Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 2, "САН"-"СЕИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САН"-"СЕИ")

САННАДЗАРО ЯКОПО

САННАДЗА́РО (Sannazaro) Якопо (1456—1530), итальянский писатель (на лат. и итал. яз.). Прозометрич. пастораль «Аркадия» (1484—85, изд. 1502), Сб. «Рыбацкие эклоги» (1526), «Сонеты и канцоны» (1530). Стихотв. фарсы «Взятие Гренады», «Триумф славы» (пост. 1492), «Молодица и старуха».

■ [Соч.], в кн.: Европ. поэты Возрождения, М., 1974.

САННЕМУСЕ АКСЕЛЬ

СА́ННЕМУСЕ, Сандемосе (Sandemose) Аксель (1899—1965), датский и норвежский писатель (на дат. до 1930 и норв. языках). Сб. рассказов «Лабрадорские рассказы» (1923), «Кутерьма» (1938). Ром. «Привидение» (1927), «Моряк сходит на берег» (1931), «Беглец пересекает свой след» (1933), «Мы украшаем себя рогами» (1936), «Скамья в саду стояла» (1937), «Былое — это сон» (1944, п. 1984), дилогия «Оборотень» (1958) и «Свадьба Фелиции» (1961).

САННУ ЯКУБ

САННУ́ Якуб (псевд. Абу Наддара, Абу Наззара) (1839—1912), арабский просветитель, публицист, драматург (Египет). Основатель одного из первых в Египте театров; автор более 30 пьес (в т. ч. «Родина и свобода», «Жена отца», «Модная девушка»). С 1877 издавал первую в Египте еженед. сатирич. газ. «Абу Наддара» («Очкарик»).

САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

САНСКРИ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Индийская древняя литература.

САНТА-КРУС-И-ЭСПЕХО ФРАНСИСКО ХАВЬЕР ЭУХЕНИО

СА́НТА-КРУС-И-ЭСПЕ́ХО (Santa Cruz y Espejo) Франсиско Хавьер Эухенио (1747—1795), эквадорский публицист и просветитель. Сатирич. соч. «Новый Лукиан из Кито» (1779), «Письма из Риобамбы» (1787) и др.

САНТА-РИТА ДУРАН ЖОЗЕ ДИ

СА́НТА-РИ́ТА ДУРА́Н (Santa Rita Durão) Жозе ди (1720 или 1722—84), бразильский поэт. Эпич. поэма «Карамуру» (1781).

САНТИВАН ФЕРНАНДО

САНТИВА́Н (Santiván) Фернандо (наст. имя Фернандес Сантибаньес Пуга, Santibáñez Puga) (р. 1886), чилийский писатель. Ром. «Бернабе Роблес» (1912), «Кузница» (1913), «Заколдованная» (1916), «Роблес Блюме и К?» (1923), «Барбара» (1963). Сб. рассказов «Ощущения жизни» (1909), «В горах» (1917), «Лес приходит в движение» (1946). Автобиогр. кн. «Воспоминания одного толстовца» (1955).

САНТИЛЬЯНА

САНТИЛЬЯ́НА (Santillana) Иньиго Лопес де Мендоса, López de Mendoza (1398—1458) маркиз де, испанский поэт. Соч. по поэтике «Предисловие и послание…» (1449, опубл. 1482), дидактич. соч. Сб. стихов «Песни», «Сказы», «Пословицы, что говорят старухи у огня» (опубл. 1508).

■ [Стихи и пословицы], в кн.: Хрестоматия по заруб. лит-ре. Эпоха Возрождения, т. 1, М., 1959.

САНТОРИ ФРАНЦИСК АНТОН

САНТО́РИ (Santori) Франциск Антон (1819—1894), албанский писатель. Поэтич. сб. «Албанский песенник» (1839). Поэма «Политический заключенный» (1850). Драма «Эмира» (опубл. 1886—87).

САНТОС ЛОПЕ

СА́НТОС (Santos) Лопе (1879—1963), филиппинский писатель (на тагальск. яз.), лингвист, общественный деятель. Ром. «Безмолвная любовь» (1902), «Луч и рассвет» (1906), «Милосердие» (1927); стихи.

САНТУШ МАРСЕЛИНУ ДУШ

СА́НТУШ (Santos) Марселину душ (псевд. Лилинью Микая, Micaia; р. 1929), мозамбикский поэт. Сб. стихов «Песня истинной любви» (п. с рукописи, 1959).

САНУСИ ПАНЕ

САНУ́СИ ПА́НЕ, см. Пане С.

САНЧЕС МАРИЯ ТЕРЕСА

СА́НЧЕС (Sánchez) Мария Тереса (р. 1918), никарагуанская поэтесса. Сб. «Оазис» (1945), «Горькая песнь» (1958), «Вечерние поэмы» (1963), «Поэмы во славу господа бога» (1964).

САНЧЕС ФЛОРЕНСИО

СА́НЧЕС (Sánchez) Флоренсио (1875—1910), уругвайско-аргентинский драматург. Пьесы «Честный люд» (1902), «Мой сын — доктор» (1903), «Чужестранка» (1904), «Вниз по обрыву», «Мертвецы», «В семье» (все — 1905), «Наши дети» (1907).

