Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРР"-"ОЮУ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРР"-"ОЮУ")

ОРРЕГО ЛУКО ЛУИС

ОРРЕ́ГО ЛУ́КО (Orrego Luco) Луис (1866—1948), чилийский писатель. Сб. рассказов «Американские страницы» (1892). Ром. «Новая идиллия» (1899—1900), «Большой дом» (1908), «Раненое дерево» (1929), «Черное побережье» (1947), ист. ром. «Воспоминания одного волонтера из Старого Света» (1905), «В бурю» (1914).

ОРСАН АЛИ АКЛЯ

ОРСА́Н Али Акля (р. 1940), арабский драматург, литературовед, журналист, общественный деятель (Сирия). Пьесы «Ночные посетители», «Старик и дорога», «Палестинка» (все — 1971), «Заключенный № 95» (1974), «Маски» (1979). Ром. «Голанская твердыня» (1982). Кн. «Политика в театре» (1978).

ОРТИС АДАЛЬБЕРТО

ОРТИ́С (Ortiz) Адальберто (р. 1914), эквадорский писатель. Ром. «Жуюнго» (1943), «Плохая охрана» (1952), «Зеркало и окно» (1967). Сб. стихов «Земля, сон и барабан» (1944).

ОРТИС ГЕРРЕРО МАНУЭЛЬ

ОРТИ́С ГЕРРЕ́РО (Ortiz Guerrero) Мануэль (1897—1933), парагвайский поэт и драматург (на исп. яз. и гуарани). Сб. стихов «Насущное» (1922), «Тучи с запада» (1928), «Зерна» (1930). Комедия «Эйрете» (1921), драма «Конкиста» (1926).

ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ

О́РУЭЛЛ́ (Orwell) Джордж (наст. имя Эрик Блэр, Blair) (1903—50), английский писатель, публицист. Сатиры «Ферма зверей» (1945), антиутопия «1984» (1949). Романы, книги путевых очерков, публицистика.

ОРФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОРФИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, произведения древней греческой литературы, приписываемые легендарному Орфею (в античном предании — фракийский певец, сын музы Каллиопы) и его почитателям — орфикам. Известны два периода расцвета О. л.: VI в. до н. э. и первые века н. э. Сочинения древних орфиков (сохранились лишь фрагменты) были посвящены главным образом теогонии, астрономии, атмосферным явлениям, мифам о Дионисе и Деметре, жизни Орфея и написаны гекзаметром. Дошедшие до нас цельные произведения, написанные от лица Орфея, относятся к более позднему времени: поэма «Аргонавтика», сборник «Гимны Орфея к Мусею» (II—IV вв. н. э.) — т. н. орфические гимны, поэма «О камнях» (IV—VI вв. н. э.).

Литература:

Грабарь-Пассек М. Е., Орфич. поэзия, в кн.: История греч. литературы, т. 3, М., 1960.

ОРФОГРАФИЯ

ОРФОГРА́ФИЯ (греч. orthographía — правописание) поэтическая, сознательные отступления от нормативной О. в художественных текстах. Они могут быть никак не связаны с особенностями произношения, например прописные буквы в начале стихотворных строк или дифференцирующее написание существительного в предложном падеже («в поднебесьи»). Это относится и к таким случаям, как вариант «жолтый» у А. А. Блока с дополнительным значением «причастный миру сытых». О языковой, а не орфографической ошибке говорят написания типа «рыбяя» или «странная рифма» типа «где б он ни был — небо» до исправления редактором из «где б он не был». Часто встречающиеся в литературе написания «што», «штоп», «штобы», «скушный», «конешно» — это неорфографическая запись как раз литературного произношения. См. также Орфоэпия и Транскрипция.

Литература:

Панов М. В., И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках, М., 1964;

Нерешенные вопросы рус. правописания, М., 1974.

В. П. Григорьев.

ОРФОЭПИЯ

ОРФОЭ́ПИЯ поэтическая (греч. orphoépeia — правильность речи), особенности произношения художественных текстов, вызываемые их структурой, а не индивидуальной манерой произношения или исполнения. Так, рифмы «мех»—«снег», «миг»—«других», «безнадежной»—«нежный» принадлежат тексту, а оканье Егора Булычева — не обязательная характеристика этого образа. Особенности поэтической О. передаются с помощью особых орфограмм («революцьонный», «тыщи», «театор» и т. п.), а также ритмических сигналов (ср. частые в поэзии равносложные варианты слов типа «жизнь», «декабрь», «судорога», «вообще»). См. также Транскрипция и Орфография.

