Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПИЙ"-"ПОВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПИЙ"-"ПОВ")

ПИЙ РЕНЕ ВИКТОР

ПИЙ (Pilhes) Рене Виктор (р. 1934), французский писатель. Ром. «Ревень» (1965), «Обличитель» (1974, п. 1978), «Зверь» (1976).

ПИКАР ЭДМОИ

ПИКА́Р (Picard) Эдмои (1836—1924), бельгийский писатель и эссеист (на франц. яз.). Сб. рассказов «Сцены судейской жизни» (1893). Сб. эссе «Pro arte» (1886), «Простая жизнь» (1893), «Имогена» (1895), «Исповедь» (1901).

ПИКОН САЛАС МАРИАНО

ПИКО́Н СА́ЛАС (Picón Salas) Мариано (1901—65), венесуэльский писатель. Ром. и пов. «Воображаемый мир» (1927), «Одиссея континента» (1931), «Путешествие на заре» (1943), «Возвращение из трех миров; человек и его поколение» (1959). Лит-ведч. работы, в т. ч. «Исследования по венесуэльской литературе», 1961).

ПИКОН ФЕБРЕС ГОНСАЛО

ПИКО́Н ФЕ́БРЕС (Picón Febres) Гонсало (1860—1918), венесуэльский писатель, государственный деятель. Ром. «Фиделия» (1893), «Время настало!» (1894), «Снег и грязь» (1895), «Сержант Фелипе» (1899). Сб. стихов «Календулы» (1893), «Красные и желтые гвоздики» (1895). Лит. критика («Венесуэльская литература в девятнадцатом веке», 1906; «Духовное рождение Венесуэлы», опубл. 1939).

ПИКУЛЬ ВАЛЕНТИН САВВИЧ

ПИ́КУЛЬ Валентин Саввич (р. 1928), русский советский писатель. Историч. и приключенч. ром. «Океанский патруль» (1954), «Баязет» (1961), «Париж на три часа» (1962), «На задворках великой империи» (кн. 1—2, 1964—66), «Звезды над болотом», «Пером и шпагой» (оба — 1972), «Моонзунд» (1973), «Слово и дело» (1974—75), «Битва железных канцлеров», «Богатство» (оба — 1977), «У последней черты» (1979), «Три возраста Окини-сан» (1981), «Фаворит» (т. 1, 1984). Ист. миниатюры (сб. «Из старой шкатулки», 1976).

ПИЛИОТИС АХИЛЕАС

ПИЛИО́ТИС Ахилеас (р. 1923), кипрский греческий поэт. Сб. стихов «Прислушайтесь» (1955), «Голос из нашей земли» (1959).

ПИЛОН ЖАН ГИ

ПИЛО́Н (Pilon) Жан Ги (р. 1930), канадский поэт (на франц. яз.). Стихи и поэма «Обращение к стране» (1961), в сб. «Чтобы приветствовать город» (1963).

ПИЛЬНЯК БОРИС АНДРЕЕВИЧ

ПИЛЬНЯ́К (наст. фам. Вогау) Борис Андреевич (1894—1941), русский советский писатель. Сб. рассказов «С последним пароходом и другие рассказы» (1918), «Былье» (1920), «Николана-Посадьях» (1923), «Английские рассказы» (1924), «Расплеснутое время» (1927), «Рождение человека» (1935). Пов. «Иван-да-Марья» «Повесть петербургская» (обе — 1922), «Мать-мачеха» («Третья столица»), «Повести о черном хлебе» (обе — 1923), «Мать сыра-земля» (1925), «Повесть непогашенной луны» (1927), «Иван-Москва», «Китайская повесть» (обе — 1927), «Красное дерево» (1929). Ром. «Голый год» (1921; нов. ред. 1923), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «Созревание плодов» (1935), «Соляной амбар» (1937, частично опубл. 1964). Кн. очерков «Корни японского солнца» (1927), «О’кэй» (1933) и др.

■ Собр. соч., т. 1—8, М.—Л., 1929—30; Избр. произв., Л., 1979.

● Борис Пильняк. Статьи и материалы, Л., 1928.

ПИНДАР

ПИ́НДАР (ок. 518 — 442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт. Торжеств. хоровые песнопения. Из 17 кн. сохранилось 4 кн. эпиникиев (гимнов) в честь победителей на Олимп, и др. спорт. играх.

■ Антич. лирика, М., 1968, [БВЛ].

● Пиндар. Вакхилид, Оды. фрагменты, М., 1980.

ПИНДЕМОНТЕ ИППОЛИТО

ПИНДЕМО́НТЕ (Pindemonte) Ипполито (1753—1828), итальянский поэт. «Сельские идиллии в стихах» (1788), «Сельские идиллии в прозе» (1788, изд. 1795). Стихотв. послание «Гробницы» (1807). Сатиры «Проповеди» (1818). Трагедия «Арминий» (1804). «Речи о трагедии» (1812). Пер. «Одиссеи» (1822).

ПИНЕРО АРТУР УИНГ

ПИНЕ́РО (Pinero) Артур Уинг (1855—1934), английский драматург. Комедии-фарсы «Судья» (пост. 1885), «Амазонки» (пост. 1893, п. 1906) и др.; мелодрамы «Вторая миссис Тенкерей» (пост. 1893, п. 1896), «Знаменитая миссис Эббсмит» (пост. 1895, п. 1901), «На полпути» (пост. 1909, п. 1912), «Зачарованный дом» (пост. 1922) и др.

ПИНТЕР ХАРОЛД

ПИ́НТЕР (Pinter) Харолд (р. 1930), английский драматург. Пьесы «День рождения» (1958), «Лифт» (1960), «Сторож» (1960, п. 1968), «Былые времена» (1971), «Ничейная земля» (1975), «Измена» (1978, п. 1980), «Теплица» (1980) и др. Киносценарии.

«ПИОНЕР»

«ПИОНЕР» - «ПИОНЕ́Р», ежемесячный журнал для пионеров и школьников. Орган ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Издавался в Москве с 1924. Печатает повести, рассказы, сказки, стихи, пьесы, очерки, литературные портреты.

