Литературный энциклопедический словарь
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

РУ́ССКИЙ ФОЛЬКЛО́Р словесный (народное поэтическое творчество). Р. ф. формировался в процессе образования древнерусской народности, а затем русской нации на основе традиций древних славянских племен и их исторических предшественников. До возникновения письменности и литературы на Руси фольклор был единственным видом художественного творчества, формой народной памяти, выражением народного мировоззрения. Однако и с появлением письменности, ставшей преимущественно достоянием верхних социальных слоев, эстетические потребности общества в целом еще долгое время удовлетворяются не только литературой, но и произведениями устного творчества, создатель и хранитель которых — главным образом трудовой народ.

Р. ф. включает в свой состав прозаические и стихотворные жанры. К прозаическим относятся сказки, предания, легенды, бывальщины, устные рассказы. К стихотворным — эпические песни (былины, исторические песни), сюжетные песни неэпического склада (баллады, романсы), обрядовые песни (колядки, подблюдные песни, веснянки, троицко-семицкие и др.), лирические песни и частушки. Р. ф. почти не знал стихотворных жанров непесенного характера. Исключение составляют некоторая часть ритмизованных, иногда рифмованных пословиц и поговорок, прибаутки, присловья (напр., приговоры свадебных дружек) и связанный с ними «раек», а также народная драма. Несколько особняком стоят заговоры (иногда ритмизованные), причитания, стихотворные по форме, но отличающиеся особой манерой исполнения — протяжным речитативом. Специфической тематикой и своеобразием поэтических приемов выделяются духовные стихи.

Героическая и патриотическая тема нашла высокое художественное воплощение в эпических песнях — былинах, складывавшихся в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием и возникновения национального государства. Архаические формы эпики (мифологические предания, древнейшая богатырская сказка, исторические баллады), известные фольклору других народов, играли меньшую роль. Для русских исторических песен характерна особая популярность сюжетов, связанных с крестьянскими антифеодальными восстаниями XVII—XVIII вв. Р. ф. свойственны развитые формы обрядовой поэзии (календарные песни аграрного цикла, причитания), богатая традиция волшебной и социально острой бытовой сказки при несколько меньшем развитии сказок о животных, сюжетное и поэтическое богатство т. н. «долгой» песни, на позднем этапе — частушки, развитые формы драматизированной календарной и свадебной обрядности и сравнительно меньшая популярность народной драмы. Сложен и менее изучен жанровый состав русского рабочего фольклора, органически связанного в своих истоках с фольклором крестьянства и городских низов. Только к концу XIX в. стали развиваться жанры, отличные от традиционных: пролетарские гимны, сатирические песни, политический куплет, сливавшиеся с революционной песней литературного происхождения, анекдот.

Для Р. ф. характерна четкая жанровая дифференциация и выработанность специфических поэтических особенностей каждого жанра. Вместе с тем в народной традиции некоторые группы жанров, близкие по своей социально-бытовой функции, сливались в более обширные группы (напр., предания, легенды, бывальщины, устный народный рассказ). Жанры Р. ф. в разные исторические периоды получали большее или меньшее развитие. Исторические песни стали особенно активно развиваться с XVI в., рекрутские песни — с возникновением регулярной рекрутчины (нач. XVIII в.), частушки — со 2‑й половины XIX в. В XIX в. Россия была одной из немногих стран Европы, где фольклор жил еще полнокровной жизнью. Вместе с тем уже в 1‑й половине XIX в. в губерниях Центральной России скудна былинная традиция, еще очень богатая на русском Севере, на Дону, в ряде районов Сибири. Со 2‑й половины века и особенно в советское время постепенно исчезают из народного репертуара многие виды обрядовой поэзии (песни, причитания, заговоры), духовные стихи, полные суеверия бывальщины и др.