Литература:

Панов М. В., О стилях произношения (в связи с общими проблемами стилистики), в сб.: Развитие совр. рус. языка, М., 1963, с. 34—38 (с подстрочной библ.);

Григорьев В. П., Язык, орфография и писатель, в кн.: Орфография и рус. язык, М., 1966.

В. П. Григорьев.

ОРХАН ВЕЛИ КАНЫК

ОРХА́Н ВЕЛИ́ КАНЫ́К (Orhan Veli Kanik) (псевд. Мехмет Али Сель, Mehmet Ali Sel) (1914—50), турецкий поэт. Автор лит. манифеста «Странное» (1941, совм. с М. Дж. Андаем и Октаем Рифатом Хорозджу) и одноим. сб. стихов (1941). Поэтич. сб. «От чего не смог отказаться» (1945), «Новое» (1947), «Как дестан» (1946), «Вопреки» (1949), «Все стихи» (1951). Лит.-критич. статьи, проза.

■ Для вас. [Избр. стихи], М., 1961.

ОРХАН КЕМАЛЬ

ОРХА́Н КЕМА́ЛЬ (Orhan Kemal) (наст. имя Мехмет Рашид Огютчю, Mehmet Raşit Ogutçü) (1914—70), турецкий писатель. Многочисл. сб. рассказов: «Борьба за хлеб» (1949), «Забастовка» (1954), «Братская доля» (1957) и др. Автобиогр. пов. «Отчий дом» (1949), «Годы странствий» (1950), пов. «72-я камера» (1954, п. 1975; одноим. пьеса 1967, п. 1977), «Муртаза» (1952, п. 1975). Ром., в т. ч. «Джемиле» (1952), «Преступник» (1957, п. 1961), «Происшествие» (1958, п. 1963), «Крошка» (1960, п. 1961), «Брошенная в бездну» (1960, п. 1965), «Инспектор инспекторов» (1966), «Мошенник» (1969, п. 1975). Воспоминания о годах тюремного заключения «Три с половиной года с Н. Хикметом» (1965).

■ Борьба за хлеб, М., 1953; Мстительная волшебница. [Избр. рассказы], М., 1967.

ОРХАН ХАНЧЕРЛИОГЛУ

ОРХА́Н ХАНЧЕРЛИОГЛУ́, см. Ханчерлиоглу О.

ОСАДЕБАЙ ДЕННИС

ОСАДЕБА́Й (Osadebay) Деннис (р. 1911), нигерийский поэт (на англ. яз.), государственный деятель. Сб. «Африка поет» (1952).

О’САЛЛИВАН ОУЭН РОУ

О’СА́ЛЛИВАН (O’Sullivan) Оуэн Роу (1748—1775), ирландский поэт.

ОСБОРН ДЖОН

О́СБОРН́ (Osborne) Джон (р. 1929), английский драматург. Пьесы «Оглянись во гневе» (1957, п. 1959, 1978), «Комедиант» (1957, п. 1978), «Лютер» (1961, п. 1978), «Неприемлемое свидетельство» (1964, п. — «Неподсудное дело», 1967), «Время настоящее» (1968), «Отель в Амстердаме» (1968), «К западу от Суэца» (1969), «Чувство отстраненности» (1972), «Смотрите, как все валится» (1975) и др. Инсценировки, киносценарии.

ОСЕН АРНЕ ПОШЕ

О́СЕН́ (Aasen) Арне Поше (псевд. Дориан Ред, Dorian Red) (р. 1901), норвежский поэт. Сб. «Серп и молот» (1921), «Мир — наш дом» (1931), «Отель Европа» (1933), «Цветы и хлеб» (1937), «За каждым окном» (1950).

ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСЕТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература осетинского народа на осетинском языке. Есть предположения, что прямые предки современных осетин — аланы имели письменность еще в V в. н. э.; средневековое аланское царство было разгромлено монголо-татарским нашествием, и культурная традиция оборвалась. Духовную жизнь осетинского народа отразил фольклор: нартский (нартовский) эпос, сказания о героях-даредзанах, сказки, песни, пословицы, притчи, предания и таураги (были).

С середины XVIII в. в национальном самосознании осетин укрепляется идея необходимости экономической, политической и культурной ориентации на Россию, присоединения к Российскому государству. Создается осетинская письменность на основе русской графики, а в 1798 издана первая книга на осетинском языке («Краткий катехизис»). Публицисты 60—70‑х гг. XIX в. стремились защитить горцев от нравственной дискредитации со стороны поборников самодержавия и дать русскому читателю верное историко-культурное представление о горских народах; они пропагандировали необходимость выработать новые представления о достоинстве личности, преодолеть узость патриархального мышления, сохранив лучшие черты родовой нравственности.