ПИРАНДЕЛЛО ЛУИДЖИ

ПИРАНДЕ́ЛЛО (Pirandello) Луиджи (1867—1936), итальянский писатель. Стихи (сб. «Радостная боль», 1889). Новеллы (сб. «Любовь без любви», 1894, «Новеллы на год», т. 1—5, 1901—19, нов. изд. 1922). Драмы, в т. ч. «Тиски» (1910), «Сицилийские лимоны» (на сицилийск. диалекте, 1911, п. 1905), «Право для других» (1916), «Лиола» (на сицилийск. диалекте, 1917), «Это так, если вам так кажется» (1917), «Наслаждение добродетелью» (1918), «Колпак с бубенчиками» (на сицилийск. диалекте, 1918), «Как раньше, лучше, чем раньше», «Шесть персонажей в поисках автора» (обе — 1921), «Генрих IV» (1922), «Обнаженные одеваются» (1923), «Жизнь, которую я тебе даю», «Каждый по-своему» (обе — 1924), «Новая колония» (1928), «Сегодня мы импровизируем» (1930), «Никогда не знаешь» (1935). Ром. «Отверженная» (1901, п. 1928), «Покойный Маттиа Паскаль» (1904, п. 1926, 1967), «Старые и молодые» (1909, отд. изд. 1913), «Снимается кино» (1916, п. 1926), «Один, ни одного, сто тысяч» (1926). Теоретич. кн. «Юмор» (1908). Ноб. пр. (1934).

■ Обнаженные маски, М.—Л., 1932; Новеллы, М., 1958; Пьесы, М., 1960; Избр. проза, т. 1—2, М., 1983.

● Молодцова М., Л. Пиранделло, Л., 1982; Barbina A., Bibliografia della critica pirandelliana. 1889—1961, [Firenze, 1967].

ПИРМЕ ОКТАВ ЛУИ БЕНЖАМЕН

ПИРМЕ́ (Pirmez) Октав Луи Бенжамен (1832—83), бельгийский писатель (на франц. яз.). Сб. прозы «Листва» (1862, впоследствии опубл. с подзаголовком «Мысли и изречения»), сб. писем и дневников «Дни одиночества» (1869). Публицистич. кн. «Ремо» (1878).

ПИРРИХИЙ

ПИРРИ́ХИЙ (греч. pyrrhíchios), 1) в метрическом стихосложении — стопа из двух кратких слогов (UU), самостоятельно не употреблялась;

2) в силлабо-тоническом стихосложении — условное название пропуска схемного ударения в хореическом и ямбическом размерах («Три девицы под окном», «И лучше выдумать не мог», А. С. Пушкин). Термин «П.» был в ходу в XVIII—XIX вв. (ходовое выражение «замена ямба пиррихием» и т. п.), теперь выходит из употребления.

М. Л. Гаспаров.

ПИРС ПАТРИК

ПИРС (Pearse) Патрик (1879—1916), ирландский поэт и драматург, революционный деятель. Казнен англ. властями за участие в восстании. Пьеса «Певец» (опубл. 1917), «Избр. произв.» (опубл. 1917).

ПИРСОН БИЛЛ

ПИ́РСОН (Pearson) Билл (р. 1922), новозеландский писатель. Ром. «Коул Флэт» (1963).

ПИСАРЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ПИ́САРЕВ Александр Иванович (1803—28), русский драматург. Водевили и комедии (в т. ч. переводы и переделки с иностр. языков с куплетами собств. сочинения): «Лукавин» (1823), «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье» (1824), «Волшебный нос, или Талисманы и финики», «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки», «Хлопотун, или Дело мастера боится» (все — 1825), «Средство выдавать дочерей замуж», «Пятнадцать лет в Париже» (оба — 1828) и др. Эпиграммы. Кн. «Антителеграф, или Отражение несправедливых нападений г. Полевого» (1826), театр. критика. [Водевили], — в кн.: Рус. водевиль, Л.—М., 1959; Стихотв. комедия кон. XVIII — нач. XIX в., М.—Л., 1964.

ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ПИ́САРЕВ Дмитрий Иванович (1840—68), русский критик, публицист. Статьи, в т. ч. «Идеализм Платона», «Схоластика XIX века», «Стоячая вода», «Писемский, Тургенев и Гончаров» (ст. 1—2; все — 1861), «Базаров», «Бедная русская мысль» (обе — 1862), «Пчелы» (памфлет; 1862, незаконч., опубл. 1868), «О брошюре Шедо-Ферроти» (1862, опубл. 1906), «Наша университетская наука», «Очерки из истории труда» (обе — 1863), «Цветы невинного юмора», «Мотивы русской драмы», «Реалисты», «Промахи незрелой мысли» (все — 1864), «Роман кисейной девушки», «Прогулка по садам российской словесности», «Пушкин и Белинский» (ст. 1—2), «Разрушение эстетики», «Посмотрим!», «Мыслящий пролетариат», «Подрастающая гуманность» (все — 1865), «Генрих Гейне» (1867), «Борьба за жизнь» (ч. 1—2, 1867—68), «Французский крестьянин в 1789 году» (1868). Рецензии, науч.-популярные и педагогич. статьи.

■ Полн. собр. соч., т. 1—6, 5 изд., СПБ, 1909—13; Соч., т. 1—4, М., 1955—56; Лит. критика, т. 1—3, М., 1981.

● Плоткин Л. А., Д. И. Писарев, М.—Л., 1962; Демидова Н. В., Писарев, М., 1969; Коротков Ю., Писарев, М., 1976; Кузнецов Ф. ф., Нигилисты? Д. И. Писарев и журнал «Русское слово», 2 изд., М., 1983.

ПИСАРЖЕВСКИЙ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ

ПИСАРЖЕ́ВСКИЙ Олег Николаевич (1908—1964), русский советский писатель, публицист. Чл. КПСС с 1944. Биогр. кн. «Адмирал корабельной науки» (об А. Н. Крылове; 1945), «Дмитрий Иванович Менделеев» (1949; Гос. пр. СССР, 1951), «Александр Ферсман» (1955), «Прянишников» (1963), «Академик Иоффе» (незаконч.; опубл. 1967). Науч.-худож. кн. «Навстречу великой мечте» (1959), «Наука древняя и молодая» (1962), «Контуры грядущего» (совм. с И. Лада), «В огне исканий. Штрихи творч. портрета Н. Н. Семенова» (обе — 1965).

