Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГИР"-"ГОТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГИР"-"ГОТ")

ГИРАУТ РИКЬЕР

ГИРА́УТ РИКЬЕ́Р (Guira ut Riquier) (ок. 1230 — 1292), провансальский трубадур.

ГЛЕБКА ПЕТРО ФЁДОРОВИЧ

ГЛЕ́БКА Петро (Пётр) Фёдорович (1905—1969), белорусский советский поэт. Чл. КПСС с 1942. Сб. стихов «Шиповник» (1927), «Ход событий» (1931), «Под небом Родины» (1947) и др., поэмы «Мужество» (1934) и «В те дни» (1937), драматич. поэмы «Над Березой-рекой» (1939), «Свет с Востока» (1946—47, новая ред. 1955) и др.

■ Собр. соч. в 4 т., т. 1—2, Минск, 1984—85.

ГЛИНКА СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГЛИ́НКА Сергей Николаевич (1776—1847), русский писатель, журналист. Брат Ф. Н. Глинки. Ист. драмы, в т.ч. «Наталья, боярская дочь» (1806), «Михаил, князь Черниговский» (1808), «Минин» (1809). Поэмы «Пожарский и Минин» (1807), «Царица Наталья Кирилловна» (1809). Стихи, нравоучит. повести. «Записки о 1812 годе» (1836), «Записки о Москве и о заграничных происшествиях от исхода 1812 до половины 1815 г.» (1837). Историч. соч.

■ Соч., ч. 1—12, М., 1817—20; Записки, СПБ. 1895.

● Вяземский П., С.Н. Глинка, СПБ. 1847.

ГЛИНКА ФЁДОР НИКОЛАЕВИЧ

ГЛИ́НКА Фёдор Николаевич (1786—1880), русский писатель, декабрист. Брат С. Н. Глинки. Проза («Письма русского офицера…», ч. 1—8, 1815—16; «Письма к другу», 1816—17; «Очерки Бородинского сражения», 1839). Лирика, в т.ч. переложения псалмов (сб. «Опыты священной поэзии», 1826; «Духовные стихотворения», 1839), политич. элегии («Плач плененных иудеев», 1823), военно-патриотич. стихи, песни, в т.ч. «Вот мчится тройка удалая» (отрывок из стих. «Сон русского на чужбине», 1825), «Песнь узника» («Не слышно шуму городского», 1831). Поэмы «Дева карельских лесов» (1828, полн. опубл. 1939). «Карелия» (1830), «Иов» (1826—1834, опубл. 1859). «Таинственная капля» (1861). Трагедия «Вельзен, или Освобожденная Голландия» (1810).

■ Соч., т 1—3, М., 1869—72; Избр. произв., 2 изд., М., 1957; Стихотворения. Л., 1961.

● Базанов В.Г., Поэтич. наследие Ф. Глинки, Петрозаводск, 1950; Жаркевич Н.М., Творчество Ф.Н. Глинки в истории рус.-укр. лит. связей, К., 1981.

ГЛИШИЧ МИЛОВАН

ГЛИ́ШИЧ Милован (1847—1908), сербский писатель. Рассказы и повести, в т.ч. «Голова сахара» (1875, п. 1959), «Рога» (1875), «Долг платежом красен» (1879), «Музыкант» (1879), сатирич. памфлеты и фельетоны. Комедии.

ГЛОВЕР ДЕНИС

ГЛО́ВЕР (Glover) Денис (1912—1980), новозеландский поэт. Сб. «Чертополох» (1935), «Поет Гарри…» (1951), «Аравата Билл» (1953), «Входите без стука» (1964), «Пляшущие под мою дудку» (1974).

ГЛОССА

ГЛО́ССА (от греч. glōssa — язык, наречие),

1) в античной терминологии — архаизмы, диалектизмы и другие «редкие слова», а также

2) комментарии к ним (между строк, на полях или в словарях — глоссариях); отсюда

3) твердая форма в испанской поэзии XIV—XVII вв.: стихотворение из нескольких строф (обычно 4 децимы), последние строки которых составляют особую строфу (вводное мотто), как бы комментируемую последующими строфами (пример в романе Сервантеса «Дон Кихот», ч. II, гл. 18). В других литературах малоупотребительна; ср., например, аналогично построенные стихотворения В. Я. Брюсова «Витраж-триптих» и «Парки бабье лепетанье…».

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССА́РИЙ, собрание глосс, толкований непонятных слов и выражений, встречающихся в каком-либо литературном памятнике. Первые Г. появились в III—II вв. до н. э. при изучении поэм Гомера (см. Александрийская филологическая школа), в средние века широко практиковались в толковании церковных текстов. В лексикографии Г. считаются предшественниками толковых и исторических словарей; в развитии филологии в целом составление Г. легло в основу научного комментирования художественного произведения, а также различных текстологических исследований (см. Текстология).

Н. П. Кабанова.

ГНЕДИЧ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ГНЕ́ДИЧ Николай Иванович (1784—1833), русский поэт, переводчик. Полный пер. «Илиады» (1829, нов. изд. 1978), пер. произв. Ф. Шиллера, Вольтера, У. Шекспира. Пов. «Мориц, или Жертва мщения» (1802). Вольнолюбивые стих. «Общежитие» (1804), «Перуанец к испанцу» (1805); поэма «Рождение Гомера» (1817), идиллия «Рыбаки» (1822). Сб. «Стихотворения» (1832), «Рассуждение о причинах, замедляющих успехи отечеств, словесности» (1814), «Речь<о назначении поэта>» (1821).

■ Стихотворения, М.—Л., 1963; Стихотворения. Поэмы, М., 1984.

ГНЕДОВ ВАСИЛИСК

ГНЕ́ДОВ Василиск (наст. имя Василий Иванович) (1890—1978), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1925. Кн. стихов «Смерть искусству», «Гостинец сентиментам» (обе — 1913), «Книга великих» (1914, совм. с П. Широковым).