Самый значительный художник, мыслитель и общественный деятель XIX в. — К. Хетагуров, создавший поэтические произведения, проникнутые идеологией революционного демократизма. В начале XX в. появилась национальная пресса. Создателями национальной драматургии и прозы стали Е. Бритаев, А. Коцоев, Ц. Гадиев и др. Они ввели в О. л. новые проблемы и новых героев — борцов за национальную и социальную свободу. Жесткая цензура, убыточность книгоиздания (при малочисленности читателей) подавляли творческую энергию литераторов.

Установление в Осетии Советской власти создало условия для всестороннего развития О. л. Произведения таких писателей, как Гадиев, Г. Бараков, Коцоев, Нигер (И. Джанаев), С. Кулаев, К. Дзесов, были проникнуты пафосом борьбы за революционные преобразования. В 1924 — 1925 при Московской ассоциации пролетарских писателей была организована группа «Зиу» (в которую вошли осетинские пролетарские писатели), выпустившая в 1925 и 1927 коллективные сборники. После образования в 1924 Северо-Осетинской АО улучшилась издательская деятельность. 30‑е гг. характеризуются появлением крупных эпических произведений, оживлением драмы. Основные темы О. л. этих лет — жизнь села в период коллективизации, история народа. Успехов достигла поэзия, особенно в жанре поэмы (М. Камбердиев, Х. Плиев, Нигер). Во время Великой Отечественной войны многие осетинские писатели были на фронте, военная тематика преобладала во всех жанрах литературы. В послевоенные годы появляются эпические произведения, осмысляющие исторические вехи жизни народа (романы Е. Уруймаговой, Д. Мамсурова). Современности посвящены многие романы и повести 60—70‑х гг. (М. Цагараев и др.). Новые поэтические произведения создают Г. Кайтуков, Г. Дзугаев, Г. Плиев, Гафез, А. Царукаев, Б. Муртазов, Р. Асаев, Н. Джусойты. Развивается литература для детей, крепнут связи с литературами народов СССР.

Литературная периодика: журналы «Фидиуаг» (с 1927), «Мах дуг» (с 1934).

Литература:

Ардасенов Х. Н., Очерк развития осет. литературы. Дооктябрьский период, Орджоникидзе, 1959;

Очерк истории осет. советской литературы, Орджоникидзе, 1967;

Джусойты Н. Г., История осет. литературы, кн. 1, Тб., 1980.

Н. Г. Джусойты.

ОСЕЦКИЙ КАРЛ ФОН

ОСЕ́ЦКИЙ (Ossietzky) Карл фон (1889—1938), немецкий публицист, общественный деятель. В 1933—36 узник фаш. концлагеря Зонненбург. Ноб. пр. мира (1936).

● Кривуля Б., Он ненавидел войну (о Карле Осецком), М., 1966.

ОСМАНОВ МАГОМЕД-ЭФФЕНДИ

ОСМА́НОВ Магомед-Эффенди (1840—1904), кумыкский поэт. Сатирич. и лирич. стихи. Сост. и изд. сб. «Ногайские и кумыкские тексты» (П., 1883).

● Акавов З. Н., Нравств. истоки, М., 1978.

ОСМИЕВ ХАМЗАТ СОСИЕВИЧ

ОСМИ́ЕВ Хамзат Сосиевич (1909—81), ингушский советский писатель. Пов. «Отцы и дети» (1928, совм. с Б. Х. Зязиковым). Сб. рассказов «Рассказы» (1960), «На большой дороге» (1963). Сб. стихов «Голос сердца» (1958), «Облик эпохи» (1966), «След человека на земле» (1978).

■ Время и люди. [Стихи], М., 1978.

ОСМОНОВ АЛЫКУЛ

ОСМО́НОВ Алыкул (1915—50), киргизский советский поэт. Сб. стихов «Песни рассвета» (1935), «Чолпонстан», «Звездная молодость» (оба — 1937), «Любовь» (1945), «Новые стихотворения» (1949), «Отечество» (опубл. 1958). Пьесы.

■ Соч., т. 1—3, Ф., 1964—67 (на кирг. яз.); Избр., М., 1975.

● Мамытбеков З., Пламенный поэт. [О творчестве А. Осмонова], Ф., 1971.

ОСОРЕС РЕНАТО

ОСО́РЕС (Ozores) Ренато (р. 1910), панамский писатель. Ром. «Низкий берег» (1950), «Мост в мир» (1951), «Темная улица» (1955). Рассказы. Пьесы «Ангел» (1954), «Бегство» (1959).