ПИСЕМСКИЙ АЛЕКСЕЙ ФЕОФИЛАКТОВИЧ

ПИ́СЕМСКИЙ Алексей Феофилактович (1821—81), русский писатель. Ром. «Боярщина» (1844—46; запрещен, опубл. 1858), «Богатый жених» (1851—52), «Тысяча душ» (1858), «Взбаламученное море» (1863), «Люди сороковых годов» (ч. 1—5, 1869), «В водовороте» (ч. 1—3, 1871), «Мещане» (1877), «Масоны» (ч. 1—5, 1880). Пов. «Тюфяк» (1850), «Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына (Брак по страсти)» (1851), «M-r Батманов» (1852), «Виновата ли она?» (1855), «Старческий грех» (1861). Рассказы, в т. ч. «Питерщик» (1852), «Леший» (1853), «Фанфарон» (1854), «Плотничья артель» (1855), «Старая барыня» (1857), «Батька» (1862), цикл «Русские лгуны» (1865). Драматургия: комедии «Ипохондрик» (1855), «Раздел» (1853, запрещена, пост. 1874), «Хищники» («Подкопы», 1873, запрещена, пост. 1905); драмы «Ветеран и новобранец» (1854), «Горькая судьбина» (1859, запрещена, пост. 1863), «Самоуправцы» (1867), «Ваал» (1873), «Просвещенное время» (1875), «Финансовый гений» (1876), ист. драмы «Поручик Гладков» (1867, запрещена, пост. 1905), «Милославские и Нарышкины» (1867). Путевые очерки (1857). Фельетоны. Критика, в т. ч. ст. «Сочинения Н. В. Гоголя…» (1855), «Подводный камень» (1861).

■ Полн. собр. соч., т. 1—24, п. — М., 1895—96; Собр. соч., т. 1—9, М., 1959; Пьесы, М., 1958; Письма, М.—Л., 1936; Собр. соч., т. 1—5, М., 1982—84.

● Еремин М. П., А. Ф. Писемский, М., 1956; Пустовойт П. Г., А. ф. Писемский в истории рус. романа, М., 1969.

ПИСЬМО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИТА РОДРИГЕС ФЕЛИКС

ПИ́ТА РОДРИ́ГЕС (Pita Rodríguez) Феликс (р. 1909), кубинский писатель. Сб. рассказов «Сан Абуль де Монтекальядо» (1945), «Тобиас» (1955). Сб. стихов «Огненный конь» (1948), «Хроника. Лозунговая поэзия» (1961). Публицистика.

■ Серебряный колокол. Стихотворения и рассказы, [М., 1972].

ПЛА ХОСЕФИНА

ПЛА (Pla) Хосефина (р. 1909), парагвайская поэтесса, драматург, театровед. Сб. стихов «Цена мечты» (1934), «Лица в воде» (1963), «Влюбленная пыль» (1968). Пьеса «Здесь ничего не произошло» (1945). Рассказы. Работы по истории парагв. лит-ры, театра и культуры.

ПЛАВИЛЬЩИКОВ ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ

ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Пётр Алексеевич (1760—1812), русский драматург, актер. Изд. журн. «Утра» (1782). Трагедии, в т. ч. «Дружество» (1783), «Рюрик» («Всеслав», 1791), «Ермак, покоритель Сибири» (1803); комедии, в т. ч. «Мельник и сбитеньщик — соперники» (1788, опубл. 1793), «Бобыль» (пост. 1790), «Сиделец» (пост. 1803). Ст. «Театр» (1792).

■ Соч., ч. 1—4, СПБ, 1816; Бобыль, в кн.: Рус. комедия и комич. опера XVIII в., М.—Л., 1950.

● Кулакова Л. И., П. А. Плавильщиков, М.—Л., 1952.

ПЛАВКА АНДРЕЙ

ПЛА́ВКА (Plávka) Андрей (1907—82), словацкий писатель. Чл. КПЧ с 1944. Лиро-эпич. цикл «Костры на горах» (1947); поэмы «Отчизна моя» (1953), «Признание» (1960); лирич. сб-ки. Автобиогр. ром. «Влюбленный в жизнь» (1971, п. 1972), «Полная чаша» (1976, п. 1977). Воспоминания и эссе.

■ Стихи и поэмы, М., 1974.

ПЛАВТ ТИТ МАКЦИЙ

ПЛАВТ (Plautus) Тит Макций (сер. 3 в. до н. э. — ок. 184 до н. э.), римский поэт-комедиограф. Был актером. Сохранились 20 (21-я частично) пьес: «Амфитрион», «Горшок», «Куркулион» (или «Проделки парасита»), «Псевдол» (или «Раб-обманщик»), «Хвастливый воин», «Близнецы», «Пленники» и др. — переработки греч. комедий 4—3 вв. до н. э.

■ Избр. комедии, т. [1]—3, М.—Л., 1933—37; Антич. драма, М., 1970.

● Савельева Л. И., Приемы комизма у Плавта, Каз., 1963.

ПЛАГИАТ

ПЛАГИА́Т (от лат. plagio — похищаю), самовольное заимствование, воспроизведение чужого произведения или его части под своим именем или псевдонимом. Одной из разновидностей П. считаются те сочинения, которые, на первый взгляд, преследуют цель популяризации уже созданного в литературе (или науке), на самом же деле содержат изложение чужих трудов без ссылки на них. От П. отличают творческие заимствования. П. не совместим как с творческой деятельностью, так и с общепринятыми нормами морали и закона, охраняющего авторское право.

ПЛАНКЕТТ ДЖЕЙМС

ПЛА́НКЕТТ (Plunkett) Джеймс (наст. имя Джеймс Планкетт Келли, Kelly) (р. 1920), ирландский писатель. Ром. «Взбаламученный город» (1969, п. 1974), «Прощайте, сотоварищи» (1978). Рассказы, в т. ч. сб. «Доверчивые и покалеченные» (1955). Драма «Поднявшийся народ» (1958).

■ Паутина. Рассказы, М., 1984.

