Литературный энциклопедический словарь
САТИРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

САТИРА

САТИ́РА (лат. satira), вид комического: беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное.

С. «моделирует» свой объект, создавая образ высокой степени условности, что достигается «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска. Сатирик использует и другие виды комического (такие, как юмор и ирония), но для собственно С. характерна резко выраженная негативная окрашенность эстетического объекта.

Отчетливо осознавшая себя в литературе Древнего Рима в качестве обличительного жанра лирики, позже С. утратила жанровую определенность, превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни, эпиграммы, бурлески, памфлета, фельетона, комедии и сатирического романа.

С. — насущное средство общественной борьбы; на характер восприятия С. в этом качестве активно влияют обстоятельства исторического, национального и социального развития. Чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» С., тем выше ее способность к «возрождению». Эстетическая «сверхзадача» С. — возбуждать и оживлять воспоминание о высших жизненных ценностях (добре, истине, красоте), оскорбляемых низостью, глупостью, пороком. Провожая «в царство теней все отжившее» (М. Е. Салтыков-Щедрин), С. тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. как эстетическую категорию, «…в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности» (Статьи по эстетике, М. — Л., 1935, с. 344). Но идеал сатирика выражен через «антиидеал», т. е. через вопиющее отсутствие его в предмете обличения.

Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность — присущий именно С. способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения. Субъективная окрашенность С. нередко придает ей черты своеобразного негативного романтизма.

Фантастическая, аллегорическая и философская С., независимо от преобладания в ней того или другого начала, ведет рационалистически-трезвое исследование объекта. Персонаж здесь — как бы олицетворенное логическое понятие (Органчик в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина), а сюжет — как бы система интеллектуальных построений, переведенных на «художественный язык» («Кандид» Вольтера, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта). Распространенная фигура в С. — герой-обозреватель, насмешливо «коллекционирующий» улики.

Особая разновидность — С., высмеивающая ущербную личность, исследующая природу зла в психологическом плане («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея). Типизация здесь всецело опирается на точность и «жизнеподобие» внешних и характерологических деталей.

«Правдоподобное неправдоподобие» являет собою пародийно-ироническая С., изобилующая мотивами «удвоения жизни»: мистификациями, игровыми и театрализованными ситуациями, элементами композиционной симметрии, «двойничества» (у Э. Т. А. Гофмана). Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса), а также с другими разновидностями С.

Зарождение сатирической образности в античности относится ко времени, когда искусство носило синкретический характер (см. Синкретизм), выкристаллизовываясь из народных игр и культовых действ. Позднее в Древней Греции появляется жанр, названный впоследствии «менипповой сатирой». Как конкретный литературный жанр С. возникает и развивается в Древнем Риме (обличения Луцилия Гая, моралистические сатиры Горация и гражданские — Ювенала; см. Сатура, Римская литература); осмеяние нравов получает яркое выражение в авантюрно-философском романе («Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъемом средневековых городов связано развитие анекдота и фаблио, комического животного эпоса, площадного фарса. Эпохе Возрождения сопутствует сатирический пересмотр идеологических норм средневековья (анонимная политическая С. во Франции — «мениппова сатира», 2-я часть «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского). Сатирические эпизоды присутствуют в вершинных произведениях этой эпохи, воплотивших многоликую стихию комического («Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, комедии У. Шекспира). Для классицизма характерна сатирическая комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирические жанры (сатира, басня, максима, травестия). В XVII—XVIII вв. набирает обличительную силу комический плутовской роман (особенно барочный — Ф. Кеведо-и-Вильегас, Х. Гриммельсхаузен и просветительский — А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Традиции социально-сатирического смеха Мольера и испанской комедии получили развитие в комедиях П. Бомарше и Р. Б. Шеридана. Идеологи Просвещения создали классические образцы С., философски осмысливающие губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер, Ш. Л. Монтескьё и особенно Свифт). С развитием критического реализма С., трансформируясь, проникает во все прозаические жанры.

В конце XIX и в XX вв. С. совершенствуется в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К. Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, которые обличают пороки современной, переживающей кризис цивилизации. В отличие от их С., С. модернизма, разрабатывая проблему «отчуждения» человека в буржуазно-тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека философская С. вторгается в научную фантастику и антиутопию (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).

Сатирическая традиция в странах Востока зародилась в глубокой древности. Вошли в мировую культуру и составили славу восточной С. прежде всего фольклорные в своей основе произведения: «Тысяча и одна ночь», санскритская «Панчатантра», циклы персидских народных повестей, турецких и узбекских анекдотов о Насреддине. Наряду со сказкой и анекдотом распространенный жанр восточной С. — притча. Издавна существует на Востоке и книжная С. Ее мотивы пронизывают, например, новеллы Пу Сунлина (Китай), лирику Убейда Закани (Иран), проникают в четверостишия Омара Хайяма (Иран), определяют звучание «Повести о плутах» Харибхадры Сури (Индия).

В русской литературе С. впервые отчетливо проявилась в сатирической повести конца XVII в. (см. Повесть древнерусская). Общественную обличительную С. развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова, сатирические стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художественном отношении прелюдией к расцвету С. XIX в. Сатирические типы, ставшие нарицательными, создает А. С. Грибоедов. Богато и многоаспектно по эстетической тональности комическое наследие Н. В. Гоголя, сатирически обозревшего «с одного боку» русскую социальную действительность («Ревизор» и «Мертвые души»). Трагическим ощущением проникнута сатирически-гротескная драматургия А. В. Сухово-Кобылина (также Драма). Беспощадным обличителем общественных пороков «сверху донизу» с позиций революционной демократии выступил Салтыков-Щедрин.

В советской литературе сатирическое начало выразилось в разных жанрах: политических стихах и пьесах В. В. Маяковского, рассказах и повестях М. М. Зощенко, А. П. Платонова, драматических сказках Е. Л. Шварца, романах И. Г. Эренбурга, И. Ильфа и Е. Петрова, М. А. Булгакова, научно-фантастических романах (братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие), баснях (С. В. Михалков), пародиях и эпиграммах.

литературу при ст. Комическое.

А. З. Вулис.

В начало словаря