ОСТАЙЕН ПОЛЬ ВАН

ОСТА́ЙЕН (Ostaijen) Поль ван (1896—1928), бельгийский поэт, критик (на нидерл. яз.). Сб. стихов «Мюзик-холл» (1916), «Сигнал» (1918), «Плененный город» (1921). Статьи по эстетике.

ОСТИН ДЖЕЙН

О́СТИН́ (Austen) Джейн (1775—1817), английская писательница. Ром. «Разум и чувствительность» (т. 1—3, 1811), «Гордость и предубеждение» (т, 1—3, 1813, п. 1967), «Аббатство Нортэнгер» (1818, п. 1976), «Мэнсфилд Парк» (1814), «Эмма» (1816), «Убеждение» (1818). Пародии (т. н. «Ювенилиа», опубл. 1871, в отрывках).

ОСТОЛОПОВ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ

ОСТОЛО́ПОВ Николай Фёдорович (1783—1833), русский писатель, теоретик лит-ры. Изд. журн. «Любитель словесности» (1806). Труды «Словарь древней и новой поэзии» (ч. 1—3, 1821), «Ключ к сочинениям Державина» (1822). Сб. стихов «Прежние досуги» (1816), «Апологические стихотворения» (1827, с прил. поэмы-пародии «Привидение»). Пов. «Евгения, или Нынешнее воспитание» (1803). Переводы из Вольтера, в т. ч. «Опыт на поэзию эпическую» (1802), Т. Тассо (прозой).

ОСТОС ЭУХЕНИО МАРИЯ ДЕ

О́СТОС́, Остос-и-Бонилья (Hostos y Bonilla) Эухенио Мария де (1839—1903), пуэрториканский писатель, деятель нац.-освободит. движения. Ром. «Байоанское паломничество» (1863). Очерки, публицистика.

ОСТРОВОЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ОСТРОВО́Й Сергей Григорьевич (р. 1911), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1949. Кн. стихов «Стихи» (1937), «Я в России рожден» (1956), «Я люблю» (1962), «Сто новых стихотворений» (1967), «Вера, Надежда, Любовь» (1971), «Книга стихов о любви» (1974), «Годы… Новая лирика» (1981) и др. Поэмы «Сын России» (1942), «Мать» (1961), «Баллада о любви» (1962) и др. Тексты песен. Рассказы (в т. ч. кн. «Зеленая обезьяна», 1976).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1978.

ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ОСТРО́ВСКИЙ Александр Николаевич (1823—86), русский драматург. Организатор и пред. Об-ва рус. драматич. писателей и оперных композиторов (с 1870). Пьесы (комедии и драмы): в прозе — «Семейная картина» (1847, пост. 1855), «Свои люди — сочтемся» (1850, пост. 1861), «Бедная невеста» (1852), «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), «Не так живи, как хочется» (1855), «В чужом пиру похмелье» (1856), «Доходное место» (1857, пост. 1863), «Праздничный сон — до обеда» (1857), «Не сошлись характерами» (1858), «Воспитанница», «Гроза» (обе — 1859), «Старый друг лучше новых двух» (1860), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь» [«Женитьба Бальзаминова»] (обе — 1861), «Грех да беда на кого не живет», «Тяжелые дни» (обе — 1863), «Шутники» (1864), «На бойком месте» (1865), «Пучина» (1866), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1869), «Бешеные деньги» (1870), «Лес», «Не все коту масленица» (обе — 1871), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872), «Поздняя любовь», «Трудовой хлеб» (обе — 1874), «Волки и овцы» (1875), «Богатые невесты» (1876), «Правда — хорошо, а счастье — лучше» (1877), «Последняя жертва» (1878), «Бесприданница» (1879), «Сердце не камень» (1880), «Невольницы» (1881), «Таланты и поклонники» (1882), «Красавец мужчина» (1883), «Без вины виноватые» (1884), «Не от мира сего» (1885); в стихах — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), «Воевода (Сон на Волге)» (1865, 2-я ред. 1885), «Комик XVII столетия» (1873), пьеса-сказка «Снегурочка» (1873); в соавт. с С. А. Гедеоновым «Василиса Мелентьева» (в стихах, 1868); с Н. Я. Соловьевым «Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (1877), «Дикарка» (1879); «Светит, да не греет» (1880); с П. М. Невежиным «Блажь» (1881), «Старое по-новому» (1882). Очерк «Записки замоскворецкого жителя» (1847). Критика, статьи о театре, речи (в т. ч. о Пушкине, 1880).