ПЛАСИДО

ПЛА́СИДО (Plácido) (наст. имя Габриель де ла Консепсьон Вальдес, Valdés) (1809—1844), кубинский поэт. Поэма «Сын проклятия» (1843), сб. «Стихи» (1838), «Избранные стихи» (1842).

ПЛАТОН

ПЛАТО́Н (427—347 до н. э.), древнегреческий философ и писатель. Ученик Сократа (центр. персонаж его диалогов), основатель Академии платоновской в Афинах (ок. 387). Диалоги («Менон», «Пир», «Федон», «Государство», «Федр», «Парменид», «Теэтет», «Тимей», «Законы» и мн. др.). Соч. «Апология Сократа». Письма.

■ Соч., т. 1—3, М., 1968—72.

● Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969; его же, История антич. эстетики. Высокая классика, М., 1974; Асмус В. Ф., Платон, 2 изд., М., 1975; Платон и его эпоха, М., 1979.

ПЛАТОНОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ПЛАТО́НОВ Алексей Николаевич (1912—39), эвенкийский советский поэт. Сб. стихов «Песни эвенка» (1938).

ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ

ПЛАТО́НОВ Андрей Платонович (наст. фам. Климентов; 1899—1951), русский советский писатель. Пов. «Эфирный тракт» (1926—27, опубл. 1968), «Епифанские шлюзы», «Ямская слобода» (обе — 1927), «Город Градов», «Сокровенный человек» (обе — 1928), «Происхождение мастера» (1929; часть ром. «Чевенгур»), «Джан» (опубл. 1964), «Впрок» (1931), «Река Потудань» (1937). Рассказы (в т. ч. «Луговые мастера», «Усомнившийся Макар», «По небу полуночи», «Родина электричества», «В прекрасном и яростном мире», «Такыр», «Третий сын», «Мусорный ветер», «Фро», «Июльская гроза», «Железная старуха», «Одухотворенные люди», «Возвращение»), частично вошли в сб.: «Епифанские шлюзы» (1927), «Река Потудань» (1927), «Под небесами Родины» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Произв. для детей (рассказы, лит. обработки нар. сказок; сб. «Башкирские нар. сказки», 1947; «Волшебное кольцо. Русские сказки», 1950). Стихи (сб. «Голубая глубина», 1922). Пьесы «Высокое напряжение» (нач. 1930-х гг., опубл. 1984), «Ученик лицея» (1950, опубл. 1974), «Волшебное существо» (совм. с Р. И. Фраерманом, опубл. 1967), одноактные пьесы. Публицистика, лит. критика — кн. статей «Размышления читателя» (1939, опубл. 1970; 2 изд. — 1980).

■ Избр. рассказы, М., 1958; В прекрасном и яростном мире. Повести и рассказы, М., 1965; Избр., М., 1966; Повести и рассказы, Воронеж, 1969; Избр. произв., т. 1—2, М., 1978, 1983.

● Шубин Л., Андрей Платонов, ВЛ, 1967, № 6; Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения, Воронеж, 1970; Полтавцева Н. Г., Филос. проза А. Платонова, Ростов н/Д., 1981; Васильев В. В., Андрей Платонов, М., 1982; Чалмаев В. А., Андрей Платонов. Очерки жизни и творчества, Воронеж, 1984; Митракова Н. М., А. П. Платонов. Материалы к биобиблиографии, Воронеж, 1969.

ПЛЕОНАЗМ

ПЛЕОНА́ЗМ (от греч. pleonasmós — излишек), многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но и для стилистической выразительности. Причисляется к стилистическим фигурам прибавления, но рассматривается как крайность, переходящая в «порок стиля»; граница этого перехода зыбка и определяется чувством меры и вкусом эпохи. Обычен в разговорной речи («своими глазами видел»), где он служит одной из форм естественной избыточности речи; традиционен в фольклоре («путь-дорога», «грусть-тоска»); некоторые стили в прошлом культивировали его; в письменной литературе обычно избегается. Пример П.: «…Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы» (А. С. Пушкин). Крайнюю форму П. называют также тавтологией. В современной стилистике понятия тавтологии и П. нередко отождествляют.

И. Л. Гаспаров.

ПЛЕТНЁВ АЛЕКСАНДР НИКИТИЧ

ПЛЕТНЁВ Александр Никитич (р. 1933), русский советский писатель. Пов. «Дивное дело» (1975), «Три дня в сентябре» (1977) и др. Ром. «Шахта» (1979). Кн. повестей и рассказов «Чтоб жил и помнил» (1973).

■ Отец крестный. Повести, роман, М., 1981.

ПЛЕТНЁВ ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПЛЕТНЁВ Пётр Александрович (1792—1866), русский поэт и критик; акад. Петерб. АН (1841). Ист. и антологич. элегии, послания. Статьи, в т. ч. «Заметка о сочинениях Жуковского и Батюшкова» (1822), «Письмо к графине С. И. С. о рус. поэтах» (1824), «Шекспир» (1837), «Чичиков, или Мертвые души» (1842), «Е. А. Баратынский» (1844), «И. А. Крылов» (1845).

■ Соч. и переписка, т. 1—3, СПБ, 1885; Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, т. 1—3, СПБ, 1896; [Стихотворения], — в кн.: Поэты 1820—1830-х гг., т. 1, Л., 1972.

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

ПЛЕХА́НОВ Георгий Валентинович (1856—1918), русский революционер, философ, публицист. Работы в области эстетики, истории лит-ры и обществ. мысли, лит. критики, в т. ч. кн. «Наши разногласия» (1885, Женева), цикл статей «Наши беллетристы-народники» («Гл. И. Успенский», 1888, Женева; «С. Каронин», 1890, там же; «Н. И. Наумов», 1897), «Реакц. жрецы иск-ва и г. А. В. Стерн» (1888—89), цикл статей «Н. Г. Чернышевский» (1890—92, Лондон—Женева), кн. «К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю» (1895), «А. Л. Волынский», «История новейшей рус. лит-ры А. М. Скабичевского», «Лит. взгляды В. Г. Белинского», «Белинский и разумная действительность» (все — 1897), «Эстетич. теория Н. Г. Чернышевского» (1897, полн. 1905), цикл статей «Письма без адреса» (1—3, 1899—1900, письмо 4 опубл. 1936), речь о Н. А. Некрасове (1903), «Франц. драматич. лит-ра и франц. живопись XVIII века с т. з. социологии», «Пролет, движение и бурж. иск-во» (обе — 1905), брошюра «Генрик Ибсен» (1906), «К психологии рабочего движения (М. Горький. “Враги”)» (1907), предисловие к 3-му изд. сб-ка статей «За двадцать лет», «П. Я. Чаадаев», «О книге М. Гершензона “История Молодой России”» (все — 1908), «О книге М. Гершензона “Историч. записки”», «Отсюда и досюда (Заметки публициста)», «Сын доктора Стокмана» (все — 1910), «Карл Маркс и Лев Толстой», «Добролюбов и Островский», цикл статей об А. И. Герцене (все — 1911—12), «Иск-во и обществ. жизнь» (1912—13), «Толстой и природа» (1908, опубл. 1924).