ГНОМА

ГНО́МА (от греч. gnōmē — мысль, мнение), жанр афористики, краткое изречение поучительно-философского содержания, обычно стихотворное. В античной литературе могла входить в состав хрии. Жанровым термином не стала, хотя сходные формы дидактической поэзии известны в новоевропейской литературе (напр., у И. В. Гёте). Аналогичные формы распространены также в индийской, арабской и персидской поэзии.

М. Л. Гаспаров.

ГО МОЖО

ГО МОЖО́ (1892—1978), китайский писатель, ученый, историк, общественный деятель. Чл. КПК. Сб. стихов «Богини» (1921), «Голос войны» (1938), «Гимн новому Китаю» (1953). Ист. пьесы («Тигровый знак», «Цюй Юань», обе 1942). Критич., публицистич. статьи (в т.ч. «Путевые заметки об СССР», 1946), мемуары, лит-ведч. иссл. Междунар. Лен. пр. (1951).

■ Соч., т. 1—3, М., 1958.

● Маркова С.Д., Поэтич. творчество Го Можо в период антияпон. войны (1937—1945), М., 1961.

ГОБИНДОДАШ

ГОБИНДО́ДАШ (по-бенг. букв. — раб Кришны), индийский поэт 16 в. (на бенг. яз.). Кришнаитские стихотворения-песни («поды»).

ГОВИНД

ГО́ВИНД, Гуру Гобинд Сингх (1666—1708), индийский поэт (на панджаб. яз.), религиозный и государственный деятель. Сб. «Книга десятого гуру», включающий автобиографич. поэму «Пестрая драма», свод фольклорных новелл «Женские проделки», соч. на темы пуран и др.

ГОВОРНОЙ СТИХ

ГОВОРНО́Й СТИХ,

1) в русской устной поэзии (в противоположность речитативному и песенному стиху; см. Народный стих) — рифмованный акцентный стих, не связанный с пением и употребительный в скоморошьих прибаутках, свадебных приговорах, пословицах, загадках и пр.; при переходе в письменную литературу — основной вид досиллабического стиха XVII в.

2) В классической письменной поэзии (в противоположность напевному стиху и ораторскому стиху; см. также Мелодика стиха) — стих, наиболее близкий к интонациям разговорной речи, с простыми фразами, не избегающий ритмико-синтаксических переносов, со свободной тематической композицией; употребителен в басне, комедии, отчасти послании и поэме XIX в.

М. Л. Гаспаров.

«ГОГОЛЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

«ГОГОЛЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» - «ГО́ГОЛЕВСКОЕ НАПРАВЛЕ́НИЕ», термин, возникший в 50‑х гг. XIX в. для обозначения социально-критической линии в русском реализме 40—50‑х гг., начало которой положил Н. В. Гоголь. Соотносится с понятием натуральная школа и нередко выступает как синоним последнего (не путать с гоголевскими традициями, сохраняющими свою жизненность и в современной литературе). В советском литературоведении 60—70‑х гг. термин «Г. н.» употребляется реже.

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГО́ГОЛЬ Николай Васильевич (1809—1852), русский писатель. Сб-ки повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки», ч. 1, 1831 («Сорочинская ярмарка»; «Вечер накануне Ивана Купала», опубл. 1830 под назв. «Басаврюк»; «Майская ночь, или Утопленница»; «Пропавшая грамота»), ч. 2, 1832 («Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место»), «Миргород». 1835 (ч. 1 — «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», нов. ред. 1839—41; ч. 2 — «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»); сб. «Арабески», 1835 (пов. «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», 1-я ред.; главы из незаконч. ром. «Гетьман»; статьи, в т.ч. «Несколько слов о Пушкине», «О малороссийских песнях», «О преподавании всеобщей истории»). Пов. «Страшный кабан» (1831, незаконч.), «Нос» (1836), «Коляска» (1836), «Шинель» (1842). Комедии «Ревизор» (1836), «Театральный разъезд после представления новой комедии», «Женитьба», «Игроки» (все — 1842), сцены. Поэма (в прозе) «Мертвые души» (т. 1, 1842; т. 2 уничтожен автором, частично опубл. 1855). Кн. «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847; включает, в частности, ст. «В чем же наконец существо рус. поэзии и в чем ее особенность»). Статьи и заметки на лит. и ист. темы. Юношеские стихотв. опыты, в т.ч. поэма «Ганц Кюхельгартен» (1829).

■ Полн. собр. соч., т. 1—14, М., 1937—52; Собр. соч., т. 1—7, М., 1976—79.

● Белинский В.Г., О Гоголе. Статьи, рецензии, письма, М., 1949; Степанов Н.Л., Н.В. Гоголь. Творч. путь, 2 изд., М., 1959; Гуковский Г.А., Реализм Гоголя, М.—Л., 1959; Храпченко М.Б., Н. Гоголь. Лит. путь. Величие писателя, Собр. соч. в 4-х тт., т. 1, М., 1980; Манн Ю.В., Поэтика Гоголя, М., 1976; Машинский С., Худож. мир Гоголя, М., 1979; Золотусский И.П., Гоголь, М., 1979; Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников, М.—Л., 1952; Н.В. Гоголь в рус. критике, М., 1953; Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н., Н.В. Гоголь. Семинарий, Л., 1962 (лит.).

ГОДБУ ЖАК

ГОДБУ́ (Godbout) Жак (р. 1933), канадский писатель (на франц. яз.). Поэтич. сб. «Сухие мостовые» (1958), «Горячий закон людей» (1960), «Большая китайская стена» (1969). Ром. «Аквариум» (1962), «Нож на столе» (1965), «Привет, Галарно!» (1967), «Дамур П.К.» (1972). Драма «Интервью» (1973).