■ Полн. собр. соч., т. 1—12, М., 1973—80.

● Ревякин А. И., Иск-во драматургии А. Н. Островского, М., 1974; Холодов Е. Г., Драматург на все времена, М., 1975; Лакшин В. Я., А. Н. Островский, 2 изд., М., 1982; Лобанов М. П., Островский, М., 1979; Журавлева А. И., А. Н. Островский — комедиограф, М., 1981; А. Н. Островский в рус. критике, М., 1948; А. Н. Островский в воспоминаниях современников, М., 1966; Коган Л. Р., Летопись жизни и творчества А. Н. Островского, М., 1953; Муратова К. Д., Библиография лит-ры об А. Н. Островском, Л., 1974.

ОСТРОВСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ОСТРО́ВСКИЙ Николай Алексеевич (1904—1936), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1924. Ром. «Как закалялась сталь» (ч. 1—2, 1932—1934), «Рожденные бурей» (незаконч., 1935—1936). Речи, статьи, письма.

■ Собр. соч., т. 1—3, М., 1974—75.

● Венгров Н., Николай Островский, 2 изд., доп. и испр., М., 1956; Островская Р., Николай Островский, М., 1975; Трофимов К. Д., Так закалялась сталь. Новые страницы жизни и творчества Н. А. Островского, М., 1982; Трегуб С., Жизнь и творчество Николая Островского, 3 изд., М., 1984; Воспоминания о Николае Островском, М., 1974; Рожденный бурей. [К 80-летию со дня рождения Н. А. Островского]. Рекоменд. указатель лит-ры, М., 1984.

ОСТРОУМИЕ

ОСТРОУ́МИЕ (остро́та) в литературе, изобретательное и лапидарно выраженное суждение, которое своей неожиданностью и парадоксальностью вызывает комический эффект. Нередко острота смыкается с парадоксом и иронией (стилистической).

О. рассматривается как комическое в интеллектуальной сфере («играющее суждение»). Отличие О. от других видов комического (сатиры и особенно от народного смеха, юмора) иногда определяют формулой Аристотеля: «остроумное создают, комическое находят». О. не констатирует комический смысл, а конструирует — соединяет мгновенно и напрямик, игнорируя общепринятые мнения, трезвый смысл, иерархию жизненных ценностей, — казалось бы, несоединимое и несоизмеримое в новое умозаключение или афористическое высказывание, которое убеждает, в частности, и своей ассоциативной точностью, виртуозностью («В начале было Слово, в конце — Фраза», С. Е. Лец). (О соотношении О. с другими видами комического также в ст. Юмор.) Внутренняя противоречивость способна придать О. видимость нелепости и алогизма, которые, однако, обычно таят в себе хотя бы долю истины. И все же в О. комический эффект иногда остается единственным достоянием, а подчас даже «аргументирует» псевдооткрытие; не случайно выражение: О. — еще не признак ума.

По внутренней структуре острота часто подобна силлогизму, но предполагающему молниеносный пересмотр вывода или исходной (или реконструируемой) посылки: «Одинокий человек всегда в дурном обществе» (П. Валери). Она может включаться в диалог персонажей, окрашивать собою речь повествователя. Остроумием авторы, как правило, награждают своих интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных героев (Д. Дидро, Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй, И. Ильф и Е. Петров); однако остроумная наблюдательность (уже выходящая за рамки О.-суждения) может быть характерологической принадлежностью и детского (Том Сойер, Гекльберри Финн М. Твена), и народного сознания (герои М. А. Шолохова, В. М. Шукшина, В. И. Белова).

О. (острота) может выступать и самостоятельно — как литературная миниатюра, близкая к комической афористике. В этом качестве острота «присваивает» жанровые формы анекдота, эпиграммы, каламбура, «пародийных использований» и перелицовок устоявшихся формул. В новейшей литературе острота приходит на смену афоризмам, максимам, сентенциям как жанрам, которые присущи эпохам с более монистическим и традиционным умонастроением (см. Афористика). Не случайно так много современных острот являют собой переделки-пародирования традиционных афоризмов. Среди писателей острословами в жизни, в светском (XIX в.) или литературному быту слыли Г. Гейне, О. Уайльд, Б. Шоу, А. Франс, М. Твен; в России — С. А. Соболевский, П. А. Вяземский, Ф. И. Тютчев, В. В. Маяковский, Ильф и Петров, М. А. Булгаков, М. А. Светлов.

