетарские» — А. С. Серафимович, А. Веселый, Н. Н. Ляшко и др., «попутчики» — В. В. Вересаев, С. Н. Сергеев-Ценский, М. А. Булгаков и др.).

Большую роль в издании художественной литературы играли также издательства «Молодая гвардия», созданная в 1922 по решению 5-го Всероссийского съезда комсомола, и находившееся при Главполитпросвете — «Красная новь» (1922—1924), ориентированное преимущественно на крестьянского читателя.

Наряду с ними в 20‑х гг. функционировали частные и кооперативные издательства: «Альциона» (1910 — 1923), принадлежавшее А. М. Кожебаткину, уделявшему особое внимание оформлению изданий; издательское акционерное общество «М. и С. Сабашниковы»; руководимое Вересаевым и Ангарским «Книгоиздательство писателей в Москве» (1912 — 1923), актив которого составили писатели, входившие в кружок «Среда»; издательство «Северные дни» (1918 — 1921), объединявшее писателей, не примыкавших ни к каким группировкам (А. Н. Толстой, М. М. Пришвин, А. Соболь, И. А. Новиков, Г. И. Чулков и др.); руководимое Е. Ф. Никитиной кооперативное издательство «Никитинские субботники» (1922 — 1931). Особое место в их ряду занимало частно-кооперативное издательство «Время» (1922 — 1934), возглавляемое И. В. Вольфсоном и Г. П. Блоком, которое, по словам М. Горького, было «наиболее интересным по подбору книг и по технике изданий». Специализировавшись на выпуске иностранной литературы, «Время» опубликовало авторизованные собрания сочинений Р. Роллана и С. Цвейга.

В конце 20‑х гг. на внегрупповой основе было открыто кооперативное «Издательство писателей в Ленинграде» (1927 — 1934), первые книги которого вышли в 1928. Издательство начало широко известную серию «Библиотека поэта», выпустило ряд ценнейших мемуаров, объединило большую группу ленинградских писателей. Не так значительна роль более крупного по масштабам деятельности издательства «Федерация» (1929 — 1933), являвшегося как бы восприемником «Круга», но на более широкой основе — Федерации объединений советских писателей. Детскую художественную литературу выпускали издательство «Радуга» (1920 — 1930), принадлежавшее Л. М. Клячко, и издательство «На помощь деревне и школе» (1923 — 1929) Г. Ф. Мириманова. С первым из них активно сотрудничали С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. С. Житков, В. В. Бианки, А. Л. Барто и др.

Благодаря усилиям как государственных, так и частно-кооперативных издательств к 10-летию Советской власти удалось достигнуть дореволюционного уровня в выпуске художественной литературы по числу изданий (тиражи сравнялись еще в 1923 и превышали выпуск 1913 более чем в два раза уже в 1925). Подлинным событием литературной жизни тех лет стали выпущенные в 20‑х гг. в сотрудничестве с самими авторами собрания сочинений М. Горького, Д. Бедного, В. В. Маяковского, С. А. Есенина (Госиздат), Ф. В. Гладкова, А. С. Неверова, А. С. Новикова-Прибоя, К. А. Тренева, В. Я. Шишкова и др. («ЗИФ»).

С 1928 начинается перестройка издательские системы страны, превратившая Госиздат РСФСР в крупнейшего издателя художественной литературы. Особое внимание уделяется выпуску произведений классиков, принимается пятилетний перспективный план выпуска классической литературы (1928 — 1932). К работе привлекаются крупнейшие советские текстологи: С. М. Бонди, Н. К. Гудзий, Н. Н. Гусев, Б. Л. Модзалевский, В. С. Спиридонов, Б. В. Томашевский, К. И. Халабаев, Чуковский, Б. М. Эйхенбаум и др. Процесс типизации советских издательств, закончившийся в 1930 образованием ОГИЗ РСФСР (Объединение государственных книжно-журнальных издательств при Наркомпросе РСФСР), привел к созданию двух крупнейших специализированных издательств: «Художественная литература» и «Детская литература». Реорганизация литературно-художественных издательств совпала с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (23 апреля 1932), сплотившим советских писателей в единый творческий союз, что, в свою очередь, обусловило объединение издательства Московского товарищества писателей и Издательства писателей в Ленинграде в кооперативное издательство «Советский писатель».

После реорганизации издательского дела центр внимания был перенесен на издание технической и политической литературы. В начале 30‑х гг. удельный вес художественной литературы составлял по количеству изданий всего 6,1%, по тиражу 6,9% выпуска. К концу 30‑х гг. он увеличился соответственно до 11% и 15%. Сложившееся положение вызвало постановление ЦК ВКП(б) «О работе Гослитиздата и тематическом плане издания художественной литературы на 1940 г.», наметившее ряд мер, призванных «обеспечить систематическое пополнение художественной литературой книжных фондов государственных библиотек и снабжение книжного рынка». Война в значительной мере помешала реализации постановления. Однако и в труднейших условиях эвакуации многих центральных и республиканских издательств удельный вес художественной литературы в общем выпуске повышался. Количество вышедших изданий во время войны колебалось в пределах 2000—2500 книг в год.