ГОДВИН УИЛЬЯМ

ГО́ДВИН (Godwin) Уильям (1756—1836), английский писатель, философ. «Готические» ром. «Сент-Леон» (т. 1—4,1799), «Флитвуд» (т. 1—3, 1805), «Мандевилль» (т. 1—3, 1817). Социальный ром. «Калеб Вильяме» (т. 1—3, 1794, п. 1838, 1949). Трактат «Исследование о политической справедливости» (1793), «О собственности» (на рус. яз. — 1958).

ГОДИНЕР ШМУЭЛ ДАВИДОВИЧ

ГОДИ́НЕР Шмуэл Давидович (1892—1941, погиб на фронте), еврейский советский писатель. Пов. «Куклы» (1922), «Нагота» (1923), «Иван-город» (1924). Ром. «Человек с винтовкой» (кн. 1—2, 1928—33). Сб. рассказов «Люди иного склада» (1940).

■ Повести и рассказы, М., 1961.

ГОЙТИСОЛО ХУАН

ГОЙТИСО́ЛО, Гойтисоло Гай (Goytisolo Gay), Хуан (р. 1931), испанский писатель. Ром. «Ловкость рук» (1954, п. 1964), «Печаль в раю» (1955, п. 1962), трил. «Цирк» (1957, п. 1964), «Праздники» (1958) и «Прибой» (1958, п. 1964), «Остров» (1961, п. 1964), «Особые приметы» (1966, п. 1967). Путевые заметки «Чанка» (1962, п. 1963). Рассказы, документ. повести. Статьи (кн. «Хвостовой вагон», 1967).

ГОЛДИНГ УИЛЬЯМ ДЖЕРАЛД

ГО́ЛДИНГ (Golding) Уильям Джералд (р. 1911), английский писатель. Филос. ром.-притчи «Повелитель мух» (1954, п. 1969), «Наследники» (1955, п. 1981), «Шпиль» (1964, п. 1968), «Зримая тьма» (1979), «Бумажные людишки» (1984). Стихи, публицистика, радиопьесы. Ноб. пр. 1983.

■ Шпиль и другие повести, М., 1981.

ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ АРСЕНИЙ АРКАДЬЕВИЧ

ГОЛЕНИ́ЩЕВ-КУТУ́ЗОВ Арсений Аркадьевич (1848—1913), граф, русский поэт. Почетный акад. Петерб. АН (1900). Лирика, поэмы («Гашиш», 1875; «Старые речи», 1879), драматич. хроника «Смута (Василий Шуйский)» (1879), ром. «Даль зовет» (1907). Мн. стихи положены на музыку.

■ Соч., т. 1—4, СПБ, 1914.

ГОЛОВКО АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГОЛОВКО́ Андрей Васильевич (1897—1972), украинский советский писатель. Сб. повестей и рассказов «Могу» (1926). Ром. «Бурьян» (1927), «Мать» (1931), «Артем Гармаш» (ч. 1—2, 1951—60). Пьесы «В красных шумах» (1924), «Райское яблоко» (1946; по ее мотивам — киносценарий «Когда встречаются двое», 1956), киносценарии (сб. «Годы молодые», 1956, и др.).

■ Соч., т. 1—5, К., 1976—77 (на укр. яз.).

● Романенко В., Призвание таланта, К., 1977.

ГОЛОГО МАМАДУ

ГОЛОГО́ (Gologo) Мамаду (р. 1924), малийский писатель (на франц. яз.), общественный деятель. Ром. «Спасшийся от алкоголя» (1963). Сб. стихов «Африканский торнадо» (1966).

ГОЛОДНЫЙ МИХАИЛ

ГОЛО́ДНЫЙ Михаил (наст. имя и фам. Михаил Семёнович Эпштейн) (1903—1949), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1939. Сб. стихов «Сваи» (1922), «Дороги» (1925), «Новые стихотворения» (1928), «Стихи и песни» (1930), «Стихи о Гражданской войне» (1932), «Слово пристрастных» (1934), «Песни и баллады Отечественной войны» (1942), «Из новых стихов» (1946). Тексты песен, в т.ч. «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе» (нач. 30-х гг.). Переводы. Рассказы.

■ Избр., М., 1956; Стихотворения. Баллады. Песни, М., 1959.

ГОЛСУОРСИ ДЖОН

ГО́ЛСУОРСИ (Galsworthy) Джон (1867—1933), английский писатель. Трилогии о Форсайтах:

«Сага о Форсайтах» — ром. «Собственник» (1906), «В петле» (1920), «Сдается в наем» (1921) — и примыкающие к ней новеллы «Последнее лето Форсайта» (1918), «Пробуждение» (1920);

«Современная история» — ром. «Белая обезьяна» (1924), «Серебряная ложка» (1926), «Лебединая песнь» (1928) — и примыкающие к ней новеллы «Идиллия», «Встречи» (обе — 1927);

«Конец главы» — ром. «Девушка-друг» (1931), «Цветущая пустыня» (1932), «Через реку» (1933).

Ром. «Остров фарисеев» (1904), «Усадьба» (1907), «Братство» (1909) и «Темный цветок» (1913). Драмы «Серебряная коробка» (1909), «Борьба» (1909), «Мертвая хватка» (1920), «Верность» (1922) и др. Сб. рассказов «Четыре ветра» (1897), «На форсайтской бирже» (1930). Лит.-критич. публицистика. Ноб. пр. (1932).

■ Собр. соч., т. 1—16, М., 1962.

● Тугушева М.П., Джон Голсуорси, М., 1973; Джон Голсуорси. Биобиблиогр. указатель. Сост. И.М. Левидова, М., 1958.

ГОЛУЙ ТАДЕУШ

ГО́ЛУЙ, Холуй (Hołuj) Тадеуш (1916—1985), польский писатель. В 1942—45 узник фаш. концлагерей. Романы, в т.ч. «Королевство без земли» (ист.; т. 1—4, 1954—56, перераб. изд. 1960), «Конец нашего мира» (1962), «Личность» (1974, п. 1978); пов. «Человек оттуда» (1962, п. 1968), «Дерево дает плоды» (1963, п. 1966) и др.; рассказы; поэтич. сб. «Стихи из лагеря» (1946), «Словесный портрет» (1976); пьесы («Дом под Освенцимом», 1948).