Литература:

Щербина А. А., Сущность и искусство словесной остроты (каламбура)…, К., 1958;

Лук А. Н., О чувстве юмора и остроумия, М., 1968;

Эвентов И., «Остроумие схватывает противоречие…», «ВЛ», 1973, № 6;

Дземидок Б., О комическом, пер. с польск., М., 1974, с. 75—76, 87—88, 121, 151—53, 174—75.

А. З. Вулис.

ОСТРОУМОВ ЛЕВ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ОСТРОУ́МОВ Лев Евгеньевич (1892—1955), русский советский писатель. Пов. «Макар-следопыт» (кн. 1—3, 1925—26), «Черный лебедь. Новые приключения Макара-Следопыта» (1930). Ром. «День жатвы» (1916—21, опубл. 1925), «Золотая колыбель» (1927), «Фабрика разговоров» (1931). Рассказы. Стихи для детей. Пьеса «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (1923). Переводы.

ОТАРОВ КЕРИМ САРАМУРЗАЕВИЧ

ОТА́РОВ Керим Сарамурзаевич (1912—74), балкарский советский поэт, народный поэт Каб.-Балк. АССР (1969). Чл. КПСС с 1940. Сб. «Стихи и песни» (1938), «Дороги» (1956), «Родная земля» (1960), «Годы» (1964), «Утро мира» (1967), «Поэмы Октября» (1973).

■ Летние ветры. Стихи, Нальчик, 1979 (на балкар. яз.); Дороги утра. Стихи и поэма, М., 1972.

ОТЕРО БЛАС ДЕ

ОТЕ́РО (Otero) Блас де (1916—79), испанский поэт. Сб. «Яростно человечный ангел» (1950), «Говорит совесть» (1951), «Прошу мира и слова» (1955), «Речь идет об Испании» (1963), «В то время как», «Придуманные и непридуманные истории» (оба—1970).

■ Стихи, М., 1962.

ОТЕРО ГОНСАЛЕС ЛИСАНДРО

ОТЕ́РО ГОНСА́ЛЕС (Otero González) Лисандро (р. 1932), кубинский писатель. Ром. «Так было» (1963, п. 1966), «Такой же город» (1970, п. 1979), «Трасса» (1976), пов.-памфлет «Генерал на коне» (1980, п. 1982), пов. «Страсть Урбино» (1967). Публицистика и лит. критика.

ОТЕРО СИЛЬВА МИГЕЛЬ

ОТЕ́РО СИ́ЛЬВА (Otero Silva) Мигель (1908—85), венесуэльский писатель, общественный деятель. Ром. «Лихорадка» (1939, переработ. изд. 1971, п. 1964), «Мертвые дома» (1955, п. 1961), «Контора № 1» (1961, п. — «Город в саванне», 1968), «Смерть Онорио» (1963, п. — «Пятеро, которые молчали», 1966), «Когда хочется плакать — не плачу» (1970, п. 1972), «Лопе де Агирре, князь Свободы» (1979, п. 1981). Поэмы «Хоральная элегия Андресу Элою Бланко» (1958), «Море — это смерть» (1965, п. фрагментов 1969). Стихи. Межд. Лен. пр. (1980).

■ Избр., М., 1982.

«ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ»

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТЕШ АЛШЫНБАЙ УЛЫ

ОТЕ́Ш Алшынбай улы (1828—1902), каракалпакский поэт.

ОТОН МАНУЭЛЬ ХОСЕ

ОТО́Н (Othón) Мануэль Хосе (1858—1906), мексиканский поэт, драматург.

ОТРАДА НИКОЛАЙ КАРПОВИЧ

ОТРА́ДА (наст. фам. Турочкин) Николай Карпович (1918—40, погиб на Финском фронте), русский советский поэт. Кн. стихов «Счастье» (1939). Стихи опубл. в сб. «Имена на поверке» (1963), «Сквозь время» (1964), «Кочуют зеленые звезды» (1965).

ОТРЕЧЁННЫЕ КНИГИ

ОТРЕЧЁННЫЕ КНИ́ГИ, см. Апокрифы.

ОТТОН ФРЕЙЗИНГЕНСКИЙ

ОТТО́Н ФРЕ́ЙЗИНГЕНСКИЙ (Otto von Freising) (ок. 1114—58), немецкий латинский историк, писатель. Аббат (с 1132), епископ Фрейзингенский (с 1138). Ист. соч. «Хроника, или О двух царствах» (1143—46), «Деяния императора Фридриха» (1157—58, незаконч.).

ОТФРИД

О́ТФРИД́, Отфрид Вайсенбургский (Otfrid von Weißenburg), немецкий поэт, монах (9 в.).