Начиная с первых послевоенных лет выпуск художественной литературы постоянно увеличивался. В 1981 вышло 9,2 тыс. литературно-художественных изданий тиражом 822,7 млн. экз., что составило соответственно 11,1% и 43,3% общего выпуска книжной продукции. За годы десятой пятилетки (по сравнению с девятой) выпуск художественной и детской литературы увеличился на 12% по числу названий и на 30% по тиражам, несмотря на то, что прирост бумажных фондов составил всего лишь 12,8%. Наряду с такими крупными специализированным издательствами, как «Художественная литература» и «Советский писатель», литературно-художественные издания выпускают многие универсальные издательства: центральные, республиканские и местные (всего — около 90 издательств).

На современном этапе книгоиздание характеризуется не только резко возросшими тиражами выпуска художественной литературы, но и перманентным расширением ее репертуара. Немалая заслуга в этом издательства «Иностранная литература» (1947 — 1963) и созданного в 1963 на его базе издательства «Прогресс» (с 1982 — издательство «Радуга»), на долго которого ныне приходится большая часть выпускаемых произведений современных зарубежных писателей. Этому процессу способствовал и расцвет братских литератур народов СССР. Если в 1928 издания художественной литературы народов СССР составляли десятую часть общего выпуска и чуть более 5% его тиража, то в 1981 их доля по числу названий возросла почти до 44,6%, а тираж увеличился до 16,2%.

В общем выпуске художественной литературы наиболее велика доля издательств РСФСР. Наряду с центральными издательствами, расположенными на территории республики, в РСФСР функционируют специализированные издательства: «Современник» (с 1970), «Детская литература» и «Малыш» (с 1957; до 1963 — под названием «Детский мир»). Значительное место художественная литература занимает в планах таких издательств, как «Советская Россия» (с 1957), «Московский рабочий» (с 1952) и Лениздат. Из местных издательств следует отметить Западно-Сибирское книжное издательство (с 1963), Пермское книжное издательство (с 1939) и Средне-Уральское книжное издательство (с 1963). Художественную литературу на языках народов, населяющих автономные республики, выпускают универсальные издательства, имеющиеся в каждой из них. Всего в 1981 вышло 4,9 тыс. изданий художественной литерратуры тиражом 649934,7 тыс. экз. (из них русской — 3299 изданий тиражом 519698,7 тыс. экз., других народов СССР — 1095 изданий тиражом 40710,9 тыс. экз.).

В Украинской ССР первое государственное издательство — Всеукрвидав было создано в 1919. Начало его деятельности ознаменовалось выпуском произведений классиков украинской литературы: Т. Г. Шевченко, Леси Украинки, М. М. Коцюбинского; И. Я. Франко и переводов классиков русской литературы. Художественную литературу выпускали и другие украинские издательства, но лишь в июле 1930 было создано первое специализированное издательство «Лiтература i Мистецтво». В УССР специализированные литературно-художественные издательства — «Днiпро» (с 1919) и «Радянський письменник» (с 1939). Детскую и юношескую художественную литературу выпускают издательства «Веселка» (с 1956) и «Молодь» (с 1921), художественную литературу, как правило местных авторов, — ряд других областных и межобластных издательств республики. Всего в УССР в 1981 вышло 972 издания художественной литературы тиражом 74411,3 тыс. экз. (из них украинских авторов — 562 издания тиражом 38149,4 тыс. экз.).

Художественную и детскую литературу в Белорусской ССР выпускает издательство «Мастацкая литература» (с 1972), за исключением серии книг «Школьная библиотека», которая выходит под маркой издательства «Народная асвета» (с 1951). Всего в 1981 вышло 284 издания художественной литературы тиражом 20603,4 тыс. экз. (из них белорусских авторов — 173 издания тиражом 5024,0 тыс. экз.).

В Узбекской ССР художественную литературу выпускают Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма (с 1956) и «Еш гвардия» (с 1960); художественную литературу на каракалпакском языке — издательство «Каракалпакстан» (с 1928). Всего в 1981 вышло 386 изданий тиражом 14548,5 тыс. экз. (из них узбекских авторов — 208 изданий тиражом 7095,5 тыс. экз.).

В Казахской ССР художественную литературу для взрослого читателя выпускает издательство «Жазушы» (с 1934), для детей и юношества — издательство «Жалым» (с 1975). Всего в 1981 вышло 411 изданий художественной литературы тиражом 12443,0 тыс. экз. (из них казахских авторов — 267 изданий тиражом 6253,9 тыс. экз.).

