Литературный энциклопедический словарь
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВВ.

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВВ.

Крах народничества и борьба между его эпигонами и марксизмом явились важнейшими событиями русской общественной жизни конца века и существенно воздействовали на ход литературного процесса. Становление литературы, отражающей особенности третьего, пролетарского этапа освободительного движения, проходило на фоне острой эстетической борьбы множества идейно-художественных течений, предопределенного многообразием общественных сил, выступивших против самодержавия, и в напряженных исканиях крупных художников. В основе идейно-эстетической платформы каждого течения лежало отношение к революции, ее целям и движущим силам.

В эпоху общественного подъема 1890 — начала 1900‑х гг. новые качества приобретает критический реализм, по-новому ставящий тему личности и среды, искусства и жизни: в судьбах человека усматривалось отражение судеб общества, на личность возлагалась все большая ответственность за его будущее, усиливалось активное эмоционально-оценочное отношение автора к действительности. Нравственным камертоном в русской литературе оставалось творчество Л. Н. Толстого, сочетавшее эпическую объективность повествования с глубиной личностного начала, откровенной субъективностью авторской оценки. В творчестве художников-реалистов пути исторического развития страны, общества обосновывались в категориях общедемократического мышления (Чехов, Короленко, Мамин-Сибиряк, а также И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Н. Г. Гарин-Михайловский, Е. Н. Чириков, С. И. Гусев-Оренбургский, Скиталец и др.). В творчестве ряда писателей-восьмидесятников идеи революционных демократов подменялись «теорией малых дел», выявлялись натуралистические (см. Натурализм) тенденции (Боборыкин, Потапенко, отчасти Эртель и др.). Важнейшей вехой в развитии литературы явилась Революция 1905 — 1907. Но уже в 1900‑е гг. основным пафосом всей литературы стало ощущение обновляющейся России. Углубляется социальная критика в творчестве Чехова — особенно в пьесах, предельно обнажающих драматизм повседневности, отличающихся романным проникновением в человеческую жизнь; все более напряженно звучит в его произведениях мотив ожидания будущего. Новые черты проявляются в эстетике и художественном творчестве Короленко: приметы героического он усматривает теперь в самой действительности, резкий критицизм сочетается с представлением, что «жизнь в самых темных своих проявлениях… есть дело глубоко осмысленное и святое», с точным ощущением пробуждения народного сознания («Река играет», «Без языка» и др.). Мысль о «распрямлении» в революции трудового человека — в центре произведений писателей, группировавшихся вокруг «Среды», «Знания» («Начало конца» Н. Д. Телешова, «Гражданин Уклейкин» И. С. Шмелева, рассказы А. С. Серафимовича и др.). 1900‑е гг. стали временем формирования в новой, социалистической литературе метода социалистического реализма. Теоретическим обоснованием принципов и исторической закономерности возникновения литературы социалистического реализма явилась работа В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). М. Горький, реализовавший в своем раннем творчестве мысль о человеке — деятеле, борце, герое («Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике», «Старуха Изергиль») и осмысливший действительность с позиций утверждающего свое место в истории пролетариата («Фома Гордеев», «Трое», «Мещане», «На дне»), создал первые классические образцы литературы социалистического реализма — роман «Мать» и пьесу «Враги».

В эпоху Революции 1905 — 1907 происходило решительное размежевание идейно-художественных течений, вскрывались противоречия в каждом течении и в творчестве каждого писателя. Когда выявились социалистические устремления пролетарской борьбы, началось расслоение и в среде «знаньевцев». Обострились идейные расхождения с М. Горьким Л. Н. Андреева, который все дальше уходил от социальной проблематики в сферу индивидуального бытия человека, художественных абстракций, «вечных» тем; в его творчестве, а вслед за ним — у Чирикова, Д. Я. Айзмана, С. С. Юшкевича выявились черты экспрессионизма. Революция усилила социально-критические тенденции в творчестве Куприна (повесть «Поединок», рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус»), но он оставался тем не менее лишь на общедемократических антибуржуазных позициях («Гранатовый браслет», очерки «Листригоны», повесть «Яма»).