ОТЧЕНАШЕК ЯН

О́ТЧЕНАШЕЌ (Otčenášek) Ян (1924—79), чешский писатель. Ром. «Широким шагом» (1952), «Гражданин Брих» (1955, п. 1957), «Хромой Орфей» (1964, п. 1966), пов. «Ромео, Джульетта и тьма» (1958, п. 1960), «Когда в раю шел дождь» (1972).

ОТЯН ЕРВАНД

ОТЯ́Н Ерванд (1869—1926), армянский писатель-сатирик и публицист. Жил в Турции и Египте. Ром. «Поп-посредник» (1895), «Семья, честь, нравственность» (1910), «Абдул Гамид и Шерлок Холмс» (1911), «Салиха Ханум» (1912). Кн. мемуаров «Двенадцать лет вне Стамбула» (1912—13). Пов. «Пропагандист» (1901), «Товарищ Панджуни» (1908), «Война и мир» (1911). Рассказы, фельетоны, памфлеты, комедии.

■ Соч., т. 1—6, Ер., 1960—63 (на арм. яз.); Соч. Романы, рассказы, Ер., 1978 (на арм. яз.).

ОУКЛИ БАРРИ

О́УКЛИ́ (Oakley) Барри (р. 1931), австралийский прозаик и драматург. Ром. «Дикий осел» (1967), «Салют великому Маккарти» (1968), «Послушаем-ка о Прендергасте» (1970). Сб. рассказов «Ступая по земле тигров» (1977). Пьеса «Ноги Дэниэла Мэнникса» (1975) и др.

ОУЛАФССОН ЭГГЕРТ

О́УЛАФССОН́ (Ólafsson) Эггерт (1726—68), исландский поэт. Кн. «Путешествие по Исландии» (1772).

ОУТС ДЖОЙС КЭРОЛ

О́УТС́ (Gates) Джойс Кэрол (р. 1938), американская писательница. Ром. «Сад радостей земных» (1967, п. 1973), «Дорогостоящие люди» (1968), «Их жизни» (1969), «Делай со мной, что захочешь» (1973, п. 1983), «Убийцы» (1975), «Сын утра» (1978), «Бельфлёр» (1960), «Ангел света» (1981), «Бладсмор» (1982), «Тайны Уинтертерна» (1984). Сб. новелл «Через Северные ворота» (1963), «Любовный круг» (1970), «Браки и измены» (1973), «Голодные духи» (1974), «Темная сторона. Восемнадцать притч» (1977), «Сентиментальное воспитание» (1980). Сб. стихов «Сказочные звери» (1975). Сб. эссе «Новое небо и новая земля» (1974) и критич. ст. «На грани невозможного…» (1972).

ОУЯН СЮ

ОУЯ́Н СЮ, Оуян Юйцянь, Оуян Юншу (1007—42), китайский писатель. Ист., дидактич., филос. и др. соч. в жанре фу. Лирика в жанрах ши и цы. Соч. в жанре шихуа (суждения о стихах).

ОУЯН ШАНЬ

ОУЯ́Н ШАНЬ (наст. имя Ян Фэнци) (р. 1908), китайский писатель. Чл. КПК с 1940. Романы, в т. ч. «Плоды войны» (1942), ист.-рев. эпопея «Лучшие люди эпохи» (опубл. 2 т.: «Переулок Трех семей», 1959; «Тяжелая борьба», 1962). Пов. «Гао Ганьда» (1946, п. — «Слуга народа», 1951), «Три жизни героя» (1955), «Светлый путь» (1955, п. 1961). Рассказы.

О’ФАОЛЕЙН ШОН

О’ФА́ОЛЕЙН (O’Faolain) Шон (р. 1900), ирландский писатель. Многочисл. сб. рассказов, в т. ч. «Сумасшедшая полночь» (1932), «Я помню! Я помню!» (1962), «Иностранные дела» (1976). Ром. «Гнездо простых людей» (1933, п. 1941), «Одинокая птица» (1936), «Вернись в Эрин» (1940), филос. ром. «И опять?» (1979). Романизир. биографии «История жизни Де Валера» (1933), «Графиня Маркович» (1934), «Король нищих. Жизнь Дэниела О’Коннелла» (1938). Автобиография «Да здравствую я!» (1964). Лит-вед. работы.