В Грузинской ССР наряду со специализированным издательством «Мерани» (с 1925) художественную литературу выпускают универсальное издательство «Сабчота Сакартвело» (с 1921) и издательство детской и юношеской литературы «Накадули» (с 1938). Художественную литературу на абхазском, аджарском и осетинском языках выпускают издательства «Алашара» (с 1964), «Сабчота Аджара» (с 1968) и «Ирыстон» (с 1930). Всего в 1981 вышло 367 изданий художественной литературы тиражом 4648,7 тыс. экз. (из них грузинских авторов — 227 изданий тиражом 3217,0 тыс. экз.).

Художественную литературу в Азербайджанской ССР выпускают универсальное издательство «Азернешр» (с 1924) и издательство детской и юношеской литературы «Гянджлик» (с 1967). Всего в 1981 вышло 227 изданий художественной литературы тиражом 4368,9 тыс. экз. (из них азербайджанских авторов — 168 изданий тиражом 3196,8 тыс. экз.).

Художественную литературу для взрослого читателя и детей в Литовской ССР выпускает единое издательство «Вага» (создано в 1945). В 1981 вышло 251 литературно-художественное издание тиражом 5793,8 тыс. экз. (из них литовских авторов — 147 изданий тиражом 3544,0 тыс. экз.).

В Молдавской ССР в 1976 создано специализированное издательство «Литература артистикэ». В 1981 вышло 213 изданий художественной литературы тиражом 7122,9 тыс. экз. (из них молдавских авторов — 102 издания тиражом 2434,8 тыс. экз.).

В Латвийской ССР не существует специализированного издательства. Художественную и детскую литературу выпускает издательство «Лиесма» (бывшее Латгосиздат). В 1981 вышло 257 литературно-художественных изданий тиражом 7699,6 тыс. экз. (из них латвийских авторов — 134 издания тиражом 3582,0 тыс. экз.).

В Киргизской ССР художественную литературу выпускает универсальное издательство «Кыргызстан» (с 1926), детскую — издательство «Мектеп» (с 1953). В 1981 вышло 220 литературно-художественных изданий тиражом 5992,1 тыс. экз. (из них киргизских авторов — 137 изданий тиражом 3033,1 тыс. экз.).

В Таджикской ССР художественную литературу выпускает универсальное издательство «Ирфон» (с 1926), детскую — «Маориф» (с 1975). В 1981 вышло 116 литературно-художественных изданий тиражом 1517,2 тыс. экз. (из них таджикских авторов — 75 изданий тиражом 1003,0 тыс. экз.).

В Армянской ССР художественную литературу для взрослого читателя и детскую литературу выпускают старейшее универсальное издательство «Айастан» (с 1921) и специализированное издательство «Советакан грох» (с 1976). В 1981 вышло 227 литературно-художественных изданий тиражом 3664,5 тыс. экз. (из них армянских авторов — 145 изданий тиражом 2054,0 тыс. экз.).

В Туркменской ССР художественную литературу выпускает универсальное издательство «Туркменистан» (с 1925). Книги для детей и юношества наряду с ним выпускает издательство «Магарыф» (с 1976). Всего в 1981 вышло 106 литературно-художественных изданий тиражом 2271,0 тыс. экз. (из них туркменских авторов — 83 издания тиражом 1941,0 тыс. экз.).

Художественную литературу в Эстонской ССР в основном выпускает универсальное издательство «Ээсти раамат» (с 1964), а в виде приложений — издательство «Периодика» (с 1965), литературу для детей и юношества наряду с «Ээсти раамат» выпускает издательство Союза художников республики «Кунст» (с 1964). Всего в 1981 вышло 270 литературно-художественных изданий тиражом 7671,6 тыс. экз. (из них эстонских авторов — 139 изданий тиражом 3939,6 тыс. экз.).

Литература:

Ленин В. И., О печати, [2 изд.], М., 1974;

Об идеологич. работе КПСС. Сб. документов, М., 1977;

Издат. дело в первые годы Советской власти. (1917—1922). Сб. документов и материалов, М., 1972;

Издат. дело в СССР. (1923—1931). Сб. документов и материалов, М., 1973;

Динерштейн Е. А., Развитие издат. дела в союзных и автономных республиках. Обзор литературы 1967—1972 гг., М., 1973;

Баренбаум И. Е., Давыдова Т. Е., История книги, М., 1971;

Малыхин Н. Г., Очерки по истории книгоиздат. дела в СССР, М., 1965;

Кацпржак Е. И., История книги, М., 1964;

Говоров А. А., История книжной торговли в СССР, М., 1976;

Книжные издательства СССР, М., 1977;

Книга. Исследования и материалы. Сб. 1—41, М., 1959 — 1980.

Е. А. Динерштейн.

В начало словаря