■ Соч., т. 1—24, М.—Л., 1923—27; Лит-ра и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Избр. филос. произв., т. 1—5, М., 1956—58; Философско-лит. наследие Г. В. Плеханова, т. 1—3, М., 1973—74; Эстетика и социология иск-ва, т. 1—2, М., 1978.

● Ленин В. И., Полн. собр. соч. [Справочный том, ч. 1]; Луначарский А. В., Плеханов как искусствовед и лит. критик, в его кн.: Критика и критики, М., 1938; Иовчук М. Т., Курбатова И. Н., Плеханов, М., 1977; Лифшиц М. А., Г. В. Плеханов. Очерк обществ. деятельности и эстетич. взглядов, М., 1983; [Библ. выступлений П., связ. с проблемами лит-ры и эстетики, а также лит-ры о нем в кн.: Лит. энциклопедия, т. 8, М., 1934, с. 727—30; Обзор позднейшей лит-ры о филос. и эстетич. взглядах П. — в кн.: Филос. энциклопедия, т. 4, М., 1967, с. 273—74].

ПЛЕЩЕЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ПЛЕЩЕ́ЕВ Алексей Николаевич (1825—93), русский писатель; петрашевец. Гражд. лирика (стих. «Вперед! Без страха и сомненья», «По чувствам братья мы с тобой», оба — 1846, стали революц. песнями), сатира, пейзажные стихи («Над росистыми лугами», 1871; «Уж тает снег, бегут ручьи», 1872), романсы («Ни слова, о друг мой, ни вздоха», 1861; «Нам звезды кроткие сияли», 1884), стихи для детей («Мой садик», 1858); сб. «Стихотворения» (1846, 1858, 1861), «Новые стихотворения» (1863). Переводы (Г. Гейне и др.). Сб. «Повести и рассказы» (ч. 1—2, 1860; т. 1—2, 1896—97). Пьесы, в т. ч. «Командирша» (1862), «Счастливая чета» (1862), «Братья» (1864). Лит. и театр. критика.

■ Избранное. Стихотворения. Проза, М., 1960; Полн. собр. стихотворений, М.—Л., 1964; Стихотворения, М., 1975.

● Добролюбов Н. А., Стихотворения А. Н. Плещеева, Собр. соч., т. 3, М.—Л., 1962; Пустильник Л. С., Жизнь и творчество А. Н. Плещеева, М., 1981.

«ПЛЕЯДА»

«ПЛЕЯДА» - «ПЛЕЯ́ДА» («Pléiade»), французская поэтическая школа эпохи Возрождения, названная в честь группы из семи александрийских поэтов III в. до н. э. Сформировалась к 1549. В «П.» входили П. де Ронсар, Ж. Дю Белле, Ж. А. де Баиф, Э. Жодель, Р. Белло, Ж. Дора и П. де Тиар. В манифесте «Защита и прославление французского языка» были провозглашены задачи жанрового и языкового обогащения поэзии путем освоения опыта поэтов древности и Италии. «П.» — первая национальная школа эпохи Возрождения, совершившая смелую реформу литературы: «П.» освоила для французской литературы жанры оды, сонета, элегии, эклоги, комедии и трагедии, призывала к созданию национальной эпики, отстаивала общественное назначение поэзии, боролась за обогащение языковых средств, разрабатывала учение о поэтическом вдохновении, не исключающем напряженного творческого труда. Поэты «П.» развивали гражданские мотивы, тему природы, любовную лирику. В их позднем творчестве постепенно проступают черты классицизма и барокко.

Издания:

La Pléiade française, publ. par Ch. Marty Laveaux, v. 1—19 (Appendice, v. 1—2), P., 1866 — 1898;

Поэты франц. Возрождения. Антология, сост. и автор предисл. В. М. Блюменфельд, Л., 1938;

в кн.: Европ. поэты Возрождения, М., 1974;

La poésie de la Pléiade. Поэзия Плеяды, М., 1984.

А. Д. Михайлов.

ПЛИЕВ ГРИС ДЗАМБОЛАТОВИЧ

ПЛИ́ЕВ Грис (Григорий) Дзамболатович (р. 1913), осетинский советский поэт. Чл. КПСС с 1941. Сб. стихов «В крылатые годы» (1933), «Солдат» (1948), «Жизнь и смерть» (1963), «Смерть черкесок» (1967), Трагедия «Чермен» (1949).

■ Избр., т. 1—2, Орджоникидзе, 1973—74 (на осет. яз.); Стихи, М., 1959; Пятый кинжал. Стихи. Баллады, поэмы, Орджоникидзе, 1972.

ПЛИЕВ МАГОМЕТ-САИД АСУЛТАНОВИЧ

ПЛИ́ЕВ Магомет-Саид Асултанович (р. 1929), ингушский советский писатель. Сб. рассказов «Матрос» (1966), «Знаешь ли ты меня?» (1972). Ром. «Трудный перевал» (1974). Сб. стихов «Памятник на страже» (1968), «Башни отцов» (1971).

ПЛИЕВ ХАРИТОН ДАВИДОВИЧ

ПЛИ́ЕВ Харитон Давидович (1908—66), осетинский советский поэт. Сб. стихов «Искры» (1932), «Сердце» (1938). Сб. стихов для детей «Цветок» (1939), «Вечная радость» (1940), «Тузар» (1948). Поэма «Сказание о победе» (1950).