САНЧЕС ХОСЕ МАРИЯ

СА́НЧЕС (Sánchez) Хосе Мария (р. 1918), панамский писатель. Сб. рассказов «Три рассказа» (1946), «Ливневые дожди» (1948) и др.

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА

САПФИ́ЧЕСКАЯ СТРОФА́, строфа античного стихосложения из 4 стихов-логаэдов: «малого сапфического» — UŪ|UUUŪ (трижды) и адония — UUŪ. Введена Сапфо, усовершенствована Горацием. Пример имитации С. с.:

Будет день — и к вам, молодые девы,

Старость подойдет нежеланной гостьей,

С дрожью членов дряблых, поблекшей кожей,

Чревом отвислым…

Сапфо (пер. Вяч. Иванова).

М. Л. Гаспаров.

САПФО

САПФО́, Сафо, древнегреческая поэтесса (7—6 вв. до н. э.). Род. и жила на о. Лесбос (М. Азия). Возглавляла кружок знатных девушек. Любовная лирика: песни к подругам, гимны, эпиталамы. Сохранились неск. стихотв. и многочисл. отрывки.

■ Эллинские поэты в пер. В. В. Вересаева, М., 1963.

● Толстой И. И., Сапфо и тематика ее песен, в сб.: Статьи о фольклоре, М.—Л., 1966.

САРАТЧАНДРА ЭДИРИВИРА

САРАТЧА́НДРА Эдиривира (р. 1914), шриланкский писатель (на сингал. яз.). Ром. «Умершие предки» (1959), «Уставший не видит пути» (1962), «День поминовения усопших» (1965). Пьесы «Манаме», «Синхабаху». Лит.-ведч. кн. «Сингальский роман» (1950).

САРВИГ ОЛЕ

СА́РВИГ (Sarvig) Оле (р. 1921), датский писатель. Поэтич. сб., в т. ч. «Дом моего “я”» (1944). Ром. «Каменная роза» (1955), «Спящие» (1958), «Море под моим окном» (1960), «Лимбо» (1963), «Не забудь» (1972), «Лето Янсенса» (1974), «Путешественники» (1978). Драма «Прогулка под парусами» (1974). Переводы, искусствоведч. соч.

САРДЖЕСОН ФРЭНК

СА́РДЖЕСОН (Sargeson) Фрэнк (р. 1903), новозеландский писатель. Дилогия «Когда дует ветер» (1945), «Я видел во сне» (1949). Ром. «Мемуары пеона» (1965), «Пережиток» (1967), «На закате» (1976). Автобиогр. эссе «До чердака и снова вниз» (1950—51). Рассказы.

САРКАЗМ

САРКА́ЗМ (греч. sarkasmós, от sarkázō, букв. — рву мясо), вид комического; суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии. Связь С. и иронии зафиксирована еще античными теоретиками. В псевдоаристотелевой «Риторике к Александру» выделено четыре вида иронии: остроумие, шутливая насмешка, насмешка, издевательство. Однако сущность С. не исчерпывается более высокой степенью насмешки, обличения, но заключается прежде всего в особом соотношении двух планов — подразумеваемого и выражаемого. Если в иронии дан лишь второй план и полностью выдержано иносказание, то в С. иносказание нарочито ослабляется или снимается. С. — это исчезающая, точнее, дезавуируемая ирония. Негативную, уничтожающую оценку С. нередко открыто обнажает в самом тексте, вслед за видимым восхвалением: «Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением)» (Н. А. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда»). Тем не менее ироническая двуплановость обязательна в С. как исходный рубеж и известный непреодоленный «остаток»; этим С. отличается от прямых форм обличения, например инвективы, т. е. обвинительной или бранной речи. С., в отличие от иронии, не свойственно «спокойное» отношение к предмету изображения или «игра» с ним. Напротив, С. отличает тон негодования, возмущения, поэтому широкое распространение С. получил в лирич. и дидактич. жанрах, а также ораторском искусстве. С. — одно из важных стилистических средств юмора и особенно сатиры.

Ю. В. Манн.

САРКИСЯН МКРТИЧ ДИВИНОВИЧ

САРКИСЯ́Н (Сарксян) Мкртич Дивинович (р. 1924), армянский советский писатель. Чл. КПСС с 1947. Сб. повестей и рассказов «Жизнь под огнем» (1963), «Судьбой приговоренные» (1967), «Здравствуй, солнце доброе!» (1973). Кн. стихов «Песни» (1957), «Речка» (1959).

■ Соч., т. 1—2, Ер., 1976—77 (на арм. яз.); Мир до войны. Роман, повесть и рассказы, Ер., 1981 (на арм. яз.); Сержант Каро. Повести и рассказы, М., 1980.

САРМЬЕНТО ДОМИНГО ФАУСТИНО

САРМЬЕ́НТО (Sarmiento) Доминго Фаустино (1811—88), аргентинский публицист.

САРОЯН УИЛЬЯМ

САРОЯ́Н (Saroyan) Уильям (1908—81), американский писатель, выходец из армянской иммигрантской среды. Сб. новелл «Отважный молодой человек на летающей трапеции» (1934), «Маленькие дети» (1937), «Меня зовут Арам» (1940), «Весь свет» (1956). Ром. «Человеческая комедия» (1943, п. 1958), «Приключения Весли Джексона» (1946), «Рок Ваграм» (1951), «Мама, я тебя люблю» (1956), «Папа, ты спятил» (1957). Пьесы (1939—56). Автобиогр. кн.: «Велосипедист в Беверли-хиллз» (1952), «Не умирая» (1963), «Случайные встречи» (1978) «Некрологи» (1979), «Рождения» (1983).