ГОЛЬДШМИДТ МЕЙР АРОН

ГО́ЛЬДШМИДТ (Goldschmidt) Мейр Арон (1819—1887), датский писатель и журналист. Ром. «Еврей» (1845, п. 1919), «Без родины» (ч. 1—3, 1853—57), «Ворон» (1867). Пьесы «В другом мире» (1869), «Юность Сведенборга» (1862). Рассказы. Кн. «Воспоминания и итоги» (1877).

■ Рассказы о любви, М., 1889.

ГОЛЬМАН ДОМИНИК

ГО́ЛЬМАН (Hollmann) Доминик (р. 1899), немецкий советский писатель. Чл. КПСС с 1959. Сб. рассказов «В добрый путь» (1969), «Суть жизни» (1973), «Судьбы людские» (1974).

ГОЛЬЦЕВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГО́ЛЬЦЕВ Виктор Александрович (1850—1906), русский журналист, публицист, критик. Кн.: «Об искусстве» (1890), «Лит. очерки» (1895). Мемуары.

ГОЛЯВКИН ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

ГОЛЯ́ВКИН Виктор Владимирович (р. 1929), русский советский писатель. Рассказы (сб. «Тетрадки под дождем», 1959; «Я жду Вас всегда с интересом», 1980) и пов. для детей «Мой добрый папа» (1963), «Ты приходи к нам, приходи» (1966), «Полосы на окнах» (1971), «Обыкновенные дела» (1981). Ром. «Арфа и бокс» (1969).

ГОМЕР

ГОМЕ́Р, легендарный древнегреческий эпический поэт. По преданию, слепой странствующий певец, к-рому со времен антич. традиции приписывается авторство поэм «Илиады» и «Одиссеи» и др. произведений («гимны богам»). лит. при статьях «Илиада», «Одиссея» и Гомеровский вопрос.

ГОМЕРИДЫ

ГОМЕРИ́ДЫ, корпорация (возможно, родовое объединение) древнегреческих эпических певцов-рапсодов, считавших себя преемниками Гомера, исполнявших и истолковывавших его поэмы. В античное время термин «Г.» употреблялся по отношению ко всяким исполнителям, толкователям, подражателям и поклонникам Гомера. В этом смысле И. В. Гёте также называл себя гомеридом, когда работал над эпическими поэмами «Герман и Доротея» и «Ахиллеида». Некоторые ученые, ошибочно отрицавшие самую возможность художественного единства гомеровского эпоса (см. Гомеровский вопрос), видели в Г. одну из тех школ эпических певцов, которые были творцами древнегреческого эпоса.

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС

ГОМЕ́РОВСКИЙ ВОПРО́С, совокупность проблем, охватывающих историю возникновения и литературной фиксации древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается Гомеру.

Сущность Г. в., возникшего в науке на рубеже XIX в., сводилась к тому, являются ли гомеровские поэмы созданием определённого автора (мнение т. н. унитариев) или дошедший до нас текст представляет собой результат записи, сделанной в середине VI в. до н. э. и объединившей не вполне согласованные между собой отдельные поэтические сказания — рапсодии (мнение т. н. аналитиков). Открытие микенской цивилизации (2-е тысячелетие до н. э.), изучение композиции гомеровских поэм, а также героического фольклора, бытующего у ряда народов Европы и Азии, показали односторонность той и другой точек зрения. Ныне представители обоих направлений признают как первоначальное единство авторского замысла, так и наличие в «Илиаде» и «Одиссее» разновременных хронологических пластов. Гомеровские поэмы, т. о., следует рассматривать как цельные художественные произведения со строго продуманной композиционной структурой, созданные индивидуальным автором в VIII—VII вв. до н. э. на основе многовековой фольклорной традиции с использованием художественных средств народного творчества (формульный стиль, постоянные эпитеты, повторения целых кусков). Остающиеся между исследователями разногласия (написаны ли «Илиада» и «Одиссея» одним и тем же автором или разными поэтами; принципы использования формульного стиля) не имеют определяющего значения для характеристики гомеровского эпоса, коль скоро признается генетическая связь обеих поэм с фольклорными истоками и мастерство поэта в их организации как художественного целого.

Литература:

Тронский И. М., Проблемы гомеровского эпоса, в кн.: Гомер. Илиада, [пер. Н. И. Гнедича], М.-Л., 1935;

Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960;

Гордезиани Р. В., Проблемы гомеровского эпоса, Тб., 1978;

Heubeck A., Die homerische Frage, Darmstadt, 1974.

В. Н. Ярхо.

ГОМЕС ДЕ АВЕЛЬЯНЕДА ХЕРТРУДИС

ГО́МЕС де АВЕЛЬЯНЕ́ДА (Gómez de Avellaneda) Хертрудис (1814—1873), испано-кубинская писательница. Ист. ром. «Саб» (1841), «Гуатимосин — последний император Мексики» (1846), «Долорес» (1851), ром. «Две женщины» (1842—43), «Эспатолино» (1858). Пьесы. Стихи.

ГОМИКАВА ДЗЮМПЭЙ

ГОМИКА́ВА Дзюмпэй (наст. имя Курита Сигэру) (р. 1916), японский писатель. Ром. «Условия человеческого существования» (1958, п. 1964), «Сделка со свободой» (1960), «Ставка на одиночество» (1963), «Война и люди» (кн. 1—16, 1965—75).

ГОНГОРА-И-АРГОТЕ ЛУИС ДЕ

ГО́НГОРА-и-АРГО́ТЕ (Góngora y Argote) Луис де (1561—1627), испанский поэт. Сб. «Сочинения в стихах испанского Гомера» (1627), поэмы «Полифем» (1612—13), «Уединения» (1613, неоконч.).