■ Соч., Орджоникидзе, 1972 (на осет. яз); Песни гор. Стихи. Поэмы, 2 изд., Орджоникидзе, 1982.

● Балаев Т., Х. Плиев, Орджоникидзе, 1960.

ПЛИЙЯ ЖАН

ПЛИЙЯ́ (Pliya) Жан (р. 1931), писатель (на франц. яз.) Респ. Бенин. Историч. драма «Кондо-Акула» (1966), комедия «Личная секретарша» (1973). Сб. новелл «Священное дерево» (1971).

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ

ПЛИ́НИЙ (Plinius), Младший, Гай Цецилий Секунд (ок. 62 — ок. 114), римский писатель, оратор. Племянник Плиния Старшего, автора «Естеств. истории». Был консулом (100) при ими. Траяне, к-рому посвятил речь «Панегирик Траяну» (единств. сохранившаяся). Письма (10 кн.), в т. ч. к Тациту, Светонию.

■ Письма Плиния Младшего, М.—Л., 1950; 2 изд., М., 1982.

● Соколов В. С., Плиний Младший, М., 1956.

ПЛУГАРЖ ЗДЕНЕК

ПЛУ́ГАРЖ (Pluhař) Зденек (р. 1913), чешский писатель. Ром. «Если покинешь меня» (1957, п. 1965), «Пусть бросят в меня камень» (1962), «Конечная остановка» (1971), «Один серебреник» (1974), «Девятая смерть» (1977), «Бар у “Потерянного якоря”» (1979), «В шесть вечера в Астории» (1982).

ПЛУДОНИС ВИЛИС

ПЛУ́ДОНИС Вилис (1874—1940), латышский поэт. Стихи, в т. ч. «Реквием» (1899, п. А. А. Блока). Поэмы «Сын вдовы» (1900), «В солнечную даль» (1912).

■ Соч., т. 1—3, Рига, 1974—78 (на латыш. яз.).

ПЛУТАРХ

ПЛУТА́РХ (ок. 46 — ок. 127), древнегреческий писатель, историк, философ-моралист. Основал филос. школу в Херонее; к концу жизни был принят в коллегию дельфийских жрецов. Многочисл филос. трактаты и диалоги дошли под условным назв. «Моралии». Гл. соч. «Сравнительные жизнеописания» — парные («параллельные») биографии знаменитых греч. и рим. гос. деятелей и полководцев («Демосфен и Цицерон», «Александр и Цезарь» и т. д.).

■ Сравнит, жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64; Сочинения, М., 1983.

● Аверинцев С. С., Плутарх и антич. биография, М., 1973 (лит.).

ПЛУТОВСКОЙ РОМАН

ПЛУТОВСКО́Й РОМА́Н, одна из первых форм европейского романа (XVI—XVIII вв.). Зародился в Испании (анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса»). П. р. повествует обычно о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста (пикаро), выходца из низов или деклассированного дворянства (слуга, бездомный бродяга, «рыцарь удачи»). Образ возник на почве захлестнувшего всю Европу бродяжничества, ставшего в период экономического и культурного переворота эпохи Возрождения для ряда стран (напр., Испании, Англии) национальным бедствием. В П. р. нет сложной композиции, события чаще всего развиваются строго хронологически, повествование строится как рассказ героя о своей жизни, как его воспоминания или записки.

Наиболее законченную форму П. р. обрел в Испании: М. Алеман-и-де-Энеро («Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче», 1599—1604), Ф. Кеведо-и-Вильегас («История жизни пройдохи по имени Дон Паблос»), Л. Велес де Гевара («Хромой бес»); оказал воздействие на развитие прозы в других странах. Художественные приемы П. р. использовали: Т. Нэш, Д. Дефо, Г. Филдинг, Т. Смоллетт — в английской литературе; И. М. Мошерош, Х. Я. К. Гриммельсхаузен — в немецкой литературе; Ш. Сорель, П. Скаррон и А. Р. Лесаж — во французской литературе. Из Испании П. р. проник в Латинскую Америку (Х. Х. Фернандес де Лисарди и др.).

Жанр П. р. в русской литературе XVIII—XIX вв. представлен М. Д. Чулковым («Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины»). К нему близки книги В. Т. Нарежного («Российский Жилблаз…»), Ф. В. Булгарина («Иван Вижигнн»), А. Ф. Вельтмана («Приключения, почерпнутые из моря житейского»). Некоторыми художественными приемами П. р. пользовались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский.

На Востоке к европейскому П. р. ближе всего плутовская новелла — макама — непосредственная предшественница и, вероятно, первоначально модель европейского П. р.

Издания:

Плутовской роман, М., 1975.

Литература:

Пинский Л., Исп. плутовской роман и барокко, «ВЛ», 1962, № 7;

A bibliography of picaresque literature: from its origins to the present, [N. Y.], 1973.

А. Д. Михайлов.

ПНИН ИВАН ПЕТРОВИЧ

ПНИН Иван Петрович (1773—1805), русский писатель. През. Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. Гражд. и филос. поэзия («На смерть Радищева», опубл. 1858; ода «Человек», 1804; «Ода на Правосудие», 1805), публицистика («Вопль невинности, отвергаемой законами», 1802, «Опыт о просвещении относительно России», 1804).

■ Соч., М., 1934.

ПО ЭДГАР АЛЛАН

ПО (Poe) Эдгар Аллан (1809—49), американский поэт, новеллист, критик. Стихотв. сб. «Тамерлан и другие стихотворения» (1827, изд. анонимно), «Аль-Аарааф, Тамерлан и мелкие стихотворения» (1829), «Стихотворения» (1831), «Ворон и другие стихотворения» (1845); стих. «Улялюм» (1847), «Аннабель Ли» (1849), «Колокола» (1849). Сб. новелл «Гротески и арабески» (т. 1—2, 1840); детективные новеллы «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Марии Роже» (1842) и пов. «Золотой жук» (1843); «страшные» новеллы, в т. ч. «Черный кот» (1843), «Демон извращенности» (1844), «Преждевременное погребение» (1844); научно-фантастич. новеллы и повести, в т. ч. «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфалля» (1835), «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838); рассказы — юмористич. («Очки», 1844, «Надувательство как точная наука», 1843, и др.) и сатирич. («Литературная жизнь Каквас Тама, эсквайра», 1844, и др.). Филос. поэма в прозе «Эврика» (1848), предваряющая жанр научно-худож. лит-ры. Ст. по эстетике «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (1850).