Наряду с реализмом в русском искусстве конца века возникает идейно-художественное направление, программно отказавшееся от традиций русского освободительного движения, философского материализма, реалистической эстетики, — декадентство. В рамках этого направления складывается определённый тип сознания, отношения к миру и человеку, отразивший духовный кризис буржуазного общества. В основе декадентского направления лежали агностицизм и релятивизм, представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Единственным критерием познания признавался внутренний духовный опыт. Первым и наиболее значительным течением в литературе этого направления явился символизм. В творчестве символистов восприятие мира художником становилось объектом и содержанием искусства. Творческий акт понимался как интуитивное проявление личности художника. Субъективное начало приобретало абсолютное значение (поэзия раннего В. Я. Брюсова, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Д. Бальмонта), одной из стилевых форм выражения художественного сознания большинства символистов был импрессионизм.

В эпоху революции начался кризис символизма, в котором формируется новое течение — младосимволизм, противопоставившее декадентской замкнутости на собственном я, эстетизму и политическому индиферентизму — интерес к национальной истории, культуре, актуальным проблемам современности. В целом в философии и эстетических взглядах «младших» символистов происходил сдвиг от субъективно-идеалистического миропонимания к объективно-идеалистической концепции мира. Однако, стремясь преодолеть крайний индивидуализм и субъективизм «старших», младосимволисты видели объект искусства все же не в самой действительности, а в выявлении ее потусторонней сущности. Художественный метод их определялся резко выраженным дуализмом, противопоставлением мира действительности и мира идей, рационального и интуитивного познания. Обращаясь к социальной реальности со всеми ее противоречиями, они мистифицировали ее, подменяли понятие социальной революции понятием революции «в духе». Значительное влияние на формирование социальных, философских и эстетических взглядов младосимволистов (А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова и др.) оказала философия и поэзия В. С. Соловьева. Они восприняли у него идею эсхатологии, мысль о божественном единстве Вселенной («душа» которой представлялась Соловьеву в образе «вечной женственности»), мотивы общей катастрофичности бытия, идею теургического преображения действительности. Эта идейная проблематика определяла и характер поэтической образности первых книг Блока и А. Белого.

Исторические события вносили поправки как в эстетические программы символистов, так и — главным образом — в их художественную практику. В годы революции, ставшей для поэта и «нечаянной радостью», и стихией разрушения, отчаянием и надеждой, складывалось трагическое мироощущение Блока. В его творчестве все сильнее звучит тема общественной ответственности художника за будущее страны и народа (циклы «Возмездие», «На поле Куликовом», «Родина»). Подлинной болью за судьбу России отмечена книга стихов А. Белого «Пепел». В эти же годы попыткой выхода к исторической и социально-нравственной проблематике осложняются психологические рефлексии лирического героя поэзии И. Ф. Анненского.

В условиях революционного подъема, столкнувшись с возглавляемым М. Горьким широким фронтом реалистической литературы, символизм обнаружил несостоятельность своих претензий овладеть художественным сознанием эпохи. Поражение революции отразилось в литературе активизацией всех антиреалистических течений. Началом наступления реакции в области идеологии стал выход сборников «Очерки по философии марксизма» (1908) и «Вехи» (1909). В. И. Ленин и критики-марксисты повели решительную борьбу с либеральным ренегатством в политике и идеологии, с попытками ревизии марксизма, «литературным распадом» (см. ст. Ленин В. И. и ст. «Литературный распад»). «Веховские» настроения отразились в декадентской литературе того времени, в которой, по словам В. В. Воровского, происходила своеобразная «ликвидация революции»: ее искаженное изображение сочеталось с картинами нравственных и духовных извращений, утверждением бессмысленности всякого стремления к социальному преобразованию жизни («Творимая легенда» Ф. Сологуба, «Чертова кукла» Гиппиус, публицистика Мережковского). В «неонатуралистич.» прозе М. П. Арцыбашева, В. Ропшина и др. внешний антимещанский критицизм опирался на апологию «освобождения» человека от всех норм общественного бытия.