■ Путь вашей жизни. Пьесы, М., 1966. Меня зовут Арам. Рассказы, Ереван, 1980.

● Гончар Н. А., Вильям Сарояи и его рассказы, Ереван, 1976; Зверев А., Грустный солнечный мир Сарояна, Ереван, 1982.

САРРИ ГЕНРИ ХАУАРД

СА́РРИ (Surrey) Генри Хауард (ок. 1518—47), английский поэт. Сонеты, элегии (всего 40 стих, в «Тоттелевском сборнике», 1557). Перевод белым стихом двух песен «Энеиды» Вергилия.

САРРОТ НАТАЛИ

САРРО́Т (Sarraute) Натали (р. 1900), французская писательница. Кн. миниатюр «Тропизмы» (1938). Ром. «Портрет неизвестного» (1948), «Мартеро» (1953), «Планетарий» (1959), «Золотые плоды» (1963, п. 1969), «Вы слышите их?» (1972, п. 1983), «Говорят дураки» (1976). Лит.-критич. кн. «Эра подозренья» (1956, п. 1978). Кн. одноактных пьес «Театр» (1978).

САРРУФ ЯКУБ

САРРУ́Ф Якуб (1852—1927), арабский прозаик (Ливан).

САРСЕНБАЕВ АБУ

САРСЕНБА́ЕВ Абу (р. 1905), казахский советский писатель. Чл. КПСС с 1928. Сб. стихов «Клятва» (1940), «Утро родины» (1952), «Белое облако» (1958), «Ненаписанная книга» (1962), «Высота и подъем» (1971). Ром. «Дитя моря», «Рожденные на волнах» (оба — 1953), «Морские напевы» (1977). Пов. «Дневник офицера» (1960), «Сын капитана» (1961). Сб. рассказов «Монолог воина» (1972), «По следам героев» (1974).

■ Соч., т. 1—5, А.-А., 1981—84 (на казах. яз.); Звезда степей. Стихи и поэмы, М., 1980.

САРТР ЖАН ПОЛЬ

САРТР (Sartre) Жан Поль (1905—80), французский писатель, философ-экзистенциалист. Трил. «Дороги свободы»: «Возмужание» (1945), «Отсрочка» (1945), «Смерть в душе» (1949). Автобиогр. пов. «Слова» (1964, п. 1966), ром. «Тошнота» (1938). Сб. рассказов «Стена» (1939). Пьесы «Мухи» (1943, п. 1967), «За запертой дверью» (1945), «Почтительная потаскушка» (1946, п. под назв. «Лиззи», 1955), «Мертвые без погребения» (1946, п. 1967), «Дьявол и господь бог» (1951, п. 1966), «Некрасов» (1956, п. под назв. «Только правда», 1956), «Затворники Альтоны» (1960, п. 1967). Филос. соч. «Бытие и небытие» (1943). Критика, в т. ч. эссе «Что такое литература?» (1947); кн. «Бодлер» (1947), «Святой Жене, комедиант и мученик» (1952), работы о Флобере (1966); кн. «В семье не без урода» (т. 1—3, 1971—72), «Театр ситуации» (1973). Публицистич. кн. «Дело Анри Мартена» (1953). Ноб. пр. (1964), от к-рой С. отказался.

■ Пьесы, [М., 1967].

● Кузнецов В. Н., Жан-Поль Сартр и экзистенциализм, М., 1969; Contat M., Rybalka M., Les ecrits de Sartre (Bibliographie commentee), P., 1970.

САРЫБАЙ ОРАЗШАУЛЫ

САРЫБА́Й Оразшаулы, каракалпакский поэт 19 в.

САРЫГ-ООЛ СТЕПАН АГБАНОВИЧ

САРЫ́Г-О́ОЛ Степан Агбанович (1908—83), народный писатель Тувинской АССР (1973). Чл. КПСС с 1929. Поэтич. сб. «Светлое солнце» (1944), «Мой Улуг-Хем» (1967), «Позывные сердца» (1980). Пов. «Колхоз “Эртнелиг”» (1956), автобиогр. пов. «Повесть Ангыр-оола» (кн. 1—2, 1961—66; п. — «Повесть о светлом мальчике»). Рассказы. Пьесы.

■ Соч., т. 1—2, Кызыл, 1973—74 (на тув. яз.); Стихотворения, М., 1958; У Саян. [Повесть и рассказы], М., 1965; На зимовке. Рассказы, М., 1980; Хомус поет. Стихи и поэмы, М., 1981.

САРЫХАНОВ НУРМУРАТ

САРЫХА́НОВ Нурмурат (1906—44, погиб на фронте), туркменский советский писатель. Рассказы, пов., в т. ч. «Тукур-бахши» (1941).

■ Рассказы, М., 1951; К свету. Повести и рассказы, Ашх., 1979 (на туркм. яз.).

● Кулиева Г. А., Нурмурат Сарыханов — новеллист, Ашх., 1967.