■ Лирика, М., 1977.

ГОНГОРИЗМ

ГОНГОРИ́ЗМ (gongorismo), или культеранизм (culteranismo), одно из течений маньеризма, поэтическая школа в испано-язычных и португалоязычных литературах XVII в., начало которой положил испанский поэт Л. де Гонгора-и-Арготе. Аналогична маринизму в Италии, прециозной литературе во Франции. Характеризуется культом «чистой формы», изощренной метафоричностью, нарочитой усложненностью синтаксиса и образности. Крупнейшие представители Г. — Хуана Инес де ла Крус (Мексика), Г. ди Матус (Бразилия) и др. Интерес к Г. возродился в начале XX в.

ГОНДУРАССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГОНДУРА́ССКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народа Гондураса. Развивается на испанском языке. Древнее индейское творчество представлено памятниками литературы майя (см. Гватемальская литература, Мексиканская литература). Г. л. возникла после провозглашения независимости страны от испанского колониального господства (1821), но долгое время ориентировалась на образцы литературы метрополии. Зародившаяся поэтическая традиция развивалась в русле неоклассицизма (Х. Т. Рейес); в середине XIX в. возникла романтическая поэзия (М. Молина Вихиль и др.). В конце XIX в. появился первый национальный роман — «Анхелина» К. Гутьерреса, написанный в костумбристской манере (см. Костумбризм).

На рубеже XX в. возник модернизм; к нему принадлежали Х. Р. Молина и Ф. Турсиос, выражавшие в лирических стихах пессимистические настроения, разочарование в буржуазной цивилизации. Новый период в развитии Г. л. связан с появлением в 20—30‑х гг. поэтов-постмодернистов (т. н. поколение 1937), которые стремились преодолеть ограниченность модернизма и придать литературе социально-критическую направленность. В творчестве А. Гильена Селаи, Р. Э. Валье и др. тяготение к национальной самобытности, изображение жизни народа сочеталось с поисками новых выразительных средств и форм.

С середины 30‑х гг., когда многие писатели были вынуждены жить в эмиграции, в Г. л. усиливается социально-критическая и антиимпериалистическая направленность: прозаики К. Исагирре, А. Мехия Ньето, Архентина Диас Лосано, поэтесса Клементина Суарес и др. В литературе 50—60‑х гг. заметное место занял писатель-коммунист Р. Амая Амадор, в романах которого разоблачается империалистическая сущность политики правящих классов, показана революционная борьба трудящихся. Социальная тематика находит отражение в 60—70‑х гг. в поэзии Клаудии Баррера, П. дель Валье и др.

Литература:

Durón R. E., Honduras literaria, v. 1—3, Tegucigalpa, 1957.

С. Н. Табунов.

ГОНЗАГА ТОМАС АНТОНИУ

ГОНЗА́ГА (Gonzaga) Томас Антониу (1744—1810), бразильский поэт, общественный деятель. Стихи (одно переведено А.С. Пушкиным под назв. «С португальского»). Сатирич. поэма «Чилийские письма» (1788—89). Сб. стихов «Дирсеева Марилия» (ч. 1—2, 1792—99).

■ Лиры. Чилийские письма, М., 1964.

ГОНКУР БРАТЬЯ ДЕ ЭДМОН И ЖЮЛЬ

ГОНКУ́Р (Goncourt) де Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830—1870), братья, французские писатели, соавторы. Ром. «В 18… году» (1851). «Шарль Демайи» (1860. п. 1893), «Сестра Филомена» (1861), «Рене Мопрен» (1864), «Жермини Ла серте» (1865, п. 1875), «Манетт Саломон» (1867), «Мадам Жервезэ» (1869). Кн. «История французского общества эпохи Революции» (1855), «История Марии-Антуанетты» (1858). «Искусство XVIII в.» (1859—75), «Женщина в XVIII в.» (1862, п. 1888); серия очерков об актрисах 18 в.; «Дневник» (после смерти Жюля продолжал Эдмон; полн. опубл. 1956—58, п. 1964). Эдмону Г. принадлежат ром. «Девка Элиза» (1877, п. 1909). «Братья Земганно» (1879, п. 1879), «Актриса Фостен» (1882, ц. 1882), «Милочка» (1884); драма «Родина в опасности» (1873) и комедия «Долой прогресс» (1893); работы по япон. иск-ву: «Утамаро…» (1891). «Хокусай» (1896).

■ Полн. собр. соч. Вступ. ст. В. Гофмана, т. 1, 3, 6. М., 1911—12; Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен, М., 1972.

ГОНКУРОВСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОНКУ́РОВСКАЯ АКАДЕ́МИЯ, французская академия, основана в 1896 по завещанию и на средства Эдмона Гонкура (Goncourt). 10 видных деятелей Г. а. с 1903 присуждают ежегодную Гонкуровскую премию, одну из крупнейших литературных наград во Франции, за достижения в области романа.

ГОНСАЛВИС ДИ МАГАЛЬЯЙНС ДОМИНГУС ЖОЗЕ

ГОНСА́ЛВИС ди МАГАЛЬЯ́ЙНС (Gonçalves de Magalhães) Домингус Жозе (1811—1882), бразильский поэт, драматург, философ. Эпич. поэма «Союз племен тамойю» (1856). Сб. лирич. и филос. стихов «Стихи» (1832), «Поэтические вздохи и песни тоски» (1836), «Тайны и погребальные песни» (1858). Трагедия в стихах «Антониу Жозе, или Поэт и инквизиция» (опубл. 1839).

ГОНСАЛВИС ДИАС АНТОНИУ

ГОНСА́ЛВИС ДИ́АС (Gonçalves Dias) Антониу (1823—1864), бразильский поэт, драматург, этнограф, языковед. Поэмы «Тимбирас» (1848). «И Жука—Пирама» (1851). Сб. стихов «Первые песни» (1846), «Вторые песни» (1848), «Последние песни» (1851). Пьесы «Паткуль» (1843), «Беатриче Ченчи» (1843).