■ Баллады и фантазии, пер. К. Д. Бальмонта, М., 1895; Полн. собр. рассказов, М., 1970; Избр. произв., т. 1—2, М., 1972; Лирика, Л., 1976.

● Аллен Г., Эдгар По, М., 1984; Hammond J. R., An E. Poe companion: A guide…, Totowa, 1981 (путеводитель).

ПОБАСЁНКА

ПОБАСЁНКА, жанр фольклора; анекдот, короткий занимательный рассказ, притча; близка прибаутке.

ПОВЕДА ХОСЕ МАНУЭЛЬ

ПОВЕ́ДА (Poveda) Хосе Мануэль (1888—1926), кубинский поэт. Сб. «Стихи-предвестники» (1917).

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПОВЕСТВОВА́НИЕ, в эпическом литературном произведении речь автора, персонифицированного рассказчика, сказителя, т. е. весь текст, за исключением прямой речи персонажей. П., которое представляет собой изображение действий и событий во времени, описание, рассуждение, несобственно-прямую речь героев, — главный способ построения эпического произведения, требующего объективно-событийного воспроизведения действительности.

Характер П. зависит от позиции, «точки зрения» (Б. А. Успенский), с которой оно ведется; соотношения автора и повествователя, или рассказчика; объективной, не высказанной в тексте (напр., в рассказах А. П. Чехова 80‑х гг.) или субъективной, прямо высказанной (напр., в «Воскресенье» Л. Н. Толстого) авторской оценки изображаемых событий. Слагающие П. «точки зрения» могут выделяться:

1) в плане оценки — автор, рассказчик, герой могут быть носителями одной или разных (романы Ф. М. Достоевского) идеологических позиций;

2) в плане пространственно-временной характеристики — в каком пространственно-временном отношении описываемое относится к автору или оценивающему персонажу;

3) в плане субъективного или объективного восприятия событий — в первом случае П. строится со ссылкой на данные чьего-то восприятия, во втором — излагаются только известные автору факты.

В «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова различные «точки зрения» — Печорина, Максима Максимыча, Грушницкого, Вернера и т. д. — на предмет повествования образуют сложную систему отношений в романе. Примером сложной (совмещенной) «точки зрения» может служить сцена «мышеловки» в «Гамлете» У. Шекспира: зритель должен совместить свою точку зрения на происходящее на сцене и точки зрения Короля, Королевы, Гамлета на события разыгрываемой перед ними пьесы.

Последовательным развертыванием, взаимодействием, совмещением «точек зрения» формируется композиция П. На характер П. влияет социальная, идеологическая, национальная позиция автора или повествователя («пасичник Рудый Панько» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя), жанр, в котором ведется П., литературное направление и школа, к которой принадлежит автор.

В. А. Сапогов.

ПОВЕСТИ ОБ АЗОВЕ

ПО́ВЕСТИ ОБ АЗО́ВЕ, цикл памятников древнерусской литературы XVII в., воинские повести, посвященные взятию казаками турецкой крепости Азов и последующей его обороне: «Повесть историческая», 1637, «Повесть поэтическая», 1642 (самая значительная) и «Повесть сказочная», 1670 — 1680‑е гг.

Тексты:

Воинские повести др. Руси, М.-Л., 1949.

Д. М. Буланин.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» - «ПО́ВЕСТЬ ВРЕМЕННЫ́Х ЛЕТ» (около 1113), древнейший реально дошедший до нас летописный свод; составлен иноком Киево-Печерского монастыря Нестором на основе сводов XI в., гипотетически восстанавливаемых учеными (см. Летописи). Однако Нестор не только дополнил предшествовавший «П. в. л.» «Начальный свод» описанием событий рубежа XI—XII вв., но и коренным образом переработал рассказ о древнейшем периоде в истории Руси, связав русскую историю с всемирной.

Нестор — поборник идеала государственного устройства, провозглашенного Ярославом Мудрым: все князья — братья и все они должны подчиняться старшему в роду и занимающему Киевский стол. «П. в. л.» сложна по составу: помимо кратких погодных записей в нее вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из переводных памятников (напр., «Хроника» Георгия Амартола, «Откровение» Мефодия Патарского); она включает и богословский трактат «Речь философа», и рассказ об основании Киево-Печерского монастыря, и похвальное слово Феодосию Печерскому и др. Как полагают, 1-я редакция «П. в. л.», составленная Нестором, не сохранилась, 2-я (1116) дошла в Лаврентьевской, а 3-я (1118) — в Ипатьевской летописях.

В «П. в. л.» сочетаются эпический стиль (рассказы, восходящие к фольклорным преданиям) и стиль «монументального историзма» (термин Д. С. Лихачева), для которого характерно стремление рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических; древнерусский книжник судил обо всем с точки зрения единого смысла и конечной цели человеческого существования, он стремился изображать самое крупное и значительное, находя всему аналогии во всемирной истории, начиная от библейских времен и кончая историческими «дедами» и «отцами» современных князей. «П. в. л.» с сокращениями или дополнениями начинает почти все позднейшие летописные своды; она оказала большое влияние на памятники литературы Древней Руси. Рассказы из нее использовались писателями XIX—XX вв. (А. С. Пушкин, А. И. Одоевский, А. Н. Майков, А. К. Толстой и др.).

Литература:

Шахматов А. А., Повесть Временных лет, т. 1, П., 1916;

Повесть временных лет, ч. 1—2, М.-Л., 1950;

Памятники литературы Др. Руси. XI — нач. XII вв., М., 1978;

Еремин И. П., «Повесть временных лет» как памятник литературы, в его кн.: Литература Др. Руси. (Этюды и характеристики), М.-Л., 1966;

Лихачев Д. С., Человек в литературе Др. Руси, [2 изд.], М., 1970, гл. 2—3.

Д. М. Буланин.

ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ»

«ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ» - «ПО́ВЕСТЬ О ГО́РЕ-ЗЛОЧА́СТИИ» («Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин»), памятник древнерусской литературы XVII в. (сохранился в единственном списке XVIII в.); сложился на стыке фольклорных традиций (народные песни о Горе) и книжных («покаянные стихи» — в ст. Духовные стихи); некоторые мотивы заимствованы из апокрифов; сложен, подобно былинам, трехиктным тоническим стихом без рифм. Судьба героя-молодца определяется не только заветами рода, средневековым корпоративным этикетом и «промыслом божиим», но и «свободной волей» индивида; эта идея выбора самим человеком своего жизненного пути характерна для русской литературы XVII в. — эпохи перестройки средневековой культуры.

Литература:

Виноградова В. Л., Повесть о Горе-Злочастии (библиография), «Тр. ОДРЛ», т. 12, М.-Л., 1956;

Демократич. поэзия XVII в., М.-Л., 1962.

Д. М. Буланин.

«ПОВЕСТЬ О ЕРШЕ ЕРШОВИЧЕ»

«ПОВЕСТЬ О ЕРШЕ ЕРШОВИЧЕ» - «ПО́ВЕСТЬ О ЕРШЕ́ ЕРШО́ВИЧЕ», памятник русской демократической сатиры и смеховой литературы начала XVII в. (4 редакции и рифмованная концовка конца XVII в.; лубочные издания; устные пересказы); см. раздел Древнерусская литература в статье Русская литература и Повесть древнерусская.

Тексты:

Рус. демократич. сатира XVII в., 2 изд., М., 1977.

Д. М. Буланин.

«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ»

«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ» - «ПО́ВЕСТЬ О ПЕТРЕ́ И ФЕВРО́НИИ» («Повесть от жития святых новых чудотворец муромских… князя Петра и… княгини Февронии»), памятник древнерусской литературы; первоначальный сюжет сложился, вероятно, во 2‑й половине XV в., но окончательный вид «Повесть…» приобрела под пером Ермолая-Еразма (Ермолая Прегрешного) в середине XVI в. (выявлено восемь редакций в большом количестве списков; устные пересказы не ранее конца XIX в.).

«Повесть…» рассказывает о непобедимой — «до гроба» — любви, верности и семейном благочестии («спасение в миру») крестьянской девушки и муромского князя. Все социальные препоны, наветы и все искушения одолевает мудрая доброта девушки и жены, и ее ум торжествует над злой силой. «Повесть…» соединяет два сказочных сюжета — волшебной сказки о борьбе со змеем и новеллистической сказки о мудрой крестьянской девушке; многие ее эпизоды перекликаются с романом «Тристан и Изольда». «Повесть…» была обработана А. М. Ремизовым (1951).

Литература:

Дмитриева Р. П., «Повесть о Петре и Февронии» в пересказе А. М. Ремизова, «Тр. ОДРЛ», [т.] 26, Л., 1971;

Лихачев Д. С., Повесть о Петре и Февронии Муромских, в его кн.: Великое наследие, 2 изд., М., 1979;

Повесть о Петре и Февронии, подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой, Л., 1979.

Д. М. Буланин.

«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»

«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ» - «ПО́ВЕСТЬ О РАЗОРЕ́НИИ РЯЗА́НИ БАТЫ́ЕМ», памятник древнерусской литературы (не позже середины XIV в.), яркий образец воинской повести. Входит в состав разновременного рязанского цикла повестей о Николе Заразском — о судьбе чудотворной иконы святого Николы, перенесенной из Корсуни (Херсонеса) в Заразск (ныне Зарайск); сохранились многочисленные переработки XV—XVII вв.

«Повесть…» рассказывает о героизме и доблести рязанцев, гибнущих в неравной схватке с ордами Батыя (выделяется эпизод об «исполине» Евпатии Коловрате). Она сочетает устно-эпические по происхождению эпизоды и высокую книжную культуру и объединяет фольклорно-литературные жанры «славы» и «плача».

Тексты:

Лихачев Д. С., Повести о Николе Заразском, «Тр. ОДРЛ», т. 7, М.-Л., 1949;

Воинские повести Др. Руси, М.-Л., 1949.

Д. М. Буланин.

«ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ»

«ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ» - «ПО́ВЕСТЬ О СА́ВВЕ ГРУ́ДЦЫНЕ», памятник древнерусской литературы 1660‑х гг., разрабатывает фаустовскую тему — о продаже души дьяволу за мирские наслаждения. В «Повести…» использована сюжетная схема религиозной легенды, одного из самых распространенных жанров средневековой письменности; другой ее источник — волшебная сказка. Хотя автор памятника по своим взглядам — консерватор, сторонник традиционной церковной морали, торжествующей в финале произведения, в «Повести…», изобразившей притягательность любви-страсти, изменчивость и многоликость жизни, отразилась ломка древнерусских устоев, пробуждение интереса к индивидуальной судьбе. Сохранились две редакции и значительное количество списков. Была обработана А. М. Ремизовым («Савва Грудцын», 1949).

Тексты:

Скрипиль М. О., Повесть о Савве Грудцыне, «Тр. ОДРЛ», т. 5, М.-Л., 1947.

Д. М. Буланин.

«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ»

«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ» - «ПО́ВЕСТЬ О ТВЕРСКО́М О́ТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ́» (2-я половинв XVII в.), памятник древнерусской литературы; легендарный рассказ об основании Отроча монастыря княжеским «отроком» Григорием, которого в день свадьбы отвергла невеста, чтобы выйти замуж по взаимной любви за князя. В «Повести…» нет злых и добрых персонажей, впервые в древнерусской литературе конфликт перенесен в сферу чувства: источник и счастья и страдания — любовь. Драматическая по ситуации — классический «треугольник» — она исполнена по стилю и развязке «лирического умиротворения» (Д. С. Лихачев): «на земле мир, в человецех благоволение». Стихия фольклора отразилась в фабуле и в поэтике памятника (картина погони соколов за лебединой стаей и добывание суженой при помощи сокола). «Повесть…» сохранилась в списках не ранее XVIII в.

Литература:

Изборник, М., 1969;

Дмитриева Р. П., Повесть о Тверском Отроче монастыре и историч. реалии, «Тр. ОДРЛ», т. 24, Л., 1969.

Д. М. Буланин.

Предыдущая страница Следующая страница