САРЬЯН ГЕГАМ БАГДАСАРОВИЧ

САРЬЯ́Н (Сарян) Гегам Багдасарович (1902—76), армянский советский поэт. С 1922 в Сов. Армении. Сб. стихов «Страна Советская» (1930), «Полдень» (1935), «Баллады» (1944), «Хризантема» (1968), «Избранное. Стихи и бадлады» (1974). Поэма «Свадьба Ширака» (1925).

■ Соч., т. 1—5, Ер., 1969—72 (на арм. яз.); Избранное. Стихотворения, поэмы и баллады, М., 1982.

● Мнацаканян В., Г. Сарьян, Ер., 1956.

САССИН УИЛЬЯМ

САССИ́Н (Sassine) Уильям (р. 1944), гвинейский писатель (на франц. яз.). Ром. «Святой господин Бали» (1973). Вирьяму. — Молодой человек из песка. Романы, М., 1982.

САСТРЕ АЛЬФОНСО

СА́СТРЕ (Sastre) Альфонсо (р. 1926), испанский драматург и прозаик. «Гибель тореро» и еще шесть драм, М., 1973.

САТИРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«САТИРИКОН»

«САТИРИКОН» - «САТИРИКО́Н», русский еженедельный сатирический журнал. Издавался в Петербурге в 1908 — 1914. Восходит к юмористическому еженедельнику «Стрекоза». Редактор А. А. Радаков, затем — А. Т. Аверченко. С 1913 под его редакцией изд. журнал «Новый сатирикон». В числе сотрудников — Саша Чёрный, Тэффи. Печатался В. В. Маяковский.

Издания:

Поэты «Сатирикона», М. — Л., 1966.

Литература:

Евстигнеева Л., Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы, М., 1968.

«САТИРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК»

«САТИРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК» - «САТИРИ́ЧЕСКИЙ ВЕ́СТНИК», русский журнал. Издавался в Москве в 1790 — 1792 (переиздан в 1795) Н. И. Страховым. В статьях и сатирических стихах с просветительских позиций обличались нравы дворянства.

САТИРОВСКАЯ ДРАМА

САТИ́РОВСКАЯ ДРА́МА, драма сатиров (греч. satyrikón dráma), жанр древнегреческой драматургии, отличительным признаком которого является присутствие хора, изображающего сатиров (козлоногих лесных демонов из свиты бога Диониса).

Занимает промежуточное место между древнегреческой трагедией и комедией. С трагедией С. д. сближают сюжеты и действующие лица, заимствованные из мифологических сказаний. В то же время С. д. был присущ силный элемент грубого комизма. Известна античная характеристика С. д. как «шутливой трагедии». Вершины С. д. достигла в V в. до н. э. в творчестве Эсхила, Софокла; «Киклоп» Еврипида — единственная С. д., дошедшая в полном виде. В IV в. до н. э. произошло разложение С. д. Ее историко-литературное значение связано главным образом с тем, что в ней в условной форме был осуществлен принцип соединения «высокого» и «низкого» планов изображения, развитый затем в новоаттической комедии и в драматургии нового времени. также Греческая древняя литература.

САТКЕВИЧ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ

САТКЕ́ВИЧ Николай Георгиевич (р. 1917), цыганский советский поэт. Сб. «Струны» (1972), «Цыганские мириклэ» (1977).

САТУРА

САТУ́РА (лат. satura, букв. — блюдо, изготовленное из смеси разных плодов; смесь, всякая всячина), жанр ранней римской литературы: сборник коротких стихотворных и прозаических произведений нарочито разнообразного содержания (притчи, инвективы, нравственные зарисовки, популярно-философские рассуждения и пр.). Возник в начале II в. до н. э. у Энния как подражание эллинистической литературе («Ямбы» Каллимаха и др.), получил развитие в «Менипповых сатирах» Варрона, повлиял на «Сатирикон» Петрония. Но уже в конце II в. до н. э. у Луцилия Гая С. становится целиком стихотворным жанром, приобретает обличительный оттенок и перерождается в сатиру у Горация, Персия Флакка и Ювенала, а более архаичная С. («смесь») отмирает.

М. Л. Гаспаров.

САТУРНИЙСКИЙ СТИХ

САТУРНИ́ЙСКИЙ СТИХ, древнейший эпический стих италийской народной поэзии: тонический стих из 2 полустиший (1-е обычно длиннее 2-го), обычно из 2—3 и 2 слов, часто с аллитерацией: «Ночью вышли из Трои, | накрывши головы, | Оба горько рыдая |многими слезами…» (пер. из Невия). По-видимому, развился из индоевропейского силлабического стиха (4+3)+6 слогов в результате расшатывания числа слогов заменами долгого (а иногда и краткого) слога двумя краткими. Со II в. до н. э. вытеснен гекзаметром.

М. Л. Гаспаров.

САТЧЕЛЛ УИЛЬЯМ

СА́ТЧЕЛЛ (Satchell) Уильям (1860—1942), новозеландский писатель. Ром. «Страна заблудших» (1902), «Дань бушу» (1905), «Эликсир жизни» (1907), «Дверь из зеленого камня» (1914).