О’ФЛАЭРТИ ЛАЙАМ

О’ФЛА́ЭРТИ (O’FIaherty) Лайам (1896—1984), ирландский писатель. Ром. «Черная душа» (1924), «Осведомитель» (1925, п. 1927), «Убийца» (1928), «Мученик» (1933), «Голод» (1937), «Мятеж» (1951). Рассказы (сб. «Весенний сев», 1924, п. 1929; «Палатка», 1926, п. 1929).

О’ХАРА ДЖОН ГЕНРИ

О’ХА́РА (O’Hara) Джон Генри (1905—70), американский писатель. Ром. «Свидание в Самарре» (1934, п. 1979), «Баттерфилд, 8» (1935), «Жажда жить» (1949), «Северная Фредерик, 10» (1955), «Дело Локвудов» (1965, п. 1972), «Инструмент» (1967). Сб. новелл «Сын врача» (1935), «Маяк на мысе Кейп-Код» (1962), «В ожидании зимы» (1966), «И другие рассказы» (1968).

■ Жажда жить. Роман и рассказы, М., 1970; Bruccoli M., J. O’Hara: A descriptive bibliography, Pittsburg, 1978.

ОХТОВ АБДУЛЛАХ НАШХОВИЧ

О́ХТОВ́ Абдуллах Нашхович (р. 1909), черкесский советский писатель. Сб. прозы и стихов «Слово о братстве» (1957), «Ущелье Бэлы» (1960). Ром. «Млечный путь» (1968).

■ Млечный путь. Роман, повести, рассказы, Черкесск, 1981.

ОЧЕРЕТИН ВАДИМ КУЗЬМИЧ

ОЧЕРЕ́ТИН Вадим Кузьмич (р. 1921), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Ром. «Первое дерзание» (1953), «Саламандра» (1958), «Сирена» (1962), «Трижды влюбленный» (1970). Пов., в т. ч. «Ключ Упорова» (1976), «Зеленое железо. Из истории Нила Подкорытова» (1980). Рассказы. Очерки.

ОЧЕРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОШАЕВ ХАЛИД ДУДАЕВИЧ

ОША́ЕВ Халид Дудаевич (1898—1977), чеченский советский писатель. Чл. КПСС с 1927. Пьесы «Клещ» (1934), «Борьба продолжается» (1936), «Асланбек Шерипов» (1958). Ром. «Пламенные годы» (кн. 1—4, 1957—64).

■ Тропы времени. [Избр.], Грозный, 1972 (на чсч. яз.).

ОШАНИН ЛЕВ ИВАНОВИЧ

ОША́НИН Лев Иванович (р. 1912), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1944. Поэтич. сб. «Дети разных народов» (1950), «Стихи о любви» (1957), «Я и ты» (1962), «Просто я работаю волшебником» (1966), «Шел я сквозь вьюгу…» (1970), «Островитяне» (1972), «Издалека — долго» (1977), «Самолеты и соловьи» (1982) и др. Тексты песен «Дороги» (1946), «Ленин всегда с тобой» (1955), «Песня о тревожной молодости!» (1960), «Течет Волга», «Пусть всегда будет солнце» (обе — 1962) и мн. др. Ром. в стихах «Мой друг Борис» (1944). Ром. в балладах «Вода бессмертия» (1975), «Талисман Авиценны» (1980). Пов. в стихах «Хозяин огня» (1977). Пов. «Этажи» (1930). Пьесы «Твое личное дело» (1953), «Я тебя найду» (1957, обе совм. с Е. Б. Успенской). Кн. о творчестве «Как создавалась песня» (1967). Переводы. Гос. пр. СССР, 1950.

■ Собр. соч., т. 1—3, М., 1980—81; Лирика, баллады, песни, М., 1983.

● Тюрин В. В., Лев Ошанин, М., 1972.

ОЭ КЭНДЗАБУРО

О́Э́ Кэндзабуро (р. 1935), японский писатель. Ром. «Опоздавшая молодежь» (1962, п. 1973), «Крик», «Сексуальный человек» (оба — 1963), «Личный опыт» (1964), «Футбол 1860» (1967), «Записки пинчраннера» (1976, п. 1981). Рассказы, эссе «Хиросимские записки» (1966, п. 1973).

■ Объяли меня воды до души моей. Роман. Рассказы, М., 1978; Футбол 1860 года. Роман и рассказы, М., 1983.

ОЮУН ЭРДЭНЭБАТЫН

ОЮУ́Н Эрдэнэбатын (р. 1918), монгольская писательница, режиссер. Чл. МНРП с 1944. Пьесы, в т. ч. «Братья» (1946). Рассказы (сб. «Встреча», 1977). Работы по лит-ведению и иск-ведению.

Предыдущая страница Следующая страница