ГОНСАЛВИШ АНТОНИУ АУРЕЛИУ

ГОНСА́ЛВИШ (Gonçalves) Антониу Аурелиу (р. 1902), зеленомысский писатель (на португ. яз.). Пов. «Блудная дочь» (1956), «Похороны ньи Кандиньи Сены» (1957), «Ночь ветров» (1970), «Безумные девственницы» (1971). Лит-ведч. труды.

ГОНСАЛЕС ВЕРА ХОСЕ САНТОС

ГОНСА́ЛЕС ВЕ́РА (González Vera) Хосе Сантос (1897—1970), чилийский писатель. Ром. «Алуэ» (1928, п. 1974). Автобиогр. нов. «Когда я был мальчишкой» (1956), сб. повестей «Незаметные жизни» (1923). Сб-ки очерков «Эутрапелия» (1955), рассказов — «Копия и другие оригиналы» (1961), «Боязнь одиночества», эссе — «Некоторые» (1959).

■ Тайник, М., 1974.

ГОНСАЛЕС МАРТИНЕС ЭНРИКЕ

ГОНСА́ЛЕС МАРТИ́НЕС (González Martínez) Энрике (1871—1952), мексиканский поэт. Дипломат. Сонет «Сверните шею лебедю» (сб. «Тайные тропы»; 1911). Сб. «Прелюдии» (1903), «Лиризмы» (1907). «В молчании» (1909), «Смерть лебедя» (1915), «Слово ветра» (1921), «Скрытые знаки» (1925). «Несбывшиеся стихи» (1932). «Под знаком смерти» (1942), «Второе пробуждение» (1945). Филос. поэма «Вавилон» (1949).

ГОНСАЛЕС НЕСТОР ВНЕСИТЕ МАДАЛИ

ГОНСА́ЛЕС (Conzalez) Нестор Внесите Мадали (р. 1915), филиппинский писатель (преим. на англ. яз.). Сб. рассказов «За семью холмами» (1947). «Миндоро и дальше» (1979), романы «Пора благодати» (1956, п. 1974), «Танцоры с бамбуком» (1959, п. 1965). Лит-ведч. работы.

ГОНСАЛЕС ПРАДА МАНУЭЛЬ

ГОНСА́ЛЕС ПРА́ДА (González Prada) Мануэль (1848—1918), перуанский поэт, публицист, общественный деятель. Циклы стихов «Перуанские баллады» (1871—79), «Свободные стихи» (1904—09); сб. «Миниатюры» (1901), «Пресвитерианцы» (1909). Публицистич. и социологич. работы и эссе.

ГОНСАЛЕС СЕЛЕДОН МАНУЭЛЬ

ГОНСА́ЛЕС СЕЛЕДО́Н (González Zeledóyn) Мануэль (псевд. Магон, Magón) (1864—1936), коста-риканский писатель. Сб. рассказов «Особенная» (1910). «Рассказы» (изд. 1947).

ГОНСАЛЕС ТУНЬОН РАУЛЬ

ГОНСА́ЛЕС ТУНЬО́Н (González Tuñón) Рауль (1905—1974), аргентинский поэт Чл. КП Аргентины. Сб. стихов «Скрипка дьявола» (1926), «Пепельные среды» (1928), «Улица дырявого чулка» (1930), «Розы в броне» (1936, п. 1962), «Смерть в Мадриде» (1939), «Поэмы Хуансито Странника» (1941), «Гимн пороха» (1943), «Первая аргентинская песня» (1945). «Все люди — братья» (1954), «Диалог со временем» (1965). Поэтич. антология «Луна с курком» (т. 1—2, 1957).

■ Розы в броне. Стихи, М., 1975.

ГОНСАЛЕС ХОСЕ ЛУИС

ГОНСА́ЛЕС (González) Хосе Луис (р. 1926), пуэрториканский писатель. Ром. «Человек на улице» (1948), «Пайса» (1950). Сб-ки рассказов, в т.ч. «На этой стороне» (1954, п. 1962).

ГОНСАЛЕС ХУАН ВИСЕНТЕ

ГОНСА́ЛЕС (González) Хуан Висенте (1810—1866), венесуэльский писатель. Элегич. поэма в прозе «Месенианы» (ок. 1852), худож. биографии С. Боливара и др.

ГОНТАРЬ АВРАМ ЮТКОВИЧ

ГОНТА́РЬ Аврам Юткович (1908—1981), еврейский советский писатель. Чл. КПСС с 1940. Сб. стихов «На лесах» (1933). «Ясный день» (1938), «Простор» (1940). Автобиогр. ром. «В заброшенном углу» (1937), ром. «Большая семья» (1948).

■ Избр., М., 1976; Серебряные нити. Сб., М., 1957; Мерой любви. Сб., М., 1966; Осенние покосы. Сб., М., 1982.

ГОНЧАР ОЛЕСЬ ТЕРЕНТЬЕВИЧ

ГОНЧА́Р Олесь (Александр) Терентьевич (р. 1918), украинский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1978). Чл. КПСС с 1946. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1976. Ром. трил. о войне «Знаменосцы» («Альпы», 1946, «Голубой Дунай». 1947, «Злата Прага», 1948; Гос. пр. СССР, 1948 и 1949), ром. «Таврия» (1952), «Перекоп» (195/), «Человек н оружие» (1960), «Тронка» (1963; Лен. пр., 1964). «Собор» (1968), «Циклон» (1970), «Берег любви» (1976), «Твоя заря» (1980; Гос. пр. СССР, 1982). Повести, рассказы.

■ Соч., т. 1—6, К., 1978—79 (на укр. яз.); Соч., т. 1—5, М., 1973—75.

ГОНЧАРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГОНЧАРО́В Иван Александрович (1812—1891), русский писатель. Ром. «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869). Кн. путевых очерков «Фрегат “Паллада”» (1855—57), очерки «Иван Савич Поджабрин» (1842, опубл. 1848). «Слуги старого века» (1888), рассказы. Воспоминания, в т.ч. «Заметки о личности Белинского» (1881), «На родине» (1888). Лит.-критич. статьи («Мильон терзаний», 1872; «Лучше поздно, чем никогда». 1879).

■ Полн. собр. соч., т. 1—12, СПБ, 1899; Собр. соч., т. 1—8, М., 1977—1980.

● Цейтлин А.Г., И.А. Гончаров, М., 1950; Пиксанов Н.К., Мастер критич. реализма И.А. Гончаров, Л., 1952; Пруцков Н.И., Мастерство Гончарова-романиста, М.—Л., 1962; Лощиц Ю., Гончаров. М., 1977; И.А. Гончаров в рус. критике. М., 1958; И.А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969; Алексеев А.Д., Летопись жизни и творчества И.А. Гончарова. М.—Л., 1960: его же, Библ. И.А. Гончарова (1832 1964). Л., 1968.

ГОПАЛА КИРУШНАН БАРАДИ

ГОПА́ЛА Кирушнан Баради (прибл. 1840 — 1870), индийский поэт (на тамил. яз.). Поэма «Жизнь Нанданы».

ГОР ГЕННАДИЙ САМОЙЛОВИЧ

ГОР Геннадий Самойлович (1907—1981), русский советский писатель. Пов. «Ланжеро» (1937), «Неси меня, река» (1938), «Панков» (1940). «Дом на Моховой» (1945), «Однофамилец» (1956), «Докучливый собеседник» (1961), «Странник и время» (1962), «Синее окно Феокрита» (1968), «Геометрический лес» (1973), «Чилиры» (1975), «Пять углов» (1977), «Человек без привычек» (1980) и др. Ром. «Юноша с далекой реки» (1953). «Университетская набережная» (1959), «Изваяние» (1971). Рассказы. Ист. биогр. книги о художниках. Воспоминания «Замедление времени» (1968).

■ Волшебная дорога. Роман, повести, рассказы, Л., 1978; Пять углов, Л., 1983.

ГОРА ЙОЗЕФ

ГО́РА (Hora) Йозеф (1891—1945), чешский писатель. Чл. КПЧ (1921). Сб. стихов «Сердце и хаос мира» (1922). «Тонущие тени» (1933). Ром. «Глиняный Вавилон» (1922, п. 1928), «Голодный год» (1926, п. 1929). Публицистика.

ГОРАКХНАТХ

ГОРА́КХНАТХ (ок. 9 — 10 вв.). индийский поэт (на санскрите). Собр. стихов «Горакшаша таки».

ГОРАН АБДУЛЛА БЕК СУЛЕЙМАН БЕК

ГОРА́Н Абдулла бек Сулейман бек (1904—1962), курдский поэт (Ирак). Стихи. Поэмы «Путешествие по Хавратану», «Путешествие по Карадагу» (обе — 1953).

ГОРАЦИЙ ФЛАКК КВИНТ

ГОРА́ЦИЙ (Horatius) Флакк Квинт (65—8 до н. э.), римский поэт. Книги «Эподов». «Сатир» (41—30 до н. э.). «Оды» (в т.ч. «Памятник» — в России переводился начиная с М. В. Ломоносова; 1—3-я кн. опубл. в 23 до н. э., 4-я 13 до н. э.) — гражд., филос., дружеские, любовные, застольные. «Послания» (2 кн., 20—10‑е гг.): 1-я кн. — на морально-филос. темы; 2-я — по вопросам поэзии; включает письмо к Пизонам — трактат «Наука поэзии», ставший теоретич. основой классицизма. Офиц. «Юбилейный гимн» (17 до н. э.).

■ Оды, сатиры, послания, [пер. А.А. Фета]. М., 1883; Оды, эподы, сатиры, послания, [вступ. ст. М.Л. Гаспарова], М., 1970.

ГОРДИМЕР НАДИН

ГО́РДИМЕР (Gordimer) Надин (р. 1923), писательница ЮАР (на англ. яз.). Ром. «Лживые дни» (1953), «Земля чужестранцев» (1958), «Буржуазный мир как он есть» (1966), «Дочь Бургера» (1970). Сб. «Избранные рас сказы» (1975), «Наверняка в понедельник» (1976).

■ Рассказы, М., 1971.

ГОРДИН ЯКОВ

ГО́РДИН Яков (1853—1909), еврейский драматург (на идише). С 1891 — в США. Автор св. 70 пьес («За океаном», «Мирра», «Эфрос», «Сиротка Хася» и др.).

■ Драмы, СПБ, 1910.

ГОРДОН АДАМ ЛИНДСЕЙ

ГО́РДОН (Gordon) Адам Линдсей (1833—1870), австралийский поэт. Поэтич. сб. «Морской прибой и дымок из трубки» (1867), «Баллады буша и скачущие рифмы» (1870).

ГОРДОН ДЖЕРАЛД

ГО́РДОН (Gordon) Джералд (г. рожд. неизв.), писатель ЮАР (на англ. яз.). Ром. «Да сгинет день» (1952, п. 1955). «Косой дождь» (1954).

ГОРДОН ИЕГУДА ЛЕЙБ

ГО́РДОН Иегуда Лейб (1830—1892), еврейский поэт (на иврите). Жил в России. Сб. «Стихи Иехуды» (1866). Ист. поэмы «В пучинах моря». «В пасти льва». Сатирич. поэма «Из-за пустяка» и стихотв. «Маленькие басни для взрослых детей».

■ Все песни, т. 1—6, Вильна, 1904—05 (на иврите).