Р. ф. свойственно не только жанровое многообразие, но и многослойность народнопоэтического репертуара каждой конкретной эпохи. Так, в середине XIX в. в одних и тех же русских деревнях можно было услышать и древние заговоры, и аграрные заклинательные песни, восходящие к эпохе перехода восточнославянских племен к земледелию, и духовные стихи, занесенные на Русь вместе с христианством, т. е. не ранее X—XI вв., и былины, в которых отразилась Киевская Русь XI—XII вв., а также борьба русских с татарами (XIII—XVI вв.), и песни о С. Разине (XVII в.) и Е. Пугачеве (XVIII в.), о Крымской войне 1853 — 1856 и т. д. Они продолжали бытовать не в силу исторической инерции, а потому, что воспринимались обобщенно и актуализировались в сознании исполнителей и слушателей. Важнейшей особенностью Р. ф. XVII—XIX вв. была выработанность общенационального, особенно песенного, репертуара (значительно большая, чем, например, в Германии или Италии) при сохранении локальных (областных) различий и вариантов, восходящих к периоду феодальной раздробленности, а также определявшихся своеобразием развития отдельных областей на обширной территории расселения русских, бытовыми контактами с соседними (в т. ч. славянскими) народами.

Самые ранние записи отрывков из фольклорных текстов (заговоры, загадки, песни) найдены в т. н. берестяных грамотах; более или менее регулярное записывание Р. ф. началось со 2‑й половины XVII в. Приемы научной записи вырабатывались в XVIII в. и в 1‑й половине XIX в. Особую ценность представляют сб. былин «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (опубл. 1804, новое изд. 1977), сборники П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга, А. Н. Афанасьева, П. В. Киреевского, П. В. Шейна, А. И. Соболевского, Е. В. Барсова и др. Фольклористика располагает сведениями об именах и судьбах создателей и исполнителей Р. ф. главным образом с середины XIX в. В их числе одаренные сказочники, сказители былин, исполнительницы причитаний (вопленицы).

Русские писатели, начиная от древнейших летописцев и автора «Слова о полку Игореве», опирались на Р. ф., активно использовали его в своем творчестве. К фольклору обращались писатели разных общественных и эстетических устремлений. Интерес к нему как к важнейшему элементу национальной культуры особенно обострился в XIX в. Обращение к фольклору сыграло значительную роль в формировании национальной системы стихосложения, в осознании и выработке национальных особенностей новой русской литературы, в освоении ею приемов изображения народного быта, в борьбе за традиции вольнолюбия и патриотизма. В свою очередь, в репертуар народных масс, особенно с кон. XVIII в., все больше проникают литературные произведения (напр., «Стонет сизый голубочек» И. И. Дмитриева, «Выйду я на реченьку…» Ю. А. Нелединского-Мелецкого, «Среди долины ровный» А. Ф. Мерзлякова, «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева, песни А. В. Кольцова, стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова). Этот процесс становится особенно интенсивным в конце XIX — начале XX вв., в пору бурного развития русской революционной песни, и широко развертывается в советское время (песни Д. Бедного, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, В. И. Лебедева-Кумача, М. А. Светлова и др.). Наряду с угасанием традиционных фольклорных форм получают распространение некоторые новые формы народного творчества, в т. ч. в виде художественной самодеятельности. Р. ф. испытывает все возрастающее воздействие литературы.

Литература:

Соколов Ю. М., Рус. фольклор, М., 1941;

Чичеров В. И., Рус. народное творчество, М., 1959;

Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 1—2, М., 1958 — 1963;

Рус. литература и фольклор (XI—XVIII вв.), Л., 1970;

Рус. литература и фольклор, в. 2—1-я пол. XIX в., Л., 1976;

Мельц М. Я., Рус. фольклор. Библиографич. указатель. 1917 — 1944, Л., 1966;

то же, 1945 — 1959, Л., 1961;

то же, 1960 — 1965, Л., 1967.

К. В. Чистов.

В начало словаря