САУДОВСКОЙ АРАВИИ ЛИТЕРАТУРА

САУ́ДОВСКОЙ АРА́ВИИ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Королевства Саудовской Аравии. Развивается на арабском языке. Становление древней и средневековой литературы на территории современного государства происходило в русле общеарабской культуры (см. Арабская литература). В Хиджазе развивалась в V—VII вв. бедуинская поэзия (Имру-уль Кайс); был создан в 1-й половине VII в. Коран. После образования Халифата (VII в.) и перемещения центров литературной жизни в Дамаск, Багдад и Каир развитие литературы затормозилось. В литературе конца XIX — начала XX вв., пронизанной религиозно-мистическими идеями, преобладают поэтические жанры, в основном касыда. Начиная с 20-х гг. XX в. С. А. л. развивается под влиянием литератур соседних арабских стран. Романтическое направление представляют поэты М. С. ас-Саббан и М. Х. Аввад, Т. Замахшари, Х. А. Кораши, А. аль-Фейсал, М. Х. Фики. В новеллах и стихах А. Аттара — тема жизни народа, обличение социальной несправедливости.

После 2-й мировой войны 1939 — 1945 развивается реалистическое направление в прозе (новеллы А. К. аль-Ансари, А. С. Мунаа, повести Х. Насифа, Хашима Хафиза) и поэзии (А. Раль-Мансур, А. ибн Идрис, С. аль-Баварди, И. аль-Аваджи). В 1957 появляются первые романы Хашима Хафиза и Х. Даманхури, посвященные вопросам быта и традиций в семье. Реалистическая новелла — основной жанр в литературе 60-х и 70-х гг. (аль-Баварди, А. С. Рувейхи, И. ан-Насер).

Литературная периодика: журнал «аль-Манхаль» (с 1937).

Литература:

Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2—4, М. — Л., 1956 — 1957; Страны Аравии. Справочник, М., 1964, с. 138—48; Совр. араб. литература. Сб. ст., пер. с араб., М., 1960, с. 124—31; Шарбатов Г., Литература Аравии, «Азия и Африка сегодня», 1962, № 10.

К. В. Бунина.

САУТИ РОБЕРТ

СА́УТИ (Southey) Роберт (1774—1843), английский поэт. Поэмы «Талаба-разрушитель» (1801), «Мэдок» (1805), «Проклятие Кехамы» (1810), «Видение суда» (1821) и др.; баллады «Бленгеймский бой» (1798), «Суд божий над епископом» (1799); стихотв. драма «Уот Тайлер» (1794, опубл. 1817).

■ Баллады, П., 1922.

САФО

САФО́, см. Сапфо.

САХАРОВ НИКИТА ВАСИЛЬЕВИЧ

СА́ХАРОВ Никита Васильевич (1915—45), эвенкийский советский писатель, общественный деятель. Пов. «Маленький Никита», «Красный суглан» (обе — 1938). Стихи.

СВАДЕБНАЯ ПОЭЗИЯ

СВА́ДЕБНАЯ ПОЭ́ЗИЯ, народнопоэтические произведения, связанные с традиционным свадебным обрядом. Русская С. п. включала песни, причитания, т. н. приговоры дружки (распорядителя свадьбы), метафорические диалоги, сценки, пословицы, поговорки, загадки, позже частушки и т. д. Основное содержание С. п. — судьба невесты и её переживания. Причитания исполнялись самой невестой или её родственницами с просватанья до дня свадьбы, песни — преимущественно подругами невесты на предсвадебных вечеринках, в день свадьбы и позднее. Историческая эволюция форм семьи, брака и свадебного ритуала обусловливает замещение магических элементов С. п. игровыми, а затем и общее постепенное её угасание.

Литература:

Лирика рус. свадьбы, Л., 1973.

СВАТОПЛУК Т.

СВА́ТОПЛУК Т. (Svatopluk T.; наст. имя Сватоплук Турек, Turek) (1900—72), чешский писатель. Чл. КПЧ с 1924. Ром. «Ботострой» (1933, п. 1950), «Дом на Бетлемской» (1942), «Без шефа» (1953, п. 1955). Повести, рассказы.

СВАЧЯН АРУТЮН

СВАЧЯ́Н Арутюн (1831—74), армянский публицист, демократ-просветитель. Публицистич. и критич. статьи, памфлеты, сатирич. новеллы.

СВЕВО ИТАЛО

СВЕ́ВО, Звево (Svevo) Итало (наст. имя Этторе Шмиц, Schmitz) (1861—1928), итальянский писатель. Ром. «Одна жизнь» (1892), «Дряхлость» (1898), «Самопознание Дзено» (1923, п. 1972). «Повесть о добром старце и прекрасной девушке» (1929).

СВЕНЦИЦКИЙ ВАЦЛАВ

СВЕНЦИ́ЦКИЙ (Święcicki) Вацлав (1848—1900), польский поэт, революционер. Текст песни «Варшавянка».

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ

СВЕРХСХЕ́МНОЕ УДАРЕ́НИЕ, ударение, стоящее на слабом месте (см. Сильное место и слабое место) в силлаботоническом стихе. В русском стихе слово, несущее С. у., не должно выходить за пределы слабого места стопы; стих «Брат упросил награду дать» (ямб) или «Доброй уговорившею бабой» (анапест) допустим, а «Брату просил награду дать» или «Доброю говорившею бабой» недопустим и ощущается как синкопа.

М. Л. Гаспаров.