ГОРДОН ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВИЧ

ГОРДО́Н Илья Зиновьевич (р. 1907). еврейский советский писатель. Чл. КПСС с 1944. Пов. «Бурьян» (1928), «Три брата» (1938). Ром. «Ингул — Бояр» (1935), «Под жарким солнцем» (1978).

■ В родных краях [Избр.], М., 196» (на идише); Повести и рассказы, М., 1957; Вчера и сегодня. Роман. Повесть, М., 1972; Избр. Роман, повести, рассказы, М., 1983.

ГОРДОН САМУИЛ ВУЛЬФОВИЧ

ГОРДО́Н Самуил Вульфович (р. 1909), еврейский советский писатель. Пов. «Элька-убогий» (1930). «Лук и тетива» (1979). Сб. повестей и рассказов «В дни войны» (1946), «Биробиджанские старожилы» (1947). Ром. «После жатвы» (1948). «Вечная мера» (отд. изд. 1979).

■ Весна. Роман. Рассказы. Путевые заметки, М., 1970.

ГОРИН ГРИГОРИЙ ИЗРАИЛЕВИЧ

ГО́РИН Григорий Израилевич (р. 1940), русский советский писатель. Пьесы «Свадьба на всю Европу» (1966). «Банкет» (пост. 1968; обе совм. с А. Аркановым), «…Забыть Герострата!» (пост. 1972), «Маленькие комедии большого дома» (1973, совм. с А. Аркановым), «Тиль» (пост. 1974), «Феномены» (пост. 1979), «Дом, который построил Свифт» (1983). Сатирич. и юмористич. рассказы. Сценарии фильмов «Ты — мне, я — тебе» (1977, совм. с А. Серым), «Тот самый Мюнхгаузен» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово…» (1981, совм. с Э. Рязановым).

ГОРМ ШАРЛЬ

ГОРМ Шарль (1894—1963), арабский поэт (на франц. яз.) (Ливан).

ГОРОВ ПАВОЛ

ГО́РОВ (Horov) (наст. фам. — Горовчак, Horovčák) Павол (1914—1975), словацкий поэт. Сб. стихов, в т.ч. «Ниобея, мать наша» (1942), «Солнце над нами» (1954), «Глубинный поток» (1972); лиро-эпич. «Баллада о сне» (1960).

ГОРОДЕЦКИЙ СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВИЧ

ГОРОДЕ́ЦКИЙ Сергей Митрофанович (1884—1967), русский советский поэт. Сб. стихов «Ярь», «Перун» (оба — 1907), «Дикая воля» (1908), «Изборник» (1916), «Ангел Армении». (1918), «Серп» (1921), «Думы» (1942), «Северное сияние» (опубл. 1968) и др. Поэмы «Шофер Владо» (1918), «Красный Питер» (1922), «Три сына» (1956). Пов. «Сутуловское гнездовье» (1915), «Адам» (1917), «Памятник восстания» (1928), «Черная шаль» (1929). Сб. «Московские рассказы» (1927). Ром. «Алый смерч» (1927), «Сады Семирамиды» (опубл. 1971). Новый текст к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» (1937—44). Переводы. Стихи для детей. Статьи. Воспоминания.

■ Стихотворения и поэмы, Л., 1974.

ГОРТЕР ГЕРМАН

ГО́РТЕР (Gorter) Герман (1864—1927), нидерландский поэт, критик, общественный деятель. Поэма «Май» (1889). Сб. стихов «Школа поэзии» (1897), «Стихи» (1903), «Пан» (1912, расшир. изд. 1916).

ГОРШМАН ШИРА ГРИГОРЬЕВНА

ГО́РШМАН Шира Григорьевна (р. 1906), еврейская советская писательница. Циклы новелл «К победе» (1944, отд. изд. 1948), «Коммунары» (п. 1963). Сб. пов. и рассказов «Сила жизни» (1948), Пов. «Игра фортуны» (1961), автобиогр. пов. «В созвездии Тельца и Овна» (1974).

■ 33 новеллы, Варшава, 1961; Праздник среди будней. Роман, новеллы, путевые заметки, М., 1984 (оба изд. — на идише); Третье поколение. Рассказы, М., 1963; Жизнь и свет Повести и рассказы, М., 1979.

ГОРЬКИЙ МАКСИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСИЗДАТ

ГОСИЗДА́Т, Государственное издательство РСФСР, первое крупное советское издательство. Создано в 1919 в Москве по инициативе М. Горького и А. В. Луначарского. В 1921 объединил крупнейшие советские издательства. Среди руководителей Г. — В. В. Воровский, О. Ю. Шмидт, А. Б. Халатов. Издательством осуществлены первые советские издания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, А. И. Герцена; стотысячными тиражами были выпущены сочинения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя и др. В Г. впервые вышли «Чапаев» Д. А. Фурманова, «Железный поток» А. С. Серафимовича, «Разгром» А. А. Фадеева.

См. Издательства литературные.

ГОСЛИТИЗДАТ

ГОСЛИТИЗДА́Т, см. «Художественная литература».

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН

ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н (англ. the Gothic novel), роман «ужасов и тайн» в западноевропейской и американской литературах 2‑й половины XVIII — 1‑й половины XIX вв., отличительной чертой которого явились тематика и философия «мирового зла». Возник как реакция на рационализм просветительского романа (см. Просвещение). Г. р. свойственно изображение сверхъестественного, загадочного, мрачного. Сюжеты, как правило, сводятся к таинственным преступлениям, герои отмечены печатью рока и демонизма. Создали Г. р. английские писатели Х. Уолпол, Анна Радклиф, М. Г. Льюис, Ч. Мэтьюрин; во Франции — Ж. Казот. Характерное явление предромантизма, Г. р. оказал влияние на становление европейского (Дж. Г. Байрон, В. Скотт, Э. Т. А. Гофман) и американского (Э. По) романтизма.

Литература:

Summers M., The Gothic quest. A history of the Gothic novel, L., [1969].

Предыдущая страница Следующая страница