САТИРА
САТИ́РА (лат. satira), вид комического: беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное.
С. «моделирует» свой объект, создавая образ высокой степени условности, что достигается «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска. Сатирик использует и другие виды комического (такие, как юмор и ирония), но для собственно С. характерна резко выраженная негативная окрашенность эстетического объекта.
Отчетливо осознавшая себя в литературе Древнего Рима в качестве обличительного жанра лирики, позже С. утратила жанровую определенность, превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни, эпиграммы, бурлески, памфлета, фельетона, комедии и сатирического романа.
С. насущное средство общественной борьбы; на характер восприятия С. в этом качестве активно влияют обстоятельства исторического, национального и социального развития. Чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» С., тем выше ее способность к «возрождению». Эстетическая «сверхзадача» С. возбуждать и оживлять воспоминание о высших жизненных ценностях (добре, истине, красоте), оскорбляемых низостью, глупостью, пороком. Провожая «в царство теней все отжившее» (М. Е. Салтыков-Щедрин), С. тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. как эстетическую категорию, « в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности» (Статьи по эстетике, М. Л., 1935, с. 344). Но идеал сатирика выражен через «антиидеал», т. е. через вопиющее отсутствие его в предмете обличения.
Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность присущий именно С. способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения. Субъективная окрашенность С. нередко придает ей черты своеобразного негативного романтизма.
Фантастическая, аллегорическая и философская С., независимо от преобладания в ней того или другого начала, ведет рационалистически-трезвое исследование объекта. Персонаж здесь как бы олицетворенное логическое понятие (Органчик в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина), а сюжет как бы система интеллектуальных построений, переведенных на «художественный язык» («Кандид» Вольтера, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта). Распространенная фигура в С. герой-обозреватель, насмешливо «коллекционирующий» улики.
Особая разновидность С., высмеивающая ущербную личность, исследующая природу зла в психологическом плане («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея). Типизация здесь всецело опирается на точность и «жизнеподобие» внешних и характерологических деталей.
«Правдоподобное неправдоподобие» являет собою пародийно-ироническая С., изобилующая мотивами «удвоения жизни»: мистификациями, игровыми и театрализованными ситуациями, элементами композиционной симметрии, «двойничества» (у Э. Т. А. Гофмана). Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса), а также с другими разновидностями С.
Зарождение сатирической образности в античности относится ко времени, когда искусство носило синкретический характер (см. Синкретизм), выкристаллизовываясь из народных игр и культовых действ. Позднее в Древней Греции появляется жанр, названный впоследствии «менипповой сатирой». Как конкретный литературный жанр С. возникает и развивается в Древнем Риме (обличения Луцилия Гая, моралистические сатиры Горация и гражданские Ювенала; см. Сатура, Римская литература); осмеяние нравов получает яркое выражение в авантюрно-философском романе («Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъемом средневековых городов связано развитие анекдота и фаблио, комического животного эпоса, площадного фарса. Эпохе Возрождения сопутствует сатирический пересмотр идеологических норм средневековья (анонимная политическая С. во Франции «мениппова сатира», 2-я часть «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского). Сатирические эпизоды присутствуют в вершинных произведениях этой эпохи, воплотивших многоликую стихию комического («Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, комедии У. Шекспира). Для классицизма характерна сатирическая комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирические жанры (сатира, басня, максима, травестия). В XVIIXVIII вв. набирает обличительную силу комический плутовской роман (особенно барочный Ф. Кеведо-и-Вильегас, Х. Гриммельсхаузен и просветительский А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Традиции социально-сатирического смеха Мольера и испанской комедии получили развитие в комедиях П. Бомарше и Р. Б. Шеридана. Идеологи Просвещения создали классические образцы С., философски осмысливающие губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер, Ш. Л. Монтескьё и особенно Свифт). С развитием критического реализма С., трансформируясь, проникает во все прозаические жанры.
В конце XIX и в XX вв. С. совершенствуется в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К. Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, которые обличают пороки современной, переживающей кризис цивилизации. В отличие от их С., С. модернизма, разрабатывая проблему «отчуждения» человека в буржуазно-тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека философская С. вторгается в научную фантастику и антиутопию (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).
Сатирическая традиция в странах Востока зародилась в глубокой древности. Вошли в мировую культуру и составили славу восточной С. прежде всего фольклорные в своей основе произведения: «Тысяча и одна ночь», санскритская «Панчатантра», циклы персидских народных повестей, турецких и узбекских анекдотов о Насреддине. Наряду со сказкой и анекдотом распространенный жанр восточной С. притча. Издавна существует на Востоке и книжная С. Ее мотивы пронизывают, например, новеллы Пу Сунлина (Китай), лирику Убейда Закани (Иран), проникают в четверостишия Омара Хайяма (Иран), определяют звучание «Повести о плутах» Харибхадры Сури (Индия).
В русской литературе С. впервые отчетливо проявилась в сатирической повести конца XVII в. (см. Повесть древнерусская). Общественную обличительную С. развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова, сатирические стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художественном отношении прелюдией к расцвету С. XIX в. Сатирические типы, ставшие нарицательными, создает А. С. Грибоедов. Богато и многоаспектно по эстетической тональности комическое наследие Н. В. Гоголя, сатирически обозревшего «с одного боку» русскую социальную действительность («Ревизор» и «Мертвые души»). Трагическим ощущением проникнута сатирически-гротескная драматургия А. В. Сухово-Кобылина (также Драма). Беспощадным обличителем общественных пороков «сверху донизу» с позиций революционной демократии выступил Салтыков-Щедрин.
В советской литературе сатирическое начало выразилось в разных жанрах: политических стихах и пьесах В. В. Маяковского, рассказах и повестях М. М. Зощенко, А. П. Платонова, драматических сказках Е. Л. Шварца, романах И. Г. Эренбурга, И. Ильфа и Е. Петрова, М. А. Булгакова, научно-фантастических романах (братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие), баснях (С. В. Михалков), пародиях и эпиграммах.
литературу при ст. Комическое.
А. З. Вулис.