СВЕТЛАЯ КАРОЛИНА

СВЕ́ТЛАЯ (Svĕtlá) Каролина (наст. имя Иоганна Роттова, Rottová) (1830—99), чешская писательница. Ром. «Деревенский роман» (1867), «Крест у ручья» (1868), «Франтина» (1870), ист. романы. Рассказы, очерки

■ В горах Ештеда, Романы. Рассказы, Л., 1972.

СВЕТЛОВ МИХАИЛ АРКАДЬЕВИЧ

СВЕТЛО́В Михаил Аркадьевич (1903—64), русский советский писатель. Лирика: циклы «Стихи о тебе», «Рельсы» (оба — 1923), «Ночные встречи» (1925); стих. «Двое», «Колька» (оба — 1925), «Рабфаковке», «Лирический управдел», «Гренада» (все — 1926), «Граница», «Пирушка» (оба — 1927), «В разведке» (1929), «Песня о Каховке» (1935), «Песня» («Ночь стоит у взорванного моста…»; 1936), «Итальянец» (1943), «Сулико» (1953), «Бессмертие» (1957), «Советские старики» (1960), «Нине» (1963). Пьесы «Глубокая провинция» (пост. 1935), «Сказка» (пост. 1939), «Двадцать лет спустя» (пост. 1941), «Бранденбургские ворота» (пост. 1946), «Любовь к трем апельсинам» (пост. 1963) и др. Песни, эпиграммы. Лен. пр., 1967 (посм.).

■ Собр. соч., т. 1—3, М., 1974—75; Стихотворения и поэмы, М. Л., 1966.

● Паперный З., Человек, похожий на самого себя. (Кн. о М. Светлове), М., 1967.

СВЕТОНИЙ ГАЙ ТРАНКВИЛЛ

СВЕТО́НИЙ (Suetonius) Гай Транквилл (ок. 70 — ок. 140), римский историк. Был секретарем при имп. Адриане (до 122). «Жизнь 12 цезарей» (п. 1776, 1964) — биографии императоров от Цезаря до Домициана. Биографии риторов и поэтов дошли в отрывках. Многочисл. соч. по рим. истории, культуре и быту (напр., «О видах одежды», «О брани и ругательствах») не сохранились.

■ Гаспаров М. Л., Светоний и его книги, в кн.; Светоний Т. Г., Жизнь 12 цезарей, М., 1964.

СВИДА

СВИ́ДА, см. Суда.

СВИДНИЦКИЙ АНАТОЛИЙ ПАТРИКЕЕВНЧ

СВИДНИ́ЦКИЙ Анатолий Патрикеевнч (1834—71), украинский писатель. Ром. «Люборацкие» (1861—62, опубл. 1886, полностью — 1901), рассказы и очерки, стихи, работы по этнографии.

■ Соч., К., 1965 (на укр. яз.); Избр., М. 1956.

СВИНСОС ИНГВАЛЛЬ

СВИ́НСОС (Svinsaas) Ингвалль (р 1912), норвежский писатель. Трил. «В тени копра» (1949, п. 1960), «Пять лет» (1950, п. 1961), «Отгремели бои» (1954, п. 1961). Пов. для детей «Там в горах» (1957, п. 1964). Сб. рассказов «Ракитник» (1965), «Люди и времена» (1971).

СВИНЬИН ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

СВИНЬИ́Н Павел Петрович (1787—1839), русский писатель, художник, путешественник, историк. Кн. путевых очерков с собств. иллюстрациями, в т. ч. «Опыт живописного путешествия по Северной Америке» (1815), «Достопамятности Санкт Петербурга и его окрестностей» (ч. 1—5, 1816—28). Ром. («Ермак, или Покорение Сибири», 1834), пьесы, историко-биогр. соч.

СВИСИ САЛАХ

СВИ́СИ, ас-Сувейси, Салах (1880—1940), тунисский просветитель, поэт, публицист (на араб. яз.). Филос. пов., в т. ч. «Хейфа и Сирадж аль-Лейл» (1906). Стихи.

СВИФТ ДЖОНАТАН

СВИФТ (Swift) Джонатан (1667—1745), английский писатель, общественный деятель, с 1713 декан собора св. Патрика в Дублине (Ирландия). Сатирике аллегорич. «Путешествие Гулливера» (1726, пер. ч. 1—4, 1772—73, пер. ч. 1—2, 1772, ч. 3—4, 1773). Памфлеты «Битва книг» (1697), «Сказка бочки» (1704), «Письма суконщика» (1723—24) и др. Поэма «Каденус и Ванесса» (1726). Нравоописат. сатиры «Светские разговоры» (1738), «Наставление слугам» (1745). Поизд. отд. писем из «Дневника для Стеллы» (1766 и 1768, полн. изд. 1901, п. 1982).

■ Сказка бочки. Путешествие Гулливера, М., 1976.

● Муравьев В. С., Джонатан Свифт, М., 1968; его же, Путешествие с Гулливером, М., 1972.