В то же время в годы реакции продолжает развиваться прогрессивная демократическая литература. М. Горький пишет повесть «Лето» — произведение о деревне, разбуженной первой русской революцией, о ее новых людях. Вслед за М. Горьким этой теме посвящают свое творчество писатели — выходцы из крестьян: С. П. Подъячев, И. Е. Вольнов и др. В годы нового революционного подъема возникает массовое литературное движение рабочих и крестьян, которое организуют большевистские органы «Звезда» и «Правда» (см. «Звезды» и «Правды» поэты). Пролетарские поэты (Д. Бедный и др.) много сделали для эстетического самоопределения социалистической литературы. Говоря об отношениях литературы и действительности, они выдвинули идеал литератора нового типа, который целиком отдает свой талант служению народному делу, победе революции. Такая эстетическая установка объясняла ту романтическую окрашенность, которая так ярко проявилась в общей реалистической тенденции пролетарской поэзии. 1910‑е гг. явились новым этапом в творчестве М. Горького и писателей критического направления. М. Горький обратился к прошлому, как бы оценивая пути развития настоящего (произв. «окуровского цикла»), изображению становления эстетических, этических и социальных идеалов человека из народа («Детство», «В людях»). Он создает три идейно связанных между собою цикла — «Сказки об Италии», «Русские сказки», «По Руси», которые демонстрируют стилевое многообразие горьковского социалистического реализма. Продолжает развиваться критический реализм Бунина. Вслед за бескомпромиссным до жестокости показом русской деревни, народного характера (повесть «Деревня»), летописью умирания помещичьих усадеб (повесть «Суходол») писатель обращается к социально-философской проблематике (рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья»). Заявляет о себе и новое поколение писателей-реалистов: А. Н. Толстой (цикл «Заволжье», роман «Хромой барин»), М. М. Пришвин, К. А. Тренев, В. Я. Шишков, А. П. Чапыгин, С. Н. Сергеев-Ценский и др. Творчество их, отличаясь гуманистической настроенностью, верой в человека, в созидательные силы народа, противостояло литературе упадка. Не поднимаясь до конкретно-исторического понимания путей развития русской социальной действительности, они чутко ощущали кризисный характер эпохи. Попыткой осмыслить и трансформировать традиции классической русской литературы в модернистскую систему отмечены романы Ф. Сологуба «Мелкий бес», в образе главного героя которого персонифицирована эпоха глухой реакции 1880‑х гг., и А. Белого «Петербург», воплотившего историософские концепции писателя, его гротескное представление о российской государственности, о революционном движении. На периферии противостоящих реализму течений развивалось творчество А. М. Ремизова, Б. К. Зайцева. Настроения мелкобуржуазной интеллигенции предреволюционные десятилетия отразили сатира и юмористика, заметным явлением которых стали журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон» (Саша Черный, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи и др.). В поэзии на смену переживавшему кризис символизму пришли новые поэтические течения: акмеизм и футуризм. Акмеисты (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Кузмин и др.) объявили своей задачей реформировать поэтику символизма. При этом в области теории они оставались на почве философского идеализма, а общественная их программа сводилась к безусловному принятию существующего миропорядка во всей его совокупности «красот и безобразий» (Городецкий). По словам Блока, «настоящим исключением» среди акмеистов была Ахматова, которая как поэт пошла самостоятельным путем открытого ею нового художественного реализма, обогатила поэзию достижениями русского психологического романа. В 1910‑е гг. несколькими группами заявляет о себе футуризм (эгофутуристы во главе с И. Северяниным, «Мезонин поэзии», «Центрифуга»). Самой активной из них была группа кубофутуристов, или «будетлян» (Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский). Вопрос об отношениях искусства и действительности футуристами решался в конечном счете так же, как и художниками других декадентских течений. Декларировалась полная свобода искусства от содержания и идейности, культ неких «первооснов» жизни и «первооснов» слова. Заявленная «революция в искусстве» приобретала характер нигилистического отрицания культуры, реализма. К кубофутуристам формально принадлежал Маяковский. Но в сложной литературно-эстетической борьбе своего времени он занял особую позицию, эволюционирующую к подлинно демократическому искусству, пронизанному чувством революционной ломки мира, гуманизмом, гражданственностью (поэмы «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир»). В истории русской поэзии 1910‑х гг. значительное место заняло течение, представленное группой поэтов — выходцев из крестьян (С. А. Есенин, показавший и в ранних стихах «неизреченную» красоту крестьянской Руси, Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. В. Орешин). Лейтмотивом их творчества стала жизнь русской деревни, родной природы. Вне течений формировалось творчество М. И. Цветаевой с его нравственным максимализмом, трагедийным напряжением чувств, В. Ф. Ходасевича, М. А. Волошина.

В борьбе идейно-художественных течений, эстетических концепций в начале XX в. зарождались элементы советской литературы.

А. Г. Соколов.

также:

Древнерусская литература (конец X—XVII вв.)

Литература XVIII века

Литература 1‑й половины XIX века

Литература 2‑й половины XIX века

Русская советская литература (1917—1987)

Мировое значение русской литературы

Список литературы в статье Русская литература

В начало словаря