СВОБОДНЫЙ СТИХ

СВОБО́ДНЫЙ СТИ́Х, верлибр (франц. vers libre), стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, в устном — напевом). Известен в средневековой литургической поэзии (в т. ч. старославянской, где он развился при разложении силлабического антифонного стиха); был возрождён немецкими предромантиками, У. Уитменом и французскими символистами; в XX в. получил массовое распространение во всей мировой поэзии. В русской поэзии С. с. появляется в переводах и стилизациях середины XIX в.; классические образцы — у А. А. Блока («Она пришла с мороза…») и М. А. Кузмина («Александрийские песни»); разрабатывается В. А. Солоухиным, Е. М. Винокуровым и другими советскими поэтами. Русский С. с. обычно имеет вид вольного (т. е. неравноударного) белого (т. е. нерифмованного) акцентного стиха, но иногда даёт и более строгие формы (вольный белый дольник у Фета и др.). Ср. вольный стих.

Литература:

Жовтис А. Л., О критериях типологической характеристики свободного стиха, «ВЯ», 1970, № 3; От чего не свободен свободный стих?, «ВЛ», 1972, № 2.

М. Л. Гаспаров.

СЕ ЛИНЪЮНЬ

СЕ ЛИНЪЮ́НЬ, Се Канлэ (385—433), китайский поэт. Сохранилось 16 юэфу, 72 стих. «на разные темы», фу и др.

■ Бежин Л. Е., Се Линъюнь, М., 1980.

СЕА ХОСЕ РОБЕРТО

СЕ́А (Cea) Хосе Роберто (р. 1939), сальвадорский писатель. Сб. рассказов «Отшельник из комнаты 5—3» (1970).

СЕБЕРГ ПЕТЕР

СЕ́БЕРГ (Seeberg) Петер (р. 1925), датский писатель. Ром. «Второстепенные люди» (1956), «Птичий корм» (1957), «Пастыри» (1970, п. 1971), «У садовой беседки» (1978). Сб. новелл «Розыски» (1962), «Доводы в пользу помилования» (1976). Киносценарии.

СЕВАК ПАРУИР РАФАЭЛОВИЧ

СЕВА́К (наст. фам. Казарян) Паруир Рафаэлович (1924—71), армянский советский поэт. Сб. стихов «Бессмертные повелевают» (1948), «Дорога любви» (1954), «Снова с тобой» (1957), «Человек на ладони» (1963), «Да будет свет» (1969). Поэма «Неумолкаемая колокольня» (1959). Монография о Саят-Нове (1969).

■ Соч., т. 1—3, Ер., 1982—83 (на арм. яз.); Стихи, М., 1975; Избранное. Стихотворения, поэмы, М., 1983.

«СЕВЕР»

«СЕВЕР» - «СЕ́ВЕР», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган Союзов писателей РСФСР, Карельской АССР и Коми АССР, Архангельской и Вологодской писательских организаций. Основан в 1940 под названием «На рубеже». С 1965 издается в Петрозаводске. Выходит на русском языке.

«СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА»

«СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА» - «СЕ́ВЕРНАЯ ПЧЕЛА́», русская политическая и литературная газета. Издавалась в Петербурге в 1825 — 1864. Основана Ф. В. Булгариным (в 1831 — 1859 издавалась совместно с Н. И. Гречем). В 1825 — 1831 выходила 3 раза в неделю; затем ежедневно. После восстания декабристов (1825) стала реакционным изданием. На страницах «С. п.» Булгарин ожесточенно полемизировал с «Литературной газетой» Пушкина и А. А. Дельвига, «Московским наблюдателем», «Телескопом», «Отечественными записками». С 1860 (издатель — П. С. Усов) газета меняет курс: печатает произведения писателей-демократов и статьи о них.

«СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ»

«СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ» - «СЕ́ВЕРНЫЕ ЦВЕ́ТЫ», русский литературный альманах. Издавался в Петербурге ежегодно в 1825 — 1831. Редактор и составитель — А. А. Дельвиг при участии О. М. Сомова. В «С. ц» опубликованы многие произведения А. С. Пушкина (в т. ч. отрывки из «Евгения Онегина», «Бориса Годунова»), Н. М. Языкова, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, В. Ф. Одоевского, А. А. Крюкова, обзорные статьи о современной литературе П. А. Плетнева и Сомова и др. Последний выпуск «С. ц.» был издан Пушкиным в пользу семьи покойного Дельвига.

Литература:

Вацуро В. Э., «Северные цветы». История альманаха Дельвига — Пушкина, М., 1978.

«СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК»

«СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК» - «СЕ́ВЕРНЫЙ ВЕ́СТНИК», 1) русский ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 1804 — 1805 И. И. Мартыновым. Печатались Н. Ф. Остолопов, Н. И. Гнедич, С. Н. Глинка, К. Н. Батюшков; опубликованы главы из книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

2) Политическая и литературная ежедневная газета. Издавалась в Петербурге в 1877 — 1878 Е. Коршем.

3) Литературно-научный и политический ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 1885 — 1898. До 1890 имел народническое направление; редактор — А. Евреинова (при участии Н. К. Михайловского, В. Г. Короленко, А. Н. Плещеева); среди авторов также А. П. Чехов, Г. И. Успенский. С 1891 во главе «С. в.» стояли Л. Я. Гуревич и А. Волынский, при которых «С. в.» сочетал политический либерализм с пропагандой идеалистической эстетики и творчества символистов. Печатались также Л. Н. Толстой, М. Горький, Н. С. Лесков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. Д. Боборыкин, А. И. Эртель, Ф. Д. Нефедов, Вас. И. и Вл. И. Немирович-Данченко.

П. В. Куприяновский.

СЕВЕРЯНИН ИГОРЬ

СЕВЕРЯ́НИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887—1941), русский поэт. С 1918 жил в Эстонии. Сб. стихов «Качалка грёзэрки» (предисл. К. М. Фофанова), «Очам твоей души» (оба — 1912), «Громкокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Victoria Regia», «Поэзоантракт» (оба — 1915), «Собрание поэз» (т. 1—4, 1918), «Соловей» (1923). Автобиогр. ром. в стихах «Колокола собора чувств» (1925). Поэма «Роса оранжевого часа» (1925). «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах» (1934). Переводы из эстонской поэзии.

■ Стихотворения, Л., 1979.

СЕВИНЬЕ МАРИ ДЕ РАБЮТЕН-ШАНТАЛЬ

СЕВИНЬЕ́ (Sévigné) Мари де Рабютен-Шанталь (Rabutin-Chantal; 1626—96), маркиза, французская писательница. Письма (опубл. 1726).

СЕВУНЦ ГАРЕГИН СЕВИЕВИЧ

СЕВУ́НЦ (наст. фам. Григорян) Гарегин Севиевич (1911—69), армянский советский писатель. Чл. КПСС с 1932, Ром. «В бухте» (1938), «Тегеран» (т. 1—2, 1952), «Пленники» (1958), «Государственная тайна» (1967). Кн. «Иранские заметки» (1949), рассказы.

■ Соч., т. 1—5, Ер., 1963—65 (на арм. яз.); Вьетнамская весна. Путевые очерки, М., 1963.

СЕГУРА МАНУЭЛЬ АСЕНСИО

СЕГУ́РА (Segura) Мануэль Асенсио (1805—1871), перуанский драматург. Пьесы «Юбка и мантия» (1842), «Нья Катита» (1856), «Игрушка» (1858), «Три вдовы» (1862), «Пепа» (изд. 1953), «Сержант Каиуто» (1858).

СЁДЕРБЕРГ ЯЛЬМАР ЭМИЛЬ ФРЕДРИК

СЁДЕРБЕРГ (Söderberg) Яльмар Эмиль Фредрик (1869—1941), шведский писатель, критик. Ром. «Заблуждения» (1895), «Юность Мартина Бирка» (автобиогр.; 1901), «Доктор Глас» (1905, п. 1971), «Серьезная игра» (1912, п. 1971). Сб. новелл «Маленькие рассказы» (1898), «Талантливый дракон» (1913). Пьеса «Гертруда» (1906, п. 1908). Веселовский Ю. А., Яльмар Седерберг, М., 1911.

СЕДУЛИЙ СКОТ

СЕДУ́ЛИЙ СКОТ (Sedulius Scotus), латинский писатель 1-й пол. 9 в. Прибл. с 850 при дворе Лотаря III, Гимны, панегирики, эпитафии и др. Трактат «О правителях из христиан». Богословские труды.

■ PL, t. 103.

СЕДЫХ КОНСТАНТИН ФЕДОРОВИЧ

СЕДЫ́Х Константин Федорович (1908—79), русский советский писатель. Ром. «Даурия» (кн. 1—2, 1942—48; Гос. пр. СССР, 1950), «Отчий край» (1958). Кн. стихов, в т. ч. «Забайкалье» (1933), «Родная степь» (1937), «Первая любовь» (1945), «Степные маки» (1969). Очерки. Статьи. Пьесы.

■ Войлошников П. А., Константин Седых, Абакан, 1959.

СЕЗЕР ЭМЕ

СЕЗЕ́Р (Césaire) Эме (р. 1913), мартиникский писатель (на франц. яз.) и политический деятель. Поэма «Дневник возвращения в родную страну» (1939, полн. изд. 1947); поэтич. сб. «Волшебное оружие» (1946), «Солнце с перерезанным горлом» — (1948), «Металлические оковы» (1960); драма в стихах «…И собаки умолкли» (1956). Пьесы «Трагедия короля Кристофа» (1963) и «Сезон в Конго» (1966). Памфлет «Речь о колониализме» (1950).

СЕИД МУХАММЕД РИЗА

СЕИ́Д МУХАММЕ́Д РИЗА́, крымскотатарский писатель 18 в.

СЕИДБЕЙЛИ ГАСАН МЕХТИ ОГЛЫ

СЕИДБЕЙЛИ́ Гасан Мехти оглы (1920—80), азербайджанский советский писатель. Чл. КПСС с 1955. Ром. «С фронта на фронт» (1961), «Годы идут» (1973, совм. с И. Касумовым), «Судоверфь» (кн. 1, 1977) и др. Повести. Киносценарии.

СЕИДИ СЕИТНАЗАР ХАБИП-ХОДЖА ОГЛЬД

СЕИДИ́ Сеитназар Хабип-ходжа огльд (1775—1836), туркменский поэт, полководец. Любовная и патриотич. лирика. Поэтич. переписка с Зелили. 4 Избр. произв., Ашх., 1959 (на туркм. яз.).

■ Избр., М., 1976; Сейди, Зелили, Стихотворения, Л., 1984.

● Каррыев М., Сейди, Ашх., 1962 (на туркм. яз.).

Предыдущая страница Следующая страница